19-20 (1865-1866), 5 октября 2009 года

ПОДГОТОВКА КАДРОВ -

ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕЕ

Состоялось заседание Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. Мероприятие проходило в стенах старейшего лесного вуза России – Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии.

Как отметил председатель Совета, первый заместитель председателя Правительства РФВ.А. Зубков, в основу принятой год назад концепции Стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года заложен принцип перехода отрасли на инновационный путь развития. Рациональное использование природных ресурсов с применением современных технологий и эффективных методов управления нуждается в серьезном научном сопровождении. Ряд системных мер, предпринятых правительством за последнее время, позволил значительно улучшить положение дел в отраслевой науке. Так, общий объем средств федерального бюджета, направленных в текущем году на научное обеспечение лесотехнического комплекса и  лесного хозяйства, составил более 80 млн. рублей, что в три раза превышает соответствующую сумму прошлого года. Завершается разработка типового положения о методиках оценки эффективности деятельности научных организаций и образовательных учреждений.

Неотъемлемым элементом инновационного развития лесного комплекса является кадровая политика, связанная с подготовкой высококвалифицированных специалистов для нужд отрасли и сохранением преемственности научных работников.

По убеждению директора департамента Министерства образования и науки А.В. Наумова, перспективы развития лесного комплекса в первую очередь определяются  эффективностью использования научного потенциала.

Централизованная поддержка и финансирование научных исследований осуществляются в рамках федеральных целевых программ: «Исследование и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Живые системы», «Рациональное природопользование», «Энергетика и энергосбережение»,  «Научные и педагогические кадры».

В текущем году получила юридическое оформление новая категория «Национальный исследовательский университет». Отправной точкой для создания такого университета является утверждаемая на 10 лет программа его развития, направленная на научное и кадровое обеспечение приоритетных направлений исследовательской деятельности. На основании конкурсного отбора представленных программ в будущем планируется сформировать 10 подобных университетов.

Недавно принятый законопроект, разрешающий вузам заниматься хозяйственной деятельностью, позволит активнее привлекать в сферу образования инвесторов и внедрять передовые научные разработки в промышленный сектор.

Недостаточная практическая подготовка выпускников вузов, старение профессорско-преподавательского состава, отток перспективных молодых ученых, угроза прерывания преемственности кадров и функционирования научных школ – таковы, на взгляд А.В. Наумова, основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня система отраслевого образования и науки.

Отсутствие объективной информации о структуре спроса современного рынка труда – еще одна серьезная проблема, препятствующая оперативному реагированию  системы образования на  требования со стороны потенциальных работодателей. Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно ввести комплексный мониторинг потребностей предприятий лесного комплекса в тех или иных специалистах. Данные мониторинга должны стать отправным пунктом своевременной корректировки вузами структуры учебного процесса и планов приема абитуриентов на обучение по соответствующим направлениям профессиональной подготовки.

О том, кого и как готовят современные учебные заведения лесного профиля, рассказал председатель рабочей группы по подготовке кадров, науке и инновациям в лесном секторе экономики Совета по развитию лесного комплекса, ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев.

Сегодня подготовка специалистов для лесной отрасли ведется 56 лесными вузами страны (из них десять базовых), факультетами классических, технических и сельскохозяйственных образовательных учреждений высшей школы, 19 техникумами системы Рослесхоза, 16 средними специальными учебными заведениями техникумами Рособразования и рядом других ссузов. Координацию их деятельности осуществляет Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела.

Как отметил Виктор Георгиевич, направления подготовки в рамках существующих специальностей и специализаций закрывают все потенциальные потребности лесного комплекса с учетом перспективы его дальнейшего развития. Так,по заявкам отраслевых предприятий в учебный цикл МГУЛеса были введены новые специализации, среди которых геомониторинг лесных ресурсов, лесная сертификация, управление лесным хозяйством, деревянное домостроение, лесной кадастр.

Одним из приоритетных направлений деятельности рабочей группы по подготовке кадров является разработка новых государственных образовательных стандартов третьего поколения и государственных стандартов к должностям работников, занятых в лесном комплексе.

Ежегодно из стен высших учебных заведения  выходят около 6 тысяч выпускников по лесотехническим специальностям, и более 16 тысяч молодых специалистов выпускают средние специальные учебные заведения. Финансово-экономический кризис внес свои коррективы, и уже в этом году со стороны предприятий лесного сектора наблюдалось сокращение числа свободных вакансий.

Ситуация с кадровым обеспечением отраслевых предприятий усугубляется еще и тем, что не все выпускники вузов устраиваются на работу по полученной специальности. Стимулировать молодых специалистов оставаться в отрасли могли бы механизмы материального поощрения и социальной поддержки, содействие в решении жилищных вопросов, повышение престижности инженерных профессий. Кадровый голод заставляет вспомнить и о возрождении существовавшей ранее системе распределения для выпускников вузов.

