15 августа 2016 года № 10-12 (2021-2023)

PDF-Версия газеты "Вестник МГУЛ" № 10-12 (2021-2023)

1 сентября - день знаний!

приветствие ректора мгулеса
профессора в.г. санаева

Уважаемые сотрудники и студенты университета!

Поздравляю вас с наступающим Днём знаний!

1 сентября 2016 года начинается качественно новый этап в почти что вековой истории нашего Лестеха. Мы становимся частью дружного коллектива студентов и сотрудников прославленного Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Предстоит большая работа по совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки специалистов, уровня и масштабов научно-исследовательской деятельности. Наш коллектив неоднократно доказывал, что ему по плечу решение любых самых сложных вопросов. Залогом успеха служит основа, созданная десятками тысяч преподавателей, ученых и студентов, трудившихся и учившихся в разные годы в стенах МЛТИ-МГУЛеса. И сегодня в нашем вузе преподают и познают науки мыслящие, ищущие, дерзающие наставники и студенты.

Особые слова я адресую тем, кто впервые переступил порог университета, как его полноправные хозяева, – нашим первокурсникам.

Дорогие друзья! Учиться в МГТУ им. Н.Э. Баумана – ведущем техническом вузе страны – это не только большая честь, но и высокая ответственность. Именно от вас – сегодняшних студентов – скоро будут зависеть развитие и сохранение преемственности в исследованиях и разработках славных научных школ, придание динамизма научному поиску, совершенствование производства. И помогут вам в этом знания и навыки, которыми всегда готовы щедро поделиться наши ученые-преподаватели.

Поэтому главное для вас – постигать науки, впитывая все новое и еще непознанное. Залогом достижения этой цели станут ваша тяга к знаниям и трудолюбие, без которого невозможно добиться успеха. Мы предоставим вам все возможности не только для успешной учебы, но также и для занятий спортом и развития творческих талантов. Мы всегда готовы вам помочь и дать хороший совет.

В этот день я желаю всем, кто связал свою судьбу с высшей школой, – от первокурсника до профессора – новых научных и педагогических свершений, успехов в труде и учебе и личного счастья!


Итоги 2015/2016 учебного года
и задачи по развитию на 2016/2017 учебный год

(Выдержки из доклада ректора МГУЛ профессора В.Г. Санаева)

Учебно-методическая работа

Состав научно-педагогических кадров

В настоящее время в университете работают 499 преподавателей. Из них: имеют ученую степень доктора и/или ученое звание профессора – 80 чел., степень кандидата и/или ученое звание доцента – 235 чел., только высшее профессиональное образование – 184 чел.

Штатных преподавателей – 300 чел. Из них: имеют ученую степень доктора и/или ученое звание профессора – 51 чел., степень кандидата и/или ученое звание доцента – 172 чел., только высшее профессиональное образование – 77 чел.

Доля сотрудников, имеющих степень кандидата и доктора наук, на сегодня составляет 63 % от численности ППС, тогда как лицензией университету предписано иметь это соотношение не ниже 60 %

Среди наших сотрудников: 1 академик РАН и РАСХН; академиков общественных академий: 21 штатный и 4 совместителя; членов-корреспондентов: 8; лауреатов государственных и международных премий: 2 штатных и 3 совместителя; заслуженных деятелей науки и техники: 12 штатных и 2 совместителя; 2 заслуженных лесовода РФ, 1 заслуженный работник лесной промышленности РФ.

Контингент студентов

На 1 июля 2016 г. контингент студентов МГУЛ составил 6860 человек, в том числе: 3935 (57,4 %) человек по очной, 101 (1,5 %) – по вечерней, 2011 (29,3 %) – по заочной и 813 (11,8 %) человек по заочно-сокращенной (ускоренной) формам обучения.

Выпуск 2016 года составил 1531 человек. Из них 799 – по очной, 508 – по заочной, 181 – по заочно-сокращенной (ускоренной), 17 – по заочно-сокращенной (ускоренной) форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, 26 – по вечерней форме обучения. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 217 (14%) человек. Рекомендовано для дальнейшего обучения в аспирантуре/магистратуре 109 (7 %) человек.

Выпускные квалификационные работы защитили на отлично 52 % выпускников, на хорошо 35%, на удовлетворительно 13 %. Это примерно те же цифры, которые мы имели по прошлым годам, динамики вверх или вниз мы здесь не имеем.

Госэкзамены на отлично сдали 34 % выпускников, на хорошо 52%, на удовлетворительно 14 %.

В 2016 году в университете состоялся выпуск по заочно-сокращенным (ускоренным) программам бакалавриата и по заочно-сокращенным (ускоренным) программам бакалавриата с использованием дистанционных образовательных технологий.

Успеваемость

Абсолютная успеваемость (очное обучение) по итогам летней сессии находится на среднем уровне (в 2012 г. – 67 %, 2013 г. – 60 %, 2014 г. – 57 %, 2015 г. – 57 %, 2016 г. – 65 %). Удельный вес отличников и хорошистов по отношению к троечникам среди контингента бюджетных студентов составляет, соответственно, 22 % и 47 %. Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию за прошедший год, число отличников составило 14 %, хорошистов – 40 %, троечников и смешанных оценок – 46 %.

Число задолжников на конец сессии оставалось 1058 (35%). Наша главная задача – исправить такую ситуацию.

Деканам факультетов следует значительно повысить требовательность к исполнению учебной дисциплины студентами и своевременно реагировать на ее нарушения. Других путей, кроме как ужесточить требования к бездельникам, у нас нет.

Об учебных и производственных практиках

На проведение практик было выделено более 2 млн. рублей. Наряду с уже традиционными базами практик, студенты ФЛХ и ФЛА побывали на практике по физиологии растений в г. Калининграде; студенты факультета лесного хозяйства были направлены в: Хабаровский край, Дальневосточный государственный аграрный университет, Калужскую область, ФГУП «Рослесинфорг», г. Хабаровск, г. Владивосток, в Геленджикский лесхоз, где проходили учебную и производственную практики.

Некоторые студенты совмещали прохождение практики со сбором материалов для научных работ, принимали участие в различных семинарах.

В соответствии с заключенными с предприятиями отрасли договорами о проведении практик («Таркет» г. Мытищи, ОАО «Мытищинская теплосеть», Волгодонский комбинат древесных плит, ПТК «Прогресс», «Игоревский ДОК», РКК «Энергия», ФГБУ «МДЦ «Артек», Ковровский ЛК, Депортамент лесного комплекса Вологодской области, питомник Ниваки в Шаховском районе, питомник Саватеевых) студенты ФЛА, ЛПФ, МХТД, ФЭСТ прошли там полноценную практику.

Студенты МШУБиЭ проходили практику в Мытищинском машиностроительном техникуме, налоговых инспекциях, на кафедрах университета.

На ФЛХ сформирован студенческий отряд «Лесоустроитель», работая в котором, студенты одновременно прошли и практику.

Пожелание к выпускающим кафедрам – активнее проводить работу с предприятиями по заключения долгосрочных договоров на проведение всех видов практик бакалавров, магистров, аспирантов.

С мая по август более 1 тысячи студентов прошли практику в нашем лесхозе. Подготовка базы практик «Камшиловка» к приему студентов проходила с большими трудностями. На следующий год руководству университета и лесхоза, кафедрам необходимо заранее провести работу, направленную на улучшение организации подготовки безопасного пребывания студентов на базе «Камшиловка», улучшение условий проживания на базе и более полное использование возможностей проведения полноценных практик и научных работ на объектах лесхоза.

Учебно-методическая деятельность

Текущая методическая работа велась в соответствии с утвержденным планом работы и Положением об учебно-методической работе в МГУЛ. Базовыми кафедрами продолжена работа по обновлению образовательных программ по специальностям, направлениям и профилям подготовки, реализуемым в университете в соответствии с ФГОС ВПО и ФГОС ВО. Внесены коррективы в учебные планы по специальностям, направлениям и профилям подготовки, реализуемым в университете.

Проведена доработка учебно-методических комплексов и рабочих программ по читаемым дисциплинам, практикам и НИР. Учебно-методическим управлением проведена выборочная проверка кафедр и деканатов на предмет соответствия учебно-методической документации реализуемых образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам.

