15-16 (1913-1914), 29 августа 2011 года

1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ

 

ПРИВЕТСТВИЕ
РЕКТОРА МГУЛеса
ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

Уважаемые сотрудники
и студенты университета!

Сердечно поздравляю вас с началом нового учебного года.

Каждый учебный год по-своему уникален и запоминается новыми встречами, делами и задачами. Но главное неизменно – мы должны ежедневно подтверждать, что достойны славы родного вуза, создававшейся на протяжении десятилетий. И я уверен, что вместе мы преодолеем все трудности – ведь наш коллектив неоднократно делом доказывал, что в условиях творческой атмосферы и научного поиска любая проблема по плечу.

Особые слова – нашим первокурсникам.

Дорогие друзья! Через несколько лет именно от вас – нового поколения лестеховцев – будут зависеть развитие и сохранение преемственности в исследованиях и разработках всемирно признанных научных школ, придание динамизма научным исследованиям, совершенствование производства на основе передовых достижений. И помогут вам в этом знания и навыки, которыми всегда готовы щедро поделиться умудренные жизненным опытом преподаватели университета.

Выпускники МЛТИ-МГУЛеса работают в самых разных секторах производства – от лесопромышленного комплекса до ракетно-космической отрасли. Многие из них возглавляют ведущие предприятия, являющиеся флагманами российской экономики. На базе университета сформированы Образовательно-научный инновационный комплекс в составе десятков предприятий, организаций, научно-исследовательских институтов и Университетский лесной комплекс, объединивший в единую образовательную систему высшие и средние специальные учебные заведения.

Гостеприимно распахнутые двери университета. Веселый гомон студенческих аудиторий. Увлекательные занятия, соревнования, студенческие вечера... Все это теперь твое, первокурсник Лестеха. Ты пришел сюда, чтобы жить полнокровной, интересной жизнью. И даже спустя десятки лет ты будешь возвращаться в родной университет, потому что невозможно забыть то, с чем связаны лучшие годы юности, невозможно забыть людей, с которыми долгое время делил радости и беды.

Но быть студентом Московского государственного университета леса – это не только большая честь, но и, прежде всего, высокая ответственность. За 90 c лишним лет деятельности Лестеха в его стенах трудились и учились сотни выдающихся ученых, ставших гордостью отечественной науки, десятки тысяч будущих специалистов высшей квалификации.

Наш вуз предоставит тебе все возможности не только для успешной учебы в современных аудиториях и лабораториях, но также и для занятий спортом, развития творческих талантов.

После занятий тебя рады принять современный спортивный комплекс с бассейном, спортивный и студенческий клубы, профилакторий и база отдыха «Джанхот» на Черном море.

Поверь, что за пять лет МГУЛ станет для тебя настоящим вторым домом. Поэтому очень надеюсь, что ты будешь оберегать и сохранять все лучшее в университете, внося и свой вклад в его развитие и процветание.

В этот день я хочу пожелать всем, кто связал свою судьбу с Лестехом, новых научных и педагогических свершений и личного счастья.


 

Итоги 2010/2011 учебного года
и задачи по развитию МГУЛеса
на 2011/2012 учебный год
(Выдержки из доклада ректора университета профессора В.Г. САНАЕВА)

Учебно-методическая работа

Научно-педагогические кадры

Подавляющее большинство преподавателей университета имеет соответствие базового образования и научной специальности преподаваемым дисциплинам. Среди наших сотрудников 3 академика и 2 члена-корреспондента государственных академий, 33 штатных (и 6 совместителей) академика общественных академий и 6 членов-корреспондентов, 4 штатных (и 5 совместителей) лауреата государственных и международных премий, 21 штатный (и 2 совместителя) заслуженный деятель науки и техники.

Всего в университете 680 преподавателей (штатных – 526), в том числе 113 профессоров докторов наук, 326 доцентов кандидатов наук.

Сложившийся преподавательский коллектив в наше непростое время продолжает выполнять поставленные перед ним задачи.

Однако ряд преподавателей даже в процессе  подготовки университета  к комплексной проверке не подготовили рабочие программы и учебно-методические комплексы дисциплин, что вызвало соответствующие замечания экспертов.

Деканам факультетов и заведующим кафедрами следует обратить внимание на соблюдение трудовой дисциплины преподавателями и принимать своевременные меры административного воздействия в случае выявления подобных нарушений.

Контингент студентов

На 1 июля 2011 г. контингент студентов МГУЛеса составил 7923 человека, в том числе 3984 (50 %) человека по очной, 273 (3 %) – по вечерней и 3666 (46%) – по заочной формам обучения. По сравнению с прошлым годом эта численность уменьшилась на 1621 человека. Тенденция снижения количества студентов в ближайшие годы будет продолжаться в связи с уменьшением показателей рождаемости, начиная с 1992 года, а также сокращением бюджетных мест.

В настоящее время заочная сокращенная форма обучения охватывает 2415 студента – бывших выпускников техникумов.

Выпуск 2011 года составил 2059 человек, из них  881 – по очной форме обучения, 84 – по вечерней и  1087 – по заочной. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 108 (5 %) человек.

Успеваемость

За прошедший учебный год из университета были отчислены 476 студентов очной, 346 – заочной и 137 – вечерней форм обучения.

Абсолютная успеваемость по итогам летней сессии находится на низком уровне – 55 % (в 2009 г. – 62 %, в 2010 г. – 45 %, 2011 г. – 55 %). Удельный вес отличников и хорошистов вырос по отношению к троечникам среди бюджетных студентов, и по сравнению с прошлым годом составляет, соответственно, 26 %, 48 %, 3 % (от числа успешно прошедших всю сессию). Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, за прошедший год число отличников составило 11 %, хорошистов – 30 %, число троечников – 59 %. Можно сказать, что результаты не изменились по отношению к прошлому году.

Число задолжников на конец сессии составило 1357 человек (45 %). Из них 65 % – это «не аттестованные», то есть те, кто не явился на экзамены.

Наша главная задача – исправить такую ситуацию. В течение последних лет учебным управлением и деканатами факультетов проводится систематическая работа по выявлению студентов, регулярно пропускающих занятия.

Мы сегодня требуем в конце сессии от студентов-задолжников заявления с планом-графиком ликвидации академических задолженностей. За неявку на пересдачу (в соответствии с заявленным планом) без уважительной причины декан обязан проставить в ведомость студенту неудовлетворительную оценку. Эта мера несколько подхлестнула часть студентов.

Госэкзамены на «отлично» сдали 34 % выпускников, на «хорошо» – 50 %, на «удовлетворительно» 16%. Дипломные проекты защитили на «отлично» 46% выпускников, на «хорошо» – 40 %, на «удовлетворительно» – 14 %. Это примерно те же цифры, которые мы имели по прошлым годам, динамики вверх или вниз мы здесь не имеем.

Многие председатели ГАКов отмечают высокое качество дипломных проектов и дипломных работ.

Развитие учебной и лабораторной базы

В течение учебного года аудиторный фонд университета использовался достаточно плотно. Загрузка всех общеуниверситетских аудиторий была в интервале от 92 до 98 %. В этом году  продолжилось обучение студентов ИПСОП в аудиториях университета. Поэтому очень сложно происходило выделение аудиторий большому контингенту студентов-заочников. Врезультате часть студентов очной формы обучения и большинство заочников занимались во вторую смену и по субботам, а в мае и в июне аудитории были заняты студентами-дипломниками.

За отчетный год во многих  учебных аудиториях был проведен ремонт, кафедральная лаборатория селекции и генетики, так называемый «бункер», подготовлена для работы в новых условиях, отремонтированы корпуса 7 и 7а. 