Ключевой темой выступления В.Г. Санаева стал проект создания на базе нашего университета Национального исследовательского лесного университета лесохозяйственных, лесопромышленных и геокосмических технологий (НИЛУ). В состав национального университета войдет технопарк и Центр подготовки специалистов и кадров рабочих профессий для лесного комплекса. НИЛУ призван объединить инновационный потенциал науки, образования и бизнеса и стать рабочей площадкой для генерации творческих идей, разработки и внедрения в промышленное производство новейших технологий.

Нашим университетом накоплен немалый опыт успешной реализации интеграционных процессов. Ярким примером тесного сотрудничества научных организаций, образовательных заведений  и бизнес-структур служит действующий на базе МГУЛеса Образовательно-научный инновационный комплекс, куда входят более 80 отечественных предприятия и зарубежных компаний, образовательные учреждения лесного профиля, отраслевые НИИ, представители органов регионального управления.

В заключение выступления Виктор Георгиевич внес предложение о дополнении перечня критических технологий РФ разделом «Технологии  экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки лесохозяйственного сырья и недревесных продуктов леса».

Научный руководитель Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, академик РАН А.С. Исаев затронул проблему  государственного управления лесным комплексом. Как отметил докладчик: «…Эффективность развития лесной науки связана с совершенствованием функции государственного управления лесами и укреплением роли государства в регулировании лесных отношений». В совершенствовании отечественной системы управления хорошим помощником может стать богатый опыт, накопленный в этой области развитыми зарубежными странами.

Лес – особый объект, от которого зависят биосферные, средообразующие и социальные процессы в природе и обществе. И как национальное достояние, российский лес требует бережного отношения. Предпринимавшиеся за последние 20 лет неоднократные попытки изменения законодательства и реформирования структуры и функций государственного управления лесами привели к сокращению численности работников государственной лесной службы и существенному ограничению ее полномочий. В результате ослабления контроля со стороны государства произошло увеличение масштаба злоупотреблений в сфере лесопользования, снизились темпы воспроизводства лесных ресурсов.

По мнению А.С. Исаева, к числу первоочередных шагов по поддержке отрасли следует отнести создание самостоятельного федерального органа государственного управления лесами, в компетенцию которого входили бы вопросы, связанные с рациональным лесопользованием, лесным планированием, совершенствованием законодательства.

Одним из серьезных изъянов современного образования, по мнению ректора Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии А.В. Селиховкина, является разрыв между образовательными технологиями и актуальными потребностями лесного сектора. Перспективным направлением модернизации системы образования могут стать преобразования структуры образовательных учреждений в так называемые лесные научно-образовательные инновационные комплексы-холдинги (НОИК), представляющие собой интегрированную региональную структуру, работающую в тесном контакте с промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, учреждениями среднего специального образования. В основе идеи создания НОИК и НИЛУ лежит один и тот же принцип синергии кадрового, научно-образовательного и промышленного потенциалов, аккумулируемых вокруг крупного университета.

Структура НОИК включает сеть научно-тематических образовательных центров. Взаимодействие между участниками комплекса реализуется посредством научно-образовательного центра в рамках программы некоммерческого партнерства. Главным принципом партнерства служит полное равноправие его членов. Тематика деятельности центров соответствует наиболее перспективным и актуальным направлениям в области лесной науки. При этом  все участники проекта несут ответственность за внедрение новых технологий на предприятиях лесной промышленности.

Но конечно,созданию научно-образовательных инновационных холдингов должна предшествовать серьезная аналитическая работа по оценке потенциальных рисков, чреватых серьезными ошибками в ходе реализации проекта.

«Весь мир развивается в рамках парадигмы инновационной экономики, где в качестве товара выступает знание, а само понятие инновации подразумевает превращение творческой идеи в полезный продукт», – так начал выступление генеральный директор ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» В.А. Кондратюк.

Среди проблем лесной науки, сдерживающих развитие лесного комплекса, докладчиком были названы: значительное сокращение числа отраслевых НИИ и снижение их кадрового потенциала; возрастная структура научного персонала (так, средний возраст научных сотрудников НИИ более 60 лет); отсутствие достойной экспериментальной базы отраслевых НИИ; недостаточный объемы финансирования.

В числе мер, призванных решить накопившиеся проблемы – объединение научных организаций, находящихся в государственной собственности; формирование мощной приборной и инструментальной базы НИИ, позволяющей быстро наладить выпуск конкурентоспособного деревообрабатывающего оборудования; улучшение материального положения и социальных условий персонала.

Вторая часть заседания была посвящена рассмотрению хода реализации приоритетных инвестиционных проектов в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, в регионах продолжается работа по строительству современных заводов и фабрик, вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей. В настоящее время в активной фазе находятся 27 инвестиционных проектов из 63, включенных в приоритетный список. Общая сумма инвестиций составляет более 150 млрд. руб.

С отчетами о выполнении намеченных работ выступили глава Республики Коми В.А. Торлопов, глава администрации Архангельской области И.Ф. Михальчук, глава Республики Карелия С.Л. Катанандов, заместитель председателя правительства, министр природных ресурсов Хабаровского края В.М. Шихалев, и.о. начальника управления лесным хозяйством Приморского края П.Н. Диюк.