Аспирантура, диссертационные советы

На основании закона «Об образовании в Российской Федерации», подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре стала третьим уровнем образования. Поэтому Отдел подготовки научно-педагогических кадров был реорганизован и присоединен к Методическому отделу МГУЛ.

Для осуществления образовательной деятельности по новым направлениям (третий уровень образования) в 2015 году вуз прошел лицензирование по 11 направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и получил новое приложение к лицензии.

В вузе функционируют 4 специализированных докторских диссертационных совета. Открыта докторантура по 4 научным специальностям, однако в настоящее время обучение в докторантуре не производится.

За последние 5 лет в диссертационных советах вуза защищены 12 докторских диссертаций. В 2015 году защищена 1 докторская диссертация.

На факультетах по новым образовательным стандартам (третий уровень образования) проходят обучение 35 аспирантов первого и второго годов обучения (зачисление 2014 и 2015 гг.) и 37 аспирантов, обучающихся по послевузовским программам подготовки научно-педагогических кадров.

За последние 5 лет аспирантами и соискателями была защищена 81 кандидатская диссертация. Из них в срок (+ один год после окончания подготовки) – 20 диссертаций.

Контрольные цифры приема граждан по специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год не выделены.

Институт подготовки специалистов без отрыва от производства

На 1 июля 2016 года в ИПСОП обучались 2455 студентов заочной и очно-заочной форм обучения, из них на бюджетной основе – 1042, на внебюджетной основе – 1413. Выпуск составил 753 человека. Планируется защита еще 30 выпускных квалификационных работ в сентябре 2016 года студентами, обучающимися по индивидуальным учебным планам по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Численность сотрудников ИПСОП составляет 15 человек. Поступление внебюджетных средств в МГУЛ от оказания ИПСОП платных образовательных услуг в 2015 г. составило свыше 56 млн. рублей.

Произведен сдвоенный выпуск 800 бакалавров и специалистов по заочной форме обучения. Проблема набора студентов с 2016 года по заочной форме усложняется тем, что все выпускники школ обязаны предоставлять данные ЕГЭ при поступлении в вуз.

С 2012 года в ИПСОП в учебном процессе применяются дистанционные образовательные технологии по заочной и заочной сокращенной формам обучения по 7 направлениям подготовки ИПСОП. В совокупности по всем курсам, по заочной форме обучения с применением ДОТ обучаются 319 человек.

В мае 2016 года сотрудниками ЦДО, с целью прохождения учебной практики, а также очного знакомства студентов с университетской базой и преподавателями, был организован приезд студентов третьего и четвертого курсов направлений подготовки «Лесное дело», «Ландшафтная архитектура» и «Технологические машины и оборудование» в университет.

В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием с осени 2011 года в университете функционирует Учебно-консультационный центр ИПСОП. За пять лет в УКЦ для получения дополнительных образовательных услуг в виде специальных учебных курсов обратились более 3000 студентов университета и сторонних слушателей. Стоимость дополнительных образовательных услуг, оказанных за это время, составила более 14,5 млн. рублей.

В связи с присоединением университета к МГТУ им. Н..Э. Баумана, возрастают требования к качеству образования. Следствием этого являются возрастающие требования по успеваемости студентов, особенно очно-заочной и заочной форм обучения ИПСОП. В связи с вышеизложенным, в 2016 г. не производится прием на 1-й курс по заочной форме обучение на направления подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

В новом учебном году будет введен жесткий контроль явки на экзаменационную сессию и посещаемости занятий студентами-заочниками. Студенты, не посещавшие занятия, не будут допущены к зачетно-экзаменационной сессии с последующим отчислением из университета.

Научно-техническая библиотека

Общий объем фондов библиотеки на 1 июля 2016 г. составил 724 682 экз. документов (с учетом ресурсов удаленного доступа). В фонд поступило 1609 названий в количестве 11292 экземпляров.

На приобретение документов в 2015/2016 году было израсходовано 1,5 млн. рублей. При этом финансирование на закупку новых книг и подписки было сокращено на треть.

В течение года во всех отделах библиотеки было организовано 195 выставок, на которых было представлено 3793 документа.

На базе автоматизированной информационно-библиотечной системы создан электронный каталог, насчитывающий более 87 тыс. библиографических записей. Каталог включает, помимо основных баз (книги, ГОСТы, периодика), актуальные для МГУЛ базы данных: статьи из журналов, труды сотрудников университета. Ведется штрих-кодирование новых поступлений, создается автоматизированная база данных читателей.

Библиотека осуществляет работу по сбору и хранению выпускных квалификационных работ студентов с целью размещения их в Электронной библиотеке.

Ежегодно библиотека проводит социологический опрос «Удовлетворенность пользователей библиотечно-информационным обслуживанием», по результатам которого корректирует свою работу.

Воспитательная работа

В университете регулярно проводятся общие организационные мероприятия, направленные на обеспечение внеучебной и воспитательной работы со студентами. Координируется эта деятельность Советом по воспитательной работе.

В прошедшем учебном году для студентов и с их участием организовано и проведено более восьмидесяти культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Стало доброй традицией каждую осень устраивать День первокурсника. Наши студенты и сотрудники с удовольствием участвуют в проводах зимы, праздничных мероприятиях, посвященных различным памятным датам, организуемых студенческим клубом. Конечно же, в первую очередь, ко Дню Победы.

За активную гражданскую позицию и участие в культурно-массовой и общественной жизни МГУЛ грамотами ректора были отмечены: А. Данилкина, Д. Урбанович, Р. Головко, Н. Кравченко, Д. Башинский, а также руководитель театральной студии МГУЛ, выпускница МХТД, ныне профессиональная актриса и режиссер Яна Хотиенко.

В марте в стенах нашего вуза прошла межпредметная олимпиада по устойчивому лесоуправлению среди студентов лесных вузов России. Устроителями мероприятия стали: Федеральное агентство лесного хозяйства, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Всемирный фонд дикой природы, Лесной попечительский совет, Центр «Амурский тигр». От нашего вуза в олимпиаде приняли участие более 200 студентов с первого по четвертый курсы, обучающиеся на факультете лесного хозяйства.

3 декабря 2015 г. в библиотеке МГУЛ состоялась V ежегодная студенческая конференция «Ломоносовские чтения – 2015», посвященная Году литературы.

Состоялась поездка с шефской помощью в Первомайский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей Костромской области 17 декабря 2015 г.

25 января прошел Татьянин день в Государственном гуманитарно-технологическом университете г. Орехово-Зуево.

9-11 февраля в спорткомплексе МГУЛеса состоялся ежегодный чемпионат России по бадминтону среди студентов. Среди юных спортсменов были и члены сборной России по бадминтону. Это лестеховцы: Дмитрий Рябов, Андрей Параходин, Мария Шигурова, Ольга Морозова.

Весной в университете был создан Студенческий и детский центр Всероссийской федерации самбо.

27 марта в спорткомплексе МГТУ им. Н.Э. Баумана сборная команда МГУЛ по самбо приняла участие во II турнире по самбо среди студентов памяти 6-кратного чемпиона СССР, доцента кафедры «Физическое воспитание» Г.К. Шульца.

Кроме того, в нашем спортивном комплексе проводилось Открытое первенство городского округа Мытищи по борьбе дзюдо среди юношей и девушек 2004-2008 г.р.

Летняя оздоровительная кампания для 150 студентов проведена на базе отдыха в Джанхоте.

Особое значение имеет активная работа в этих направлениях студенческого совета и профкома студентов под руководством Е.Е. Клубничкина.

Основные мероприятия воспитательной работы постоянно освещаются в средствах массовой информации: на страницах газеты «Вестник», студенческом радио, информационных стендах, университетском телевидении, интернет-сайтах МГУЛ.

Система менеджмента качества

В университете создана и внедрена модель системы менеджмента качества, которая полностью соответствует требованиям типовой модели системы качества вуза и международных стандартов качества.

За отчетный период был разработан и принят ряд локальных нормативных документов, в том числе Стратегия обеспечения гарантии качества подготовки выпускников МГУЛ на 2015-2020 гг. и положение «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в МГУЛ».

В связи с произошедшими изменениями в структуре университета в настоящий момент ведется работа по приведению в соответствие с действующей нормативной базой положений о структурных подразделениях.

