23 (1946), 23 ноября 2012 года

 

9  ноября состоялась конференция трудового коллектива Московского государственного университета леса по выборам ректора университета. В избирательные бюллетени были включены два кандидата: проректор по экономической и финансовой деятельности Е.Г. Комаров и ректор В.Г. Санаев, возглавляющий университет с 2003 года.

Процедура выборов ректора университета началась 22 июня, когда был издан приказ об их проведении. За прошедшее время Учёный совет, по представлению комиссии под председательством А.В. Сиротова, рассмотрел и утвердил кандидатуры на высокую должность, затем они были согласованы с Советом ректоров и губернатором Московской области.

После обсуждения кандидатов делегаты конференции приступили к тайному голосованию. Председатель счётной комиссии В.А. Макуев огласил итог: ректором университета на новый пятилетний срок избран    В.Г. Санаев. Коллектив подтвердил высокий уровень доверия к руководству вуза.


 

МГУЛ. КАЧЕСТВО ГАРАНТИРОВАНО

Недавно Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений, который был пройден в 502 государственных вузах  и 930 филиалах. Председатель Совета УМО по образованию в области лесного дела ректор МГУЛеса В.Г. Санаев прокомментировал результаты этого исследования.

- Прежде всего, хочу сообщить всем студентам и будущим абитуриентам МГУЛ, что у нас признаков неэффективности не выявлено. Так что можете учиться и поступать к нам спокойно!

Вообще же для любого молодого человека увидеть свою альма матер в списке 136 неэффективных российских вузов – это достаточно серьёзная психологическая травма. Причём некоторые результаты мониторинга оказались весьма неожиданными.

Я знаю, что очень многих повергли в изумление «признаки неэффективности» у такого прославленного, можно сказать, элитного вуза, как МАРХИ. Возможно, причины такого, сейчас уже скорректированного, результата заключаются именно в том, что это элитное учебное заведение. Сама профессия «архитектор», то есть, в переводе с древнегреческого, главный строитель, предполагает, что это «штучный товар». Строителей вообще стране нужно много, а вот главных строителей – единицы.

Честно говоря, когда я ознакомился с параметрами, по которым мы должны были проводить мониторинг, я предполагал, что результаты по творческим вузам окажутся именно такими. Критерии оценки были выстроены в рассчёте на повышение эффективности «массового производства» специалистов в масштабах страны.

Предложенных для проведения мониторинга параметров оценки было пятьдесят. И государственные вузы добросовестно собрали информацию по всем пятидесяти позициям. Причём делалось всё в очень сжатые сроки – это тоже надо учитывать: ведь чем меньше времени на статистику, тем выше вероятность погрешностей. Информацию собирали по итогам 2011 года, результаты именно за этот период мы видим в публикациях СМИ. Затем из пятидесяти критериев комиссия для оценки эффективности нашей работы отобрала пять. Причём никто заранее не знал, что количество параметров сократят в 10 раз и, тем более, какие именно позиции выберут для окончательных выводов. Так называемые «пороговые значения» по этим показателям мы получили вместе с результатами мониторинга.

Я, например, не могу не согласиться, что количество квадратных метров на одного студента – это действительно важный показатель для оценки эффективности очной формы обучения. Ведь без лабораторной базы, без творческих мастерских обучение получится умозрительным.

В то же время, в избранные показатели попало количество иностранных студентов. Возможно, в каком-то контексте такой показатель важен, но разве учить как можно больше иностранцев – это самоцель?

Со средним баллом ЕГЭ тоже не всё так просто. Этим показателем оценивается образовательная деятельность вуза. Но как можно оценивать качество нашей работы «на входе», а не «на выходе»? Здесь можно говорить только о престижности того или иного вуза, да и то с поправкой на то, что сегодня все хотят быть юристами и экономистами. Кстати, у нас и по этому показателю всё нормально. По среднему значению баллов ЕГЭ мы попадаем в «зелёный»  список.