Об учебных и производственных практиках

Учебные и производственные практики в университете организуются и проходят строго в соответствии с учебными планами специальностей.

В этом году на проведение практик выделено около 2,5 миллионов бюджетных рублей. Наряду с уже традиционными базами практик студенты лесохозяйственного и ландшафтного факультетов побывали на практике по физиологии растений в Смоленске, были командированы в Хабаровский отряд лесоавиаохраны, проходили производственную практику в Балаковском лесхозе Саратовкой области и т.д.

Лесопромышленный и лесохозяйственный факультеты отправляли своих студентов для прохождения практики в Геленджикский лесхоз. Студенты ландшафтного факультета поработали волонтерами на восстановлении старинной усадьбы.

В соответствии с договором с администрацией г. Мытищи студенты ФЭСТа, МШУБ, ФЭиВС проходили практику в разных подразделениях администрации.

В текущем учебном году всем бюджетным студентам, проживавшим на базе практик в Камшиловке, были выплачены суточные.

Пожелание к выпускающим кафедрам всех факультетов: расширить список предприятий и заключить с ними долгосрочные договора на проведение практик, а нашему Центру карьеры и Попечительскому совету продумать работу со студентами, начиная с 3-4 курса,  направляя их на производственную практику на эти предприятия.

Введенная договорная система проведения производственных практик, единая форма отчетности для студентов, достаточный и своевременный размер финансирования могли бы обеспечить необходимый уровень этой формы подготовки студентов. Многие кафедры работают по отлаженной схеме. Студенты ФЛА традиционно проходили практику по садово-парковому искусству в Санкт-Петербурге, студенты 5 курса ЛФ были направлены в  Белозерский ЛПХ на преддипломную практику, кафедра лесопиления направляла часть студентов на преддипломную практику в Вышневолоцкий леспромхоз.

Необходимо отметить организованную работу начальников базы практик «Камшиловка», руководства лесхоза, транспортного отдела управления по инженерному обеспечению, а коллективы большинства кафедр лесохозяйственного, лесопромышленного и ландшафтного факультетов поблагодарить за ответственное отношение к проведению учебных и производственных практик и воспитательную работу со студентами. Посещаемость практик по большинству кафедр в этом году была средняя (до 65 %), но на ряде кафедр традиционно низкая (до 35 %).

Методическая  деятельность

Главным направлением методической деятельности в прошедшем учебном году явилась подготовка университета к переходу с 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО).

Разработаны пилотные варианты базовых и рабочих учебных планов по всем направлениям и профилям подготовки в соответствии с ФГОС ВПО. Планы отработаны по первому курсу обучения, но нуждаются в корректировке для последующих курсов.

Получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по новым образовательным программам (5 по направлениям подготовки магистратуры, 5 по дополнительной профессиональной подготовке и 1 для получения рабочей специальности).

Проведена аккредитация направления подготовки бакалавриата 150400.62 – «Технологические машины и оборудование» и двух направлений подготовки магистратуры 250100.68 – «Лесное дело», 250300.68 – «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», по которым в текущем году состоялся первый выпуск специалистов.

Большая работа в истекшем году проведена научно-методическим советом университета. Заседания совета проводились в соответствии с утвержденным планом и охватывали широкий круг вопросов по совершенствованию учебно-методической работы в университете и переходу на ФГОС ВПО.

Институт подготовки специалистов без отрыва от производства

ИПСОП ведет подготовку  по 14 специальностям и специализациям, на которых обучались 5236 студентов. По различным формам обучения распределение выглядит так: заочная – 2381 (45,5%); заочная сокращенная – 2395 (45,7%); вечерняя – 355 (6,8%); экстернат – 105 (2%) человек.

 В 2011 году выпуск составил 1305 человек: по заочной форме – 362 (27,7%); по заочной сокращенной – 818 (62,7%); по вечерней – 88 (6,8%); по экстернату – 37 (2,8%).

Отделение экстерната функционирует в МГУЛ около 15 лет и достигало численности более 300 человек. Однако в связи с изменением нормативной базы, это отделение будет в скором времени подвергнуто реорганизации.

Вечернее отделение в начале работы ИПСОП достигало численности более 500 человек. Поддержание контингента студентов и его увеличение, кроме усиления профориентационной работы, предполагает организацию учебного процесса «группой выходного дня» по субботнему расписанию.

По различным формам обучения второе высшее образование получают 173 человека (в 2010 году – 128 человек). Увеличение контингента происходит из года в год по специальностям: «Лесное хозяйство», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Экономика и управление на предприятиях».

В составе ИПСОП продолжают функционировать 12 представительств в регионах РФ, но их функции изменились. Основной задачей является представление интересов университета и проведение профориентационной работы. Набор абитуриентов в представительствах проводится на все формы обучения, в том числе на очную форму.

В связи с переходом на уровневую систему образования в ИПСОП ведется активная работа по подготовке учебных программ бакалавриата. В марте в университете был проведен практический семинар «Работа ИПСОП в условиях перехода на уровневую систему образования по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования». В 2011 году предполагается осуществить прием по 8 направлениям бакалавриата.

В прошедшем учебном году завершена разработка и начата эксплуатация системы дистанционного обучения МГУЛ, проводилось заполнение ее электронной библиотеки инструктивно-методическими, учебно-методическими и тестовыми материалами по отдельным учебным дисциплинам.

В целях повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием в 2011 году Ученым советом МГУЛ утверждено Положение «Об оказании платных дополнительных образовательных услуг». Оказание платных образовательных услуг для студентов университета всех форм и сроков обучения поручено Учебно-консультационному центру ИПСОП.

Научная библиотека

Фонд нашей библиотеки насчитывает сегодня около 500000 единиц хранения учебной и научной литературы по различным направлениям науки и техники, нормативно-технических и периодических изданий. Важная часть фонда – собрание диссертаций, выполненных учеными МГУЛ. Ежегодно поступает свыше 15000 экземпляров новой литературы. Библиотека имеет подписку на 300 наименований журналов, газет, изданий научно-технической информации и зарубежные периодические издания.

Для более широкого ознакомления со своими фондами библиотека МГУЛ проводит дни информации, дни кафедр, готовит тематические обзоры литературы, приуроченные к юбилеям ученых, писателей, общественных деятелей и книжные выставки. Большое внимание библиотека уделяет развитию духовного, нравственного и эстетического начала личности.

Научная библиотека уделяет большое внимание внедрению новых информационных технологий, компьютеризации информационно-библиотечных процессов.

Хорошо оборудованная и гостеприимная библиотека стала подлинным центром общения студентов, преподавателей и сотрудников университета. В дальнейшем планируется продолжить работу по формированию бтблиотечного фонда, совершенствованию обслуживания читателей, организации и ведению электронного каталога и картотек, использованию мировых информационных ресурсов, расширению контактов с другими библиотеками.

Издательская деятельность

Издательская деятельность университета способствует созданию и поддержанию высокого авторитета и является отражением деловой и научной активности  научно-педагогического коллектива. Итоги прошедшего года свидетельствуют о достаточно продуктивной работе ученых МГУЛ.

В целом по университету за отчетный период издано 97 наименования новой учебной и учебно-методической литературы общим тиражом 15398 экземпляров и переиздано 40 наименований тиражом 4355 экземпляров на общую сумму 1279448 рублей.

Учеными университета были опубликованы 5 монографий, издано 8 сборников научных трудов, в том числе три сборника по материалам прошедших в университете научных конференций. В 2010 году вышло 7 номеров журнала «Лесной вестник», общим объемом 182,5 п.л. В них опубликованы 288 статей.

