23-24 (1947-1948), 17 декабря 2012 года

НОВОГОДНИЙ КАЛЕНДАРЬ (PDF)

С НОВЫМ 2013 ГОДОМ!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

 Приближается 2013 год. Все мы ждем его с новыми мечтами и надеждами. И, конечно, многие из них связаны с нашим родным университетом.

В эти предпраздничные дни я хочу, прежде всего, выразить глубокую признательность коллективу университета за активную поддержку, оказанную мне, как ректору, и курсу, проводимому руководством вуза, на конференции трудового коллектива. Этот курс, который будет продолжен в ближайшие пять лет, состоит не просто в сохранении всего лучшего, что накоплено за многолетнюю историю МЛТИ-МГУЛеса, но и в выводе нашего университета в число ведущих федеральных образовательно-научных центров.

Поэтому сегодня, на пороге аттестации университета, на каждый факультет, на каждого из нас ложится особая ответственность за то, чтобы достойно представить Московский государственный университет леса. И, хорошо зная наш коллектив, я не сомневаюсь, что мы успешно справимся с любыми задачами, какими бы сложными они ни казались.

К этому есть все предпосылки. Передовые научные исследования и новаторские методы педагогической работы стали визитной карточкой Лестеха. Голос наших ученых уверенно звучит на всех форумах и симпозиумах, на федеральном уровне. Во многом именно с этим связано коренное изменение отношения к лесным богатствам со стороны руководства Московской области. Такого внимания к лесному сектору экономики в Подмосковье не было никогда раньше. Поэтому на нас ложится особая ответственность за сохранение и приумножение лесных богатств родного края.

Конечно же, мы не должны забывать, что наши сегодняшние успехи и достижения опираются на прочный фундамент, заложенный поколениями преподавателей и студентов Лестеха. Их труд и научные достижения стали основой высочайшего авторитета нашего вуза. Но время идет, и все более насущной становится неразрывная связь поколений, когда на смену учителям приходят их ученики, чтобы продолжить научный поиск.

Одной из приоритетных задач наступающего года станет развитие сложившихся научных школ и становление новых, еще не охваченных направлений.

Я желаю каждому из вас, дорогие друзья, а также вашим родным и близким только праздничных хлопот, оптимизма, крепкого здоровья и процветания! А также упорства и энергии, чтобы воплотить в жизнь все наши начинания и планы.

В.Г. САНАЕВ, ректор МГУЛеса.


 

В НАУКУ ПЕРВЫЕ ШАГИ

28-29 ноября в МГУЛеса под председательством проректора по научной работе В.И. Запруднова прошло заседание секции «Лес и человек» VII Международной научно-практической конференции «Студенческая наука». Зал Ученого совета был полон. Конференция вызвала самый живой интерес у молодежи.

В приветственном слове Вячеслав Ильич отметил, что участие в подобного рода мероприятиях является важным этапом становления для студентов, делающих первые шаги в Большую Науку. Это прекрасный стимул для молодежи приобщиться к увлекательному миру научных открытий и достижений. Обращаясь к юной аудитории, В.И. Запруднов пожелал всем успешной и плодотворной работы.

Начальник научно-исследовательской части МГУЛеса В.И. Панфёров отметил, что на сегодняшний день содействие развитию молодежной науки относится к числу приоритетных вопросов государственной политики. На федеральном уровне принимаются целевые программы поддержки молодых ученых, вводятся гранты и именные стипендии для поощрения талантливой молодежи.

Наши молодые ученые  стали обладателями стипендий, учрежденных Президентом и Правительством РФ для студентов и аспирантов, обучающихся по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Лауреатами стипендий стали аспиранты второго года обучения М.С. Усачев, К.В. Селиванов, М.И. Голубев.

По заявлению декана факультета лесного хозяйства В.А. Липаткина, лесная тематика предлагает естествоиспытателю богатое поле для научной деятельности и является неисчерпаемым источником новых открытий и знаний. В МГУЛеса работает конкурсная система отбора и поддержки талантливой молодежи; созданы все необходимые условия для реализации творческих способностей и инициатив молодых ученых. По утверждению Владимира Александровича,  опытные наставники и старшие коллеги всегда готовы оказать действенную помощь тому, кто решил посвятить себя науке.

