№ 5-6 (1903-1904), 21 марта 2011 года

50-ЛЕТИЮ ПОЛЕТА
Ю.А. ГАГАРИНА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 

ОБРАЩЕНИЕ РЕКТОРА МГУЛ

ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

Полвека назад, 12 апреля 1961 года, началась космическая эра в истории развития человечества. Первооткрывателем космоса стал именно наш, советский человек – Юрий Алексеевич Гагарин.

И уже через четыре дня после полета в космос, 16 апреля, первый космонавт планеты написал своему двоюродному брату, учившемуся на ФЭСТе: «Огромный привет всем родным, близким и студентам твоего родного Лесотехнического института и особенно вашему факультету электроники».

Факультет электроники и системотехники, давший путевку в жизнь тысячам высококлассным специалистам ракетно-космической отрасли, был создан  легендой мировой космической науки С.П. Королёвым за два года до этого исторического события. Сегодня выпускники факультета составляют научную и управленческую основу таких флагманов наукоемких отраслей, как РКК «Энергия», Центр управления полетами, НПО Измерительной техники, вошедших в Образовательно-научный инновационный комплекс университета.

Они не забывают свою alma mater и всегда готовы подставить крепкое плечо, если нужны помощь и поддержка. Десятки представителей этих предприятий ведут преподавательскую деятельность в Лестехе, применяя в учебном процессе самые современные и передовые методы и технологии. В значительной степени благодаря ученым и выпускникам ФЭСТа мы можем не сомневаться в том, что у российской космической отрасли есть будущее.

Мы по праву гордимся тем, что особое место среди выпускников МЛТИ занимает дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.В. Рюмин. Первым Почетным доктором МГУЛеса был избран дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР П.Р. Попович.

В одном из интервью Ю.А. Гагарин сказал: «Иногда нас спрашивают, зачем нужна такая напряженная работа? Зачем мы работаем так, зная, что, в общем-то работаем  на износ? Но разве люди, перед которыми поставлена важная задача, большая цель, разве они будут думать о себе, о том, насколько подорвется их здоровье, сколько именно можно вложить сил, энергии и старания, чтобы их здоровье не подорвалось? Настоящий человек, настоящий патриот, комсомолец, коммунист никогда об этом не подумает. Главное – выполнить задание».

Поэтому я хочу пожелать всему коллективу Московского государственного университета леса быть достойными славы великих предшественников и подходить к каждому делу именно так – по-гагарински!

 

На праздновании 50-летия ФЭСТа (20 марта 2009 г.):
А.М.  Казаков,  П.Р. Попович,  В.В.  Рюмин, В.Г.  Санаев,  А.Н.  Обливин,  А.Е.  Мурашов.

 


 

ПРОСТОЙ СОВЕТСКИЙ ПАРЕНЬ

(Из книги дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР,
первого Почетного доктора МГУЛеса П.Р. ПОПОВИЧА)

Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум,
крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа,
бодрость, жизнерадостность.

Ю.А. ГАГАРИН

Путь в Космос

…Когда мир облетела весть о запуске в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли, в Оренбургском училище летчиков, где учился Юрий Гагарин, был как раз разгар полетов.

Многое, наверное, вспомнил тогда Юрий Гагарин. И в первую очередь учителя физики Саратовского индустриального техникума Николая Ивановича Москвина, который первым натолкнул его на мысль о космическом путешествии. В техническом кружке, руководимом Москвиным, Юрий читал ребятам свой доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском и его учениках, о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. То был 1951 год, когда Юрию Гагарину исполнилось уже семнадцать лет, период, когда человеку более всего хочется мечтать. А в небе уже летали реактивные самолеты, о которых говорил К.Э. Циолковский.

Все годы учебы в техникуме, пока была возможность, Гагарин занимался в кружке Москвина. В 1954 году (ему уже шел двадцать первый год) Юрий решил учиться одновременно и в аэроклубе.

К этому же времени относится и еще одно событие, связанное с космосом. В одном из журналов был опубликован научно-фантастический рассказ о старте межпланетного корабля, одним из членов экипажа которого был земляк Юрия из Смоленска. Дата старта корабля –1974 год... Не так уж и далеко...

Юрий не знал, что ему предстоит первым шагнуть в космос, и значительно раньше.

И в училище, и на Севере, куда он приехал служить вместе с товарищами по учебе в Оренбурге, Юрий много думал о космосе.

Совершенствовали свое мастерство будущие космонавты. Запуски спутников продолжались. За этими событиями внимательно следили советские люди, особенно в авиации.

По-разному люди шли в космонавтику. Юрий Гагарин шел к ней целеустремленно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что уже в 1959 году, после запуска ракеты в сторону Луны, он написал рапорт командованию с просьбой направить его на  подготовку к полетам в космос.

Другие рапортов не подавали и даже не мечтали о том, что им посчастливится встретиться с космосом, а впервые подумали об этом только после предложения отборочной комиссии. Среди последних был и я, хотя в разговорах с друзьями космическая тема была частой гостьей. Но уж когда предложили, тут я сделал все, чтобы никоим образом меня не отправили обратно….

Перед стартом

В 5 часов 30 минут Евгений Анатольевич Карпов решительно вошел в спальню потряс Гагарина за плечо.

- Юра, пора вставать...

