10-11 (1827-1828), 21 апреля 2008 г.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ИПСОП!

 

Стратегия устойчивого развития Московского государственного университета леса заключается в совершенствовании механизмов взаимодействия вуза с государственными и коммерческими  предприятиями и организациями, а также с учреждениями среднего профессионального  образования. Тесный контакт университета со средними и средними специальными профессиональными техническими заведениями и создание на их базе региональных представительств вуза позволяет воплотить в жизнь идею непрерывного образования по схеме «школа-техникум-вуз», обеспечивая постоянный приток высококвалифицированных специалистов на производство и являясь важным фактором экономического и социального развития регионов.

Выполнение этих задач возложено на Институт подготовки специалистов без отрыва от производства (ИПСОП) МГУЛеса, образованный в 2006 году на базе факультетов заочного и вечернего обучения, экстерната и центра дистанционного образования. В настоящее время в структуру ИПСОП входят следующие подразделения: отделение заочного обучения; отделение регионального обучения; отделение вечернего обучения; отделение экстерната; центр дистанционного образования; отдел планирования и учета; отдел кадров. ИПСОП является самым крупным учебным подразделением Университета, где обучаются более 7 тысяч студентов.

Продолжая традиции Московского государственного университета леса, ИПСОП предлагает современное, качественное и доступное образование, соответствующее запросам рынка труда различных регионов Российской Федерации.

Проблема качества подготовки кадров в период перехода к рыночным отношениям стала весьма острой в силу дефицита специалистов, способных работать в условиях рынка, сокращения государственного финансирования образовательной и научной деятельности и, наконец, интеграции России в мировое образовательное пространство.

В чем суть проблемы качества образования в вузе? Подобно промышленным предприятиям, вузы России вступили на путь конкурентной борьбы. Как победить в этой конкурентной борьбе?       

ИПСОП делает ставку на создание системы управления качеством на основе требований международных стандартов и разработанных принципов.

 В числе основных принципов:

· соответствие образования уровню развития современной науки, технологии и рыночных отношений;

· ярко выраженная практическая направленность обучения, основанная на изучении и описании конкретной ситуации из реальной бизнес-практики;

· соответствие сложности содержания образовательного материала уровню подготовки и реальным учебным возможностям;

·  учет достижений международного и отечественного опыта;

· соответствие объема содержания заданий имеющемуся (отпущенному) времени на изучение дисциплин и выполнение заданий;

· соответствие содержания заданий имеющейся учебно-методической и материальной базе;

·  ориентация образования на будущее и возможные инновации;

· ориентация обучения на новейшие средства информационных и телекоммуникационных технологий.

ИПСОП готовит специалистов по следующим специальностям:

- «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя, экстернат). Выпускникам присваивается  квалификация «Экономист».

Выпускники данной специальности могут плодотворно работать главными бухгалтерами, финансовыми менеджерами, аудиторами, экономистами-аналитиками на предприятиях лесного комплекса, а также в других организациях: банках, страховых компаниях, лизинговых компаниях и других. Немало выпускников успешно трудятся в государственных учреждениях: пенсионных фондах, фондах медицинского страхования, налоговых службах, а также в администрациях различного уровня.

- «Экономика и управление на предприятии» по отраслям лесного комплекса, машиностроения и приборостроения (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя, экстернат). Квалификация выпускников: экономист-менеджер.

Выпускники данной специальности ориентированы на должности главных экономистов (вице-президентов), маркетологов, менеджеров экономического профиля, коммерческих директоров, специалистов инвестиционных и инновационных организаций.

 - «Машины и оборудование лесного комплекса» (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя).

Инженеры-механики, получившие эту специальность, обеспечивают бесперебойную работу высокоавтоматизированного и компьютеризованного оборудования предприятий лесного комплекса. Выпускники обладают знаниями и способностями исследователя, конструктора машин и оборудования,  механика-эксплуатационника, руководителя технических служб предприятия.

 - «Автоматизация технологических процессов и производств» (формы обучения: заочная сокращенная на базе среднего профессионального образования).

Выпускники этой специальности трудятся в конструкторских бюро и научных лабораториях по созданию новых устройств и систем управления, работают в центральных заводских лабораториях КИПиА, на эксплуатации автоматизированных поточных линий в производстве древесных плит и пластиков, лесопиления и на мебельных комбинатах.

