5-6 (1955-1956), 18 марта 2013 года

 

МОРОЗНЫЕ ПРОВОДЫ

5 марта Лестех встретил новую весну. Яркую, солнечную, но очень даже морозную и снежную.

Задолго до официального открытия праздника стадион, расчищенный от метровых сугробов, каких, если верить Гидрометцентру, не было за последние 200 лет, начал заполняться студентами и сотрудниками вуза.

В 12.00 на стадионе появилась сборная команда ректората по лыжным гонкам, возглавляемая ректором МГУЛ В.Г. Санаевым, который поздравил всех с приходом новой весны, пожелал крепкого здоровья, успехов в жизни и учебе.

Президент МГУЛеса А.Н. Обливин из спортивного пистолета дал старт лыжному VIP-забегу. Борьба была настолько упорной, что проректор по международным связям В.В. Никитин даже сломал лыжную палку. Но победила, конечно же, дружба.

А в лыжных гонках не было равных первокурснику МХТД А. Гусеву. Второе место занял М. Колесников (3-й курс ЛПФ), третье – А. Щелканов (1-й курс, ФЭСТ).

Среди преподавателей победил замдиректора ИПСОП Л.В. Стоноженко. И это уже стало доброй традицией.

Кафедра физвоспитания и спорта и инженерное управление подготовили и спортплощадки с необходимым инвентарем, и все спортивные мероприятия. Веселый сценарий праздника, его художественное оформление и концертное наполнение – все это было выполнено творческими силами нашего студенческого клуба. Особое впечатление на всех произвело выступление иностранных студентов, многие из которых только в России увидели снег воочию.

Под задорные напевы молодых талантов и проделки ряженых развернулись баталии за победу в разных видах состязаний: в лыжных гонках, в гиревом единоборстве, в минифутболе, где состязались четыре команды разных факультетов. И, конечно же, в перетягивании каната, где всех «перетянул» факультет МХТД.

Остается только пожалеть, что не все студенты, да и преподаватели, пришли в этот замечательный день на стадион. А ведь когда еще крепить дух лестеховского братства, как не во время общих праздников?

 С. РАМАЗАНОВ.


 

ПИШЕМ ИСТОРИЮ ВМЕСТЕ

 Ежегодно Московский государственный университет леса выпускает около 2000 специалистов с высшим образованием, общее количество выпускников из года в год растет.  А сколько же выпускников являются счастливыми обладателями диплома Лестеха?

Точно ответить на этот вопрос оказалось достаточно сложно, и тогда ректору МГУЛеса В.Г. Санаеву и директору ИПСОП В.А. Макуеву пришла идея – составить электронную базу выпускников с информацией о каждом студенте, когда-либо учившемся в нашем вузе с начала его основания.

Эту идею подхватили: президент Международного союза благотворительных организаций «Мир добра», сопредседатель общественного движения «Добрые люди мира» Олег Витальевич Олейник, президент Международной академии общественных наук, почетный член Парламентской ассамблеи Совета Европы, доктор философских наук  Анатолий Антонович Коробейников, а также известный телеведущий доктор биологических наук Николай Николаевич Дроздов.

Они предложили финансовую помощь в сознании электронной базы выпускников, и 1 ноября 2011 года в Москве состоялась встреча Международного союза благотворительных организаций «Мир добра» с представителями Московского государственного университета леса.

В результате выявилась цель совместной работы МГУЛеса с благотворительной  организацией «Мир добра» и начался сбор информации о выпускниках. Инициативные студенты начали усердно трудиться, обрабатывая старые архивы. Занятие действительно интересное, так как, занося каждого выпускника в электронную базу, они соприкосались с историей нашего вуза.

На сегодняшний день в электронной базе собрано более 20 тысяч записей. База выпускников постоянно пополняется. Сотрудники МГУЛеса налаживают связь с выпускниками вуза.  Многие сменили место жительства и номер телефона, но, несмотря на это, обратная связь налаживается. Выпускникам приятно, что университет, который они заканчивали, помнит о них, так же, как и они сами не забывают свои счастливые студенческие годы, проведенные в МЛТИ-МГУЛеса со своими сокурсниками. Большинство поддерживают связь друг с другом в социальных сетях, и таким образом помогают нам пополнять базу, указав контактные данные выпускников, учившихся в нашем вузе.

