8-9 (1825-1826), 31 марта 2008 г.

12 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
ОБРАЩЕНИЕ РЕКТОРА МГУЛеса

ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

Дорогие преподаватели, сотрудники и студенты университета!
Сердечно поздравляю вас с Днем космонавтики!

 12 апреля 1961 года началась новая, космическая эра в истории развития человечества. Символично, что первооткрывателем космоса стал именно наш, советский человек – Юрий Алексеевич Гагарин. И уже через четыре дня после полета в космос, 16 апреля, первый космонавт планеты написал своему двоюродному брату В. Дюкову, учившемуся на ФЭСТе: «Огромный привет всем родным, близким и студентам твоего родного Лесотехнического института и особенно вашему факультету электроники».

Через год факультету электроники и системотехники, созданному легендой мировой космической науки С.П. Королевым, исполнится полвека. ФЭСТ дал путевку в жизнь тысячам высококлассным специалистам ракетно-космической отрасли.

Сегодня выпускники факультета составляют научную и управленческую основу таких флагманов наукоемких отраслей, как РКК «Энергия», Центр управления полетами, НПО Измерительной техники, вошедших в Образовательно-научный инновационный комплекс университета. Они не забывают свою alma mater и всегда готовы подставить свое крепкое плечо, если нужны помощь и поддержка. Десятки представителей этих предприятий ведут преподавательскую деятельность в Лестехе, внося в учебный процесс самые современные и передовые методы и технологии. В значительной степени благодаря ученым и выпускникам ФЭСТа мы можем не сомневаться в том, что у российской космической отрасли есть будущее.

Мы по праву гордимся тем, что особое место среди выпускников МЛТИ занимает дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, первый заместитель Генерального конструктора РКК «Энергия» В.В. Рюмин. Почетным доктором МГУЛеса является дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР П.Р. Попович.

Хочу пожелать всему коллективу Московского государственного университета леса и, прежде всего, факультета электроники и системотехники, быть достойными славы великих предшественников, новых свершений на неизведанных трассах научного поиска, жизненной энергии, бодрости и оптимизма!


 

нА НА ФЭСТе ЛУЧШЕ !

 

К 10-11 классу большинство моих одноклассников уже решили, кем они хотят стать по специальности и куда поступят для осуществления своей цели. Для меня этот выбор был важен. Заканчивая обучение в гимназии на экономическом направлении, я склонялась к одному из центральных вузов Москвы для продолжения обучения экономическим наукам. 

Предложение отца поступить в Московский государственный университет леса было совершенно неожиданным – предложенная мне специальность была математической.

Но я решилась и с момента поступления в Лестех ни минуты не пожалела о сделанном выборе. Уже на подготовительных курсах я столкнулась с квалифицированными и объективными специалистами и поняла, что так называемый «престиж вуза» при его выборе играет роль этикетки на незнакомой продукции. Ведь, во первых, какие знания, и в каком объеме ты получишь – все равно, будет зависеть, в первую очередь, от тебя самого. А во-вторых, что может быть престижнее обучения на факультете, созданном в свое время самим генеральным конструктором С.П. Королевым?!

Выбор специальности «Прикладная математика» был совсем не случаен. Углубленное изучение математики помогает человеку структурировать свои знания, алгоритмизировать методы решения проблем любого уровня, воспитывать в себе рациональность и логику суждений и выводов. Не случайно Гаусс говорил, что «математика – царица наук». С каждым годом применение математических методов в экономике, биологии, философии и других «нематематических» науках становится все более обширным и востребованным, не говоря уже об областях электроники, точного приборостроения, космоса и физических задач.

Еще одним важным моментом явилась возможность получения второго высшего экономического образования с 3-го курса одновременно с обучением на ФЭСТе. Сейчас список специальностей экстерната в университете расширился, а количество групп желающих получить дополнительные знания (и диплом) растет год от года.

Но вернусь к моему родному ФЭСТу и ПМу. Первые 2-3 года обучаться было достаточно нелегко – приходилось днями и ночами выполнять задания или писать курсовые и рефераты. Группа сократилась вдвое. Как бы ни было жаль отчисленных, но оставшиеся студенты действительно были достойны гордого звания ПМ. Преподаватели приучали нас к стабильной и качественной работе, сами не жалея сил на разъяснения трудных моментов или проверку наших работ (сданных иногда по десятому разу) – за что им большое спасибо. Особенно Владимиру Алексеевичу Шачневу.

Помимо углубленного изучения математики, мы получали знания основных языков программирования (и самой культуры сей области деятельности!), физики и гуманитарных наук. Позже были и базы данных, и операционные системы, и экономическая теория, и политология, и множество других интересных вещей. К 4-5 курсу учиться стало заметно проще, большинство студентов к этому моменту уже нашли хорошую работу и успешно (а некоторые – не совсем) совмещали ее с учебой.

Сейчас, заканчивая 5-й курс, я с удовольствием вспоминаю годы  обучения в родном университете. Были у меня и тяжелые сессии, когда перед экзаменом приходилось несколько ночей не спать (иногда от нехватки времени, иногда от волнения), были и трудности в учебе, и некомплиментарность с некоторыми  преподавателями (математики меня поймут).

Но я благодарна моему университету и своим преподавателям за все знания, которые я получила, старание в деле моего просвещения, и понимание с их стороны, когда у меня возникали трудности. Удивительной была и группа ребят, с которой мне посчастливилось проучиться все эти годы.

