№ 11-12 (1885-1886), 21 мая 2010 года
Международной школе
управления и бизнеса 15 лет!
- Андрей Александрович, 31 мая Международная школа управления и бизнеса будет отмечать свое 15-летие. Не могли бы Вы поделиться с нашими читателями, как родилась идея создания в стенах нашего университета такой необычной, я бы даже сказал, уникальной структуры? - Вспоминая события, которые предшествовали созданию бизнес-школы, хотелось бы вернуться в теперь уже далекий 1987 год.
В ту пору я и мой друг Сергей Ксенофонтов (на фото), молодые специалисты ЦНИМАШа, поступили на очное отделение аспирантуры по кафедре технической кибернетики. В 1991 году нами были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации. Темы наших диссертаций были связаны с космической проблематикой и робототехникой. После защиты мы стали работать на факультете электроники и системотехники, легендарном ФЭСТе. Тогда, в начале девяностых, ломались привычные нормы и ценности. Система плановой социалистической экономики уступала место новым рыночным отношениям. Большинство молодых людей, закончивших в то время вузы и получивших высшее образование, ощущало чувство вакуума и неопределенности в отношении личного будущего и возможностей профессиональной реализации в резко изменившихся условиях. Старые схемы уже не срабатывали, требовались другие подходы, иные знания, способные адекватно описывать новую реальность. На мой взгляд, решающим событием, непосредственно повлиявшим на рождение идеи создания МШУБ, стало наше знакомство осенью 1992 года с Михаилом Альбертовичем Абрамовым. Я очень хорошо помню нашу первую встречу (кстати, представил нас друг другу тогдашний декан ФЭСТа О.Н. Новоселов). На тот момент М.А. Абрамов, молодой доцент, только что вернулся из Америки. Изучая зарубежный опыт подготовки специалистов, он побывал в различных учебных заведениях, исколесив пол-страны. Михаил пригласил меня и Сергея Ксенофонтова принять участие в семинаре «Производство мирового класса» (World Class Manufacturing). Этот семинар был организован под эгидой Северного Иллинойского университета (СИУ) и Института международной торговли и инвестиций. Цель данного проекта заключалась в подготовке плеяды отечественных преподавателей, способных адаптировать передовой опыт ведения бизнеса в ведущих западных странах к национальным особенностям России. Семинар, проходивший в течение двух месяцев, заставил нас по-новому взглянуть на происходящие вокруг экономические и социальные процессы. Тогда мы впервые услышали новые и необычные для нашего слуха слова – «менеджмент», «маркетинг», «ориентация на потребителя», «всеобщее управление качеством», узнали много других интересных понятий. Надо отметить, что организаторами и участниками семинара были довольно известные и авторитетные фигуры. Это Дэниэл Лимански (на тот момент директор института малого бизнеса в Северном Иллинойском университете), вице-президент компании Jonson&Jonson и сопредседатель совета директоров Института Международной торговли и инвестиций Джон Мэдсон, а также один из выдающихся американских предпринимателей, директор учебных программ Массачусетского технологического института Дуглас Бресвейт. Затем под руководством М. Абрамова и при участии СИУ мы занялись подготовкой и проведением следующего бизнес-семинара, расширив его состав за счет привлечения массы новых участников. После завершения семинаров мы продолжали поддерживать деловые контакты с Деном Лимански, Джоном Мэдсоном и Дугласом Бресвейтом. В то же время, было очевидно, что приобретенный опыт нуждался в систематизации и упорядочении. Тогда же Сергей Ксенофонтов и Ирина Рыкунина отправились на стажировку в Северный Иллинойский университет. После их возвращения были продолжены поиски оптимальных форм организации полученных знаний. Побывала в университете большая делегация студентов СИУ. Все понимали – надо что-то делать, но пока никто не мог предложить конкретное решение. Закончился американский проект. Ушел из университета М. Абрамов. Решение, как это часто случается, пришло неожиданно. Весной 1994 года мы с Сергеем на моей даче в Загорянке в очередной раз пытались решить, что делать. И вдруг, не сговариваясь, практически одновременно, у нас родилась идея создания бизнес-школы. Вот то, чему можно посвятить оставшуюся жизнь! Конечно, тогда мы не представляли, с какими проблемами столкнемся и какие задачи нам предстоит решать, а главное – с чего начать. Тогда для нас все это было в новинку. Только позднее я узнал, что, оказывается, первая бизнес-школа появилась еще в 1988 году при МГИМО. Решили начать с профориентационной довузовской подготовки. Весной 1994 года наши преподаватели пришли в 17-ю среднюю школу Мытищ с предложением читать лекции в старших классах по основам предпринимательства и управления бизнесом. Это предложение встретило положительный отклик директора, учителей, учеников. И вот, 1 сентября 1994 года началась реализация новой образовательной программы. В следующем, 1995 году, нами была получена лицензия на подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент». Данный род деятельности требовал наличия определенной организационной структуры, которой и стала Международная школа управления и бизнеса в нашем университете. Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность прежнему ректору МЛТИ-МГУЛеса, а ныне президенту университета А.