№ 3-4 (1848-1849), 2 марта 2009 года

ДОРОГИЕ, ЛЮБИМЫЕ, ЕДИНСТВЕННЫЕ!

От всего сердца поздравляем вас с самым нежным и добрым праздником – 8 Марта!

Этот день не случайно называют праздником весны. Словно любимая женщина, расцветает и хорошеет природа, пробуждаясь от долгого зимнего сна. Раскрываются бутоны первых цветов. В этот день все мужчины вспоминают о своем предназначении и становятся особенно внимательными и галантными.

Традиция отмечать Международный женский день установилась ровно 95 лет назад – в 1914 году. И сегодня невозможно переоценить ваш вклад в развитие современного общества.

Не одно поколение студентов МЛТИ-МГУЛеса обязано вам, дорогие наши коллеги, своими знаниями и жизненным опытом, которыми вы так щедро готовы поделиться. Представительницы прекрасного пола, работающие на каждой из кафедр, вносят особый вклад в учебный процесс, создавая благоприятную атмосферу в коллективе.

Именно вы трудитесь на самых ответственных направлениях работы университета, требующих не только глубоких профессиональных знаний, внимания и компетентности, но и замечательных человеческих качеств.

Глубоко символично, что самые значимые слова в русском языке женского рода: Родина, земля, любовь, верность.

От имени всех мужчин хотим выразить вам, очаровательные сотрудницы и студентки Московского государственного университета леса, самую искреннюю благодарность и признательность за ваш самоотверженный труд, за радость, которую вы дарите окружающим. Пусть никогда не покидают вас, дорогие женщины, забота и внимание родных и близких, не гаснет огонь вашего очага, радуют здоровьем и успехами ваши дети.

В этот день мы, мужчины, желаем вам всегда оставаться юными душой, красивыми и счастливыми. Пусть в сердцах ваших всегда будет весна!

Ректор МГУЛеса профессор В.Г. САНАЕВ,

председатель профкома сотрудников А.В. СИРОТОВ,

председатель профкома студентов И.В. МАЙСТРУК.


Поэт в Лестехе
                 больше, чем поэт

«И швец, и жнец и на дуде игрец», – так можно охарактеризовать каждого, кто приходит в студенческий клуб МГУЛ и находит применение своим способностям.  В перерывах между танцами, песнями и КВНовскими антрепризами студенты Лестеха пишут любовную и философскую лирику. Как скромно говорят, «для себя». Но то, что изначально предназначено для себя, обязательно становится достоянием общественности…

Я не поэт.

И рифма, порой, у меня не точна,

Так каждый стремится дать мне совет!

Надеюсь, их не обидит ответ:

Не тратьте, напрасно слова на меня –

Я не поэт.

 Это отчаянное четверостишие студентки Евгении Красиковой подчеркивает извечную рефлексию русского человека, стремящегося к самовыражению и творчеству. Если не поэт, зачем писать? Однако  Евгения четко отвечает на  этот вопрос:

Все вирши свои я пишу для себя

И тем философских, извечных в них нет…

 Хочется верить, что темы появятся, и начинающий автор выразит в поэтической форме свои мысли и переживания.  Как когда-то Марина Цветаева в бессмертных строках:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

 У произведений начинающей поэтессы Инны Шереметьевой – уклон в любовную лирику. Инна – классический физик-лирик. Она учится на 4-м курсе ФЭСТа, но при этом пишет стихи, прозу, увлекается журналистикой и танцами. Ее стихи проникнуты светлой грустью по утраченным иллюзиям и личными переживаниями:

Не беспокойся, я теперь

В тебе нуждаться перестала.

И не хочу среди потерь

Начать играть в любовь сначала.

Я стала сильной и теперь

Любовь свободой заменила.

Я не скучаю по тебе.

Смирилась. Выросла. Забыла.

 Читая эти строчки, нельзя не вспомнить Сергея Есенина:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 Самая юная поэтесса Лестеха Анна Карнаухова учится на 1 курсе факультета ландшафтной архитектуры. Она пишет стихи и баллады, которые, как сама признается, приходят сами собой.  Анна – увлеченный человек: играет на гитаре, рисует, вышивает. Несмотря на имидж «девушки-праздника», она пишет серьезные и философские стихи.

 На закате забьют барабаны

И объявлена будет война.

В том мире смертельные раны

Каждый дарит друг другу сполна.

От любви умирать не умея,

Будем мы издыхать от вражды,

Ничего за душой не имея,

Будем вечные дети нужды.

 Стихотворение Ани перекликается с цоевской «Легендой». После трагической гибели солиста группы «Кино» Виктора Цоя, строчки из этой песни стали считать пророческими:

А жизнь – только слово.

Есть лишь ЛЮБОВЬ и есть СМЕРТЬ.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

СМЕРТЬ стоит того, чтобы жить.