В период с января 2015 по март 2016 гг. проводился мониторинг удовлетворенности потребителя услугами, оказываемыми университетом. Проанализировано на настоящий момент более 100 анкет. Удовлетворенность качеством образовательных услуг выразили 90 % опрошенных. С целью улучшения анализа оценки удовлетворенности разработана новая анкета потребителя для факультета повышения квалификации преподавателей.

За отчетный период прошли обучение по управлению качеством представители 13 структурных подразделений МГУЛ. Всего за период внедрения СМК обучились более 50 человек.

Информатизация

В главном узле локальной сети установлен и введен в эксплуатацию новый маршрутизатор. Выбор маршрутизатора производился с учетом возможности резервирования нескольких Интернет-каналов.

Зарегистрирована автономная система AS203051, которая позволяет обеспечить бесперебойную связь с Интернетом, используя 2 разных интернет-провайдера. При выходе из строя одной линии связи, все соединения прозрачно перенаправляются в другую.

Подключена система тестирования текстов на наличие плагиата «Антиплагиат.ВУЗ». Проходит регистрация новых пользователей в системе.

В настоящее время информация об университете представлена на трех сайтах: www.mgul.ac.ru, (www.msfu.ru), www.abiturient.msfu.ru, www.lesteh.ru. На последнем сайте размещена информация для студентов: новости для студентов и абитуриентов, о профкоме, платных образовательных услугах.

Официальный сайт МГУЛ и сайт для абитуриентов нацелены, прежде всего, на внешнего потребителя. Официальный сайт имеет весьма высокий тематический индекс цитирования (ТИЦ) 1200, его посещают десятки тысяч человек в месяц.

Сайт abiturient ориентирован на поступающих и тематически и информационно тесно связан с официальным сайтом МГУЛ.

Ведется активное взаимодействие с Управлением по СМИ и связям с общественностью. Обновляются материалы сайта подразделениями МГУЛ. Страницы кафедр пополняются графическими и текстовыми материалами. Чаще стали размещать учебные материалы для студентов.

Особо можно отметить ФЛА, кафедры почвоведения, лесоустройства и лесоуправления, древесиноведения и технологии деревообработки, высшей математики и физики. Всегда своевременно обновляются страницы Приемной комиссии.

Ведется работа по проекту реконструкции Главного учебного корпуса в части создания локальной компьютерной сети. Рассматриваемый и реализуемый в настоящее время проект реконструкции ГУК содержит материалы по созданию локальной компьютерной сети (ЛКС).

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа коллектива ученых МГУЛ в 2015/2016 учебном году была направлена на решение целого ряда задач.

В НИР принимали участие сотрудники 32 кафедр и лабораторий, функционировали 6 НИИ, 14 НОЦ, 2 сертификационных центра и межкафедральные научные коллективы по выполнению приоритетных фундаментальных и прикладных тем в областях: экологии; лесоводства; селекции; технологии лесопромышленного производства; садово-паркового строительства; безопасности жизнедеятельности; древесиноведения; композиционных материалов; машиностроения; технологии изделий из древесины; экономики; управляющих измерительных и вычислительных систем; сертификации, биоэнергетики.

Учеными МГУЛ выполнялось 17 научно-исследовательских работ, Из них финансируемых: Минобрнауки России – 3; РФФИ – 1; финансируемых заказчиком – 9 хоздоговорных тем; из других российских источников – 1; по зарубежным контрактам – 3 НИР.

Общее число сотрудников университета, принимавших участие в НИР, составило более 250 человек. Из них с оплатой труда 97 человек, в том числе: 12 сторонних сотрудников, из которых 85 % составил профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал университета и 4 % – руководящий состав.

Общий объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2015/16 учебном году составил 24,1 млн. руб.

Анализ объемов выполненных научно-исследовательских работ по факультетам университета показывает, что наибольший объем финансируемых НИР был выполнен на факультете ФЛХ. Отсутствовали финансируемые НИР на ФГиЕН и МШУБиЭ.

По-прежнему, одной из серьезных проблем остается низкая активность участия в НИР сотрудников. Только 13 % профессорско-преподавательского состава непосредственно участвует в научных исследованиях, соответственно, среди докторантов и аспирантов – 12 %, и немногим более 1 % – студенты.

Из 3935 студентов очной формы обучения только 11 задействованы в качестве непосредственных исполнителей НИР с оплатой труда.

Многие коллективы кафедр университета проводили НИР по хоздоговорной тематике. Интенсивно проводились такие исследования на кафедрах: экологии и защиты леса, технологии и оборудования лесопромышленного производства, древесиноведения и технологии деревообработки, лесоустройства и лесоуправления, процессов и аппаратов деревообрабатывающих производств, технологии машиностроения и сервиса, информационных технологий в лесном секторе и других.

Особенно хочется отметить следующих наших ученых: Обливина А.Н., Уткина Г.С., Чумаченко С.И., Белякова В.А., Мельника П.Г., Косарина А.А.

В различных конкурсных мероприятиях участвовал ряд кафедр университета. В отчетный период была подана заявка на участие в конкурсном отборе претендентов на получение грантов Правительства Московской области в сфере науки, технологий, техники и инноваций. По поданной заявке был выигран грант по теме проекта «Разработка технологии восстановления хвойных лесов Подмосковья с высоким биологическим потенциалом», руководитель – доцент Мельник П.Г.

Студенту 4 курса ЛПФ Обухову И.А. присуждена стипендия Президента Российской Федерации на 2015-2016 гг.

В новом учебном году, в связи с основными направлениями реструктуризации вузовского сектора, научно-педагогическому коллективу университета предстоит наполнить деятельность университетского комплекса конкретными проектами и работами. Мы должны ярче показывать системообразующую роль университета в интеграционных процессах науки, образования и производства, в консолидации партнеров: вуз – работодатель – специалист.

По-прежнему приходится отмечать, что практически по всем категориям более 65% наших ученых имеют возраст, превышающий 50 лет. Поэтому подготовка кадров высшей квалификации, в том числе через докторантуру и аспирантуру, является важной задачей в университете.

Патентно-лицензионная работа

Большое значение уделяется вопросам обеспечения правовой охраны результатов выполняемых научных исследований. По результатам исследований в отчетный период учеными университета было подано 30 заявок, в том числе: на изобретения – 23; на полезные модели – 7. Подано 2 заявки на свидетельства на программы ЭВМ. Получено 17 решений о выдаче патента РФ, в том числе: на изобретения – 6; на полезные модели – 4. Получено 13 патентов, в том числе: на изобретения – 8; на полезные модели – 5. Получено 2 свидетельства на программы для ЭВМ.

Издательская деятельность

За отчетный период издано 69 наименований новой учебной и учебно-методической литературы и переиздано 18 наименований. Общее количество учебно-методических пособий и учебников возросло на 11 %.

Учеными университета были опубликованы в издательстве 6 монографий с общим объемом 57,5 п.л. Изданы 4 сборника научных трудов с общим объемом 46,75 п.л. В различных ведущих зарубежных и отечественных изданиях опубликовано более 378 научных статей и докладов. Продолжают выходить журналы «Вестник МГУЛ – Лесной вестник» и электронный журнал «Научные труды МГУЛ».

Издательством выпущены 6 номеров журнала «Вестник МГУЛ – Лесной вестник» общим объемом 170 п.л., в которых опубликованы 180 статей в подразделах: лесное хозяйство – 83; лесоинженерное дело – 6; экономика – 3; математическое моделирование – 47; деревообработка и химические технологии – 22; гуманитарные науки – 19.

При участии преподавателей, аспирантов, соискателей и докторантов МГУЛ в журнале изданы 102 статьи.

Конференции

Наряду с ежегодной университетской научно-технической конференцией и факультетскими студенческими НТК, были проведены следующие конференции, форумы и семинары: семинар «Современные технические средства автоматизации технологических процессов», Межпредметная олимпиада по устойчивому лесоуправлению среди студентов лесных вузов России, 8-я Международная научная конференция «Пути гармонизации социоприродных систем» в рамках ежегодного форума «ЭкоМир» и ряд других.

Ученые университета активно участвовали в работе следующих отраслевых и международных конференциях, форумах и выставках, проводимых в 2016 году: VII конференция ассоциации «Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации», 16-я специализированная выставка по промышленной автоматизации и встраиваемым системам, 11-я международная специализированная выставка лазерной, оптической и оптоэлектронной техники, 8-я специализированная выставка приборов и средств контроля, измерений и испытаний и ряде других.

Профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты, активно участвующие в научной и инновационной деятельности МГУЛ: профессора: Обливин А.Н., Запруднов В.И., Щербаков А.С., Федотов Г.Н., Крапивин В.Ф., Санаев В.Г., Галкин В.П., Котенко В.Д., Чумаченко С.И. , Щербаков Е.Н., Шалаев В.С., Иванкин А.Н., Полещук О.М., Быков В.В., Фролова В.А., Гиряев М.Д., Липаткин В.А., Румянцев Д.Е., Сиротов А.В., Лапшин Ю.Г., Карпачёв С.П., Заварзин В.В.; доценты и преподаватели: Горбачёва Г.А., Мельник П.Г., Клубничкин В.Е., Быковский М.А., Коротков С.А., Клубничкин Е.Е., Санаева Т.С., Калашников П.Ф., Голубев М.И., Усачёв М.С., Тарлаков Я.В., Батырев Ю.П., Анисочкин Г.В.

В 2016/2017 учебном году планируется провести следующие научно-технические (международные) конференции, симпозиумы, семинары:

  • Ежегодная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов (январь 2017 г.);
  • I Международная научно-техническая конференция «Современные проблемы биологического и технического древесиноведения» (20-23 сентября);
  • Научно-техническая конференция «Лесная типология – научная основа современного лесного хозяйства» (19 октября);
  • XVI Международная конференция молодых ученых «Леса Евразии – Жемчужина Тянь-Шаня» (10-15 октября);
  • «Студенческая наука», секция «Лес и человек» (ноябрь 2016 г.)

Международная деятельность

На сегодняшний день Московский государственный университет леса взаимодействует более чем с 400 зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 90 стран мира, причем со 112 из них заключены договоры о сотрудничестве. География международного сотрудничества постоянно расширяется.

В течение отчетного года в университете обучались по государственной линии и на контрактной основе 290 иностранных студентов, включая 14 слушателей подготовительного отделения, что составляет более 5 % от общего числа студентов. По этому показателю университет занимает одно из лидирующих мест среди лесных вузов страны.

Уровень послевузовского образования представлен в нашем вузе аспирантами-иностранцами. В аспирантуре университета учатся граждане Армении и Украины. Следует отметить, что число аспирантов-иностранцев в вузе в последние годы не увеличилось (сегодня обучаются два человека), поэтому работе по увеличению их числа следует уделять повышенное внимание.

Другим направлением международной деятельности оставалось развитие академической мобильности профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов. Наблюдается устойчиво высокое число командировок за рубеж сотрудников и преподавателей, аспирантов и студентов.

В последние годы число выезжавших за границу в сумме превышает 100 человек в год.

Академические и студенческие обмены с ведущими университетами Европы развиваются через программы EUROFORESTER, SILVANETWORK, CBU и другие. Двое наших студентов проходят обучение по магистерской программе «Лесное хозяйство», реализуемой в рамках Финляндско-российского интерграничного университета (СBU). Наш университет не только подбирает и готовит кандидатов для обучения по данной программе, но и организует обучение интернациональной студенческой группы. Уже в течение пяти лет в нашем университете преподается на английском языке курс «Транспорт леса». В этом году курс читался традиционно в мае, и наряду с россиянами в состав группы входили студенты из Австрии, Испании, Непала, Румынии и КНР.

Успешный startup прошлого года – практики студентов МХТД на предприятиях SCМ Group (Италия) – получил развитие и в нынешнем году. Уходящим летом на практике в Италии побывали двое студентов данного факультета.

Также четверо наших студентов (факультеты МШУБиЭ, ФЭСТ) проходили встроенное обучение в Северо-Восточном лесном университете (г. Харбин, КНР). В свою очередь, в порядке студенческого обмена пятеро студентов из Харбина в течение каждого семестра обучались в МГУЛ.

В научной составляющей международного сотрудничества вуза ставилась задача расширения его географии, с одной стороны, и концентрация на важнейших позициях, способных принести максимальную отдачу, с другой. Наилучшие результаты получены при сотрудничестве с Финляндией, Италией, Швецией, Испанией.

В целом, в рамках развития международных договорных отношений, объемы ежегодного финансирования составляют порядка 3-5 млн. рублей.

Среди причин, сдерживающих развитие наших международных связей, является многократно упоминавшийся ранее недостаточно высокий уровень знания иностранных языков студентами и сотрудниками университета.

Необходимо отметить, что ректорат внимательно отслеживает и старается поддерживать инициативные предложения кафедр и структурных подразделений университета в области международного сотрудничества. Следует отметить наиболее активные и результативные факультеты, подразделения и кафедры. Среди них: ФЛХ, ЛПФ, МХТД, кафедры почвоведения, транспорта леса, ботаники и физиологии растений, древесиноведения, технологии лесопиления и деревообработки, станков и инструментов, информационных технологий в лесном секторе, Институт системных исследований леса и другие.

В целом по вузу за счет финансирования от иностранных партнеров в последние годы оснащены современным оборудованием ряд лабораторий. Cтоимость этого оборудования достигает 30 млн. рублей.

НМС по лесному хозяйству

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации завершает работу по модернизации системы Федеральных УМО. Создан ряд координационных советов, в том числе по области образования «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» с участием ректора МГУЛ Санаева В.Г., ректора УГЛТУ Мехренцева А.В., академика РАН. Исаева А.С., заместителя руководителя Рослесхоза Панфилова А.В. Утверждено новое типовое положение об УМО.

19 февраля 2016 г. состоялось первое заседание федерального УМО в системе высшего образования по УГСН 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», на котором Московский государственный университет леса был определен базовым вузом Научно-методического совета по лесному хозяйству (НМС) федерального УМО.

Сегодня в состав НМС входят более 60 вузов. Их деятельность направлена, в первую очередь, на выработку единых организационно-методических подходов по ключевым вопросам содержания образования и организации образовательного процесса.

В течение года проводилась работа по модернизации и разработке ФГОС ВО по профильным направлениям подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации (аспирантура), соответствующих требованиям закона «Об образовании в Российской Федерации». Идет подготовка новых редакций образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), учитывающих требования профессиональных стандартов.

В течение года НМС осуществлял взаимодействие с Центром ответственности за выработку политики по профильным направлениям подготовки и формирование контрольных цифр приема, закрепленным за Рослесхозом. Согласовывались объемы подготовки кадров, необходимые для лесного комплекса страны.

Представители НМС активно участвовали в работе Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации, в работе Общественной палаты Московской области, Общероссийского народного фронта, Совета по профессиональным квалификациям в целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

В октябре планируется проведение очередного заседания НМС в рамках Международного форума «Лес и человек» в Москве.

В наступающем учебном году предстоит работа по актуализации профильных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования ФГОС ВО 3++ с учетом принимаемых профессиональных стандартов, работа по разработке примерных основных образовательных программ высшего образования (ПООП) для подготовки бакалавров и магистров в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Взаимодействие с работодателями

Важную роль в жизни университета играет Попечительский совет, который был создан в 1994 году. В настоящее время в состав совета входят свыше 50 предприятий, фирм лесного и ракетно-космического комплексов России. Целью Попечительского совета МГУЛ является содействие университету в области обучения, воспитания студентов, улучшения материально-технического обеспечения учебно-методического комплекса и инновационных процессов.

По линии Попечительского совета активно сотрудничают с предприятиями-попечителями факультеты: МХТД, ФЭСТ, ФЛХ, ФЛА.

В настоящее время активно включились в этот процесс и заключили долгосрочные договора о социальном партнерстве многие ведущие предприятия отрасли, такие как: холдинг «Русский ламинат» совместно со школами г. Пересвет; мебельная фабрика «Элегия» совместно со школой №21, г. Боровичи Новгородской области; Окуловский завод мебельной фурнитуры совместно со школой № 1 Новгородской области; Вышневолоцкий мебельно-деревообрабатывающий комбинат совместно со школами №№ 5,7 г. Вышний Волочек Тверской области, ОАО «БашЛПК» совместно со школами Уфы, Белорецка, Сибая Республики Башкортостан, Волгодонский комбинат древесных плит, мебельная фабрика «Алмаз» совместно со школами г. Волгодонска Ростовской области; Игоревский ДОК совместно со школами Холм-Жирковского района Смоленской области.