Желаю всем будущим студентам моей специальности, факультета и Московского государственного университета леса такого же удовольствия и пользы от обучения. А всем абитуриентам, кто колеблется в выборе, быть смелее. Выбирайте ФЭСТ и не пожалеете!

А. ШОЙКО, 5-й курс, ПМ.


 

Факультету военного обучения БЫТЬ!

 

Распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2008 года № 275 утвержден перечень образовательных учреждений, в которых сохранены факультеты военного обучения и военные кафедры. Из 229 высших учебных заведений, которые вели военную подготовку студентов, факультеты военного обучения и военные кафедры сохранятся только в 72 ведущих вузах федерального значения. В их числе – Московский государственный университет леса.

Военная подготовка при Московском государственном университете леса берет свое начало с октября 1943 года. 1 января 1998 года был создан Факультет военного обучения в составе военной кафедры автомобильной подготовки, военной кафедры штурманской подготовки и кафедры физкультуры и спорта.

В университете впервые в стране была создана уникальная материальная база военной подготовки, позволившая решить главную задачу учебно-воспитательного процесса – формирование у курсантов устойчивых профессиональных практических навыков.

Сегодня на военных кафедрах ФВО проводится обучение студентов очной формы обучения по программам подготовки офицеров запаса, зачисленных в 2005-2007 годах в условиях действия прежнего законодательства. Отбор студентов нового набора в 2008 году будет проходить с сентября по декабрь по методике, разработанной в Министерстве обороны РФ.

Наличие штурманской подготовки, промышленных штурманских тренажеров и компьютерных тренажеров собственной разработки позволило осуществить формирование образа полета в пространстве и во времени при проведении всех форм занятий.

Укомплектованность военной кафедры автомобильной подготовки штатными войсковыми комплектами передвижной авторемонтной мастерской, мастерской технического обслуживания, учебных классов КамАЗ-4310, Зил-131, тренажерами-автомобилями в сборе, размещенными в помещениях, позволяют проводить практические занятия в полном соответствии с требованиями будущей военно-профессиональной деятельности выпускников.

Дальнейшее развитие факультета военного обучения связано, в первую очередь, с открытием новых военно-учетных специальностей финансово-экономического, юридического и гуманитарного профилей, а также с привлечением к военной подготовке не только юношей, но и девушек. В этой связи необходимо добиваться увеличения набора студентов для прохождения военной подготовки. Выпускники МГУЛеса должны иметь возможность реализовать свои возможности, в том числе, и в сфере защиты Отечества, повышая статуса специалиста с высшим образованием – офицера запаса Вооруженных Сил России.

Руководство факультета при поддержке ректората университета делает все возможное для успешной организации учебного процесса, повышения уровня обучения и воспитания студентов, добиваясь повышения профессионализма выпускников, и не допускает разрыва между ростом технической оснащенности войск и способностью личного состава в полной мере использовать боевые возможности новой техники.

А. ЗАТЫЛКОВ, начальник факультета военного обучения МГУЛ, полковник.


 

ОФИЦИАЛЬНО

ОБЩИЕ ЦЕЛИ, ЕДИНЫЕ ЗАДАЧИ

27 февраля 2008 года в зале коллегий Федерального агентства по лесному хозяйству состоялось заседание рабочей группы по подготовке кадров, науке и инновациям
Совета по развитию лесопромышленного комплекса при правительстве РФ.

В заседании, прошедшем под руководством председателя рабочей группы, ректора МГУЛеса профессора В.Г. Санаева, наряду с представителями высшей школы, академической науки и промышленности, приняли участие руководитель Федеральной службы по труду и занятости М.А. Топилин, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства А.А. Бенин, референт Министерства образования и науки РФ Н.Л. Пономарев.

Как известно, после встречи председателя Правительства РФ В.А. Зубкова с лесопереработчиками и лесоэкспортерами, состоявшейся в октябре прошлого года, вопросы развития лесной отрасли выдвинулись на передний край государственной политики. 18 ноября решением Правительства был создан постоянно действующий Совет по развитию лесопромышленного комплекса, в состав которого вошли представители органов управления, бизнеса, отраслевой науки, высшей школы.

Учитывая важность детальной проработки различных направлений развития лесного сектора экономики, в составе Совета были образованы 4 рабочие группы: по подготовке кадров, науке и инновациям, руководитель – ректор МГУЛеса, профессор В.Г. Санаев; по лесному хозяйству и лесопользованию, которую возглавил руководитель Федерального агентства лесного хозяйства В.П. Рощупкин; по глубокой переработке древесины, руководитель – председатель Совета директоров ОАО «Группа «Илим» З.Д. Смушкин; по нормативно-правовому и таможенно-тарифному регулированию, руководитель – президент ОАО «Ангара Пейпа» Л.В. Кузнецов.

В ходе заседания рабочей группы в Рослесхозе был рассмотрен ряд вопросов, связанных с необходимостью совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях, и подготовкой к запланированному на июнь рассмотрению на Совете вопроса «Об обеспечении научными и инженерно-техническими кадрами лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства».

