9-10 (1854-1855), 27 апреля 2009 года

УВАЖАЕМЫЕ СОТРУДНИКИ
И СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА!

ДОРОГИЕ ВЕТЕРАНЫ!

9 Мая мы будем отмечать самый народный и  самый светлый праздник нашей страны – День Великой Победы. Он придет в каждый дом, в каждую семью, потому что практически каждая наша семья знает о войне не понаслышке, не только по книгам и кинофильмам.

64 года назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, которая оставила после себя тысячи разрушенных городов и уничтоженных деревень, миллионы искалеченных судеб, унесла огромное число человеческих жизней.

В пламенную орбиту Второй мировой было вовлечено 61 государство и почти 80 % населения Земли. Но самый главный и самый лютый удар был нанесен нашей Советской Родине. Война 1941-1945 годов пришла в каждый дом Советского Союза. Это была невероятно трудная, кровопролитная и героическая битва. Гитлеровцы рассчитывали, что им хватит шести недель для порабощения нашего Отечества – но не хватило ни этих недель, ни месяцев, ни четырех долгих лет.

Подлинным творцом Победы в Великой Отечественной войне был многонациональный советский народ, ее главным героем – солдат Красной Армии. Наш народ героически боролся и защитил страну. Он отстоял не только свою свободу, но и свободу всего мира, изгнав оккупантов с родной земли и полностью разгромив врага в его собственном логове.

На борьбу с нацистами встали все – от мала до велика. И такого единства, такой мощной веры в Победу еще не знала история. Именно этот общенародный подвиг решил исход всей Второй мировой, принеся освобождение и счастливую жизнь народам Европы.

Величайшие трагические события выпали на долю наших ветеранов. И с высоты прошедших десятилетий мы еще лучше, еще глубже осознаем, что им пришлось пережить – ведь по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений этой войне нет равных в истории.

В этот день мы склоняем головы перед всеми, кто не дожил до Дня Победы. Мы с трепетом прикасаемся к обжигающей правде войны и понимаем, что на самом деле значит любить свою Родину, любить свою страну, любить свою землю.

9 Мая – вершина нашей славы. Мы отмечаем самый народный праздник. И гордимся тем, что у нас есть такой день – день подлинного национального единения. Народ не забывает таких священных дат. День Победы – это праздник всех народов России и стран Содружества независимых государств. Мы были вместе в страшной борьбе против нацизма. Именно тогда закалилось наше прочное братство, братство, испытанное временем, испытанное самой жизнью.

Мы благодарим Вас, наши дорогие ветераны! Мы гордимся величием Ваших судеб! И мы рады, что сегодня Вы рядом с нами, что мы вместе встречаем годовщину Великой Победы. Московский государственный университет леса, каждый студент и сотрудник низко склоняют голову перед Вашим подвигом. Спасибо Вам за то, что не дрогнули, что ценой своей крови и жизней отстояли мирную жизнь будущих поколений.

Низкий поклон и благодарность всем, кто выстрадал и заслужил Победу! Вечная память всем, кого сегодня нет с нами.

С Днем нашей общей Великой Победы!

В.Г. САНАЕВ, ректор МГУЛеса, профессор;
А.А. ПИГАЛЕВ, председатель Совета ветеранов МГУЛ.


 

ВЕХИ
ПОКЛОНИМСЯ

И ПАВШИМ, И ЖИВЫМ

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей.

Такой кровопролитной, разрушительной, ожесточённой войны не было за всю историю человечества. Многомиллионная армия, вооружённая новейшей техникой, имевшая значительный опыт боевых действий, вторгалась на нашу землю. Гитлер ставил задачи: ликвидировать Советский Союз как государство; массовое уничтожение советских людей и превращение остальных в рабов; захватить богатства нашей страны. «Нам не достаточно просто разбить русскую армию и захватить Москву, Ленинград, Кавказ, – говорил Гитлер на одном из совещаний с ведущими военачальниками, – мы должны стереть с земли эту страну и уничтожить этот народ».

Девизом нашего народа с первого дня войны стали слова: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! Всё для фронта – всё для победы!» Эта победа пришла в мае 1945 года. 9 мая – День Победы. День, ставший священным праздником всего народа, некогда населявшего Великую страну – Советский Союз. Солдаты Великой Победы отстояли свободу и независимость, они принесли освобождение всей Европе, порабощенной фашистами.

В числе миллионов советских людей сражались сотни будущих сотрудников и преподавателей нашего вуза. Сегодня среди нас нет большинства тех героев. Но память о них священна. Вспомним сегодня защитников Родины, тружеников тыла периода Великой Отечественной войны. У нас нет возможности перечислить всех поименно, но память о них будет жить вечно в истории нашего Отечества.