Вышло 4 спецвыпуска журнала: «Экономика»; «Продукционный процесс и структура деревьев, древесины и древостоев»; «Биоэнергетика и биотехнологии; «Институт системных исследований леса».

Число цитирований журнала в РИНЦ – 42, а импакт-фактор составляет величину 0,022.

Издательская деятельность ученых университета высоко оценена Книжной палатой Российской Федерации. По ее оценке, университет вошел в первую сотню среди всех издающих организаций России, а среди всех вузов страны мы заняли 21 место.

Система менеджмента качества

С 1 сентября 2010 года в университете действует собственная организационная структура СМК, соответствующая его традициям и сложившейся практике работы.  В состав Совета по СМК вошли представители ректората, факультетов и подразделений вуза, обеспечивающие учебный процесс (16 человек), и все члены группы по СМК. В его функции входят планирование и координация работ по созданию и совершенствованию СМК, а также решение некоторых принципиальных вопросов ее развития.

Работа Совета по системе менеджмента качества подробно описана в Положении о Совете. Заседания Совета обычно проводятся один раз в месяц или по мере необходимости, на них решаются принципиальные вопросы создания, внедрения и совершенствования СМК. Все решения Совета по СМК заносятся в протокол. Наиболее важные вопросы могут выноситься на рассмотрение Ученого совета.

Группой по СМК разработан ряд документов, в том числе: Положение о Совете по системе менеджмента качества, управление документацией, внутренний аудит, корректирующие и предупреждающие действия, управление закупками, управление персоналом, мониторинг учебного процесса, порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций и другие нормативные акты.

В настоящее время разработанная документация рассмотрена на заседаниях Совета по СМК и готова к утверждению.

Информатизация

Информационное обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования.

Студенты университета проходят обучение в 13 общеуниверситетских и 7 кафедральных компьютерных классах. Два учебных класса были переоснащены новым оборудованием, пять кафедральных аудиторий оснащены мультимедийным оборудованием.

Количество поточных лекционных аудиторий, оснащенных стационарными мультимедийными средствами, увеличилось с 3 до 11. Количество лекционных аудиторий, оснащенных передвижными мультимедийными комплексами, возросло с 14 до 28.

В локальной сети университета число компьютеров в 2009-2011 гг. увеличилось с 1422 до 1643.

В 2011 году расширена пропускная способность канала связи с сетью интернет до 20 Мбит (была 10 Мбит/с). Это повысило комфортность работы пользователей. Увеличен доступный трафик для всех пользователей сети.

Создана и проходит тестирование зона беспроводного доступа в сеть с ноутбуков, смартфонов, и др. устройств. Если сервис будет пользоваться популярностью, будем его развивать. Студенческая сеть общежитий получила статус университетской. К настоящему времени проведены работы по модернизации сети в двух общежитиях. В 2011 г. планируется полное переоборудование студенческой сети общежитий.

В настоящее время информация об университете представлена на трех сайтах: www.mgul.ac.ru, (www.msfu.ru), www.abiturient.ru, www.lesteh.ru. На последнем сайте размещена информация  для студентов: новости для молодежи, информация о профкоме, платных образовательных услугах, форум. Официальный сайт МГУЛ и сайт для абитуриентов нацелены прежде всего на внешнего потребителя. Он имеет весьма высокий тематический индекс цитирования (ТИЦ) 1350, сайт посещают десятки тысяч человек в месяц. Сайт «Абитуриент» ориентирован на поступающих. Тематически и информационно он тесно связан с сайтом МГУЛ.

Научно-исследовательская работа

Общий объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составил 49,5 млн. рублей.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводились на основе бюджетного финансирования, хозяйственных договоров и договоров на передачу научно-технической продукции. Распределение общего объема научных исследований по источникам финансирования и анализ динамики изменения объемов НИОКР по источникам финансирования показывают, что, как и в прошлые годы, значительная часть НИР финансируется из Минобразования – 17174,9 тыс. рублей; Федерального агентства лесного хозяйства – 7947,0 тыс. рублей; РФФИ, РГНФ – 1010,0 тыс. рублей. Увеличился объем НИР, выполняемых по хозяйственным договорам и договорам на передачу научно-технической продукции – 7337,0 тыс. рублей; из зарубежных источников по контрактам и грантам – 6970,8 тыс. рублей;  из других источников – 9083,2 тыс. рублей.

Выполнение НИР и ОКР осуществлялось, в основном, на условиях платного совместительства профессорско-преподавательским составом, аспирантами и  студентами.

В то же время, одной из серьезных проблем остается низкая активность участия в НИР сотрудников университета. Как показал анализ данных, только 38% профессорско-преподавательского состава непосредственно участвуют в научных исследованиях, соответственно среди докторантов и аспирантов – 36 %, и немногим более 1 % – студенты.

Коллективы многих кафедр университета проводили НИР по хоздоговорной тематике. Интенсивно проводились исследования на кафедрах: промышленной экологии и защиты леса, технологии и оборудования лесопромышленного производства, древесиноведения, технологии лесопиления и деревообработки, сушки и защиты древесины, физики, информационных технологий в лесном секторе и других.

Особенно хочется отметить следующих сотрудников университета: Е.Г. Мозолевскую (ООО «Фирма Фиттония»), В.А. Липаткина (Красноярское управление лесами), А.Н. Обливина (ОАО РКК «ЭНЕРГИЯ»), В.Д. Никишова (Московская академия РТ и ИТ), С.И. Чумаченко (ЗАО «Красный якорь»), Е.Н. Щербакова (МГУП), В.Г. Бирюкова (ОАО «Фанерный завод «Власть труда»), А.И. Расева (ФГУП).

Ученые МГУЛ приняли участие в конкурсе на право получения грантов Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых в 2011 году: кандидатов наук (конкурс МК-2011) –  А.В. Афанасьев, В.В. Афанасьева; докторов наук (конкурс - МД-2010) – Э.В. Завитаев.

Мы должны ярче показывать системообразующую роль университета в интеграционных процессах науки, образования и производства, в консолидации партнеров: вуз – работодатель – специалист.

О возрастном составе профессорско-преподавательского состава в университете уже не один раз говорилось на заседаниях Ученого совета, особенно это актуально по составу кадров высшей квалификации. По-прежнему приходится отмечать, что практически по всем категориям более 50 % имеют возраст, превышающий 50 лет. Поэтому подготовка кадров высшей квалификации, в том числе через докторантуру и аспирантуру, является важной задачей в университете.

В вузе функционируют шесть диссертационных советов, которые прошли регистрацию и утверждены приказами Рособрнадзора.

Докторантура осуществляет подготовку специалистов по 10 научным специальностям, которые представлены известными научными школами. По каждой научной специальности в штате вуза работают более пяти докторов наук. В настоящее время в докторантуре проходят подготовку 13 человек. Из них: 10 человек – докторанты очного отделения, в том числе: 7 сотрудники нашего университета; 3 соискателя ученой степени доктора наук.

В 2010/2011 годах защитили докторские диссертации докторанты В.П. Галкин, В.А. Макуев, Ю.Е. Михайлов, С.Ю. Грюнталь, Е.В. Голосова, Д.Е. Румянцев.

Аспирантура готовит специалистов по 21 научной специальности по восьми отраслям науки.

В настоящее время проходят подготовку в аспирантуре и институте соискательства  242 человека, из них 220 аспирантов и 22 соискателя ученой степени кандидата наук. На очном отделении обучаются 154 аспирантов, из них 111 – по госбюджету и 43 – по контракту. На заочном отделении обучаются 66 аспирантов, из них 42 – по госбюджету и 24 – по контракту.

