23-26 (1869-1872), 30 ноября 2009 года

 

МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ ЛЕСА 90 ЛЕТ!

 

Загрузить рисунок в формате PDF

 

ОБРАЩЕНИЕ РЕКТОРА МГУЛеса

ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

 

Уважаемые сотрудники,
студенты и аспиранты университета!
Дорогие друзья!

 4 декабря исполняется 90 лет со дня образования Московского лесотехнического института – Московского государственного университета леса.

Это наш с вами общий праздник. Ведь все мы – профессора, преподаватели, студенты и обслуживающий персонал – трудимся в стенах крупнейшего образовательно-научного центра по подготовке высококвалифицированных специалистов для лесной и деревообрабатывающей отраслей, ракетно-космического комплекса страны. И каждый вносит свой вклад в общее дело развития и процветания родного Лестеха.

Мы по праву гордимся нашей славной историей, достижениями в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, сохранением и развитием социальной инфраструктуры университета, всемирно известными научно-педагогическими школами. Всего перечислить просто невозможно – так много событий и выдающихся свершений вобрали в себя прошедшие десятилетия.

В этот торжественный день мы с особой теплотой вспоминаем педагогов и студентов, пришедших работать и учиться в возрожденный Московский лесотехнический институт в далеком 1943-м году. Они пришли с фронтов Великой Отечественной за знаниями, понимая, что основой устойчивого и динамичного развития любого государства является уровень образованности его народи. Другой альтернативы не было и не могло быть.

В век развития информационных технологий эти слова справедливы вдвойне. И наш коллектив каждодневно доказывает своим трудом высочайший уровень профессионализма и педагогического мастерства, подтвержденный заслуженно высоким рейтингом нашего вуза в системе Министерства образования и науки.

В канун юбилея мы с уверенностью смотрим в будущее, опираясь на славные традиции фундаментальной отечественной науки, заложенные многими поколениями российских ученых.

От всего сердца поздравляю весь коллектив Московского государственного университета леса со славным юбилеем, желаю крепкого здоровья, личного счастья и дальнейших успехов в очень непростом труде на благо российского образования и науки.

С праздником!

 

 

В канун 90-летия
Московского государственного университета леса
мы беседуем с ректором МГУЛеса, доктором технических наук,
профессором В.Г. САНАЕВЫМ.

 

- Виктор Георгиевич, 90 лет – серьезный возраст. И для человека, и для вуза…

- Вы правы. Недавно мы восстановили галерею портретов директоров и ректоров МЛТИ-МГУЛеса за все годы деятельности вуза. И, вглядываясь в эти лица талантливых ученых и организаторов, я невольно ловлю себя на мысли, что за каждым – целая эпоха. Со всеми ее свершениями и трудностями.

Ведь как все начиналось? Еще шла Гражданская война, но уже в июне 1918 года при Высшем совете народного хозяйства был учрежден Главный комитет лесной политики и деревообрабатывающей промышленности (Главлес). В декабре того же года было принято решение о создании при ВСНХ Главного лесного комитета, на который возлагалось управление всей лесной промышленностью, а также организация заготовки топливных дров. В стране тогда ощущался острый топливный голод из-за отсутствия заготовки угля на шахтах Донбасса, находившихся в руках белогвардейцев. Необходимо отметить, что обеспечение топливом отраслей народного хозяйства и населения было основной проблемой лесоснабжения, и правительство вынуждено было постоянно заниматься ею.

Основным высшим лесным учебным заведением в тот период был Петроградский лесной институт, продолжавший выпускать специалистов лесного дела с квалификацией лесовода I и II разрядов. Готовились эти специалисты на базе лесоводственных и биологических дисциплин, не получая достаточных знаний по заготовке леса, его транспортировке и деревообработке. Этот недостаток в профиле подготовки лесных специалистов особенно почувствовался в период возникновения государственной лесной промышленности и значительного увеличения объемов лесопользования. Поэтому руководители лесного образования выдвигали предложения об учреждении, в частности в Петербургском лесном институте, лесотехнических отделений технологического (по механической и химической обработке дерева и торфа) и инженерного (по заготовке и транспорту леса и мелиорации) профиля.

А еще раньше, в августе 1916 года, эти предложения выдвигал Всероссийский съезд представителей промышленности и торговли, но они не были осуществлены. Реализовали их только в 1919 году, приняв решение об открытии в системе Наркомпроса учебного заведения нового типа – Московского лесотехнического института для подготовки инженеров-лесотехнологов по заготовке, транспорту, обработке и переработке древесины.

Первым директором МЛТИ (заметьте – именно директором, должность «ректор» появилась только в 60-е годы) был назначен Виктор Эмильевич Классен – представитель целой пледы ученых, отдавших свои знания, энергию и опыт Советской власти. Являясь членом коллегии Главного топливного комитета, Виктор Эмильевич занимался вопросами топливоснабжения, рационализацией использования топлива и экономией его потребления.

Значение нового вуза было столь велико, а задачи подготовки специалистов лесной отрасли столь важны для государства, что В.Э. Классену выписали пропуск для беспрепятственного прохода в Кремль! Фотокопию этого уникального документа недавно обнаружили в архиве Музея МГУЛеса.

- Да, пропуск в Кремль это серьезно. Особенно в то неспокойное время.