В фойе одного из корпусов МГУЛеса расположены стенды, посвященные участникам ратных и трудовых подвигов в годы войны, в музее вуза находится экспозиция «Лестеховцы – Победе». С фотографий на нас смотрят молодые ребята времён Великой Отечественной и убелённые сединой ветераны, которые в пору своей молодости с оружием в руках защищали нашу Родину. В вузе издана книга «Солдаты Великой Победы», посвященная 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В книге рассказывается о ветеранах, в разные годы работавших и продолжающих трудиться сегодня в МЛТИ-МГУЛеса. Многие из них прошли военными дорогами с начала войны и до победы. Практически нет ни одного крупного военного сражения, в котором бы не участвовали наши ветераны.

В Лестехе учились студенты, получившие высокое звание Героя Советского Союза, 75-летие со дня учреждения которого отмечается в эти дни, за мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками: А.Н. Ленкин, Н.Ф. Семёнов, Н.Д. Баздырев. Всего 18 лет было пулемётчику Николаю Баздыреву, когда он вступил в ожесточенные наступательные бои на Северном Донце. Форсирование Днепра, участие в разгроме Яссо-Кишиневской группировки фашистских войск, сражения за освобождение Варшавы – так отмечен боевой путь отважного сержанта, командира расчёта легендарного пулемёта «максим». В конце января 1945 года Баздырев одним из первых оказался на плацдарме у Одера. До Берлина оставалось рукой подать. Фашисты приняли меры, чтобы приостановить продвижение наших войск. Двое суток, не отрываясь от пулемёта, Николай отражал одну атаку за другой, и враг не прошел.

В битве за Москву героически сражались будущие лестеховцы: В.В. Грибков, У.П. Ершова, В.А. Масляков, И.И. Неверов, В.М.Пикалкин, В.Е. Поле, М.А. Салимов, А.В. Серов, П.П. Скороспелов, Т.М. Хаит. В истории Второй Мировой и Великой Отечественной войн эта битва сыграла историческое значение: был развеян миф о непобедимости немецкой армии, сорван план «Барбаросса», поднялся боевой дух у бойцов Красной Армии, способствовала созданию антигитлеровской коалиции.

Мужественно сражались под Сталинградом наши славные ветераны: И.Ф. Иванов, О.Л. Краснухина, Ю.В. Шелгунов, Б.С.Широков, Н.И. Щербаков. Эта победа положила начало коренному перелому во всем ходе войны.

В битве под Курском, завершившей коренной перелом в войне, активное участие принимали Н.С. Житарев, П.А. Лазуткин, А.В. Морозов, В.К. Филатов, Т.С. Ципенко. В освобождении Киева, Минска, Риги мужество и героизм проявили И.А. Архипов, А.С. Кондриков, В.Е. Каливерда, А.Ф. Катков, Л.Д. Шитова, Н.И. Лебедев, И.А. Лосев, А.К. Мельников, А.А. Подопригора, Н.В. Полосухин, Г.С. Шубин. В рядах героических защитников Ленинграда, Одессы, Севастополя, Заполярья сражались тогда ещё совсем молодые В.И. Алябьев, В.А. Баженов, В.Ю. Башинский, П.М. Брдлик, В.И. Гвоздков, В.А. Каменский, Я.И. Мулкиджанян, А.Д. Тарабин, Ю.Б. Розов, П.С. Серговский, А.П. Носов.

О мужестве и героизме наших ветеранов на полях сражений написано в военной мемуарной литературе. Так, Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза П.К. Кошевой в книге «В годы войны» писал: «Пропагандист политотдела 267-й дивизии майор А.П. Носов сражался, не жалея ни крови, ни жизни, как коммунист, организуя и добывая победу на Крымской земле». После войны Александр Петрович возглавлял в нашем вузе кафедру истории. Интересные, содержательные выступления А.П. Носова на общеинститутских мероприятиях помнят многие сотрудники и в наше время. В октябре 2008 г. газета  «Вестник» опубликовала материал, посвященный 95-летию А.П. Носова.

В освобождении народов Европы, Будапешта, Праги, Варшавы, Вены, Белграда принимали участие А.Н. Пименов, В.Н. Лепёхин, Н.И. Васильев, В.Г. Пантелеев, Н.А. Мальцев, В.И. Медведев, В.Г. Филимонов, В.М. Иванюта, А.М. Папидес. Штурмовали Кенигсберг В.П. Карасёв, С.М. Кузило.

В грандиозной битве за Берлин принимали участие А.М. Апрыкшин, В.С. Вознесенский, С.Н. Гейко, С.Д. Дубов, Н.А. Кожевников, А.П. Оскин, М.А. Салимов, Г.И.Тараконов, Н.А. Тарасов, Г.Н. Шахов, Ю.П. Яцуба.