Гагарин встал. Тотчас же поднялся и Титов, напевая шутливую песенку. Это первая победа психологов: музыка стала потребностью. Доктор удовлетворенно кивал – космонавты были бодры. Предполетная программа выполнялась пунктуально.

Физзарядка и – завтрак. Космонавты с удовольствием отведали мясного пюре, черносмородинного джема, черного кофе. Выдавливая очередную тубу, Юрий не сдержался от шутки:

- Такая пища хороша только для невесомости – на земле с нее можно протянуть ноги...

Давно заметили, что время на Байконуре бесконечно, а сутки растяжимы до сорока часов. Заседание Государственной комиссии, начавшееся рано утром, было очень коротким. Все доклады инструкторов, инженеров сводились к скупым фразам: «Замечаний нет, все готово», «Вопросов нет, можно производить пуск».

В рапорте людей, отягощенных непомерными заботами, не было веселой задористости победителей. После заседания было подписано полетное задание номер один космонавту Юрию Гагарину.

Облачать в скафандр сначала стали Титова, а Гагарина – вторым, чтобы меньше парился: хотели избежать излишней утомляемости (вентиляционное устройство скафандра можно было подключить к источнику питания только в автобусе). Экипироваться Гагарину помогал выдающийся советский парашютист Николай Константинович Никитин.

Когда Юрий был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился, что к нему обращаются с такой просьбой. Он еще не знал цену своей подписи. Два дня назад, когда у него попросили автограф, ему показалось, это была шутка.

Космонавты в сопровождении медиков вышли из домика – их встретил Сергей Павлович Королёв. Главный был деловит и сосредоточен и вместе с тем выглядел усталым и озабоченным, – видимо, сказывалась бессонная ночь. «Он дал мне несколько рекомендации и советов, которых я еще никогда не слышал, и которые могли мне пригодиться в полете. Мне показалось, что, увидев нас и поговорив нами, он стал несколько бодрее...» (Ю. Гагарин). Сергей Павлович был краток и  точен, говорил афористично, но его слова были для «узкого круга».

Ю.А. Гагарин в Лестехе (29 октября 1964 г. ).
У микрофона ректор МЛТИ А.Н. Пименов.

Через несколько минут специальный автобус голубого цвета, мягко открыв двери и поглотив космонавтов, направился к стартовой площадке...

Гагарин стеснительно вышел из автобуса. Многие из тех, кто был на космодроме, уже знали его лично, всех охватило волнение. Каждый хотел на прощание обнять Юрия. Андриян Николаев, забыв впопыхах, что Гагарин уже в гермошлеме, бросился целовать Юрия, стукнулся лбом о козырек, но, потирая ушибленное место, потянулся вновь, все-таки осуществив свое намерение.

После доклада председателю Государственной комиссии Юрий Гагарин сделал заявление для радио и печати.

- Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты...

Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских  людей...

Яркие лучи солнца весело освещали стартовую площадку, высекали на сосредоточенных лицах ученых, инженеров, механиков, медиков напряженные, выстраданные улыбки. Через три дня Юрий Алексеевич напишет:

«Погода благоприятствовала полету. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака.

- Какое жизнерадостное солнце! - воскликнул я».

 На железной площадке перед входом в кабину Гагарин приветственно поднял обе руки: он прощался с теми, кто оставался на земле. До скорой встречи!

Поддерживаемый врачом и ведущим конструктором корабля «Восток» Алексеем Ивановым, Гагарин скрылся в кабине. Внизу, заворожено задрав головы кверху, стояли Главный конструктор и Юрины друзья, все те, кто провожал его в полет. Трогательно и неостановимо историческое мгновение…

Наконец была объявлена пятидесятиминутная готовность. Обнаружена неконтактность входного люка, которая была быстро устранена.

Объявлена тридцатиминутная готовность. Титову разрешили снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты.

Фамилия человека, который первым покинет планету Земля, Гагарин.

Возвращениe

Юрий Гагарин стал своим для всех народов земного шара. Но больше всего волновалась и переживала за него, конечно же, Родина.

Посадка – самый ответственный этап космического полета: ошибка метр в секунду при скорости восемь тысяч метров в секунду отклоняет точку приземления на целых полсотни километров.

«Когда расчетное время истекло, и «Восток», по нашим сведениям, приземлился, мною овладело какое-то странное чувство: не было четкого понимания, что делать дальше.

Было тяжело, было трудно, было напряженное ожидание, были волнения, терпение - и вдруг все разом кончилось. По инерции хотелось продолжать ту, а работы-то и не было» (Константин Феоктистов).

Первая четверка советских космонавтов:
Ю.А.  Гагарин, П.Р.  Попович, Г.С.  Титов, А.Г.  Николаев.

Обгоревший шар ударился о вспаханную почву – поле колхоза «Ленинский путь», в тридцати километрах юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки.

Первой, кто увидел Юрия Гагарина, была Анна Акимовна Тахтарова. Она и известна всем как человек, который первым встретил космонавта, вернувшегося из космоса.

- Оторопь меня взяла – очень уж странно тот человек был одет, не по-нашему, и появился-то он неожиданно – с ясного неба, словно снег на голову, – рассказывала она, через несколько минут придя в себя. - Потом гляжу: человек улыбается. И до того душевная у него улыбка, что весь мой страх как рукой сняло… Забеспокоилась я, может, голоден, думаю, хотела молочком попоить. Отвечает так вежливо, а улыбку свою не прячет, что сыт, дескать, беспокоиться не надо. Вот хорошо бы позвонить. Оглядела я округу, а к нам уже едут, бегут люди, поди, видели, как он с неба свалился. Военные подъехали, что на привал у нас в поле остановились».