А вот сведения о востребованности выпускников работодателями оказались в числе тех 45 показателей, которые в итоге остались «за кадром». Между тем, сокращение бюджетных мест на инженерные специальности, где сейчас проходной балл ниже, чем у гуманитариев, чревато негативными последствиями для всей нашей экономики.

Поэтому в целом ни в коем случае нельзя действовать сгоряча, руководствуясь только данными этого, проведённого в срочном порядке, экспресс-мониторинга. Заметьте, в медицине результаты экспресс-анализа на разные опасные инфекции, во-первых, рассматриваются только как основание для проведения более тщательного обследования, а во-вторых, не оглашаются как окончательный приговор. Членов Совета ректоров Москвы и Московской области очень тревожит, что организаторы мониторинга так поспешили с обнародованием результатов. Студенты озадачены и дезориентированы, не знают, чего ожидать.

Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Указом Президента, была определена цель мониторинга: провести оптимизацию сети учреждений высшего профессионального образования. В основном речь идёт о сокращении объёмов бюджетного финансирования и перераспределении средств в пользу более эффективных вузов. Но это не тот случай, когда уместны скоропалительные решения.

По каждому вузу или филиалу, если «признаки неэффективности» найдут подтверждение при более пристальном изучении ситуации, решение надо принимать индивидуально.

Возможно объединение с более эффективными профильными или территориальными вузами. По какому параметру лучше объединять – тоже надо решать по каждому вузу отдельно, универсальных рецептов не существует. В качестве крайней меры предлагается ликвидация вуза и перераспределение студентов по другим вузам (по какому принципу, пока не ясно). Оба пути можно считать формой «хирургического лечения» недуга. Однако самый перспективный вариант – «терапевтический»: выработать предложения по практическому повышению эффективности вуза.

Ведь и в том, и в другом случае следует руководствоваться главным принципом медицины: не навреди! Надо помнить о том, что неправильное лечение может нанести больше ущерба, чем сама болезнь.

Беседовала А. ГОРБАЧЁВА.


 

СТУДЕНТЫ
НА СТЕЗЕ НАУКИ

Уже семь лет в нашем университете на кафедре селекции, генетики и дендрологии совместно с ИЛ РАН проводится научный семинар "Продукционный процесс и структура деревьев, древесин и древостоев". Сопредседателями семинара являются доктора биологических наук наук профессора В.В. Коровин и М.Г. Романовский. 

Заседания семинара всегда проходят в атмосфере оживлённой, заинтересованной, дружеской дискуссии. Ребята имеют возможность пообщаться с мэтрами лесной науки, показать свои студенческие работы, получить добрые советы.

Проведение семинара существенно оживило студенческую научную работу. Приятно отметить, что с каждым годом желающих в нём участвовать становится всё больше. Многие аспиранты проводят здесь апробацию своих диссертационных работ.

Среди многих интересных работ 2012 года хотелось бы отметить работы Игоря Соколова (ЛД-23) «Определение степени чистоты почвы посредством биоиндикации» и Зинаиды Флорконской (ЛА-22) «Изучение зональной водной растительности на реке Молога Тверской области». Эти работы были отмечены наградами традиционного спонсора семинара, кандидата биологических наук Романа Викторовича Щекалёва ( ОАО «Россинтезнефтегаз»), который все эти годы поощряет стремление молодёжи к научной работе.

Активно поработали и многие другие студенты. В том числе Азамат Багателия (ЛД-23), Акмарал Игенова (ЛД-23), Азамат Дабаев (ЛД-21) (на фотографии сверху).

А. ЗАГРЕЕВА, доцент кафедры ботаники и физиологии растений.


 

КАРЕЛИЯ ОСТАЛАСЬ
В ПАМЯТИ НАВЕК

Я написал несколько очерков о выпускниках нашего университета. Это необыкновенно интересные люди. Символы эпохи. Были среди них учёные и инженеры, руководители разных уровней и рядовые специалисты. Писал и о встречах выпускников.