Военная пора формировала у людей такие качества, как целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, ответственность за порученное дело. Это становилось фундаментом поведения и действий ветеранов при их работе в МЛТИ-МГУЛеса.

Андрей Абрамович Пижурин – участник партизанской борьбы против фашистов. За мужество и героизм награждён орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За победу над Германией». В 1941-м ему было всего 14 лет… Более 50-ти лет проработал А.А. Пижурин в нашем вузе, заведовал кафедрой технологии лесопиления и деревообработки. Был председателем Совета ветеранов МГУЛеса.

В годы Великой Отечественной войны советский народ проявлял массовый героизм. Осознанное понимание своего долга перед Родиной, стремление защищать её с оружием в руках во многом определялись воспитательной работой, проводимой в предвоенные годы. Об этом хорошо сказал поэт-фронтовик
П. Богданов:

Нас не учили,

Как под танк бросаться.

И вражью амбразуру

Грудью как закрыть

И на врага живым

Тараном мчаться...

Но нас учили

Родину любить.

Чудовищное напряжение потребовалось от всего народа на фронте и тылу. Воевали все – от мала до велика, днём и ночью. Воевали на суше, на море и в воздухе. Не задумываясь, отдавали свою жизнь. Не просили пощады и не давали её.

Это они – Солдаты Победы отстояли независимость и свободу нашей Родины, спасли народы Европы от фашистской чумы. Мы все в неоплатном долгу перед ними. Поэтому больно и обидно, когда в современной литературе, средствах массовой пропаганды появляются материалы и высказывания, искажающие события и факты о Великой Отечественной войне. Клевета на наше прошлое стала весьма доходной профессией. Цель: переложить ответственность за развязывание войны на Советский Союз; пересмотреть итоги войны; признать агрессором не фашистскую Германию, а СССР. Не гнушаются ничем, утверждая, что наши полководцы – бездари, способные побеждать только большой кровью, а солдаты шли в бой лишь из-за страха перед заградительными отрядами и «Смершем». Эмигрант 70-х годов В. Белоцерковский в книге «Путешествие в будущее и обратно» приводит даже цифру якобы убитых заградотрядами – около одного миллиона солдат и офицеров. В.В. Соколов в книге «Неизвестный Жуков», утверждает, что Жуков добивался успеха только тем, что заваливал немцев трупами необученных солдат. Недавно вышла книга, в которой некто Марк Солонин заявляет: «Ни в одной стране, ставшей жертвой фашистской агрессии, не было такого морального разложения, такого массового дезертирства, такого массового сотрудничества с оккупантами, какое явил миру Советский Союз».

Наш соотечественник А. Бушев отвечает на такие высказывания: «Можно быть антикоммунистом, коли это модно и безопасно. Вот только гадить на солдатские могилы не надо».

Попытка пересмотреть историю, сделать её служанкой различных политиков, предпринималась и в прошлом. Но никому не удастся вычеркнуть из памяти народов бессмертный подвиг советских людей.

В заключение хочется вспомнить слова прославленного полководца, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова, обращенные к молодёжи:

«Среди вас живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами... Помните: редкий из воевавших не ранен. И почти все они лежали в промёрзших окопах, случалось, помногу дней не знали горячей пищи, помногу ночей не спали. Это было во время их молодости... А сегодня старая рана заговорила, здоровье шалит. Бывший солдат не станет вам жаловаться – не та закваска характера. Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень маленькая плата за всё. Что ни сделали для вас в 1941-м, 1942-м, 1943-м, 1944-м, 1945-м годах». Лучше не скажешь!

С. КРАСИКОВ, доцент кафедры истории и культурологии.


С.В. ИЛЬЮШИН:
ОТ ПЛАНЕРА ДО ИЛ-96

 

Наши годы как птицы летят… 115 лет назад, 31 марта 1894 года, в глухой вологодской деревне Делялево родился гениальный авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин. Созданные его великим талантом самолеты с символом "Ил" и сейчас летают по всему миру. А те, первые самолеты, которые отработали свой летный век, являются предметом гордости и восхищения специалистов и историков авиации.

Сравнительно долгим и тернистым был путь шустрого и любознательного парня из многодетной семьи крестьянина-бедняка до начальника ЦКБ авиазавода им. В.Р. Менжинского в Москве, где трудились известные конструкторы Н.Н. Поликарпов, Г.М. Бериев и др. Семья жила впроголодь, хотя отец и мать смолоду были сильными, работящими людьми. Они трудились на своей полоске земли вместе с детьми от зари до сумерек. Но урожаи были плохими, хлеба не хватало. Подраставшие дети один за другим уходили на заработки. Пришла очередь и младшего Сергея, хотя он и был лучшим учеником трехлетней земской школы. Но на дальнейшую учебу в семье не было денег.