 - «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)» (форма обучения:  заочная сокращенная).

Объектами профессиональной деятельности выпускника по данной специальности являются предприятия сервиса (станции технического обслуживания, ремонтные заводы и мастерские), салоны, мотели, машиноиспытательные станции, нефтесклады и заправочные комплексы, дилерские и лизинговые предприятия, проектно-технологические, научные и образовательные учреждения.

 - «Лесоинженерное дело» (форма обучения: заочная).

Объектами профессиональной деятельности инженера, получившего образование по специальности «Лесоинженерное дело», являются лесные насаждения, древесное сырье, лесопродукция и недревесная продукция леса, процессы их производства и транспортировки.

 - «Технология деревообработки» (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя). 

Ведущими специалистами отрасли по праву считаются инженеры-технологи. Они организуют сложный процесс деревообработки, совершенствуют и разрабатывают новые материалы, изделия из древесины, создают технологию предприятий будущего.

 - «Технология химической переработки древесины» (форма обучения: заочная сокращенная).

Выпускники этой специальности работают на деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятиях. Продукция химической переработки древесины обеспечивает потребность промышленности в древесных, плитных, бумажных и картонных материалах, искусственных волокнах, пластических массах, связующих и клеящих веществах, высокоэффективных сорбентах, биологически активных и кормовых продуктах, растворителях, смолах.

 - «Лесное хозяйство» (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя).

Студенты, закончившие университет по данной специальности, работают лесничими и инспекторами в лесничествах, инженерами и директорами во ФГУПах, инженерами-таксаторами, начальниками лесоустроительных партий и экспедиций, специалистами на семенных станциях и лесных питомниках, занимаются научно-исследовательской и проектной работой в организациях лесного хозяйства.

 - «Садово–парковое и ландшафтное строительство» (формы обучения: заочная, заочная сокращенная, вечерняя).

Основная задача выпускников данной специальности  создание эстетически выразительной, экологически здоровой окружающей среды. Круг решаемых вопросов: ландшафтное проектирование, эксплуатация парков и лесопарков, скверов, бульваров, спортивных комплексов, жилой и промышленной застройки, интерьеров зданий (фитодизайн), зеленых зон и других объектов. Специальность рекомендуется лицам, имеющим склонность к художественному творчеству. Обучение проводится по специальному учебному плану. Выпускникам присваивается квалификация инженера садово-паркового строительства.

Заочная сокращенная форма обучения на базе профильного среднего образования базируется на привлечении в Университет абитуриентов из различных регионов России. Срок обучения сокращен до 3 лет 10 месяцев.

Учебные планы, по которым проводится обучение, составлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям. Они включают изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикла математических и естественно-научных дисциплин, цикла специальных дисциплин, который предполагает изучение стратегического управления, комплексного анализа хозяйственной деятельности, бизнес-планирования, управления затратами, международных стандартов финансовой отчетности и аудита, финансового менеджмента и маркетинга.

При этом студенты обучаются по специальностям, которые, как правило, совпадают с профилем их производственной работы, что способствует подготовке и выпуску высококвалифицированных специалистов. Активная рекламная деятельность на местах способствует привлечению в Университет специалистов-практиков, которым зачастую не хватает специфических знаний. Ведь лес надо уметь сажать, выращивать, сохранять, перерабатывать и продавать. И в этой сфере есть свои специфические особенности.

Рабочие программы дисциплин учитывают современные тенденции развития экономики, менеджмента, финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Помимо обязательных дисциплин студенты под руководством преподавателей изучают дисциплины по выбору.

Процесс обучения ведется профессорско-преподавательским составом МГУЛеса. В учебном процессе широко используются лабораторная база и библиотечные фонды университета, а также активные формы обучения: анализ конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний, ситуационные игры. Преподаватели способствуют созданию творческой атмосферы для раскрытия потенциала каждого студента.

 И в заключение – главное. В современной рыночной экономике востребовано только качественное образование. Наш Университет может и должен научить регионы рационально вести лесное и лесоперерабатывающее хозяйство! И тогда Россия превратится из сырьевого придатка в индустриально развитую державу.