А ЛЮБОВЬ стоит того, чтобы ждать.

 Как все начинающие поэты, девушки очень серьезно воспринимают свои стихи и не всегда согласны с мнением о них. И это правильно, поскольку самовыражение – важнейшая потребность человека. Если поэзия помогает отвлечь от грустных дум, душевных переживаний, личных неурядиц – это арт-терапия не только для самих поэтов, но и для окружающих их людей.

 В студенческом клубе МГУЛ высоко ценят Инну, Аню и Женю за то, что они не стесняются показать свои стихи широкой общественности через авторитетное издание «Вестник МГУЛ». 

Руководство клуба обращается ко всем самобытным поэтам Лестеха с приглашением принять участие в конкурсе: «Поэт в Лестехе – больше, чем поэт». Приносите ваши произведения в клуб, и они будут оценены по достоинству авторитетным жюри во главе с известной российской писательницей Еленой Чудиновой.

Студенческий клуб МГУЛ.


МАГИСТРАТУРА:

путь к успешной карьере

 

Стремление соответствовать все новым требованиям быстро меняющейся конкурентной среды, чувствовать себя уверенно на современном российском рынке труда снова приводит вчерашних выпускников вузов в аудитории. Ведь для тех, кто уже не сомневается в необходимости получения качественного образования, всегда актуален выбор формы обучения и получения новых знаний.

«Магистр» – латинское слово, которое можно перевести как «наставник», «руководитель». В Древнем Риме «магистром» называли важное должностное лицо, в Византии «магистр» – это высший титул служебной знати. Постепенно магистрами стали называть лучших студентов, а затем – выпускников программ высшего образования самого высокого уровня.

Магистратура  пока остается не совсем привычной формой  обучения для российского рынка образовательных услуг: впервые ученая степень магистра в России была введена императорским указом еще в далеком 1803 году и присуждалась до 1917 года, а в современную Россию магистерские программы вернулись только в 1993 году. Однако в связи с постепенным переходом нашей страны к формату двухуровневого обучения, в соответствии с Болонским процессом, степень «магистр» в ближайшее время будет занимать ведущую позицию среди существующих квалификаций.

В структуре современной высшей школы магистратура – завершающая ступень высшего профессионального образования.

И работодатели, и потребители образовательных услуг стремятся получить, в их представлении, «полновесное» высшее образование – диплом специалиста, для чего сейчас необходимо учиться 5 лет. Однако в связи с переходом к новым образовательным стандартам получение такого диплома будет возможно лишь по ограниченному числу специальностей. И в требованиях наиболее взыскательных работодателей вместо обычного «в/о» мы вскоре будем читать «магистр», поэтому выпускники программ бакалавриата и обладатели квалификации специалиста уже сейчас задумались о получении именно такого диплома.

Безусловно, при выборе способа продолжить образование в вузе у потребителя возникает вопрос, как соотносятся магистратура и второе высшее образование. Магистратура – более высокий уровень высшего образования. Программа построена не на перезачете когда-то пройденных на специальности иного профиля дисциплин, а на аккумулировании и переносе имеющихся знаний и навыков на новую предметную область и новый уровень.

Необходимо отметить, что содержание учебного плана второго высшего образования жестко регулируется стандартами первого высшего, в результате чего слушатель фактически повторяет большое количество общих дисциплин. В магистратуре же предполагается более специализированная подготовка, большое внимание уделяется авторским курсам. Отличие состоит и в длительности обучения: магистратура, как полноценная форма высшего образования, предполагает двухгодичную подготовку, а длительность программы второго высшего образования не может быть менее 3,5 лет. Реализация принципа непрерывного высшего образования дает студентам магистратуры возможность получить отсрочку от призыва на военную службу. 

Какие же конкурентные преимущества получает обладатель степени магистра? Студенты приобретают навыки, наиболее востребованные современным бизнесом, такие как работа в команде, оценка тенденций развития процессов в организации, анализ деловых ситуаций, выявление причинно-следственных связей событий для принятия оптимального решения, то есть изучают эффективное управление организацией в целом. 

Фундаментальное образование в магистратуре позволяет получить  целостную картину современного бизнеса, глубокое и внутренне согласованное понимание экономических процессов. Именно эти знания позволят приспосабливаться к быстро изменяющейся среде. Выпускник магистратуры все более востребован рынком как квалифицированный специалист в области решения системных, аналитических, инновационных задач.

Нельзя забывать и о возможности профессионального общения в новом окружении заинтересованных в получении хорошего образования людей. Ведь в магистратуру не идут те, кому нужна только корочка о высшем образовании – такой диплом у них уже есть. Окружение создает особую атмосферу, которая поддерживает, дает стимул к учебе, к профессиональной реализации. Обучение в магистратуре мотивирует к дальнейшему самообразованию, что является еще одним аспектом повышения эффективности работы выпускника.