Летом 1909 года начал работать на фабрике в Костроме, затем в Иваново-Вознесенске. Земляки позвали Сергея в Санкт-Петербург на строительство будущего Комендантского аэродрома. Уже в сентябре 1910 года здесь проходил первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Сергей впервые увидел полеты летчиков, в основном офицеров русской армии и военно-морского флота.  Тогда у мальчишки и родилась мечта связать свою жизнь с авиацией.

Началась Первая мировая война и С. Ильюшина мобилизовали в армию. Он был направлен на тот самый Комендантский аэродром, который когда-то строил. Сначала назначили ангарным мыть и протирать самолеты после полетов. Потом служил помощником авиамоториста, затем младшим и, наконец, старшим мотористом.

За отличную службу С. Ильюшина приняли в солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Ильюшин вспоминал: "теперь я уже твердо знал, что отныне вся моя жизнь будет принадлежать авиации". После Февральской революции мотористы и механики, в их числе и Сергей, были демобилизованы и отправлены по месту жительства.

В мае 1919 года Ильюшина призвали как летчика на службу в Красную Армию.  Самолетов было очень мало,  и его назначают на авиаремонтный поезд механиком по ремонту самолетов. Ильюшин давно хотел учиться, стать конструктором крылатых машин. В 1921 году, по прибытии поезда в Москву, он подал рапорт о направлении на учебу в недавно созданный Институт инженеров Красного Воздушного флота им. Н.Е. Жуковского, впоследствии переименованный в Академию Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Ильюшин активно участвует в Военно-научном обществе академии, руководит моторной секцией. Вместе с К.К. Арцеуловым, М.К. Тихонравовым и другими известными в будущем учеными участвует в кружке "Парящий полет". Проектирует и строит планеры, проводит их испытания. Его планер АВФ-21 "Москва" было решено направить на международные планерные состязания, проводившиеся в августе 1925 года в Германии. В состязаниях на продолжительность полета планер "Москва" завоевал первое место.

В 1926 году С. Ильюшин успешно закончил Академию и был удостоен звания военного инженера-механика воздушного флота. Молодого конструктора направляют на работу в Научно-технический комитет Военно-воздушных сил в качестве руководителя первой, самолетной, секции комитета, которая определяла тактико-технические требования к военным самолетам. По этим требованиям авиаконструкторы проектировали новые самолеты.

Немногим более четырех лет проработал С. Ильюшин в Научно-техническом комитете, приобретя новые теоретические знания, значительно расширив свой инженерный кругозор, изучив конструктивные особенности иностранных самолетов различных типов. "Не было такого военного самолета в мире, который я досканально не знал бы", - вспоминал Сергей Владимирович. Все эти годы Ильюшин мечтал сам конструировать самолеты.

13 января 1933 года на заводе имени В.Р. Менжинского было организовано конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов, начальником которого назначается С. Ильюшин. Создание тяжелых самолетов различного назначения поручалось бригадам, оставленным в составе конструкторского отдела ЦАГИ и работавшим там под общим руководством А.Н. Туполева.    

Под непосредственным руководством С. Ильюшина стала работать бригада № 3, состоявшая первоначально из шести человек, а к маю 1934 года 54 сотрудников. Основные усилия небольшого коллектива были направлены на создание скоростного дальнего бомбардировщика (заводское обозначение ЦКБ-26). Уже в июне 1935 года легендарный летчик В.К. Коккинаки  совершил успешный полет на первом опытном двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-26. Испытательные полеты подтвердили высокие данные самолета: по всему комплексу летно-технических характеристик и особенно по скорости он существенно превосходил опытный ДБ-2 (АНТ-37) КБ А. Туполева. 31 марта 1936 года совершен первый полет второго опытного экземпляра самолета ЦКБ-26 цельнометаллической конструкции в полной  компоновке бомбардировщика. 1 мая 1936 года В.К. Коккинаки на этом самолете выполнил три петли Нестерова.

В августе 1936 года самолет ЦКБ-26 с новым обозначением ДБ-3 был принят на вооружение ВВС Красной армии и запущен в серийное производство на трех авиационных заводах – в Воронеже, Москве и Комсомольске-на-Амуре.