Работа еще не закончена, но приближается к своему логическому завершению, вскоре можно будет увидеть результат. Каждый желающий может помочь нам, вписав в базу своих родных или знакомых, обучавшихся в МГУЛеса.

Обращайтесь к нам по адресу: корпус № 3, кабинет № 5.

Наш телефон: 8-488-687-43-73

 

"ЛЕСНОЙ" РОД САНАЕВЫХ

Русская деревня! Сколько же талантливых людей дала она стране. Крупные руководители и актеры, писатели и поэты, художники и учёные. Это великая среда, не требующая призывов любить Родину, потому что она изначально любит свою страну, хотя её любовь зачастую и отличается от декларируемой сверху.

Это небольшое отступление связано с тем, что многие видные специалисты и ученые лесного хозяйства имеют деревенские корни. И Санаевы не выбиваются из общего ряда. «Лесной» род Санаевых происходит из крестьянской семьи, жившей в безлесном районе Тульской области. О лесе они имели, если можно так сказать, «теоретическое представление». И не стали бы представители этой семьи крупными организаторами и учеными в лесной отрасли, если бы ни его величество случай.

Приехал Георгий Санаев в 1944 году в Москву поступать в институт. Мечтал о техническом вузе: энергетическом или железнодорожном. И поступил бы, но у них не оказалось общежития. А было бы, и не стал бы он впоследствии «лесным человеком», а стал бы крупным энергетиком, либо специалистом железнодорожного транспорта, потому что талантливый, трудолюбивый, целеустремленный человек в любой отрасли добьется успеха.

Но так или иначе, стал волей судьбы и случая Георгий Санаев студентом МЛТИ, что и определило навсегда и его жизнь, и жизнь его семьи.

Учился на факультете МОД (ныне МХТД). Специальность оказалась очень интересной. Учился отлично. И не только учился: общественник (член факультетского комитета комсомола), спортсмен (член сборной команды Лестеха по лыжам, неизменно побеждавшей на областных соревнованиях), самодеятельность (участник духового оркестра института) – круг его интересов был очень широк. Его учили прекрасные преподаватели, гордость Лестеха: Н.М. Егоров, Б.А. Таубер, П.П. Пациора, Б.М. Буглай, П.С. Серговский и многие другие.

Как отличника учебы его первым пригласили на распределение. У него был огромный выбор будущего места работы: Молдавия и Крым, Латвия и Саратов. Но он выбрал Карелию, куда и отправился с молодой женой Зоей – выпускницей лесоинженерного факультета (они поженились сразу после окончания института) в августе 1949 года.

Небольшое отступление, ориентированное на нынешнее поколение студентов. В те годы государство было заинтересовано в специалистах. Страна интенсивно развивалась, восстанавливалось после войны народное хозяйство. По окончании института все обязательно получали направление на работу по специальности. Предприятия подавали заявки на молодых специалистов. Распределение выпускников происходило, как правило, в присутствии представителей этих организаций. Молодые специалисты обязаны были отработать три года по направлению. Они имели много льгот и преимуществ: их не имели права уволить, им в первую очередь предоставлялось жилье и т.д.

Так получилось, что в те годы Карелия стала базой, на которой набирались опыта выпускники Лестеха. Недаром среди тех, кто первые годы после окончания института провел в Карелии, оказалось много крупных руководителей, ученых, специалистов.

В те годы специалистов с высшим образованием было мало. Дипломированные инженеры быстро продвигались по службе. И дело не только в наличии диплома, а в качестве образования, полученного в вузе. Уже через три месяца Георгий Иванович Санаев стал начальником цеха. Через год он был направлен на работу в Петрозаводский лесотехнический техникум. Его энергия, умение работать с людьми, профессиональные качества были отмечены. В 1954 году он избран председателем исполкома Октябрьского райсовета Петрозаводска – центрального района города. Затем была работа референтом в Совете Министров Карело-Финской ССР, главным технологом, главным инженером и директором мебельной фабрики. А с 1964 года – пять лет ответственной и интересной работы главным инженером Карельского управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Минлеспрома СССР.

