15-16 (1889-1890), 23 августа 2010 года

ЛЕС – ЯВЛЕНИЕ ПЛАНЕТАРНОЕ

Состоялась юбилейная Х Международная конференция молодых ученых «Леса Евразии», организованная Московским государственным университетом леса. Конференция, в которой приняли участие более 180 ученых из России, Белоруссии, Украины, Польши, Чехии, Венгрии, Финляндии, Швеции, Италии, Ирана, Абхазии, Великобритании, Австрии, Германии и Канады, была посвящена 90-летию МЛТИ-МГУЛеса и 170-летию со дня рождения выдающегося лесовода М.К. Турского.

Местом проведения форума стала мытищинская земля, известная своими природными богатствами. Почти половина Мытищинского района занята лесами, а живописные акватории, включающие в себя шесть крупных водохранилищ и густую сеть рек и озер, издавна привлекают внимание любителей живой природы. Именно здесь 10 лет назад по инициативе нашего университета прошло первое подобное мероприятие.

Открывая пленарное заседание, состоявшееся в пансионате «Клязьма», ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев поздравил всех с прошедшим накануне профессиональным праздником – Днем работников леса, отметив, что леса – это явление планетарного масштаба и пожелав участникам конференции плодотворной работы.

Затем Виктор Георгиевич вручил традиционную награду конференции – «Стойкого деревянного солдатика». Среди награжденных в этом году – президент МГУЛеса А.Н. Обливин, начальник территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства по управлению лесами Московской области и г. Москвы С.В. Орлов (на фото), профессор М.Д. Мерзленко.

Теплые слова в адрес тех, чья профессия связана с охраной леса, произнес заместитель главы администрации Мытищинского муниципального района В.А. Конягин, отметивший, что, реализуя проекты по строительству новых объектов и развитию технологической инфраструктуры, руководство района делает все возможное, чтобы не нанести вред окружающей среде.

Берегите лес! Эти слова, которые по праву можно считать главным лейтмотивом конференции, с каждым годом приобретают все большую актуальность в сознании населения. В кампании по защите природы активно участвует и современная молодежь. Примером тому может служить созданное в 2007 году по инициативе группы молодых энтузиастов Мытищинского района экологическое движение по очистке и благоустройству берегов Яузы и Клязьмы «Чистый берег».

Как подчеркнул В.А. Конягин, лес – это не только национальное богатство, но и залог экологической безопасности России. И от того, сумеем ли мы сохранить этот бесценный дар природы, во многом будет зависеть наше будущее.

О жизненном пути знаменитого ученого, классика лесоводства М.К. Турского рассказал в своем докладе профессор МГУЛеса М.Д. Мерзленко. (Материал, посвященный юбилейной дате, был опубликован в нашей газете 28 июня.)

Первый опыт научной и педагогический деятельности М.К. Турский получил будучи преподавателем лесных дисциплин в Лисинском егерском училище под Санкт-Петербургом. Наиболее плодотворный период в жизни ученого наступает после 1876 г. с началом научно-педагогической деятельности в Петровской земледельческой и лесной академии.

Известный русский ученый Георгий Федорович Морозов считал Митрофана Кузьмича философом лесоводства и относил его к числу русских лесоводственных классиков. По выражению Г.Ф. Морозова, «М.К. Турский – один из лучших русских лесоводов-наблюдателей и один из первых экспериментаторов».

Отличительной особенностью научной деятельности М.К. Турского принято считать умение неразрывно связывать в едином творческом процессе теорию и практику. В его работах глубокий анализ сочетался с уникальным чувством предвидения. По многим теоретическим и экспериментальным направлениям Митрофан Кузьмич был первопроходцем, опередив западных лесоводов.

Ярким штрихом в практической деятельности М.К. Турского явилось его руководство лесоустройством Никольской лесной дачи (в настоящее время она входит в состав Щелковского учебно-опытного лесхоза МГУЛеса). Выработанные на основе 60-летнего наблюдения рекомендации по порядку эксплуатации дачного участка, обеспечивающему легкость ведения хозяйства, постоянство пользования и повышение продуктивности насаждений, до сих пор с успехом применяются для установления системы лесохозяйственных мероприятий в аналогичных хозяйствах.

Теоретические работы М.К. Турского и по сей день сохранили свою актуальность, а ставший уже классическим знаменитый энциклопедический учебник «Лесоводство» выдержал 10 изданий.

«Классики не стареют – они вечно юны», – такими словами из известной речи, произнесенной Г.Ф. Федоровым на церемонии открытия памятника М.К. Турскому в 1912 году, закончил свое выступление докладчик.

Емко, тезисно, содержательно… Пожалуй, такими эпитетами можно охарактеризовать выступление академика РАСХН Н.А. Моисеева, еще раз подчеркнувшего важность для любой науки взаимосвязи теории и практики. При этом личная мотивация исследователя играет в этом процессе едва ли не первостепенную роль. От его живого участия и творческого энтузиазма зависит успех научной деятельности.  Ярким примером личности, в которой тесно переплелись мощный ум теоретика и зоркий взгляд экспериментатора, является М.К. Турский.

В исследовательской работе не следует пренебрегать исторической памятью, так как, не зная истории, нельзя дать объективную оценку настоящему, а без этого нелегко определить правильные ориентиры на будущее.  Молодым ученым надо чаще обращать свой взор в прошлое, ведь многое из того, что сегодня преподносится как нововведение, можно найти в трудах наших классиков.

Лесная наука подобно древу, имеющему глубокие корни, мощный ствол и густые ветви, иерархична по своей структуре. И было бы неправильно рассматривать проблемы леса сами по себе – вне рамок взаимоотношений человека, общества и природы.

Н.А. Моисеев подробно рассмотрел вопросы, связанные с содержанием таких дисциплин, как лесоустройство и лесоуправление, разобрав  экономические и юридические аспекты, позволяющие конституировать понятие леса как особого объекта в рамках современной экономической и правовой практик.

К сожалению, с принятием нового Лесного кодекса государство утратило прежние функции по управлению лесами, делегировав свои полномочия регионам и собственникам-арендаторам. В итоге, как заметил докладчик, мы столкнулись с резко возросшим числом случаев нелегальных лесных рубок. Трагические события лета 2010 года, связанные с массовыми природными пожарами, выявили несостоятельность существующей системы лесоохраны и заставили правительство всерьез задуматься над принятием соответствующих мер по укреплению системы государственного управления лесами и расширению полномочий Рослесхоза.

По заключению Н.А. Моисеева, в условиях, когда основной тенденцией в развитии мирового лесного хозяйства становится переход от одноресурсной к многоресурсной схеме управления, намерение усилить систему государственного контроля за состоянием и использованием лесов можно только приветствовать. Маститый ученый выразил глубокое убеждение, что в зале собрались те, кто не мыслит свою жизнь вне благородной цели служения Науке. Им он пожелал терпения и успехов в их творческой деятельности.

Выступление шведского ученого Питера Ломандера было посвящено методологии оптимизации координированных инвестиций в лесное хозяйство, биоэнергетику и инфраструктуру на примере Российской Федерации. Ведь ни одна из стран мира не обладает такими богатыми лесными ресурсами как Россия. При этом, по экспертным оценкам, наша страна имеет существенный потенциал для увеличения объемов использования древесины.

Эффективным способом повышения объемов лесозаготовок может стать объединение трудовых и денежных ресурсов российских и зарубежных компаний за счет создания совместных предприятий. При этом взаимные выгоды от ведения подобного рода деятельности вполне очевидны – это и улучшение экономических показателей стран-партнеров, и решение энергетических проблем, а также повышение занятости населения.

Как отметил П. Ломандер, корректный подсчет рационального использования лесных ресурсов может быть осуществлен на основе так называемой  модели динамической оптимизации, в которой учитываются инвестиции в инфраструктуру, развитие лесной промышленности и энергетики.

С методикой обработки гиперспектральных аэрокосмических изображений познакомил участников конференции профессор МГУ им. Ломоносова В.В. Козодеров. По заявлению Владимира Васильевича, данная методика была успешно опробована на полигоне в Тверской области.

Гиперспектральные измерения – это новый взгляд на то, какую информацию можно извлечь из данных аэрокосмического зондирования.  Благодаря сверхвысокому разрешению аппаратуры применение данной технологии можно с полным правом назвать нанодиагностикой объектов. По сравнению с традиционными геоинформационными системами (ГИС), аэрокосмическая гиперспектрия может извлекать сведения о состоянии, породном составе, объеме фитомассы лесных участков, оперируя при этом меньшим объемом исходной информации. В основу функционирования рассмотренной системы положен принцип обучаемости: благодаря запоминаемым в ходе обучения образам система приобретает способность распознавать нужные объекты в будущем.