С докладом о перспективах развития кадрового потенциала лесной отрасли выступил руководитель Федеральной службы по труду и занятости М.А. Топилин. Как отметил Максим Анатольевич, за последние годы отмечено серьезное снижение численности людей, занятых в лесном секторе. Изменение структуры кадрового состава ЛПК в значительной степени обусловлено внедрением новых форм организации труда и современных технологий. Инновационные процессы, способствуя повышению производительности труда, в то же время приводят к сокращению общей занятости и высвобождению рабочей силы. Поэтому в современной ситуации одной из ключевых задач становится планирование развития кадрового потенциала отрасли, исходя из анализа влияния инновационных технологий на структуру занятости. Со своей стороны, Федеральная служба занятости, отслеживая динамику рынка трудовых ресурсов, готова оказывать всестороннюю поддержку по трудоустройству лиц, временно оказавшихся без работы.

По убеждению М.А. Топилина, в вопросах подготовки специалистов необходимо руководствоваться потребностями рынка труда и конкретными требованиями к квалификации выпускников вузов со стороны работодателей.

В этой связи, итогом заседания рабочей группы должна стать выработка консолидированной позиции по ключевым вопросам развития отраслевой науки и образования и внесение соответствующих предложений и рекомендаций на рассмотрение правительства, федеральных органов исполнительной и законодательной власти.

Подробный рассказ о системе подготовки кадров для лесного комплекса прозвучал в выступлении проректора МГУЛеса, заместителя председателя Совета учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела Г.А. Курносова. Как указал Геннадий Анатольевич, благополучие любого государства держится на «трех китах» – экономике, образовании и культуре.

Сегодня наше образование находится на этапе серьезного реформирования. Суть происходящих процессов можно определить как диверсификация образовательных услуг и внедрение новой парадигмы – «образование в течение всей жизни». «Школа-техникум-вуз-система послевузовской подготовки-система переподготовки и повышения квалификации кадров» –  такова наиболее перспективная модель современного обучения. Ее реализация подразумевает выработку единых образовательных стандартов, обеспечивающих совместимость между различными уровнями образовательной иерархии и тем самым гарантирующих мобильность «перемещения» между ними учащегося. Разработка таких стандартов является одним из приоритетных направлений деятельности УМО в рамках работы над межотраслевой программой развития лесного образования до 2010 года.

Система образования немыслима без науки. В связи с этим, актуальной остается всесторонняя поддержка научно-исследовательской деятельности, стимулирование научно-технического творчества молодежи, сохранение ведущих научно-педагогических школ.Сегодня в стране действуют 14 базовых вузов, ведущих подготовку специалистов в области лесного дела по 77 направлениям и специальностям. Как подчеркнул Г.А. Курносов, выработка профессиональных образовательных стандартов и совершенствование учебных программ невозможно без тесного взаимодействия учреждений высшей школы и работодателей. С этой целью в МГУЛеса на протяжении более 10 лет работает Попечительский совет, в состав которого входят свыше 80 отраслевых предприятий и организаций.

Университет активно сотрудничает с зарубежными компаниями – Pоnsse, Biesse, Husqvarna – создавшими на базе МГУЛеса свои учебные центры. Расширение университетского комплекса происходит не только благодаря включению в его состав новых предприятий, но и за счет открытия филиалов и представительств кафедр вуза на базе профильных ссузов и техникумов.

Техникумы принято считать кузницей рабочих кадров. О развитии системы среднего специального профессионального образования рассказал собравшимся А.А. Бенин. Новые экономические условия предъявляют свои требования к структуре подготовке специалистов. Как сообщил Андрей Анатольевич, основные направления профессиональной подготовки в техникумах можно разделить на три категории: специальности по лесной инвентаризации и ведению кадастра; привычный набор рабочих специальностей по современным технологиям лесозаготовок; прочие специальности, не относящиеся к лесному профилю, но играющие важную роль в развитии местной экономики города или района. Для повышения качества обучения студентов техникумов большое значение имеют наличие современной материально-технической базы, а также постоянное взаимодействие техникумов с бизнес-структурами и высшей школой.

Увеличение среднего возраста работников академических и отраслевых учреждений и институтов не может не вызывать серьезную озабоченность всех, кому небезразлично будущее отечественной науки и образования. Как подчеркнул директор АО «ВНИИБ» П.С. Осипов, необходимо обратить внимание на подготовку научных сотрудников и проблему ротации кадрового состава НИИ. Именно научно-педагогический потенциал образует тот фундамент, который необходим для стабильного  развития отрасли. К примеру, в США 30 % средств, выделяемых на науку, идут на поддержку высшего образования.

Проблема дефицита квалифицированных специалистов была поднята в эмоциональном выступлении генерального директора ФГУП «Государственный научный центр лесопромышленного комплекса» В.А. Кондратюка. Как заявил Владимир Александрович, работодатели сегодня готовы платить достойную заработную плату хорошему специалисту. Вопрос в том, чтобы уровень профессиональной подготовки выпускников вузов соответствовал  требованиям, предъявляемым заказчиками. Помочь этому может активное участие работодателей в составлении учебных планов вузов и ссузов.

Актуальная тема – недостаток финансирования государственных образовательных учреждений. По словам ректора Воронежской лесотехнической академии В.М. Бугакова, коммерциализация обучения в вузах, как правило, является вынужденной мерой привлечения дополнительных денежных средств и не всегда идет на пользу самому образованию. Необходимым условием качественного и доступного образования по-прежнему остается приоритетное финансирование и поддержка системы образования и науки со стороны государства.

