№ 23 (1946), 23 ноября 2012 года
Недавно Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений, который был пройден в 502 государственных вузах и 930 филиалах. Председатель Совета УМО по образованию в области лесного дела ректор МГУЛеса В.Г. Санаев прокомментировал результаты этого исследования. - Прежде всего, хочу сообщить всем студентам и будущим абитуриентам МГУЛ, что у нас признаков неэффективности не выявлено. Так что можете учиться и поступать к нам спокойно! Вообще же для любого молодого человека увидеть свою альма матер в списке 136 неэффективных российских вузов – это достаточно серьёзная психологическая травма. Причём некоторые результаты мониторинга оказались весьма неожиданными.
Я знаю, что очень многих повергли в изумление «признаки неэффективности» у такого прославленного, можно сказать, элитного вуза, как МАРХИ. Возможно, причины такого, сейчас уже скорректированного, результата заключаются именно в том, что это элитное учебное заведение. Сама профессия «архитектор», то есть, в переводе с древнегреческого, главный строитель, предполагает, что это «штучный товар». Строителей вообще стране нужно много, а вот главных строителей – единицы. Честно говоря, когда я ознакомился с параметрами, по которым мы должны были проводить мониторинг, я предполагал, что результаты по творческим вузам окажутся именно такими. Критерии оценки были выстроены в рассчёте на повышение эффективности «массового производства» специалистов в масштабах страны. Предложенных для проведения мониторинга параметров оценки было пятьдесят. И государственные вузы добросовестно собрали информацию по всем пятидесяти позициям. Причём делалось всё в очень сжатые сроки – это тоже надо учитывать: ведь чем меньше времени на статистику, тем выше вероятность погрешностей. Информацию собирали по итогам 2011 года, результаты именно за этот период мы видим в публикациях СМИ. Затем из пятидесяти критериев комиссия для оценки эффективности нашей работы отобрала пять. Причём никто заранее не знал, что количество параметров сократят в 10 раз и, тем более, какие именно позиции выберут для окончательных выводов. Так называемые «пороговые значения» по этим показателям мы получили вместе с результатами мониторинга. Я, например, не могу не согласиться, что количество квадратных метров на одного студента – это действительно важный показатель для оценки эффективности очной формы обучения. Ведь без лабораторной базы, без творческих мастерских обучение получится умозрительным. В то же время, в избранные показатели попало количество иностранных студентов. Возможно, в каком-то контексте такой показатель важен, но разве учить как можно больше иностранцев – это самоцель? Со средним баллом ЕГЭ тоже не всё так просто. Этим показателем оценивается образовательная деятельность вуза. Но как можно оценивать качество нашей работы «на входе», а не «на выходе»? Здесь можно говорить только о престижности того или иного вуза, да и то с поправкой на то, что сегодня все хотят быть юристами и экономистами. Кстати, у нас и по этому показателю всё нормально. По среднему значению баллов ЕГЭ мы попадаем в «зелёный» список. А вот сведения о востребованности выпускников работодателями оказались в числе тех 45 показателей, которые в итоге остались «за кадром». Между тем, сокращение бюджетных мест на инженерные специальности, где сейчас проходной балл ниже, чем у гуманитариев, чревато негативными последствиями для всей нашей экономики. Поэтому в целом ни в коем случае нельзя действовать сгоряча, руководствуясь только данными этого, проведённого в срочном порядке, экспресс-мониторинга. Заметьте, в медицине результаты экспресс-анализа на разные опасные инфекции, во-первых, рассматриваются только как основание для проведения более тщательного обследования, а во-вторых, не оглашаются как окончательный приговор. Членов Совета ректоров Москвы и Московской области очень тревожит, что организаторы мониторинга так поспешили с обнародованием результатов. Студенты озадачены и дезориентированы, не знают, чего ожидать. Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Указом Президента, была определена цель мониторинга: провести оптимизацию сети учреждений высшего профессионального образования. В основном речь идёт о сокращении объёмов бюджетного финансирования и перераспределении средств в пользу более эффективных вузов. Но это не тот случай, когда уместны скоропалительные решения. По каждому вузу или филиалу, если «признаки неэффективности» найдут подтверждение при более пристальном изучении ситуации, решение надо принимать индивидуально. Возможно объединение с более эффективными профильными или территориальными вузами. По какому параметру лучше объединять – тоже надо решать по каждому вузу отдельно, универсальных рецептов не существует. В качестве крайней меры предлагается ликвидация вуза и перераспределение студентов по другим вузам (по какому принципу, пока не ясно). Оба пути можно считать формой «хирургического лечения» недуга. Однако самый перспективный вариант – «терапевтический»: выработать предложения по практическому повышению эффективности вуза. Ведь и в том, и в другом случае следует руководствоваться главным принципом медицины: не навреди! Надо помнить о том, что неправильное лечение может нанести больше ущерба, чем сама болезнь. Беседовала А. ГОРБАЧЁВА. |
Уже семь лет в нашем университете на кафедре селекции, генетики и дендрологии совместно с ИЛ РАН проводится научный семинар "Продукционный процесс и структура деревьев, древесин и древостоев". Сопредседателями семинара являются доктора биологических наук наук профессора В.В. Коровин и М.Г. Романовский.
Заседания семинара всегда проходят в атмосфере оживлённой, заинтересованной, дружеской дискуссии. Ребята имеют возможность пообщаться с мэтрами лесной науки, показать свои студенческие работы, получить добрые советы. Проведение семинара существенно оживило студенческую научную работу. Приятно отметить, что с каждым годом желающих в нём участвовать становится всё больше. Многие аспиранты проводят здесь апробацию своих диссертационных работ. Среди многих интересных работ 2012 года хотелось бы отметить работы Игоря Соколова (ЛД-23) «Определение степени чистоты почвы посредством биоиндикации» и Зинаиды Флорконской (ЛА-22) «Изучение зональной водной растительности на реке Молога Тверской области». Эти работы были отмечены наградами традиционного спонсора семинара, кандидата биологических наук Романа Викторовича Щекалёва ( ОАО «Россинтезнефтегаз»), который все эти годы поощряет стремление молодёжи к научной работе.
Активно поработали и многие другие студенты. В том числе Азамат Багателия (ЛД-23), Акмарал Игенова (ЛД-23), Азамат Дабаев (ЛД-21) (на фотографии сверху). А. ЗАГРЕЕВА, доцент кафедры ботаники и физиологии растений. |
МГУЛеса объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам - безопасности жизнедеятельности – профессора, к.н. – 0,5 ед., доцента, к.н. – 1 ед.; - почвоведения – доцента, к.н. – 1 ед.; - технологии машиностроения и ремонта – доцента –1 ед.; - экономики и организации ЛХ и ЛП – ст. преподавателя – 0,5 ед.; - лесоустройства и охраны леса – профессора –1 ед.; - лесоводства и подсочки леса – профессора, д.н. – 1 ед.; - стандартизации и сертификации – профессора – 0,25 ед.; - философии – ассистента – 0,25 ед.; - теории и конструирования машин – профессора, к.н. – 0,75 ед.; - геодезии и строительного дела – профессора, к.н. – 1 ед.; - мировой экономики – старшего преподавателя – 1 ед.; - языковой подготовки – доцента – 0,5 ед., ст. преподавателя – 1 ед.; - перевода – старшего преподавателя – 0,5 ед.; - ИИС и технологии приборостроения – доцента – 1 ед.
Срок
подачи заявлений в отдел кадров – |