№ 7-8 (1852-1853), 6 апреля 2009 года

 

ВСЕКОСМИЧЕСКИЙ ЮБИЛЕЙ

Юбилей факультета электроники и системотехники стал знаковым событием в жизни МГУЛеса. Подготовка к празднованию этой круглой даты стартовала еще в начале учебного года проведением целого ряда мероприятий. Международная научно-техническая конференция и «круглые столы», спортивные турниры и веселые масленичные гуляния были проникнуты особым, «фэстовским» настроем.

И вот 20 марта подлинной кульминацией праздника стал торжественный вечер, прошедший в зале мытищинского Дворца культуры «Яуза».

Задолго до официального начала вечера просторный зал ДК на 500 мест стал заполняться участниками торжества.  По-праздничному нарядные студенты факультета-юбиляра раздавали памятные подарки – юбилейный буклет, специальный выпуск университетской газеты «Вестник», значок с эмблемой праздника, которая украсила и сцену.

Глядя на радостные лица гостей, оживленно беседующих в просторном холле, становилось ясно, что здесь собрались старые добрые друзья. Да и как могло быть иначе? Ведь помимо общности профессиональных интересов, многих из присутствующих объединяли прочные узы студенческого братства.

Повзрослевшие, но, как и прежде, молодые душой фэстовцы разных лет с юношеским пылом обменивались впечатлениями о наиболее ярких событиях своей жизни, вспоминали молодость, делились планами на будущее. В самой гуще народа то и дело можно было видеть напряженно-озабоченное лицо главного организатора празднества – декана ФЭСТа профессора А.В. Королькова – все ли пройдет, как намечено, сколько будет гостей и каких?

А гости были поистине знатные – заслуженные работники ракетно-космической отрасли, ученые, летчики-космонавты СССР, чьи имена золотыми буквами вписаны в славную летопись освоения Космоса. Но главное - сотни выпускников ФЭСТа и его преподаватели. Люди, чьими руками ковалась и сохраняется сегодня слава факультета.

Красочное убранство зала воссоздавало атмосферу космического пространства – сцена задрапирована в темно-синие и серебристые тона и украшена воздушными шарами в форме звезд и планет. Каждый, переступивший порог зала, мог почувствовать себя членом экипажа огромного космического корабля, совершающего полет в бескрайние дали времени и пространства.

Официальной части предшествовал показ документального фильма, рассказывающего об основных вехах из истории развития факультета-юбиляра, о том, чем живет ФЭСТ сегодня, какие планы строит на будущее.

В приветственном слове ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев поздравил всех гостей с замечательным праздником, пожелав сотрудникам и студентам ФЭСТа новых успехов на профессиональном поприще.

Оглядываясь на путь длиною в 50 лет, президент МГУЛеса А.Н. Обливин вспомнил тех, чьи имена неразрывно связаны с основными этапами развития ФЭСТа, тех, кто своими знаниями и трудом внес неоценимый вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов для отечественной ракетно-космической отрасли.

Слова глубокого уважения и благодарности великим Учителям – преподавателям факультета электроники и системотехники, давшим путевку в жизнь многим тысячам специалистов, – прозвучали из уст заместителя генерального конструктора РКК «Энергия», дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.В. Рюмина, выпускника ФЭСТа 1966 года. Валерий Викторович поименно вспомнил своих преподавателей – профессоров И.И. Уткина, А.И. Гузенко, А.В. Ефимова, пожелав работникам факультета здоровья, счастья и успехов в работе.

«Так держать!» –  С этим оптимистичным призывом обратился к фэстовцам летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, Почетный доктор МГУЛеса П.Р. Попович. По словам Павла Романовича, у факультета большое будущее и 100-летний юбилей ФЭСТ наверняка отметит с должным размахом, подкрепив новыми творческими свершениями.

Поздравил ФЭСТ и руководитель Центра управления полетами профессор В.И. Лобачев, возглавляющий кафедру вычислительной техники. МГУЛеса остается главным поставщиком молодых специалистов в ЦУП, более 70 % кадрового состава которого являются  нашими выпускниками.

Кто-то выражал свои эмоции в прозе, ну а некоторые, вдохновленные поэтической музой, слагали в честь юбиляра возвышенные стихи.  Доцент кафедры вычислительной техники ветеран ЦУПа В.А. Скорняков написал на тему юбилея настоящую поэму. Чеканный ритм четверостиший звонким эхом отзывался в сердцах слушателей:

Последний звонок, – и закончен диплом.