Директор по взаимодействию с государственными органами власти ОАО «Архангельский ЦБК» Н.Б. Пинягина вновь обратила внимание участников встречи на проблему сокращения занятости, вызванную  модернизацией производственных процессов на базе современных инновационных технологий. Касаясь темы подготовки инженерных кадров, Наталья Борисовна подчеркнула, что основная задача педагога – увлечь студента, мотивировав его на приобретение новых знаний и навыков. Именно они составляют тот профессиональный багаж, который должен стать надежным гарантом карьерного роста. Сегодня много талантливых и активных молодых людей, которым надо обязательно помочь найти свое место в жизни.

Как известно, ассигнования на систему образования, заложенные в государственном трехгодичном бюджете, увеличатся незначительно. В этих условиях, как отметил референт Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Н.Л. Пономарев, следует сосредоточить усилия на оптимизации структуры  целевого распределения имеющихся средств по приоритетным направлениям. В частности, необходимо планирование выпуска специалистов по всем специальностям и уровням подготовки на основе прогностического анализа рынка труда.

Совершенствование структуры подготовки специалистов потребует также разработки новых профессиональных стандартов. По мнению Николая Лукича, дальнейшее развитие системы высшего образования должно строиться при условии партнерства государства и частного сектора.

Подводя итоги обсуждения, председатель рабочей группы, ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев отметил, что роль современного образования не ограничена рамками профессиональной подготовки специалистов. Высшее образование выполняет и важную социальную функцию. Тот багаж знаний, который получен выпускниками вуза за годы обучения, обязан стать надежным фундаментом дальнейшего личностного и карьерного роста.

По словам Виктора Георгиевича, регулярные заседания рабочей группы по подготовке кадров, науки и инновациям – как раз та площадка, на которой  в процессе конструктивного диалога будут вырабатываться предложения для принятия важных государственных решений, призванных стимулировать развитие лесной отрасли.

Секретариату рабочей группы поручено до 1 мая подготовить предложения по обеспечению лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства инженерно-техническими кадрами в соответствии с «Концепцией стратегии развития лесного комплекса РФ до 2020 г.», которые будут доложены председателю правительства Российской Федерации.

С. Рамазанов.


 

ВЕХИ

К 80-летию со дня рождения В.А. ЧИВИЛИХИНА –
писателя и публициста

«Писать о лесах – любимое мое занятие, в некотором   смысле даже гражданская обязанность»

 В. А. Чивилихин.

 

Начиная писать эту статью, посвященную человеку, чей труд как писателя был во многом связан с лесом и с его тружениками, я невольно подумал, что последние два десятилетия после его преждевременного ухода в мир иной, мы оказались в совершенно другой стране.

Не потеряло ли значение то, о чем он писал? Что изменилось за это время? Что мы приобрели, и что не должны бы терять? По первой части этого вопроса наши политики утвердительно говорят, что все мы, наконец-то, приобрели свободу. Какую? Об этом отдельно надо бы писать. Можно лишь сказать, что без свободы, конечно, трудно жить, тем более творить. Хотя некоторые лица, в том числе и высокого ранга, напоминают нам, что при капитализме «свобода личности определяется наличностью». Ну, пусть говорят. Каждый на практике это проверит на себе.

Для писателя же и для нас, читающих их труды, главное, что теперь они могут обо всем писать, чтобы не только оповещать нас, что творится в мире и душах людей, но и воспитывать. Чтобы не дать нам, по крайней мере, опуститься. Главное предназначение всего искусства, в том числе и художественной литературы, ведь в конечном итоге сводится к воспитанию. И при этом сами писатели являются «инженерами человеческих душ».               

Теперь, когда дана свобода, мастерам культуры надо, казалось бы, только радоваться, что между писателями и читателями нет никаких преград. И тут мы сталкиваемся с новым феноменом. Страна, до недавних пор считавшаяся самой читающей в мире, вдруг, почти в одночасье (при переходе к капитализму) перестала быть таковой. Ну о всех, конечно, этого не скажешь, но тем не менее, после дневных трудов, когда людям надо перевести дух и настроиться на высокое, духовное, многие предпочитают проводить время не с книжкой в руках, а у «телека». А там, как всем известно, нас всех угощают в основном «дрыгалками-развлекаловками», да нескончаемой вереницей киносериалов и реклам с навязчивыми мотивами насилия и секса. И никто, даже государственная власть, не может и не  пытается остановить этот мутный поток нового вида «просвещения» и «воспитания».

Чиновники,  «слуги народа», тоже перестали читать, кроме циркуляров, проходящих через их руки. О власть имущем меньшинстве и говорить не приходится. Для этой власти не до высокого искусства. Главное для них занятие  –  делать деньги. А для чего? Для того, чтобы снова делать деньги.

Но теперь и политологи, наконец, начали изучать эту нашу «элиту», чтобы лучше знать, куда она ведет страну с непрерывно убывающим ее населением.

Не забывая этот окружающий нас фон, который, как погоду, не приходится игнорировать, обратимся к нашим лесам и лесным делам. Тут, надо признать, никогда не было спокойно. Теперь тем более. Так как леса, как общенародная собственность, это последнее, что еще не успели «при(х)ватизировать». Но борьба за это ведется не шуточная, в том числе и с помощью упорно навязываемых законодательных мер. Чтобы все было «шито-крыто» и чтобы даже «комар носу не подточил».