Немного спустя спортивный комиссар Иван Борисенко, который находился в специальной группе поиска, просил Гагарина предъявить удостоверение. Потом, записав все необходимые сведения, проверил опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись «Восток-СССР», и зарегистрировал три абсолютных космических рекорда: продолжительности полета – 108 минут, высоты полета – 327 километров, максимального груза, поднятого на эту высоту, – 4725 килограммов.

К месту приземления прибыла группа военных, и старший, майор Гасиев, осмотрев профессиональным взглядом место приземления, подошел к Юрию Алексеевичу Гагарину. Как и положено, космонавт отрапортовал по всей форме:

-  Товарищ майор, космонавт Советского Союза старший лейтенант Гагарин выполнил...

Майор, не дослушав, поднял свою руку, останавливая космонавта:

- Не надо рапорта, Юра, ты уже майор!

В устах Гасиева это прозвучало значительнее, чем если бы Гагарину присвоили чин генерала. Соблюдая субординацию, Гасиев приложил руку к головному убору и тут же, влекомый чувством войскового братства, протянул Юрию Алексеевичу свою фуражку. Космонавт принял этот дар как выражение искренней дружественности и признания равноправия. Фуражка офицера – бесценная реликвия – с того дня хранилась в семье Гагариных.

На месте приземления установили столб со словами: «Не трогать! 12. 04. 61 г. 10 час. 55 мин. мос. вр.».

Гагарин осмотрел внутреннее оборудование корабля, его состояние после прохождения плотных слоев атмосферы. Майор Гасиев, понимая, что всякое государственное имущество надлежит сохранять, выставил у космического корабля пост.

На военной машине Гагарин в сопровождении Гасиева прибыл в расположившееся на привал подразделение и немедленно позвонил в Москву, доложил о благополучном приземлении и выполнении первого космического полета. Затем космонавт пожал руку всем, кто его встретил на поле.

- Так вот: травм и ушибов не имею, – сказал он Гасиеву. Майор его обнял и расцеловал.

- Надо сказать нашим людям о полете.

- Раз надо, так надо!

Это был первый митинг на родной планете после возвращения Юрия Алексеевича из космического полета.

По радио передали: космический корабль «Восток» произвел успешную посадку в заданном районе. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Прибыли представители печати. Всем хочется задать вопрос. Вопросов много, на космонавта обрушивается град просьб - можно растеряться, согнуться. Гагарин по собственной инициативе их группирует.

- Какое небо в космосе?

- Темное, товарищ, очень темное.

- А Земля?

- Голубоватая, как большой шар. Замечательная картина...

«Среди нас он всегда был первым, – писали позднее летчики-космонавты СССР. – Первым шагнул он в таинственный и суровый космос. Первым показал, каким должен быть летчик-космонавт, человек новой героической профессии, показал, как себя вести при встрече с неизведанным и загадочным миром. Первым он оставался и после своего исторического полета. Он был для нас примером.

Такие не умирают. Такие живут вечно, даже тогда,
когда их нет среди нас».


 

ДОРОГА В КОСМОС

НАЧИНАЛАСЬ
В ЛЕСТЕХЕ

Как известно, наш университет готовит специалистов не только для лесного сектора экономики, но и для ракетно-космического комплекса. И во многом это заслуга профессора А.Н. ОБЛИВИНА, свыше 30-ти лет возглавлявшего МЛТИ-МГУЛеса. На посту президента университета Александр Николаевич сохраняет наши славные традиции.

С В.В.  Рюминым на мысе Канаверал (1998 г.)

 - Александр Николаевич, наша встреча проходит в преддверии важной исторической даты – 12 апреля исполняется 50 лет со дня первого пилотируемого полета в Kосмос. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям, каким запомнился Вам этот день.

- Так случилось, что в тот день я был в командировке в г. Куйбышеве (ныне Самара) где встречался с профессором Леонидом Ивановичем Кудряшовым. Именно там меня и  застала новость о полете в космос Ю.А. Гагарина. Тогда все мы с жадностью смотрели каждый выпуск теленовостей, вслушиваясь в голоса дикторов. Особенно запомнилась атмосфера всеобщей радости и народного ликования, окружающие это поистине великое событие. Каждого в тот момент переполняло чувство глубокой гордости за свою державу.

По этому поводу в нашем институте был проведен митинг, в организации которого приняли участие ректорат и партийный комитет вуза. Мы горячо поздравили всех ученых и преподавателей факультета электроники и системотехники, имеющих непосредственное отношение к этому грандиозному событию.

- Юрий Алексеевич Гагарин приезжал в Лестех 29 октября 1964 года. Удалось ли Вам тогда встретиться с первым космонавтом?

-  К сожалению, в этот день меня не было в институте. На тот момент я работал начальником научно-исследовательской части и, вероятно, это было как-то связано с моими профессиональными делами. С Юрием Алексеевичем лично встречался и беседовал тогдашний ректор вуза А.Н. Пименов, а также секретарь нашего партийного комитета. Первый космонавт планеты выступил с речью перед студентами МЛТИ. Молодые люди восприняли это выступление с особым энтузиазмом. Насколько я был информирован, встреча прошла в очень теплой обстановке.