Птенцы из гнезда разлетаются!..        

Но ФЭСТ будет рядом – он в сердце твоем,

И он никогда не кончается!

Но не только космическими достижениями славятся выпускники ФЭСТа. Они занимают ответственные должности в органах власти различного уровня, на предприятиях и в организациях Мытищинского района. С поздравлениями в адрес юбиляра выступили глава городского поселения Мытищи А.М. Казаков, закончивший ФЭСТ в 1980 году; первый заместитель главы Мытищинского района А.А. Чураков; депутат Московской областной думы А.Е. Мурашов.

Оригинальным подарком юбиляру от администрации г. Королев стал макет ракеты, являющейся символом наукограда.  Как отметил заместитель главы Королева А.Н. Никольский, сегодня на территории города трудятся порядка 10 тысяч выпускников МГУЛеса.

Практически все выступавшие с особым теплом и искренностью вспоминали свои студенческие годы. Бесценный багаж знаний и драгоценный опыт дружбы, верности и взаимовыручки, обретенный в то время, заложили прочный фундамент деловых и моральных ценностей, необходимых в профессиональной деятельности и незаменимых в повседневной жизни.

Настоящим сюрпризом стало космическое поздравление с борта Международной космической станции командира 18-й основной экспедиции А.В. Лончакова. Поистине достижения современной техники способны творить чудеса!

Любопытную праздничную статистику привел декан ФЭСТа А.В. Корольков. Всего от желающих поздравить факультет было принято 711 заявок, что составило порядка 7 %  от числа выпускников за полвека. 600 человек изъявили желание лично принять участие в праздничном мероприятии. По данным опроса, практически каждый подавший заявку  является работником предприятий ракетно-космической отрасли. По меткому определению Анатолия Владимировича, юбилей без преувеличения можно назвать «всекосмическим».

Немало радости доставила собравшимся концертная программа, подготовленная Мытищинским театром драмы и комедии «ФЭСТ» под руководством И.А. Шаповалова совместно со студенческим клубом под руководством И.Ю. Волковой. Название театра говорит само за себя - именно на ФЭСТе более 20 лет назад была создана эта своеобразная «кафедра актерского мастерства», объединившая под одной крышей молодые таланты. За прошедшие годы театр вырос со студенческих подмостков до профессиональной сцены.

Концерт закончился, но праздник в сердцах зрителей продолжался. Гости явно не спешили расходиться. Еще долго в холле и зале ДК звучали смех и слышались разговоры. Уходя домой, каждый уносил с собой частичку тепла и света в память о знаменательном событии.

В общем, вечер удался на славу! Остается надеяться, что к вековому юбилею факультет подойдет с еще большими достижениями и свершениями.

 С. РАМАЗАНОВ, C. ГЛАДЫШЕВ.


 

ГОРИЗОНТЫ

МВА дошел до Лестеха,

или
Что делать в условиях
кризиса?

 

Лесная отрасль России в настоящий момент приковывает все больше внимания. Новые игроки, новое законодательство, новые правила игры, кризис и спад производства на одних предприятиях ЛПК, и финансовая и социальная стабильность на других – все это указывает на то, что в лесном комплексе уже начались судьбоносные изменения.

Десять лет экономических реформ в стране, современное состояние предприятий ЛПК в период кризиса показали необходимость скорейшей  адаптации отечественных производителей к работе в рыночных условиях. Российские предприятия столкнулись с рядом новых для себя проблем:

1. Необходимость ориентации на потребителя.

2. Необходимость работы в условиях конкуренции.

3. Проблемы кадрового характера.

Речь пойдет, прежде всего, именно о третьей проблеме, ведь на сегодняшний день практически все предприятия России имеют кадровые проблемы. Именно кадрами сегодня необходимо заниматься в первую очередь, так как они являются основой всего, и только от них зависит деятельность любого предприятия. Кадры  являются носителями самого главного из  внешних ресурсов – знаний. Но знания не появляются сами собой, а формируются путём постоянного обучения. Нужны комплексные знания высшего уровня и анализ практики российских и иностранных компаний.