- Именно. Но ведь в принятом 27 мая 1918 года «Основном законе о лесах», который отменял частную собственность на лес и устанавливал порядок и правила пользования лесами в Республике, четко была обозначена первоочередная задача – создание персонала правительственных лесных специалистов, которые должны «…обладать соответствующими техническими познаниями и нести ответственность перед Советской властью». Кроме того, в Законе отмечалась особая важность подготовки таких специалистов, ведь страна нуждалась в рациональном использовании лесных богатств. Хозяйственное же использование лесов, основанное на умении и специальных знаниях, упиралось в отсутствие специалистов. Поэтому их подготовка проводилась целенаправленно и последовательно.

Уже к концу 1919 года наш Лестех располагал помещением, штатами и имел соответствующее юридическое оформление. Для работы институту было временно предоставлено помещение, расположенное в самом центре Москвы, – в доме № 30 на Большой Никитской улице. Кроме этого, институту были переданы здания на улице Большая Молчановка и в Охотном ряду (на месте гостиницы «Москва»). Даже в самом месте расположения только что образованного вуза ясно видна вся важность задач, ставившихся перед МЛТИ.

В начале 1920 года институт начал подготовку к приему студентов, для чего были организованы подготовительные курсы.

Осенью Московский лесотехнический институт приступил к занятиям со 160-ю студентами, принятыми на первый курс. Институт был открыт в составе двух факультетов лесотехнического профиля, на каждом из которых было по две специальности. Это был лесомеханический факультет, готовивший инженеров-лесотехнологов по лесозаготовкам и лесотранспорту и инженеров-лесотехнологов по деревообработке. А также лесохимический факультет со специальностями: инженер-лссотехнолог по целлюлозно-бумажному производству; инженер-лесотехнолог по канифольно-скипидарному производству и сухой перегонке дерева.

Летом 1921 года институту для учебных занятий было передано помещение бывшей первой Московской мужской гимназии – здание екатерининских времен по адресу Волхонка, 16 и еще ряд зданий под студенческие общежития и квартиры для преподавателей.

На втором учебном году по распоряжению Народного комиссариата просвещения в МЛТИ был открыт третий факультет – лесомелиоративный.

А к 1923 году к МЛТИ был присоединен лесной факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Соединенный факультет, получивший наименование лесохозяйственного, стал четвертым факультетом института. Так что вуз уже мог готовить специалистов как лесотехнического, так и лесохозяйственного профиля.

Для выполнения поставленных перед МЛТИ задач в апреле 1920 года В.Э. Классен подал ходатайство о передаче институту нескольких лесных массивов и имений с лесообрабатывающими заводами для использования в качестве баз производственных практик и организации в них научно-опытных хозяйств. В результате зимой 1920/21 учебного МЛТИ получил Баково-Варнавинский лесной массив в бывшем Краснобаковском уезде Нижегородской губернии на реке Ветлуга общей площадью около 136250 га, из которых 81750 га были заняты хвойными насаждениями. С первого же года Баково-Варнавинский лесной массив стал использоваться как база учебной практики. Весной 1921 года студенты МЛТИ провели в нем практические работы по геодезии, таксации, ботанике, заготовке и сплаву леса, а также по другим дисциплинам.

В 1923 году институту была передана лесная дача «Поречье», принадлежавшая до революции графу Уварову, расположенная в бывшем Можайском уезде. В состав имения общей площадью 5203 десятины (1 десятина – чуть больше гектара) входила 4561 десятина лесной площади, из которых 60 % составляли искусственно созданные лесонасаждения. Особенно ценным в лесной даче были питомник и дендрологический сад площадью 105 десятин, содержавший разнообразные ценные и редкие местные и иноземные образцы древесной и кустарной растительности.

Так было положено начало высшему лесотехническому образованию. И первым среди учебных введений такого профиля стал Московский лесотехнический институт.

 - Виктор Георгиевич, сегодня Московский государственный университет леса расположен в Мытищах. А почему он переехал из Москвы?

- Действительно, в 1943 году Лестех получил постоянную прописку на гостеприимной Мытищинской земле.

Вообще, история нашего вуза стала отражением непростой истории страны в ХХ веке. После организации в бурном 1919 году МЛТИ претерпел ряд преобразований, связанных, прежде всего, с недостатком материально-технического оснащения. Рамки интервью не позволяют рассказать обо всем подробно. Поэтому остановлюсь на главном.

В 1943-м году принимается Постановление Советского правительства и совместный приказ Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Народного Комиссариата лесной промышленности СССР, в соответствии с которыми Московский лесотехнический институт вновь возобновил свою работу в составе двух факультетов: механизации лесоразработок и лесотранспорта, в дальнейшем получившем название лесоинженсрного, и механической технологии древесины.

Тогда и определилось окончательно место для размещения института. МЛТИ была предоставлена территория площадью 22 га в Мытищинском районе. Здесь Лестех и обрел свое новое и теперь уже постоянное место.

На это место Московский лесотехнический институт предполагалось перевести еще в 1935 году. Поселок Строитель богат лесными насаждениями, и многие наши гости сейчас удивляются, как удалось сохранить этот зеленый оазис, в котором расположился целый университетский комплекс?

Исполнение обязанностей директора института было возложено на кандидата технических наук Б.Д. Ионова (кстати, выпускника МЛТИ двадцатых годов). Для начала планировалось принять на первый курс по 100 человек на каждый факультет. Кроме того, предусматривалось принять студентов на второй курс в количестве 50 человек. Свой первый учебный год институт начал с контингентом в 250 человек.