Безусловно, такая подготовка инженерных кадров «под заказ» имеет большое будущее в нынешних конкурентных условиях рынка труда, на котором будут востребованы лишь специалисты, прошедшие производственную практику, обладающие навыками и компетенциями профессионала.

Работа со средствами массовой информации

Ведущее значение в информационной политике университета имеет газета «Вестник», которой в ноябре 2016 года исполняется 60 лет. За прошедшие годы газета стала неотъемлемой частью жизни вуза. На страницах «Вестника» постоянно публикуются материалы, посвященные важным и интересным событиям в научной, педагогической и студенческой жизни, вопросам реформирования высшей школы.

Одним из основных направлений работы Управления по СМИ и связям с общественностью в прошедшем учебном году стало информационное сопровождение мероприятий, связанных с объединением МГУЛеса и МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Продолжилось ставшее уже традиционным взаимодействие с различными средствами массовой информации. В их числе: центральное издание лесной отрасли «Лесная газета», еженедельник «Поиск»; журналы «Мебельный мир», «Дерево.RU», интернет-журнал «Живой лес»; муниципальные газеты – «Родники» и «Калининградская правда», Первый мытищинский телеканал.

Эти СМИ, а также Общественное московское телевидение, возглавляемое выпускником Лестеха С.Л. Кузнецовым, постоянно освещают деятельность нашего университета.

Кроме того, налажено сотрудничество в рамках созданного при Московском студенческом центре пресс-клуба «Грифель».

Восстановление главного учебного корпуса

Срок ввода в эксплуатацию корпуса, в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, намечен на 2017 год. В 2016 году МГУЛеса осуществляет реализацию мероприятий по восстановлению и реконструкции Главного учебного корпуса по этой программе

Для реализации намеченного между Минобрнауки России и университетом было заключено соглашение о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Министерства образования и науки Российской Федерации. Лимит бюджетных ассигнований на 2016 год запланирован на уровне 280 млн. руб., вложение внебюджетных средств по программе не планируется.

В этом году выполнены следующие работы: отделочные работы в блоках А, Б, В, Г; oбщестроительные работы (полы) блок А, Б, В, Г; установка дверных блоков блок Б, Г; установка пожарной сигнализации и многое другое. Завершается отделка исторического фасада здания, являющегося нашей визитной карточкой.

Щёлковский учебно-опытный лесхоз

Щёлковский учебно-опытный лесхоз работал в рамках существующего лесного законодательства, подзаконных актов, возложенных университетом на лесхоз задач, графика и программ учебно-производственных практик.

В конце 2015 г. были завершены работы по внесению изменений в Проект освоения учебно-опытного лесхоза, и получена положительная государственная экспертиза без проведения лесозаготовительных мероприятий (со ссылкой на протокол совещания у заместителя руководителя Рослесхоза Кротова Н.С. об исключении санитарно-оздоровительных мероприятий из Проекта освоения лесов ЩУОЛ).

В связи с этим, не полностью были выполнены программы учебно-производственного обучения студентов в 2016 г. в ЩУОЛ по ряду дисциплин.

Практики со студентами МГУЛ проведены в питомниках, лесничествах, на имеющихся полигонах и экскурсионных маршрутах. Студенты лесохозяйственного факультета принимали непосредственное участие в посадке лесных культур, закладке посевов хвойных пород. По заверению руководителей практик ведущих кафедр университета, программы практик выполнены. Всего с проживанием на учебной базе «Камшиловка» прошли практику около 1180 студентов университета.

В соответствии с соглашением между Федеральным агентством лесного хозяйства РФ и МГУЛ от 30 декабря 2015 г., в целях определения при лесоустройстве лесоводственно-необходимых объемов выборочных рубок спелых и перестойных деревьев, рубок ухода за лесом, санитарных рубок, современных технологий лесовосстановления, внедрения автоматизированных мест участкового лесничества на основе таксационного и картографического банков данных в 2016-2018 гг., в лесном фонде Щёлковского учебно-опытного лесхоза будут проведены целевые лесоустроительные работы.

Приём в университет

Конкурс при поступлении в университет составил в этом году 3,39 человека на одно бюджетное место, что в 1,5 раза превышает показатели прошлого года. Работа по привлечению абитуриентов, систематически проводившаяся в течение года, дала результат.

План приема на очное обучение по бюджету в количестве 586 бакалавров и специалистов и 100 магистров выполнен полностью. Активнее всего абитуриенты стремились поступить на специальность «Управление в технических системах» – 15 человек на место.


решение собрания
Моcковского государственного универститета леса
совместно с Учёным советом

Общее собрание коллектива университета РЕКОМЕНДУЕТ:

одобрить работу руководства и коллектива университета по:

• подготовке и принятию новых редакций нормативных документов, регламентирующих образовательную, научную и хозяйственную деятельность в университете;

• участию в разработке новых профессиональных стандартов к должностям работников лесного комплекса;

• разработке учебных планов, рабочих программ и ФОСов, ОПОП ВО по всем специальностям, направлениям и профилям подготовки, реализуемым в университете;

• постоянному контролю и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

• продолжающейся работе по внедрению дистанционной технологии обучения в учебный процесс, разработке соответствующего методического обеспечения, организацию и сопровождение образовательного процесса;

• заключению долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на подготовку квалифицированных кадров и проведение практик со студентами;

• профориентационной работе в школах, колледжах и техникумах, расширению связей с регионами и организацию кампании по привлечению и набору абитуриентов в университет;

• проведению воспитательной работы среди студентов, совершенствованию структуры студенческого самоуправления, а также развитию движения студенческих стройотрядов в университете;

• проведению воспитательной работы в студенческой среде, развитию движения студенческих отрядов в университете;

• проведению работ:

– по созданию безбарьерной среды в УЛК-1 и УЛК-2, ремонту учебных аудиторий и кабинетов в корпусах университета, комнат общежитий, корпусов ДОЛ «Искра» и учебной базы «Камшиловка»;

– по благоустройству и озеленению территории университета;

• освоению выделенных капитальных вложений на реконструкцию ГУК.

Основными задачами предстоящего учебного года считать:

– организацию работы в новой структуре в качестве Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана;

– корректировку учебных планов, разработку образовательных программ и учебно-методической документации с учетом повышения требований к качеству подготовки студентов МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана;

– развитие научной и инновационной инфраструктуры вуза путем создания и развития структурных подразделений, которые активно ведут исследовательскую и инновационную деятельность;

– увеличение целевого приема;

– профориентационную работу в школах и техникумах с целью формирования контингента студентов всех направлений подготовки;

– дальнейшее участие в разработке профессиональных стандартов к должностям работников занятых в лесном комплексе (совместно с объединениями работодателей);

– внедрение системы электронно-информационного обеспечения организации учебного процесса как части единой информационной среды МГТУ им. Н.Э. Баумана «Электронный университет»;

- дальнейшее совершенствование и обновление учебно-методической документации по организации образовательного процесса, ее доработку в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, другими законами и подзаконными актами в области образования;

- разработку образовательных программ и другой необходимой учебно-методической документации для перехода на ФГОС ВО;

- подготовку и проведение аккредитации образовательных программ высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС ВО;

- проведение лицензирования новых образовательных программ;

- переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации в связи c реорганизацией университета;

- проведение ежегодного самообследования;

- установление рабочих связей с органами государственной власти РФ, работодателями, предприятиями различных форм собственности с целью обеспечения востребованности и трудоустройства выпускников;

- активное участие в проведении в 2017 г. в России Года экологии.

1. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1. Руководству филиала:

1.1.1. Организовать выборы Ученого совета филиала (сентябрь-октябрь 2016 г.).

1.1.2. Продолжить работу:

• Совета по воспитательной работе: по развитию воспитательного процесса и студенческого самоуправления, по расширению сфер деятельности стройотрядовского и волонтерского движения, вовлечения в него студентов младших курсов;

• по обеспечению дальнейшей интеграции в мировое образовательное и научное пространство, росту экспортного потенциала и выполнению проектов с международным участием;

• группы по системе менеджмента качества в части разработки и адаптации внутренней нормативной документации филиала к нормативной базе МГТУ им. Н.Э. Баумана (отв. Лопатников М.В.).