Очень трудно в газетной статье подробно изложить жизненный путь такого человека, не сбившись на простое перечисление должностей и организаций. Ведь каждое место работы – большая ответственность, большая организационная работа, большие затраты и физической, и нервной энергии. Директор ВНИИ тары и упаковки в Калуге, заместитель начальника производственного управления Минлесбумпрома СССР, и, наконец, двадцатилетняя работа в ГКНТ СССР заместителем, а затем начальником отдела лесопромышленного комплекса.

А параллельно – общественная работа во Всесоюзном НТО бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

.

 

Достойный жизненный путь

В Карелии в семье Санаевых родились два сына. «Лесным» наследником стал младший – Витя, ныне доктор технических наук, профессор, ректор МГУЛеса Виктор Георгиевич Санаев.

И уж коли мы работаем в одном университете, то не взять у него интервью было бы непростительно.

Мы несколько раз договаривались о встрече, но все не получалось. День ректора расписан буквально по минутам, и выкроить время для интервью оказалось сложной задачей. Но после нескольких неудачных попыток интервью состоялось. Мы расположились в его кабинете, я включил диктофон, и начался разговор.

Сначала я собирался по материалам беседы написать статью, но прослушав запись, понял, что лучше привести интервью, чем что-то дописывать самому.

- Вы учились в Лестехе. Родители повлияли на Ваш выбор?

- Конечно, не без этого. Родители окончили Лестех в 1949 году. Отец закончил МОД (ныне МХТД), мама – лесоинженерный (ЛИФ). Их звали «лифчиками». На пятом курсе они расписались. Иногда они брали меня с собой на юбилеи выпуска. Мне тогда было лет 10. Такие впечатления: жасмины цветут, открытый бассейн! Так запало, что я решил поступать в Лестех.
Я интересовался природой, растениями, разводил кактусы. Мне присылали из Риги из общества кактусоводов семена. Однажды пришла посылка на 90 рублей! По тем временам огромные деньги. Там было около сотни разновидностей кактусов, и каждого вида по 5-10 семян. Все это высевалось на подоконнике. Нужно поддерживать нужную влажность и температуру, чтобы всхожесть была.

Я был настроен на факультет озеленения городов и населенных мест. Но потом папа повлиял: деревообработчик – хорошая профессия, всегда есть работа. Тогда ландшафтная архитектура не такой модной была. И папа меня сориентировал на МХТД.

- Что Вам запомнилось из институтской поры?

- Много можно перечислять. Безусловно, преподаватели. Я с большим уважением вспоминаю Бориса Мартыновича Буглая, который потом стал моим научным руководителем, Павла Семеновича Серговского и многих других. Была плеяда талантливых преподавателей. (Эти же преподаватели в свое время учили и Санаева старшего – А.Л.).
За пять лет обучения мы четыре раза были в колхозе. Не успели поступить, только получили студенческие билеты и уже 3 сентября отправились в совхоз «Дмитровский» под Яхрому. Это было наше крещение. Уборка картофеля. Жили в летнем пионерлагере. Дома холодные, а осень выдалась суровая. И на мой день рождения, 15 сентября, вода в умывальниках замерзла, и снег выпал. Мы там месяц работали. Навсегда запомнилось. Вернулись единым дружным коллективом. Тот, кто не был в колхозе, потом вписывался в коллектив не меньше года.

На старших курсах мы ездили в совхоз «Заокский» Серпуховского района. Там условия были много лучше. И работать было приятно. А так как на это время приходился мой день рождения, то отмечали его всей командой. И по 50, и по 70 человек собиралось. На берегу Оки разводили костер, шашлык.

Еще запомнились практики. Мы были на практике на Нововятском лыжном комбинате. Работали на рабочих местах. Мое рабочее место было «бракер лыж». Проверялась плоскостность. Нужно было уложить лыжу на плоскую поверхность и покачать ее. Сначала я все, что мне привозили, отправлял в брак. Потом все это поправляли.