Переданное МЛТИ здание, занимаемое до того ЦНИИМЭ, нуждалось в ремонте, который был сравнительно быстро выполнен, после чего в нем были размещены учебные лаборатории кафедр химии и физики, кабинеты кафедры геодезии и других кафедр. С оборудованием для них помогли Архангельский лесотехнический институт, ЦНИИМЭ и ряд других организаций

К началу учебных занятий была создана учебная библиотека, которая стала быстро пополняться за счет покупки и получения книг из других библиотек. В первые годы в институте работала группа ученых Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА), эвакуированная из блокадного Ленинграда. Это профессора С.А. Рейнберг, А.Н. Митинский, Я.Л. Баскин, Б.С. Петров, позже вернувшиеся в ЛТА; профессор П.В. Васильев и доцент В.О. Самуйлло, которые проработали в МЛТИ долгое время.

На учебную и исследовательскую работу тогда пришла и часть прежних преподавателей  МЛТИ и его  выпускники:  академик ВАСХНИЛ А.С. Яблоков, профессор Н.Н. Чулицкий, доценты Б.Д. Ионов, В.Г. Осадчиев, В.С. Лебедев, Т.В. Хованский, М.И. Кишинский, С.А. Воскресенский, А.Н. Сулимов, В.Б. Самков, В.И. Панков, Б.Н. Стогов, Н.В. Маковский, И.С. Коротаев, С.П. Быков, И.Г. Когбетлиев, Ф.Н. Масленков.

Преодолевая трудности военного времени, коллектив МЛТИ в сжатые сроки сумел провести подготовительные работы к приему студентов и началу 1943/44 учебного года.

 - И правда, символично: 1919 – год образования, 1943 – год возобновления деятельности. Казалось бы, такое грозное время не располагает к заботе о высшем образовании.

- Понимаете, времена бывают разные. Но если руководство государства думает о его будущем, то оно обязательно поймет, что без образованных людей этого будущего просто не может быть. В те годы это понимали очень и очень хорошо.

На посту временно исполняющего обязанности директора МЛТИ доцента Б.Д. Ионова сменил доцент В.К. Волженкин (преподаватель Архангельского лесотехнического института), а его – в 1945 г. – В.В. Протанский (кандидат технических наук, работник ГУУЗа Наркомлеса СССР). При Валерии Васильевиче, энергичном руководителе и хозяйственнике, институт пополнился новым учебным оборудованием, улучшилось снабжение необходимыми материалами. Переданные вузу помещения были переоборудованы в учебные классы, кабинеты и лаборатории, в места для проживания студентов и преподавателей. В первое время часть студентов размещалась в аудиториях, приспособленных под жилье. Работы по переделке и ремонту помещений проводились при участии всего коллектива института.

Учебные занятия начались в октябре 1943 года с лекций, практических и лабораторных занятий по математике, физике, химии и другим предметам, в соответствии с действовавшими тогда учебными планами, по специальностям «Механизация лесоразработок и лесотранспорта» (теперь «Лесоинженерное дело») и «Механическая технология древесины». Учебных помещений, конечно, было недостаточно, но в первые два года место для занятий находилось. А в перспективе уже намечалась достройка главного корпуса и строительство новых общежитий.

В составе двух факультетов институт проработал только 1943/44 учебный год. В следующем году открылся лесохозяйственньй факультет, стали организовываться его кафедры и учебно-лабораторная база.

В 1944 г. институт получил в качестве учебной базы Фряновскоское лесничество, расположенное в северо-восточной части Московской области. Позднее МЛТИ в разное время были переданы еще семь лесничеств, которые образовали единый лесохозяйственный комплекс – Щелковский учебно-опытный лесхоз, общая площадь которого составляет в настоящее время 36 тысяч га. Придание институту Фряновского лесничества послужило развитию и укреплению материально-технической базы МЛТИ.

Таким образом, за два военных года институт встал на ноги, были заложены условия для его дальнейшего развития и выпуска инженеров.

Первый выпуск состоялся в 1947/48 учебном году в количестве 114 человек, в том числе 44 – по специальности «Лесоинженерное дело» и 70 – по специальности «Механическая технология древесины».

Именно в те годы было положено начало научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Так, в 1943-1944 гг. коллективом ученых МЛТИ и отраслевого института ЦНИИМЭ в составе Г.А. Вильке, П.П. Пациоры, Н.В. Александрова, А.К. Плюснина, А.И. Осипова, В.В. Куосмана была разработана новая электромоторная пила «ВАКОПП», получившая название по фамилиям ее авторов. По решению правительства эта пила вместе с передвижной электростанцией были в массовом количестве изготовлены и внедрены в производство, положив начало электрификации лесосечных работ, то есть механизированной заготовке леса. Работа коллектива была удостоена Государственной премии.

Знакомясь с той эпохой по воспоминаниям наших уважаемых ветеранов, остается только удивляться, какой громадный объем работы удавалось сделать, казалось бы, малыми силами. Сами посудите: всю работу – и учебную, и исследовательскую, и хозяйственную – в то время осуществляли директор и его заместитель по учебной и хозяйственной части. В хозчасти института были начальник снабжения, начальник отдела строительства, механик, начальник учебно-производственных мастерских, заведующий материальным складом. У института был небольшой гараж из 4-5 автомашин, работающих на генераторном газе.

Учебная часть была представлена начальником, диспетчером, статистиком и машинисткой. НИЧ – научно-исследовательской части – тогда еще не было. Конечно, была и бухгалтерия.

Не было налажено и социально-бытовое обслуживание. Обеспечивался санитарный минимум, освещение с жестким ограничением потребления и отключением за превышение мощности электроприборов, радиовещание («сковородка»). Клуба не было, танцы устраивались в вестибюле главного учебного корпуса, концерты (в основном самодеятельные) проводились в зале Ученого совета.