Добро пожаловать в Институт подготовки специалистов без отрыва от производства Московского государственного университета леса!

В.А. МАКУЕВ, профессор, к.т.н.,  директор ИПСОП.


МЫ ЕСТЬ И В ВАШЕМ РЕГИОНЕ!

Функционирование представительств университета – одна из действенных форм привлечения абитуриентов из различных регионов России. В 1995 году в Московском государственном университете леса была организована заочная форма обучения по индивидуальным учебным планам. Она предусматривает подготовку специалистов по сокращенным программам на базе среднего профессионального образования.

Первой «ласточкой» этого направления послужило открытие учебно-опорного пункта университета на базе Муромцевского лесхоз-техникума. В последующие два года были организованы и начали функционировать аналогичные пункты в городах Семенов, Ветлуга, Соликамск, Вельск, Сокол и других.

Основной задачей учебно-опорных пунктов являлось проведение рекламно-представительской деятельности, в том числе информирование потенциальных абитуриентов о деятельности университета по месту их жительства. Данная форма получила достаточно широкое распространение, что привело к реструктуризации учебно-опорных пунктов в представительства с получением ими, в соответствии с положением Министерства образования и науки РФ, статуса структурных подразделений университета.

При этом постоянно рос перечень специальностей, по которым проводилось формирование учебных групп, с учетом потребностей регионов, а благодаря целенаправленной рекламной деятельности представительств, доля технических специальностей в этом перечне превысила долю экономических.

 

Постоянный рост количества представительств и контингента студентов привели к необходимости объединения заочного и вечернего факультетов Университета и создания более мобильной структуры, объединяющей и координирующей работу кафедр по данной форме обучения и имеющей при этом более высокий статус, а соответственно, более широкие права и возможности в реализации своей деятельности. Таким подразделением и стал Институт подготовки специалистов без отрыва от производства (ИПСОП), являющийся на сегодняшний день самой динамично развивающейся структурой Московского государственного университета леса.

В настоящее время в состав отделения регионального обучения Института подготовки специалистов без отрыва от производства входят 13 представительств, через которые проходят более 3300 студентов, обучающихся по сокращенной форме обучения в Московском государственном университете леса.

В их числе:     

 1. Муромцевское представительство университета на базе Муромцевского лесхоз-техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Лесное хозяйство»;

«Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности»;

«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)»;

«Технология деревообработки»;

 2. Ветлужское представительство университета на базе Ветлужского лесотехнического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

«Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности».

 3. Семеновское представительство университета на базе Семеновского техникума механической обработки древесины, формирующее учебные группы по специальностям:

«Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности»;

«Технология деревообработки»;

«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)».

 4. Соликамское представительство университета, расположенное на базе Соликамского технологического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Машины и оборудование лесного комплекса»;

«Автоматизация технологических процессов и производств»;

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

«Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности».

5. Вельское представительство университета на базе Вельского коммерческо-экономического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

«Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности».

 6. Сокольское представительство университета на базе Сокольского лесопромышленного политехнического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Технология химической переработки древесины»;

«Машины и оборудование лесного комплекса»;

«Автоматизация технологических процессов и  производств»;

«Экономика и управление на предприятии  деревообрабатывающей промышленности».

 7. Сасовское представительство университета на базе Сасовского технологического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Технология деревообработки»;

«Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности».

 8. Краснослободское представительство университета на базе Краснослободского аграрного колледжа, формирующее учебные группы по специальностям:

«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (лесной комплекс)»;

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 

9. Балабановское представительство университета на базе Балабановской общеобразовательной школы № 1, формирующее учебные группы по специальностям:

«Технология деревообработки»;

«Машины и оборудование лесного комплекса»;

«Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности».

 10. Калашниковское представительство университета на базе Калашниковского экономического техникума, формирующее учебные группы по специальностям:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

«Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности».

 11. Калязинское представительство университета на базе Калязинского машиностроительного техникума, формирующее учебные группы по специальности:

«Экономика и управление на предприятии машиностроения и приборостроения».

 12. Представительство университета в Государственном ботаническом саду РАН, формирующее учебные группы по специальности:

«Садово-парковое и ландшафтное строительство».