В память о своем визите Ю.А. Гагарин оставил почетную запись на своем портрете.

Кстати, как раз в те годы в МЛТИ проходил обучение его двоюродный брат.

- Наш университет можно назвать кузницей кадров не только для лесной отрасли, но и для ракетно-космического комплекса. Ровно два года назад все мы торжественно отмечали 50-летний юбилей факультета электроники и системотехники – легендарного ФЭСТа. Вы стали свидетелем того, как рождался факультет. Расскажите, как это было?

- Все началось в 1959 году. Я только что вернулся в МЛТИ из Оленинского леспромхоза, где трудился начальником лесоучастка. Поступил в аспирантуру. Время было сложное. Для быстро развивающейся ракетно-космической отрасли срочно требовались высококвалифицированные кадры. И вот по инициативе выдающегося советского ученого, генерального конструктора ракетных систем С.П. Королева Министерство образования и науки РСФСР принимает решение о создании на базе МЛТИ факультета электроники и системотехники.

Открытие нового факультета вызвало серьезную структурную перестройку всего вуза. Был объявлен дополнительный прием студентов по таким специальностям как системы управления ракетно-космическими комплексами, автоматика и телемеханика, информационно-измерительные системы. Кроме того, начиная со второго курса, всем студентам, ранее обучавшимся на факультетах лесоинженерного дела и деревообработки, было предложено продолжить подготовку по новым специальностям. Параллельно велась работа по формированию кафедр факультета.

Надо отдать должное ректору института А.Н. Пименову и профессорско-преподавательскому составу технических кафедр, проводивших в то время очень большую работу по организации учебного процесса в институте. Хотел бы отдельно отметить заслуги первого декана ФЭСТа Н.Ф. Гусева, доцента А.И. Гузенко, перешедшего в наш институт из МВТУ им. Баумана, профессора Н.В. Трубникова, возглавившего кафедру вычислительной техники, и директора института измерительной техники в г. Королев профессора И.И. Уткина. Это те люди, которые стояли у истоков создания нового факультета и которые, по сути, дали ему путевку в жизнь. Благодаря их совместным усилиям удалось успешно справиться со всеми проблемами.

Открытие ФЭСТа дало новый импульс развитию института и оказало плодотворное влияние на его дальнейшую работу.

- Среди Ваших друзей есть такие легендарные личности как Павел Романович Попович и Валерий Викторович Рюмин. Вам наверняка приходилось общаться с ними в неформальной обстановке. Какие эти люди в обычной жизни?

- Это действительно уникальные люди. С Павлом Романовичем я познакомился в 1967 году. П.Р. Попович всегда принимал заинтересованное участие в работе нашего вуза. Его можно было увидеть на всех важных мероприятиях, проводимых в университете. Я не припомню ни одного случая, когда бы он не приветствовал первокурсников 1 сентября. Нас связывали не только профессиональные, но и дружеские отношения. Частенько мы вместе ходили на рыбалку. В личном плане это был очень веселый, отзывчивый и коммуникабельный человек; человек, который умел объективно оценивать обстановку и не боялся честно и прямо  высказывать свои мысли. Более 30 лет мы были вместе. Всем нам его сейчас очень не хватает.

П.Р.  Попович и Г.Т.  Береговой.

Валерий Викторович Рюмин – выпускник ФЭСТа. Мы часто видимся, беседуем. Он всегда с пониманием относился ко всем нашим проблемам. В свое время дважды Герой Советского Союза В.В. Рюмин активно поддержал наш университет в связи с подготовкой постановления правительства о разрешении на строительство второго учебно-лабораторного корпуса, будучи тогда депутатом Верховного Совета СССР. В том, что мы сегодня имеем это современное здание – в немалой степени и заслуга Валерия Викторовича.

После его первого полета в космос, в 1977 году, мне приходилось неоднократно общаться с ним. Во время одного из сеансов связи с космическим кораблем мне удалось прямо из ЦУПа поприветствовать Валерия Викторовича на орбите и пожелать ему успешного полета от лица всего коллектива университета. В 1979 году В.В. Рюмин был отправлен в свой второй полет.

А в 1980-м, подменив внезапно заболевшего В.В. Лебедева непосредственно перед выводом на орбиту очередного экипажа, в третий раз покорил Космос.

В июле 1997 года решением Государственной межведомственной комиссии по согласованию с NASA находящийся на заслуженном отдыхе В.В. Рюмин был отобран для полета на шаттле. С 5 сентября 1997 по июнь 1998 года он проходил подготовку в Космическом центре имени Джонсона в США в составе экипажа шаттла Discovery в качестве специалиста полета.

В 1998 году я присутствовал при запуске американского челнока «Дискавери» с мыса Канаверал. Четвертый полет в космос, продолжительностью 9 суток 19 часов 55 минут 1 секунда 59-летний В.В. Рюмин совершил в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-91. Программа полета включала 9-ю (и последнюю) стыковку с орбитальным комплексом «Мир». Я присутствовал при запуске того американского челнока с мыса Канаверал, а по возвращении на Землю сердечно поздравил Валерия Викторовича с успешным завершением еще одного космического путешествия.