В нашем университете магистерская подготовка успешно реализуется на факультете Международная школа управления и бизнеса (МШУБ) с 2000 года. В рамках направления подготовки  «Менеджмент» студенты обучаются по двум программам – «Маркетинг» и «Стратегическое управление». Это позволило построить гибкую образовательную программу для студентов МГУЛ, сориентировать предложение образовательных услуг на запросы современного студента высшей школы.  В настоящее время в магистратуре МШУБ обучаются студенты, имеющие квалификацию менеджера или экономиста, причем для этих слушателей, имеющих профильное базовое образование, существует возможность учиться бесплатно. Однако студентам, получившим образование на других факультетах университета, учеба в магистратуре по направлению «Менеджмент» будет также интересна, поскольку позволит расширить полученные компетенции и получить второй диплом о  высшем образовании.

В планах декана Международной школы управления и бизнеса Андрея Александровича Дашкова расширение спектра магистерских программ. В 2009/2010 учебном году мы будем также принимать слушателей для обучения по программам «Информационный менеджмент», «Международный бизнес», «Финансовый менеджмент». Специалисты различных сфер в настоящее время нуждаются в достаточно глубоких знаниях по маркетингу, финансам, экономике. Так, управленческое образование в дополнение к техническому необходимо для работы аналитиками или менеджерами в высокотехнологичных отраслях экономики.

Магистерские программы ориентированы на современную проблематику, инновации в сфере управления, и, таким образом, построены на развитии у слушателя интегрированных компетенций, то есть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводить анализ, осуществлять коммуникативные функции. Умение пользоваться этими знаниями в глобальном экономическом контексте расширяет возможности выпускников для раскрытия своего человеческого потенциала, а значит – для самореализации в жизни.

Добро пожаловать в магистратуру Международной школы управления и бизнеса Московского государственного университета леса!

А. ДАШКОВ, декан МШУБ;

А. БУКОВА, руководитель магистерских программ МШУБ.


60 лет
научно-педагогической школе МЛТИ-МГУЛ
в области ландшафтной архитектуры

Послевоенные трудные годы... Восстановление народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны. Издаётся закон о «Преобразовании природы», предусматривающий создание защитных лесных полос, озеленение населённых мест... И как одна из реализаций закона – подготовка специалистов-озеленителей. Так, в 1948 году в Московском лесотехническом институте (МЛТИ) был открыт факультет озеленения городов (ФОЗ). Факультет возглавили крупные специалисты, архитекторы учёные. Это – Д.В. Николаев и К.А. Виноградов, С.А. Ижевский, С.Н. Палентреер, Н.С. Смирнов, Н.Е. Ченурина. К становлению учебного процесса привлекались преподаватели МАРХИ, выдающиеся архитекторы – Л.С. Залесская, М.П. Коржев. Созданная этим коллективом структура подготовки специалистов, до сих пор составляет фундамент образования в данной области. Обучение студентов проводилось по специальному учебному плану и программам биологического, инженерно-строительного и архитектурно-художественного профиля. Выпускники получали диплом инженера зелёного строительства и распределялись в городское и коммунальное хозяйство городов и посёлков, в проектные институты и строительные организации, в оранжерейно-питомнические хозяйства.

Наряду с обучением, на факультете получили развитие научные направления, касающиеся вопросов озеленения населённых мест, культивирования, селекции и выращивания декоративных растений.

Крупный вклад в науку и практику озеленения городов внёс кандидат архитектуры, профессор кафедры озеленения городов МЛТИ Николай Семёнович Смирнов. В фундаментальном труде «Основы советского градостроительства», изданном в 60-е годы, в разделе «Озеленение городов» он изложил научные принципы формирования систем озеленения в городах и посёлках Советского Союза с учётом их величины, народнохозяйственного профиля, природно-климатических факторов. Под руководством Н.С. Смирнова на кафедре были начаты исследования по проблеме повышения комфортности урбанизированной среды средствами озеленения. Рядом исследователей кафедры были изучены вопросы улучшения условий на магистралях и улицах, в парках и на спортивных площадках. Н.С. Краснощёковой (1970 г), А.С. Яблоковым (1971 г), Л.Н. Николаевой (1974 г.) по данной тематике защищены кандидатские диссертации.