Несколько лет назад я задумал написать серию очерков о династиях Лестеха. Так уж повелось, что зачастую дети идут учиться в тот же институт, что и их родители, тем более, если те заканчивали один и тот же вуз. Так возникают династии. Династии инженеров и ученых, династии преподавателей и специалистов, династии людей, занятых одним делом, когда опыт, навыки и традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.

У нас много таких династий. Назову лишь несколько наиболее известных фамилий: Амалицкие, Санаевы, Сиротовы, Тулузаковы. Все они известные люди, крупные ученые и преподаватели, жизнеописание которых служит ярким примером служения Отчизне.

Кандидатура героев первого очерка не вызывала никаких сомнений: Сиротовы, у которых уже четыре поколения тесно связаны с институтом, с лесом.

Но прежде, чем побеседовать с героями очерка, я почитал воспоминания Владислава Ивановича, материалы об Иване Ивановиче, опубликованные в книге «Лестех. Продолжение следует. 1953-1968»,  поговорил с разными, близко знающими их людьми и понял, что взялся за непосильную работу. Как в жестких рамках газетного материала уместить то, что может претендовать на хорошую книгу?

Благословенная земля,

Судьба и молодость моя,

Страна лесов и чистых рек

Осталась в памяти навек.

Это четверостишие о Карелии написал я, но его вполне мог бы написать любой из старших членов этой семьи, потому что все они в той или иной мере связаны с этим красивым и суровым краем.

Происходят Сиротовы из села Выползово Нижегородской губерии. А родился родоначальник лестеховской династии Иван Иванович Сиротов на Дальнем Востоке в Благовещенске в 1903 году. Крестьянская хватка, прирожденный ум и сметливость помогли ему отлично учиться. Тогда, в начале ХХ века, учиться было совсем не просто. Четырехклассная сельская школа, городская школа в Арзамасе, что в 40 километрах от родного села, учительская семинария. И везде отличник. А потом – работа учителем в глухой деревеньке среди необъятных лесов. Там-то двадцатилетний Иван и влюбился в лес. Оказался он однолюбом и никогда лесу не изменял, до конца дней своих занимаясь любимым делом.

По своей крестьянской основательности он понимал, что без специального образования заниматься столь серьезным делом невозможно. Получил трехуровневое лесное образование: Сережинские лесная школа и лесной техникум, Ленинградская лесотехническая академия.

Некоторое время работал лесником, а после службы в армии и окончания академии был направлен в Карелию начальником лесной автотранспортной базы. Пять лет успешной, инициативной работы принесли не только признание, но и незаменимый практический опыт. На всю жизнь осталась в его памяти Кондопога, дремучие леса, прекрасные простые люди.

В 1939 году состоялось его первое знакомство со станцией Строитель. Еще не было Лестеха, а в его будущем здании размещался ЦННИМЭ, заместителем директора по научной части которого он и был назначен. А вскоре И.И. Сиротов назначается директором этого института. В это время Иван Иванович начал работу над кандидатской диссертацией.

Но долго проработать здесь ему не удалось. Началась война, и он был призван в армию. Диссертацию пришлось отложить до мирного времени. Краткосрочные курсы армейских политработников, и Сиротов становится заместителем командира батальона по политчасти в 20-м артиллерийском полку. Но долго воевать ему не удалось. Советское правительство посчитало не целесообразным нахождение крупных ученых и специалистов на передовой. Многих, в том числе И.И. Сиротова, отозвали в тыл, назначив на должности, связанные с обеспечением обороноспособности страны.

Война принесла много горя. В боях за Родину погибли три его брата, искалечен четвертый, умерла с голода в блокадном Ленинграде мать.

Победа. Страна возвращается к мирному труду. После демобилизации Иван Иванович организует Тучковский лесотехнический техникум. Становится его директором, возвращается к научной деятельности.