За первое полугодие 2011 года выпускниками аспирантуры в диссертационных советах нашего вуза защищены 13 кандидатских диссертаций, из них 5 диссертаций защищены выпускниками в срок аспирантской подготовки.

Нельзя допустить снижения требований при защите диссертаций, необходимо искать резервы для повышения эффективности выпуска аспирантов. Министерством определены такие условия, что в случае низкой результативности работы аспирантуры будет снижен прием в аспирантуру на бюджетные места, что и произошло в текущем году: университету было выделено 19 мест на очное обучение и 24 места на заочное обучение. В докторантуру выделено 3 места.

По результатам исследований в отчетный период учеными университета было подано 56 заявок на изобретения и полезные модели; получено 40 решений о выдаче патентов на изобретения и полезные модели; получено 42 патента на изобретения и полезные модели. Лучший изобретатель МГУЛ по итогам отчетного периода – профессор кафедры технологии мебели и изделий из древесины И.М. Меркушев. Кафедрой механизации лесохозяйственных работ получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Регрессионные модели второго порядка», автор – профессор А.А. Котов.

Состоялось подписание договора о совместной научно-технической деятельности между МГУЛеса, ООО «Экватор» и администрацией Лотошинского муниципального района Московской области. Стороны договорились о создании в Лотошинском районе биотехнопарка, Технико-внедренческого центра «Экватор» и Студенческого инкубатора технологий. Предметом подписанного договора является объединение интеллектуальных, материальных, информационных и технологических ресурсов для реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития лесопромышленного комплекса.

На базе университета успешно работает Секция наук о лесе Российской академии естественных наук, возглавляемая В.Г. Санаевым. Секция наук о лесе – одна из крупных секций академии, объединяющая известных российских и зарубежных ученых, специалистов и исследователей в наиболее актуальных областях лесного сектора экономики. Общая численность секции в настоящее время  составляет 256 членов РАЕН, в том числе: 111 действительных членов (академики), 15 почетных членов, 9 иностранных членов,   81 членов-корреспондентов  и  47 академических советников, 1 адьюнкт.

В состав МГУЛеса на данный момент входят 10 научных центров, в том числе «Лесная биоэнергетика», «Лесопромышленник», «Нанотехнологии в лесном комплексе», «Центр космической геоинформатики», «Центр эколого-экономических оценок лесных ресурсов с использованием ГИС-технологий Эколесресурс», «Специализированный центр новых информационных технологий», Научно-инжиниринговый центр НИЦ LESTEC», Учебно-инновационный центр МГУЛ, «Безопасность труда в лесопромышленном комплекса РФ», «Автоматизация лазерной обработки материалов».

В отчетный период было создано два научно-образовательных центра: Цифрового радио- и телевещания; Инновационные методы автоматизации и управления в ракетно-космическом комплексе.

Ученые университета активно участвовали в работе отраслевых и международных выставок, проводимых в 2010-11 годах: Международной выставке «Лесдревмаш-2010» и форуме «Лес и человек»; V ежегодном Московском фестивале науки; V Международной выставке цветочного оформления и ландшафтного дизайна; Международной выставке-ярмарке «Российский лес-2010»; 31-й Московской международной выставке «Образование и карьера – XXI век»; X Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2011».

Научное студенческое общество МГУЛ продолжает активно работать над проектом «Леса Евразии». 12-18 сентября 2011 г. в Брянске Московский государственный университет леса проводит очередную традиционную ХI Международную конференцию молодых ученых «Леса Евразии – Брянский лес».

За счет средств НИЧ продолжала развиваться материально-техническая база университета. Суммарная стоимость всех основных фондов на конец отчетного года с учетом переоценки составила 1460210,7 тыс. рублей. За отчетный период приобретено основных фондов на сумму 32483,0 тыс. рублей.

Подводя итоги научной деятельности за 2010/2011 учебный год, мы видим, что наш университет должен стремиться дойти до уровня наиболее продвинутых университетов. Заделы для осуществления этой цели у нас есть. Это наличие магистерских и докторантских программ, специализированных докторских диссертационных советов.

Международная деятельность

МГУЛ взаимодействует более чем с 400 зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 90 стран мира.

В течение отчетного года в университете обучались 334 иностранных гражданина, как по государственной линии, так и на контрактной основе. За последний год число учащихся иностранцев возросло почти на 100 человек, и сегодня их более 3,5 % от общего числа студентов. Это передовой показатель среди лесных вузов страны, и, очевидно, благодаря именно ему университет, единственный среди вузов лесного профиля, включен в группу из 24 ведущих вузов, осуществляющих подготовку иностранных граждан в рамках пилотного проекта Минобрнауки. Участие в данном проекте предоставляет данным вузам России право преимущественного приема на обучение иностранных граждан и соотечественников.

Сегодня в вузе обучаются представители Китая, Вьетнама, Таиланда, Ирана, Нигерии, Гвинеи, Бангладеш, а также стран СНГ. Иностранные студенты принимают активное участие в общественной жизни, как внутривузовской, так и вне стен университета. Проводятся праздничные вечера, студенты-иностранцы активно участвуют в университетских спортивных соревнованиях.

Наблюдается достаточно устойчивая тенденция к увеличению числа командировок сотрудников и преподавателей, аспирантов и студентов МГУЛ за рубеж, с 20-25 человек в 2000-2001 годах до 80-100 человек в последние годы. Следует отметить, что в последние годы студенческая мобильность опережает мобильность академическую.

Академические и студенческие обмены с ведущими университетами Европы развиваются через программы EUROFORESTER, SILVANETWORK, SUFONAMA и другие. C августа 2010 по июнь 2011 года в рамках проекта EUROFORESTER двое студентов нашего университета проходили курс встроенного образования в Шведском сельскохозяйственном университете (SLU).

В августе-сентябре 2010 года группа из 15 студентов ФЛХ, ЛПФ и ФЛА выезжала на практику в Университет им. Менделя в Брно (Чешская Республика). В эти же сроки ответный визит к нам в университет нанесла группа студентов Высшего лесотехнического университета в количестве 10 человек.

 Наилучшие результаты по научной работе получены при сотрудничестве с Финляндией, Италией, Швецией. Основными проектами в отчетном году являлись: продолжение работ по программе «Интенсификация распространения лесной информации и сотрудничества в России» в рамках проекта Global Forest Information System – GFIS Russia, финансируемым IUFRO; по проекту «Исследование фауны короедов Scolytinae неотропического региона», выполняющемуся в сотрудничестве с зоологическим музеем Университета г. Сан-Паулу (Бразилия); выпущено в свет иллюстрированное справочное пособие «Древесные породы и основные пороки древесины», предназначенное для работников таможенной службы РФ и по заказу российского отделения Фонда дикой природы WWF Russia.

Среди работ, финансируемых из зарубежных источников, можно также упомянуть поддержку деятельности кафедральных учебных центров нашего вуза: многофункциональной лаборатории информационных технологий (при финансовой поддержке Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки, а также компаний NEC Electronics, Япония и Microchip Technologies Inc, США); учебного центра кафедры станков и инструментов (фирмы Burke, Altendorf, Германия); учебного центра «Лесомеханик» кафедры колесных и гусеничных машин (фирма Ponsse, Финляндия);

В рамках развития международных договорных отношений объемы ежегодного финансирования составляют величину порядка 5-7 млн. рублей. В целом по вузу за счет финансирования от иностранных партнеров только в последние годы оснащены современным оборудованием ряд лабораторий нашего вуза; стоимость этого оборудования достигает 30 млн. рублей.