Особое место занимает творческая деятельность выдающегося педагога, искусствоведа Софьи Николаевны Палентреер. Как человек высокой культуры она заложила незыблемые принципы, основанные на преемственности исторического наследия памятников садово-паркового искусства и их сохранения, реконструкции и реставрации, связанной с созданием современных объектов ландшафтной архитектуры. На основе архивных изысканий и натурных обмеров С.Н. Палентреер был дан глубокий анализ садово-парковых композиций, систематизированный в научных трудах по теории ландшафтного искусства. В результате исследований были раскрыты особенности садово-паркового наследия таких национальных русских памятников, как Вороново, Михайловское, Ярополец. Именно ей принадлежит заслуга настоящего открытия садов Измайлова – вотчины русских царей. Свои разносторонние исследования ученый глубоко вплетала в учебный процесс, в свои блистательные лекции, в воспитание у студентов высокой культуры, которая необходима в данной профессии. С.Н. Палентреер воспитала блестящую плеяду учеников в этой области, которые посвятили профессии всю свою жизнь, осталяя после себя глубокий след. Это такие крупные специалисты (выпускники МЛТИ), как В.А. Агальцова, Д.Е. Демидова, Я.Д. Янович, Л.С. Виноградова, Л.Н. Дмитриева, Н.А. Филиппова, Е.А. Семёнова-Прозоровская, Л.М. Фурсова, Ю.А. Веденин, А.А. Анненков, О.К. Блиновский, В.В. Колин, В.С. Теодоронский.

В середине 50-х годов факультет озеленения был расформирован, специальность преобразована в специализацию «Озеленение населённых мест» на базе факультета лесного хозяйства МЛТИ. Несмотря на закрытие факультета озеленения и возникшие трудности, коллективу учёных и преподавателей кафедры – Н.С. Смирнову, С.А. Ижевскому, С.Н. Палентреер, Н.Е. Чепуриной и их ученикам – Т.А. Соколовой, В.С. Теодоронскому, Л.М. Фурсовой удалось сохранить школу и традиции, заложив научный и педагогический потенциал, необходимый для подготовки квалифицированных специалистов зелёного строительства.

60-70-е годы ознаменовались увеличением масштабов градостроительства и озеленения в нашей стране. Руками выпускников факультета осуществлялись реставрационные садово-парковые работы на исторических и современных объектах. Использовались научные методы садово-паркового искусства и озеленения, декоративного растениеводства, разработанные ранее.

В 70-е годы доцентом кафедры Людмилой Михайловной Фурсовой были проведены крупные исследования, касающиеся формирования ландшафтов лесопарков и зон отдыха в курортных лесах Большого Сочи. Большое влияние на Л.М.Фурсову оказало творчество Л.Е. Розенберга – ландшафтного архитектора, получившего образование в США. Л.М. Фурсова разработала оригинальную методику пофакторного предпроектного анализа, которая легла в основу научных методов и приёмов проектирования во многих проектных организациях. Ею было развито направление в садово-парковом искусстве, связанное с эстетическим освоением ландшафта на экологическом фундаменте. Это имело существенное значение и в образовательном процессе при обучении студентов, у которых формировалось более углублённое мировоззрение в области профессии и навыков ландшафтного проектирования.

Большое значение имели исследования в области динамики развития растительности и её изменчивости на городских объектах озеленения в зависимости от воздействия антропогенных факторов. Вместе с Л.М. Фурсовой работала молодежь – студенты и аспиранты, защитившие кандидатские диссертации по данным вопросам (А.А. Обрывкова, Ю.В. Разумовский, М.В. Цыганкова).

Большой вклад в науку по реставрации памятников садово-паркового искусства внесла рано ушедшая из жизни кандидат наук, доцент, ученица С.Н. Палентреер, Валентина Александровна Агальцова. Ею изданы крупные монографии и работы научно-методического характера по мемориальным памятникам садово-паркового искусства и оценке исторических ландшафтов. Пушкинское Михайловское, Спасское-Лутовиново, подмосковное Архангельское, заповедник Соловецкие острова – это объекты, где В.А. Агальцова проявила свой талант и внесла большой вклад в науку и практику ландшафтно-реставрационных работ.

Большой вклад в науку и практику охраны памятников природного наследия внёс кандидат наук Ю.А. Веденин. Крупным ландшафтным специалистом стал А.А. Анненков, разработавший научные подходы ландшафтно-экологического проектирования и реконструкции крымских парков. Выпускник МЛТИ по кафедре озеленения В.В. Колин проявил выдающиеся способности в области проектирования и реконструкции курортных парков Сочи. В настоящее время он работает в «Южгипрокоммунпроект» над созданием олимпийских объектов.

В 60-70-е годы проведена научная прикладная работа по совершенствованию методов ландшафтного проектирования группой преподавателей и аспирантов при изучении зелёных насаждений городской застройки Москвы с целью проведения реконструктивных работ. Были разработаны оригинальные методики оценки зелёных насаждений, которые успешно внедрены в практику производства и в учебный процесс (И.А. Кабаева, Т.А. Соколова, В.С. Теодоронский, И.Ю. Муравьёва, и др.)