В 1952 году после защиты диссертации Иван Иванович уже окончательно возвращается на станцию Строитель в МЛТИ. В 1957 году он становится заведующим кафедрой механизации лесозаготовок, которую возглавлял 15 лет – до конца дней своих. Крупный ученый, имеющий огромный практический опыт, принципиальный человек профессор И.И. Сиротов был членом многих Ученых советов, деканом, секретарем парторганизации института.

А в 1945 году поступил на первый курс МЛТИ Славик Сиротов. Увлеченность отца лесом передалась сыну.

Быстро пролетели годы учебы, и вот молодой специалист Владислав Иванович Сиротов по совету отца вместе с молодой женой, С.С. Сиротовой, выпускницей МЛТИ, отправляется по распределению на работу в Карелию в город Олонец.

Олонецкий леспромхоз был крупнейшим в Южкареллесе. Тяжелые условия труда. На большинстве лесозаготовительных пунктов – ручной труд. Рабочие – сезонники, в зимнее время призывавшиеся на лесозаготовку в порядке «трудгужповинности». Бензина не хватало. Вывозка леса производилась лошадьми и газогенераторными машинами ЗИС-21. Этим машинам на смену требовалось много высушенной березовой чурки. Ее заготовкой занимались женщины, а летом, после окончания школьных занятий, дети.

Территория леспромхоза занимала многие сотни квадратных километров, и инженерам приходилось преодолевать многие десятки километров в поездках по лесопунктам.     

В то время дипломированных специалистов еще было очень мало, выпускники МЛТИ, прошедшие хорошую подготовку, котировались высоко. Они быстро продвигались по служебной лестнице, через 1-2 года становясь руководителями крупных лесопромышленных предприятий. Поэтому неудивительно, что когда меньше чем через год главного инженера Олонецкого леспромхоза перевели с повышением на другую работу, на его место назначили Владислава Ивановича. Не помогли никакие отговорки.

Работы прибавилось. Главным было внедрение механизированной заготовки и вывозки леса.

Восстановление народного хозяйства требовало все больше древесных материалов. В конце 1951 года В.И. Сиротова призывают в армию и в звании инженер-лейтенанта назначают главным инженером военлеспромхоза № 378. Леспромхоз только предстояло создавать. Место дислокации было выбрано в районе станции Алакуртти, почти на границе с Финляндией. В состав леспромхоза входили два строительных батальона и авторота. До войны здесь был поселок, но он оказался полностью уничтоженным. Ни казарм, ни домов для командиров и их семей. Только брошенные землянки времен войны. Так что для начала пришлось строить жилье. Но места были красивые, богатые. Рыба, грибы, ягоды. Такого изобилия ни до, ни после они не видели.

Для выбора новых участков под лесосеки приходилось много ходить по лесам. И это было очень опасным делом. Здесь проходили бои. И все минировали – и дороги, и леса. Советские, немецкие, финские минные поля, неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы. Ходили по лосиным тропам.

В 1956 году В.И.Сиротов демобилизовался и был принят в МЛТИ на кафедру сухопутного транспорта леса.

Пришлось начинать все сначала – выполнить все лабораторные работы, задания, курсовые работы, доложить на кафедре. И только после этого приступить к занятиям со студентами.

На кафедре сложился коллектив преподавателей высочайшего профессионального уровня: М.Ф. Вериго, Б.Д. Ионов, М.И. Кишинский и многие другие. Возглавлял кафедру энергичный, полный идей Б.И. Кувалдин.

Летом следующего года студенты МЛТИ поехали на целину на уборку урожая. В.И. Сиротов возглавлял студентов инженерно-экономического и лесомеханического факультетов.

Со временем он стал все больше интересоваться экономическими аспектами лесоэксплуатации и в конце концов перешел на кафедру экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности, где нашел свое призвание. Защитил кандидатскую диссертацию. Автор многих учебников и учебных пособий. За заслуги в научно-педагогической деятельности ему было присвоено звание заслуженного экономиста РСФСР и ученое звание профессора. Член-корреспондент РАЕН, он являлся ученым секретарем УМО по образованию в области лесного дела. В.И. Сиротов Ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны (трудовой фронт). 