Ученые университета являются членами более чем 20 международных организаций, среди которых всем известные: ИЮФРО, Общество американских лесоводов, Шведская академия сельского и лесного хозяйства, Финская академия наук и письменности, Международная организация по биологической борьбе с вредными животными и растениями, Международная академия древесиноведения, Европейский лесной институт и другие.

УМО по образованию в области лесного дела

Деятельность УМО направлена на развитие единого образовательного пространства, выявление и распространение инновационного опыта в образовательной системе, на выработку единых организационного-методических подходов по ключевым вопросам содержания образования и организации образовательного процесса.

В 2010 г. в составе УМО функционировало 2 учебно-методических совета (УМС) и 4 учебно-методических комиссии (УМК) по двум направлениям подготовки. В 2011 г. в связи с открытием в укрупненной группе направлений подготовки (далее – УГНП) 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» нового (третьего) направления подготовки «Ландшафтная архитектура» председателем УМС по данному направлению подготовки доцентом В.А. Фроловой совместно с президиумом Совета УМО сформирован состав совета и план его работы. В апреле 2011 г. на базе МГУЛ состоялось первое его заседание.

Большая работа проводилась профильными советами и комиссиями УМО по нормативному и учебно-методическому сопровождению направлений подготовки высшего профессионального образования. К апрелю 2011 г. все ФГОС ВПО в области воспроизводства и переработки лесных ресурсов утверждены Минобрнауки и зарегистрированы в Минюсте России.

В 2011 гг. творческими коллективами УМС и УМК проводилась и завершается разработка и утверждение примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования (ПООП) для бакалавров и магистров по профильным направлениям подготовки. В настоящее время ПООП опубликованы на вебстранице УМО (http://www.mgul.ac.ru/info/umo/) и на портале ФГОС ВПО (http://www.fgosvpo.ru/).                     

В 2011 г. МГУЛ выиграл конкурс, организованный Московским государственным университетом печати, на право оказания услуг по рецензированию учебных изданий по группе специальностей (направлений) высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». Заявка для участия в конкурсе была подготовлена УМО по образованию в области лесного дела.

Учебно-методические советы и комиссии проводили свои выездные заседания, посвященные разработке основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО и обмену опытом в вопросах организации учебного процесса и производственных практик, унификации рабочих программ по курсам специальных дисциплин, совершенствования лабораторной базы. В сентябре 2011 г. планируется проведение выездного заседания Совета УМО в Петрозаводске на базе Петрозаводского государственного университета.

Представители УМО активно участвовали в работе Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации и его рабочей группы по подготовке кадров, науке и инновациям в лесном секторе экономики, а также в совместном заседании рабочих групп Совета 26 мая 2011 г. на базе Федерального агентства лесного хозяйства. Рабочей группой Совета совместно с УМО, объединениями работодателей, ассоциациями и ведомствами  продолжилась работа по разработке профессиональных стандартов к должностям работников, занятых в лесном комплексе с учетом разработанных федеральных образовательных стандартов.

Воспитательная работа

Воспитательная работа со студентами университета координируется Советом по воспитательной работе. Процесс воспитания в вузе идет по двум направлениям: через учебный процесс – во время аудиторных занятий; через внеучебную работу – в свободное от учебных занятий время.

В прошедшем учебном году для студентов и с их участием организовано и проведено более 70 культурно-массовых мероприятий, таких как: традиционные вечера факультетов; фестиваль-марафон «Играй, гармонь земли Мытищинской»; московский фестиваль студенческого творчества «ФЕСТОС»; культурно-спортивный праздник «Проводы зимы»; мисс очарование земли Мытищинской и ряд других

Постоянно действующая университетская  лига КВН, команды университета приняли участие в 14-ти играх, команда КВН «Массовка» стала обладателем Гран-при кубка главы открытой Домодедовской лиги КВН, победителем  кубка «Владимирская Русь»  и обладателем среднего кубка Подмосковной лиги XV Московского областного молодежного сезона команд КВН.

Для студентов университета проведены тематические экскурсии по различным городам России, в которых приняли участие более 400 студентов. Излюбленным местом проведения зимнего отдыха для студентов университета становится база отдыха «Заполярье» в Тульской области. Традиционно летняя оздоровительная кампания для 200 студентов проведена на базе отдыха в Джанхоте.

Особо следует отметить инициативу гуманитарного факультета, организовавшего посещение ряда детских домов с концертной программой.

С начала текущего года наблюдается значительный прогресс в развитии студенческого самоуправления. Проведено общее собрание студенческого актива университета, на котором сформирован состав студенческого совета МГУЛ, избран его председатель – Д. Секачева, студентка 4-го курса ФЭ и ВС.

Основные мероприятия воспитательной работы постоянно освещаются в средствах массовой информации, на страницах газеты «Вестник», студенческом радио, информационных стендах, университетском телевидении, интернет-сайтах МГУЛ.

Ректорат и профсоюзные комитеты сотрудников и студентов университета прилагают большие усилия и средства для поддержания и развития инфраструктуры наших социальных объектов: санатория-профилактория, оздоровительного лагеря «Искра», базы отдыха «Джанхот», детского сада, базы практик «Камшиловка», поскольку их наличие в университете положительно влияют на формирование здоровой обстановки в коллективе.

Попечительский совет

Значимую роль в жизни университета играет Попечительский Совет, который был создан в 1994 году. В последующие годы интерес со стороны работодателей постоянно рос, и к настоящему времени в Попечительский совет входят свыше 80-ти предприятий, организаций и фирм лесного и ракетно-космического комплексов России.

Цель создания ПС – позиционирование МГУЛ как ведущего вуза страны на рынке труда.

В настоящее время основные вопросы деятельности Совета, связанные с организацией и проведением производственных и преддипломных практик, стали решаться во взаимодействии с Центром карьеры.

Одним из важных направлений деятельности Попечительского совета является организация сотрудничества в решении научно-производственных задач, а также внедрение новых технологий в промышленность. В этом направлении работают: кафедра лесопиления, кафедра сушки и защиты древесины, деканы МШУБ, ФЭСТ и ФЛА.

В октябре 2010 года в университете стал активно функционировать Центр карьеры. Его миссия – обеспечение стабильной и эффективной работы МГУЛ в сфере управления временной занятостью студентов и трудоустройством выпускников.

Вошло в традицию проведение научно-практических семинаров и «круглых столов» в стенах нашего университета. Результатом работы Центра карьеры стало создание научно-образовательного центра по цифровому радиовещанию совместно с компанией «ВАТСОН». Тесное взаимодействие с Центрами занятости населения Королева и Мытищ вылилось в проведение циклов лекций  для студентов по вопросам трудоустройства, в которых участвовало порядка 150 студентов.

Совместно с компанией «БТА Группа» в МГУЛ проводятся семинары для специалистов в области ландшафтной архитектуры. С предложениями о сотрудничестве выступили фирмы: «Таркетт Соммер», «Мета Динея», банк «Возрождение», «Хелмос Москва», «Техсервис-Москва», ЗАО «Васко», ОАО «Внииинструмент».

Исследования  Центра карьеры показали, что в 2010 году доля трудоустроенных выпускников МГУЛ составила 77 %, По нашему прогнозу на 2011 год, доля трудоустроенных составит 74%, из них по специальности – 70%.

Продолжилась традиция проведения Дней карьеры, которые организуются два раза в год.

Работа со средствами массовой информации

В ноябре исполняется 55 лет со дня выхода в свет первого номера многотиражной газеты МЛТИ-МГУЛ. Сегодня просто невозможно представить наш университет без собственной газеты.

На страницах «Вестника» постоянно публикуются материалы, посвященные проблемам лесного законодательства, важным и интересным событиям в научной, педагогической и студенческой жизни. Газета оказывает информационную поддержку в подготовке и проведении научных форумов, заседаний Попечительского совета и Совета УМО, мероприятиях, проводимых профсоюзными организациями университета, Советом ветеранов.