Другим важным направлением явилась разработка принципов культивирования устойчивых к антропогенным воздействиям древесных и травянистых декоративных растений при озеленении городских объектов. Ещё в 50-е годы большой вклад в науку и практику в этом направлении внес Д.В. Николаев. Под его руководством была разработана технология пересадок крупных деревьев из питомников в городскую среду в зимнее и летнее время. В дальнейшем крупные исследования продолжил Е.М. Авдошин – доцент кафедры, талантливый исследователь, который с помощью специального лабораторного оборудования изучил жизнедеятельность отдельных видов древесных растений при зимних пересадках и определил оптимальные их сроки. Таким образом, были заложены основы создания насаждений при озеленении городских территорий – этого основного производственного процесса. Л.В. Бекина, Т.А. Соколова, Ю.В. Гершевич изучали поведение растений в городской среде, их приживаемость.

Большой вклад в декоративное садоводство внёс в своё время селекционер, агроном, цветовод (в 50-е и в начале 60-х – заведующий кафедрой) – Сергей Александрович Ижевский. Он много сделал в области систематизации и выращивания отечественных сортов роз. Его ученик В.М. Лавриченко провёл интересные исследования по выращиванию роз на гидропонике и защитил кандидатскую диссертацию по данной теме.

Значительные достижения в области декоративного садоводства получены под руководством доцента кафедры, кандидата наук Т.А. Соколовой её учениками: Л.А. Атрощенко (Куликовой), О.В. Дмитриевой и И.Ю. Бочковой. Исследователями были получены интересные результаты по размножению и выращиванию азалии, герберы, орхидей, почвопокровных растений, по контейнеризации цветников. Под руководством доцента Т.А. Соколовой её ученики защитили кандидатские диссертации в русле разработанной актуальной тематики, связанной с выращиванием декоративных растений. Ею разработаны теоретические основы цветоведения применительно к цветочным травянистым растениям, созданы системы шкал и атлас для подбора цветочных растений при озеленении городских объектов.

С 1972 по 1984 гг. кафедрой руководил доктор биологических наук профессор Яков Иванович Мулкиджанян. Под его руководством была разработана биотехнология хранения посадочного материала в холодильных камерах. В дальнейшем, под руководством Владимира Сергеевича Теодоронского, были развёрнуты исследования, касающиеся проблемы ликвидации сроков сезонности посадочных работ в городском зелёном строительстве. Активное участие в разработке этой проблемы приняли научные сотрудники кафедры – Н.Я. Попова, Г.Г. Лопатина, Г.Л. Кострова, В.П. Панкратов, Л.В. Бекина. В результате крупномасштабных исследований была разработана технология пересадок древесных растений из питомников на объекты городского озеленения в течение всего весенне-летне-осеннего периода с помощью эффективных средств регулирования жизнедеятельности растительных организмов. Массовое внедрение работ происходило на новостройках Москвы при тесном сотрудничестве со Специализированным управлением № 80 Главмосстроя (гл. инженер А.М. Фомичёв, ст. прораб Г.В. Петров – выпускник МЛТИ, гл. специалист, известный селекционер А.Г. Марков). В середине 80-х годов В.С. Теодоронским обобщены результаты многолетних исследований по использованию средств и методов регулирования жизнедеятельности древесных растений при массовых пересадках на объекты озеленения и им была защищена докторская диссертация по данной тематике. Таким образом была завершена многолетняя работа по совершенствованию процесса городского зелёного строительства, начатая в 50-е годы Д.В. Николаевым.

С 1985 года кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства руководит профессор Владимир Сергеевич Теодоронский. С 2000 года кафедра входит в состав вновь образовавшегося факультета «Ландшафтной архитектуры». Деканом факультета избран кандидат технических наук, профессор Н.А. Комаров, который заведует кафедрой архитектурной графики и начертательной геометрии. На кафедре разрабатываются принципы и методы ландшафтно-архитектурной графики, композиции, дизайна городской среды.

В 1995-2002 гг. силами преподавателей, аспирантов и студентов выполнялась важная научно-исследовательская работа по заданию Правительства Москвы в рамках экологического мониторинга состояния зелёных насаждений на городских объектах. В результате проведённых исследований разработана оригинальная методика оценки состояния насаждений, которая позволяет подойти к оптимизации приёмов проектирования и формирования насаждений при реконструкции объектов ландшафтной архитектуры. На основании проведённых работ изданы методические рекомендации по реконструкции и содержанию зелёных насаждений. Под руководством В.С. Теодоронского большую исследовательскую работу, касающуюся формирования биологически устойчивых типов насаждений на городских объектах, провели доцент В.А. Фролова, аспирант Е.А. Шабалина, преподаватель Е.А. Редькина. В рамках указанной тематики ими успешно защищены кандидатские диссертации на учёном совете МГУЛ.