Если до недавнего времени основным сдерживающим фактором на пути широкомасштабного внедрения высокоточных технологий зондирования были возрастающие требования к вычислительной мощности используемой техники, то с применением современных сверхпроизводительных суперкомпьютеров, реализующих алгоритмы параллельной обработки информации, данное ограничение удается легко преодолеть. Таким образом, гиперспектрический аэрокосмический мониторинг, охватывающий всю территорию России, уже сегодня выглядит вполне реальной задачей.

Своеобразным отчетом о 10-летнем опыте проведения конференций молодых ученых «Леса Евразии» стало выступление председателя организационного комитета доцента П.Г. Мельника. Впервые решение о ежегодном проведения подобных мероприятий было принято в 2001 году. География работы форума за эти годы весьма разнообразна – это  Россия, Белоруссия, Польша, Финляндия, Украина,  Венгрия.

Уже сегодня намечены адреса проведения очередных мероприятий. Так, в 2011 году молодые ученые вновь соберутся на территории  Брянской государственной инженерно-технологической академии, а в 2012 году местом встречи станут национальный парк «Браславские озера» в Белоруссии, а также Литва и Латвия. В дальнейших планах организаторов конференции – посещение Байкала, Крыма и Дальнего Востока.

Несомненно, что при принятии важных решений, касающихся развития лесопромышленного комплекса, последнее слово должно быть за настоящими профессионалами, имеющими многолетний опыт работы в отрасли и знающими положение дел, как говорится, изнутри. Увы, но нередко те, кому по долгу службы доверено проводить хозяйственную политику в стране, далеки от понимания реальных проблем, а компетентное мнение ученого-специалиста зачастую так и остается не услышанным, подменяясь соображениями  политической целесообразности и частной экономической выгодой.

В целях консолидации лесного сообщества П.Г.  Мельник предложил создать Международную ассоциацию профессиональных лесоводов и экспертов в области лесного хозяйства и биотехнологий.

Работа конференции продолжилась по секциям. Учебно-практические занятия состоялись в Щелковском учебно-опытном лесхозе, где гости форума приняли участие в посадке лиственниц; национальном парке «Лосиный остров»; Ивантеевском лесном опытном питомнике; Главном ботаническом саду РАН.

С. РАМАЗАНОВ,С. ГЛАДЫШЕВ.


 

лиЧность

Исполнилось 90 лет со дня рождения профессора, кандидата технических наук,

Заслуженного работника лесной промышленности РСФСР,

Почетного машиностроителя России, Почетного академика РАЕН,

ветерана Великой Отечественной войны

НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЯКУНИНА

Еще до войны Н.К. Якунин поступил в Архангельский лесотехнический институт, а затем, уже после Победы, пройдя Карельский фронт, продолжил обучение в Ленинградской лесотехнической академии, которую с отличием закончил в 1948 году.

В 1948-1960 гг. работал в Центральном научно-исследовательском институте механической обработки древесины (ЦНИИМОД) младшим и старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией станков и инструментов. В 1954 г. юбиляру присуждена ученая степень кандидата технических наук. В этот период он успешно выполнил и внедрил в промышленность ряд новаторских научно-исследовательских работ по исследованию режимов пиления древесины, созданию принципиально новых круглопильных и многопильных станков.

С 1960 по 1972 гг. Николай Константинович работает директором Всесоюзного научно-исследовательского и конструкторского института деревообрабатывающего машиностроения (ВНИИДмаш). Под его руководством и при личном участии впервые в стране были созданы и поставлены на серийное производство сложные комплексы оборудования для производства древесностружечных плит, оконных и дверных блоков, паркетных покрытий, пиломатериалов, мебели, заточного оборудования.

Наряду с большим вкладом в развитие отечественного деревообрабатывающего машиностроения, Н.К. Якунин обеспечил успешное решение ряда крупных организационных, методических, структурных, кадровых, производственных и хозяйственных вопросов. Им впервые в отрасли были применены сквозное планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и работа по хоздоговорам, что до минимума сократило сроки разработки и пуска оборудования. Возведены 22-этажное здание института и жилой дом.

В августе 1976 г. Николай Константинович был избран заведующим кафедрой новой техники и технологии деревообрабатывающей промышленности Всесоюзного института повышения квалификации работников и специалистов лесной промышленности Минлеспрома СССР. Он создал три новых курса, две специализированные лаборатории, факультет подготовки резерва руководящих кадров на выдвижение. Разработал необходимые учебно-методические и программные документы, деловые игры, производственные ситуации, организовал эффективные выездные и практические занятия на предприятиях лесной промышленности.

Обладая богатейшим практическим опытом, Николай Константинович вел большую научно-исследовательскую работу по инструментальной тематике. На основании полученных результатов он разработал обстоятельные предложения по улучшению организации, подготовке и эксплуатации дереворежущих инструментов, утвержденные приказом по министерству.

В 1992 г. Н.К. Якунин был приглашен на работу в Центральный научно-исследовательский технологический институт (ЦНИТИ) оборонной промышленности для разработки технологии и организации серийного производства круглых пил, оснащенных пластинами из твердого сплава. Он не только разработал технологию, но и оказал большую помощь в приобретении необходимого оборудования и обучении рабочих.

Будучи настоящим ученым-практиком, профессор Н.К. Якунин c 1969 по 1979 гг. являлся научным редактором-консультантом 3-го издания Большой Советской энциклопедии по разделу «Оборудование деревообрабатывающих предприятий». 24 года был членом диссертационного совета МЛТИ-МГУЛеса. Им опубликованы 228 научно-исследовательских, учебно-методических и научно-производственных трудов общим объемом почти 700 печатных листов, в том числе четыре учебных пособия для студентов вузов. В 2004 году ему присвоена ученая степень Почетный доктор технических наук.

За выдающиеся заслуги в деле совершенствования и развития деревообрабатывающей отрасли Николай Константинович отмечен 15-ю правительственными наградами.

В настоящее время Николай Константинович, имея глубокие знания и большой практический опыт, проводит занятия по повышению квалификации работников инструментального хозяйства деревообрабатывающей отрасли. Он принимает активное участие в разработке, испытаниях и организации производства круглых пил новых конструкций, а также для линий и одиночных станков импортного производства, выступает с докладами и статьями.

От всего сердца желаем уважаемому Николаю Константиновичу крепкого здоровья на долгие годы, счастья и новых свершений!

Коллектив Московского государственного университета леса.


 

Итоги 2009/2010 учебного года и задачи по развитию МГУЛеса
на
2010/2011 учебный год

(Выдержки из доклада ректора университета профессора В.Г. САНАЕВА)

Учебно-методическая работа

Научно-педагогические кадры

Подавляющее большинство преподавателей университета имеет соответствие базового образования и научной специальности преподаваемым дисциплинам. Среди наших сотрудников 3 академика и 2 член-корреспондента государственных академий, 39 академиков общественных академий, 9 лауреатов государственных и международных премий, 23 заслуженных деятеля науки и техники.

Всего в университете 711 преподавателей (штатных преподавателей 545), в том числе 127 профессоров докторов наук, 380 доцентов кандидатов наук.

Сложившийся преподавательский коллектив в наше непростое время продолжает выполнять поставленные перед ним задачи. В то же время средний возраст преподавателей и учебно-вспомогательного персонала многих кафедр превышает 60-летнюю отметку. Из-за низкой заработной платы наибольшая текучесть кадров наблюдается среди молодежи. Задачи лаборантов, как правило, выполняют студенты старших курсов.

Контингент студентов

На 1 июля 2010 г. контингент студентов МГУЛеса составил 9544 человека, в том числе 4306 (45 %) человек по очной, 341 (4 %) – по вечерней и 4897 (51 %) – по заочной формам обучения. По сравнению с прошлым годом, численность уменьшилась на 1315 человек. В настоящее время заочная сокращенная форма обучения охватывает 2718 студента – бывших выпускников техникумов.

Выпуск 2010 года составил 2229 человек, из них 1088 – по очной, 78 – по вечерней и 1063 – по заочной формам обучения. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 152 человека. Рекомендовано для дальнейшего обучения в аспирантуре 91 человек.

Успеваемость

Только за прошедший учебный год из университета были отчислены 318 студентов очной формы обучения, 862 – заочной и 19 – вечерней форм обучения.

Абсолютная успеваемость на очной форме обучения по итогам весенней сессии находится на крайне низком уровне (в 2008 г. – 63,8 %, в 2009 г. – 62 %, в 2010 г. – 45 %). С реди бюджетных студентов удельный вес отличников и хорошистов значительно вырос по отношению к троечникам и, по сравнению с прошлым годом, составляет 32 %, 41 %, 27 % (от числа успешно прошедших всю сессию). Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, за прошедший год число отличников составило 13 %, хорошистов –    29 %, а число троечников и смешанных оценок – 58 %. Число задолжников на конец сессии составило 1654 человека (49 %).

Наша главная на сегодняшний день задача – исправить такую ситуацию. Результаты текущих проверок показывают, что число студентов, регулярно пропускающих занятия, существенно не снизилось. Деканам факультетов следует значительно повысить требовательность к исполнению учебной дисциплины студентами и своевременно реагировать на ее нарушения.