В предвоенные годы ОКБ  Ильюшина продолжало совершенствование скоростного бомбардировщика и разработку модификаций. Для авиации ВМФ был создан торпедоносец ДБ-3Т, затем торпедоносец с поплавками ДБ-3ТП, способный садиться на воду. В сентябре 1939 года был запущен в серийное производство существенно усовершенствованный ДБ-3Ф, с новым двигателем мощностью 1100 л.с. и улучшенным оборонительным вооружением. ДБ-3Ф, получивший обозначение Ил-4, по основным характеристикам превосходил модифицированный в 1939 г. немецкий бомбардировщик Хейнкель He-111H.

С началом Великой Отечественной войны, уже в ночь на 24 июня 1941 г., ДБ-3 и ДБ-4 бомбили военные объекты Данцига и Кенигсберга. 26 июня  1941 года капитан Н.Ф. Гастелло направил свой горящий ДБ-3 на скопление танков, бензоцистерн и автомашин наступающих фашистов.

8 августа 1941 г. спецгруппа из 15 самолетов ДБ-3Т  впервые бомбила столицу фашистов Берлин. В дальнейшем бомбежки Берлина стали регулярными.

С. Ильюшин раньше других осознал, что советским войскам нужен надежный и эффективный  штурмовик для борьбы с танками, артиллерией и живой силой противника. Конструкцию будущего штурмовика он разрабатывал буквально с момента создания его КБ.  В конце августа 1939-го Ильюшин получил из НИИ ВВС основные технические требования к боевому штурмовику. Можно только поразиться трудолюбию и настойчивости  Главного конструктора: 2 октября состоялся первый полет ЦКБ-55 №1! 26 марта 1940 г. были успешно закончены заводские испытания самолета ЦКБ-55 № 2 и принято решение о выпуске опытной партии самолетов. 20 апреля 1940 г. закончены государственные испытания этого самолета, названного БШ-2 (бронированный штурмовик). В августе этого года БШ-2 был принят на вооружение ВВС Красной Армии, но уже с обозначением Ил-2.

"Создание Ил-2 явилось революцией не только в самолетостроении, а и в тактике, в самой сущности штурмовых действий, идея которых возникла ещё в первую мировую войну…. Самолет Ил-2 возродил, дал новую сущность и полнокровную жизнь штурмовой авиации", - так писал главнокомандующий ВВС, маршал авиации А.Н. Ефимов.

В марте 1941 г. началось серийное производство Ил-2 на Воронежском авиационном заводе. До его эвакуации 5 ноября 1941г. было выпущено 1134 самолета Ил-2. А всего авиационные заводы выпустили 36 163 самолета Ил-2. Ни в одной стране мира в то время не было создано подобного самолета! Главному конструктору С. Ильюшину была присвоена ученая степень доктора технических наук.

Разработанный ОКБ С. Ильюшина штурмовик был двухместным летчик и стрелок с пулеметной установкой для защиты задней полусферы от истребителей. Оптимальное бронирование, маневренность, мощное вооружение, скорость полета и защита задней сферы позволяют назвать творение Ильюшина произведением искусства. Сбить в бою Ил-2 было трудно. И немецкие ассы стали приводить в свое оправдание пословицу: "Господин полковник, ежа в филейную часть не укусишь". За свою исключительную боеспособность Ил-2 (на  рисунке справа) назвали Оружием  Победы. После войны этому самолету поставили памятники в Воронеже, Куйбышеве, Новороссийске и других городах.

ОКБ  С. Ильюшина вместе с опытным заводом разработало, изготовило и испытало более семидесяти различных типов военных и гражданских самолетов. Из боевых машин хотелось бы отметить реактивный  бомбардировщик Ил-28, принятый на вооружение и запущенный в серийное производство в мае 1949 г.

Главнокомандующий ВВС, Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев дал такую обобщающую характеристику Ил-28: "… Его оборудование позволяет совершать полеты днем и ночью в облаках и за облаками, производить бомбометание с больших и средних высот вне видимости земли. В эксплуатации самолет надежнее других самолетов, ранее состоявших на вооружении бомбардировочной авиации ВВС Советской армии".

Мне вспоминается рассказ полковника авиационной дивизии Ил-28 (на фото внизу), где мы проходили сборы в 1957 г. "Начальникам и летному составу частей ПВО правительство и командование ВВС выдавали наказания за "неумение" сбивать американские самолеты-разведчики У-2, которые летали над территорией Советского Союза на высоте более 17 км с целью фотографирования и радиоразведки интересующих их секретных объектов. Тогда наша дивизия предложила послать Ил-28, с соответствующим оборудованием и опытным экипажем вдоль побережья Франции, где находились базы НАТО и США. Получено согласие, и Ил-28, снабженный высотным оборудованием и аппаратурой для разведки, взлетел с территории ГДР. Полет проходил на высоте 14 км. В процессе полета поднимались десятки самых новых американских истребителей для уничтожения Ил-28, но они не могли приблизиться на дистанцию поражения из-за постоянного маневрирования нашего летчика в плоскости полета. Задание было полностью и отлично выполнено. Ил-28 невредимым вернулся на нашу базу. Так были реабилитированы наши авиаторы". Известно, что самолет-разведчик У-2, пилотируемый Френсисом Пауэрсом, был сбит ракетой ПВО под Свердловском 1 мая 1960 г. Этим был положен конец полетов американских "гостей" над нашей территорией.