МЛТИ стал альма-матер не только для В.И.Сиротова, но и для его сестер и всех последующих поколений. Одна сестра – Евгения – закончила лесохозяйственный факультет, другая – Наталия – ФЭСТ.  

1953 год. В день весеннего равноденствия в заброшенном поселке во глубине Карелии в семье Сиротовых родился сын, которого нарекли Александром.

До ближайшего города 130 км. Солдат из строительного батальона смастерил кроватку-качалку, кузнец сварил санки. Так что первые три года жизни наш следующий герой провел на севере Карелии.

С выбором будущей профессии у Саши Сиротова проблем не было – обязательно лес. И в 1970 году он поступил на первый курс ФАД (ныне МХТД) на специальность автоматизация процессов деревообработки.

Пять лет учебы пролетели незаметно. На потоке было две группы. Александру Владиславовичу повезло. В группах подобрался прекрасный студенческий коллектив. Все быстро сдружились, чему способствовали не только совместная учеба, но и работа в стройотрядах, на уборке урожая.  Вместе готовились к контрольным, к экзаменам. Учились с интересом.

Настолько сдружились, что после окончания института создали собственный день встреч: первая суббота сентября. Сначала приходили только сами, потом стали приводить детей, а теперь и внуков. По окончании института образовалось пять семейных пар. В том числе семья Сиротовых: Александр и Ольга Сиротовы.

А.В. Сиротов, окончивший институт с красным дипломом, имел преимущественное право на поступление в аспирантуру. Но (и по моему опыту) научная деятельность, не подкрепленная практическим опытом, как правило, малоэффективна. И по совету А.Н. Обливина, он начал свою трудовую деятельность в одном из НИИ в Калининграде (г. Королев). Три года работы в научной лаборатории создали прекрасный фундамент для дальнейшей работы. Вернулся в МЛТИ и успешно защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации.

В 1994 году А.В. Сиротов стал председателем профкома, который возглавляет и сегодня. Кроме того, он заведующий кафедрой электроэнергетики лесного комплекса, а О.В. Сиротова – заместитель начальника Учебного управления МГУЛ.

Но династия лесных специалистов не прервалась. Сын Сережа также окончил МГУЛ, стал механиком, сейчас работает в одной из фирм. А младшая дочка Аня закончила гуманитарный факультет и магистратуру МШУБ. Она – референт-переводчик, магистр менеджмента.

Вот такая, в очень кратком изложении, история династии Сиротовых. Людей беззаветно преданных РУССКОМУ ЛЕСУ, отдавших ему многие годы жизни, перенесших войну, трудности восстановления разрушенного народного хозяйства, сложности быта, искренне любящих Родину.

 А. ЛЕТИН.


 

ВАКАНСИИ

МГУЛеса

объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам

- безопасности жизнедеятельности – профессора, к.н. – 0,5 ед., доцента, к.н. – 1 ед.;

- почвоведения – доцента, к.н. – 1 ед.;

- технологии машиностроения и ремонта – доцента –1 ед.;

- экономики и организации ЛХ и ЛП – ст. преподавателя – 0,5 ед.;

- лесоустройства и охраны леса – профессора –1 ед.;

- лесоводства и подсочки леса – профессора, д.н. – 1 ед.;

- стандартизации и сертификации – профессора – 0,25 ед.;

- философии – ассистента – 0,25 ед.;

- теории и конструирования машин – профессора, к.н. – 0,75 ед.;

- геодезии и строительного дела – профессора, к.н. – 1 ед.;

- мировой экономики – старшего преподавателя – 1 ед.;

- языковой подготовки – доцента – 0,5 ед., ст. преподавателя – 1 ед.;

- перевода – старшего преподавателя – 0,5 ед.;

- ИИС и технологии приборостроения – доцента – 1 ед.

  Срок подачи заявлений в отдел кадров –
 один месяц со дня публикации в газете.