С докладом «Состояние древесных интродуцентов в зеленых насаждениях на территории Всероссийского выставочного центра» выступила Екатерина Горбунова (ЛДМ-11). Была проведена оценка состояния сохранившихся на территории ВВЦ древесных интродуцентов, осуществлено их картирование, а также выработан комплекс рекомендаций по содержанию, уходу и оздоровлению насаждений, растущих в условиях урбанизированной среды. Как подчеркнула докладчик, результаты проведенных работ могут представлять большой интерес для работников лесного и лесопаркового хозяйства, специалистов-дендрологов, сотрудников городских коммунальных служб.

Артём Тишков (ЛД-22) представил доклад «Восстановление дубравы после массового усыхания». Исследования проводились на базе Теллермановского опытного лесничества. Цель работы – определение динамики изменения структуры и состояния дубравы за 30-летний период на основании анализа материалов, полученных из литературных источников, архивных данных и результатов мониторинга деревьев на постоянных пробных площадях.

Как напомнил докладчик, сегодня общая площадь дубовых лесов России составляет 6,8 млн. га, что сопоставимо с территорией Республики Татарстан. В среде ученых до сих пор нет единого мнения относительно причин усыхания дубовых лесов: одни считают это новым опасным феноменом, другие рассматривают данное явление как закономерный результат циклических изменений, присущих всем экосистемам.

Наблюдения показали, что количество дубовых элементов на площадях с умеренным и сильным усыханием к 2012 году почти сравнялось благодаря высокой жизнестойкости этого растительного вида и способности экосистем к самовосстановлению. Таким образом, как заключил докладчик, за трехсотлетний период дубрава Теллермановского лесничества достигла своего прежнего состояния.

Работа Светланы Лобовой (ЛД-22) была посвящена изучению факторов, влияющих на облиствленность деревьев в основных типах дубрав. Изучение изменчивости состояния лиственного покрова велось недеструктивным методом, путем сбора и анализа лиственного опада на постоянных пробных площадях. В числе основных неблагоприятных факторов докладчиком были названы дефицит влаги и вред, наносимый насекомыми-филлофагами.

Было отмечено, что фитомасса листьев в 2011 году практически не увеличилась по сравнению с засушливыми 2009 и 2010 годами.

Алина Максимова (ЛХ-53) привела результаты экспериментов по оценке влияния различных минеральных удобрений на реакцию среды дерново-подзолистых почв. Из ее выступления собравшиеся узнали об этапах планирования исследований и методике эксперимента. В результате проведения полного комплекса химических анализов удалось определить оптимальную дозу различных видов минеральных удобрений, не наносящих вред состоянию почвы.

Нурсултан Кубатбеков (ЛХ-33) ознакомил участников конференции с тем, как ведется учет лесов в Киргизии. По словам Н. Кубатбекова, с каждым годом требования к качеству, точности и достоверности информации о лесах постоянно растут и могут быть выполнены при условии правильной организации системы учета лесов. Система лесоучета включает в себя проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий по национальной инвентаризации лесных ресурсов, лесоустройству и планированию лесохозяйственных  работ на основе собранной информации. В республике с 2000 года проводится инвентаризация лесов с использованием выборочно-статистического метода. Применение данного метода, получившего широкое распространение в ряде европейских стран,  позволяет значительно повысить точность результатов и избежать появления ошибок.

Нурсултан также рассказал о том, как проходили в республике летние лесоустроительные работы в 2011 и 2012 годах. В ходе этих мероприятий была собрана ценная информация по комплексной оценке природных ресурсов и состоянию лесного фонда.