Как вспоминает наш уважаемый профессор Борис Наумович Уголев – всемирно признанный сегодня специалист по древесиноведению, пришедший учиться в МЛТИ в 1943-м, – «быт был довольно своеобразный. Основная проблема состояла в том, как пропитаться. Стипендия была символическая. Устраивались, кто как мог. В студенческие годы на Клязьминском водохранилище разгружали баржи с лесом».

Но самое главное у института уже было: территория, студенты и высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив. Этот коллектив вел работу вплоть до конца пятидесятых – начала шестидесятых годов.

 - Но ведь Лестех славен не только подготовкой специалистов для лесного сектора экономики, но и для ракетно-космической отрасли. Как известно, 75 % сотрудников Центра управления полетами – тоже наши выпускники.

- Конечно. В 1959 году в стенах Московского лесотехнического института открылся недавно отметивший полувековой юбилей факультет электроники и системотехники – легендарный ФЭСТ, у истоков создания которого стоял Главный конструктор первых космических кораблей С.П. Королев. В решении об открытии этого факультета именно в МЛТИ сыграла свою роль как высокая квалификация научно-педагогического коллектива нашего вуза, так и территориальная близость к «космическим» предприятиям, работающим в городе Королев – РКК «Энергия», ЦУП и других. 

- Кто бы мог представить в 1919 году, что Лестех станет настоящими «воротами в Космос»?

- Да, с годами в деятельности вуза произошли большие изменения, начало которым было положено директором МЛТИ в 1952-1960 гг. Е.И. Власовым и сменившим его на этом посту Александром Николаевичем Пименовым, который работал в МЛТИ-МГУЛеса практически до последнего дня своей долгой, славной жизни, передавая молодежи практические знания и неоценимый опыт.

Здание на ул. Волхонка, д. 16,  где МЛТИ размещался в 1921–1925 гг.

 

Но, конечно же, самые крупные и значительные преобразования начались с 1968 года под руководством доктора технических наук профессора А.Н. Обливина, возглавлявшего вуз 34 года и являющегося сегодня президентом МГУЛеса. Именно при нем – самом молодом на тот момент ректоре Советского Союза – выросли новые учебные и производственные корпуса, поднялись высотные здания студенческих общежитий, были построены дома для преподавателей, и самое важное – сформировался научный коллектив, авторитет которого признан во всем мире.

Признанием заслуг нашего коллектива стало присвоение в 1993 году вузу статуса университета и регулярное подтверждение этого статуса в ходе аттестаций, проводимых Министерством образования и науки.

 - Да, Александр Николаевич поистине легендарная личность.

- Безусловно. Нам всем есть чему у него поучиться.

 - Виктор Георгиевич, мы много говорили об истории университета. Но ведь и сегодня слава Лестеха не померкла.

- Думаю, об этом должны судить руководители тех предприятий, где работают наши выпускники. Я же просто приведу статистические данные.

Сегодня в состав Московского государственного университета леса, ставшего крупным Образовательно-научным инновационным комплексом, входят 14 факультетов, на которых обучаются свыше 13000 студентов. Среди них несколько базовых факультетов, которые обеспечивают высококлассную подготовку специалистов: факультет лесного хозяйства, лесопромышленный факультет, факультет ландшафтной архитектуры, факультет механической и химической технологии древесины, факультет электроники и системотехники, гуманитарный факультет, факультет экономики и внешних связей, международная школа управления и бизнеса, факультет военно-спортивной подготовки.

Представительства МГУЛеса осуществляют подбор будущих студентов на местах – в лесных регионах России.

Здание на ул. Большая Никитская, д. 23,  где МЛТИ размещался в 1919–1920 гг.

 

В структуру университета входят 6 научно-исследовательских институтов, 3 сертификационных центра, Институт подготовки специалистов без отрыва от производства, Щелковский учебно-опытный лесхоз.

МГУЛ является системообразующим, базовым вузом в области подготовки специалистов лесного профиля, возглавляя Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела. В состав УМО входят 62 вуза России и ближнего зарубежья, имеющие соответствующие специальности.

 Вокруг университета объединились передовые предприятия и научно-исследовательские организации, руководители которых осознают, что в современных реалиях без высококвалифицированных кадров развиваться просто невозможно.

Как я уже сказал, на базе университета сформирован многопрофильный Образовательно-научный инновационный комплекс. Это 11 научно-исследовательских институтов РАН, 7 отраслевых НИИ, 2 НИИ Российской академии сельскохозяйственных наук, всего 90 организаций и предприятий семи отраслей.

Комплекс объединяет десятки предприятий лесной, деревообрабатывающей и ракетно-космической отраслей, среди которых Общероссийская ассоциация работников мебельной промышленности и торговли «Мебельщики России», ПК «Корпорация «Электрогорскмебель», ООО «Ксения-мебель», Ассоциация ландшафтных архитекторов стран СНГ, ВНИИЛМ, Институт лесоведения РАН, Главный ботанический сад РАН, Международный институт леса РАН, НП «Стратегический альянс «Здоровый лес», РКК «Энергия», Центр управления полетами, Институт общей физики РАН, десятки других организаций, многие из которых возглавляют выпускники МЛТИ-МГУЛеса.

Здание, в котором МЛТИ возобновил работу в 1943 г.