Как отметил председатель Совета В.А. Зубков, ввод новых мощностей по глубокой переработке древесины является приоритетным направлением правительственной программы развития отраслевой промышленности. Крайне важно создать необходимые условия для повышения инвестиционной привлекательности объектов строительства, для чего требуется минимизировать избыточные бюрократические процедуры юридического согласования и оформления перспективных проектов.

По итогам заседания Совета профильным министерствам и ведомствам предложено осуществить экономическую и юридическую проработку прозвучавших предложений и возможных механизмов их реализации.

С. РАМАЗАНОВ, С. ГЛАДЫШЕВ.


АКТУАЛЬНО

ДУШ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ДОБРЫЕ ЛЕКАРИ

«Вся жизнь человечества

последовательно оседала в книге:

племена, люди, государства исчезли,

а книга оставалась»  

А. ГЕРЦЕН

Библиотека – неотъемлемая составная часть любого вуза. Ведь не случайно деятельность многих классических университетов начиналась именно с создания библиотеки.

История нашей библиотеки началась в 1943 году, когда, согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР, МЛТИ был переведен из Москвы в Строитель. Тогда маленький женский коллектив из трех человек во главе с Елизаветой Афанасьевной Лапиной приступил к организации библиотеки. Им пришлось решать массу проблем.

Чтобы библиотека начала жить, необходимы три составляющие: помещение, книжный фонд и читатели. Расположилась библиотека в двух небольших комнатах на втором этаже главного корпуса. Основой фонда стали книжные собрания ЦНИИМЭ и Братцевского лесного техникума, переданные институту. А первыми читателями стали 250 студентов, принятые в МЛТИ на первый и второй курсы в 1943 году.

В 1948 году заведующей библиотекой стала Ольга Ивановна Изрюмова. При ней библиотеке были предоставлено уже 4 комнаты в старой части здания ГУК. Здесь разместились абонемент учебной литературы, абонемент художественной и общественно-политической литературы, отдел обработки и комплектования. Читального зала в то время еще не было, прямо в коридоре стояло несколько столов для читателей.

Но уже в начале 50-х годов открылся большой читальный зал на 220 мест, который позже был предоставлен студентам младших курсов. Книгообеспеченность учебных дисциплин в те годы была недостаточной, библиотека не имела возможности приобретать необходимое количество экземпляров. Многие книги сразу попадали в разряд дефицитных. Они не выдавались читателям на дом, а поступали только в читальный зал. Поэтому студентам приходилось много работать в читальном зале, и он едва вмещал всех желающих заниматься.

В начале 60-х библиотеку возглавила Людмила Емельяновна Кулевова, остававшаяся на посту директора до 1985 года.

Значительные изменения в структуре библиотеки произошли в 1977 г., с введением в строй УЛК-1 и предоставлением библиотеке дополнительных площадей. Был открыт целый ряд новых подразделений: читальный зал для студентов старших курсов, абонемент научно-технической литературы, читальный зал для научных работников, кабинет нормативно-технической документации. Все это позволило значительно лучше организовать дифференцированное обслуживание всех категорий наших читателей.

2006 год оказался самым драматичным в истории как всего Лестеха, так и библиотеки. В результате пожара, произошедшего в марте, была уничтожена большая часть библиотечного фонда. Сгорели отделы, находящиеся в главном корпусе университета: абонемент учебной литературы, абонемент художественной литературы, читальный зал студентов младших курсов, книгохранилище с фондом 350 тыс. книг, читальный зал гуманитарных наук, отдел множительной техники. Была утрачена вся учетная документация, каталоги и картотеки на бумажных носителях. А электронный каталог, который формировался с 1985 года и насчитывал 57 тысяч записей, потерял смысл.

Удалось спасти лишь небольшую  часть учебной и художественной литературы. Сохранился частично фонд научной литературы, ГОСТы и читальный зал старших курсов, расположенные в лабораторных корпусах.

Усилия сотрудников библиотеки были направлены на оборудование выделенных помещений, переучет оставшегося фонда, приобретение учебной литературы по заявкам  кафедр для обеспечения учебного процесса.

Непростая задача по обустройству библиотеки легла на плечи ее директора Лидии Петровны Прокофьевой. Удивительный, высокообразованный  человек, Лидия Петровна занималась восстановлением отделов с такой самоотверженностью, словно библиотека была ее родным домом. «…Даже если погибнут университеты, институты, культура может восстановиться, если есть хорошо организованные библиотеки». Эти слова академика Д.С. Лихачева можно смело поставить эпиграфом ко всей профессиональной деятельности Л.П. Прокофьевой.

И неслучайно, что библиотекари в представлении большинства людей – это душевные, добрые, вежливые, начитанные женщины, сохраняющие книжные сокровища. Ведь в библиотеку приходят не только за книгой, но и за общением. Значит, библиотекарь не имеет права быть замкнутым, угрюмым. От него требуются такт и эмоциональная выдержка, доброжелательность и внимание.