Н. Обливину за его содействие открытию в Лестехе школы бизнеса. А также поблагодарить Станислава Николаевича Рыкунина, тогдашнего проректора по международным связям, и Олега Николаевича Новоселова, декана ФЭСТ, за поддержку и помощь. Соответствующий приказ был подписан 31 мая 1995 года. Именно эту дату принято считать моментом создания бизнес-школы. - Андрей Александрович, фактически Вы стали первым подразделением в университете, начавшим подготовку бакалавров? - Не совсем так, – с 1993 года бакалавров уже готовили на ФЭСТе. Однако важно, что МГУЛеса стал одним из первых вузов России, открывших магистратуру в 2000 году. Здесь мы действительно стали первопроходцами. Хотя тогда еще не было четкого понимания, что из себя представляет многоуровневая система подготовки … - В этой связи хочу задать вопрос – каково Ваше отношение к двухуровневой системе подготовки? До сих пор вокруг этой темы не утихают споры и продолжают высказываться неоднозначные и, порой, прямо противоположные мнения экспертов. - Главная цель двухуровневой системы образования – дать любому человеку возможность осознанного выбора. Образование не должно становиться приговором. Важно, чтобы каждый в процессе обучения всегда имел шанс на, образно говоря, изменение и корректировку траектории своего образования.
- Наряду с подготовкой бакалавров и магистров МШУБ занимается обучением слушателей по программе MBA (Master of Business Administration - магистр бизнес-администрирования). Не могли бы Вы рассказать об этой стороне Вашей деятельности? - Обучение по программе МВА предполагает подготовку будущих руководителей высшего и среднего звена, способных эффективно решать поставленные задачи в условиях рыночной конкуренции. Первая группа для обучения по данной программе была набрана в 2006 году. Программа МВА дает специализированное образование, главным образом, тем, кто уже имеет опыт работы в той или иной сфере деятельности. Вполне естественно, что формы учебного процесса будут зависеть от контингента учащихся. Но нужно учитывать, что для взрослых людей, в отличие от вчерашних выпускников средних школ, требуются иные подходы, иная мотивация. Условно говоря, опытному практику нельзя в качестве образовательной услуги продать то, что можно продать неопытному студенту. У взрослого человека восприятие нового происходит через призму личного опыта. В умении учитывать данный фактор при организации учебного процесса и заключается искусство преподавания. Пожалуй, в этом состоит главная специфика реализации программ МВА. Преподаватели МШУБ не останавливаются на достигнутом, ведя активную работу по поиску путей совершенствования организации учебных занятий со своими студентами. В то же время, как мне кажется, наша общая беда заключается в том, что мы не любим учиться. Не так давно мне довелось читать лекцию у студентов 5-го курса. В ходе общения с ребятами возникла дискуссия на тему об отношении искусства и науки. К сожалению, бытует ошибочное мнение, противопоставляющее эти две сферы. Многие легкомысленно относят менеджмент к области особого рода искусства, которому якобы не требуется научное обоснование. Однако, настоящее искусство, как высшая ступень творческой активности, имеет своим базисом хорошую школу и надежные знания. В этом ключ к успеху. - Андрей Александрович, Вы являетесь активным сторонником внедрения системы управления качеством образования. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям - что это такое? - Система управления качеством образования требует кардинального пересмотра всей образовательной деятельности. Она начинается с признания факта первичности нашего клиента – покупателя образовательных услуг. В этой системе образование выступает как особый товар, обладающий своими специфическими свойствами. Надо понимать, что центральным субъектом системы образования является студент. На втором месте стоит преподаватель. Все остальное можно назвать вспомогательной инфраструктурой, которая, конечно, важна, но не стоит на первом месте. Это нечто иное, чем привычная многим советская модель образования, где на первом месте всегда находился учитель. Хотя я очень высоко ценю советскую систему образования. Без приобретенных за годы учебы на математическом факультете МГУ знаний мне вряд ли удалось бы реализовать поставленные задачи и основать МШУБ. В английском языке есть два слова «teaching» и «learning» – научение и изучение, смысл которых, на мой взгляд, прекрасно передает сдвиг акцента с преподавания на самостоятельное усвоение теоретического материала в опоре на практическую деятельность и личную заинтересованность. В ходе многолетней практики мы пришли к выводу, что для хорошего менеджера требуются профессиональные знания в области маркетинга и управления, развитые коммуникативные навыки общения и мощная личностная мотивация. - Вы следите за тем, как складывается карьера ваших выпускников? Есть ли на этот счет какая-либо статистика? - Да мы пытаемся это делать, хотя по объективным причинам это не всегда удается. За 15 лет из стен Международной школы бизнеса вышло более 1000 бакалавров и магистров. Многие наши выпускники активно занимаются предпринимательской деятельностью, имеют свой бизнес. Некоторые сделали блестящую карьеру на крупных компаниях. Так, одна из выпускниц МШУБ работает руководителем отдела маркетинга одной из ведущих фирм в области высоких технологий. Другой известный выпускник бизнес-школы, Руслан Калинин, после окончания магистратуры и стажировки в Америке получил должность специалиста по рекламе в отделе внутреннего контроля компании ТНК-BP. Есть и такие, кто после обучения поступают в аспирантуру, защищают диссертации, внося свой вклад в развитие науки менеджмента.