И вот в связи с нашим юбиляром Владимиром Алексеевичем Чивилихиным  хочется сказать, что без писателей, доносящих свой глас не только до народа, но и до самых «верхов», труженики леса никогда не обойдутся. В самые критические времена, именно они,  рыцари «золотого пера», шли впереди,  прокладывая нам путь. И это – не преувеличение. Среди известных писателей, чей труд был посвящен защите леса и благородного труда лесоводов на первом плане выделяются славные имена Леонида Леонова и Владимира Чивилихина.

Не все, может быть, знают, что, например, книга Л. Леонова «Русский лес» оказала отрезвляющее влияние не только на общественное мнение, но и на руководителей государства. После этой книги, получившей, кстати, высшую награду того времени (лауреата Ленинской премии) демагоги и в науке, и во власти до конца дней своих отмывались. Были сняты наветы с наших классиков, были восстановлены попранные принципы управления лесами, и дан толчок кардинальному изменению государственной лесной  политики того времени.

Владимир Алексеевич Чивилихин не просто принял эстафету своего старшего собрата, он отвоевывал и расширял позиции для научных основ рационального пользования лесами и ведения лесного хозяйства в них.

Но надо знать человека, чтобы говорить о нем.  Для этого напомним кратко биографию  писателя.

Родился он 7 марта 1928 г. в г. Мариинске Кемеровской области. Через год его родители переехали на станцию Тайга (в той же области), где его отец, Алексей Иванович, работал кондуктором товарных поездов и  погиб в 1937 г. Володе было тогда всего девять лет. Осталась без кормильца большая семья: бабушка, мать Аграфена Тихоновна, трое ее несовершеннолетних детей, старшая дочь с двумя малолетними детьми и приемная девочка-сиротка. Жили в ужасающей нужде, кормились за счет собственного труда, огорода и даров леса. После семилетки Володя поступил в Тайгинский техникум паровозного хозяйства. Работал учеником слесаря, кочегаром, помощником машиниста, а по окончании учебы – техником, мастером, преподавателем в железнодорожном училище в г. Узловая. В 1949 году, выдержав огромный конкурс, Владимир поступил в МГУ им. М.В. Ломоносова на отделение журналистики. Окончил университет с красным дипломом и десять лет работал в «Комсомольской правде» литературным сотрудником,  заместителем ответственного секретаря, редактором отдела литературы и искусств, членом редколлегии. В 1961 г. стал членом Союза писателей СССР.

Его становление до поступления в МГУ проходило в рабочем коллективе железнодорожников, который был нравственной опорой и основой уважительного отношения к людям труда. Именно здесь он ощутил высокое значение коллективизма и взаимовыручки.

Читать начал еще до школы и читал запоем всю жизнь. Печататься начал рано, с 1946 г. Его книги, очерки, повести были отмечены  премией Ленинского комсомола (1966), Государственными премиями России (1977) и СССР (1982).  Награжден  медалями и орденами.

Перед написанием этой статьи я еще раз просмотрел прочитанные ранее многие из книг Владимира Чивилихина, главным лейтмотивом которых является  лес во всех уголках нашей громадной страны и труд людей,  посвятивших ему свою жизнь. Их написанию предшествовали многочисленные поездки, изучение на месте проблем  леса и жизни людей, их мыслей, и забот. Представьте себе, что в один из отпусков в декабре он поехал не на юг, а в Заполярье, на маленькую станцию Сейда под Воркутой, чтобы побеседовать с охотником, нашедшим Воркутинский уголь. Мороз был градусов под пятьдесят, обжигал ветер. Там он столкнулся с проблемой защиты железнодорожных магистралей от снежных заносов и ветров, влияющих на скорость движения поездов, и приехал еще раз через несколько лет, чтобы воспеть нечеловеческий труд лесников Заполярья, создающих защитные лесополосы в тундре. 

Из лесных пород любимым деревом для Владимира Алексеевича был кедр, которому он уделял особое внимание в многочисленных  поездках, особенно на Алтай. Именно там было создано лесное хозяйство по комплексному использованию богатств кедровой тайги под названием Кедроград. Владимир Чивилихин многие годы поддерживал кедроградцев в их нелегкой борьбе за рациональное хозяйствование в кедровой тайге.  Не все, может быть, читатели знают уникальное значение этого ценнейшего дерева.  Кедр дает не только прекрасную древесину, но и орех, лечебные и пищевые свойства которого невозможно переоценить. С кедровым орехом тесно связано сообщество птиц и животных, питающихся   им (среди них и знаменитый соболь), а водоохранное и почвозащитное значение кедровой тайги неоценимо. 

Владимир Чивилихин воспел кедр и защищал его во многих своих произведениях.  «Никогда не забуду лесного феномена, встреченного мною в горах Алтая. Кедр-исполин  стоял на огромной базальтовой скале, оплел ее толстенными корнями и добывал, высасывал питательные вещества из-под своего пьедестала». Он лично выращивал кедры в Подмосковье, дарил саженцы друзьям, «даже на священной  горе Фудзияма (в Японии) … посадил  несколько семилетних кедров». В очерке «Шведские остановки» он целую главу  посвятил капитану из Лулео, который завез в Швецию и посадил орешки кедра,  образующие  сейчас рощу из 200-летних исполинов.