А.Н.  Обливин и П.Р. Попович со студентами МГУЛ в День знаний.

Валерий Викторович являлся вице-президентом РКК «Энергия», входит в бюро нашего Попечительского Совета. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться в нашей повседневной работе, всегда находят должное понимание и поддержку у руководства одного из ведущих предприятий ракетно-космической индустрии. Я регулярно лично общаюсь с В.В. Рюминым, встречаясь, мы свободно обмениваемся мнениями по разным вопросам.

- Сегодня мы все чаще слышим заявления высокопоставленных лиц о необходимости развития наукоемких отраслей промышленности и активного внедрения новых инновационных технологий. Но многие помнят, как еще недавно, в 90-е годы, звучали совсем другие сентенции, когда нас пытались убедить, что следует сокращать государственные расходы, направляемых на финансирование высокотехнологичные производств, таких, к примеру, как российский ракетно-космический комплекс. Как Вы думаете, с чем связано такое изменение позиций?

- Я полагаю, что это связано с осознанием негативного опыта последних десятилетий. За последние 20 лет наша промышленность и наука понесли серьезные потери. Во многом был утрачен созданный в СССР кадровый потенциал, на грани выживания оказались крупные промышленные предприятия, острый кризис переживали научные школы и направления. Развал СССР разорвал десятилетиями отлаженные производственно-кооперационные связи, что нанесло серьезный удар по экономикам республик бывшего Союза.

Я рад, что сейчас пришло понимание необходимости подъема отечественной науки и промышленности. В первую очередь это касается наукоемких и высокотехнологичных секторов. Начинать надо с решения кадровых вопросов, и здесь первоочередное внимание должно быть обращено на систему высшей школы. Возрождение  интеллектуального и культурного потенциала, которым всегда славилась наша страна, - это залог будущего величия России.

- Александр Николаевич, в завершение нашего разговора хотелось бы услышать Ваши пожелания сегодняшним студентам ФЭСТа.

- Я прекрасно знаю, как трудно учиться на ФЭСТе. Помимо теоретических наук, таких как физика и математика, студентам приходится изучать много прикладных точных дисциплин. Выпускник факультета должен отлично разбираться в современных информационных технологиях. Хотел бы пожелать всем, кто учится на этом замечательном факультете, творческих успехов, хорошей успеваемости. Чтобы каждый студент с полной отдачей использовал отведенное ему на обучение время.

Со своей стороны хочу поздравить весь профессорско-преподавательский коллектив, и не только ФЭСТа, вносящий свой посильный вклад в укрепление космической мощи нашей державы, и пожелать профессиональных успехов в нелегком, но благородном деле воспитания новых поколений молодых специалистов!


 

ПОДВИГ
ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ

(Воспоминания заведующего кафедрой математического моделирования,

лауреата Ленинской премии (1961 г.), профессора Ю.А. ДЕМЬЯНОВА)

Полёту Ю.А. Гагарина в космос предшествовала напряжённейшая работа всего советского народа после разгрома гитлеровской Германии по сохранению независимости страны перед лицом нового противника – США. Известно, что после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (где погибло около 200 тысяч мирных жителей) США, рассчитывая на свою монополию в области ядерного оружия, хотели поставить СССР на колени и рассматривали вопрос о бомбёжке 10-20-ю атомными бомбами СССР, оценивая наши людские потери в 2 млн. человек.

Благодаря научно-техническим успехам физиков во главе с И.В. Курчатовым, создавших более мощное ядерное оружие, благодаря созданию мощной атомной промышленности, планы США потерпели фиаско. Стало ясно, что доставка ядерного оружия для бомбёжки важнейших объектов авиацией неэффективна.

В начале  1946 года И.В. Сталин проводит заседание Совета Министров по вопросу создания ракетного вооружения в СССР. На нём он задаёт вопрос министру авиационной промышленности П.В. Дементьеву, не готово ли министерство взять на себя эту задачу. Тот ответил, что если этот вопрос Сталина – не прямое указание, он хотел бы сосредоточиться на развитии авиационной промышленности, а не развивать новое направление. На вопрос Сталина, кто из министров готов взять на себя эту задачу, сразу дал согласие Дмитрий Фёдорович Устинов (назначенный министром вооружения в 33-летнем возрасте, за 2 недели до начала Великой Отечественной войны, а до того 3 года проработавший директором Ленинградского завода «Большевик», на котором за эти годы производство военной продукции увеличилось в 2,3 раза).

Уже в мае 1946 года выходит постановление правительства, инициирующее создание ракетной промышленности в СССР. В подмосковном Калининграде формируется Головной институт по ракетной технике, в котором, наряду с научно-исследовательскими отделами баллистики, прочности, аэродинамики, материаловедения, создаются конструкторские бюро С.П. Королёва (которому было 40 лет) и А.М. Исаева.

Следует отметить заботливое отношение советского государства к науке и образованию. Несмотря на тяжёлое послевоенное время студенты имели стипендии, позволявшие не только полностью посвятить себя учёбе, но и посещать кино, театры (галёрку), стадионы. Один пример: если кто-то из студентов МГУ им. М.В.Ломоносова, который я заканчивал, заходил в столовую без денег, он мог бесплатно взять хлеб, квашенную и свежую капусту, морковь, свеклу, чай с сахаром. Молодые инженеры ежегодно, в течение 3 лет, проходили аттестации, на которых давалась оценка их работы, часто с предложениями о повышении зарплаты и направлении в резерв на более высокую должность. Многие из них до конца трехлетнего периода становились старшими инженерами, начальниками групп, стендов, бригад.