Конечно, все это говорится о настоящих библиотекарях, библиотекарях по призванию, библиотекарях-профессионалах.

Призвание библиотекаря есть тогда, когда неотъемлемой частью повседневной жизни становятся люди и книги. Ведь нужно и бесшабашным студентам-заочникам подобрать литературу, и не отпугнуть от библиотеки несмышленышей-первокурсников, и обсудить с преподавателем только что прочитанную книгу. А может быть, просто поговорить с читателем, просто выслушать человека. И помнить своих читателей, прошедших за многие годы. Помнить всех до единого.

Более 30 лет посвятили этому на первый взгляд «простому и тихому» труду библиотекари Людмила Викторовна Кирсанова, Галина Ивановна Лаптева, Светлана Петровна Бачинская. Талантливые, увлеченные люди. Ни одно библиотечное или культурное мероприятие не обходится без их участия.

Профессия библиотекаря – призвание Любови Петровны Рудневой. Ее отличают высокая культура, одаренность, интуиция, чувство меры. Она умело отбирает из книжных новинок самое необходимое, то, что будет, несомненно, пользоваться спросом. Традиционные тематические выставки, читательские конференции, встречи с писателями, музыкантами, участниками войны проходят с творческим участием Любови Петровны.

Много слов благодарности слышит в свой адрес Елена Григорьевна Гевеленко, полноправная «хозяйка» диссертаций и научных трудов преподавателей и аспирантов.

Более 40 лет трудится в библиотеке Вера Александровна Иванова, для которой библиотечная работа стала делом всей жизни. Благодаря ее любви к профессии, сосредоточенности и упорности отдел комплектования всегда в идеальном порядке.

При отделе комплектования с 1986 года  началась работа по созданию электронного каталога библиотеки. Идя в ногу со временем, работа эта постоянно развивалась: совершенствовалась вычислительная техника, разрабатывалось программное обеспечение, была создана компьютерная сеть. С 2002 года, в соответствии с указанием Министерства образования РФ по созданию единого электронного каталога для межвузовских библиотек, началось внедрение библиотечно-информационной системы МАРК – SQL. Единый каталог включает базы данных по отдельным видам документов: «Монографии», в том числе книги, учебники, «Периодические издания», «Диссертации», «Нормативные документы».

Для определения технической политики библиотеки в области компьютеризации в 2004 году был создан отдел автоматизации библиотечно-информационных процессов. Сегодня круг задач отдела расширился: помимо работы с электронным каталогом, удобной поисковой системой, отдел ведет электронную базу данных «Книгообеспеченность учебных дисциплин», изучает и внедряет передовой опыт других библиотек по применению новых информационных технологий. Сайт библиотеки постоянно пополняется новостями о проведенных встречах и организованных выставках; ежемесячно обновляется раздел «Новые поступления» о новинках технической и художественной литературы, поступившей в библиотеку. Ведется работа по созданию электронной библиотеки в университете.

Сегодня библиотека МГУЛеса – современное информационное подразделение университета, и ее потенциал далеко не исчерпан. Библиотека вновь распахнула свои светлые читальные залы, ждет своих читателей в тишине книг научного фонда, у стендов новых поступлений в отделе учебной литературы. Писатели и поэты всего мира готовы поделиться мудростью веков в отделе художественной литературы. Словари и справочники, правовая программа «Консультант», другие электронные ресурсы готовы раскрыть свои богатства наиболее любознательным в медиатеке.

У нас много задач, планов, идей и энергии для их воплощения. Библиотека поддерживает деловые связи с российскими и зарубежными библиотеками: ведет книгообмен, участвует в конференциях, обсуждает со специалистами насущные проблемы библиотечной деятельности по электронной почте и Интернету.

Какое бы будущее не прочили профессии библиотекаря – от полного исчезновения до превращения в квалифицированного консультанта в сфере информационного поиска, – мы верим, что наша профессия не потеряет ни одной из своих граней благодаря труду тех, кто с гордостью носит звание библиотекарь.

И как прекрасно написал Лев Ошанин,
отразив суть профессии библиотекаря:

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные,

Милые тихоголосые женщины,

В книгах – всеведущи,
            в жизни – застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас? Заплутавшие в замети.

Люди без завтра и люди без памяти…

Т. ГОРБУНЧИКОВА, директор научно-технической библиотеки МГУЛ.


УЛЫБНЕМСЯ

ПРО АИСТА

Послушайте сказку о странной судьбе,

Как жил умный аист в гнезде на столбе.

Тот аист решил:

«Лучше быть одному!»,

Чтоб жить без потерь, не мешать никому.

Он, пользуясь ростом, смотрел далеко –

И жизнь протекала светло и легко.

Но вот подступили такие года!..

«О, вдруг я умру, не оставив следа?» –

Замучил беднягу ночами вопрос,

А ком из сомнений, печали всё рос.

Глядит на соседей – как им повезло! –

Птенцы там решили вставать на крыло...

И начал подругу искать он везде.

И вдруг аистиха уселась в гнезде.

Пошёл умный аист скорей под венец –

На этом, поверьте, той сказке конец.