Писатель изучил опыт облесения движущихся Алешковских песков на юге Европейской части страны группой ученых и практиков под руководством ветерана войны и труда, будущего академика В. Н. Виноградова (эта работа была удостоена  Государственной премии). Так появился очерк «Поющие пески».

В очерке «Земля в беде» Владимир Чивилихин пишет о причинах гибели миллионов гектаров сельскохозяйственных земель, разрушении почв, способах их защиты, о роли  степного лесоразведения, в том числе и о так называемом Сталинском плане преобразования природы, явившемся исторически первым в мире масштабным планом борьбы с засухой, суховеями и с эрозией почв.

«Не боясь преувеличений, можно сказать, что мир ахнул, восхищенный масштабами и сутью Плана. Впервые в истории человечества, в истории взаимоотношений общества и природы, государство взяло на себя столь благородную и сложную задачу, что само по себе неотразимо воздействовало на умы,  агитировало за социалистическую систему хозяйствования». К сожалению, впоследствии  государство самоустранилось от решения этой проблемы. Мало того, есть опасность, что при нынешнем беспределе страна может потерять и то,  что раньше создавалось. Чивилихин отмечал,  что «труд степного лесовода поистине героичен. Очень нелегко поднять лес на сухой задернелой земле».

Не мало сил и времени Владимир Чивилихин потратил, защищая  озеро Байкал, на берегах которого, без научного обоснования, началось строительство целлюлозно-бумажного комбината.  В очерке «Светлое око Сибири» Владимир Чивилихин аргументированно, с цифрами и фактами, доказывал, какая опасность нависла над уникальным озером планеты.

Многочисленные  поездки по  нашей  и другим странам подвели его к обобщенному выводу: «Пришла пора задуматься нам об исходных принципах нашего природопользования».

В очерке  «О чем шумят русские леса»  Чивилихин пишет: «Нелегко приступить к этой большой теме». «Мысленно беседую с учеными и специалистами лесного дела «…» писать нелегко, но и молчать нельзя».  Это – очерк о бесконтрольном хозяйничаньи в лесах лесозаготовителей и растранжиривании лесных запасов, о мерах необходимых для осуществления принципа научного лесопользования.  

Именно этот очерк был поводом для нашей первой встречи с ним осенью 1965 года. В нем Владимир Чивилихин откликнулся на мою первую книгу («Расчет и организация пользования лесом»). Во время беседы меня поразила его глубокая заинтересованность в знании истинного положения лесных дел в стране, желание добраться до первопричин. И при последующих встречах, как он выражался – на «лесных  посиделках», в кругу героев его публикаций и наших общих коллег по лесной профессии, он вел «первую скрипку» в разговорах о лесах, органически переплетая лесную проблематику с общим положением дел в стране, ее культурой, национальными традициями.

Напомню, что Владимир Алексеевич был активным участником разработки  «Основ лесного законодательства Союза ССР»,   принятых в 1977 г. И тогда, как и в нынешних дебатах о Лесном кодексе, кипели страсти. И он умело доказывал, что «лес – это не просто лесная растительность, как считают некоторые недалекие юристы… Лес – ни чем незаменимая, наиболее важная, обширная и сложная саморегулирующаяся экологическая система планеты. Глобальное и даже космическое значение этой системы возрастает с каждым годом». И его позиция при поддержке сторонников ее, тогда победила, чего не скажешь о нынешнем Лесном кодексе, где при поддержке «голого» административного ресурса победили «недалекие юристы»,  представившие в этом документе лес в виде лишь лесной растительности, которую как редиску можно вырвать из земли и выбросить, чтобы она не мешалась, а землю пустить в оборот.

Сегодня лесоводам, и не только им, но и всем труженикам леса, очень не хватает таких борцов из писательской среды, которые бы не только знали лес и нужды его, не только защищали принципы научного подхода к его использованию, но и имели бы авторитет, позволяющий публиковать написанное, добиваться принятия решений, постановлений и даже законов  в защиту окружающей среды. 

В заключение есть необходимость акцентировать внимание на  главных героях  произведений Владимира Чивилихина и на том, что ими руководило в жизни.

Главными героями для него были великие труженики, в своих делах – первопроходцы, одухотворенные высокими благородными помыслами бескорыстного служения своей стране, своему народу. В историческом романе-эссе «Память» – это великие путешественники-естествоиспытатели  Пржевальский, Миклухо-Маклай, ученые Менделеев, Софья Ковалевская, уральские промышленники из династии Демидовых, в очерках о природе –  великий почвовед-географ Докучаев, наши лесные классики  – Морозов, Орлов, и многие из его современников-лесоводов разных уголков страны, с которыми Владимир Чивилихин не просто общался, а вместе активно действовал, направляя лесные дела в  нужное для  страны русло.

Сквозным героем в его произведениях был и сам лес, а также вся природа, которая без леса становится крайне уязвимой. И что очень важно, что все, чего бы Чивилихин не касался, основывалось на глубоком изучении истории вопроса и на основе его обобщения и предвидение будущего.  «Все сложности  и противоречия, с которыми сталкивается человек в сфере окружающей среды, неразрывно сцеплены с вопросами социальными, политическими, зависят от них, вызваны ими и не могут быть решены в отрыве от них».

