22 сентября 2014 года № 12 (1982)

PDF-Версия газеты "Вестник МГУЛ" № 12 (1982)

21 сентября - день работников леса

посади своё дерево

Студенты и преподаватели МГУЛ во главе с ректором В.Г. Санаевым приняли участие в экологической акции «Наш лес. Посади своё дерево», прошедшей по инициативе губернатора Московской области А.Ю. Воробьёва.

Мероприятие прошло в городском округе Балашиха на территории Салтыковского лесопарка, которая была расчищена в ходе санитарной вырубки деревьев, пораженных эпидемией короеда-типографа. На посадку леса вышли жители и общественники, заслуженные деятели культуры и искусства, добровольцы общественных экологических движений, специалисты лесного хозяйства Московской области.

Наряду со студентами Лестеха, возглавляемых председателем профкома студентов Е.Е. Клубничкиным, активное участие в акции приняли и деканы: ФМХТД – Х.А. Фахретдинов, ФЛХ – В.А. Липаткин, ГФ – Е.И. Майорова.

Подобная акция впервые прошла в Подмосковье в 2013 году по инициативе главы региона. Тогда было высажено более 800 тысяч деревьев на площади 176,7 гектара. В этом году акция прошла не только на землях лесного фонда, но и на территории городских поселений.

Как сообщил А.Ю. Воробьёв, в акции приняли участие порядка 120 тысяч человек, в то время, как год назад в акции по посадке леса приняли участие всего 5 тысяч человек.

«Для меня это не первый опыт. В Подмосковье тема актуальная – посадка лесов. В этом я и раньше принимал, но такая массовая акция, конечно, у нас в Подмосковье первая. Если в прошлом году у нас собралось порядка пяти тысяч человек, то в этом 100-120 тысяч вышло сегодня на поля, которые требуют нашего внимания, поэтому опыт уже у нас есть», - заявил губернатор.

В посадке деревьев в Балашихе также приняли участие председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов, трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина, журналист и телеведущий Владимир Соловьев, певец, композитор, продюсер Григорий Лепс, российская оперная певица, солистка Мариинского театра Мария Максакова и руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков.

«Я благодарю всех, кто пришел сюда, кто пришел еще на 700 площадок, которые работают. И хочу, чтобы каждый год мы встречались в таком составе, и нас было все больше и больше, и мы каждый со своими детьми сажали прекрасные сады, скверы, восстанавливали наш лес», – заявил губернатор.

Всего в этот день было высажено более 1,5 миллионов саженцев на площади 713,8 гектара.

С. РАМАЗАНОВ.


МГУЛ встречает первокурсников

Начало учебного года – это открытие новой страницы в жизни каждого вуза.
Особенно, когда год этот – юбилейный, 95-й в жизни университета. Начало учебного года – это открытие новой страницы в жизни каждого вуза.
Особенно, когда год этот – юбилейный, 95-й в жизни университета.

Для тысяч вчерашних школьников, переступивших порог МГУЛа, 1 сентября навсегда останется в памяти одним из самых знаменательных событий в их жизни. Кто он – сегодняшний лестеховец, какие специальности предпочитает выбирать, строя свою профессиональную карьеру? Во многом ответ на эти вопросы можно найти на основании итогов вступительных экзаменов. Конкурс на те или иные направления подготовки в значительной степени служит объективным отражением не только индивидуальных предпочтений ребят, но и основных тенденций динамики рынка труда.

Как известно, Московский государственный университет леса является одним из ведущих российских вузов по подготовке специалистов в области лесного дела и по праву считается кузницей кадров для отечественного лесопромышленного комплекса.

В этом году на специальности лесного и лесопромышленного профиля МГУЛеса принял более 800 первокурсников. Почти четверть из них решили связать свою судьбу с сохранением и приумножением лесного богатства нашей страны и поступили на факультет лесного хозяйства. Этот факультет готовит уникальных специалистов (бакалавров, инженеров и магистров) для лесного и лесопаркового хозяйства по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, мониторингу их состояния, инвентаризации, кадастровому учету и управлению лесами в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах.