Особый интерес вызвал доклад и презентация Анатолия Постникова (ЛХ-43) «Продуктивность экотипов лиственницы в смешанных с елью насаждениях». Целью работы стало изучение влияния географического происхождения лиственницы на ее рост и продуктивность в чистых и смешанных с елью насаждениях. Соответствующие исследования проводились на территории Бронницкого лесничества. Как показали наблюдения, в районе елово-широколиственных лесов Подмосковья культуры лиственницы способны формировать высокопродуктивные насаждения.

Их запасы превосходят все местные породы. Лучшим ростом и продуктивностью характеризуется лиственница европейская, японская и Сукачева, занимающие лидирующие позиции почти по всем таксационным показателям.

Основываясь на проделанной работе, Анатолий сформулировал рекомендации о целесообразности выращивания конкретных экотипов лиственницы в целях повышения продуктивности лесов московского региона.

Хорошо известно, сколь значительное влияние  оказывает человеческая деятельность на экологическое состояние окружающей среды. В своей работе Александр Коржуев, студент Московского государственного университета природообустройства, произвел оценку антропогенной нагрузки по густоте ДТС (дорожно-тропиночной сети) и очагам кострищ на примере природного комплекса № 45 «Химкинский лесопарк». В результате исследований  была получена общая картина экологической обстановки рассматриваемого объекта, а также составлена подробная карта областей с максимальной антропогенной нагрузкой.

Весьма оригинальную тему исследовательского проекта выбрала Александра Французова (ЛД-11) – «Биотопическое размещение и эколого-фаунистическая характеристика жужелиц пойменных лесных комплексов Клязьминского боброво-выхухолевого заказника». В ходе работы были выявлены факторы, влияющие на доминирование, динамику численности и биотопическое размещение жужелиц, а также произведен зоогеографический и экологический анализ фауны изучаемой территории. Отвечая на вопросы аудитории, Александра проявила самый искренний интерес к теме своего исследования.

Ведущий специалист Национального контактного центра «Биотехнологии» Института биохимии им. А.Н. Баха РАН В.И. Шаров рассказал о возможностях российско-европейского сотрудничества в области подготовки специалистов для лесного хозяйства и призвал студентов МГУЛеса активней участвовать в международных образовательных программах.

Также на конференции выступили Акмарал Игенова (ЛД-23), Азамат Багателия (ЛД-23), Азим Бектурсунов (ЛД-14) и многие другие молодые ученые.

По итогам заслушанных докладов конкурсное жюри под руководством профессора В.В. Коровина выбрало победителей.

Дипломом 1-й степени был награжден А. Постников. Дипломы   2-й степени получили Н. Кубатбеков, А. Игенова, А. Французова. Обладателями дипломов 3-й степени стали А. Тишков, А. Максимова, А. Коржуев и А. Бектурсунов. Остальным участникам были вручены почетные грамоты.

Ну что ж, первые шаги в науку сделаны. И теперь главное – не снижать набранного темпа. А там и до академических степеней недалеко..

С. РАМАЗАНОВ.


 

БИБЛИОТЕКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
 ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Главная задача образования - помочь каждому  развить все свои способности, стать Человеком в полном смысле слова, а не оставаться инструментом экономики или политики.

Качество подготовки конкурентоспособного специалиста сегодня определяется не столько уровнем его знаний, сколько его интеллектуальным и профессионально-творческим потенциалом.

Поэтому одно из основных направлений в  работе  библиотеки – традиционное духовно-нравственное воспитание личности. Передавать нравственные ценности студентам через общение с книгой – это давний испытанный способ.

Начинающие читатели – студенты не всегда знают, как книга может им помочь в решении многих вопросов. И задача  библиотеки – приложить все усилия к тому, чтобы расширить тематику чтения этих студентов, пробудить у них с помощью книг широкие общественные интересы, развивать потребность обращаться к книге для разрешения вопросов, связанных с их жизнью, общественной деятельностью.

Поэтому современная вузовская библиотека – это не просто место, где студенты могут «получить учебники», а комплексный медиацентр, в котором можно удовлетворить любой информационный «каприз» и учебного, и просветительского, и научно-исследовательского плана.