Это был завод – та среда, в которой, нам выпускникам, нужно было в дальнейшем работать. Были там и спортивные мероприятия. Мы в футбол играли за цех. Обыграли заводоуправление 4:2, так они кричали, что это студенты, а не цех. Даже переигровку назначили, а мы все равно у них выиграли.

- А после института?

- После института я был распределен на крупный мебельный комбинат «Интерьер-мебель». Работал мастером цеха, затем заместителем начальника цеха. Немного поработал там, и Б.М. Буглай и декан нашего факультета В.М. Цухло стали приглашать меня поступить в аспирантуру или на кафедру. Я долго не давал ответа. Все-таки ушел в производство, надо бы продолжать, расти в карьерном плане. Но, в конце концов, дал согласие и пришел на кафедру стажером-преподавателем.
- Ваше кредо руководителя?
- Мое глубокое убеждение, что у руководителя должна быть абсолютная выдержка и дипломатичность во всех взаимоотношениях. Тем более с таким сложным коллективом, как вузовская среда. От рабочего, ассистента, до профессора, заведующего кафедрой, до ученого с мировым именем, который превышает тебя на порядок. Со всеми нужно быть ровным, выдержанным. Затем требовательность, потому что ни одно решение руководителя не будет реализовано, если не будет требовательности. И, конечно, оптимизм. В душе могут
«кошки скрести», но это не должно никак проявляться. Дома можно переживать. Но выходишь на Ученый совет, и люди должны видеть в твоих глазах оптимизм.

- Вы счастливый дед. У Вас пять внуков. Вам удается собираться всем вместе?

- Мы беседуем в канун Нового года. 29 декабря они все приедут в наш дом. Мы живем за городом. Все большое семейство – ребята с женами и детьми будут у нас. Мы уже взяли билеты на елку на 31 декабря в Абрамцево. Там построили хороший комплекс – ресторан, гостиница, художественный салон. Организуется спектакль для детей. Зал небольшой, мест на 150. Но для детей очень хороший праздник: Дед Мороз, подарки.

У меня внуки от 11 месяцев – младший Ваня, Иван Васильевич, далее Василиса, Даша, Поля – и до семи лет – старшая София.

- Как Вы познакомились с женой?

- С Леной учились вместе. Она училась на нашем потоке в соседней группе. Так получилось, что сначала было шесть групп, но после второго курса на шесть групп уже не тянуло, и решили одну группу распустить. Ту самую, в которой она училась. Их распределили по другим группам, и она оказалась у нас. На третьем курсе познакомились, на четвертом влюбились, на пятом поженились.

- Многие студенты работают. Причин здесь несколько. С одной стороны, они зарабатывают на существование, с другой – получают стаж, без которого устроиться потом на работу очень трудно. Как надо организовывать учебный процесс с учетом работы студентов, чтобы обеспечить их знаниями?

- Конечно, есть определенные трудности. Но это всегда будет существовать. Нам надо более гибко к данному вопросу подходить. Возможности, как это реализовать, существуют. Но мы в шорах сложившейся организации учебного процесса эти моменты часто отбрасываем. Что тут можно сделать? И в наше время бывали, например, индивидуальные учебные планы. Но это предполагает и дополнительную нагрузку на преподавателей, которые должны разработать эти учебные планы, организовать контакты со студентами.

Где реально мы можем это сдвинуть – с нашими работодателями. Эти вопросы мы с ними конкретно обговаривали и в ближайшее время будем реализовывать. Недавно была встреча с лесоустроителями.

ФГУП «Рослесинфорг» – крупная и богатая компания приезжала к нам и уговаривала ребят идти к ним работать. Мы договорились, что совместно вырабатываем требования к выпускникам, которые пойдут к ним работать, разработаем индивидуальные программы подготовки студентов. Это потребует затрат с их стороны. Они готовы на это идти, чтобы получить конкретных специалистов, которые могли быть и таксаторами, и лесоустроителями, и геодезистами. Чтобы они знали и юридические аспекты ведения лесного хозяйства. У них такой спектр вопросов обозначен, и мы можем это сделать, но только с их поддержкой.