Среди предлагаемых специализаций – рациональное ведение многоцелевого лесного хозяйства, уход за деревьями в урбанизированной среде, защита лесов, искусственные лесные насаждения рекреационного назначения, лесное семеноводство и репродукция лесных растений в питомниках, управление лесами, лесная сертификация, лесной контроль и надзор, мониторинг лесных ресурсов с использованием дистанционных методов и технологий геоинформационных систем.

Анализируя данные приемных кампаний последних пяти лет, следует отметить, что интерес к этим профессиям пусть медленно, но неуклонно растет. Так, если в 2010-м году конкурс на направление «Лесное дело» составлял всего 1,7 человека на место, то в этом – 2,6. Поднимается и качественный уровень подготовки студентов – средний балл ЕГЭ у поступивших на очную форму обучения составил 60 баллов, что в целом является неплохим результатом для направлений подготовки биолого-прикладного профиля. Эти данные позволяют выразить уверенность в том, что через несколько лет лесное хозяйство страны получить грамотных и мотивированных специалистов.

Для страны, обладающей крупнейшими мировыми запасами древесины, рост интереса к инженерным специальностям, связанным с лесным хозяйством, отрадное и вполне закономерное явление, учитывая тот факт, что лесные богатства являются не только ценным природным ресурсом, но и играют важную роль в экологическом и социально-культурном развитии современного общества.

Несомненно, серьезным стимулом, влияющим на профессиональное самоопределение и приток студентов на те или иные специальности, является растущий спрос на высококвалифицированных специалистов со стороны лесообрабатывающих и мебельных предприятий. В рамках деятельности созданных при университете Попечительского совета и Центра карьеры осуществляется постоянное тесное сотрудничество с потенциальными работодателями по вопросам содействия трудоустройству выпускников вуза.

Конечно, в нашем высшем образовании существуют и определенные проблемы. Одна из них – наличие разрыва между теоретической и научной подготовкой выпускников и их практическими навыками. Исправить эту ситуацию призвано введение с этого года программ прикладного бакалавриата. Практической стороне профессиональной подготовки в этих программах уделено значительно большее место, чем в программах традиционного академического бакалавриата. По этим программам в МГУЛе будут обучаться 90 студентов.

Наблюдаемый в последние годы стремительный взлет популярности гуманитарных и экономических специальностей, привел к незаслуженному падению престижа инженерных профессий и к возникновению структурных диспропорций на рынке труда. На сегодняшний день, по словам специалистов, в молодежной среде наблюдается постепенный возврат интереса к техническим дисциплинам, чему в немалой степени должна способствовать и корректировка приоритетов политики государства в области образования, направленная на восстановление престижа инженерных профессий.

Следует подчеркнуть, что на данном этапе в Московском государственном университете леса созданы все условия для успешной учебы будущих хранителей леса. Современные учебные классы и лаборатории, учебно-опытный лесхоз, развитая социально-культурная сфера, комфортабельные общежития ежегодно привлекают множество студентов из самых разных регионов России.

МГУЛеса всегда рад принять в своих стенах тех, кто, следуя доброй традиции, решил посвятить себя благородному делу - защите русского леса!

С. ГЛАДЫШЕВ.


меридиан

дружбе - быть!

22 августа на территории общины Долни Чифлик (Республика Болгария) состоялось подписание меморандума о взаимопонимании между Государственным охотничьим хозяйством «Щерба» и МГУЛ.

ГОХ «Щерба» основано в 1932 году и располагает сегодня обширными лесными угодьями. Гости увидели удивительные по красоте ландшафты, в которых уютно чувсвуют себя олени, серны и муфлоны

В процедуре подписания меморандума наш университет представляли проректор по международным связям В.В. Никитин и начальник научно-исследовательской части В.И. Панфёров. С болгарской стороны приняли участие председатель совета Болгарского общества дружбы с народами России и стран СНГ Асен Ташев, мэр общины Долни Чифлик Борислав Натов и директор охотничьего хозяйства «Щерба» Георги Георгиев.

Россию и Болгарию связывают многовековые братские отношения. Подписание соглашения открывает дорогу для широкого спектра областей взаимного сотрудничества: проведение студенческих практик, научно-практических семинаров, повышение квалификации преподавателей и сотрудников, совместные научные исследования, подготовка и защиты диссертаций.