 13. Можайское представительство университета на базе Можайского профессионального училища № 70, формирующее учебные группы по специальностям:

«Технология деревообработки»;

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

 Гарантированное качество образования в базовом российском вузе, индивидуальный подход к каждому студенту, самые современные учебные и методические программы, лучшие преподаватели-профессионалы, ориентация обучения на новейшие средства информационных и телекоммуникационных технологий. Все это - отделение регионального обучения ИПСОП.

 Ю.Н. НОВОЖИЛОВ, доцент, заместитель директора ИПСОП.


ДИПЛОМ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

Практически любой студент дневной формы обучения, особенно на старших курсах, мечтает о том, как было бы хорошо получить диплом, посещая университет как можно реже. Ну, на зачеты и экзамены еще можно зайти, а вот лекции, практические занятия, семинары… Это ж никакого времени не останется ни для работы (а жить-то надо), ни для этой самой жизни.

Если эта проблема стала неразрешимой, то вас ждут на отделении заочного обучения ИПСОП. Ведь именно заочное обучение дает возможность лицам, занятым на работе, получить высшее образование без отрыва от производства. При этом нужно иметь в виду, что перечень предметов заочного обучения в точности  соответствует дневному обучению. Разница состоит только в распределении аудиторной и самостоятельной работы.

Студент-заочник, естественно, больше должен работать самостоятельно. Зато и свободного времени у него гораздо больше.

Обучение по данной форме ведется по следующим специальностям:

· 250201(260400) «Лесное хозяйство»;

· 250203(260500) «Садово-парковое и ландшафтное строительство»;

· 250401(260100) «Лесоинженерное дело»;

· 250403(260200) «Технология деревообработки»;

· 150405(170400) «Машины и оборудование лесного комплекса» со специализациями:

· 150405(170401) «Машины и оборудование лесопромышленного производства»,

· 150405(170402) «Машины и механизмы деревообрабатывающей промышленности»;

· 080109 (060500) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

· 080502(060800) «Экономика и управление на предприятии» со специализациями:

· 080502(060801) «Экономика и управление на предприятии лесного хозяйства и лесной промышленности»,

· 080502(060802) «Экономика и управление на предприятии деревообрабатывающей промышленности»,

· 080502(060803) «Экономика и управление на предприятии машиностроения и приборостроения».

Отделение заочного обучения также является базой для получения второго высшего образования. В настоящее время по форме заочного обучения второе высшее образование получают студенты в возрасте от 25 лет до 70 лет. Возраст – не помеха! Мы ждем всех, кто работает и хочет учиться!

А.В. МУРАВЬЕВ, доцент, к.э.н.,
заместитель директора ИПСОП.


РАБОТА - ДНЁМ, УЧЁБА – ВЕЧЕРОМ

 

На вечернем отделении ИПСОП МГУЛ подготовка специалистов ведется без отрыва от производства по очно-заочной (вечерней) форме обучения по следующим специальностям:

· 250201(260400)

«Лесное хозяйство»

Квалификация: инженер.

· 250203(260500)

«Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Квалификация: инженер.

· 250403(260200)

«Технология деревообработки»

Квалификация: инженер.

· 150405(170400)

«Машины и оборудование лесного комплекса»

Квалификация: инженер.

· 080502(060800)

«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Квалификация: экономист-менеджер.

· 080109(060500)

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация: экономист.

 

Учебный процесс организуется на той же учебно-материальной базе, что и на факультетах дневного обучения: лучшие преподаватели ведущих кафедр, самые современные лаборатории, прекрасная библиотека, сложившиеся базы учебных практик.

Контингент студентов формируется в основном из выпускников техникумов и колледжей, таких как:

· Правдинский лесхоз-техникум (п. Правдинский);

· Мытищинский машиностроительный техникум-предприятие (г. Мытищи);

· Колледж ландшафтного дизайна №18 (г. Москва);

· Королевский колледж космического машиностроения и технологии (г. Королев);

· Московский колледж мебельной промышленности (г. Москва) и многие другие.

С этими учебными заведениями заключены договоры о совместной подготовке специалистов с высшим образованием, их выпускники обучаются на вечернем отделении ИПСОП по сокращенным программам (3 года 10 месяцев) по специальностям, которые, как правило, совпадают с профилем их производственной работы, что способствует подготовке и выпуску высококвалифицированных специалистов.