- Как Вы относитесь к увеличению доли самостоятельной работы и использованию интернета в учебном процессе?

- Самостоятельная работа в учебном процессе – важный аспект. Подобные попытки были и без интернета. Профессор Петр Павлович Аксёнов написал новый учебник по лесопилению и сказал нам: «Берите в библиотеке учебник, и я вас отпускаю с десяти лекций. А на одиннадцатую лекцию вы приходите, и я всех опрашиваю по всем разделам».

Дистанционные формы обучения, интернет – все может существовать, но общение с преподавателем ничем не заменишь.

- Ваш культурный досуг: театр, кино, книги?

- Удается выбраться и в театр, и на концерты. Конечно, читаю. К тому же в нашем университете много сотрудников, которые прекрасно пишут. Пишут и на исторические темы, и мемуары. Бывает, что мне в неделю три-четыре книги дарят. Я же должен их прочитать, чтобы потом сказать авторам свое мнение.
Театр очень люблю. Люблю классический театр: Оперетты, Малый театр. Мне нравится дух, который там существует. Честно говоря, в современный театр пару раз сходили, досмотрели до конца, но у меня было желание где-то в середине уйти.

...Вот таким интересным оказалось интервью, которое я и привел здесь лишь с несколькими сокращениями!

А затем я встретился с Ильей Викторовичем Санаевым. Я хорошо его знал, еще когда он был студентом, а я – заместителем декана ФЛА. Мне нравился этот грамотный, выдержанный молодой человек.

Он не собирался поступать в МГУЛ. В школе его больше прельщала мысль об экономике.

Но однажды отец привел его на День открытых дверей в надежде, что сын продолжит дело, начатое дедом и отцом. И Илье понравился стенд факультета ландшафтной архитектуры. Тем более, что он любит рисовать. Так был сделан выбор, который ранее не сделал отец.

В институте он импонировал мне творческим подходом, трудолюбием, гордостью и, в то же время, простотой в общении, куражом. Уже с третьего курса он стал работать по специальности, но это никак не влияло на успеваемость. Недаром он окончил институт с красным дипломом. Мы в то время вручали отличникам Почетные грамоты, и их у Ильи было несколько.

Как и дед, и отец, на пятом курсе он женился на своей однокурснице. А после института пошел работать.

Сейчас он глава довольно известной фирмы. У него большие планы, и работе приходится уделять очень много времени. Но это не мешает заниматься с двумя любимыми дочками.

Но главное, на мой взгляд, – Илья сохранил и развил то творческое начало, которое я подметил у него еще в институте. Он рисует, пишет стихи, увлекается автогонками, в которых достиг немалых успехов.

Его жена Татьяна закончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и теперь преподает на родной кафедре.

Вот такова краткая, в пределах газетного формата, история этой семейной династии. Династии, славной своими делами.
Счастья вам и успехов на пользу русского леса!

Беседовал А. ЛЕТИН.


 

АКТУАЛЬНО

ВУЗ: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации», подписанный президентом страны В.В. Путиным 29 декабря 2012 года (№ 273-Ф3), вступит в силу уже 1 сентября нынешнего года. Предлагаем вашему вниманию анализ закона, подготовленный А.И. ВЛАДИМИРОВЫМ - президентом РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

ЕДИНСТВО, ГАРАНТИИ, КОНТРОЛЬ.

Узаконено, что управление системой образования носит государственно-общественный характер. Федеральные государственные образовательные стандарты и требования обеспечивают единство образовательного пространства РФ, преемственность программ, государственные гарантии уровня и качества образования. Государственная регламентация включает в себя: лицензирование образовательной деятельности, государственную аккредитацию и контроль (надзор).

Лицензирование осуществляется по видам и уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки, подвидам дополнительного образования. Целью государственной аккредитации той или иной организации является подтверждение соответствия стандартам осуществляемой в ней образовательной деятельности. Определен срок действия свидетельства о государственной аккредитации: по основным профессиональным программам - 6 лет, а по основным общеобразовательным программам - 12.

Под федеральным государственным надзором понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства об образовании.

УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Закон устанавливает уровни общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Уровни профессионального образования следующие: среднее профессиональное; высшее - бакалавриат; высшее - специалитет, магистратура; высшее - подготовка кадров высшей квалификации. В новом законе не предусмотрен термин «начальное профессиональное образование». Эта функция будет осуществляться в рамках среднего профессионального образования.

Докторантура выведена из-под юрисдикции закона об образовании. Как вид научной деятельности и подготовки научных кадров она будет регулироваться в сфере законодательства о науке.

Высшее образование, как записано в принятом законе, имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, в углублении образования, научно-педагогической квалификации.

Устанавливаются типы образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная и высшего образования.

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ.

К основным профессиональным образовательным программам относятся: образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры - стажировки.

К основным программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих; должностям служащих; переподготовки рабочих и служащих; повышения квалификации рабочих и служащих.

В законе закрепляется положение о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Устанавливаются обязательные государственные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ и срокам обучения по ним.

О СТАТУСЕ ВУЗОВ.

Закон закрепляет статус Московского государственного им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университетов как ведущих классических университетов РФ.

Вводятся категории образовательных организаций высшего образования - «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет». Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается по результатам конкурсного отбора программ развития вузов. Порядок отбора и их финансового обеспечения устанавливается Правительством РФ.

По результатам оценки эффективности реализации программ, образовательная организация может быть лишена статуса.

МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, федеральным и национальным исследовательским университетам дается право самостоятельно разрабатывать и утверждать собственные образовательные стандарты. Требования к их уровню не могут быть ниже федеральных стандартов.

СЕТЕВОЕ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения.

Сетевая форма предоставляет возможность освоения образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Закрепляется право на семейное обучение. Экстернат перестает считаться формой обучения.

Закрепляется право на применение модульного принципа организации образовательной деятельности и системы зачетных единиц, включающих в себя все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом. Вводится возможность экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

БАКАЛАВРИАТ, СПЕЦИАЛИТЕТ, МАГИСТРАТУРА.

Установлено, что к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня. Для лиц, имеющих диплом специалиста или магистра, обучение в магистратуре является получением второго высшего образования.

Как отметил министр образования и науки Д.В. Ливанов, примерно 60-75 % выпускников бакалавриата будут учиться в магистратуре, остальные - трудиться в соответствии с полученным образованием.

АСПИРАНТУРА.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Выпускникам аспирантуры будет выдаваться диплом об окончании, а защитившим в установленном порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук - присваиваться ученая степень, и выдаваться диплом кандидата наук.

ЧТО БУДЕТ НА САЙТЕ.

Разработан подробный перечень информации, которая должна быть размещена на официальном сайте организации в интернете, в том числе - данные о персональном составе педагогических кадров с указанием образовательного ценза, квалификации и опыта работы; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; о трудоустройстве выпускников.

НА ЛИКВИДАЦИЮ «ХВОСТОВ» - ДВА СРОКА.

В законе особое внимание обращается на ритмичность обучения и качество образовательного процесса. Студентам, имеющим академическую задолженность, дается право пройти промежуточную аттестацию по coответствующему учебному предмету (курсу, дисциплине, модулю) не более двух раз в сроки, определенные образовательной, организацией. Невыполнение администрацией вуза этого положения является правонарушением и влечет за собой соответствующие санкции.

Закон обязывает для проведения промежуточной аттестации во второй раз создавать комиссию. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности, отчисляются.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОЦЕНЯТ РАБОТОДАТЕЛИ.

Закон вводит процедуру независимой оценки качества образования на предмет его соответствия потребностям физического и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации получили право на проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников. На основе ее результатов могут формироваться рейтинги аккредитованных программ и реализующих их образовательных организаций. Закрепляется мониторинг системы образования. Анализ состояния и перспективы развития образования подлежат опубликованию в виде годовых отчетов на официальном сайте Минобрнауки РФ.

ЛЬГОТЫ - ОЛИМПИЙЦАМ.

 Сохраняется конкурсная основа предоставления права на бюджетное обучение в вузе для наиболее подготовленных лиц.