ПРО ЕЖА

Вот живёт на свете ёж-

От иголок берёт дрожь!

Но всмотрись,
            как он хорош:

Не уколет, если всё ж

Ты решишь,
            коль невтерпёж,

Яблок дать ему.
                        И что ж?

Ты увидишь, это ложь –

Есть не будет яблок ёж.

Молока ему нальёшь –

Благодарен будет ёж,

Ёж по имени Нетрожь.

 А. ПЕРЕЖОГИН (стихи),  С. РЫЖЕНКОВА (фото).


ЧИСТОЕ СЛОВО

ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ

Непременной составляющей национального самосознания является чувство гордости за родной язык, в котором воплощены культурные традиции народа. Тургеневский афоризм о «великом и могучем» русском языке воспринимается как аксиома.

Однако на современном этапе развития российского общества речь большинства наших соотечественников отнюдь не отражает богатства и величия национального языка. Педагогическая практика свидетельствует о том, что у многих носителей русского языка, в том числе и получающей высшее образование будущей технической интеллигенции, исчезло чувство стыда за грубое нарушение литературных норм в устной и письменной речи. Вульгаризация бытовой и даже общественной сфер коммуникации наглядно демонстрируют негативную сторону охвативших страну на рубеже веков перемен и вызывают сильную тревогу не только специалистов-филологов, но и всех русских людей, которым небезразлична судьба Отечества. Снижение уровня речевой культуры всех слоев российского общества настолько очевидно и масштабно, что назрела настоятельная необходимость создания института непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего и послевузовского).

Отражая наши национальные достоинства, язык отчетливо показывает и все наши беды. Родная речь – не только наиболее ценная, но и наиболее ранимая часть нашей национальной культуры. Пренебрежительное отношение к  правильному русскому языку неминуемо ведет к деградации общественного сознания, нравственности и морали. Поэтому не будет преувеличением утверждение о том, что угроза языку – это угроза российской государственности.

Кроме того, в современном мире культура речи является экономической категорией. Опыт ХХ столетия показывает, что наибольшего успеха в экономике достигли те страны,  которые на государственном уровне активно занимались языковым просвещением нации и развивали эффективные коммуникативные технологии (таковы Япония, Франция, США). 

Да и в современной России в настоящее время сложились условия, когда конкурентоспособность специалиста на рынке труда в значительной степени зависит от уровня владения речью (устной и письменной), умения эффективно общаться, знания основных законов речевого общения. Достаточно заглянуть на сайты вакансий – в числе основных требований работодателей значится элементарная грамотность (о существовании такой науки, как риторика, работодатели и сами  подчас не подозревают). Ведь для специалистов любой сферы знание риторики – искусства владения речью – с одной стороны, помогает решать важнейшую задачу влияния на сознание членов трудового коллектива, без чего успешный руководитель невозможен, а с другой – позволяет увереннее чувствовать себя в роли подчиненного.

Не случайно первые общекультурные компетенции (ОК-1 и ОК-2), заложенные в Государственные образовательные стандарты нового поколения, напрямую связаны с высоким уровнем владения родной речью. Так, ОК-1 означает, что человек владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; ОК-2 – умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Да вот незадача: компетенции в Государственные стандарты вставили, а саму дисциплину «Русский язык и культура речи» из их базовой части убрали.

Широко известен афоризм «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». И несложно представить себе мыслительный процесс индивида, излагающего свои мысли междометиями вперемешку с нецензурной лексикой. А вместе с тем, многие представители профессорско-преподавательского состава МГУЛ полагают лесное дело и культуру речи вещами несовместными, забывая о том, что предки наши ходили в лес не материться, но молиться.

И, кстати говоря, исследования, проведенные преподавателем кафедры русского языка и литературы С.С. Аракелян в стенах нашего университета, показали, что около половины сотрудников МГУЛ не в ладах с русским языком и культурой речи! В прошедшем учебном году ведущий специалист кафедры в области риторики доцент А.В. Майорова провела ряд факультативных занятий с ребятами, представляющими студенческое радио. Причем по их же просьбе!

Не мешало бы в рамках факультета повышения квалификации организовать подобные занятия и с желающими познать нюансы  родного языка преподавателями.    

Коллектив кафедры русского языка и литературы.


ГОРИЗОНТЫ

Интеграция 

молодости и опыта

Я хочу рассказать о двух профессорах кафедры физики: одном из старейших сотрудников МЛТИ-МГУЛеса А.П. Саврухине и самом молодом докторе наук кафедры и университета Э.В. Завитаеве.

Анатолий Петрович Саврухин в 1957 г. поступил на лесной факультет МЛТИ, но в 1959 г. открылся ФЭСТ, и он перешел туда. В 1962-м, закончив  с отличием вуз, остался работать на кафедре ОРЭ, в 1970-м  защитил кандидатскую диссертацию. В 1972 г., когда на кафедре физики начали разворачиваться научные исследования по новейшим направлениям,  перешел на нашу кафедру, где и начался новый этап его научной деятельности. При его активнейшем участии шло создание экспериментальной лабораторной базы, которая и до настоящего времени является современной.