Госэкзамены на отлично сдали 39 % выпускников, на хорошо – 53 %, на удовлетворительно – 8 %. Дипломные проекты защитили на отлично 51 % выпускников, на хорошо – 39 %, на удовлетворительно – 10 %.

Восстановление и развитие         учебной и лабораторной базы

В течение учебного года аудиторный фонд университета, состоящий из 160 аудиторий на 5700 посадочных мест, использовался достаточно плотно. Загрузка общеуниверситетских аудиторий была в интервале от 90 % до 98 %. Загрузка кафедральных учебных помещений составляла от 29 %  до 85 %.

Минувшим летом во многих  учебных аудиториях проведен ремонт, полы в коридорах УЛК-1 «заблестели» новой плиткой.

За минувший год в университете произошло несколько структурных изменений: на ФЭСТе объединились две кафедры; библиотека университета расширила свои площади за счет помещения № 2519, где создается электронная библиотека, в 5-м общежитии организован  еще один  интернет-класс для студентов вечерней и заочной форм обучения,  а также студентов, приезжающих из представительств.

Об учебных и производственных практиках

Учебные и производственные практики в университете организуются и проводятся строго в соответствии с учебными планами специальностей.

Многие кафедры активизировали работу в расширении географии проведения практик (практика по ботанике в Карелии), в привлечении предприятий отрасли для заключения договоров о проведении производственной практики студентов, но некоторые продолжают работать по старинке, не уделяя данному вопросу должного внимания.

В текущем учебном году всем бюджетным студентам, проживавшим на базе практик в Камшиловке, мы выплатили суточные.

При проведении практик в стенах университета в течение последних лет регулярно выделяются средства на приобретение расходных материалов, металла, горюче-смазочных материалов, ТОЛП.

Многие базы учебных и производственных практик задействуются из года в год, поддерживаются за счет хороших контактов и личных связей преподавателей университета с предприятиями и организациями.

Ряд кафедр, работающих на основе договоров о сотрудничестве с НИИ и на производстве, организуют практики студентов на базе этих «филиалов». Здесь можно отметить кафедры ФЭСТа, кафедру химической технологии древесины и ряд других.

Студенты ФЛА традиционно проходили практику по садово-парковому искусству в Санкт-Петербурге, студенты 5-го курса ЛФ были направлены в  Белозерский ЛПХ на преддипломную практику, кафедра лесопиления направляла часть студентов на преддипломную практику в Вышневолоцкий леспромхоз, кафедра ботаники провела практику с двумя группами студентов ЛФ и ФЛА в Карелии, кафедра лесных культур направляла 10 студентов в Геленджикский лесхоз с проживанием на нашей базе «Джанхот», кафедры экологии и защиты леса и декоративного растениеводства вывозили студентов в дендросад НП «Плещеево озеро» и в Шаховской район в питомник Саватеевых.

В Щёлковском лесхозе практики отлажены, но каждый год ректорат и руководство лесхоза проводят ряд работ, направленных на улучшение условий их прохождения. В этом году проведен ремонт электропроводки в корпусах, где проживают преподаватели, проведена огромная работа по отделке и покраске всех корпусов.

Методическая  деятельность

В прошедшем учебном году методическая работа проводилась в соответствии с планом, одобренным научно-методическим советом нашего университета и утвержденным ректором.

Подготовка к переходу на новые Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки бакалавров и магистров, относящимся к ведению УМО по образованию в области лесного дела (250100 «Лесное дело», 250700 «Ландшафтное строительство» и 250400 «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»), была сориентирована на разработку примерных Основных образовательных программ для этих направлений. Эта работа проводилась в тесном сотрудничестве с научно-методическими советами соответствующих направлений подготовки.

Подготовлен и направлен в Рособрнадзор комплект документов для лицензирования новых образовательных программ (5 магистерских, 5 дополнительной профессиональной подготовки, 1 для получения рабочей профессии).

Одной из основных сфер деятельности методического управления является работа по обеспечению обучающихся современной учебной и учебно-методической литературой. В целом по университету за отчетный период издано 162 наименования новой учебной и учебно-методической литературы общим тиражом 33063 экземпляров и переиздано 94 наименования тиражом 15430 экземпляров на общую сумму почти 2,5 млн. рублей.

Ориентация на самостоятельную подготовку студентов и необходимость перехода на систему обучения на основе компетентностного подхода требуют принципиально нового методического обеспечения учебного процесса. В связи с этим необходимо развивать разработку электронных учебно-методических комплексов учебных дисциплин, позволяющих изучать дисциплины и проводить самоконтроль и текущий контроль знаний студентов с помощью дистанционных технологий.

Институт подготовки специалистов без отрыва от производства

Обучение в ИПСОП ведется по 14 специальностям и специализациям. Контингент студентов составляет 5982 человека, в том числе: заочная форма – 2494 человека; заочная сокращенная – 2945; вечерняя – 428; экстернат – 115.

Выпуск 2010 года составил 1055 человек: заочная форма – 359 человек; заочная сокращенная – 597; вечерняя – 78 человек; экстернат - 21 человек. Дипломы с отличием получили 24 человека по всем формам обучения.

Второе высшее образование получают 128 человек. Из них поступивших в 2009/2010 учебном году 85 человек. Выпуск 2009 года составил 20 человек. Получение второго высшего образования происходит все активнее и превращается в определенную тенденцию.

В составе ИПСОПа функционируют 12 представительств в регионах России. Изменение их функций повлекло снижение приема абитуриентов: 191 человек в 2009 году против 700-800 человек в прошлые годы, когда обучение происходило на базе представительств.

В настоящее время руководством ИПСОП ведется активная работа по привлечению студентов из регионов. При этом профориентационной работой охватываются не только учебные заведения, в которых непосредственно базируются представительства, но и многие другие в регионах наших представительств.

Более 10 лет в МГУЛ функционирует отделение экстерната, входящее ныне в состав ИПСОПа. В первые годы функционирования экстерната численность студентов достигала 300 человек и более. В последние годы контингент сократился, но работа по увеличению контингента студентов постоянно проводится.

В прошедшем учебном году заметно активизировалась работа Центра дистанционного обучения. Разработана принципиально новая Система дистанционного обучения, а также программное обеспечение, позволяющее  использовать ее совместно с базами данных университета и системой «Спрут».

Основной задачей на начало учебного года является разработка преподавателями электронных учебно-методических комплексов дисциплин и ввод их в базы данных ЦДО. Эта работа уже начата. Проведен предварительный отбор преподавателей, желающих и готовых к работе с использованием дистанционной технологии. Для части из них уже проведены курсы повышения квалификации в этой области.

В 2010 году планируется проводить набор по всем специальностям, по которым в настоящее время организуется обучение в ИПСОПе.

Библиотека

В 2010 году основными направлениями деятельности научной библиотеки являлись: содействие университету в учебной и научно-исследовательской работе, активизация использования имеющихся ресурсов, пополнение фонда научной и учебно-методической литературой, внедрение новых форм обслуживания, обеспечение сохранности книжных фондов. Количество читателей библиотеки превысило 9 тысяч человек. Фонд составляет 265084 экземпляров книг.

В 2010 году работа по наполнению разделов библиотеки на сайте вуза велась по ряду направлений. В их числе раздел «Новые поступления»: cоставление перечней ежемесячных новых поступлений в библиотеку научно–технической и художественной литературы за сентябрь 2009 – май 2010 года. Перечень литературы распределен по рубрикам в соответствии с шифрами ББК и УДК. Раздел «Новости»: размещение сообщений и фотоматериалов к мероприятиям, организованным с участием библиотеки.

Создается оцифрованная база авторефератов диссертаций, прошедших утверждение ВАК. (Размещено 98 авторефератов в электронном виде).

Сотрудники сектора автоматизации работают в тесном контакте с кафедрами и учебно-методическим управлением по возникающим проблемам. Открытие новых направлений и специальностей в образовательном процессе вуза  заставляет вносить постоянные коррективы в картотеку книгообеспеченности.

Учебная литература приобретается по исключительному праву издательств на использование документов; научная, справочная, художественная покупается у местных книготорговых организаций в пределах допустимого лимита Центробанка РФ (100 тысяч в квартал).

По-прежнему разнообразны проводимые библиотекой литературно-художественные мероприятия, в том числе выставки и тематические встречи.

Издательская деятельность

Общий тираж  печатной продукции по издательству МГУЛ составляет около 225 000 экземпляров объемом  около 2 000 печатных листов. За прошедший год общее количество изданной учебной литературы составило 227 наименований. Среди них только 5 учебников и 27 учебных пособий с грифом УМО. Библиотеке университета передано 8 349 книг, ИПСОП – 2 225.