Конечно, необходимо отметить выдающуюся роль Сергея Павловича Королёва и как организатора коллективной работы Главных конструкторов (через Совет Главных конструкторов, который он возглавлял), и как Главного конструктора первых баллистических ракет (в том числе межконтинентальной) и космических аппаратов. Предложенный им переход на схему так называемого «поперечного» разделения ступеней (до этого использовалась схема «продольного», поочерёдного отделения ступеней), когда все боковые блоки ракеты отделялись сразу после использования топлива, повысил надёжность системы разделения и, главное, значительно «укоротил» ракету, сделав её гораздо жестче. Во многом благодаря этой идее в 1957 году в газете «Правда» было сообщено о запуске первой межконтинентальной баллистической ракеты в СССР.

С.П. Королёв поддержал предложение специалистов-баллистиков (по-моему, во главе с М.К. Тихонравовым), вывести на орбиту искусственный спутник Земли, передававший на весь мир сигналы, говорящие о достижениях СССР в космосе. Решающую роль для полёта человека в космос сыграло предложение Королёва использовать в качестве формы первого спускаемого аппарата «Восток» – сферу. При использовании такой формы аппарат совершал так называемый баллистический спуск в атмосфере. Перегрузки на космонавта при прохождении плотных слоёв атмосферы (порядка 5 минут), превышали 10g. Если бы тело космонавта было расположено вдоль траектории, подобные перегрузки привели бы к отрыву внутренних органов.

Сотрудники С.П. Королёва предложили расположить космонавта поперёк действия таких перегрузок, чтобы органы защищали рёбра. За счёт использования сферической формы отпадала надобность в разработке сложной системы управления аппаратом, в многолетней аэродинамической и прочностной отработках (возникавших для спускаемых аппаратов с аэродинамическим качеством, какими позднее были аппараты «Меркурий» и «Союз»).

Невозможно передать словами всеобщую радость нашего народа от сообщения о полёте и успешном приземлении аппарата «Восток» с Ю.А. Гагариным, всеобщую радость москвичей от встречи с ним. Утром, в день прилёта Гагарина в Москву, я неожиданно был приглашён директором НИИ-88  Георгием Александровичем Тюлиным (заместителем которого по специальности – начальником аэрогазодинамиского комплекса стал в 1960 году в 29-летнем возрасте), который вручил мне билеты на трибуны Красной площади и на приём в Кремль (на фото). Наши места были за столами в Грановитой палате (где было много сотрудников организаций С.П. Королёва и А.М. Исаева). Более высокие гости (члены правительства, Верховного Совета, ЦК КПСС, известные учёные и деятели искусств) находились в Георгиевском зале. Был фуршет, все приглашённые, кроме членов Политбюро ЦК КПСС и семьи Ю.А. Гагарина, стояли.

После основных приветственных тостов, когда члены Политбюро начали покидать приём, открылись двери Георгиевского зала, и в нашем помещении появился С.П. Королёв с женой. Неожиданно он взял со стола салфетку и предложил жене игру в жмурки, постоянно натыкаясь при этом на многочисленные колонны Грановитой палаты. По-видимому, он таким способом пытался сбросить с себя груз ответственности и напряжение, лежавшие на нём много лет. А уже через пару часов, уходя с приёма, я увидел С.П. Королёва с М.В. Келдышем, сидящих на скамейке около гардероба и обсуждающих какие-то новые проблемы…

Выход человека в открытый Космос, орбитальные станции на земной орбите, знакомство с Луной, Марсом, Венерой, дальними планетами Солнечной системы и других галактик – неполный перечень разделов увлекательной летописи под названием «Освоение космического пространства», создаваемой человечеством, которая началась с главы «Первый полёт человека в Космос».


 

«ВЫ НЕ СТУДЕНТЫ
 ВЫ КОНСТРУКТОРЫ!»

В нашем университете работает немало поистине уникальных людей. Но даже среди них заведующий кафедрой вычислительной техники профессор В.И. ЛОБАЧЁВ выделяется особо. Заместитель начальника Центра управления полетами, возглавлявший ЦУП с 1984 до 2009 гг., лауреат Государственных премий СССР и РФ, академик академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Владимир Иванович буквально держит руку «на пульсе» отечественной космонавтики.

И, конечно, в предъюбилейные дни мы не могли не встретиться с этим легендарным, но, в то же время, удивительно простым и доступным в общении человеком.

- Владимир Иванович, прежде всего спасибо, что смогли выделить время для встречи с читателями «Вестника». И первый вопрос – каким Вам запомнился день 12 апреля 1961 года?

- Необходимо отметить, что развитие промышленной инфраструктуры для ракетной индустрии началось сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1946 году вышло постановление Совета министров СССР по вопросам реактивного вооружения за подписью И.В. Сталина. В том же году было принято решение о создании предприятия по разработке и производству реактивных снарядов с жидкостными двигателями НИИ-88 (ныне известного как ЦНИИМАШ), в состав которого входили специальное конструкторское бюро, научная часть, опытный завод и испытательная станция. Начальником 3-го отдела СКБ приказом директора НИИ-88 генерал-майора Л.Р. Гонора был назначен С.П. Королев. В задачу этого отдела входило проектирование баллистических ракет. Позднее 3-й отдел выделился в отдельную независимую структуру и стал называться ОКБ-1. Филиалы ОКБ-1 стали появляться в других регионах страны – в Куйбышеве, Красноярске.