Упорядочена система предоставления льгот при поступлении в вузы. На прием без вступительных испытаний теперь могут рассчитывать победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад, проводимых в порядке, установленном Минобрнауки РФ. Основная льгота абитуриентам, которые ранее пользовались преимуществами при зачислении, теперь предоставляется им не при поступлении в вуз, а для учебы на бесплатном подготовительном отделении вуза. Воспользоваться льготой разрешается только один раз.

ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ.

Изменяется организация целевого приема в вузы. Квота целевого приема по каждому направлению (специальности) устанавливается учредителем. Право заказать подготовку специалистов в рамках квоты целевого набора получают не только органы государственной власти, но и организации, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Институт целевого приема вводится в качестве альтернативы и гарантии трудоустройства.

Предусматривается заключение договора о целевом приеме между вузом и организацией-работодателем и договора о целевом обучении между гражданином, направленным на обучение, и организацией-работодателем.

Предусматриваются механизмы участия работодателей в формировании содержания образовательных программ, в оценке качества подготовки выпускников, в оценке эффективности деятельности образовательных организаций.

У ПРЕПОДАВАТЕЛЯ - ОСОБЫЙ СТАТУС.

Впервые на законодательном уровне закрепляется особый статус педагогического работника в обществе и обязанности государства по созданию условий, обеспечивающих его профессиональную деятельность. Прописаны академические права и социальные гарантии педагога. Педагогическим работникам предоставляется право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на дополнительное профессиональное обучение по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии.

Закрепляется положение о том, что в рабочее время педагогических работников, в зависимости от занимаемой должности, включается учебная (преподавательская), воспитательная, индивидуальная (с обучающимися), научная, творческая и исследовательская, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом. В том числе - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, мониторинговая работа, а также та, что предусмотрена планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, творческих и иных мероприятий. В нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования включается оплата труда педагогических работников за выполняемую ими учебную и другую работу с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, определяемая в соответствии с решениями президента РФ и правительства РФ.

Указом президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 597 правительству поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей высшей школы до 200 % от средней заработной платы в регионе.

ПРАВА И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ.

Прописаны основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования. Студенты получают возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории, факультативные и элективные курсы, осваивать любые учебные курсы в своем образовательном учреждении и за его пределами. Среди мер социальной поддержки учащихся - право на бесплатные учебники, предоставление общежитий, стипендии и т.д. Устанавливаются гарантированные минимальные размеры государственных академической и социальной стипендий студентов, средства на оказание материальной поддержки нуждающихся и для организации культурно-массовой, физкультурной, спортивной, оздоровительной работы. При определении размера платы за проживание в общежитии учитывается мнение студенческих советов.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг не допускается (за исключением увеличения, связанного с уровнем инфляции).

УЧАСТНИК УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ - СТУДСОВЕТ.

Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Закрепляется право обучающихся участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определенном ее уставом.

Новым является создание в вузах студенческих советов, с учетом мнения которых должны определяться: размер академической стипендии; размер платы за пользование студентами общежитием; размер материальной поддержки и порядок ее выплаты; принятие локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации; порядок создания, организации работы и принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения; выбор меры дисциплинарного взыскания для студента.

ВУЗЫ ПРИВАТИЗАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ.

В законе подтверждено, что государственные образовательные организации и закрепленные за ними объекты учебной, производственной и социальной инфраструктуры приватизации не подлежат.
Сохраняется право образовательных организаций быть учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

ИЗМЕНЯЕМ УСТАВ.

Принятие закона потребует внесения необходимых изменений в Устав университета и действующие локальные нормативные документы.Изменения вносятся в содержание работы аспирантуры; в организацию целевого приема в университет. Перестройка потребуется в работе кафедр, в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Изменения вносятся в организацию аккредитации профессиональных образовательных программ; в развитие их сетевой формы, в информационное наполнение и содержание сайта университета.
Образовательные организации должны перейти от подготовки кадров под конкретное рабочее место, как это ранее предписывалось, к удовлетворению потребностей общества, государства и личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Опубликовано в газете «Поиск» РГУ нефти и газа №№ 1-2 2013 г.