Наиболее перспективными среди образовательных программ в настоящее время являются программы МВА (Мастер делового администрирования). Однако большинство программ МВА, предлагаемых на рынке образовательных услуг, носят общий характер, а предприятия ЛПК имеют специфические особенности деятельности. Следовательно, чтобы учить специалистов, способных успешно работать в лесном секторе, нужен особый, соответствующий подход. Кроме того, стандартные программы МВА большим спросом пользуются лишь у крупных организаций, корпораций и холдингов, в то время как большинство предприятий ЛПК России относятся к малому и среднему бизнесу.

Учитывая эти особенности, в Международной школе управления и бизнеса Московского государственного университета леса была разработана программа МВА для руководителей и специалистов лесопромышленного комплекса России, которая позволит удовлетворить ощутимую потребность в системных знаниях именно в области управления предприятиями лесного сектора. Определяющим в данной программе является подготовка высокопрофессиональных менеджеров-практиков, обладающих знаниями и навыками, которые позволят эффективно осуществлять руководство организациями ЛПК и их структурными подразделениями. Программа МВА МГУЛ рассчитана на работающих менеджеров, имеющих практический опыт, которые имеют возможность без отрыва от производства получить степень МВА.

Например, для того, чтобы руководителю предприятия, который не один год занимается бизнесом, было легче вписаться в обучение, учебный процесс организуется таким образом, чтобы изучаемые теории подкрепляли собственный опыт руководителя и могли быть приложены к его практическим задачам.

Как можно охарактеризовать программу МВА МГУЛ? Это классическая дженералистская программа, затрагивающая все аспекты деятельности современной организации. Перечень дисциплин достаточно стандартен, но через практические ситуации, через обсуждения и дискуссии программа отражает специфику лесопромышленного сектора экономики России, включая деревообрабатывающую и мебельную промышленность.

Также отличительной чертой является акцент на повышенной социальной ответственности, что делает программу уникальной среди всех присутствующих в России программ МВА.

Безусловно, встает вопрос – что может дать МВА для организаций, которые направляют своих сотрудников на обучение? Вот некоторые из знаний и практических навыков, которые получат слушатели программы:

·  Стратегическое видение перспектив.

·  Формирование нового экономического мышления и чувства социальной ответственности за последствия принимаемых стратегических решений.

·  Способность конкурировать как на российском, так и на зарубежном рынках.

·  Эффективное использование передового российского и зарубежного опыта.

·  Развития профессиональных навыков
управления.

·  Получение (систематизация) знаний в области управления, экономики, финансов.

·  Стремление к более высоким доходам, интересной работе.

·  Реализация творческого потенциала слушателей и ожиданий карьерного роста.

·  Постоянное, благодаря деятельности организации бывших выпускников, общение с коллегами-единомышленниками.

·  Развитие слушателя и удовлетворение его интеллектуальных потребностей.

·  Международный, российский диплом МВА.

Значение программы МВА для  предприятий:

·  повышение эффективности деятельности организации через развитие и мотивирование своих лучших менеджеров;

·  предоставление с помощью реализации Проекта определенной доли консалтинговых услуг и исследований;

·  развитие источника идей и нововведений в интересах будущего развития организации.

Международная школа управления и бизнеса МГУЛ, стараясь воплотить все эти принципы, разработала программу МВА для лесопромышленников, внеся в нее больше специфики работы предприятий ЛПК России и используя в образовании работу и жизненный опыт слушателей.

Конкурентным преимуществом программы МВА в МШУБ МГУЛ является высокий уровень преподавания при приемлемой для предприятий ЛПК стоимости обучения. Получение диплома МВА представляет новые возможности в построении собственной карьеры развитии компании.

Занятия проходят на базе МГУЛ. Аудиторная часть учебного процесса организована в виде лекций, тренингов, обсуждений бизнес-ситуаций, презентаций, видеоконференций, занятий в компьютерном классе и консультаций. Все занятия проходят в интерактивной форме. Самостоятельная работа заключается в написании письменных домашних заданий, анализе реальных ситуаций и подготовке презентаций, индивидуальной работе над проектом. Слушатели МБА обеспечиваются базовыми учебниками и материалами, специальной литературой, имеют доступ к библиотечным фондам и базам данных МШУБ МГУЛ, работают в сети Интернет.

Конечно, нужно понимать, что МВА – это не массовое образование и предназначено оно только тем, кто просто жаждет успеха!