А для того, чтобы превратить библиотеку в медиацентр, необходимо соблюсти три компонента.

1). Интеллектуально-информационный комфорт – это удобная организация читательских мест с ПК, доступом к Интернет, сканером, принтером и т.д. Ведь читатель изменился. Он живет в мире новых информационных технологий и не хочет возвращаться в традиционную библиотечную действительность, сложившуюся в эпоху карточных каталогов.

2). Психологический библиотечный комфорт создается совокупностью таких факторов, как качественный уровень библиотечного обслуживания и высокая квалификация всего коллектива библиотеки. Современный библиотекарь должен быть высокообразованным человеком с широким кругозором, чтобы отвечать на самые разные вопросы. Доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым читателем. Уверенным пользователем ПК, ведь современная библиотека – это не только формуляры и карточки, но и солидный набор электронных ресурсов. И, конечно, всегда хорошо выглядеть.

3). Физический библиотечный комфорт – это материально-техническое оснащение библиотеки. Я не согласна с мнением, что библиотечный физический комфорт не имеет своих особенностей. Имеет. Это и библиотечная мебель, и библиотечное оборудование, а также наличие рекламы, указателей, объявлений, пояснений, – все, что позволяет читателю  чувствовать себя в библиотеке максимально комфортно и вызывает желание возвращаться в читальные залы снова и снова.

Библиотека продолжает оставаться величайшим культурным достоянием, необходимым молодежи, тем более, что у библиотеки есть значительное преимущество: она не только обеспечивает общение читателя с книгой, но и общение между читателями по поводу книги. Это та особая творческая аура, которую нельзя создать в Интернете, и в которой воспитывается читатель.

Основными формами работы со студентами сотрудники библиотеки выбрали лекции, беседы, тематические выставки, встречи с интересными людьми, презентации. В течение учебного года мы осуществляем различные проекты.

«Тебе, первокурсник». В сентябре-октябре в читальных залах экспонируются книги по специальностям.

«Поклонимся великим тем годам». К знаменательным и памятным военным датам проводятся выставки и встречи с ветеранами.

«Моя активная жизненная позиция». В рамках проекта – проведение конференций, презентаций, книжных выставок.

 На таких мероприятиях студент учится не только правильно декламировать текст, но и активно выражать свою позицию, анализировать изложенные факты.

Наша работа проходит в тесном сотрудничестве с кафедрами и при активной поддержке руководства вуза. И в преддверии замечательного, искрометного и волшебного праздника – Нового года я хочу пожелать нашим читателям высоких научных достижений, творческих успехов, крепкого здоровья и чтобы они всегда знали ответ на вопрос: «как пройти в библиотеку?!»

 Т. ЗУБКОВА, директор библиотеки.


 

ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ

Cтуденты Гуманитарного факультета совершили благотворительную поездку в город Радужный Владимирской области. С этой целью были отобраны лучшие ребята с разных курсов специальности «Профессиональное обучение», для поездки был выделен комфортабельный автобус.

Мы подготовили довольно насыщенную концертную программу, включающую игры, конкурсы, сказки, песни и, конечно же, море смеха и позитива.

Руководство г. Радужного оказало нам очень теплый прием и впервые специально выделило для встречи районный Дом культуры. И, действительно, надо было видеть, с какой радостью встречали наших студентов совсем еще маленькие дети со всей Владимирской области. Сколько радости, смеха и восторга излучали их лица, с каким интересом и воодушевлением они принимали концертную программу!

После концерта ребята ушли радостные, держа в руках гостинцы. И наши студенты были очень рады пообщаться с этими детьми.

После этого мы посетили монастырский приют для девочек при Свято-Казанской обители г. Владимира. В нем проживают дети самых разных возрастов – от 5 месяцев до 18 лет и старше. Сотрудники  университета, зная, что мы обязательно посетим это место, принесли на кафедру педагогики и психологии много детских вещей и игрушек. В свою очередь, руководство вуза тоже не осталось в стороне – каждому ребенку была подарена спортивная обувь…

Будем надеяться, что у этих ребят все будет хорошо, и они обязательно вырастут добрыми, честными и порядочными людьми. А закончив школу, станут студентами Московского государственного университета леса – лучшего вуза России.