Интересно, что бомбардировщик Ил-28 выставлен в центральном музее ВВС Финляндии, а также в музеях польских городов Познань и Гдыня. 

Придумывая отличные военные самолеты, С. Ильюшин в то же время хотел разрабатывать пассажирские, и по возможности делал это. В 1946 году появился Ил-12. Из акта государственных испытаний: "Самолет Ил-12 с двумя двигателями АШ-82 представляет собой значительный технический прогресс по сравнению с находящимися в эксплуатации пассажирскими самолетами С-47 и Ли-2". В этом же году конструкторский коллектив С. Ильюшина приступил  к разработке двухдвигательного самолета, способного взлетать после отказа одного двигателя. Такой пассажирский самолет был разработан – ему присвоили обозначение  Ил-14.

 В августе 1946 г. совершил первый полет самолет Ил-18, имевший четыре поршневые двигателя АШ-73 и впервые в нашей стране герметичный фюзеляж. Он мог перевозить 66 пассажиров и до 7600 кг коммерческой нагрузки. Однако “Аэрофлот" отказался от такого "большого" самолета. Почти через 11 лет, в июне 1957 года, правительству и лично Н.С. Хрущеву был показан первый опытный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18. Самолет всем понравился, ему дали имя собственное: "Москва". После использования турбовинтого двигателя АИ-20 самолет под индексом Ил-18А был запущен в серийное производство и стал лучшим самолетом в своем классе. 4 сентября 1959 г. пассажирский Ил-18 был удостоен диплома "Гран-При" и Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Самолет Ил-18 для гражданской авиации стал эталоном экономической интенсивности, простоты пилотирования и комфорта. Был разработан целый ряд его модификаций. На нем летали главы государств, в том числе и иностранных. Академик В.В. Струминский писал: "Пассажирский лайнер Ил-18 является, пожалуй, самым выдающимся творением Генерального конструктора С.В. Ильюшина. Здесь очень много нового и оригинального не только в общей схеме самолета и решения аэродинамических и конструктивных проблем, но и в деталях, которые часто определяют судьбу самолета".

С середины 1967 года такой же популярностью пользовался лайнер Ил-62 новое гениальное творение КБ С. Ильюшина. За свою надежность Ил-62М снискал добрую славу далеко за пределами России.

На ИЛ-14 летал Главный конструктор космической техники, дважды Герой Социалистического труда, академик Сергей Павлович Королев. И однажды я, конструктор электромеханизмов, был срочно направлен Сергеем Павловичем на Уфимский приборный завод для решения производственных вопросов, причем лететь было приказано немедленно на его самолете. Я впервые летел на Ил-14 и был приятно поражен комфортом четырехчасового полета из Москвы в Уфу. Отсутствие вибраций и шума заставили меня вспомнить институтского профессора В.Я. Крылова, читавшего нам "Основы авиации". Однажды, после отдыха в Сочи, он прилетел в Ленинград прямо к лекции. В первых словах он сообщил нам об этом, а также сказал, что во время полета отлично побрился обычной бритвой и продемонстрировал аудитории свое блестевшее лицо. "Ил-14" чудесный самолет, на таких я еще не летал",   сказал он с гордостью. Да, я был согласен с профессором, который считался в нашем институте первейшим педантом.

17 декабря 1956 года Сергею Владимировичу Ильюшину было присвоено звание Генерального конструктора с возложением на него обязанностей ответственного руководителя завода № 240 МАП.

С.В. Ильюшин воспитал многочисленных учеников, продолжающих его дело. Это академик Г.В. Новожилов, В.А Борог, И.Я Катырев, Я.А. Кутепов, В.В. Ливанов, Н.Д. Таликов и многие другие.

Еще целый ряд самолетов был разработан  КБ во главе с Генеральным конструктором Ильюшиным, а с 1970 года - Г.В. Новожиловым. Это военно-транспортный самолет Ил-76, пассажирский Ил-114, широкофюзеляжные пассажирские самолеты Ил-86 на 350 мест, Ил-96-300 и другие. Большинство Илов выполняют пассажирские и грузовые перевозки и сегодня.