В 2008 году с целью более оперативного и доступного информирования студентов МГУЛеса под эгидой управления по СМИ была сформирована студенческая информационная служба – «Радио «Лестех», осуществляющая подготовку и выпуск в эфир радиовыпусков, посвященных проблемам молодежи.

Весной этого года коллектив нашего радио занял третье место на конкурсе «Хрустальная стрела», проводимом правительством Москвы в номинации «Лучшая радиопрограмма».

Этот успех наших средств массовой информации стал уже традиционным. Газета «Вестник» и радио «Лестех» уже занимали призовые места на конкурсе в 2007, 2008 и 2009 годах. «Хрустальная стрела» этого года стала уже четвертой, прилетевшей в Лестех.

Управление по СМИ и связям с общественностью совместно с Интернет-центром осуществляет оперативное информационное наполнение ленты новостей сайта университета, регулярно размещая сообщения и фоторепортажи о значимых событиях.

Информационный охват целевой аудитории в самом широком спектре – от абитуриента до руководителя крупного предприятия – является приоритетом в работе управления.

Восстановление главного учебного корпуса

В текущем году университет существенно активизировал работу по восстановлению и реконструкции главного учебного корпуса.

В целях практической реализации ранее утвержденного проекта между Минобрнауки  России и университетом заключен договор, в соответствии с которым лимит бюджетных ассигнований на 2011 год составил 55 млн. рублей, освоение собственных средств планируется в размере 8,3 млн. рублей.      

Университетом также заключен государственный контракт с ОАО «Тресттрансстрой» на продолжение работ по реконструкции и восстановлению ГУК. Цена контракта составляет 125 млн. рублей, в том числе на 2011 год – 63 млн. рублей.

В ходе подготовки реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в 2011 году университетом подготовлена проектно-сметная и конкурсная документация для проведения открытого аукциона в электронной форме, проведены работы подготовительного периода: обустройство строительного городка, прокладка временных дорог.

В течение летнего периода активно выполнялись работы по блоку Б.

Прием в университет

Конкурс при поступлении в наш университет составил в этом году 2,4 человека на одно бюджетное место. Работа, проводившаяся всеми подразделениями вуза в течение года по привлечению абитуриентов, дала положительный результат.

План приема на очное обучение по бюджету в количестве 692 бакалавров и специалистов и 103 магистров выполнен полностью. Среди первокурсников много ребят из регионов.

Активнее всего абитуриенты стремились поступить в Международную школу управления и бизнеса – 14 человек на место и на факультет экономики и внешних связей – 10.

На основе договоров в рамках целевого приема в университет приняты 96 человек.


 

ПРОЕКТ

 РЕШЕНИЕ

собрания коллектива Московского государственного

университета леса совместно с Ученым советом

Общее собрание коллектива университета РЕКОМЕНДУЕТ одобрить работу руководства и коллектива университета по:

подготовке и принятию нормативных документов,  регламентирующих учебно-методическую (по ФГОС ВПО), научную и хозяйственную деятельность в университете;

разработке новых Государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров и примерных образовательных программ по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура»;

проведению аккредитации направления подготовки бакалавров 150402.62 «Технологические машины и оборудование», направлений подготовки магистров 250100.68 «Лесное дело» и 250300.68 «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»;

завершению  работы над базовыми учебными планами по всем направлениям подготовки  и профилям ФГОС университета;

разработке обязательных материалов ООП ВПО (по ФГОС ВПО) для всех направлений подготовки (профилей) университета;

изменению в структуре университета – созданию на основе слияния факультета ФКП, подготовительных курсов и профориентационного отдела управления контрактной и довузовской подготовки;

профориентационной работе в школах, колледжах и техникумах, расширению связей с регионами и организации кампании по привлечению и набору абитуриентов в университет;

 постоянному контролю и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

заключению долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на подготовку бакалавров и магистров, проведение практик со студентами;

 проведению  работ:

-  по ремонту учебных аудиторий,  кабинетов и  комнат общежитий, коридоров и холлов  УЛК-1 и УЛК-2, детского сада и ДОЛ «Искра»;

 -  озеленению территории университета;

 освоению выделенных капитальных вложений на реконструкцию ГУК.

1. УЧЕБНАЯ  И МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

1.1.Ректорату университета:

1.1.1. Продолжить работу:

• Cовета по воспитательной работе (отв.: Обливин А.Н., Майструк И.В.):

- по совершенствованию структуры воспитательного процесса в университете, методики взаимодействия участвующих в нем подразделений;

- по формированию и становлению Студенческого совета и адаптации его к сформировавшейся в университете структуре воспитательной работы;

• по внедрению в университете системы менеджмента качества (отв.: Тулузаков Д.В., Беляков В.А., Григорьева И.П., Комаров Е.Г.);

• по совершенствованию учебно-консультационного центра для работы со студентами заочной сокращенной формы обучения, преподавателями, ЦДО и оказанию дополнительных образовательных услуг, начиная с сентября 2011 года (отв.: Тулузаков Д.В., Макуев В.А., Савицкий А.С.).

1.1.2. Проректору по учебной работе Тулузакову Д.В. разработать план подготовки университета к государственной аккредитации 2013 года и представить его на рассмотрение Ученого совета МГУЛ до 31 декабря 2011 года.

1.1.3. Проректору по международным связям Шалаеву В.С.:

 проработать вопрос о возможности проведения Лесного форума в Российской Федерации;

• обеспечить дальнейшую консолидацию работы внутривузовских структур, реализующих программы ДПО; подготовить предложения по повышению эффективности и результативности ДПО в университете;

• совместно с учебным и методическим управлениями, кафедрами и ФПКП организовать разработку системы оценки результативности прохождения повышения квалификации научно-педагогическими кадрами университета.

1.1.4. Совместно с Попечительским советом провести ряд мероприятий по организации содействия в трудоустройстве выпускникам университета на предприятиях, входящих в состав ПС. Провести в октябре-ноябре 2011 г. и марте 2012 г.  «Дни карьеры» («Ярмарки вакансий») для студентов старших курсов и выпускников МГУЛ (отв.: Фахретдинов Х.А., Тулузаков Д.В.).

1.2.Научно-методическому совету:

1.2.1. Продолжить разработку:

• учебно-методического обеспечения учебного процесса с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., заведующие кафедрами);

• системы мероприятий по организации самостоятельной  работы бакалавров и магистров всех форм обучения (отв. Савицкий А.С.);

• профессиональных требований (стандартов) к должностям работников лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, садово-паркового и ландшафтного строительства, ландшафтной архитекторы  (совместно с объединениями работодателей, отв.: Редькин А.К.,  Липаткин В.А., Фролова В.А.,  Амалицкий В.В., Азаров В.И.).

1.2.2. Научно-методическим советам направлений подготовки разработать и представить на рассмотрение научно-методического совета университета окончательные варианты рабочих учебных планов по направлениям и профилям подготовки, реализующих ФГОС ВПО не позднее 1 ноября 2011 года.

1.3.Учебному и методическому управлениям университета:

1.3.1. Совместно с базовыми кафедрами и научно-методическими советами направлений подготовки и факультетов (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., деканы факультетов, заведующие базовыми кафедрами):

• завершить разработку основных образовательных программ и учебно-методической документации для реализации в университете уровневой подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВПО не позднее 31 декабря 2011 года;

• продолжить структурную реорганизацию и распределение по кафедрам читаемых дисциплин;

• усилить контроль качества издаваемой учебной и учебно-методической литературы.