Учеными университета были опубликованы 16 монографий, общим объемом 310 п.л. Издано 10 сборников научных трудов, в том числе два сборника по итогам научных работ молодых ученых. В различных ведущих зарубежных и отечественных изданиях опубликовано более 360 научных статей и докладов.

В 2010 году выпущены 3 номера журнала «Лесной вестник» объемом 86,5 п.л., в которых опубликовано 137 статей. Наибольшее количество статей опубликовано по лесному хозяйству – 58 и экономике – 50.  Вышло 2 спецвыпуска журнала по темам «Продукционный процесс и структура деревьев, древесины и древостоев» и «Экономика». В журнале опубликовано сотрудниками университета 83 статьи  (61%).

За период с сентября прошлого года выпущено 227 наименований изданий – это чуть больше, чем по две работы от кафедры. Из них с грифом УМО – только 27.

Информатизация

 Усилиями сотрудников Управления информатизации университета созданы ИКТ системы, обеспечивающие эффективную поддержку административной и учебной деятельности университета и обеспечивающие текстовую, голосовую и видео связь университета с образовательным и научным мировым сообществом, представление информации о жизнедеятельности МГУЛ для заинтересованных  кругов населения.

В локальной сети университета число компьютеров за 2009/2010 учебный год увеличилось с 1422 до 1545 компьютеров.

В рамках развития ИКТ в университете важное место занимают работы, выполненные Интернет Центром. Созданная в университете современная надежная высокопроизводительная локальная сеть обеспечивающая транспорт любого вида информации внутри университета, в том числе и работу информационных систем МГУЛ (АСУ деканатов, отела кадров, бухгалтерии и др.). В настоящее время компьютерная сеть МГУЛ не только достигла технических и функциональных показателей, имевшихся до марта 2006 г., но и значительно превзошла их.

В 2010 г. расширена пропускная способность канала связи с сетью Интернет до 10 Мбит (была 4 Мбит/с). Это повысило комфортность работы пользователей, доступный трафик для всех был повышен в среднем в два раза.

Наметились сдвиги в использовании интернета. Осуществляется рассылка планов Ученого совета и деканских совещаний. Ландшафтный и Лесохозяйственный факультеты обратились с просьбой об открытии разделов форума для общения преподавателей между собой и со студентами. Открыт свободный доступ на некоторые образовательные и научные ресурсы с компьютеров, размещенных в читальном зале библиотеки.

В настоящее время информация об университете представлена на трех сайтах: www.mgul.ac.ru, (www.msfu.ru), www.abiturient.ru, www.lesteh.ru. Официальный сайт МГУЛ и сайт для абитуриентов нацелены прежде на внешнего потребителя. Он имеет весьма высокий тематический индекс цитирования (ТИЦ) 1200, сайт посещают десятки тысяч человек в месяц. Сайт Абитуриент ориентирован на поступающих и тематически и информационно тесно связан с сайтом МГУЛ.

 

Научно-исследовательская работа

 В 2009/10 году выполнялись 44 научно-исследовательских работы в т.ч. 23 госбюджетных темы, 16 тем по хоздоговору и договорам на передачу научно-технической продукции, 5 тем по зарубежным грантам и контрактам. Общий объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составил 48551 тыс. рублей.

Значительная  часть НИР финансируется из Рособразования – 17136 тыс. рублей; значительно увеличился объем НИР финансируемых другими министерствами – 10600 тыс. рублей; а так же выполняемых по хозяйственным договорам и договорам на передачу научно-технической продукции – 6400 тыс. рублей; из зарубежных источников по контрактам и грантам – 6750,0 тыс. рублей; Федеральное агентство лесного хозяйства – 5500 тыс. рублей; РФФИ, РГНФ – 2165 тыс. рублей.

В НИР принимали участие сотрудники 42 кафедр и лабораторий, функционировали 6 НИИ, 3 сертификационных центра и межкафедральные научные коллективы по выполнению приоритетных фундаментальных и прикладных тем.

Одной из серьезных проблем остается низкая активность участия в НИР сотрудников университета. Как показал анализ данных, 38 % профессорско-преподавательского состава непосредственно участвует в научных исследованиях, соответственно среди докторантов и аспирантов – 36 %, и немногим более 1 % – среди студентов.

Существующий в настоящее время научный потенциал университета позволяет реализовывать научные идеи, как в виде значительных научно-исследовательских проектов, так и в виде оказания эксперно-консалт-инговых услуг по проблемам, связанным с технологиями и экономикой лесного комплекса.

В конкурсе на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук участвовали молодые доценты А.В. Афанасьев, В.В. Афанасьева, Е.Е. Клубничкин. Была подана заявка в Совет по грантам Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (проф. А.Н. Обливин).

Подготовлена заявка на участие в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет».

Для проведения научных исследований в 2009 году в МГУЛ созданы два научно-образовательных центра (НОЦ): нанотехнологии в лесном комплексе (руководитель А.Н. Обливин), лесной биоэнергетики (руководитель А.В. Хроменко) и межкафедральная научно-исследовательская лаборатория факультета лесного хозяйства.

МГУЛ имеет шесть диссертационных советов. Из них 4 работает  и 2 (сельскохозяйственный и закрытый спецсоветы) проходят лицензирование в связи со сменой номенклатуры специальностей. Во всех диссертационных советах имеется очередь на защиту из аспирантов и докторантов.

В настоящее время докторантура осуществляет подготовку специалистов по 11 научным специальностям, а аспирантура –  по 22 научным специальностям. В 2010/11 учебном году в аспирантуру на бюджетной основе будет принято 46 человек, в том числе 34 человек на очное отделение, а в докторантуру 3 человека.

В аспирантуре университета обучаются 287 человек, из них 256 аспирантов и 31 соискатель ученой степени кандидата наук. На очном отделении обучаются 190 аспиранта, на заочном отделении обучаются 54 аспиранта.

В докторантуре университета проходят подготовку 12 человек.

По итогам НИР за отчетный период сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищены 8 докторских и 27 кандидатских диссертаций.

По результатам исследований в отчетный период учеными университета было подано 50 заявок на изобретения и полезные модели; получено решений о выдаче патентов на изобретения и полезные модели – 33; получено патентов на изобретения и полезные модели – 28; поддерживаемые патенты – 25. Подана заявка на открытие от МГУЛ и ЦПАМ «Аэрокосмос» на «Явление свечения атмосферы над зоной подготавливаемого землятресения». Лучший изобретатель МГУЛ по итогам учебного года – профессор кафедры БЖД В.Ф. Давыдов.

Произведена оплата патентных пошлин в Роспатент РФ и выплачены поощрительные вознаграждения авторам изобретений. Ведется работа по вопросам использования изобретений МГУЛ третьими лицами.

Вели активную деятельность рабочая группа по подготовке кадров, науке и инновациям Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ и подкомитет по науке, инновациям, подготовке и переподготовке кадров при Комитете по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства торгово-промышленной палаты РФ, которые возглавляет В.Г. Санаев.

Наши ученые активно участвовали в работе отраслевых и международных выставок: IX Московском Международном салоне инноваций и инвестиций; X Всероссийской выставке «НТТМ - 2010»; IV Международной выставке цветочного оформления и ландшафтного дизайна; IV Московском фестивале науки; Международной выставке-ярмарке «Российский лес»; 31-й Московской международной выставке «Образование и карьера - XXI век».

В Санкт-Петербурге состоялся 3-й российско-финляндский Лесной саммит, в работе которого приняли участие В.В. Путин, ряд министров российского и финского правительств, губернаторы, официальные лица. В саммите приняла участие делегация из 15 представителей МГУЛ во главе с В.Г. Санаевым. На форуме была представлена выставка-презентация научных работ молодых ученых и студентов вуза.

5 мая в университете прошла студенческая конференция факультета экономики и внешних связей на тему: «Экономический кризис в лесопромышленном комплексе России: современное состояние, предпосылки, пути выхода».

Удостоена специальной государственной стипендии Президента РФ аспирантка второго года обучения кафедры селекции, генетики и дендрологии Е.Ю. Терехова. Молодые учёные МГУЛеса получили научный грант губернатора Московской области за 2009 год.

За отчетный период НСО были организованы экспедиции и кратко-временные экспедиционные поездки в Костромскую, Тверскую и Москов-скую области.

НСО продолжает активно работать над проектом «Леса Евразии». 19-25 сентября 2010 г. в нашем университете будет проводиться юбилейная X Международная конференция молодых ученых  «Леса Евразии – Подмосковные леса».

С учётом участия в НИРС студентам нашего университета было присуждено свыше 200 именных стипендий, в том числе стипендия Президента РФ, 136 стипендий мэрии Москвы, 14 стипендий «Подмосковье», 8 стипендий им. А.К. Астрахова, 8 стипендий главы Мытищинского района и др.

В отчетном году более 120 сотрудников университета, ученых, аспирантов и студентов принимали участие в международных научных конгрессах, симпозиумах, конференциях, выставках, вели исследования, обучение и стажировку за рубежом.