В целом к настоящему времени проведены исследования и разработаны методические рекомендации по вопросам оптимизации объемно-пространственной структуры территории и размещению насаждении с целью регулирования микроклимата в условиях городских лесопарков. Разработан метод натурных обследований объектов озеленения путём комплексного анализа по планировочным элементам и растительным группировкам с выявлением ценных форм и видов древесных растений, устойчивых к воздействию неблагоприятных факторов среды. Изучены вопросы по колористическим взаимоотношениям травянистых и древесных растений при их размещении в растительных группировках на объектах озеленения (цветники, группы деревьев, кустарников). Изучаются вопросы методологии эколого-эстетической оценки ландшафтов различного происхождения (промышленный, агроландшафт, садово-парковый, городской). Изучаются вопросы архитектурного моделирования растительных группировок в различных экосистемах.

По целому ряду исследований издан сборник научных трудов «Основные направления научно-педагогической деятельности факультета ландшафтной архитектуры». Научные труды. Выпуск 339.

В исследованиях по данным вопросам принимают участие научные сотрудники кафедр факультета, преподаватели, аспиранты, лаборантский состав, студенты. Исследования проводятся по утвержденным планам и программам вуза и различных ведомств, совместно с Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова, Главным Ботаническим садом РАН. Все научные исследования, разработки учёных и преподавателей кафедры находят своё отражение в монографиях, учебниках и учебных пособиях, в методических указаниях и рекомендациях.

Широкую известность получили учебники и учебные пособия монографического характера, написанные в содружестве с учёными СПбГЛТА, по ландшафтному искусству и озеленению городов (И.О. Боговая и Л.М. Фурсова, В.С. Теодоронский и И.О. Боговая); по строительному делу (проф. В.И. Запруднов); по садово-парковому строительству и хозяйству (В.С. Теодоронский и А.И. Белый, В.С. Теодоронский, Е.Д. Сабо, В.А. Фролова, А.А. Золотаревский); по декоративному древоводству и цветоводству (Ю.И. Никитинский, Т.А. Соколова, О.Н. Бобылёва, И.Ю. Бочкова, О.В.Дмитриева); по архитектурной графике и начертательной геометрии, живописи и рисунку (проф. Н.А.Комаров, О.И. Васильева, проф., А.П. Чувашев).

В период с 1985 по 2008 гг. проведена исследовательская и организационно-методическая работа, основанная на изучении прогрессивного зарубежного опыта подготовки специалистов – инженеров в области ландшафтной архитектуры.

Уже подготовлены Государственные стандарты и образовательные программы нового поколения для подготовки специалистов данного профиля.

Таким образом научно-педагогическая школа МГУЛ в области ландшафтной архитектуры уверенно смотрит в будущее.

В.С. ТЕОДОРОНСКИЙ, профессор, доктор наук,
заведующий кафедрой ЛА и СПС.


 

поздравляем!

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ ИЛИАННУ ИВАНОВНУ ШУБИНУ!

Среди ветеранов преподавательского состава нашего университета яркой звездой сверкает имя Илианны Ивановны, которая окончила наш институт и аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию, и уже более полувека плодотворно работает в нашем коллективе.

Природное призвание педагога позволило ей снискать любовь и уважение многих поколений выпускников. Страстное желание передавать профессиональные знания, раскрыть богатство своей незаурядной личности, врожденная интеллигентность и обаяние, искреннее участие в судьбах коллег и учеников сделали ее одной из самых привлекательных фигур среди преподавательского состава нашего университета.

Своими научными исследованиями И.И. Шубина внесла существенный вклад в разработку технологии отделки древесины.

Ее трогательная забота о семье может служить примером для подражания.

Дорогая Илианна Ивановна! Коллектив кафедры технологии древесных плит и пластиков, коллеги и друзья по университету сердечно поздравляют Вас с замечательным юбилеем, надеясь на дальнейшее сотрудничество!


 

МОЛОДО-ЗЕЛЕНО

НА СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛЕ

Недавно для студентов нашего университета были организованы туристические поездки-экскурсии в Санкт-Петербург, Углич, Мышкин, Смоленск. Всего в поездках приняли участие 269 студентов разных факультетов.

Хочу рассказать об одном таком путешествии – в древний Смоленск.

Ранним утром 12 декабря экскурсанты собрались у родного Лестеха. Все в предвкушении – что там будет? Что за город? И какие сюрпризы? Вид комфортабельного автобуса порадовал сразу – можно будет вдоволь выспаться. Через некоторое время пришел наш провожатый – Леонид  Валерьевич, принеся собой еще немного хорошего настроения.

И вот три часа в пути: кто-то спит, кто-то болтает, кто-то смотрит веселое кино, которое так заботливо припас водитель нашего большого «такси». И, по-прежнему, хорошее настроение. За окошком проносятся пейзажи – городки, посеки, деревни, поля, леса.

Автобус останавливается: приехали! Нас встречает гостиница «Россия». Селимся по двое. Номера стандартной комфортности – кровати, тумбочки, шкафы, ванная, зеркала – все уютно. От души покормили нас повара «России», и мы отправились на свою первую экскурсию. 