1.3.2. Совместно с Центром дистанционного образования ИПСОП и управлением информатизации продолжить работу по созданию и внедрению системы дистанционного обучения МГУЛ и учебно-методического обеспечения для дистанционных технологий образования (отв.: Савицкий А.С., Макуев В.А., Малашин А.А., заведующие кафедрами).

1.3.3. Совместно с заведующими кафедрами и управлением информатизации организовать создание новых  и модернизацию имеющихся  информационно-методических, учебно-методических и тестовых материалов для учебных дисциплин в системе дистанционного обучения МГУЛ (отв.: заведующие кафедрами, Макуев В.А., Савицкий А.С., Малашин А.А.).

1.3.4. Разработать порядок регистрации, хранения, списания, а также выдачи студентам учебной и учебно-методической литературы в учебных подразделениях университета (отв.: Никишов В.Д., Бова М.С., Савицкий А.С., Васильев С.Б.).

1.3.5. Методическому управлению совместно с заинтересованными кафедрами подготовить необходимые документы для открытия в университете новых направлений подготовки и представить их в Рособрнадзор для получения соответствующей лицензии не позднее ноября 2011 г.

1.4.Издательству МГУЛ:

1.4.1. Совместно с методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами проанализировать в месячный срок ход выполнения плана издания учебно-методической литературы на кафедрах; составить план издания учебной литературы, соответствующей программам дисциплин и новым учебным планам на основе ФГОС, и организовать ее своевременный выпуск (ноябрь-декабрь 2011 г.).

1.4.2. Принимать к публикации работы только при наличии электронной версии авторского текста.

1.4.3. Усилить контроль учебных изданий на антиплагиат.

Ответственный – директор издательства Никишов В.Д.

1.5.Управлению информатизации:

1.5.1. С целью повышения структурной надежности сети связи корпусов университета создать кольцевую структуру, обеспечивающую более высокую надежность при минимальных затратах. Предусмотреть на решение этой задачи выделение средств в 2011/2012 учебном году.

1.5.2. Закончить модернизацию локальной сети общежитий в соответствии с разработанными в 2010/2011 учебном году проектами.

1.5.3. Внедрить разработанную систему «Электронный методист» в повседневную работу деканатов университета.

1.5.4..Завершить создание сервиса автоматизированной разработки рабочих программ преподавателей.

1.5.5. Продолжить: оснащение мультимедийными средствами обучения аудиторий университета; перевод необходимой учебной и общественно полезной информации с устаревших видов носителей на современные средства; работу по созданию единой информационной среды университета.

1.5.6. В рамках факультета повышения квалификации провести: семинары по проведению занятий с использованием компьютерной техники в специально оборудованных учебных аудиториях; обучение методистов деканатов работе с системой  «Электронный методист».

Ответственный – начальник управления Малашин А.А.

1.6. Деканам факультетов:

1.6.1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной  дисциплины и общественного порядка в университете.

1.6.2. Строго контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра.

1.6.3.  Совместно с коллективом кафедр и подразделений факультетов принимать активное участие в подборе абитуриентов на направления бакалавриата и магистратуры факультета.

1.6.4. Привлекать для чтения проблемных лекций руководителей и специалистов ведущих предприятий отрасли.

1.6.5. Обсудить на советах факультетов издательскую деятельность кафедр факультета и усилить контроль за качеством издаваемой литературы.

1.6.6. Активизировать разработку дополнительных программ ДПО для отраслевых специалистов и  научно-педагогических кадров.

1.6.7. Директору ИПСОП проф. Макуеву В.А.:

• отделению очно-заочного (вечернего) обучения ИПСОП организовать для поступивших в 2011 году студентов обучение по субботам в группе выходного дня;

• активнее проводить профориентационную работу в средних специальных учебных заведениях, а также среди лиц, желающих получить второе высшее образование.

1.6.8. Декану ФПКП доц. Самолдину А.Н.:

• продолжить деятельность  по увеличению численности слушателей, прошедших обучение по программам ДПО;

• совместно с кадровыми структурами предприятий лесного сектора экономики разработать варианты учебно-тематических планов повышения квалификации по различным направлениям и уровням;

• разработать документы установленного образца, выдаваемые университетом по итогам обучения по программам ДПО.

1.7. Заведующим кафедрами:

1.7.1. Обеспечить разработку учебно-методических комплексов учебных дисциплин по основным образовательным программам  ВПО направлений и профилей подготовки (реализующих ФГОС ВПО) – для первого курса к 1 ноября 2011 года, а для второго и последующих курсов к 31 декабря 2011 года.

1.7.2. Под руководством научно-методических советов направлений начать активную работу по созданию учебной и учебно-методической литературы для учебных дисциплин основных образовательных программ, направлений и профилей подготовки, реализующих ФГОС ВПО.

1.7.3. По согласованию с руководством ИПСОП выделить квалифицированных преподавателей для работы со студентами заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения, готовых работать с использованием дистанционных образовательных технологий, до 10 сентября 2011 года.

1.7.4. При содействии ЦДО ИПСОП и методического управления обеспечить заполнение электронной библиотеки и разработку электронных учебно-методических комплексов и тестовых материалов для текущего и промежуточного контроля по соответствующим учебным дисциплинам в системе дистанционного обучения МГУЛ до 1 октября 2011 года.

1.7.5. Не позднее декабря 2011 г. провести анализ выполнения тематического плана издания учебно-методической литературы по кафедре и разработать перспективный, сроком на 3 года, план подготовки и издания учебной литературы по основным образовательным программам для уровневой системы подготовки кадров. Обратить внимание  преподавателей на необходимость добросовестного рецензирования учебно-методической литературы с обязательным рассмотрением и утверждением рецензий на заседаниях кафедр.

1.7.6. Обеспечить условия для самостоятельной работы студентов.

1.8.Заведующим выпускающими кафедрами:

1.8.1. На основании замечаний председателей ГАКов провести анализ выпускных квалификационных работ и осуществить мероприятия по повышению их качества и уровня содержания.

1.8.2. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, шире привлекать к руководству дипломным проектированием специалистов профильных предприятий, учреждений и организаций.

1.8.3. Заранее составить список рецензентов и график передачи завершенных дипломных проектов (работ) на рецензию в соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МГУЛ.

1.9.Попечительскому совету университета

1.9.1. Провести «Дни карьеры» для студентов и выпускников университета с привлечением школ и отраслевых колледжей.

1.9.2. Продолжить взаимодействие с отраслевыми ассоциациями.

1.9.3. Активно взаимодействовать с выпускниками университета с целью их привлечения в Ассоциацию выпускников МГУЛ.

1.9.4. Просить попечителей университета:

• в срок до декабря 2011 г. дать свои предложения в Центр карьеры по потребности в инженерных кадрах по направлениям подготовки в МГУЛ;

 участвовать в работе Государственных аттестационных комиссий по защите дипломных проектов.

Ответственный – исполнительный директор ПС Фахретдинов Х.А.

1.10. Центру карьеры МГУЛ

1.10.1. Продолжить формирование электронной базы выпускников МГУЛ с целью автоматизации процесса их трудоустройства.

1.10.2. Периодически (1 раз в неделю) обновлять информацию, представленную на сайте Центра карьеры.

1.10.3. Проводить социологические опросы студентов по вопросам их трудоустройства в соответствии с выбранным направлением или специальностью.

1.10.4. Продолжить взаимодействие с предприятиями и организациями по вопросам трудоустройства студентов и прохождения ими производственной и преддипломной практик.

1.10.5. Совместно с Попечительским советом МГУЛ продолжить сотрудничество с Центрами занятости населения регионов страны.