• По дальнейшему развитию системы оказания дополнительных образовательных услуг и дистанционным технологиям обучения студентам университета (отв.: Тулузаков Д.В., Макуев В.А.).

1.1.3. Заместителю директора по учебной работе:

• строго контролировать:

– выполнение согласованного с головным вузом плана подготовки университета к аккредитации образовательных программ аспирантуры в соответствии с ФГОС ВО;

– обновление учебно-методической литературы для бакалавров и магистров, обучающихся в соответствии с ФГОС ВО 3+;

– наполнение (в соответствии с графиками учебного процесса) учебно-методическим контентом системы дистанционного обучения студентов;

• совместно с деканами факультетов, заведующими кафедрами (руководителями секций кафедр) организовать эффективную профориентационную работу среди учащихся старших классов школ, студентов техникумов и колледжей. Провести в графике МГТУ им. Н.Э. Баумана Дни открытых дверей для будущих абитуриентов;

• продолжить развитие системы ДПО;

• организовать мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускникам вуза. Провести в октябре-ноябре 2016 г. и марте 2017 г. Дни карьеры (Ярмарки вакансий) для студентов старших курсов и выпускников;

• акцентировать внимание сотрудников филиала на выполнение показателей мониторинга вузов, проводимых Министерством образования и науки РФ;

• продолжить работу по привлечению иностранных студентов для обучения в филиале.

1.2. Научно-методическому совету университета

1.2.1. Представителям НМС по лесному хозяйству, лесопромышленному комплексу, садово-парковому и ландшафтному строительству (отв.: Липаткин В.А., Фролова В.А., Фахретдинов Х.А., Быковский М.А.):

• провести работу по модернизации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++) с учетом принимаемых профессиональных стандартов;

• организовать разработку примерных основных образовательных программ высшего образования (ОПОП) для подготовки бакалавров и магистров в соответствии с новыми образовательными стандартами;

• совместно с объединениями работодателей продолжить участие в разработке профессиональных стандартов к должностям работников лесного комплекса.

1.2.2. Продолжить разработку:

• мероприятий по организации самостоятельной работы бакалавров и магистров (отв.: Шевляков А.А., заведующие кафедрами, руководители секций кафедр);

• новых и адаптации действующих внутренних положений и нормативных документов филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, отражающих требования статей и положений Закона об образовании в РФ и других законов и подзаконных актов в области образования (по мере вступления их в силу) (отв.: Макуев В.А., Шевляков А.А., Васильев С.Б., руководители соответствующих подразделений филиала).

1.3. Учебному и Методическому отделам (отв.: Васильев С.Б., Шевляков А.А.)

1.3.1. Осуществлять методическую помощь и контроль за разработкой и приведением в соответствие с существующими требованиями образовательных программ по направлениям и профилям подготовки, реализующих ФГОС ВО.

1.3.2. Пересмотреть имеющуюся документацию по организации образовательного процесса, при необходимости переработать и дополнить ее в соответствии с требованиями Закона об образовании в РФ, других законов и подзаконных актов в области образования, а также в соответствии с требованиями МГТУ им. Н.Э. Баумана (по мере вступления их в силу).

1.3.3. Провести проверку кафедр университета на предмет готовности к реализации образовательных программ высшего образования в соответствии с действующими для них образовательными стандартами (до 31 декабря 2016 г.).

1.3.4. Оформить пакет документов к лицензированию новых образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям (к 15 ноября 2016 года).

1.3.5. Подготовить, оформить и представить в Рособрнадзор пакет документов для проведения аккредитационной экспертизы образовательных программ высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС ВО (к 15 декабря 2016 года).

1.3.6. Организовать проведение самообследования:

• отдельных образовательных программ ФГОС ВО по направлениям подготовки аспирантуры, выходящим на аккредитацию в конце 2016 г.,

• филиала в целом, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462, не позднее 15 апреля 2017 года.

1.3.7. Совместно с Центром дистанционного образования ИПСОП, Отделом информатизации и Отделом дополнительного образования:

• продолжить работу по внедрению и совершенствованию Системы дистанционного обучения и учебно-методического обеспечения для дистанционных технологий образования (отв.: Иванов С.К., Малашин А.А., заведующие кафедрами (руководители секций);

• продолжить работу по внедрению и совершенствованию Системы дистанционного обучения и учебно-методического обеспечения для дистанционных технологий образования (отв.: Иванов С.К., Малашин А.А., заведующие кафедрами (руководители секций);

• провести повышение квалификации научно-педагогических работников по комплексной модульной программе «Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) с использованием электронной образовательной среды, современных образовательных технологий и средств обучения», отвечающих требованиям нового законодательства и актуализированных ФГОС ВО, использованию современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и другим аспектам современной преподавательской деятельности (до 1 января 2017 года).

1.3.8. Совместно с заведующими кафедрами (руководителями секций) и Отделом информатизации продолжить создание новых и модернизацию имеющихся информационно-методических, учебно-методических и тестовых материалов для учебных дисциплин в системе дистанционного обучения (отв.: заведующие кафедрами (руководители секций), Макуев В.А., Иванов С.К., Малашин А.А.,).

1.3.8. Разработать и представить на рассмотрение научно-методическому совету МГУЛ методику формирования фондов оценочных средств для ФГОС ВО, определяющих уровни сформированности компетенций обучающихся в срок до 10 сентября 2015 г.

1.3.9. Учебному отделу (Васильев С.Б.) совместно с деканатами, кафедрами и секциями кафедр осуществлять постоянный мониторинг посещаемости студентами занятий и выполнение ими графика учебного процесса, своевременно реагировать на пропуски занятий и нарушение сроков сдачи заданий.

1.3.10. Выделить библиотеке в курсе «Введение в специальность» часы для занятий со студентами для обучения их навыкам пользования библиотечными и информационными ресурсами, систематизации материала и правильного написания курсовых работ.

1.4. Отделу СМК (отв. Лопатников М.В.)

1.4.1. В срок до 31 декабря 2016 года доработать и актуализировать положения, регламентирующие учебный процесс и работу вуза в целом (ответственные – руководители соответствующих структурных подразделений).

1.4.2. В связи со структурными изменениями в 2016/2017 учебном году разработать и утвердить положения о новых структурных подразделениях и актуализировать действующие положения (ответственные: руководители соответствующих структурных подразделений).

1.4.3. В срок до 31 декабря 2016 года разместить в требуемом формате на сайте вуза и в программно-методическом комплексе «Информационный модуль сайта – VIKON» положения об укрупненных структурных подразделениях и положения, регламентирующие учебный процесс и деятельность вуза в целом (ответственные: руководители соответствующих структурных подразделений, Малашин А.А.).

1.5. Библиотеке (отв. Зубкова Т.В.)

1.5.1. С целью определения политики комплектования книжного фонда до февраля 2017 г. совместно с Методическим отделом и кафедрами (секциями кафедр) продолжить проведение мониторинга востребованности учебной и учебно-методической литературы, а также тематики периодических изданий. По результатам мониторинга составить перечень заявок: для приобретения книг у сторонних издательств; написания преподавателями недостающих учебников и пособий, их выпуск и размещение в электронной библиотеке; для подписки востребованных газет и журналов.

1.5.2. В течение сентября и октября 2016 г. организовать обучение студентов первых курсов на факультативных занятиях по программе «Основы библиотековедения, библиографии и информационного поиска документов».

1.5.3. Совместно с Отделом информатизации расширить компьютерный парк библиотеки для работы персонала и пользователей с целью организации доступа студентов и преподавателей к информационно-библиотечным ресурсам и интернет-ресурсам.

1.5.4. Совместно с кафедрами (секциями кафедр) продолжить создание электронных учебников, учебно-методической литературы и их размещение в электронной библиотеке. Расширить сетевой доступ к полнотекстовым сетевым информационным ресурсам, включая электронно-библиотечные системы (ЭБС), корпоративные каталоги и базы данных (БД).

1.6. Отделу информатизации (отв. Малашин А.А.)