МГУЛ не может остаться в стороне от требований современного бизнеса, и поэтому на протяжении двух лет шла напряженная работа над созданием своей программы МВА. Причем надо было не только разработать программу и рабочие программы дисциплин вместе с учебно-методическими комплексами, но также подобрать и подготовить преподавателей, от которых во многом зависит успех программы. И самое главное – апробировать программу вместе со слушателями в рамках пилотного проекта. Символично, что участниками нашего пилотного проекта стали 8 слушателей, представляющие ПК Корпорация «Электрогорскмебель», холдинг «Русский ламинат», ООО «ИНТ».

Эксперимент закончен, и сегодня мы готовы к полномасштабной реализации нашей университетской программы МВА, которая получила одобрение экспертного совета Министерства образования и науки России по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Мастер делового администрирования» «Master of Business Administration».

Так как же ответить на вопрос: «Что делать в кризис?» Ответ очевиден.

Если у Вас есть высшее образование и за плечами опыт управленческой работы, Вы амбициозны и жаждете успеха, не хотите тратить время попусту – идите учиться – учиться на программу МВА МГУЛ.

Для справки:

Московский государственный университет леса - специализированное высшее учебное заведение, являющееся членом Международного союза лесных исследовательских организаций (IUFRO); налаживает связи с родственными вузами за рубежом, сотрудничает на договорной основе с ВУЗами Англии, США, Китая, Болгарии, Венгрии, Германии и стран СНГ. Международная школа управления и бизнеса (МШУБ) (International School of Management and Business) – структурное подразделение МГУЛ, которое уже более 10 лет готовит профессиональных управленцев для всех областей деятельности, в котором в полном объеме реализована концепция современной системы образования принятой в мире.

 МШУБ МГУЛ

141005, Московская обл., г. Мытищи,
1-ая Институтская, 1

Телефоны: 8(498)6874135; 8(903)5024588

E-mail: ismb@mgul.ac.ru, dashkov@mgul.ac.ru, jamal79@mail.ru

http://www.mgul.ac.ru

А. ДАШКОВ, декан МШУБ;

М. ДЖАМАЛДИНОВА, директор программы MBA.


ВЕХИ

ПОЛВЕКА –
ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ

С 25 по 27 февраля 2009 года в Московском государственном университете леса под эгидой учебно-методических объединений по образованию в области лесного дела (председатель – ректор университета профессор Санаев В.Г.), по университетскому политехническому образованию (председатель – ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор Федоров С.Б.), и по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов (председатель – ректор МАДИ профессор Приходько В.М.)  прошло заседание президиума учебно-методических советов по направлениям подготовки дипломированных специалистов 651600 «Технологические машины» и 653300 (190600.65) «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» и учебно-методических комиссий по специальностям «Машины и оборудование лесного комплекса» (председатель – профессор Амалицкий В.В.) и  «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)» (председатель – профессор Быков В.В.).

Заседание было приурочено к 50-летию кафедры технологии машиностроения и ремонта нашего университета.

Пятьдесят лет – возраст солидный и зрелый не только для человека, но и для кафедры, готовящей специалистов для инженерной сферы лесопромышленного комплекса. За полвека на кафедре сформировался квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив в составе пяти профессоров, четырех доцентов, двух ассистентах, пяти аспирантов, заведующего лабораторией, которые обеспечивают учебно-воспитательный процесс по 21 дисциплине, учебным и производственным практикам со студентами пяти факультетов общей численностью только на 2008/2009 учебный год 1440 человек. Квалификация профессорско-преподавательского состава кафедры позволяет проводить и повышение квалификации по линии ФПКП по сертифицированным программам.

Учебно-методическая работа кафедры значительна не только в рамках Московского государственного университета леса, но и ряда специальностей в других вузах России. За последние пять лет кафедрой подготовлено и издано 37 наименований учебно-методической литературы в их числе 5 учебников, 5 монографий,  7 учебных пособий с грифом УМО. Как базовая кафедра университета по специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)»: организовала разработку кафедрами университета тестовых заданий к итоговой аттестации (государственному экзамену) по специальности; подготовила оригинал-макет учебного пособия «Итоговая аттестация. Тестовые задания по циклам дисциплин», которое выпущено издательством МГУЛ в 2006 году; отрабатывает методологию контроля самостоятельной работы студентов с целью организации сквозного тестирования по профессионально-ориентированным дисциплинам. Опыт МГУЛ по проведению итоговой государственной аттестации в два этапа – тестирование по циклам дисциплин и решение инженерной задачи – рекомендован УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов для вузов, ведущих подготовку по специальностям: «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по видам)» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» в 43 вузах России. Многие тестовые задания, разработанные на кафедрах МГУЛ, вошли в банк тестовых заданий УМО.