Поехали мы в морской музей. Казалось бы, странно, что в Смоленске, городе совсем не морском, делает  морской музей?  Будто угадав наши мысли, отвечает веселый и талантливый экскурсовод: в этом городе жил и работал (когда не находился в плавании) адмирал Нахимов – главнокомандующий российского флота. И вот мы уже не в музее, мы в самом настоящем плавании по великой русской истории. Экскурсовод ловко перемещается по небольшим экспозиционным залам, и кажется, что каждый предмет, даже самый маленький, таит целую вереницу историй. Полтора часа пролетели незаметно.

Смоленск… Этот город старше Москвы, он дышит историей. Смоленск, как и Москва, стоит на семи холмах. С одного холма виден другой, а в низинах уютно расположились дома и парки. Парков в городе много, как и старинных зданий.

Вот парк «Блони».  В нем нас встречает Михаил Иванович Глинка – кажется, он вот-вот взмахнет палочкой, и мы услышим музыку. Вот, северный олень – кажется, что он сейчас стукнет копытцем, и вспорхнет, как бабочка, в небо, чтобы присоединиться к упряжке Деда Мороза.

Улицы, фонари, переулки, неоновые вывески. Смоленск старинный город, но ночью он превращается в обычный мегаполис, который дышит веселой музыкой кафе, многие из которых носят названия в виде женских имен. На улицах много молодежи – сегодня пятница. И кажется, что у всех праздник.

Незаметно пролетела ночь. После вкусного завтрака (шведский стол по-русски), мы поехали на экскурсию в деревни смоленские. Деревня Талашкино, где жила и работала великая женщина, княгиня М.К.  Тенишева. Богатая история и еще более богатое наследие, которое мы увидели, поражали. Нам рассказали об укладе  жизни в дворянских семьях, о том, как учились детишки в школах-пансионатах, рассказали  настолько красочно и ярко, что вновь показалось, будто мы там жили. История опять оживала перед глазами. Вот мозаика Рериха, а вот он сам рассказывает нам о родстве буддизма и православия. Вот музей-изба, вот они умельцы, что из дерева делали сокровища, дороже золотых.

Заснеженные дороги, вековые дубы, грозные ели – мы точно попали в сказку. И вот мы уже в усадьбе М.И. Глинки.

Узнаем, как он жил, каким замечательным был, и почему его любил Александр Сергеевич Пушкин. Человек необычайно красивой души, талантливый композитор, замечательный друг, художник, путешественник. Таким был Михаил Иванович. Усадьба в 27 комнат, 14 из них рассказали нам историю жизни этого интереснейшего человека.

Последний пункт – деревня-герой, которая рассказывает о подвигах красноармейцев, проливших кровь за наше мирное настоящее, за будущее своей страны. На памятнике, посвященном четырем дивизиям, мы видим гнездо аистов: эти птицы будто души павших солдат. И мы нисколько не сомневаемся, что так оно и есть. В этом месте хочется низко поклониться нашим дедам за родину, в которой мы живем, – богатую историей и наследием, которыми мы гордимся.

И вот опять вечер, вкусный ужин, мы снова поем – и очень грустно думать, что на следующий день уже надо уезжать.

Утро, как всегда, наступает незаметно. Последний завтрак в Смоленске, мы прощаемся с местом, где остался след от наших улыбок, и едем смотреть прекрасные памятники древнерусского зодчества. Затем нас встречал музей талантливого архитектора и скульптора Коненкова.

Впереди длинная дорога, но прежде последний обед. Обед был наивкуснейший, а обедали мы в ресторане «Крепость», где нам также провели экскурсию – по музею русской водки. Вернувшись в настоящее время, нам предложили дегустировать самые настоящие сорта смоленской водки. Сладкие настойки и наливки – хороший сувенир для родителей.

Время пролетело незаметно, и мы снова в пути в неснежную Москву. Как хочется еще раз вернуться в Смоленск. Как хочется еще попутешествовать по русским городам.

Спасибо родному университету леса за возможность путешествовать и познавать русскую историю!!!

А. КАРТЫШОВА, 5-й курс, ГФ.


ПОГОВОРИМ

ОСТАВАТЬСЯ МУЖЧИНОЙ

В канун женского праздника мы решили встретиться с одним из самых мужественных представителей сильной половины нашего вуза – доцентом кафедры физвоспитания и спорта, заслуженным тренером РФ по дзюдо Николаем Александровичем ТАРЫЧЕВЫМ.

 - Николай Александрович, начнем с вопроса, интересующего всех тех, кто стремится быть успешным в своем деле, – каким образом вы начинали свою карьеру в мире единоборств?  

- Знаете, одним из движущих мотивов стало желание всегда быть в хорошей форме, чтобы произвести впечатление на девушку и, конечно, суметь за нее постоять (улыбается). И хотя заниматься борьбой я начал достаточно поздно, благодаря своему энтузиазму мне удалось быстро достичь хороших результатов.