1.6.1. Совместно с Учебным отделом, деканами факультетов и заведующими кафедрами (руководителями секций кафедр) в течение учебного года продолжить:

• оснащение аудиторий и новых помещений библиотеки в ГУК оргтехникой, мультимедийными средствами обучения и новыми автоматизированными читательскими местами;

• профилизацию оснащенности отдельных компьютерных классов, ориентированных на учебные программы направлений подготовки, а также создание новых специализированных компьютерных классов в ГУК.

1.6.2. Выполнить: сопряжение электронных систем бухгалтерского учета, кадрового учета и баз данных с системами и данными МГТУ им. Н.Э. Баумана; интегрирование электронных систем управления контингентом студентов филиала и МГТУ им. Н.Э. Баумана в повседневную работу деканатов.

1.6.3. Спроектировать и обеспечить функционирование сети интернет в главном учебном корпусе.

1.6.4. Разработать системные предложения по развитию информационной системы (в первую очередь, подсистемы архивного хранения данных).

1.6.5. Продолжить работу по созданию Единой информационной среды. Внедрить информационные сервисы, разработанные МГТУ им. Н.Э. Баумана, для улучшения и развития образовательного процесса.

1.6.6. Организовать электронную книговыдачу в библиотеке на абонемент учебной литературы на основе баз данных читателей и книг библиотеки;

1.6.7. Обеспечить техническую поддержку и бесперебойную работу сервера ЦДО.

1.7. Деканам факультетов

1.7.1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной дисциплины и общественного порядка в вузе, постоянно контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра.

1.7.2. Совместно с коллективом кафедр (секций кафедр):

• принимать активное участие в подборе абитуриентов на направления подготовки;

• ежеквартально подавать заявки на приобретение книг по дисциплинам и передавать сведения об образовании новых дисциплин.

1.7.3. Практиковать на научно-методических советах факультетов:

• обсуждение выполнения плана издания учебной и научной литературы на кафедрах и обеспечение учебно-методической литературой учебного процесса по направлениям и профилям подготовки (не реже одного раза в семестр);

• заслушивание заведующих кафедрами (руководителей секций кафедр) о ходе выполнения заявленных ими планов издания учебно-методической литературы.

1.7.4. Расширить практику привлечения для чтения лекций и проведения практических занятий по современным проблемам науки и техники руководителей и специалистов ведущих отечественных и зарубежных предприятий, фирм и НИИ отрасли (в соответствии с требованиями ФГОС ВО).

1.7.5. Совместно с Отделом дополнительного образования и кафедрами (секциями кафедр):

• разработать комплексные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации преподавателей (с учетом специфики факультетов), построенные на модульном принципе и включающие в себя компоненты научной, педагогической и профессиональной деятельности преподавателя (до 31 декабря 2016 года);

• разработать и осуществить:

- рекламные мероприятия дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной подготовки для обучения по ним студентов (до 31 декабря 2016 года);

- план проведения рекламной кампании на 2017 год для специалистов лесного сектора и ракетно-космического комплекса Московской области и Центрального региона (до 15 октября 2016 года).

1.7.6. Отделу дополнительного образования (доц. Лопатников М.В.)

• более широко освещать в СМИ и интернет-ресурсах возможности вуза в области дополнительного профессионального образования, рекламировать актуальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для различных категорий слушателей;

• проводить мероприятия, способствующие увеличению контингента слушателей из числа специалистов лесного сектора, ландшафтной архитектуры и деревообрабатывающей промышленности Московской области и Центрального региона на договорной основе;

• дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной подготовки для студентов университета (до 1 декабря 2015 года).

• привлекать к реализации дополнительных профессиональных программ государственных служащих и ведущих специалистов-практиков из различных отраслей экономики;

• в целях повышения качества предоставляемых образовательных услуг, совместно с Учебным и Методическим отделами, факультетами вуза разрабатывать и реализовывать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, необходимые для совершенствования учебного процесса.

1.8. Заведующим кафедрами (руководителям секций кафедр)

1.8.1. Завершить обновление учебно-методических комплексов учебных дисциплин по образовательным программам направлений и профилей подготовки, реализующих ФГОС ВПО и ФГОС ВО (до 31 декабря 2016 года).

1.8.2. Провести анализ имеющейся в библиотеке и на кафедре (секции кафедры) учебно-методической литературы по всем читаемым на кафедре (секции) дисциплинам на предмет их соответствия требованиям ФГОС и доступности для студентов, составить план разработки недостающих пособий и представить его совместно с отчетом о проведенном анализе в Методический отдел до 1 ноября 2016 г.

1.8.3. Активизировать:

• работу по созданию:

– учебной и учебно-методической литературы для учебных дисциплин, реализуемым в рамках ФГОС ВО;

– программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для различных категорий слушателей (по согласованию с Отделом дополнительного образования);

- учебно-методических материалов для самостоятельной работы и организации регулярного текущего контроля успеваемости студентов;

• заключение долгосрочных договоров с предприятиями на проведение всех видов практик бакалавров, магистров и аспирантов. Усилить контроль организации проведения практической подготовки студентов на всех уровнях обучения.

1.8.4. В связи с переходом на стандарты ФГОС ВО 3+, по согласованию с ЦДО ИПСОП, в срок до 30 сентября 2016 года разработать и предоставить в ЦДО полностью сформированные электронные учебно-методические комплексы (учебные контенты) по обновленным дисциплинам учебных планов.

1.8.5. Совместно с группой аспирантуры и докторантуры обеспечить 100 %-ное выступление с докладами аспирантов второго и третьего года обучения в ежегодных научно-технических конференциях вуза.

1.9. Заведующим базовыми и выпускающими кафедрами (руководителям секций выпускающих кафедр)

1.9.1. Полностью завершить обновление образовательных программ по специальностям, направлениям и профилям подготовки, реализующим ФГОС ВО (до 31 декабря 2016 года).

1.9.2. Подготовить необходимую документацию для лицензирования новых образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям (до 1 ноября 2016 года).

1.9.3. Подготовить всю необходимую документацию к проведению аккредитационной экспертизы образовательных программ высшего образования по подготовке кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС ВО (до 1 декабря 2016 г.).

1.9.4. Организовать проверку на «антиплагиат»:

• предлагаемой к изданию учебной и учебно-методической литературы кафедры;

• статей студентов магистратуры, которые планируются к изданию в сборниках научных трудов;

• выпускных квалификационных работ бакалавров, специалистов и магистров.

1.9.5. На основании замечаний председателей ГЭКов провести анализ выпускных квалификационных работ и подготовить мероприятия по повышению их качества и уровня содержания (не позднее ноября 2016 г.).

1.9.6. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, шире привлекать к руководству дипломным проектированием специалистов профильных предприятий, учреждений и организаций.

1.9.7. Заранее составить список рецензентов и график передачи завершенных дипломных проектов (работ) на рецензию в соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников.

1.10. Попечительскому совету (отв. Фахретдинов Х.А.)

1.10.1. Совместно с деканами факультетов и заведующими выпускающими кафедрами до 15 декабря 2016 г. завершить составление плана потребности в инженерных кадрах на предприятиях-попечителях на 2017-2019 гг.

1.10.2. Совместно с отраслевыми ассоциациями сформировать заказ на поступление студентов по направлениям подготовки.

1.10.3. Активно взаимодействовать с выпускниками МГУЛ с целью мониторинга трудоустройства выпускников.

1.10.4. Шире привлекать попечителей:

• к мероприятиям, связанным с формированием контингента студентов вуза;

• к работе в государственных экзаменационных комиссиях.

1.10.5. Продолжить работу по расширению состава Попечительского совета при участии ведущих отраслевых предприятий ракетно-космического и лесного комплексов РФ.

1.10.6. Продолжить сотрудничество с Центрами занятости населения г. Мытищи, г. Королев, г. Пушкино, а также с Торгово-промышленной палатой г. Мытищи.

1.11. Трудоустройство студентов и выпускников (отв. Сиротова О.В.):

1.11.1. Сформировать электронную базу выпускников с целью автоматизации трудоустройства.

1.11.2. Еженедельно обновлять информацию, представленную на сайте и на стенде Центра карьеры.

1.11.3. Взаимодействовать с отраслевыми предприятиями и организациями по вопросам: заключения договоров целевой бюджетной подготовки специалистов, трудоустройства студентов и прохождения ими производственной и преддипломной практик по заявкам предприятий.

1.11.4. Участвовать в региональных совещаниях, а также изучать опыт работы Центров карьеры ведущих вузов.