- Андрей Александрович, приближается лето - традиционное время абитуриентской страды. Что бы Вы пожелали будущим студентам МШУБ? - Главное – хотеть достичь чего-то в жизни и стать успешным человеком. Хочу повторить слова основателя корпорации Matsushita Electric Коносуке Мацусита, сказавшего, что бизнес – это нечто такое, что одни делают для счастья других. Школа бизнеса обучает своих студентов тому, как самостоятельно строить карьеру и добиваться поставленных целей на пути к профессиональной самореализации. И не случайно миссия МШУБ – содействовать созданию цивилизованной деловой среды и взаимному успеху людей и организаций путем участия в подготовке и формировании профессиональных менеджеров. Мы с радостью ждем новых студентов! Беседовал С. РАМАЗАНОВ. |
Лесоруб? В Научно-образовательном центре «Лесопромышленник» МГУЛеса состоялось вручение свидетельств об окончании специализированных курсов начальной профессиональной подготовки по специальностям: вальщик леса 6-го разряда, лесовод и лесоруб.
Среди успешно закончивших курсы и студенты, и квалифицированные рабочие, и руководители производства, настоящие мастера своего дела, проработавшие в лесной отрасли не один год. Поздравить выпускников пришли проректор по учебной работе профессор Д.В. Тулузаков и заведующий кафедрой технологии и оборудования лесопромышленного производства профессор А.К. Редькин. Как отметил Д.В. Тулузаков, вручение свидетельств о повышении профессионального мастерства всегда волнительное и, в то же время, приятное событие, являющееся знаменательным шагом на пути профессионального становления. А.К. Редькин пожелал дипломированным специалистам здоровья, удачи и безаварийной работы. Несомненно, приобретенные за время обучения в стенах вуза знания и навыки станут прочным фундаментом будущих трудовых достижений, залогом успешного профессионального роста. Слушателям курсов дается учебный материал по современным технологиям ведения лесозаготовительных и лесовосстановительных работ. Достаточно глубоко рассматриваются вопросы лесного товароведения и управления качеством выхода лесопродукции, что особенно актуально при современных формах хозяйствования. Как подчеркнул директор Научно-образовательного центра «Лесопромышленник» профессор А.А. Шадрин, специальность вальщика является по-своему уникальной. Например, в Финляндии только для того, чтобы подготовить соответствующего специалиста, требуется целый год. В нашем университете вальщиков готовят высококвалифицированные преподаватели, которые знают не только теорию, но и участвуют в международных соревнованиях вальщиков леса. Неоднократным призером таких состязаний является старший преподаватель кафедры ТОЛПП В.В. Старостин. Со своей стороны, теперь уже бывшие учащиеся произнесли слова благодарности в адрес своих учителей и наставников – преподавателей вуза.