За последние пять лет ученые, аспиранты и студенты кафедры опубликовали 87 статей, 16 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК, студентам (без соавторов) – 9 статей; приняли участие в работе свыше 30-ти научных конференций, симпозиумов, семинаров; выступили в качестве официальных оппонентов по 22 докторским и 23 кандидатским диссертациям, дали рецензии на 17 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе и внешних изданий.

Квалификация профессорско-преподавательского состава позволяет участвовать в различных Всероссийских конкурсах.  За последние пять лет в конкурсах выпускных квалификационных работ по пяти номинациям  выпускниками кафедры получено 3 первых, 7 вторых и 4 третьих места; ряд работ, представленных на конкурс, отмечены грамотами. В конкурсах монографий, учебников и учебных пособий: один диплом 1-й степени, один и четыре – 2-й и 3-й степеней соответственно.

Со славным юбилеем коллектив кафедры поздравили ректор университета профессор Санаев В.Г., президент МГУЛ профессор Обливин А.Н., коллеги по работе, представители других вузов.

В числе приславших поздравления:

Правительство Вологодской области (Почетный доктор МГУЛеса, заместитель губернатора Грачев В.В.): «Уважаемые коллеги! Примите поздравления с юбилеем кафедры и слова благодарности и признательности за сотрудничество в вопросах развития ЛПК Вологодской области. Желаю здоровья, успехов и воплощения в жизнь намеченных планов»; 

Московский автомобильно-дорожный институт (ректор Приходько В.М., проректор Сильянов В.В., главный ученый секретарь УМО Ситников Ю.М.): «Многолетние обширные контакты между МАДИ(ГТУ) и МГУЛ, начатые представителями научных школ профессорами В.Ф. Бабковым и В.И. Алябьевым, успешно продолжились в последнее десятилетие с представителями кафедры «Технология машиностроения и ремонта» МГУЛ. Эти контакты, постоянно углублявшиеся в последние годы, совместная работа по поручению Минобрнауки России по формированию содержания профессиональных образовательных программ эксплуатационно-сервисной направленности на различных этапах деятельности вузов, способствовали прогрессу в области развития высшего профессионального образования по специальностям технического сервиса.»

Уральский государственный лесотехнический университет (ректор Азаренок В.А., заведующие кафедрами Панычев А.П. и Санников А.А.): «…мы высоко ценим Ваш значимый, неоценимый труд, серьезный, квалифицированный и новаторский подход к непростому процессу образования. Своим профессионализмом, принципиальностью, требовательностью и справедливостью вы завоевали огромный авторитет и уважение среди студенчества…»;

Марийский государственный технический университет (ректор Романов Е.М., заведующий кафедрой Неклюдов В.Б.): «…за период своей деятельности профессорско-преподавательский состав кафедры сделал очень много подготовки высококвалифицированных специалистов, издал большое количество качественной учебной литературы, по которой обучались и обучаются в настоящее время студенты нашего факультета, других вузов и техникумов лесотехнического профиля»;

Ухтинский государственный технический университет (ректор Цхадая Н.Д., заведующий кафедрой Шоль Н.Р.): «…при всей технической направленности кафедры, при всем безукоризненном внимании к профессиональной подготовке студентов кафедра «Технологии машиностроения и ремонта» удивляет одухотворенностью, культурной насыщенностью своей деятельности. Великолепные достижения, которые нет сомнений станут основанием для новых свершений!»;

Воронежская государственная лесотехническая академия (ректор Бугаков В.М., заведующий кафедрой Драпалюк М.В.): «Гордимся многолетними творческими связями между кафедрой технологии машиностроения и ремонта МГУЛ и кафедрами производства, ремонта и эксплуатации машин, тракторов и автомобилей, кафедрой механизации лесного хозяйства и проектирования машин ВГЛТА.»;

Вологодский государственный технический университет (ректор Соколов Л.И., заведующие кафедрами Дерягин Р.В. и Пикалов О.Н.): «…за эти годы Вы подготовили тысячи высококвалифицированных специалистов своего дела, которые успешно трудятся во всех уголках России. Многие из них стали грамотными работниками, настоящими профессионалами, которых отличают высокое чувство долга, преданность избранному делу и профессии».