1.11.5. Провести Дни карьеры для студентов и выпускников с привлечением учащихся школ и отраслевых колледжей, а также региональных центров занятости.

1.11.6. Широко рекламировать свою работу в прессе, на ТВ и радио.

1.12. Щёлковскому учебно-опытному лесхозу (отв. Загородников А.Н., Тлюстангелов А.Р.)

1.12.1. Совместно с кафедрой лесоустройства и лесоуправления (отв. Гиряев М.Д.) провести в период 2017-2018 гг. целевые лесоустроительные работы в лесном фонде Щёлковского учебно-опытного лесхоза с целью создания научно-исследовательских, образовательных (опытных) полигонов для проведения единой научно-лесоводственной политики при таксации лесов и проектировании мероприятий.

1.12.2. Совместно с Учебным отделом (Васильев С.Б.), НИИ, кафедрами факультета лесного хозяйства продолжить работу по модернизации деревообрабатывающего комплекса и питомников лесхоза для проведения учебных и производственных практик студентов университета, переоснащения транспортного парка лесхоза (по мере выделения бюджетных средств и поступления финансовых средств от собственной хозяйственной деятельности).

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НИЧ совместно с деканами факультетов:

2.1. Организовать проведение научных мероприятий:

• I Международной научно-технической конференции «Современные проблемы биологического и технического древесиноведения» (20-23 сентября 2016 г.);

• XVI Международной конференции молодых ученых «Леса Евразии – Жемчужина Тянь-Шаня» (10-15 октября 2016 г.);

• научно-технической конференции «Лесная типология – научная основа современного лесного хозяйства» (19 октября 2016 г.);

• научно-технической конференции «Студенческая наука», секция «Лес и Человек» (ноябрь 2016 г.);

• научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов вуза (январь-февраль 2017 года);

• факультетских научно-технических конференций студентов, магистров и аспирантов (март-апрель-май 2017 года).

2.2. Совместно с издательством по итогам работы конференций опубликовать результаты исследований ученых вуза в сборниках научных трудов, электронном журнале и журнале «Вестник».

2.3. С целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности продолжить формирование инновационной инфраструктуры вуза путем:

• создания и развития структурных подразделений, которые активно ведут исследовательскую и инновационную деятельность;

• подготовки докторантов, аспирантов для приоритетных направлений развития науки и техники РФ, которые осуществляют защиту диссертаций в срок, участвуют в различных конкурсных мероприятиях, изобретательской, патентной работе и международном сотрудничестве.

2.4. Совместно с заведующими кафедрами (руководителями секций кафедр):

• обратить внимание на необходимость повышения индекса публикационной активности в РИНЦ, Web of Science/Scopus, увеличив количество публикаций в зарубежных и высокорейтинговых отечественных журналах;

• научно-педагогическим сотрудникам, имеющим научные публикации, осуществить персональную регистрацию в системе Science Index на платформе научной электронной библиотеки и после этого регулярно осуществлять редакцию списка своих публикаций (не позднее декабря 2016 г.).

2.5. Совместно с директорами НИИ, заведующими кафедрами (руководителями секций кафедр) активизировать участие преподавателей и студентов вуза:

• в передовых исследованиях, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня;

• в сотрудничестве с реальным сектором экономики как в поиске заказов на прикладные разработки, так и в поиске фундаментальной тематики;

• в развитии междисциплинарных исследований и разработок, в издании научных публикаций.

2.6. Учитывая важность научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения:

• организовать занятия студентов в научных кружках и содействовать активному участию студентов в конференциях, семинарах, конкурсах, смотрах, выставках и других научных мероприятиях;

• засчитывать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и творческие работы, успешно выполненные студентами и отвечающие требованиям учебных программ, по согласованию факультета (кафедры), в качестве соответствующих учебных заданий (курсовой проект, курсовая работа, РГР и т.п.).

2.7. Совершенствовать раздел сайта вуза, пропагандирующий научно-исследовательскую и инновационную деятельность ученых. Вести постоянное обновление размещенной на сайте нормативно-справочной информации, необходимой для организации НИОКР; информации о текущих конкурсах, проводимых различными министерствами, агентствами и фондами; информации о текущих и планируемых выставках, семинарах и условиях по участию в них.

2.8. Привлекать к руководству исследовательской работой студентов представителей академической науки и специалистов производственного сектора.

2.9. Обеспечить выполнение плана основных мероприятий по сопровождению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ

3.1. Руководству филиала совместно с профкомом сотрудников до 12 октября 2016 г. подготовить свои предложения (с учетом предложений сотрудников) для включения в новую редакцию Коллективного договора МГТУ им Н.Э. Баумана (отв.: Санаев В.Г., Сиротов А.В.).

3.2. Профкому сотрудников университета (отв. Сиротов А.В.):

• представить свои предложения по эффективному и экономически целесообразному развитию социальной инфраструктуры филиала с учетом его вхождения в структуру МГТУ им Н.Э. Баумана;

• обеспечить соблюдение норм трудового законодательства, прав и гарантий работников МГУЛ при их переходе в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

3.3. При организации занятий со студентами усилить воспитательную роль учебного процесса, заведующим кафедрами потребовать от преподавателей четкого соблюдения согласованного с деканатом графика выдачи студентам заданий на самостоятельную работу (КР, КП, РГР и т.п.) и сроков приема этих заданий.

3.4. Совету по воспитательной работе в срок до 1 декабря 2016 г.:

• подготовить планы воспитательной работы и отчеты о проделанной работе;

• подготовить предложения по усилению внеучебной работы кафедр и преподавателей университета со студентами.

3.5. Студенческому профкому (отв. Клубничкин Е.Е.) совместно:

• с НИЧ и НСО вуза продолжить развитие студенческих научных кружков;

• со Студенческим советом активизировать развитие студенческого самоуправления в общежитиях;

• с администрацией студгородка и органами студенческого самоуправления продолжить работы по улучшению условий проживания в общежитиях и благоустройству территории студгородка;

• с руководством движения стройотрядов в РФ в течение учебного года подготовить предложения о формировании студенческих отрядов для работы летом 2017 г.

3.6. Деканам факультетов в течение осеннего семестра подготовить и рассмотреть на советах факультетов план мероприятий по усилению воспитательной работы среди студентов.

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Начальнику отдела международного научно-образовательного сотрудничества Никитину В.В. совместно:

• c директором студгородка Леончевым С.И. продолжить выполнение решения Ученого совета от 25 апреля 2014 г. по обеспечению пребывания в вузе иностранных учащихся в соответствии с требованиями, определенными Министерством образования и науки РФ;

• с главным инженером Давлитовым Р.М. и директором студгородка Леончевым С.И. продолжить работу по улучшению социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан;

• с деканами факультетов продолжить работу по улучшению показателей международной академической мобильности студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников; обеспечить расширение географии и масштабов студенческих обменов и практик; увеличению числа приглашенных иностранных преподавателей и объема их педагогической нагрузки.

5. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

5.1. Заместителю директора по капитальному строительству Бобашову А.И. и группе капитального строительства обеспечить выполнение ФАИП по восстановлению и реконструкции главного учебного корпуса на 2016-2017 гг., подготовке конкурсной документации по закупке лабораторного оборудования, оргтехники и мебели для Главного учебного корпуса.

5.2. Управлению по инженерному обеспечению (отв. главный инженер Давлитов Р.М.):

5.2.1. В срок до начала октября 2016 года провести необходимые работы по подготовке зданий, сооружений и инженерных коммуникаций к работе в зимних условиях (в том числе обеспечить условия безбарьерной среды для инвалидов в УЛК-1 и УЛК-2).

5.2.2. В соответствии с утвержденным планом продолжить общестроительные и ремонтные работы на территории вуза.

5.2.3. Не позднее 30 октября 2016 года совместно с Учебным отделом и Финансово-экономическим отделом разработать план мероприятий на 2016/2017 учебный год:

• по проведению ремонтных работ и благоустройству территории;

• по проведению профилактических мероприятий по охране труда и технике безопасности;

• по обеспечению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической угрозе.

5.2.4. В течение учебного года обеспечить выполнение ремонтных работ в соответствии с утвержденным планом.

Контроль за выполнением решения возложить на В.Г. Санаева.