Много лет Анатолий Петрович занимался мощной импульсной энергетикой, разрабатывая накопители энергии и коммутаторы для сверхвысоких электрических токов и напряжений. Причем разработки доводились до реальных образцов и испытывались для запитки мощных импульсных лазеров. Когда в 1986 г. в мире возник бум по высокотемпературной сверхпроводимости, он активно включился в эти работы, сотрудничая с ведущими научными центрами (МГУ, МЭИ и др.). Входил в Координационный совет Минобразования по этой проблеме. В экспериментах были получены рекордные параметры (сила тока до 105 кА, создавались магнитные поля до 25 Тл). Большие успехи были достигнуты также в работах по электромагнитным способам упрочнения металлорежущих инструментов, выполняемых по грантам, совместно с ИМАШ РАН им. Благонравова.

Результаты его работ по высокоинтенсивной сушке пористых материалов внедрены в производство в 2008 г. на одном из заводов. По этим прикладным проблемам он вполне мог защитить докторскую диссертацию, но у него «страстная любовь» к фундаментальной физике, которая продолжается много лет, и в этой области он достиг значительных результатов и признания общественности, являясь автором более 80 научных и учебно-методических работ и 17 изобретений.

Многогранные способности ученого проявились также в совершенно удивительных направлениях – в высокопрофессиональных переводах философских трактатов древних мудрецов Китая и Индии с их оригинальных языков.

На кафедре известно, что если А.П. Саврухин взялся за дело, то проблема будет обязательно решена. Так, когда кафедре физики  предложили вести  курс «Теоретические основы электротехники», Анатолий Петрович, имея опыт преподавания дисциплин «Импульсная техника» и «Радиоэлектроника», за короткий промежуток времени  поставил его на современный уровень преподавания. Им был разработан на высоком профессиональном уровне компьютерный лабораторный практикум по ТОЭ,  общей электротехнике и физическим основам измерений для студентов на основе современных программ (Mathad, EWB, Multisim). В учебном пособии, изданном в 2008 г., приведено подробное руководство для расчета электрических цепей в новых версиях программы Multisim.  Им, первым на кафедре, были разработаны новые учебные программы и учебно-методический комплекс. Несмотря на свой возраст, в апреле этого года он отметил 70-летие,  Анатолий Петрович  во всех направлениях идет в ногу со временем, подавая пример молодым своей энергичностью, принципиальностью и работоспособностью.


Эдуард Валерьевич Завитаев пришел к нам в 2002 г., вскоре после окончания физфака Московского государственного областного университета (бывший МОПИ им. Н.К. Крупской).  Там же в 2001-м защитил кандидатскую диссертацию по теоретической физике и стал кандидатом физико-математических наук, а в 2005-м получил ученое звание доцента по кафедре физики. За короткое время он стал одним из ведущих преподавателей кафедры. Сначала работал на подготовительном отделении, а после его закрытия проводит занятия со студентами ФЭСТа, являясь высококвалифицированным, принципиальным и требовательным преподавателем.

Активно занимается методической и особенно научной работой в области теоретической физики. Его работы публикуются в ведущих научных журналах нашей страны, он принимает участие в крупных российских и Международных научных конференциях. И как закономерный результат – в октябре  2008-го он успешно защитил докторскую диссертацию. ВАК РФ утвердила работу, и он уже получил диплом доктора физико-математических наук. В июле этого года Эдуарду Витальевичу исполнилось 34 года и впереди у него большие перспективы дальнейшего творческого роста.

Несмотря на пресловутую «утечку мозгов», не обошедшую и нашу кафедру (несколько наших молодых преподавателей уехали за границу: в США, Канаду, ФРГ, либо перешли в другие вузы, где, как ни удивительно, обидно и непонятно почему, платят существенно больше, чем у нас; ушли работать в коммерческие структуры) и «драконовскую» политику сокращения штатов, проводимую администрацией, кафедра физики работает и успешно развивается.

В заключение хотел бы пожелать преподавателям нашей, да и других кафедр быть оптимистами и успешно двигаться вперед по нашей многотрудной дороге жизни.

В. ХАРЧЕНКО, заведующий кафедрой физики.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!
К юбилею
Татьяны Викторовны
ХАРИТОНОВОЙ

В нашей газете выступления, связанные с юбилеями, чаще всего посвящаются лицам высшего ранга университетской иерархии, особенно тем, кто достиг высоких результатов в научно-педагогической деятельности. Тем более, если они отмечены соответствующими званиями и правительственными наградами. При этом нередко забывается, что достижениями эти лица во многом обязаны и деятельности тех тружеников, которые рядом с ними многие годы не покладая рук трудились. Хотя эти люди и не стоят рядом с награжденными на сцене под ярким светом и при аплодисментах в адрес награждаемых.