 

Международная деятельность

На сегодняшний день МГУЛ взаимодействует более чем с 400 зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 75 стран мира. Только за последний год университетом подписано около 10 договоров о сотрудничестве, в том числе с 3 университетами Финляндии и Украины.

Ученые университета входят более чем в 40 международных организаций, таких как FAO, IUFRO, IAWS, EFI.

В течение отчетного года в университете  обучалось 236 иностранных граждан, как по государственной линии, так и на контрактной основе. Это более чем 2 % от общего числа студентов. Хочу напомнить, что программа ФЦПРО предписывала вузам в 2010 году довести уровень обучающихся в них иностранцев до 1,6 %. Таким образом, этот показатель нами успешно выполнен. При этом география обучающихся из стран дальнего зарубежья по-прежнему остается достаточно широкой.

Сегодня в вузе обучаются представители Китая, Вьетнама, Таиланда, Ирана, Камеруна, Нигерии, Гвинеи, Бангладеш,  а также стран СНГ.

Иностранные студенты учатся практически на всех факультетах университета в обычном, общевузовском режиме. Увеличивается приток в наш вуз студентов из ближнего зарубежья. В следующем семестре курс встроенного обучения на факультете лесного хозяйства будет проходить студентка Университета Георга-Аугуста (г. Геттинген, Германия).

Иностранные студенты принимают активное участие в общественной жизни как внутри, так и вне вуза. В программе их подготовки не только учебные дисциплины, экзамены, зачеты и практика, но и знакомство с культурой и историей нашей страны. В рамках XI Международного лесного форума проходил VI юниорский слет, где выступали наши студенты. Уже идет подготовка студенческих работ к очередному юниорскому слету, который состоится в рамках Международного лесного форума в Санкт-Петербурге в октябре нынешнего года.

Расширяется такая форма сотрудничества университета с европейскими вузами, как проведение производственно-ознакомительных практик. Например, в августе-сентябре 2009 года группа из 7 студентов  Факультета лесного хозяйства выезжала на практику в учебно-опытные лесхозы Юндола и Бързия (Болгария). В сентябре того же года на предприятиях ведущих мировых производителей лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования – компаний PONSSE, HEINLA, VALMET (Финляндия, Швеция) – прошла практику группа из 11 студентов ЛПФ и ФЭ и ВС.

Развиваются академические и студенческие обмены с ведущими университетами Европы через программы EUROFORESTER, SILVANETWORK, SUFONAMA. C августа 2009 по июнь 2010 года в рамках проекта EUROFORESTER двое студентов нашего университета проходили курс встроенного образования в Шведском сельскохозяйственном университете (SLU). В рамках программы по устойчивому лесоуправлению и менеджменту природных ресурсов SUFONAMA завершает свой магистерский курс обучения аспирантка нашего университета Анна Филюшкина.

Другим направлением работы было расширение масштабов и географии международного сотрудничества с одной стороны и концентрация на его важнейших позициях, способных принести максимальную отдачу. Наилучшие результаты получены при сотрудничестве с Финляндией, Италией, Швецией.

В целом, в рамках развития международных договорных отношений, объемы ежегодного финансирования составляют величину порядка пяти миллионов рублей. Исполнители проектов активно внедряются в международное научно–образовательное пространство, участвуют в конференциях, публикуются в зарубежных изданиях, обновляют свою материально–техническую базу.

 

УМО по образованию в области лесного дела

В течение отчетного периода наш университет как базовый вуз, организовывал работу Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела (УМО).

Учебно-методические советы и учебно-методические комиссии проводили плановую работу по оказанию помощи вузам в организации учебного процесса.

Большая работа проводилась профильными советами и комиссиями УМО по нормативному и учебно-методическому сопровождению направлений подготовки высшего профессионального образования.

В связи с образованными новыми направлениями подготовки, профильными советами и комиссиями УМО  в течение IV квартала 2009 г. были подготовлены и предложены Минобрнауки, в качестве инициативных стандартов, проекты ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Лесное дело» и «Ландшафтная архитектура». Проекты стандартов прошли все необходимые процедуры обсуждения, независимую экспертизу и были рекомендованы Советом Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам к утверждению. 10 июня 2010 г. проекты приказов об утверждении и введении в действие данных стандартов были опубликованы на сайте Минобрнауки.

В феврале 2010 г. наш университет выиграл конкурс, организованный Московским государственным университетом печати на право оказания услуг по рецензированию учебных изданий по группе специальностей (направлений) высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». Заявка для участия в конкурсе была подготовлена УМО по образованию в области лесного дела.

В течение года советами и комиссиями УМО проводилась работа по рецензированию учебных изданий и подготовка экспертных заключений о присвоении учебным изданиям грифа УМО по образованию в области лесного дела.

В течение отчетного периода было проведено два совместных выездных заседания Совета УМО и рабочей группы по подготовке кадров, науке и инновациям Совета по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве РФ: 18-19 ноября 2009 г. в г. Воронеже на базе Воронежской государственной лесотехнической академии; 9-10 июня на базе Сыктывкарского лесного института.

Рабочей группой совместно с УМО, объединениями работодателей, ассоциациями и ведомствами осуществляется разработка профессиональных стандартов к должностям работников, занятых в лесном комплексе с учетом разработанных федеральных образовательных стандартов.                                                  

Воспитательная работа

 Воспитательный процесс в университете координируется Советом по воспитательной работе. Советом разработан и утвержден «Комплексный план  воспитательной работы в университете».

Хочется отметить повышение активности деканов факультета в плане содействия и проведению культурно-воспитательных общеуниверситетских мероприятий, таких как: «Парад московского студенчества», 90-летие МГУЛ, «Проводы Русской зимы», подготовка и участие в торжествах, приуроченных к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

По утвержденному плану проводились культурно-массовые мероприятия студенческим клубом. Команды КВН приняли участие в 8 конкурсах, в том числе: в XXI Международном фестивале «КИВИН-2010» г. Сочи, фестивалях КВН Подмосковной и Рязанской лигах. На высоком уровне прошел конкурс «Мисс МГУЛ-2010».

Традиционно активно работали кафедра физической культуры и спорта и спортклуб. Наиболее значимые спортивные достижения студентов университета за последний год: победа в комплексной спартакиаде вузов Московской области по боксу, пауэрлифтингу, лыжам и лыжным эстафетам, баскетболу и зимнему мини-футболу.

Команда МГУЛ по бадминтону стала чемпионом России 2009 года среди студентов и победителем I летней Всероссийской универсиады Центрального федерального округа,

Студенты МГУЛ стали победителями и призерами целого ряда соревнований по волейболу, борьбе, боксу, настольному теннису, футболу и пауэрлифтингу.

Активно развивается команда студенческого телевидения, подготовившая и выпустившая в трансляцию ряд роликов и программ.

Вместе с тем, нужно отметить полное отсутствие работы студенческого совета университета, бурное создание которого так и не переросло в полноценную, работоспособную структуру этого органа студенческого самоуправления. Совету по воспитательной работе следует пересмотреть организационную структуру студсовета с целью активизации его деятельности.

 

Работа со средствами       массовой информации

Средства массовой информации университета, деятельность которых координирует управление по СМИ и связям с общественностью, – газета «Вестник», «Радио «Лестех» и фотолаборатория – играют важную роль в воспитательной работе со студенчеством.

Одной из основных задач в истекшем учебном году была подготовка и освещение в различных СМИ торжеств, посвященных 90-летию МЛТИ-МГУЛеса. К юбилею был выпущен специальный номер газеты «Вестник»; написан сценарий краткого юбилейного видеофильма; подготовлены и размещены в отраслевых изданиях репортажи с праздника; оформлена галерея портретов ректоров в зале Ученого совета. По «Радио «Лестех» транслировались интервью ведущих ученых университета.

Подтверждением высокого качества материалов, публикуемых в «Вестнике», стал прием весной 2010 года начальника управления доцента С.В. Рамазанова в члены Союза журналистов Москвы, объединяющего свыше 15 тысяч работников телевидения, радио, газет и журналов.

Осуществляется оперативное информационное наполнение ленты новостей сайта университета.

С учетом особой важности привлечения в университет абитуриентов, сотрудники управления подготовили и выпустили в свет пятитысячным тиражом красочный буклет и специальный выпуск газеты к Дню открытых дверей.  

С целью постоянного информационного обмена сформирована база данных, включающая свыше 30-ти центральных, отраслевых и региональных изданий, с которыми осуществляется взаимодействие в освещении деятельности нашего вуза по различным направлениям.

 

Хозяйственная деятельность и капитальное строительство

 Хозяйственная деятельность проводится в полном соответствии с планом работ на 2010 год. В частности, выполнен большой объем ремонтных работ в УЛК-1, в том числе в коридорах и холле, в поликлинике, в студенческом городке.

В постоянном режиме ведутся работы по благоустройству и озеленению территории университета.                    