Сразу после службы в армии, фактически не имея никаких спортивных разрядов, начал заниматься борьбой. Уже через год я мог выполнять нормативы мастера спорта. Затем окончил Центральный институт  физкультуры  по специальности преподаватель-тренер, продолжительное время работал в школах Московской области. В 1989 году от товарища по команде Андрея Сабурова (в то время возглавлявшего школу «Самбо-70») ко мне поступило предложение работать в его школе, я согласился… И до сих пор в ней работаю. За это время мне удалось воспитать семерых мастеров спорта международного уровня.

- Что отличает самбо от других  видов единоборств, не зря ведь его приняли на вооружение многие спецслужбы? Какова история его развития?

- Самбо подразумевает не просто борьбу, но и самооборону с боевыми приемами. Зарождение техники началось еще до революции. Основоположниками являлись Спиридонов, Ощепков, Харлампиев – этакие фанаты своего дела, изучавшие всевозможные виды борьбы.

На заре Советской власти решался вопрос о том, какому же все-таки виду спорта обучать бойцов Красной армии? Незаменимый опыт и разработки тех, кто наиболее глубоко изучал единоборства, объединили в одно направление – самбо (сокращенно от «самооборона») и представили в качестве  основного элемента физической подготовки солдат.

С тех пор на территории СССР самбо активно развивалось, и при выходе на мировую арену наши борцы-самбисты «превзошли на голову» всех остальных! (Выдающиеся самбисты Олег Тактаров, Федор Емельяненко.) Постепенное распространение открыло свободный доступ к занятиям, так самбо и превратилось в спортивную секцию.

- В честь 50-летия ФЭСТа в университете прошел турнир по самбо. Каково ваше мнение о его участниках?

- Надо сказать, что в нашем институте самбо преподается в   тандеме с дзюдо. Отчасти это обусловлено тем, что кто-то предпочитает одно, а кто-то другое. В соревнованиях среди состязающихся первокурсников, принимали участие как те, кто уже занимался единоборствами, так и те, кто недавно начал заниматься на кафедре нашего университета. Подготовленных мастеров и  кандидатов не было. Преимущественно выступали любители.

О результатах же можно сказать: кто хотел чему-то научиться – те научились. Ведь передо мной не стоит задача воспитывать из студентов рембо или элитных солдат. Делая главный упор на здоровье, мы углубляемся в изучение техник борьбы. Студенты, как правило, довольно много своего времени проводят, сидя за компьютером, на лекциях, но не каждый всерьез проявляет заботу к собственному физическому здоровью.

-  Исходя из опыта работы в школе «Самбо-70», вы разрабатывали собственные методики?

- Да. Но дело в том, что методики подготовки спортсменов высокого уровня немного отличаются от тех, которые подходят для менее углубленного изучения. В школе моими воспитанниками преимущественно являются дети. Стоит заметить, мы не используем совершенные приемы, приводящие к тяжелым травмам – это спорт, а не подготовка бойцов!

Поэтому в разработке методического пособия для студентов МГУЛ, кроме меня, также принимали участие заведующий кафедрой, Олимпийский чемпион В.В. Шалимов, мой хороший друг и товарищ по борьбе (и в прямом, и в переносном смысле) доцент М.К. Умаров. Таким образом, получился сплав из наших знаний и умений, применяемый как в теории, так и на практике. Можно сказать, что мы совместили мой опыт работы в школе и университетскую программу. В итоге была создана система физической подготовки, которая соответствует необходимому уровню для студентов нашего университета.

- В жизни каждого спортсмена настает момент, когда уже нет такого импульса к занятиям и хочется сменить сферу интересов. Хотя это и естественно, но не каждому с легкостью удается пережить такие моменты. В вашей жизни были подобные трудности?

- Безусловно, уход из спорта не означает уход из жизни. Человек, достигнув каких-то высот, решает, что нужно поменять сферу деятельности. А спортивная закалка ему только помогает в этом. Я до сорока четырех лет выступал на соревнованиях среди мастеров сорта. Энергии и сил оставалось много, и я решил направить их в политику. Пока на местном уровне – в качестве депутата городского поселения Фряново, а дальше – как знать?

- Николай Александрович, совсем скоро 8Марта. Чтобы вы могли пожелать нашим читательницам?

- Конечно, прежде всего, я желаю нашим очаровательным коллегам и студенткам университета красоты и любви. Красота – это не просто внешние данные – это состояние души. А если будет душевная красота – придет и любовь. Кстати, не могу не отметить, что красивее женщин, чем в Лестехе, не встречал нигде.

А пацанам я желаю всегда оставаться мужчинами и не терять веры в собственный успех, в чем бы они ни пробовали свои силы. Для начала нужно хотя бы не прогуливать занятия по физкультуре. И помните, что ваше здоровье – бесценно!

Беседовал А. ТУРЛАЙ, 4-й курс, ЛФ.