8 июля 1970 года по личной просьбе и состоянию здоровья Сергей Владимирович ушел на заслуженный отдых. На вопрос журналистов, почему он ушел с поста Генерального конструктора всемирно-известного КБ, ответил: "Не мог приходить на работу первым, а уходить с работы последним".

Генеральный конструктор истребителей "МиГ" академик А.И. Микоян сказал: "Ильюшин – целая эпоха в гражданском послевоенном самолетостроении, эпоха, вобравшая все современные качества авиации: скорость, высоту, простоту конструкции, надежность в эксплуатации, комфорт".

Сергей Владимирович трижды Герой Социалистического труда (1941, 1957, 1974). Ему присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ, Ленинская премия (1960), восемь Государственных премий СССР. Награжден 8 орденами Ленина, а также орденами Октябрьской революции, Красного Знамени (дважды), Трудового Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (дважды). Имя Ильюшина носит Московский машиностроительный завод, ОКБ. Также его именем названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде и Тюмени.

Судя по результатам работы – это самый талантливый и трудолюбивый авиаконструктор России, а может быть и всего мира.

Р. ТЮКАВИН, доцент кафедры автоматизации и управления.


 

ГОРИЗОНТЫ

ДОМ,
ГДЕ
РОЖДАЮТСЯ КНИГИ

2009 год  дважды юбилейный для Московского государственного университета леса, организованного в 1919 году  и являющегося сегодня базовым российским вузом, готовящим специалистов для лесного, ракетно-космического комплексов и ряда других отраслей.

На базе университета действует Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела в составе 56 российских вузов.

Одной из важнейших структур вуза является издательство университета. Издательство Московского государственного университета леса было создано в 1996 году в результате объединения редакционно-издательского отдела и типографии.

Основное направление деятельности издательства – публикация учебной и научной литературы по профилю университета. Полиграфическая база издательства оснащена современным оборудованием. Это позволяет осуществлять полный комплекс работ по подготовке и полиграфическому исполнению издания.

Как отмечается в журнале «Университетская книга» (№ 2, 2009г.), по официальной оценке Всероссийской книжной палаты, издательство входит в первую сотню среди всех издательств РФ, а среди московских вузов - в первый десяток.

За 2008 год выпущено более 130 новых учебников и учебных пособий, 30 научных изданий, более 100 наименований учебной литературы переиздано.

Выпускаемый издательством МГУЛеса журнал «Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник» внесён в список изданий ВАК, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций.

Постоянный участник специализированных выставок «Лесдревмаш», «Лестехпродукция», «Интеркомплект», издательство неоднократно было награждено почётными грамотами и дипломами. Большую работу выполняет издательство по заказам родственных вузов, которым поставлено в 2008 г. 15,9 тыс. экземпляров учебной литературы 280 наименований.

Особая наша гордость – учебники, подготовленные ведущими преподавателями университета. Хочется отметить вышедший в прошлом году учебник Г.С. Иванова «Начертательная геометрия».

Тиражирование литературы под заказ для издательства университета становится экономически выгодным уже при тиражах от 500 экз. Поэтому отпускная цена в 200 рублей учебника по начертательной геометрии в твёрдом переплёте с шитым блоком очень порадовала отдел комплектования библиотеки МГТУ им. Баумана.

К юбилею вуза подготовлено второе подарочное издание «Московский государственный университет леса. Образовательно-научно-инновационный комплекс», готовится к печати книга о научно-педагогических школах МЛТИ- МГУЛ.

Несколько изданий было приурочено к юбилею факультета электроники и системотехники. Так, новую серию «Жизнь замечательных людей Московского государственного университета леса» открывала книга «Математики Московского государственного университета леса».

Дружный коллектив профессионалов издательства МГУЛ всегда готов прийти на помощьавторам – будь то студент или маститый профессор.

Приходите к нам в издательство!

Мы ждем вас!


 

Правительство Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды подвели итоги конкурса "Лучший проект комплексного благоустройства природных и озеленительных территорий города Москвы в 2008 году".

Победителями конкурса и обладателями премий стали студенты Московского государственного университета леса Карпов Евгений (проект благоустройства и озеленения территории "Парк 50-летия Октября"), Шогенова Алла (проект реконструкции зеленых насаждений  на территории городской больницы № 47 по ул. Нижняя Первомайская, д. 70), Шевелуха Екатерина (проект благоустройства внутридворовой территории по ул. Радужная, д.1).

Поздравляем студентов и их руководителя проф. В.С. Теодоронского с заслуженным успехом!