Продолжается восстановление главного учебного корпуса по государственной целевой программе развития образования. Отделом капитального строительства получена рабочая документация на восстановление здания ГУК. 

Выделенные на 2009 г. средства  на восстановление и реконструкцию главного учебного корпуса МГУ леса в размере 61 млн. рублей освоены полностью.

Собственных средств на строительство израсходовано 2,3 млн. рублей (при плане 1,5 млн. руюлей). Они оплачены на проектные работы и ведение авторского надзора за строительством объекта.

За 2009 г. выполнены работы по строительству нулевого цикла ГУК блоков «А»; «Б» и «В», в том числе:

За 1 квартал 2010 г. выполнены работы по строительству нулевого цикла ГУК блоков «А» и «В». В том числе: по блоку «А» выполнены работы по устройству фундаментной части лифтов, возведению перекрытия; по блоку «В» выполнены работы по устройству выходов из подвала и шахты лифта, гидроизоляционные работы.

Руководством университета постоянно ведется работа по изысканию возможностей дополнительного привлечения средств на строительство ГУК.

 

Финансовая деятельность

 В соответствии с утвержденными Федеральным агентством по образованию сметами затрат ГОУ ВПО МГУЛ на 2009 год, всего по бюджету поступило почти 500 млн. рублей. Расходы на оплату труда и начисления на нее составили 240 млн. рублей, на фундаментальные исследования – 13 млн. рублей.

Формирование доходной части бюджета зависит от комплектования контингента контрактных студентов очного (61 млн. рублей в год) и заочного обучения на представительствах (77 млн. рублей в год).

Такие подразделения вуза, как аспирантура, издательство, ФПК, столовая, санаторий-профилакторий и ряд других – работают в пределах самоокупаемости  (доход составил 52 млн. рублей). Их отчисления в бюджет университета составляют 15-25 % от полученных средств. Указанные средства направляются на коммунальные платежи, уплату налогов, в фонд ректора и на хозяйственную деятельность университета.

 

Прием в университет

 Конкурс при поступлении в наш университет составил в этом году 2,5 человека на одно бюджетное место. Таким образом, работа, проводившаяся нами по привлечению абитуриентов в течение всего учебного года, дала положительный результат. Среди первокурсников много ребят из регионов.

Активнее всего абитуриенты стремились поступить на МШУБ и факультет экономики и внешних связей, где на каждое место было подано почти по 10 заявлений. На других факультетах конкурс составил: ГФ - 5,6;  ФЛА - 2,4; ФЭСТ- 2,3; ЛПФ - 1,8; ФЛХ - 1,8; МХТД - 1,5. 


 

РЕШЕНИЕ
собрания коллектива Московского государственного  университета леса совместно с Ученым советом

Общее собрание коллектива университета рекомендует одобрить работу руководства и коллектива по:

  подготовке и принятию нормативных документов,  регламентирующих учебно-методическую, научную и хозяйственную  деятельность в университете;

разработке новых Государственных образовательных стандартов бакалавров и магистров и примерных образовательных программ по направлениям подготовки, относящимся к УМО по образованию в области лесного дела;

изменениям в структуре университета:

- созданию на основе кафедр лесного факультета двух факультетов – факультета лесного хозяйства и лесопромышленного факультета;

- организации объединенной кафедры информационно-измерительных систем и технологии приборостроения;

избранию на должности деканов факультетов и заведующих кафедрами молодых талантливых ученых при сохранении преемственности и развитии созданных научных школ и направлений;

профориентационной работе в школах, колледжах и техникумах, расширению связей с регионами и организацию компании по привлечению и набору абитуриентов в университет;

постоянному контролю и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

заключению долгосрочных договоров с предприятиями и организациями на подготовку специалистов и проведение практик со студентами;

•проведению широкомасштабных работ:

-  по ремонту учебных аудиторий,  кабинетов и  комнат общежитий, коридоров и холлов  УЛК-1, поликлиники университета, учебной базы «Камшиловка»;

-  озеленению территории университета;

освоению выделенных капитальных вложений.

 

1. УЧЕБНАЯ  И МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

1.1. Ректорату университета:

1.1.1. Предусмотреть приоритетное выделение средств на:

реконструкцию главного учебного корпуса университета;

приобретение:

- современного  лабораторного оборудования для кафедр;

- учебной литературы для библиотеки МГУЛ;

- современных ЭВМ и оргтехники для компьютерных классов и кафедр университета;

 - лицензионного программного обеспечения;

внедрение современных инновационных технологий обучения студентов и создание системы менеджмента качества;

дальнейшее развитие спортивной и оздоровительной  работы со студентами, оснащение нового спортивного павильона и спортивных площадок;

благоустройство интерьеров и территории университета;

продолжение ремонтных работ в корпусах и общежитиях университета, на базах практик и отдыха «Камшиловка», «Джанхот», «Искра»;

проведение рекламной и профориентационной работы;

выпуск учебников и учебно-методических пособий, выплаты авторского гонорара издательством МГУЛ;

дальнейшее развитие воспитательной, спортивной и оздоровительной  работы со студентами,

проведение социологических исследований среди студентов и сотрудников университета

 (отв.:  Санаев В.Г., Обливин А.Н., Тулузаков Д.В., Комаров Е.Г., Сиротов А.В., Майструк И.В.).

1.1.2. Продолжить работу:

• Совета по воспитательной работе, в соответствии с перспективным планом мероприятий по развитию воспитательной деятельности в университете, по следующим  направлениям: гражданско-патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание; правовое воспитание; эстетическое воспитание; профессионально-трудовое воспитание; формирование здорового образа жизни; семейно-бытовое воспитание; экологическое воспитание;

• по формированию  студенческого совета МГУЛ (отв. Обливин А.Н., Майструк И.В.);

• по внедрению в университете системы менеджмента качества (отв.: Тулузаков Д.В., Беляков В.А., Дашков, А.А., Савицкий А.С.);

• по совершенствованию учебно-консультационного центра для координации работы со студентами заочной сокращенной формы обучения, преподавателями, ЦДО, общежитием и отделением регионального обучения (отв.: Тулузаков Д.В., Макуев В.А., Савицкий А.С.).

1.1.3. Совместно с Попечительским советом провести ряд мероприятий по организации содействия в трудоустройстве выпускникам университета на предприятиях, входящих в состав Попечительского совета. Провести в октябре-ноябре 2010 г. «День карьеры» («Ярмарку вакансий») для студентов старших курсов (отв.:  Фахретдинов Х.А., Тулузаков Д.В.);

1.1.4. В течение учебного года обеспечить организацию работы в университете семинаров по вопросам внедрения стандартов третьего поколения (отв.: Тулузаков Д.В., Щербаков Е.Н., Шалаев В.С.).

1.1.5. Проректору по международным связям Шалаеву В.С. обеспечить дальнейшую консолидацию работы внутривузовских структур, реализующих программы ДПО. Подготовить предложения по повышению эффективности и результативности ДПО в университете.

1.2. Научно-методическому совету  университета:

1.2.1. К октябрю 2010 г. скорректировать разработку учебно-методического обеспечения учебного процесса с учетом перехода на уровневую подготовку по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., заведующие кафедрами);

1.2.2. Продолжить разработку системы мероприятий по организации самостоятельной  работы бакалавров и магистров всех  форм обучения (срок: март 2011 г., отв. Савицкий А.С.);

1.3. Учебному и  методическому управлениям университета:

1.3.1. Совместно с базовыми кафедрами и научно-методическими советами направлений подготовки и факультетов (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., деканы факультетов, заведующие базовыми кафедрами):

• разработать основные образовательные программы и учебно-методическую документацию для реализации в университете уровневой подготовки студентов в соответствии с ФГОС ВПО, вводимыми в действие с сентября 2011 года, не позднее  31 декабря 2010 года.

• в процессе перехода к уровневой подготовке студентов университета дать предложения по структурной реорганизации и распределению по кафедрам читаемых дисциплин (срок: март 2011 г.);

• усилить контроль качества издаваемой учебной и учебно-методической литературы с точки зрения усиления самостоятельной работы студентов;

• совместно с лабораторией программного обеспечения разработать и внедрить электронную форму ввода рабочей программы учебной дисциплины до 30 ноября 2010 года (отв.: Васильев С.Б., Шевляков А.А.);

1.3.2. Совместно  с Центром дистанционного образования ИПСОП и Управлением информатизации продолжить работу по созданию и внедрению Системы дистанционного обучения МГУЛ и учебно-методического обеспечения для дистанционных технологий образования (отв.: Савицкий А.С., Макуев В.А., Малашин А.А., заведующие кафедрами):

1.3.3. Совместно с ФПКП организовать разработку системы оценки результативности прохождения повышения квалификации научно-педагогическими кадрами (отв.: Савицкий А.С., Васильев С.Б., Самолдин А.Н.).