На каждой кафедре есть такое лицо, которое играет роль домоправительницы. Названия их должностей могут быть разными. В последнее время они называются заведующими лабораториями. Функциональные обязанности их широки и не охватываются одной только должностной инструкцией. Непреложным правилом для них является придти раньше всех на работу, как говорится, «ни свет, ни заря», и уйти после всех, закрывая кафедру и сдавая ключ на вахту. Главное для них – блюсти порядок на кафедре, не допуская срыва занятий в случае каких-либо «ЧП» (кто-то неожиданно приболел, или попал в злополучные «пробки»), держать связь с диспетчерской, вести всю оперативную информацию, быть на связи с многочисленными службами университета, осуществлять организацию оплаты труда, быть в коллективе и отвечать на запросы и многочисленные вопросы приходящих на кафедру, в особенности студентов.

Всю эту казалось бы не всегда заметную для обывателя работу на нашей кафедре выполняет один человек – Татьяна Викторовна Харитонова, которая 8 октября отмечает юбилей из двух «пятерок». Пришла она молодой, красивой девушкой в наш университет 36 лет назад, да так и осталась в нем на всю жизнь, вначале совмещая учебу с работой в деканате инженерно-экономического факультета, а по окончании учебы сразу пошла на нашу кафедру в должности инженера НИСа,  затем ассистента, а последние десять лет в должности заведующей лабораторией.

Что можно сказать о ней неформально? Для меня все люди, приходящие на работу, делятся на две категории – одни из них приходят на работу, как домой, с желанием служить своему делу, другие как «на голгофу», не по желанию, а по принуждению. Кафедра и любые учреждения функционируют и процветают только благодаря первым. Какие бы проблемы (а у нас у всех их хватает) не были бы у нее дома, на работу она приходит всегда в приподнятом настроении, с улыбкой и искорками в глазах встречая всех приходящих. Она не просто досконально знает всех кафедралов, но и чутко улавливает настрой каждого, некоторым из них напоминая, если вдруг по забывчивости они что-то упустили.

В управленческой практике считается, что хороший секретарь, он же помощник, снимает до 60 % нагрузки руководителя, освобождая его от многих вопросов оперативной текучки и позволяя сосредоточиться на главных вопросах стратегического значения, которые в конечном итоге и определяют успех учреждения. Руководитель любого подразделения учебного заведения намного комфортнее себя чувствует, когда у него есть такой помощник.

И Татьяна Викторовна как раз тот человек, который для кафедры является незаменимым связующим звеном не только между сотрудниками кафедры, но и с обслуживающим персоналом всего университета. К слову сказать, все, что она делает – делает легко, как будто играючи. Видимо о такой категории людей говорил академик Струмилин, занимавшийся экономикой труда, отмечая, что не тот стахановец, кто трудится в поте лица, а тот, кто и в конце недели чувствует себя легко, непринужденно, готовый трудиться без устали и дальше. 

Такова Татьяна Викторовна! И в конце рабочего дня она так же, как и утром, улыбается и даже шутит. Именно поэтому, наверное, она остается молодой и красивой, неся на своих плечах большой груз забот не только по работе, но и своих домашних. И, конечно, мы все на кафедре любим и уважаем ее и готовы подставить свое плечо, если это требуется.

От лица всех сотрудников кафедры мы сердечно поздравляем нашу дорогую Татьяну Викторовну и благодарим не только за успешный труд, но и радость, которую она дарит нам в совместной работе!

Н. МОИСЕЕВ, академик, заведующий кафедрой экономики и организации ЛХ и ЛП.


МОЛОДО-ЗЕЛЕНО

мистер лестех
он круче всех

За окном уже октябрь.Моросит надоедливый дождик. Тихо шуршат листья, опадая на асфальт и унося с собой все цвета и мечты такой, казалось бы недавней весны…

А я хочу предложить вам вспомнить ту прекрасную пору вновь. Ведь 30 мая в мытищинском Дворце молодежи прошел первый в истории нашего славного университета конкурс под интригующим названием «Мистер Лестех». Объявления и оригинальные пригласительные билеты обещали захватывающее зрелище.

Сразу скажу, что студенческий клуб и руководство Дворца молодежи во главе с И.Ю. Волковой сделали все, чтобы конкурс прошел интересно. Так что многочисленные зрители, собравшиеся в зале, не скучали.

В конкурсе участвовали восемь студентов, в основном 1 и 2 курсов. Пятеро из них – студенты ФЭСТа. Действительно, знание математики никогда не мешало, а скорее способствовало творчеству. Среди конкурсантов были как зеленые новички, так и заслуженные ветераны университетской команды КВН, выигравшей множество призов на самых различных турнирах. В том числе капитан команды Юрий Михлин, который был явным фаворитом конкурса, и Володя Донсков.

Выступления не были импровизацией. Участники заранее придумывали свои номера, долго репетировали, тренировались. И в этой стороне подготовки роль Дворца молодежи неоценима. Например, танцевальной подготовкой с ними занималась Е.В. Максимова – руководитель танцевальной студии «Maxidance». А к конкурсу «Спортивный рукопашный бой» участников готовили профессионалы из клуба «Русичи» РГУТИСа. Потом, за кулисами, участники признавались, что для них, совершенно не знакомых раньше с таким единоборством, боевые тренировки были очень болезненны. Но выступили они в этом конкурсе великолепно.