 Рассказывая о беседе  с главным редактором одной из Шведских газет  Бьерном Гильбергом, молодым генетиком и философом, Владимир Алексеевич выделяет его слова: «Каждый ученый, если он честен и его заботят людские нужды, придет через свою науку к социальным, политическим проблемам» (из книги «По городам и весям».)

На нашем ТВ есть передача «Народ хочет знать». Считаю, что наш народ должен знать своих героев, иначе он не будет иметь  будущего. Среди своих героев, особенно для лесной общественности, надо знать и помнить славные дела и личность писателя Владимира Чивилихина, проблемы, поднятые в произведениях которого, остаются весьма актуальными не только для нашего времени, но и для будущего, представляя духовную основу для воспитания молодого поколения.

Н. МОИСЕЕВ, академик РАСХН, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный лесовод России.


 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Масленица пришла – отворяй ворота!

Вот и еще одна зима осталась за плечами. Окончилась очередная сессия – пора сосредоточенности и собранности. Студенты и преподаватели могут позволить себе немножко расслабиться и отпраздновать массу праздников с присущим нам размахом.

И как уже стало традицией, мы прощались с уходящей нынешней зимой и встречали новую, 65-ю весну по «Лестеховскому летоисчислению».

Как и положено, к празднику этому готовились все – от ректората до студенческого нашего братства – в меру сил и возможностей. Кафедра физвопитания и спорта во главе с олимпийским чемпионом В.И. Шалимовым и Управление по инженерному  обеспечению под руководством Р.М. Давлитова чистили от льда и готовили спортплощадки с необходимым инвентарем и все спортивные мероприятия.

Сценарий праздника, его художественное оформление и концертное наполнение были воплощены в жизнь творческими силами нашего клуба, руководимого И.Ю. Волковой.

Масленица – это народный праздник проводов зимы и встречи весны, восходящий еще к языческим временам, когда все должны радоваться, развлекаться и тоннами поедать блины с икрой (иногда под водку). А еще масленица – это чучело из соломы, которое символизирует зиму. Изготавливается чучело в первый день праздника, при этом обряжается в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

В нашем университете программа празднования была не менее насыщенной. Основные мероприятия развернулись перед УЛК-1 и в спортивном зале. Открытие праздника состоялось в 12.00 под русские народные песни и танцы «ряженых».

Как и в прошлый раз, провожать зиму в Лестех приехал ансамбль русской песни из Мытищинского машиностроительного техникума, руководимый Л.А. Ющенко. Артисты принесли на праздник замечательные народные напевы и исполнили их с завидным мастерством и задором. И вот на «подиуме» появляются Зима и долгожданное Солнышко-весна, чтобы сразу встретиться, попрощаться, разделить хлеб-соль и сфотографироваться на память с инициаторами праздника – ректором университета В.Г. Санаевым и президентом А.Н Обливным.

Звучат песни и шутки. Зажигают студия эстрадного танца «Шторм» и барды С. Бобкова и В. Соколов. Удивив и порадовав гостей праздника, выступили студенты из Египта с песнями «Абазалькадо» и «Ди-ди», рассказывающими о традициях этого древнего народа и вечно юной любви.

А в спортивном зале в это же время разгорелась не шуточная борьба между участниками различных состязаний по минифутболу, перетягиванию каната, армрестлингу и гиревому спорту.

В результате «масленичными» чемпионами на этот раз стали: в перетягивании каната – Шапкин, Прокопенко, Гранкин, Умаров, Кидяев, Кипень; в минифутболе – Панов, Шумихин, Горохов, Потапов, Воликов, Хажимухаметов. Победу в армрестлинге (как и в перетягивании каната) праздновал Мурад Умаров. А студент 3-го курса Д. Малышев организовал «Веселые старты» – спортивные соревнования между факультетами.

В конкурсе художественной самодеятельности в результате напряженной борьбы места распределились следующим образом: 1-е место занял гуманитарный факультет; 2-е разделили экономисты и математики, соответственно, с ФЭ и ВС и ФЭСТа; «бронза» досталась МХТДшникам, а команда из МШУБ получила поощрительный приз.

И, конечно же, как всегда, особым вниманием и любовью пользовались полевая кухня с горячими русскими блинами, гречневой кашей, пышными булочками с изюмом и обогревающим изнутри дымящимся чаем. Здесь, от имени славного коллектива нашей столовой, колдовала, как и прежде, Е.А. Зарецкая, заботливо приготовившая этот праздничный стол. Полевую кухню, как и раньше, нам предоставила войсковая часть № 41427, что базируется в Мытищах. Поглощать все приготовленное помогали стихи В.А. Скорнякова:

Кто Красу-Весну встречает, –

Тот большой любитель чая!

Для них всевозможные

Лучшие пирожные!

И вот, когда все вдосталь насоревновались, насмотрелись, наигрались и напелись, да к тому ж еще и наелись, пришла пора сжигать все недоброе, что пристало к прошлой зиме, дабы осталось с нами только хорошее. Завершился праздник игровой песни в исполнении хора студентов МГУЛ.

К сожалению, в этот день была довольно холодная погода и пронизывающий ветер, так что не все запланированные мероприятия были осуществлены. Однако никакие неприятности не сумели омрачить долгожданный приход весны.

Да здравствует светлая весна! До новых встреч на праздниках Лестеха!

А. КУДРЯВЦЕВ, 2-й курс, МХТД.

 


БРАВО!