И. КАНИНА (гр. ЭП-41).


 

ВПЕРЕД, ЮНИОРЫ!

В сентябре в Москве проходил Международный юниорский лесной конкурс, организованный Федеральным агентством лесного хозяйства. В конкурсе принимали участие представители 35 стран мира.

В их числе и крупные лесные державы (Россия, США, Финляндия, Норвегия, Индонезия, Швеция) и страны, лесные богатства которых скромнее (Япония, Латвия, Польша, Аргентина, Гвинея, Корея, Малайзия, Вьетнам и Кения). Рабочими языками на конкурсе были русский и английский языки.

Компетентное жюри, в состав которого входили президент Российского общества лесоводов академик РАСХН А.И. Писаренко, заместитель директора ФГУ «ВНИИЛМ» академик РАСХН С.А. Родин, представители Федерального агентства образования, генеральный директор ФГУП «Рослесинфорг», профессора ведущих лесных университетов и колледжей стран-участников, оценивало работы, присланные на конкурс.

Было представлено 52 доклада на темы, волнующие мир сегодня. Затронуты проблемы изменения климата, биоразнообразия, землепользования, охраны и восстановления лесов после пожаров, а также проблемы неэффективного использования леса, незаконных рубок и инвентаризации лесов. В конкурсе участвовали учащиеся лесхозов-техникумов, эколого-биологических центров, колледжей лесных технологий, школ с углубленным изучением биологии, центров экологии, гимназий природных ресурсов и студенты университетов леса России, Европы и Азии.

Стать участником такого престижного и известного во всем мире конкурса – особая честь. Кандидаты проходят строгий отбор на региональном уровне, и только победители имеют шанс представлять результаты своих проектов. Результатом такого тщательного отбора является действительно высокий уровень докладов и презентаций.

Наш университет представил   на конкурс 6 докладов, которые подготовили иностранные студенты из Гвинеи (Силла Мохамед Дамей, ЛПФ), Монголии (Уянга Болдбаатар, МШУБ), Молдавии (Табанская Анастасия, ФЛА), Армении (Вирабян Анна, ГФ), Киргизии (Кубатбеков Нурсултан,   ФЛХ).

Впервые в истории конкурса выступали представители из США и Индии. Слушатель подготовительного отделения Центра обучения иностранных граждан МГУЛ Вина Ачария, которая приехала в Россию изучать русский язык, делала доклад на английском языке.

Наши студенты с большой ответственностью отнеслись к предложению участвовать в конкурсе, подготовили интересные доклады и прекрасные презентации. В этот раз они не заняли почетных мест, однако, значительно расширили свои знания о лесах мира и фауне разных стран, попробовали вести диалог с представителями других культур на английском языке. Некоторые студенты присутствовали как наблюдатели.

Участие в конкурсе – это прекрасная возможность обсудить актуальные проблемы лесов в доброжелательной обстановке, познакомиться с людьми, для которых сохранение леса стало делом жизни, задать интересующие вопросы.

Проигравших не было. Все участники конкурса получили сертификаты участников, памятные медали и подарки. Призы вручали представители Федерального агентства лесного хозяйства, Всемирного фонда дикой природы, Российского общества лесоводов, Российского института лесного хозяйства, Российского музея леса и представители деловых кругов.

В программу конкурса входили развлекательные мероприятия. Таким образом, серьезная работа сочеталась с плодотворным отдыхом. Участники с увлечением принимали участие в лесной викторине, заседании круглого стола с участием заместителя руководителя Рослесхоза А.В. Панфилова «Лесная политика России». Они получили удовольствие от концерта учащихся Крапивинского лесхоза-техникума, дискотеки.

Юниорский лесной конкурс – большой стимул оптимизировать творческие способности для проведения исследовательской работы и получения результатов. Наиболее интересные проекты будут заслушаны в марте 2013 года а лучшие работы направлены на юбилейный X Лесной конкурс.