 

Но, конечно, основа университета – высококвалифицированный научно-педагогический коллектив. В его составе 5 академиков государственных академий, более 100 профессоров и докторов наук, более 150 академиков различных международных и российских общественных академий, лауреаты Ленинской и Государственной премий, заслуженные деятели науки и техники, свыше 400 доцентов и кандидатов наук.

Наша особая гордость – богатейшая социальная инфраструктура, которая не просто сохранилась в лихие девяностые, но и успешно развивается. Это черноморская база отдыха «Джанхот», детский лагерь «Искра», детский сад, санаторий-профилакторий.

А год назад мы ввели в строй новый спортивный комплекс с бассейном, о чем подробно рассказывал «Вестник».

 - Виктор Георгиевич, давайте отвлечемся от юбилейной даты. Не могли бы вы сказать, как введение Единого государственного экзамена сказалось на составе абитуриентов?

- Мы исходим из того, что свой контингент наш университет должен формировать сам. Причем не из случайных людей, набравших высокий балл на тестировании, а из тех, кто сердцем тянется к своей будущей специальности – будь то лесное дело, деревообработка, или разработка компьютерных сетей. Поэтому уже не первый год мы планомерно занимаемся работой по профориентации будущих студентов, в частности, по мебельным специальностям и другим, связанным с деревообработкой. Регулярно проводим Дни карьеры, на которые приходит очень много представителей самых разных отраслей. Направляем наши информационные материалы в школы.

Но я уверен, что приходить в школы и профильные колледжи нужно не только представителям университета, но и работодателям, которые заинтересованы в будущих выпускниках. Эти люди могут привести ребят на свое предприятие, показать им, где они будут работать. Молодежь должна представлять, как потом будет жить, какая будет зарплата. И только тогда может возникнуть интерес.

Здание, где МЛТИ размещался в 1930–1935 гг.

 

Работаем мы и с колледжами. Причем, из профильных учебных заведений мы принимаем абитуриентов на сокращенную форму обучения – как по очной форме, так и по заочной. Нам нравятся эти студенты. Причем по заочной системе учится хорошо подготовленный контингент. Ведь люди, которые приезжают с предприятий, и после получения диплома остаются работать в отрасли.

Поэтому мы всегда рады видеть молодые задорные лица будущих абитуриентов и ждем их в гости – на чаепитие в Мытищах.

 -  И традиционный вопрос о перспективах...

- Мы ориентируемся на наиболее перспективные направления развития университета в современных условиях, учитывая, что в настоящее время особую актуальность приобретает интеграция высшей школы, отраслевых научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий, нуждающихся в специалистах высшей квалификации. Сегодня эти структуры обладают необходимым потенциалом роста, мобилизация которого позволит эффективно решать задачи по повышению качества инженерного образования и ускоренному развитию приоритетных направлений хозяйственной и научной деятельности.

Именно так – с опорой на славные традиции и готовностью к новым свершениям – идет в будущее Московский государственный университет леса.

 - Уважаемый Виктор Георгиевич! Спасибо вам большое за интересный рассказ.

Беседовал С. РАМАЗАНОВ.

Загрузить рисунок в формате PDF

 

 

ЛЮДИ

зеркало истории

 

 

Профессор Б.Н. Уголев.

История – не только события и даты. Историю делают люди. И в эти юбилейные дни я решил написать о выпускниках института. Потому что их история – история института, история страны.

За то время, что я сотрудничаю с редакцией «Вестника», мне посчастливилось встретиться со многими выпускниками Лестеха. Это необыкновенно интересные люди. Символы эпохи. Были среди них ученые и инженеры, руководители разных уровней и рядовые специалисты. От встреч с ними сохранились записи в блокнотах и на диктофоне, заметки на компьютере.

Это люди разных судеб, разных характеров. Но объединяет их любовь к своему делу, работа во славу не себя, а профессии и преданность родному институту, воспитавшему их и показавшему величие их профессии.

«Мы и есть те самые кадры», – сказано было в фильме «Высота». Все эти люди и есть «те самые кадры», которые защищали, восстанавливали, укрепляли страну. И своим трудом прославляли Лестех.

Все имеет свое начало. Я не застал выпускников того, самого первого Лестеха. Так что начну с «третьего начала» МЛТИ. 

1943 год. Только что закончилась Курская битва. Огромная территория страны еще оккупирована фашистами, а страна уже думает о послевоенной жизни. В Москве строится новая линия метро. Советское правительство принимает постановление о воссоздании Московского лесотехнического института. Объявляется набор студентов. Среди первокурсников первого набора худенький полуголодный мальчишка в сильных очках, рабочий фанерной фабрики, окончивший вечернюю школу рабочей молодежи – Боря Уголев.

Это сейчас Борис Наумович видный ученый, профессор, доктор технических наук, академик Международной академии наук о древесине, автор многих фундаментальных работ и учебников в области древесиноведения.

Тогда институт размещался в главном корпусе, том самом, что сгорел три года назад и теперь по мере возможности восстанавливается. На первом этаже еще располагался ЦНИИМЭ, учебные аудитории были на втором этаже, а на третьем – общежитие. «Быт был довольно своеобразный. Основная проблема состояла в том, как пропитаться. Стипендия была символическая. Устраивались, кто как мог. В студенческие годы на Клязьминском водохранилище разгружали баржи с лесом».