Выпускники школ осваивают программы высшего образования по очно-заочной (вечерней) форме обучения за 6 лет. В целях лучшего закрепления знаний предусмотрено прохождение учебных и производственных практик.

Выпускники вечернего отделения ИПСОП занимают руководящие инженерно-технические должности, работают в научно-исследовательских институтах, конструкторских и проектных организациях.

Присоединяйтесь к нам и вы!

Л.В. СТОНОЖЕНКО, доцент,
заместитель директора ИПСОП.


 

ЭКСТЕРНАТ СОВРЕМЕННО И АКТУАЛЬНО

Одной из прогрессивных форм обучения, сочетающей гибкий индивидуальный подход и эффективные методики профессиональной подготовки, является экстернат, поскольку одновременно с обучением по системе экстерната и приобретением знаний по избранной специальности, каждый студент имеет возможность заниматься своей основной учебой или работой, тем самым максимально плодотворно используя свободное время.

Экстернат – это самостоятельное изучение обучающимся дисциплин, согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

Уже на протяжении более чем 10 лет в Московском государственном университете леса успешно функционирует отделение экстерната. На сегодня экстернат входит в состав Института подготовки специалистов без отрыва от производства (ИПСОП), наряду с заочным и вечерним отделениями.

Главной задачей экстерната является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к управленческой, экономической, маркетинговой, финансовой, бухгалтерской, информационно-аналитической, инновационной деятельности.

По специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» готовятся дипломированные экономисты, которые могут успешно работать как в лесном секторе экономики России, так и в других отраслях национального хозяйства страны.

По специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» готовятся экономисты-менеджеры для предприятий и организаций лесного комплекса и предприятий машиностроения.

Учебные планы, по которым проводится обучение на экстернате, составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям. Они включают изучение цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который предполагает освоение стратегического управления, комплексного анализа хозяйственной деятельности, бизнес-планирования, управления затратами, международных стандартов финансовой отчетности, международных стандартов аудита, практического аудита и другие.

Помимо обязательных дисциплин, студенты под руководством преподавателя изучают дисциплины по выбору.

Рабочие программы дисциплин учитывают современные тенденции развития экономики, менеджмента, финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Процесс обучения в экстернате ведется самыми опытными преподавателями профильных кафедр, имеющих, как правило, опыт практической работы.

В учебном процессе широко используются активные формы обучения: анализ конкретных ситуаций из практики российских и зарубежных компаний, ситуационные игры. Преподаватели, работающие на экстернате, способствуют созданию творческой атмосферы для раскрытия потенциала каждого студента.

Прием и зачисление лиц, поступающих на экстернат, осуществляется в соответствии с Порядком приема в МГУЛ без испытаний в течение года.

Для получения второго высшего образования принимаются лица, имеющие высшее или незаконченное высшее образование (окончившие 3 курса). Срок обучения 3 года.

Количество экзаменов для студентов, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования в форме экстерната, устанавливается не более 20-ти в течение учебного года.

Студент, успешно прошедший текущую и итоговую аттестацию второго образования в форме экстерната, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения (по соответствующей ступени образования).

Возможность получения второго высшего образования по системе экстернат получила особое признание среди студентов-старшекурсников практически всех инженерных специальностей, а также специалистов, имеющих высшее инженерное образование. Ведь эта система позволяет студентам технологических специальностей, начиная с 3-го курса, получать параллельно с основной специальностью второе высшее образование по экономическим специальностям за 3 года.

 Подготовка по системе экстерната позволяет:

- получить инженерное и экономическое образование одновременно;

- овладеть современными методами управления, планирования, менеджмента, маркетинга для успешной реализации в практической деятельности;

- иметь свободный график изучения дисциплин учебного плана, совмещая учебу с работой;

- получать консультации у высококвалифицированных преподавателей, имеющих ученые степени и звания, обладающих необходимым практическим опытом.

Н.А. МЕДВЕДЕВ, профессор, д.э.н.,
заведующий отделением экстерната ИПСОП.