И.Ю. Волкова не только смогла организовать и провести этот конкурс, но и собрать высокопрофессиональное жюри, в состав которого, кроме нее, входили: депутат Совета депутатов Мытищинского муниципального района Ю.И. Гончарук, Евгения Онькина – администратор студии красоты «Оланда», Илья Григораш – менеджер команды по пауэрлифтингу РДМ, уже упоминавшаяся Е.В. Максимова и прошлогодний выпускник МГУЛ Сергей Шеренков. Председательствовать в жюри был приглашен автор этих строк, видимо в знак неоценимых заслуг за многократное судейство межфакультетских КВН.

Участники соревновались в шести конкурсах. В первом конкурсе – «Ода профессии» – блестяще выступил Ю. Михлин. Его «кубик Юрика» вызвал смех и гром аплодисментов. Вообще, юмор оценивался и залом, и жюри очень высоко. Например, в конкурсе «Творческий номер» все участники выступили прекрасно. Конкурс открыл Сергей Корнилов, чья вокальная подготовка оказалась настолько высокой, что многие были уверены в том, что номер исполнялся под фонограмму. Но этот конкурс безоговорочно выиграл Кирилл Семенов с номером «Уличный художник». Также зал с интересом встретил номер Константина Кукушкина «Химические опыты».

С танцевальными номерами отличились Сергей Гордеев – «Кошки» и Алексей Серафимов – «Пираты».

Конкурсы перемежались выступлениями звезд университетского клуба: Анны Трегуб, Павла Игнатова, студии восточных танцев. Прекрасный номер показал танцевальный ансамбль «Maxidance».

Никто из участников не оказался обделенным аплодисментами и наградами. Сергей Корнилов (ДО-11) получил приз зрительских симпатий; Максим Козлов (УТ-21) – «Мистер эрудиция»; Алексей Серафимов (ДМ-11) – «Мистер позитив»; Константин Кукушкин (ВТ-21) – приз «За волю к победе»; Кирилл Семенов (СТ-21) – «Мистер творчество»; Сергей Гордеев (СТ-11) – «Мистер креатив»; Владимир Донсков (СУ-31) – «Мистер здоровый образ жизни»; Юрий Михлин (ЛХ-21 ИПСОП) – «Мистер студенчество».

Абсолютным победителем заслуженно был признан Юрий Михлин. Второе место уверенно занял Володя Донсков, а третье – Сергей Гордеев.

А. ЛЕТИН.


ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет О ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

на ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ

-  селекции, генетики и дендрологии – доктора наук;

-  транспорта леса – доктора наук;

Конкурс на замещение вакантных должностей по кафедрам:

- почвоведения – профессора, д.н. – 0,5 ед.;

- колесных и гусеничных машин – профессора, к.н. – 1 ед.;

- транспорта леса – профессора, д.н. – 0,5 ед., доцента – 1 ед.;

- механизации лесохозяйственных работ – профессора, к.н. – 1 ед.;

- технологии машиностроения и ремонта – доцента – 1 ед.;

- экологии и защиты леса – старшего преподавателя – 0,5 ед.;

- ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства – профессора,
к.н. – 1 ед., старшего преподавателя – 2 ед.;

- безопасности жизнедеятельности – профессора (0,5 ставки) – 2 ед., доцента,
к.н. – 2 ед.;

- архитектурной графики – доцента – 1 ед.;

- начертательной геометрии и черчения – доцента, к.н. – 1 ед.;

- менеджмента и информационных технологий – доцента – 1 ед.;

- технологии лесопиления и деревообработки – профессора, к.н. – 0,25 ед., старшего преподавателя – 1 ед.;

- технологии мебели и изделий из древесины – старшего преподавателя – 1 ед.;

- электроники и микропроцессорной техники – профессора, д.н. – 0,25 ед.;

- стандартизации и сертификации в лесной отрасли – доцента, к.н. – 1 ед.;

- экономики и организации на предприятиях деревообрабатывающей и лесохимической промышленности – доцента, к.н. – 2 ед.;

- менеджмента и маркетинга – профессора – 0,5 ед., доцента –  0,5 ед., доцента, к.н. – 0,5 ед.;

- философии – доцента – 0,5 ед.;

- истории и культурологи – доцента, к.н. – доцента, к.н. – 1 ед.;

- перевода – доцента – 1 ед.;

- русского языка и литературы – профессора, д.н. – 0,5 ед.;

- педагогики и психологии – старшего преподавателя – 1 ед., ассистента – 1 ед.;

- иностранных языков – доцента, к.н. – 1 ед., доцента – 1 ед., старшего преподавателя – 2 ед.;

- прикладной математики – доцента, к.н. (0,5 ставки)  – 2 ед.;

- автоматизации и управления – профессора, д.н. – 1,5 ед.;

- физического воспитания и спорта – доцента – 1 ед., старшего преподавателя – 1 ед.

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11) – один месяц со дня публикации
в газете.