Он блестящий лектор. «Для меня это не служба, но служение. Я иду сюда не потому, что привык, или потому, что мне платят деньги за это. Это моя потребность. Я в каждом студенте вижу соучастника сложного процесса, называемого лекцией. Я стараюсь передать им какие-то сведения. Они мгновенно оценивают их суть и соотносят со своими представлениями. Если это совпадает, они это воспринимают, и услышанное становится уже их собственным знанием. А если нет, то они ждут от меня дополнительных аргументов. Я это чувствую, я должен доказать им, что это действительно интересно, что это важно, что это потребуется, что это может лечь в систему приобретенных знаний».

В то время вокруг института было голое место. Чтобы добраться до станции Строитель, нужно было преодолеть болотистое пространство. Студенты выходили на субботники, осушали болота, сажали деревья. Тот лес, что между институтом и общежитиями, посажен их руками.

У меня на книжной полке стоит книга «О героическом прошлом». Ее автор – уже ушедший от нас кавалер боевых и мирных наград Родины, ветеран МЛТИ-МГУЛеса, автор монографий, учебников, пособий и множества научных статей, профессор, доктор технических наук Андрей Абрамович Пижурин. Человек трудной и прекрасной судьбы.

Белоруссия. Война помешала закончить школу. Оккупация. Андрей – партизан в знаменитой Клетнянской бригаде. Освобождение. Решил, что возвращаться в школу уже поздно. Но произошла неожиданная встреча: молодого пастушка встретила бывшая учительница, помнившая его школьные успехи. Андрей окончил школу и поступил в Лестех. В то время среди студентов было много бывших фронтовиков. Пижурин – староста, секретарь парторганизации. Лидер, вожак.

Профессор В.А. Макуев.

2004 год. Юбилейная встреча выпускников МТД – 50 лет окончания института потоком, в котором учился А.А. Пижурин. Я присутствовал на встрече, расспрашивал, слушал их рассказы, воспоминания. И больше всего поразил такой факт: группа закончила институт в полном составе. Ни один из студентов не отстал, не был отчислен. Не знаю, был ли еще такой случай. А причина проста: перед контрольными, зачетами, экзаменами Андрей Пижурин собирал всю группу, и они готовились вместе. Иногда я рассказываю эту историю студентам и, хотя они знают, что я их не обманываю, все равно вижу в их глазах недоверие.

На Доске знатных выпускников МЛТИ-МГУЛеса мое внимание привлек Алексей Иванович Фурин, выпускник 1953 года, многие годы бывший генеральным директором Сходненского мебельного комбината (ММСК-1), самого крупного в мире.

Вот отрывок из его рассказа: «Что запомнилось? Дружба. С деньгами было трудно. Зарабатывали тем, что по ночам разгружали вагоны. Тогда это была практически единственная возможность заработать. Самое тяжелое – разгружать уголь или соль. Сил уже не было. Уже и деньги не нужны. Только бы уйти. Посылали гонца в общежитие. Поднимали другую комнату. И они вставали безропотно, без собраний. Как будто ждали этого призыва о помощи. И уходили на разгрузку. Так что дружба была искренняя, мужская». А жили тогда в двухэтажных деревянных домах-бараках. Комнаты на 10-12 человек. Отопление печное. Сейчас уже таких домов не сохранилось.

Другой фрагмент: «Помогали друг другу. Всегда обращались к тому, кто лучше знает предмет. Я никак не мог освоить начертательную геометрию, представить пространство. А Женя Чулицкий знал начерталку хорошо. Вот к нему и обращался. Нас сдружили трудности. Мы были послевоенные. Не избалованы».

Через 30 лет после А.А. Пижурина и А.И. Фурина с красным дипломом окончил институт Валентин Анатольевич Макуев – директор ИПСОП, заведующий кафедрой колесных и гусеничных машин. Это интересный многогранный человек. Во время интервью он многократно говорил: «Важна цель в жизни». Человек, не ставящий перед собой большие цели, никогда не добьется успеха ни в учебе, ни в жизни.

И еще одна, крайне важная мысль, которую он неоднокрано подчеркивал: «Студентов надо знать. Надо с детьми чаще общаться. Преподаватель должен быть добрым, но не добреньким. Преподаватель – это воспитатель».

Шли годы. Бывшие студенты взрослели. И в институт поступали уже их дети. В знаменитой песне «Я люблю тебя, жизнь», которую блестяще исполнял Марк Бернес, есть слова: «Это чудо великое – дети! Вновь мы с ними пройдем Детство, юность, вокзалы, причалы. Будут внуки потом – Все опять повторится сначала».

Возникли династии. Династии людей, занятых одним делом, когда опыт, навыки, традиции передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. У нас много таких династий. Назову лишь несколько наиболее известных фамилий: Сиротовы, Амалицкие, Санаевы, Тулузаковы. Все они известные люди, крупные ученые и преподаватели, жизнеописание которых служит ярким примером служения Отчизне. Все это фамилии, три поколения которых окончили наш Лестех. И это прекрасно, когда дети продолжают дело своих отцов и дедов.

Профессор А.В. Сиротов.

Но студенческое время не только учеба, но и отдых. В институте всегда была хорошо организована студенческая самодеятельность. В актовом зале выступали лучшие артисты: пели С. Лемешев и И. Козловский, читал произведения А.С. Пушкина и А.П. Чехова великолепный чтец Д. Журавлев.

Славен институт и собственной театральной студией. Из воспоминаний выпускников 1953 года:  «Театральной студией руководили актеры лучших московских театров: Борис Федорович Попов из Малого, Валерий Яковлевич Даньшин из «Сатиры». Ставили серьезные спектакли: Чехов, Фадеев. Среди артистов – Леша (Алексей Николаевич) Кириллов, Женя (Евгений Иванович) Карасев».