Среди получивших свидетельства: старший мастер РСУ «СпецРемТранс» А.М. Крылков; вальщик РСУ «СпецРемТранс» А.А. Ходырев; главный инженер ООО «Ландшафтная мастерская В.А. Агальцовой «Русский сад» Е.И. Соколов; инженер ООО «Ландшафтная мастерская В.А. Агальцовой «Русский сад» А.В. Румянцев; учебный мастер кафедры технологии и оборудования лесопромышленного производства А.В. Лукьянов; студент МГУЛеса С.В. Беззубиков. Пожелаем и мы всем специалистам новых успехов на их профессиональном поприще. С. ГЛАДЫШЕВ. |
Состоялась традиционная студенческая конференция по страноведению под руководством Нины Михайловны Шемякиной и Татьяны Акимовны Токаревой. Ее цель – повышение уровня немецкой разговорной речи у учащихся, а также познавательная и развивающая функции. В конференции принимали активное участие более 25 студентов факультетов экономики и внешних связей, ландшафтной архитектуры, механической и химической технологии древесины. Студенты рассказывали про города, культуру, достопримечательности и особенности ФРГ. Звучала классическая музыка, рассказ сопровождался демонстрацией фотографий городов и достопримечательностей этой страны. Присутствующие гости задавали вопросы, касающиеся индустрии и культуры Германии. А. БУРНАШЕВА, ЭВ-25. |
поют по-русски
|
Коллектив редакции газеты «Вестник» МГУЛеса поздравляет начальника управления по СМИи связям с общественностью Сергея Викторовича РАМАЗАНОВА с вступлением в Союз журналистов Москвы и желает ему новых творческих успехов. 9 мая исполнилось 75 лет доценту кафедры УАП ЛПК АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ ПОЛИЩУКУ
Более 50 лет продолжается производственная, педагогическая, научная и общественная деятельность юбиляра, тесно связанная с лесной и деревообрабатывающей промышленностью и высшим образованием. После окончания МЛТИ в 1959 г. А.Н. Полищук был приглашен на преподавательскую работу в институте. Работал лекционным ассистентом, ассистентом, старшим преподавателем, с 1991 года работает в должности доцента. В 1993 году ему присвоено ученое звание доцента, а в 2000 г. – почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». Начало трудовой деятельности Александра Николаевича совпало с организацией в институте кафедры «Автоматизация производственных процессов». Он был первым сотрудником этой кафедры и внес заметный вклад в создание ее лабораторной базы и методического обеспечения. Много времени и сил отдает юбиляр организации учебного процесса при обучении студентов. В течение ряда лет являлся заместителем декана ФАД. Прекрасный педагог, обладающий редким даром излагать сложные вопросы ясно, просто, доходчиво и даже с элементами юмора, Александр Николаевич является соавтором нескольких учебников для вузов и автором многих учебных пособий по дисциплинам кафедры. Интерес к науке и талант исследователя у юбиляра проявился еще во время проведения работ по созданию новых методов и технических средств неразрушающего контроля качества изделий из древесины. Он является автором 7 изобретений и 32 научных печатных работ в этой области, автором и разработчиком ряда дефектоскопов для автоматического контроля, которые были внедрены на многих предприятиях отрасли. Его разработки неоднократно экспонировались на ВДНХ СССР и на Международных выставках «Лесдревмаш». За научно-производственные разработки награжден двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР, почетным знаком «Изобретатель СССР». Александр Николаевич принимает активное участие в жизни вуза: неоднократно избирался в выборные органы общественных организаций университета и факультета. В течение ряда лет был заместителем редактора газеты МЛТИ «За инженерные кадры». В настоящее время является членом Совета ветеранов университета. Обладая широкой эрудицией и глубокими знаниями, юбиляр пользуется заслуженным авторитетом среди сотрудников университета и факультета. Он интеллигентный и отзывчивый человек, всегда готовый поделиться своими знаниями и опытом со студентами, аспирантами и молодыми сотрудниками. Высокая порядочность, требовательность к студентам, внимательное отношение к людям снискали к нему глубокое уважение в университете. Товарищи по работе поздравляют дорогого Александра Николаевича и от всего сердца желают ему, его родным и близким доброго здоровья, счастья и долгих лет жизни! Друзья и коллеги. |
МГУЛеса
объявляет о проведении выборов Ä ландшафтной архитектуры.
МГУЛеса
объявляет конкурс на замещение
Ä механизации лесохозяйственных работ - доцента, к.н. - 1 ед.; Ä материаловедения и технологии конструкционных материалов - профессора, к.н. - 1 ед.; Ä экономики и организации внешних связей - доцента - 1 ед.; Ä философии - доцента, к.н. - 1 ед., ст. преподавателя - 0,75 ед.; Ä вычислительной техники - профессора, к.н. (совм.) - 0,5 ед.; Ä транспорта леса - профессора, д.н. - 0,5 ед., профессора, к.н. - 1 ед.; Ä теории и конструирования машин - доцента, к.н. - 0,5 ед.; Ä химической технологии древесины и полимеров - доцента - 1 ед.; Ä физического воспитания и спорта - ст. преподавателя - 1 ед. Срок подачи
заявлений в отдел кадров
– |