шведский опыт

Биологическое разнообразие – это одно из самых удивительных сокровищ нашей планеты, а его сохранение – важнейшая задача, которую должно решить человечество ради жизни всех обитателей Земли.

Подготовка в области исследования и защиты биоразнообразия должна стать одним из ключевых компонентов обучения специалистов, чья профессиональная деятельность будет связана с окружающей природой, в том числе в лесном секторе. Именно поэтому Московский государственный университет леса принял участие в международной стажировке «Обучение современным методам исследования и сохранения биологического разнообразия лесной фауны», которая проходила с 14 по 22 августа 2014 года в Швеции, в городах Стокгольм и Лунд.

Организаторами стажировки выступили Стокгольмский университет, университет города Лунд и Шведский музей естественной истории. В ее работе приняли участие представители университетов различных европейских государств – исследователи из Финляндии, Германии, Италии, Великобритании, Португалии, Испании, а также из стран Северной Америки и Китая. Московский государственный университет леса представлял старший преподаватель кафедры педагогики и психологии П.Ф. Калашников.

Центральное место в процессе стажировки было уделено исследованиям в области разнообразия лесной териофауны – то есть, лесных млекопитающих, или зверей, в том числе изучению внутривидового разнообразия, которое постепенно привлекает все большее внимание. Дело в том, что основная стратегия сохранения биоразнообразия – это сохранение экосистем. А популяции, то есть, сообщества лесных млекопитающих являются одним из самых уязвимых компонентов экосистемы леса. Причем под угрозой в настоящее время находятся не только редкие виды и подвиды животных (как, например, дальневосточный леопард), но и хорошо знакомые нам представители лесной фауны, такие как ежи, мышевидные грызуны или заяц-беляк.

Положение, в котором находится беляк, – один из самых ярких примеров угрозы биологическому разнообразию даже внутри распространенных видов. Причина здесь не только в воздействии человека и исчезновении традиционных мест обитания. Беляку угрожают и природные факторы, в том числе ближайший родственный вид: заяц-русак. Каким образом? В тех местах, где беляк и русак живут вместе, русаки теснят своих сородичей. Кроме того, в результате скрещивания двух видов зайцев образуется гибрид под названием «заяц-тумак», который не может оставлять потомство. Такая проблема существует во всех регионах, где «накладываются» друг на друга места обитания беляка и русака, в том числе в Подмосковье. Несколько раз в нашу область завозили зайцев-беляков из Сибири. Но это не решение проблемы: ведь в каждой конкретной местности популяция беляков, как и любого другого биологического вида, отличается друг от друга.

Насколько сильно отличается одна популяция от другой? То есть, каково разнообразие внутри биологических видов лесных млекопитающих на сегодняшний день? Часто бывает трудно ответить на эти вопросы. Чтобы все-таки найти на них ответ, применяется целый комплекс методов исследования, основные из них – молекулярно-генетические и морфологические. Проблемы и решения, связанные с методологией исследования биоразнообразия лесной фауны, стали одним из ключевых вопросов стажировки. Молекулярно-генетические методы развиваются все более быстрыми темпами. Однако такие исследования достаточно сложны и затратны. Немало трудностей возникает и при использовании морфологических методов, как лабораторных, так и полевых. Конечно, существуют подробные описания, сделанные учеными-биологами, существуют коллекции в зоологических институтах и музеях. Однако и описания, и коллекции чаще всего сделаны десятилетия назад. Между тем экологическая ситуация в мире очень быстро изменяется, и чаще всего не в лучшую сторону. А среда обитания, измененная человеком, воздействует и на животных: нередко их окрас становится более однообразным. Что касается полевых методов исследования, то главная их трудность – животные по большей части стараются избегать человека. К тому же, фото- и видеоматериалы даже при современном уровне развития техники не всегда могут быть надежным источником информации о животном. Например, искажать оттенок шерсти. Кроме того, данные как полевых, так и лабораторных исследований требуют систематизации, уточнения и осмысления.