Именно этим словом хочется охарактеризовать тот восторг, который я испытала после просмотра премьерного спектакля театра «ФЭСТ» «Чужие грехи». Мне казалось, что в наши дни творческая молодежь идет на поводу у юношей и девушек, которые привыкли смотреть боевики, ужастики и тому подобный «голливуд». Каково же было мое удивление, когда я поняла, что в этом спектакле не будет стрельбы, брани, разборок «крутых», а речь пойдет о самых главных человеческих ценностях – любви и доброте. Обе части спектакля от начала и до конца пронизаны этими светлыми чувствами. И в самом деле, что может быть важнее любви?

Без любви ничего не бывает

Ни в начальной, ни в зрелой поре.

Ни свиданья короткого в мае,

Ни печальных разлук в сентябре.

Ни порыва, ни робкого шага,

Ни открытий, ни тайн… Ничего!

Даже ненависть и отвага

         – это тоже любви торжество.

Тот, кто пожил на свете, тот знает –

Лишь ее повеленьем живи.

Ничего без любви не бывает,

Без любви не бывает любви!

Герои спектакля это хорошо знают. Они не только испытали это чувство, но и остались верны ему до конца. Не случайно героиня первой новеллы, Вера, на могиле своего мужа признается ему в любви и говорит, что если бы жизнь пришлось начать сначала, то она выбрала бы его – Геннадия. Но как же важно было увидеть и другую сторону этого чувства! Ведь любовь – это ответственность. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эти слова Сент-Экзюпери относятся не только к «братьям нашим меньшим», но и к нам – людям. Как здорово, что другой персонаж этой пьесы – Андрей, вспоминая свою жену, ни в чем ее не упрекает, ни в каких грехах, а берет всю вину ее поведения на себя.

Это его бесконечные командировки, недостаточное внимание к жене, привели ее к поиску нового островка любви. Как здорово он об этом говорит: «Я жил в доме, как в гостинице, зато в гостинице, как дома». Всю свою жизнь он направил на зарабатывание денег. И в результате ушло главное.

Нет смысла спорить, что и деньги нужны. Без них человек не может чувствовать себя свободно. Но ради этого все же не стоит жить. Мне думается, что очень правильно поступила одна из героинь во второй части спектакля, когда, невзирая на все трудности, в том числе и денежные, приняла решение не убивать будущего человечка, а родить – в надежде, что ему в этом мире будет лучше, чем ей.

Я убеждена, что острейшая проблема рождаемости зависит не только от материального благополучия в семье, но и от многого другого. Зачастую деток не бывает как раз у тех, у кого дом – полная чаша. Одна из героинь спектакля осуждает свою соседку по палате роддома за то, что она, имея уже двоих сыновей, родила третью девочку. Зрители умилялись высказыванию цыгана, с которым сравнивали эту настоящую женщину. Он, посмотрев на своих грязных детей, спросил: «Этих помыть или новых сделать?»

Спектакль пронизан духом добра. Как хорошо, что на жизненном пути молоденькой девочки Маши, которая никак не решается быть матерью своего только что родившегося ребеночка, встречается мама со стажем – Светлана. Она согрела ее своим душевным теплом, накормила, напоила, успокоила и приняла вместе с ней очень важное решение.

В спектакле все, как в жизни. И может быть, все те, кто посмотрят эти новеллы, увидят себя со стороны и изменят свое решение. В молодости человек может наделать массу ошибок, но как важно, чтобы на его пути встретились хорошие, добрые люди, которые помогут их избежать или исправить.

На мой взгляд, этот спектакль сыграет важную роль в укреплении традиционных моральных ценностей. Это и будет вкладом театра «ФЭСТ» в «Год семьи».

Е. ВАДЕЙКО, профессор,
зав. кафедрой экономической теории.

 

 

ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет конкурс

на замещение вакантных должностей по кафедрам:

Ä прикладной математики – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä систем автоматического управления  – доцента, к.н. (совм.) – 0,75 ед.;

Ä информационно-измерительных систем – доцента, к.н. (совм., 0,5 ставки) –1 ед.;

Ä вычислительной техники – доцента – 1 ед.;

Ä электроники и микропроцессорной техники – доцента, к.н. (совм., 0,25 ставки) – 1 ед.;

Ä перевода – доцента, к.н. (совм., 0,5 ставки) – 2 ед., ст. преподавателя – 1,5 ед.;

Ä русский язык – доцента, к.н. – 1 ед., доцента (совм., 0,5 ставки) – 1 ед.;

Ä иностранных языков – доцента – 1 ед.;

Ä права – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä процессов и аппаратов – доцента, к.н. – 1 ед., ст. преподавателя – 1 ед.;

Ä технологии лесопиления – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä химии и биотехнологии лесного комплекса – доцента, к.н. – 3 ед.;

Ä теплотехники – доцента, к.н. – 2 ед.;

Ä лесоводства и подсочки леса – доцента, к.н. – 1,5 ед.;

Ä лесоустройства и охраны леса – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä ботаники и физиологии растений – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä декоративного растениеводства – ст. преподавателя – 1 ед.;

Ä сопротивления материалов – ст. преподавателя – 1 ед.;

Ä сушки и защиты древесины – ст. преподавателя – 1 ед.;

Ä селекции, генетики и дендрологии – ст. преподавателя – 1 ед.  

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11) – один месяц со дня публикации
в газете.