В 1961 году я был молодым специалистом, совсем недавно защитившим диплом по теме «Тяжелые баллистические ракеты». Руководителем моего дипломного проекта был Сергей Павлович Королёв.

Четырьмя годами ранее состоялся успешный старт первого искусственного спутника Земли, и многие из моих товарищей наивно считали, что Космос уже покорен, и ничего принципиально нового уже не будет. По роду своей деятельности мне приходилось участвовать в разработках спутников военного назначения. Тогда мало кто знал, что «Восток-1», в котором полетит Юрий Гагарин, будет сопровождать спутник-разведчик. Политическое и военное руководство нашей страны с самого начала рассматривало возможности использования подобных космических аппаратов в качестве важных элементов обеспечения обороны и безопасности государства.

Надо сказать, что для тех, кто, как и я, занимались подобными проектами, существование аппаратов, способных выводить человека в космическое пространство не являлось каким-то сюрпризом. Еще в октябре 1960-го мне довелось своими глазами видеть компоновку такого космического корабля.

12 апреля 1961-го помню прекрасно. Стояла замечательная, солнечная погода. Запуск корабля «Восток-1» был осуществлен в 9:06. А уже в 12 часов нас всех распустили по домам. Многие отмечали это событие в кругу своих друзей и близких, как говорится, по старому русскому обычаю.

Спустя какое-то время после своего знаменитого полета Ю.А. Гагарин приезжал к нам на предприятие. По этому случаю был устроен митинг, на который собралось много людей. Каждый хотел поближе увидеть первого космонавта планеты Земля.

Это великое событие оставило в моей памяти самые светлые и радостные чувства.

- А как Вы познакомились с С.П. Королёвым?

- Во второй половине 50-х годов происходило стремительное развитие отечественной ракетно-космической промышленности. Молодой отрасли требовались квалифицированные кадры. Поначалу специалистов подобного профиля готовили лишь два московских вуза: МВТУ им. Баумана и МАИ. Постепенно при высших учебных заведениях стали создаваться новые факультеты и кафедры по подготовке специалистов для нужд ракетно-космического комплекса.

После школы я поступил в Казанский авиационный институт на недавно открытую специальность «Проектирование тяжелых баллистических ракет». Это был первый набор и можно сказать, что я и все мои однокурсники были своего рода первопроходцами. В институте работала очень сильная команда преподавателей – ученые из Москвы и Ленинграда.

По распределению для выполнения преддипломной практики меня направили в подмосковный Калининград (ныне Королёв) в ОКБ-1. Согласно действующему тогда правилу, руководителем дипломного проекта назначался руководитель соответствующего предприятия. Так я впервые встретился с  С.П. Королевым.

Хорошо помню тот день, когда Сергей Павлович собрал всех нас в аудитории и произнес напутственную речь. Обращаясь к студентам, С.П. Королев всегда любил повторять одну фразу: «Вы не студенты – вы конструкторы!» В процессе обучения он поручал нам проектировать сложные аэродинамические и баллистические расчеты. Высокий уровень знаний, который требовался от молодого специалиста, был крайне необходим для успешного выполнения трудной и ответственной работы. В дальнейшем в своей работе со студентами я всегда старался придерживаться этой максимы.

Поскольку сам Сергей Павлович был очень занятым человеком, всю текущую работу по руководству нашими дипломными проектами взял на себя его первый заместитель Василий Павлович Мишин.

- Владимир Иванович, почему судьба связала Вас – сугубо «космического» человека – с Лестехом?

- На ФЭСТ меня пригласил Борис Иванович Зобов. На тот момент он был начальником отдела, а я руководил лабораторией. Затем Борис Иванович стал заведующим кафедрой вычислительной техники в МЛТИ. Я стал его заместителем, возглавив филиал кафедры на предприятии. В своей работе мы прекрасно понимали важность тесного взаимодействия теории и практики. В 1990 году я защитил докторскую диссертацию. К тому времени Б.И. Зобов покинул кафедру, и я занял его место. В прошлом году исполнилось 20 лет моего пребывания в этой должности. За эти годы нам удалось подготовить много высококлассных специалистов.

Кстати, я не согласен с распространенным мнением, что, мол, «молодежь пошла не та». Я верю в современную молодежь. К нам ежегодно приходят выпускники вузов – замечательные талантливые ребята. Они быстро входят в курс дела, поднимаются по служебной лестнице. На сегодняшний день в ЦУПе на разных должностях трудятся около 300 человек, окончивших ФЭСТ. Многие из них живут в Королеве. Порой можно наблюдать, как на глазах складываются целые династии – когда родители передают трудовую эстафету своим детям. Энтузиазм, с которым относятся к своей профессии молодые специалисты, не может не вызывать оптимизма.

В деле укрепления взаимных контактов между Центром управления полетами и Московским государственным университетом леса заслуга всех моих коллег. Это настоящая командная работа. И я искренне рад, что многое удалось сделать. В нашем коллективе всегда высоко ценились профессиональный опыт и личные качества каждого работника. Я убежден, что залогом успешного развития предприятия является бережное отношение к кадрам.