 


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

СОКРАЩАЯ РАССТОЯНИЯ

Все мы с юности помним книги наших и зарубежных классиков, в которых рассказывается, с какими трудностями и приключениями приходилось сталкиваться «пытливым разумом» молодым людям, чтобы добраться до университета, расположенного за тысячи миль от их родного дома. Прошли столетия, но проблема преодоления расстояний остается не менее актуальной, перейдя, правда, в финансовую плоскость.

Поэтому не случайно, что одним из приоритетных направлений развития современного российского образования стало внедрение и повсеместное использование средств дистанционного обучения. Развитие этой технологии на Западе, ее относительная дешевизна и ряд других преимуществ привели к всплеску исследовательского интереса к данной проблематике и спровоцировали рост предложений дистанционного обучения в русскоязычном сегменте интернета.

Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Изучение интернет-технологий и программного обеспечения для работы в Интернете является обязательной частью любой вузовской программы. Со временем интернет стал не только объектом изучения, но и превратился в среду, в которой можно вести полноценное обучение желающих.

Дистанционное обучение (ДО) позволяет решить ряд проблем, присущих традиционной методике обучения. Главное преимущество ДО заключается в решении проблемы доступности образования. Система дистанционного обучения позволила реализовать в российском образовательном пространстве идеологию открытого образования, означающего общедоступность образовательных ресурсов независимо от географического местоположения.

В целях организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов с использованием дистанционных образовательных технологий, а также проведения научных исследований в области новых информационных технологий в составе ИПСОП создан Центр дистанционного образования (ЦДО), главными задачами которого являются:

- расширение контингента обучаемых в ИПСОП за счет предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме по месту проживания или работы учащихся и расширения географии обучения;

- внедрение технологий дистанционного образования;

- интенсификация использования научного методического и технического потенциала университета леса;

- создание учебных модулей для дистанционного обучения и организации регулярных дистанционных занятий для представительств.

Такая система дистанционного обучения должна обеспечивать полноценный учебный процесс для студентов, обучающихся в группах региональных представительств МГУЛ или по индивидуальным учебным планам. Кроме этого, система призвана обеспечивать непрерывный мониторинг успеваемости студентов со стороны преподавателей и администрации университета.

В дистанционном обучении слушатель использует только интернет-технологии во всех видах учебной деятельности. Авторизовавшись на сайте, пользователь получает доступ к учебным материалам (иногда после оплаты курса). Преподаватели имеют полномасштабные возможности контроля за доступом студентов к учебным материалам и выполнением ими учебного процесса как индивидуального, так и группового. Электронные учебники, наряду с текстом, оснащаются должным количеством наглядного материала (схемы, рисунки, фотографии, диаграммы, анимация и звук). Каждый урок дополняется определенным количеством самостоятельных и домашних заданий и тестовых проверок, по результатам которых студент допускается к следующему занятию или разделу курса. Система снабжается специальными средствами мониторинга учебного процесса. Обычно в среде дистанционного обучения предусмотрено не только размещение учебных материалов, но и тестирование, а иногда также средства общения с преподавателем и другими учащимися.

Бытует мнение, что дистанционное обучение ограничивает общение с людьми. Совсем наоборот. При том, что дистанционное образование может предполагать расположение участников на разных континентах, многие подтверждают, что получают намного больше индивидуального внимания и возможностей взаимодействовать с инструктором и сокурсниками, чем это было возможно в обычных условиях. Качественная дистанционная программа вовлекает учащихся с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий. При этом преподаватели своевременно отвечают на ваши вопросы и регулярно оценивают вашу работу, а студенты имеют множество возможностей для взаимодействия друг с другом. Рекомендации и советы преподавателя, консультации, разборы домашних и практических работ – все эти части учебного процесса должны обеспечиваться форумом. В качестве вспомогательного средства обмена данными может быть использована электронная почта.

Несмотря на распространенное мнение, что классная комната – это лучшее место для учебы, исследования показывают, что дистанционное образование может быть столь же эффективно, а иногда – более эффективно, чем дневная форма обучения с регулярным посещением классных занятий.

Дистанционное образование накладывает определенную ответственность на студента. В условиях аудиторных занятий необходимость выдерживать стандарты перед лицом сокурсников является уже сама по себе мотивирующим фактором. При дистанционном обучении этого стимула нет – зачисление на курс и успешное завершение курса целиком зависят только от самого студента. Дистанционное образование подходит мотивированным, взрослым людям, которые готовы ответственно заниматься без лишних напоминаний со стороны сокурсников и преподавателя.