1.4. Издательству МГУЛ (отв. Никишов В.Д.):

1.4.1. Совместно с методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами с учетом предстоящего  перехода к уровневой подготовке  и усиления роли самостоятельной работы студентов университета составить план издания учебной литературы, соответствующей программам дисциплин и новым учебным планам и организовать ее своевременный выпуск (срок: декабрь 2010 г.);

1.4.2. Обратить внимание заведующих кафедрами и преподавателей на необходимость добросовестного рецензирования учебно-методической литературы с обязательным рассмотрением и утверждением рецензий  на заседаниях кафедр.

1.4.3. Принимать к публикации работы только при наличии электронной версии авторского текста.

1.4.4. Рекомендовать обращаться в УМО для получения  грифа авторам, представившим к изданию перспективные работы, отвечающие современным требованиям учебного процесса.

1.4.5. Представить предложения по осуществлению контроля учебных изданий на антиплагиат (срок: декабрь 2010 г.).

1.5. Управлению информатизации (отв. Малашин А.А.):

 В течение учебного года оснастить мультимедийными средствами аудитории 2400, 2519, 2522, 2500, 2600, 2623.

 Для качественного обеспечения проведения занятий в УЛК-2 совместно с учебным управлением создать лабораторию ММСО (мультимедийных средств обучения), выделить помещение для размещения персонала лаборатории и оборудования (декабрь 2010 г.).

 В рамках факультета повышения квалификации провести семинары по проведению занятий с использованием компьютерной техники в специально оборудованных учебных аудиториях.

 Постепенно осуществить перевод необходимой учебной и общественно полезной информации с устаревших видов носителей на современные средства (по согласованию с кафедрами).

 С целью повышения структурной надежности сети связи корпусов университета создать кольцевую структуру, обеспечивающую более высокую надежность при минимальных затратах. Предусмотреть выделение средств на эти цели в 2010/2011 учебном году.

 Провести тестирование зоны беспроводного доступа в сеть Интернет с ноутбуков, смартфонов, и других устройств. Если сервис будет пользоваться популярностью, развивать его дальше.

 Придать статус компьютерной VoIP АТС учрежденческой АТС. В 2010/2011 учебном году расширить круг пользователей до уровня деканов и руководителей отдельных административных подразделений. Разработать и согласовать с руководством дополнительные сервисы (конференц-связь, отложенный вызов, голосовая почта) и реализовать их в АТС. Проработать вопрос выхода VoIP АТС на международные и междугородние телефоны, минуя Мытищинскую ГАТС.

 Обязать сотрудников университета читать административные рассылки по электронной почте, в которых публикуются объявления по работе сети, нововведениям, новым сетевым сервисам, вирусным угрозам, новым версиям антивирусов и т.д., а также рекомендовать читать сообщения на форуме сайта университета.

Осуществить:

резервирование электропитания узла интернет университета (с возможностью автоматического переключения на резервную линию электропитания);

модернизацию локальной сети общежитий в соответствии с разработанными проектами. В 2010/2011 учебном году закончить модернизацию  общежития № 1.

Разработать:

программу представления расписания экзаменов для размещения на сайте университета;

систему, состав и представление необходимых данных для студентов и их родителей (личный кабинет, «электронный методист»).

1.6. Деканам факультетов:

1.6.1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной  дисциплины и общественного порядка в университете, своевременно готовить представления о наказании (вплоть до отчисления из университета) студентов за нарушение общественного порядка, пропуски занятий по неуважительной причине и академическую неуспеваемость.

1.6.2. Строго контролировать ритмичность работы студентов в течение семестра.

1.6.3.  Совместно с коллективом кафедр и подразделений факультетов принимать активное участие в подборе абитуриентов на специальности и направления факультета (возобновить контакты со школами, колледжами и техникумами, выделять сотрудников для проведения агитационной работы среди поступающей молодежи).

1.6.4. Расширить практику привлечения для чтения лекций по современным проблемам науки и техники руководителей и специалистов ведущих отечественных  и зарубежных предприятий, фирм и НИИ отрасли.

1.6.5. Обсудить на советах факультетов  издательскую деятельность кафедр и усилить контроль за качеством издаваемой литературы.

1.6.6. Расширить участие  кафедр университета в работе системы ДПО, активизировать разработку дополнительных программ ДПО для отраслевых специалистов и для научно-педагогических кадров;

1.6.7. Директору ИПСОП профессору Макуеву В.А.:

• с целью повышения квалификации преподавателей, учебно-методического состава ИПСОП и сотрудников региональных представительств организовать в 2010/2011 учебном году проведение семинара по методике работы со студентами заочной формы обучения;

• ЦДО ИПСОП совместно с методическим управлением продолжить работу по созданию и модернизации учебно-методического обеспечения для применения дистанционных технологий в образовании;

• совместно с Центром дистанционного образования ИПСОП, управлением информатизации и методическим управлением продолжить реализацию дистанционных технологий образования для студентов-заочников ИПСОП ОРО.

1.6.8. Декану факультета лесного хозяйства, председателю учебно-методического совета по направлению подготовки «Лесное хозяйство и ландшафтное строительство» профессору Липаткину В.А. в срок до 30 октября 2010 г. подготовить предложения по формированию состава, плана работы нового  учебно-методического совета по направлению подготовки «Лесное дело» взамен прежнего.

1.6.9. Декану факультета ландшафтной архитектуры, доценту Фроловой В.А. совместно с председателем учебно-методической комиссии по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» профессором Теодоронским В.С. в срок до 30 октября 2010 г. подготовить предложения по формированию состава, плана работы нового  Учебно-методического совета по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура».

1.6.10. Декану  ФПКП доценту Самолдину А.Н.:

продолжить работу по увеличению численности слушателей, прошедших обучение по программам ДПО в университете;

проработать вопрос о возможности получения слушателями двойного диплома в области ДПО;

совместно с кадровыми структурами предприятий лесного сектора экономики разработать варианты учебно-тематических планов повышения квалификации по различным направлениям и уровням;

привлекать для чтения проблемных лекций руководителей и специалистов ведущих предприятий отрасли.

1.7. Заведующим кафедрами:

1.7.1.  Обеспечить своевременное составление учебно-методических комплексов в соответствии с  требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения.

1.7.2. Совместно с деканами факультетов продолжить работу по снижению аудиторной нагрузки преподавателей и увеличению самостоятельной работы студентов.

1.7.3. Под руководством научно-методических советов специальностей и направлений  сделать упор на разработку учебно-методической литературы для самостоятельной работы и организации регулярного текущего контроля успеваемости студентов (включая разработку тестовых заданий по текущему и промежуточному контролю знаний студентов по учебным дисциплинам с использованием Системы тестового контроля ЦДО ИПСОП).

1.7.4. По согласованию с руководством ИПСОП выделить квалифицированных преподавателей для работы со студентами заочной и очно-заочной (вечерней) форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Обеспечить разработку электронных учебно-методических комплексов и тестов текущего и промежуточного контроля по соответствующим учебным дисциплинам (с использованием систем дистанционного обучения и тестового контроля ЦДО ИПСОП) до 1 октября 2010 года.

1.7.5. Не позднее декабря 2010 г. провести анализ выполнения тематического плана издания учебно-методической литературы по кафедре  и разработать перспективный, сроком на три года, план подготовки и издания учебной литературы по новым образовательным программам для уровневой системы подготовки кадров.

1.7.6. Обеспечить условия для самостоятельной работы студентов (в том числе и в специализированных аудиториях кафедр).

1.8. Заведующим выпускающими кафедрами:

1.8.1. На основании замечаний председателей ГАКов провести анализ выпускных квалификационных работ и осуществить мероприятия по повышению их качества и уровня содержания.

1.8.2. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, шире привлекать к руководству дипломным проектированием  специалистов профильных предприятий, учреждений и организаций.

1.8.3. Заранее составить список рецензентов и график передачи завершенных дипломных проектов (работ) на рецензию в соответствии с требованиями Положения об итоговой государственной аттестации выпускников МГУЛ.

1.9. Попечительскому совету университета (отв. Фахретдинов Х.А.):

1.9.1. Просить попечителей:

в срок до декабря 2010 г. дать свои предложения в Центр содействия трудоустройству выпускников по потребности в инженерных кадрах по направлениям подготовки в МГУЛ;

участвовать в работе Государственных аттестационных комиссий по защите дипломных проектов. Продолжить форму открытых защит дипломов на примере факультета МХТД (направление «Деревянное домостроение»).

1.9.2. Продолжить взаимодействие с отраслевыми ассоциациями по направлениям подготовки выпускников, в том числе c Ассоциацией ракетно-космического комплекса Роскосмос.

1.9.3. Рассмотреть вопрос о создании ассоциации выпускников МЛТИ-МГУЛ.

1.10. Центру содействия трудоустройства выпускников МГУЛ (отв. Фахретдинов Х.А.):

1.10.1. Расширить перечень органов власти, занимающихся вопросами трудоустройства в близлежащих районах Москвы и Московской области.