И всем студентам Лестеха я желаю, чтобы те знания, которые они получили в процессе обучения, были с успехом использованы в практической работе. В своем творческом развитии нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно всегда идти вперед.


 

НАЙТИ СВОЁ МЕСТО
В ЖИЗНИ

Среди тысяч выпускников Лестеха много выдающихся личностей, посвятивших свои жизнь и знания работе на благо мытищинской земли. Почетное место среди них занимает выпускник ФЭСТа 1980 года А.М. КАЗАКОВ, возглавляющий город Мытищи с 2005 года. Несмотря на колоссальную занятость, Александр Михайлович с большим интересом и вниманием относится к жизни и проблемам родной alma mater.

Мы встретились с А.М. Казаковым в рабочем кабинете Главы города.

 - Наш университет, как и вся страна, готовится торжественно отметить 50-летие со дня полета в Космос первого человека. Вы закончили факультета электроники и счетно-решающей техники МЛТИ, который готовит специалистов для ракетно-космической отрасли. Что повлияло на Ваше решение поступить именно в Лестех?

- В то время, когда я поступал в институт, профессия инженера была очень престижна. В особенности это касалось инженерных специальностей, связанных с такими передовыми и высокотехнологичными отраслями как космонавтика. На тот момент передо мной стоял выбор – поступать в МЛТИ или в МВТУ им. Баумана, который также готовил специалистов подобного профиля. Высокий уровень подготовки и территориальное расположение предопределили мой выбор в пользу МЛТИ. Оглядываясь назад, я считаю, что принял совершенно правильное решение.

Советская система образования готовила специалистов широкого профиля. Это всегда хорошо удавалось и ФЭСТу. Спустя ровно тридцать лет после окончания института, ежегодно встречаясь со своими бывшими однокурсниками, видишь, что практически каждый из них смог найти свое место в жизни и добиться профессиональных успехов. В этом есть несомненная заслуга тех знаний и опыта, которые были приобретенные за годы обучения.

- У каждого бывшего студента со студенческой порой жизни связаны, как правило, самые теплые воспоминания. Среди тех, кого мы вспоминаем - друзья нашей юности, старшие товарищи и учителя.

- Да, конечно. Отлично помню нашего преподавателя по высшей математике Г.А. Силина, замечательного человека и очень сильного математика. Если говорить о специальных предметах, то это доцент А.И. Гузенко и профессор Р.С. Федорчук, который вел у нас семинары.

До сих пор воспоминания о том времени вызывают у меня самые теплые и живые чувства.

- Во время обучения приходилось ли Вам проходить практику на предприятиях ракетно-космического комплекса?

- Были две такие практики – после второго и четвертого курсов: одна во ВНИИТе, вторая в ЦНИИМАШе. До сих пор помню, с каким трепетом я входил в эту святая святых советской космонавтики.

Поскольку затем мне пришлось сменить направление подготовки, моя преддипломная практика была уже по другой тематике, связанной со средним машиностроением.

- Александр Михайлович, по роду своей деятельности Вам, наверное, неоднократно приходилось встречаться с космонавтами.

- Действительно, мне доводилось довольно часто общаться с теми, кто побывал в космосе. Хочу сказать, что это очень образованные и интеллигентные люди. Ведь для того, чтобы попасть в отряд космонавтов, необходимо пройти очень строгий и тщательный отбор. Беседа с такими людьми, какие бы темы не затрагивались – от профессиональных до обычных житейских, - всегда чрезвычайно интересна и содержательна.

Четверо покорителей Космоса являются Почетными гражданами нашего города (на фотографии). Мы постоянно встречаемся с летчиком-космонавтом СССР Владимиром Викторовичем Аксеновым, который родился и вырос на Мытищинской земле. На протяжении многих лет контактируем с выпускником ФЭСТа, легендарным Валерием Викторовичем Рюминым. Хорошие отношения сложились и с Еленой Владимировной Кондаковой, которая, как известно, является сегодня депутатом Государственной Думы. Эти люди чутко реагируют на наши проблемы, помогают решать многие вопросы.

Я также был знаком с нашим земляком, летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Геннадием Михайловичем Стрекаловым. В Мытищах, в сквере, носящем его имя, установлен бронзовый бюст Героя. На торжественной церемонии открытия памятника присутствовало много космонавтов. Должен признаться, что каждый раз, когда находишься рядом с такими достойными и мужественными людьми, испытываешь особые чувства.

- Поскольку многие выпускники Лестеха трудятся на Мытищинской земле, что бы Вы пожелали сегодняшним студентам университета?

- Хотел бы еще раз повторить те слова, которые я каждый раз говорю первокурсникам, когда поздравляю их с Днем знаний: мы ждем выпускников МГУЛеса на Мытищинской земле.  Мы всегда рады содействовать всем тем, кто окончил Лестех, в их трудоустройстве. Убежден, что хороший специалист найдет себе достойное место в жизни!


 

ВАКАНСИИ

МГУЛеса объявляет

о проведении выборов на вакантную должность

заведующего кафедрой:

- математического моделирования;

- прикладной математики;

- перевода;

- педагогики и психологии.

 Срок подачи заявлений в отдел кадров –
 один месяц со дня публикации в газете.