Театр ФЭСТ связан с МГУЛ не только названием факультета, но и тем, что он образован бывшими артистами нашей театральной студии. И в наше время театральная студия МГУЛ одна из лучших среди студенческих театров. Недаром МЛТИ расшифровывали и так: Московский литературно-театральный институт. А в каждой шутке есть доля истины. 

Наша команда КВН ныне в числе лучших в Московской области. А на заре создания КВН ее первым капитаном был Николай Комаров, ныне декан факультета ландшафтной архитектуры.

В конце этой статьи я хочу отметить то общее, что звучало в словах всех выпускников разных лет и специальностей: «И во время учебы, и в последующей жизни нас всегда выручала и поддерживала дружба. Дружба, зародившаяся в студенческие годы, не имеет срока давности. И благодарность наша педагогам безгранична». А один из выпускников выразил эту общую мысль так: «Если бы меня спросили: «Согласен ли ты пройти тот же путь еще раз?», я ответил бы «Согласен».

В этой статье я не смог, конечно, рассказать и даже упомянуть всех достойнейших сыновей и дочерей Alma Mater. Но и те люди, о которых я написал, достойно олицетворяют историю нашего Лестеха.

И от их имени, от имени всех выпускников:
«С праздником тебя, НАШ ЛЮБИМЫЙЛЕСТЕХ!»  

А. ЛЕТИН.

 

 

ГОРИЗОНТЫ

СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ

И НЕ ТОЛЬКО

Озеро Байкал. Его сегодня знают миллионы людей планеты. В нём всё уникально – вода, растительность, животный мир, скалистые берега и обрамляющие его величественные отроги хребтов. В 1969 году в центральной части хребта Хамар-Дабан, в южной части Байкала, был организован Байкальский государственный заповедник общей площадью 166 тысяч гектаров. В дальнейшем он получил статус биосферного заповедника с включением в международную сеть охраняемых природных территорий. Большую часть заповедника занимает горная система хребта Хамар-Дабан с сильно развитой сетью рек и озер, максимальные отметки в центральной его части составляют 2000-2300 метров над уровнем моря. Именно туда нас, студентов лесного факультета, направили для прохождения производственной практики.

Пусть хоть и не близка дорога от родного университета до этого замечательного места – трое с половиной суток на поезде – но ради тех впечатлений, что мы получили, можно было и потерпеть. С разными лесорастительными зонами, многообразием ландшафтов, чего не увидишь ни в одном университетском учебнике, мы знакомились на протяжении 5400 километров.

Прибыв в поселок Танхой, где на станции нас встретил руководитель нашей практики П.Г. Мельник, не теряя времени, мы отправились в центральную усадьбу заповедника, где находилась. Встречала нас заместитель директора по охране окружающей среды и экологической безопасности Галина Владимировна Седова, между прочим, выпускница лесного факультета нашего университета. Она очень обрадовалась появлению студентов из родного Лестеха, которых в заповеднике не видели уже более пятнадцати лет.

После ознакомления с техникой безопасности мы упаковали рюкзаки под краткий экскурс в историю и географию заповедника. Ознакомившись с маршрутом, не теряя времени, поспешили выдвинуться в тайгу. И вот мы в заповеднике. Перед нами прекрасная, первозданная природа, благо с погодой повезло и первые 12 километров маршрута, который пролегал вдоль реки Переёмная, прошли практически незаметно.

Жить в тайге нам предстояло в зимовьях. В этих хоть и маленьких, но очень удобных жилищах довольно свободно смогла поместиться вся наша группа: мы, четверо студентов Московского государственного университета леса, наш руководитель и студентка геофака МГУ им. М.В. Ломоносова Наташа Гамова. При продвижении по маршруту природа становилась всё интереснее. Мы успевали записывать свои наблюдения, делать описания. Удаляясь все дальше от цивилизации, поднимались все выше и выше над уровнем моря, замечательно была выражена высотная поясность, на изучение которой уходило немало времени.

Поднявшись на самый верх хребта Хамар-Дабан (около 2200 м над уровнем моря), перед нами открылись изумительные красоты гор. Далее наш путь должен был проходить по южному склону хребта к реке Темник до границы заповедника. Хотя наш маршрут и проходил по южному склону хребта, он оказался не таким гостеприимным, как показалось вначале. Нас ждала масса приключений: ночевка в лесу под открытым небом, поиски тропы и зимовья под проливным дождём, штурм больших площадей горельника, через погибшие вековые стволы кедра, с тяжелыми промокшими рюкзаками – всё это суждено нам было преодолеть. В такой обстановке нас всегда спасали сплочённость, навыки полевика, приобретённые в процессе пребывания в лесу во время экспедиционных поездок, организуемых научно-студенческим обществом, и чувство юмора, которое не покидало нас в любой ситуации. Следовавшая с нашей группой Наташа Гамова, высоко оценила профессионализм лесоводов – сравнивая со своими одногруппниками, ребятами с геофака МГУ, отметила, что последние, попав в такой переплёт, уже давно стали бы вызывать МЧС. Кстати, с этого времени и она, будучи геоботаником и предпочитая вегетарианскую кухню, перешла на питание салом…

Через два дня, сильно уставшие, мы повернули назад и через хребет перешли на северный склон, так как у нас ещё было много работы. Всю дорогу нас сопровождали бурундуки, хотя были заметны и следы постоянного хождения по тропе хозяина тайги – медведя. Один раз мы все-таки встретились с ним – в черничном лесу потревожили топтыгина за обедом.