Вятский государственный технический университет (заведующий кафедрой Ганапольский С.Г.);

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ректор  Еремкин А.И., декан Родионов Ю.В.);

Архангельский государственный технический университет (декан Лебедев В.Д.);

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (зам. проректора Строганов Д.В.);

Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия (зав. кафедрой Балихин В.В., профессор Валяжонков В.Д.);

Санкт-Петербургский государственный университет растительных полимеров (декан Гаузе А.А.);

Брянская государственная инженерно-технологическая академия (проректор, заведующий кафедрой Памфилов  Е.А.);

Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина (ректор Ерохин М.Н., заведующие кафедрами Пучин Е.А. и Балабанов В.И.);

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия (проректор, заведующий кафедрой Спицин И.А.);

Казанский государственный технологический университет (заведующий кафедрой Сафин Р.Г.);

Тульский государственный технический университет (заведующий кафедрой Фролов Н.Н.);

Тверской государственный технический университет (ректор Палюх Б.В.)

Сибирский Федеральный университет (заведующий кафедрой Подвезенный В.Н.);

Государственный научный центр лесопромышленного комплекса (ФГНУ ГНЦ ЛПК) (зам. генерального директора Воскобойников И.В.);

ООО  «Технореммаш» (генеральный директор Носихин П.И.);

ООО «ЧТЗ-Уралтрак» (генеральный директор завода тракторных трансмиссий Фадеев А.Ю.).

От имени сотрудников кафедры выражаю всем искреннюю благодарность за поздравления!

В. БЫКОВ, заведующий кафедрой, профессор.


 

ДИСПУТ

Что мы проверяем:

знания или память?

Математикам известно выражение: «Математику знает только тот, кто умеет решать задачи». Действительно, значение имеет только понимание, а не запоминание (зазубривание) теории, что проявляется в применении теоретических познаний в практической деятельности.

Я имел счастье учиться у одного из крупнейший специалистов в области прочности строительных конструкций, профессора, доктора технических наук Ю.А. Нилендера. Он был участником и руководителем множества крупнейших проектов. В частности, проводил измерения деформаций плотины ДнепроГЭСа – первой подобной работы в России.

Ю.А. Нилендер читал курс металлических конструкций, который базировался на сопромате и строительной механике. Его лекции были необыкновенно интересны. Как специалиста его, конечно, интересовали аварии и катастрофы, связанные с ошибками в расчетах, конструкции или при изготовлении. В лекциях он приводил подробный анализ причин этих событий. Еще до революции он окончил Институт инженеров путей сообщения, где в то время преподавал видный ученый, человек с мировым именем С.П. Тимошенко, по праву считавшийся крупнейшим российским специалистом в области сопротивления материалов. Лекции С.П. Тимошенко были настолько интересны, что места в аудитории занимались задолго до их начала (и это при свободном посещении занятий!). Но самым интересным, по рассказам Ю.А. Нилендера, было то, как Тимошенко принимал экзамены. Студент получал задание и уходил на 4-5 часов. Он мог идти в библиотеку, к приятелю, к специалисту. Потом он возвращался. С.П. Тимошенко проверял решение и говорил: «А теперь расскажите, как решали». Такой экзамен был наиболее приближен к реальной рабочей ситуации.

Ю.А. Нилендер хорошо усвоил уроки Учителя. К каждому билету прилагалась задача, которая всех нас повергала в шок. Мне достался расчет фермы железнодорожного моста. Нужно было определить самый нагруженный узел, подобрать профили и дать его конструктивное решение. Это походило не на задачу к экзамену, а на небольшой курсовой проект. На ее решение в лучшем случае нужно было потратить часа два упорной работы, и то при удачном стечении обстоятельств.

Увидев наши лица, Нилендер пояснял:

– Возьмите лекции. В шкафах – пособия и все необходимые справочники. Пользуйтесь.

Отличие нашего экзамена заключалось только в том, что мы работали, не выходя из аудитории.

В среднем экзамен длился часа четыре, но мы не столько устали, сколько получили, можно сказать, эстетическое удовольствие.

Подавляющему количеству абитуриентов известно имя М.И. Сканави. Его сборник задач для поступающих в вузы уже несколько десятков лет считается эталоном подобного рода пособий. Сканави был не только прекрасным математиком. Он великолепно знал поэзию и литературу в целом. В нашем институте, а я учился в МИСИ, он вел литературное студенческое объединение.