Эффективность дистанционного обучения определяется сочетанием пяти ключевых факторов, позволяющих обучаемым удерживать в памяти больше информации, увеличить свою осведомленность, добиться лучших результатов работы, увеличив коэффициент рентабельности инвестированного капитала.

К этим факторам, активно применяемым в учебном процессе преподавателями МГУЛеса, относятся: интерактивность, запоминаемость, гибкость в использовании, предоставление помощи, доступность.

Интерактивность

Внедрение интерактивности в процесс обучения делает участие обучаемого более активным, заставляя его стараться достигнуть максимального результата. Интерактивность помогает также преподавателям включать в курс более сложные    материалы. Интерактивность можно сочетать с имитированием в процессе обучения той среды, с которой должны познакомиться студенты.

Запоминаемость

Чтобы лучше запоминать, студенты должны ощущать важность изучаемого материала. В этом помогает структурирование заголовков изучаемых тем, обеспечивающее удержание в памяти необходимой информации.

Гибкость в использовании

В системе должна быть предусмотрена возможность обучения студентов с различным уровнем подготовки и различными возможностями. Необходимо, чтобы обучаемые могли легко двигаться по учебному курсу, следить за своим перемещением, а также могли вернуться на ту позицию, где находились при предыдущем сеансе обращения к учебному курсу.

Предоставление помощи

Поскольку электронное обучение происходит обычно не в группе, важно, чтобы система обучения предоставляла обучаемым помощь. Для удобства и гибкости работы предусмотрен раздел часто задаваемых вопросов, а также глоссарий терминов. Эти средства могут стать ценными справочными ресурсами для студентов даже после завершения обучения.

Доступность

Из-за загруженности студентов часто бывает трудно выбрать время для обучения. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные способы доставки учебного контента. Если учебный материал доступен через Интернет, необходимо обеспечить студентов этим материалом. Для студентов, у которых имеются затруднения с доступом к Интернету, предусмотрено создание версии учебного материала на CD-ROM.

В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения. В этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.

Одной из основных (но не единственной) отличительных характеристик дистанционного обучения является повышенная степень интерактивности, особенно проявляющаяся в использовании сетевых компьютерных технологий. Именно уровень использования новейших сетевых технологий (в сетях Интернет, Интранет, ISDN и т.п.) в процессе обучения и определяет тот «водораздел», который проходит между традиционным заочным и современным дистанционным обучением.

Есть все основания для использования термина «заочно-дистанционное образование (обучение)», когда имеется в виду заочная форма образования с использованием всех видов технологий как традиционного заочного, так и современного дистанционного обучения.

К числу основных особенностей, которые технологии дистанционного обучения привнесли в заочное обучение, относятся:

· возможность интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом в диалоговом режиме, которое, в ряде случаев, может приближаться по форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении;

·  быстрая доставка учебных материалов в электронном виде;

· оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет;

·  возможность тестирования знаний в дистанционном режиме;

· возможность прохождения виртуального лабораторного практикума;

· возможность реализации удаленного сетевого доступа к реальному лабораторному оборудованию;

· создание «виртуальных групп» (оперативное взаимодействие обучаемых между собой).

Для обеспечения доступа к используемым технологиям студент прикрепляется к местному центру дистанционного обучения (учебно-консультационному пункту), в котором он может получить первоначальную помощь в освоении этих технологий. Для организации контактов используются различные информационно-технические средства: телефон, факс, электронная почта, программные средства взаимодействия в среде WWW-серверов, компьютерная видеоконференцсвязь и т.п. Использование тех или иных технологий планируется преподавателем в процессе разработки учебного курса. В курсе может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий.

 Таким образом, дистанционное обучение, предлагаемое Институтом подготовки специалистов без отрыва от производства, является одной из самых передовых и современных форм обучения. Специально разработанные учебные курсы позволят вам не просто освоить изучаемую дисциплину, но и стать специалистом самой высокой квалификации.

 

М.В. ЛОСЕВ, профессор, д.э.н., руководитель ЦДО.