З. МАНЬКОВСКАЯ, руководитель ЦОИН.


 

БОГАТЫРСКАЯ СИЛА ЛЕСТЕХА

24 ноября  в Академии физической культуры     и спорта (г. Малаховка) состоялась Спартакиада профсоюзов Московской области по пауэрлифтингу среди государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Вот уже на протяжении десяти лет сборная команда МГУЛеса по силовому троеборью получает почетные золотые награды, участвуя  в спартакиадах вузов Московской области. И на этот раз наши спортсмены под руководством тренера А.Ю. Ларина и его помощника Е.В. Суржиковой не подвели своих болельщиков, заняв первое место среди технических вузов.

На прошедших соревнованиях во всех весовых категориях не было равных студентам факультета лесного хозяйства. Обладателями золотых медалей стали Сергей Новиков и Сергей Тихон. Второе место завоевали лестеховцы Федор Юфит, Кирилл Клычков, Евгений Дмитриев и Юрий Колясников. На четвертом месте – Андрей Груздев и Андрей Быконя.

Поздравляем наших силачей и их тренера с очередной победой и желаем новых спортивных достижений!


 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Исполнилось 70 лет
профессору кафедры высшей математики
 ИГОРЮ ЕВСЕЕВИЧУ СИГАЛОВУ

Игорь Евсеевич родился в городе Жигули, на Волге. Его родители – Мария Александровна и Евсей Маркович – были преподавателями немецкого языка и долгие годы работали в Военно-воздушной Академии им. Ю. А. Гагарина.

В городке академии в Монино в 1950 году Игорь Евсеевич начал учиться в школе № 3, которую окончил в 1960 году. В том же году он поступил на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

Юбиляр заинтересовался теорией дифференциальных уравнений с частными производными и стал работать у Самария Александровича Гальперна, у которого писал дипломную работу.

В январе 1966 года Игорь Евсеевич закончил МГУ и был распределен на кафедру высшей математики МЛТИ, где и работает уже 52 года. В 1966-1970 г.г. он учился в заочной аспирантуре у С.А. Гальперна. В 1974 году защитил на мехмате кандидатскую диссертацию по теме «Задача Коши для квазипараболических уравнений».

Юбиляр автор около 40 работ. Игорь Евсеевич – один из ведущих преподавателей кафедры высшей математики, его основная нагрузка – по специальности «Прикладная математика». Для студентов Игорь Евсеевич непререкаемый  авторитет, но не диктатор. Многие годы он преподает в королёвском лицее № 4 научно-инженерного профиля.

Игорь Евсеевич разносторонне одаренный человек. Учился музыке, пишет интересные стихи. Стихи его также изящны, как и доказательства теорем, которые он демонстрирует студентам.

 «Небо синее вымыто дочиста –

Это август разнес облака.

Я люблю синеву одиночества –

Я и небо. И жизнь далека».

Мы поздравляем Игоря Евсеевича с юбилеем, желаем ему здоровья и успехов.

Коллектив кафедры, редакция “Вестника”,  друзья и коллеги.

ВАКАНСИИ

МГУЛеса

объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам

- колесных и гусеничных машин – профессора, к.н. – 1 ед.;

- химии и биотехнологии лесного комплекса – доцента – 1 ед.;

 - начертательной геометрии и черчения – доцента – 1 ед.;

 - архитектурной и компьютерной графики – доцента – 1,5 ед.;

 - экономики обрабатывающих отраслей промышленности,
- учета и аудита – профессора – 0,5 ед.,
старшего преподавателя – 0,5 ед.;

 - электротехники, теплотехники и энергоснабжения предприятий лесного комплекса – старшего преподавателя – 0,5 ед.;

 - информационных технологий в лесном секторе–старшего преподавателя – 1 ед.;

 - истории и культурологи – профессора – 0,5 ед.

 

  Срок подачи заявлений в отдел кадров –
 один месяц со дня публикации в газете.