Экзамен у М.И. Сканави проходил обычно следующим образом. Несколько рассеянно выслушав ответ на вопросы билета, он давал экзаменуемому решать пример. Не дав решить до конца, давал следующий пример. Количество заданий могло достигать и 10, и 15. При этом сложность либо повышалась, либо снижалась, в зависимости от успехов экзаменуемого. Надо честно признать, что с первого раза сдать экзамен удавалось далеко не всякому.

Один из наших преподавателей, доктор технических наук Д.П. Волков, преподававший курс деталей машин, часто говорил нам, механикам: «Молодые люди, голова человеку дана, чтобы думать. Для всего остального существуют справочники. Умейте ими пользоваться». И если на экзамене студент забывал какой-либо сложный расчет, например, гипоидной передачи, то он мог дать учебник, предлагал найти нужный раздел и объяснить порядок и условия применения уравнений…

Все, что написано выше – не воспоминания о прекрасной юности, а некоторая попытка анализа опыта моих Учителей.

Убежден, что организация экзаменов, их стратегия и тактика имеют огромное значение. Ведь на экзамене проверяются не только знания студентов, но и результаты нашей работы, уровень нашего профессионализма, нашего отношения к делу подготовки инженерных и научных кадров.  И выявить это можно, в основном, когда экзамен основан на творчестве, а не на схоластике. Однако во многих случаях экзамены в вузах ориентированы не на выявление степени понимания дисциплины, а на запоминание уравнений, формулировок, определений.

И в мою бытность студентом были такие преподаватели. Помню, что положительная оценка на экзамене у одного из них (не хочу называть фамилию) полностью зависела от точности повторения формулировок из его лекций. А чтобы получить отличную оценку, надо было выучить лекции наизусть и изложить их дословно.

Это, конечно, крайний случай, почти парадокс. Но он имел место в реальной жизни.

Я преподавал начертательную геометрию механикам. Экзамен проходил по обычной схеме: два вопроса и две задачи. Но однажды я изменил условия. Билет содержал пять задач различной сложности, охватывающих по возможности большинство изучаемых разделов дисциплины. Оценка определялась предельно просто: 5 безукоризненно решенных задач – отлично, 4 – хорошо и т.д. При этом я разрешил пользоваться лекциями, но только своими. На учебник я так тогда и не решился.

Не хочу сказать, что я такой прогрессивный. Но я пытаюсь найти какие-то объективные и интересные формы экзамена. Очень бы хотелось, чтобы коллеги поделились своим опытом организации и проведения экзаменов. Буду рад такому обмену опытом и мнениями.

А. ЛЕТИН.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Наша Аллочка

В первый весенний месяц заведующая кабинетом кафедры экономической теории Алла Леонидовна Матросова отмечает свой юбилей. Время нельзя остановить. Оно идёт семимильными шагами. Кажется, что не так давно это было, когда каждого из нас, приходящего на работу на кафедру, встречала удивительной красоты молоденькая блондинка… И вот уже 39 лет трудится с нами наша любимая Аллочка.

Здесь она закончила институт, лаборантскую должность сменила на заведующую кабинетом, но как была Человеком с большой буквы, так и осталась им. Удивительно тактичный, спокойный, уравновешенный человек, к которому чаще всего адресуют свои вопросы и преподаватели, и студенты. Как это важно, когда знаешь, что наша Аллочка (а я до сих пор зову её именно так) никому не нагрубит, никого не отправит без разрешения вопроса, всех выслушает и найдёт нужный выход. Как же ценно данное качество!

Но ещё больше можно восхищаться её умением выслушать каждого преподавателя и молчать. Она ни разу за все годы работы никого не «столкнула  лбами», не интерпретировала те или иные разговоры. Всё это помогает наладить мирную обстановку на кафедре. Она одинаково ровно относится к каждому из нас и взамен получает уважительное отношение к себе.

Алла Леонидовна – очень ответственный, неравнодушный, болеющий за дело человек. Она может по нескольку раз просить преподавателей выполнить какое-то поручение руководства вуза, но обязательно добьется положительного результата. Это дорого стоит.