1.10.2. Продолжить взаимодействие с отраслевыми ассоциациями по направлениям подготовки выпускников, в том числе c Ассоциацией ракетно-космического комплекса Роскосмос.

1.10.3. Ввести в практику работы ЦСТВ проведение регулярных социологических опросов, отражающих заинтересованность студентов в конкретных условиях работы по специальности с обязательным участием выпускающих кафедр и социологической лаборатории МГУЛ (срок:  октябрь-декабрь 2010 г.).

1.10.4.  Продолжить работу по формированию базы данных  выпускников и базы данных по вакансиям, поступающим от предприятий-работодателей, совместно с компанией  Future Today.

1.11. Щёлковскому учебно-опытному лесхозу (отв.: Глубиш Я.М., Макашин В.А.):

1.11.1. Совместно с кафедрами факультета лесного хозяйства систематизировать и паспортизировать пробные площади и учебные полигоны, прописанные в Проекте освоения лесов Щёлковского учебно-опытного лесхоза в соответствии с Лесным кодексом РФ, и приступить к их натурному оформлению.

1.11.2. Продолжить:

работы по улучшению бытовых и жилищных условий на учебной базе «Камшиловка»;

модернизацию деревообрабатывающего комплекса для проведения учебных и производственных практик студентов университета.

 

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

2.1. Ректорату совместно с НИЧ и факультетами университета:

• обеспечить проведение научно-технических конференций: «Леса Евразии – Подмосковные вечера» (19-25 сентября 2010 г.);  по проблемам лесоводства и лесоуправления, посвящённой 105-летию со дня рождения  академика И.С. Мелехова (12 октября 2010 г.); «Лес и космос» (сентябрь 2010 г.);  «Нанотехнологии в лесном комплексе» (октябрь 2010 г.); V Международного  форума «Лес и человек» (30 сентября 2010 г.).

• создать резервный фонд, необходимый для финансирования: патентно-лицензионной, информационной деятельности; научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов; редакционно-издательской работы по изданию авторефератов, монографий и сборников научных трудов, материалов конференций; подачи конкурсных заявок на выполнение НИР, организации выставок (в течение учебного года);

• развивать в приоритетном порядке материально-техническую базу тех структурных подразделений университета, которые ведут исследования, позволяющие осуществлять опережающую подготовку специалистов для приоритетных направлений в экономике, науке и в области высоких технологий;

• усилить контроль за работой над диссертациями аспирантов и обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами.

 

2.2. НИЧ совместно с факультетами и кафедрами университета:

провести в январе-феврале 2011 года научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов. В марте-апреле 2011 года провести научно-технические конференции студентов. По результатам работы конференций опубликовать сборники научных трудов (отв.: НИЧ, деканы факультетов);

увеличить число заявок для участия в открытых конкурсах на выполнение поисковых научно-исследовательских работ;

направлять основные усилия на интеграцию университетской, академической и отраслевой науки с учебным процессом, оказывать всемерную поддержку интегрированным научно-образовательным структурам, научно-образовательным центрам, эффективно обеспечивающим сохранение, воспроизводство и регулярное обновление кадрового потенциала университета;

активизировать участие ученых университета в издании научных публикаций, продолжить издавать сборники научных трудов, осуществлять публикации в электронном журнале «Труды Московского государственного университета леса», зарегистрированном в ГК РФ по печати, и журнале «Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник»;

совершенствовать работу научных студенческих обществ на факультетах, учитывать рекомендации НСО при приеме выпускников университета в аспирантуру для обучения за счет средств федерального бюджета.

 

2.3. Управлению по подготовке научно-педагогических кадров совместно с факультетами и кафедрами:

обеспечить необходимую численность аспирантов и своевременную защиту ими диссертаций в плановые сроки (отв.: заведующие кафедрой, деканы, управление по подготовке научно-педагогических кадров);

предоставлять рекомендации для поступления на госбюджетные места в аспирантуру исключительно выпускникам, окончившим вуз с отличием и выпускникам, проявившим себя в студенческие годы в НИРС;

обязать аспирантов второго и третьего года обучения выступить с докладами на ежегодных научно-технических конференциях университета (отв.: научные руководители, управление по подготовке научно-педагогических кадров);

сформировать аттестационные комиссии на факультетах университета, в функции которых будет входить проверка эффективности работы аспирантов, докторантов, научных руководителей;

• создать резервный аттестационный фонд для поощрения  эффективной работы научных руководителей, аспирантов, докторантов по результатам защищенных в срок подготовки диссертаций, и сотрудников, оставшихся после защиты диссертации работать в университете;

2.4. НИЧ совершенствовать раздел сайта МГУЛ, пропагандирующий новейшие достижения науки и техники, научно-исследовательскую деятельность ученых университета. Вести постоянное обновление размещенной на сайте нормативно-справочной и контактной информации, необходимой для организации НИОКР, информации о текущих конкурсах, проводимых различными министерствами, агентствами и фондами, информации о текущих и планируемых выставках, семинарах и условиях по участию в них.

 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Ректорату обеспечить дальнейшую интеграцию университета в мировое образовательное и научное пространство, рост экспортного потенциала.

3.2. Проректорам Тулузакову Д.В. и Шалаеву В.С. активизировать деятельность кафедр, факультетов и соответствующих подразделений вуза в реализации положений Болонского процесса;

3.3. Проректорам Запруднову В.И. и Шалаеву В.С. продолжить использование потенциальных возможностей вуза в выполнении проектов с международным участием;

3.4. Начальнику Управления по международной деятельности Никитину В.В.:

• продолжить деятельность по планомерному увеличению численности обучающихся в университете иностранных граждан в соответствии с требованиями нормативов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.;

• совместно с директором студгородка Леончевым С.И. вести работу по увеличению числа койко-мест, выделяемых для проживания учащихся иностранцев;

• совместно с деканами факультетов продолжить работу по улучшению показателей международной академической мобильности студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников, обеспечить расширение географии и масштабов студенческих обменов и практик, увеличение числа приглашенных в вуз иностранных преподавателей и объема их педагогической нагрузки;

• совместно с деканами заинтересованных факультетов продолжить отработку опыта международного признания отдельных учебных курсов;

• совместно с директором МШУБ Дашковым А.А. продолжить работу по подготовке преподавания одной или нескольких учебных программ на иностранном языке; 

3.5. Главному инженеру Давлитову Р.М. совместно с директором студгородка Леончевым С.И. продолжить работу по улучшению социально-бытовых условий проживания иностранных граждан в общежитии МГУЛ.

 

4. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И КАПИТАЛЬНОЕ  СТРОИТЕЛЬСТВО.

Управлению по инженерному обеспечению (отв. Давлитов Р.М.):

4.1. В срок до 1 октября 2010 года провести необходимые работы по подготовке зданий, сооружений и инженерных коммуникаций к работе в зимних условиях.

4.2. Не позднее 30 октября 2010 года совместно с учебным управлением университета разработать план мероприятий на 2010/2011 учебный год по:

• проведению ремонтных работ и благоустройству территории университета;

• проведению профилактических мероприятий по охране труда  и  технике  безопасности;

• обеспечению мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической  угрозе.

4.3. Совместно с администрацией студгородка продолжить подготовку в общежитиях университета мест для заселения  студентов очной и заочной форм обучения, улучшение социально-бытовых условий проживания иностранных граждан.

4.4. Отделу капитального строительства планомерно проводить работу по освоению выделенных государственных инвестиций на восстановление и реконструкцию главного корпуса университета (отв. проректор Бобашов А.И.).

 

5. СОЦИАЛЬНАЯ  СФЕРА.

5.1. Профсоюзным комитетам сотрудников и студентов  университета (Сиротов А.В., Майструк И.В.) продолжить работу по созданию необходимых условий качественной оздоровительной работы социальной инфраструктуры университета.

5.2. До 15 ноября 2010 г. разработать и утвердить на Ученом совете университета перспективный план развития базы отдыха «Джанхот-МГУЛ», детского оздоровительного лагеря «Искра» и предусмотреть необходимое финансирование (отв.: Комаров Е.Г., Бобашов А.И., Давлитов Р.М., Сиротов А.В., Майструк И.В.).

Контроль за выполнением решения возложить на ректора МГУЛеса профессора Санаева В.Г.


ВАКАНСИИ

МГУЛ объявляет о проведении выборов на вакантную должность заведующего кафедрой:

- менеджмента и маркетинга;

- экологии и защиты леса;

МГУЛеса объявляет конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам:

- менеджмента и маркетинга – профессора, д.н. – 0,5 ед.;

- высшей математики – профессора, к.н. – 0,5 ед.,  доцента, к.н. – 0,5 ед.;

- менеджмента и информационных технологий – старшего преподавателя – 1  ед.;

- экономики и организации на предприятиях д/о и лесной промышленности – ассистента – 1  ед.

 

Срок подачи заявлений в отдел кадров –
 один месяц со дня публикации в газете.