В ходе работы стажировки ее участники не только выявили проблемы, связанные с сохранением и изучением биоразнообразия лесной фауны, но и предложили ряд возможных решений. Одним из возможных выходов является сбор банка данных о биологических видах и подвидах, включающий актуальную информацию об их популяциях. При этом существенными будут не только сведения о среде обитания и количестве особей, но также об их морфологических особенностях и окрасе. Для получения более точной картины друг друга будут дополнять описательные сведения и материалы фото- и видеосъемки. Таким образом, в сочетании с данными из коллекций зоологических институтов и музеев, собранные материалы станут источником сведений о состоянии разнообразия внутри видов лесных животных, что поможет в деле изучения и сохранения как видов, так и экосистем в целом. Точная информация о тревожном положении популяции и (или) о нетипичных особенностях ее представителей (например, окрасе) позволят привлечь к этой проблеме органы охраны природы, специалистов, экологических активистов и всех неравнодушных граждан, что защитит, например, популяцию беляка из национального парка «Лосиный остров» от исчезновения.

Реализация сбора данных о биологическом разнообразии возможна в рамках уже существующих проектов, таких как Species 2000 и другие. При этом источниками данных могут послужить не только материалы от университетов, исследовательских организаций, органов охраны природы, некоммерческих организаций, но и от простых людей, любящих природу. Дело в том, что «встречи» человека с лесными животными достаточно редки. И информация о такой «встрече», полученная от любителей природы, окажется по-настоящему полезной.

Таким образом, чтобы вовлечь в проект как можно больше участников, которые могут и готовы помочь в деле изучения биологического разнообразия, в первую очередь должна быть осознано разнообразие жизни на планете и угроза потерять его навсегда. Поэтому в ходе стажировки одним из основных направлений стало эколого-просветительское. Участники имели возможность не только ознакомиться и работать с зоологическими коллекциями университетов Стокгольма и Лунда, но и увидеть, как строится взаимодействие с обучающимися. Основные принципы – наглядность и ориентированность на практику. При этом особое внимание уделяется не столько иллюстративной наглядности (пусть даже и в мультимедийной форме), сколько самим натуральным объектам, работе с материалами коллекций. Еще одна важная составляющая учебного процесса – связь с общественностью: привлечение волонтеров к помощи в исследованиях (что необычно для нас), организация экскурсий и выставок. Здесь трудно переоценить значение наглядности. Ведь если человек сможет увидеть, насколько богат и разнообразен мир животных, то намного эффективней будет у него формироваться понимание ценности всего живого на Земле. И готовность действовать для пользы нашей планеты.

Стажировка прошла в очень конструктивной и доброжелательной атмосфере. Нам удалось почерпнуть много свежих идей, как в области исследования биологического разнообразия, так и в плане экологического просвещения. Многие из них вполне осуществимы в наших условиях: сходство есть как в природных условиях лесов Швеции и севера Европейской части России, так и в проблемах, стоящих перед биологической наукой и образованием. Значит, решения этих проблем тоже могут быть сходными, и лучше всего будет их найти в процессе сотрудничества. Мы благодарим наш Университет и организаторов стажировки – доктора Ларса Лундквиста, Марию Мостадиус, доктора Ульфа Арупа из университета города Лунд и доктора Даниэлу Кальтхоф из Шведского музея естественной истории города Стокгольм за возможность получить по-настоящему ценный опыт.

Л. БАХТИГУЛОВА, заведующая кафедрой педагогики и психологии.


вакансии

Московский государственный университет леса объявляет

конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам:
  • финансов – старшего преподавателя – 1 ед.;
  • менеджмента и маркетинга – доцента, к.н. – 0,5 ед.;
  • физики – доцента – 1 ед.;
  • высшей математики – ассистента – 1 ед.;
  • безопасности жизнедеятельности – профессора – 1,5 ед., доцента – 1 ед.;
  • экономики обрабатывающих отраслей промышленности, учета и аудита – доцента, к.н. – 0,5 ед., старшего преподавателя – 1 ед.;
  • ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства – профессора, д.н. – 1 ед.;
  • технологии древесных плит и пластиков – доцента – 1 ед.;
  • экологии и защиты леса – старшего преподавателя – 0,25 ед.;
  • языковой подготовки – доцента – 0,75 ед., доцента, к.н. – 0,5 ед., старшего преподавателя – 3,5 ед., ассистента – 2 ед.;
  • стандартизации и сертификации – старшего преподавателя – 1 ед.;
  • технической механики – профессора, к.н. – 0,75 ед.;

Срок подачи заявлений в отдел кадров – один месяц со дня публикации в газете.