 

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

 16 апреля 2009 года исполнилось 70 лет
заведующему кафедрой МТКМ, профессору,
доктору технических наук
ВЛАДИМИРУ ДМИТРИЕВИЧУ КОТЕНКО

После окончания Архангельского лесотехнического института В.Д. Котенко плодотворно трудился на оборонном предприятии, принимая участие в разработке ядерного оружейного комплекса страны. В 1981 году перешел на работу в МЛТИ на кафедру процессов и аппаратов деревообрабатывающих производств на должность доцента, принимал активное участие в создании межотраслевой научно-исследовательской лаборатории "Теплостойкие композиционные материалы". Результаты его исследований внедрены на предприятиях РКК "Энергия", НПО "ВИАМ".

С 1998 года возглавляет кафедру "Материаловедение и технология конструкционных материалов". Под руководством В.Д. Котенко ведущие профессора, доценты и аспиранты кафедры проводят научные исследования по замене традиционных конструкционных материалов композиционными материалами, материалами порошковой металлургии, наноматериалами, проводят исследования по тепловым режимам инструментальных материалов, используемых при обработке композиционных материалов на основе древесины.

В.Д. Котенко опубликовал более 80-ти научных и учебно-методических работ по тематике кафедры. В составе авторского коллектива опубликовал монографии "Моделирование свойств и процессов прессования" и "Износостойкость инструмента при резании древесных композитов".

Возглавляя кафедру, Владимир Дмитриевич показал отличную теоретическую и практическую подготовку в области материаловедения и технологии конструкционных материалов, образец умения работать грамотно и четко, умение блестяще организовывать научные   исследования,   огромную   работоспособность и трудолюбие.

Заслуженный деятель науки и техники, Лауреат Государственной премии СССР, член корреспондента РАЕН, академик Российской Академии космонавтики им. Циолковского В.Д. Котенко пользуется заслуженным авторитетом и человеческим уважением у сотрудников кафедры и университета в целом и, конечно, среди студентов.

Коллектив кафедры сердечно поздравляет юбиляра и желает ему хорошего здоровья, спортивной бодрости и энергии на долгие годы, любви и понимания родных и близких, детей и внуков.

Коллектив кафедры МТКМ.


 

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО

«ОКНО» в Мытищи

29 марта в Районном дворце молодежи отмечал свое 12-летие театр "Окно". В честь его дня рождения был устроен капустник с участием танцевальной студии "MaxiDANCE",  театра "Карамболь" (г. Королев), и студенческого театра МГУЛ под руководством Андрея Галкина.

- Двенадцать лет это и много, и мало. Много, потому что большое количество мальчишек и девчонок, юношей и девушек попробовали себя за эти годы в столь непростом жанре. Мало, так как это всего-навсего подростковый возраст все впереди. Хочется пожелать больше интересных работ и "своего" зрителя, - поздравила театр директор РДМ И.Ю. Волкова.

С благодарственной речью в адрес друзей и поклонников театра выступил режиссер Вадим Королев.

Вечер удался на славу: сначала девушки из "MaxiDANCE" в облегающих спортивных костюмах исполнили зажигательный танец "Цепь" под музыку Мадонны.  Следом за ними на сцену вышли актеры театра "Окно". Они представили юмористическую мизансцену:  "Кастинг у Константина Сергеевича Станиславского" о том, как страшно бывает начинающим театралам показывать свои умения перед профессионалами. Сами же молодые таланты "Окна" очень неплохо держатся на сцене.

В день рождения своего театра они показали отрывок из спектакля "Единственный наследник", трагическую сцену мюзикла "Элизабет" и смешные сценки ляпы во время спектакля, миниатюры и юмористический номер, наподобие разминки в КВН, где ребята блестяще отвечали на вопросы.

Поздравили коллег и актеры театра МГУЛеса. Они выступили с отрывком из спектакля "Лес" и были, как всегда, эмоциональны и профессиональны.

Хочется надеяться, что новый год жизни для театра "Окно" будет плодотворным и насыщенным событиями. И одно из них уже состоялось. 2 апреля по итогам IV Мытищинского театрального фестиваля (под руководством управления культуры Мытищинского района), прошедшем в ГДК "Яуза", театру присвоили звание "Народный коллектив".

В ближайших творческих планах театральной студии "Окно" – постановка спектаклей "Ящерица" по Володину и "Гроза" Островского и участие в проекте "Благотворительность", показ спектакля "Снежная королева" в детском доме.

И. ШЕРЕМЕТЬЕВА, 4-й курс, ФЭСТ.


 

ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

на ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ

Ä  систем автоматического управления;

Ä  сопротивления материалов;

Ä  теоретической механики;

Ä  технологии лесопиления и деревообработки;

Ä  механизации лесохозяйственных работ;

Ä  бухгалтерского учета и аудита.

систем автоматического управления

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11) – один месяц со дня публикации
в газете.