А какой она бывает в других ипостасях? Всё очень просто. Она чудесная мать, любящая свою дочь. Ни одно утро не проходит, чтобы они не позвонили друг другу, чтобы она после работы не заехала к дочери. А уж какая она бабушка, тут просто нет слов для описания. Внучка ее обожает, ждёт не дождётся выходных, чтобы побыть у бабушки. И, наконец, она такая тёща, которая по нраву будет любому зятю. Она не будет поучать, она не будет делать замечания, она не будет вмешиваться в дела его семьи. Поэтому и живут эти милые люди мирно и дружно.

Дорогая, любимая, уважаемая Алла Леонидовна! Весь наш коллектив сердечно поздравляет Вас с юбилеем.

 Е. ВАДЕЙКО, заведующая кафедрой экономической теории.


СПОРТ

ПОБЕДЫ
ВО СЛАВУ ФЭСТа

В преддверии празднования 50-летия факультета электроники и системотехники  – с ноября по апрель – в нашем университете проходили спортивные соревнования, посвященные этой знаменательной дате.

Состязания проводились в нескольких видах спорта, и каждый, кому небезразличен спорт, мог проявить свои таланты, и показать, на что он способен. Свои умения собрались продемонстрировать и суровые почитатели силовых единоборств, и те, кто предпочитает захватывающий азарт коллективных игр индивидуальным видам спорта, а также любители внешне сдержанных и спокойных, но полных внутреннего драматизма  интеллектуальных противостояний за шахматной доской.

В состязаниях приняли участие более 400 сильнейших спортсменов МГУЛеса. За поединками наблюдали студенты, пришедшие поболеть за своих фаворитов, и декан факультета-юбиляра профессор А.В. Корольков, вручавший победителям Почетные грамоты с эмблемой праздника.

Победителями в различных видах спорта стали: выпускник ФЭСТа, аспирант, мастер спорта по армрестлингу А. Шапкин; мастер спорта по вольной борьбе М. Умаров (ЛИД-48); мастер спорта по шашкам А. Горбатюк (СУ-41); кандидат в мастера спорта по шахматам А. Степаненко (РП-31). Мощно была представлена команда по пауэрлифтингу. В нее вошли чемпион мира и Европы, абитуриент университета М. Сперанский, мастер спорта Д. Семенин (ДМ-51), кандидат в мастера К. Клычков (ЛМ-22).

Хочется также отметить высокий профессионализм преподавателей кафедры физвоспитания и спорта, организовавших соревнования: старших преподавателей А.Ю. Ларина и М.Л. Гусарова (пауэрлифтинг), доцента М.К. Умарова (дзюдо), доцента И.А. Бабенова и старшего преподавателя В.А. Колясникова (мини-футбол).

Но особенно – ветерана кафедры доцента Э.В. Воронкова, организовывавшего состязания по армрестлингу, настольному теннису, шахматам и шашкам!

Помимо спортивных побед, которыми традиционно славится Лестех, подарком каждому стали незабываемые эмоции и яркие впечатления, испытанные как участниками, так и зрителями состязаний.

И. БАБЕНОВ, директор спортклуба.


 

ПАМЯТЬ

ПАМЯТИ А.Л. МИХАЙЛИЧЕНКО

На 91-м году ушла из жизни Антонина Леонтьевна Михайличенко – один из старейших сотрудников МЛТИ-МГУЛ.

Участник Великой Отечественной войны, она была награждена орденами и медалями. Вернувшись к мирной жизни, начала работать в Центральном научно-исследовательском институте механической обработки в Химках в лаборатории физико-механических испытаний древесины. Во время тяжелой болезни руководителя кафедры древесиноведения профессора Л.М. Перелыгина, в 1958 году, она была приглашена в МЛТИ. Сначала ассистент, а затем старший преподаватель, долгие годы работала в нашем университете. Представитель классической школы древесиноведения Антонина Леонтьевна принимала участие в исследованиях деформативности и прочности древесины. Результаты ее работ вошли в учебники по древесиноведению. Она написала три учебника по древесиноведению для техников и ПТУ и ряд методических пособий для вузов, которыми до сих пор пользуются студенты.

Антонину Леонтьевну отличали исключительная добросовестность, четкость, высокая  культура речи, глубокие знания. Ее очень любили студенты, уважали коллеги и друзья. Это был скромный, отзывчивый и добрый человек. Уйдя на заслуженный отдых, она не прерывала связь с кафедрой, участвовала во всех мероприятиях, живо интересовалась текущими делами.

Светлая память о добром друге и чудесном человеке надолго сохранится в наших сердцах.

Сотрудники кафедры древесиноведения.