Вернувшись на старое зимовье, отдохнув, пополнив силы, отправились к Истоку (последнее зимовье на Переёмной), где нам предстояло по заданию заповедника отобрать образцы хвои с усыхающих деревьев сосны кедровой и пихты. Работать пришлось по старинке, двуручными пилами валить модельные деревья. В итоге, преодолев ещё одно испытание и довольные проделанной работой, мы повернули обратно вниз по маршруту, к выходу из заповедника. От похода по заповедным тропам впечатлений уйма – и от трудностей хождения по горам, в не всегда ласковую погоду, и от потрясающего своим разнообразием животного и растительного мира. Особенно хорошие впечатления остались от состояния маршрута, от находящихся под постоянным уходом троп и качества зимовий, которые нам казались настоящими дворцами в глухой заповедной тайге. Многим нашим хозяйствам было бы чему поучиться.

В поселке нас встретила Галина Владимировна, которой мы доложили о проделанной работе и своих приключениях. Вечер. Настало время немного расслабиться, поесть приготовленной не на костре еды, и отогреться в бане.

Такого теплого и радушного приёма, как в Байкальском заповеднике, мы давно не видели. Наша группа не сталкивались с проблемами размещения, доставкой на маршрут и обратно. Всё было выполнено коллективом заповедника на высшем уровне, и здесь мы чувствовали себя как свои, родные. В последний день практики успели познакомиться с музейными экспозициями и выставками заповедника, замечательной коллекцией чучел животных и богатым разнообразием видов птиц обитающих в заповеднике. После недолгого дружеского прощания нас ждала дорога домой.

Из этой поездки мы привезли массу впечатлений как от природы заповедника, состояния охраны биологического разнообразия заповедных систем, так и самого легендарного озера Байкал. За несколько недель производственной практики мы смогли получить и приобрести необходимые для нашего профессионального взросления знания и навыки, которые не постигнешь и за годы учёбы, сидя в аудиториях университета. Но все-таки самое приятное, что бывает в далёком краю – это встретить своего человека, выпускника родного университета.

С. ДОНСКОЙ, ЛХ-44;
А. ТУШОВА, ЛХ-43;

А. БАЙКОВ, ЛХ-44;
Н. НАСЫПАЙКО, ЛХ-51.

 

 

От проекта
ДО
СТАНКА

В  рамках выставки «Деревянное домостроение 2009» состоялся конкурс студенческих проектов, выполненных в программе «К3-Коттедж». Организатором конкурса выступала Группа компаний «ГеоС», являющаяся разработчиком комплекса программ «К3-Коттедж», – программы проектирования, подготовки производства и сборки деревянных домов из бревна и бруса.

«К3-Коттедж» был установлен в нашем университете полтора года назад, и за это время обучение работе с программой уже прошли 19 студентов из группы ДО-51, обучающихся по специализации «Технология деревянного малоэтажного домостроения». От нашего университета в конкурсе приняли участие 6 студентов: Александр Леонтьев, Анна Фёдорова, Алексей Разуваев, Никита Матвейко, Максим Пресняков, Наталья Громова.

 Итоги конкурса были подведены во время закрытия выставки «Деревянное домостроение 2009». Студенты и занявшие призовые места,  были награждены ценными призами. Всем участникам конкурса были также вручены книги известного архитектора Сергея Анатольевича Денисова «Современные деревянные дома и бани» с дарственными надписями автора, которые студенты получили из рук автора с теплыми напутствиями на дальнейшую работу в области деревянного домостроения.

Искренне поздравляем всех участников конкурса и желаем дальнейшего профессионального роста в отрасли деревянного домостроения.

Кроме того, на стенде Группы компаний «ГеоС» были проведены две презентации для студентов нашего университета, рассказывающие об использования системы «К3-Коттедж» в работе домостроительных предприятий.

Презентация для студентов 4-го курса, изучающих основы проектирования элементов деревянных домов, была посвящена принципам автоматизированного проектирования домов из бревна и бруса средствами «К3-Коттедж» и специфике получения рабочей документации на элементы спроектированного здания.

Для студентов 5-го курса, которые уже овладели работой на «К3-Коттедж» за время обучения, презентация была посвящена правилам и технологии совместной настройки программы «К3-Коттедж» и станочного оборудования, на котором будут изготовлены детали будущих домов, в том числе настройки параметров сечений бруса, получению необходимой рабочей документации и передачи её на станки. Созданная в процессе презентации документация была передана специалистам компании «KАМИ-Станкоагрегат», которые на своем стенде представляли профилирующий станок и станок по изготовлению деталей из профилированного бруса с операциями  фрезерования чашек, торцовки и сверления. Все технические операции были выполнены специалистами компании «KАМИ» в точном соответствии с рабочими документами, полученными в «К3-Коттедж».

После демонстрации оборудования преподаватели университета Куликова Н.В. и Воякин А.С.  познакомили студентов с образцами деревянных домов, представленных на выставке, и рассказали об особенностях их проектирования и сборки.

Кафедра технологии лесопиления и деревообработки.

 

ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет Выборы деканов по факультетам:

- лесного хозяйства;

- лесопромышленный.

Срок подачи заявлений в отдел кадров
– один месяц со дня публикации в газете.

Объявление в газете «Вестник» №№ 19-20 от 05.10.2009 г. по кафедре менеджмента и маркетинга о конкурсе на должность профессора 0,5 ставки считать недействительным.