1.10.6. Участвовать в региональных совещаниях, а также изучать опыт работы Центров карьеры ведущих вузов.

1.10.7. Изыскать возможность представления конкретных статистических данных востребованности выпускников МГУЛ по направлениям и специальностям подготовки.

Ответственный – директор Центра Фахретдинов Х.А.

1.11. Щёлковскому учебно-опытному лесхозу:

1.11.1. Совместно с кафедрами факультета лесного хозяйства продолжить паспортизацию и натурное оформление пробных площадей и учебных полигонов, прописанных в Проекте освоения лесов Щёлковского учебно-опытного лесхоза.

1.11.2. Продолжить: работы по улучшению бытовых и жилищных условий на учебной базе «Камшиловка»; модернизацию деревообрабатывающего комплекса для проведения учебных и производственных практик студентов университета.

Ответственные: Глубиш Я.М., Макашин В.А.

2.НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

2.1.Ректорату совместно с НИЧ и факультетами:

• изыскать необходимые средства и организационно обеспечить успешное проведение научно-технических конференций: «Нанотехнологии и наноматериалы в лесном комплексе»; «Леса Евразии – Брянские леса»;

• создать резервный фонд, необходимый для финансирования: патентно-лицензионной, информационной деятельности; НИР студентов, аспирантов и докторантов; редакционно-издательской работы по изданию авторефератов, монографий, сборников научных трудов и материалов конференций; организации выставок;

• продолжить формирование инновационной инфраструктуры университета и создание центров коллективного пользования, а также малых инновационных предприятий в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

• активно привлекать к преподаванию в университете и руководству исследовательской работой студентов представителей академической науки и специалистов производственного сектора;

• развивать в приоритетном порядке материально-техническую базу тех структурных подразделений университета, которые активно ведут исследовательскую и инновационную деятельность, позволяющую осуществлять подготовку специалистов для приоритетных направлений развития науки и техники РФ;

• разработать систему мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных исследователей.

2.2.НИЧ совместно с факультетами и кафедрами:

• провести с 30 января по 3 февраля 2012 года научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов. В марте-апреле 2012 года провести научно-технические конференции студентов. По итогам работы конференций опубликовать результаты исследований в сборниках научных трудов ученых университета, электронном журнале «Труды МГУЛ» и журнале «Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник»;

• направлять основные усилия на интеграцию университетской, академической и отраслевой науки с учебным процессом, взаимодействие с реальным сектором экономики и инновационным центром Сколково, оказывать всемерную поддержку интегрированным научно-образовательным структурам, научно-учебно-производственым центрам (в том числе инновационным), эффективно обеспечивающим сохранение, воспроизводство и регулярное обновление кадрового потенциала;

 активизировать участие преподавателей и студентов университета:

- в передовых исследованиях, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня;

- в сотрудничестве с реальным сектором экономики (как в поиске заказов на прикладные разработки, так и в поиске фундаментальной тематик);

-  в развитии междисциплинарных исследований и разработок;

-  в издании научных публикаций;

• с целью привлечения студентов к участию в научно-исследовательской работе рассмотреть возможность создания в университете Студенческого бизнес-инкубатора.

2.3.Директорам НИИ, инновационному управлению, заведующим кафедрами:

• принять активное участие в подготовке и подаче заявок на проведение НИР в рамках целевых и ведомственных программ (по Аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы»; по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»; по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» и другим программам);

• совершенствовать работу научных студенческих обществ по возрастанию роли участия студентов в прикладных исследованиях;

• с целью осуществления преемственности в научных школах и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров рекомендации для поступления в аспирантуру на госбюджетные места предоставлять исключительно выпускникам, окончившим вуз с отличием и проявившим себя в НИРС.

2.4.Управлению по подготовке научно-педагогических кадров совместно с  факультетами и кафедрами университета:

• разработать систему мер по целевой поддержке наиболее продуктивно работающих ученых и усилению контроля за работой над диссертациями аспирантов. Обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами, учитывая это при присвоении званий и прохождении по конкурсу на должность профессора кафедры;

• обеспечить необходимую численность аспирантов и своевременную защиту ими диссертаций в плановые сроки в соответствии критериями госаккредитации университетов;

• создать аттестационные комиссии на факультетах университета, в функции которых будет входить проверка эффективности работы аспирантов, докторантов, научных руководителей и представление к единовременному поощрению из резервного фонда за эффективную работу научных руководителей, аспирантов, докторантов по результатам защит диссертаций в срок подготовки.

2.5.НИЧ совершенствовать раздел сайта МГУЛ, пропагандирующий научно-исследовательскую и инновационную деятельность ученых университета. Вести постоянное обновление размещенной на сайте нормативно-справочной информации, необходимой для организации НИОКР, информации о текущих конкурсах, проводимых различными министерствами, агентствами и фондами, информации о текущих и планируемых выставках, семинарах и условиях по участию в них.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Ректорату обеспечить дальнейшую интеграцию в мировое образовательное и научное пространство, рост экспортного потенциала.

3.2. Проректорам Запруднову В.И. и Шалаеву В.С. продолжить использование потенциальных возможностей вуза в выполнении проектов с международным участием.

3.3. Начальнику управления по международной деятельности Никитину В.В.:

3.3.1.  Совместно с директором студгородка Леончевым С.И. в срок до 1 октября разработать предложения по обеспечению пребывания в вузе оптимального количества иностранных учащихся (в соответствии с Концепцией экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период  2011-2020 гг.) на уровне, определенном Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг.

3.3.2. Совместно с главным инженером Давлитовым Р.М. и директором студгородка Леончевым С.И. продолжить работу по улучшению социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан в вузе.

3.3.3. Совместно с деканами факультетов продолжить работу по улучшению показателей международной академической мобильности студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников; обеспечить расширение географии и масштабов студенческих обменов и практик, увеличение числа приглашенных в вуз иностранных преподавателей и объема их педагогической нагрузки.

3.3.4. Совместно с деканами заинтересованных факультетов продолжить отработку опыта международного признания отдельных учебных курсов.

3.3.5. В рамках проекта «Российско-Финляндский интерграничный университет» продолжить работу по подготовке преподавания одной или нескольких учебных программ на иностранном языке. 

4. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Управлению по инженерному обеспечению (отв. Давлитов Р.М.):

4.1. В срок до 5 октября 2011 года провести необходимые работы по подготовке зданий, сооружений и инженерных коммуникаций к работе в зимних условиях.

4.2. В соответствии с утвержденным планом продолжить  общестроительные  работы  на  территории  МГУЛ.

4.3. Не позднее 30 октября 2011 года совместно с учебным управлением университета разработать план мероприятий на 2011/2012 учебный год по:

• проведению ремонтных работ и благоустройству территории университета;

• проведению профилактических мероприятий по охране труда и технике безопасности;

• обеспечению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической  угрозе.

4.4.  В течение учебного года завершить ремонт: жилого фонда общежитий; здания лаборатории кафедры селекции и генетики на территории дендросада; водолечебницы  в  профилактории.

4.4. Отделу капитального строительства выполнить план освоения выделенных государственных инвестиций на восстановление и реконструкцию главного корпуса университета в полном объеме  (63,3 млн. руб.) к 31 октября 2011 г. (отв. проректор Бобашов А.И.).

5.СОЦИАЛЬНАЯ  СФЕРА

Профсоюзным комитетам сотрудников и студентов  университета (Сиротов А.В., Майструк И.В.) продолжить работу по созданию необходимых условий качественной оздоровительной работы социальной инфраструктуры университета.

Контроль за исполнением решения возложить на ректора МГУЛ
профессора В.Г. Санаева.