6-7 (1823-1824), 17 марта 2008 г.

Основные результаты международной

деятельности Московского государственного

университета леса в 2007 году

21-23 марта в МГУЛеса состоялась 6-я Международная конференция «Промышленная сеть CAN-bus и связанные с ней информационные технологии».

17-19 апреля проведена IV Международная конференция «Аэрокосмические методы и геоинформационные технологии в лесоведении и лесном хозяйстве».

 2-5 мая проректор МГУЛ Курносов Геннадий Анатольевич и декан лесного факультета Липаткин Владимир Александрович приняли участие в международном совещании «Проблемы глобализации и изменение парадигмы в сфере высшего лесного образования Европы», которое проводилось на базе Литовского университета сельского хозяйства в Каунасе. В совещании приняли участие представители ведущих вузов Болгарии, Германии, Латвии, Литвы, Польши, России, Украины, Чехии, Швеции, Эстонии.

3-5 мая ректор МГУЛ Санаев Виктор Георгиевич и проректор по международным связям Шалаев Валентин Сергеевич приняли участие в XII Конференции министров образования государств-участников СНГ, которая состоялась в столице Таджикистана городе Душанбе.

10-12 мая делегация МГУЛ в составе аспирантки Пентелькиной Ольги и студентки Чумаченко Ирины приняла участие в европейском студенческом съезде по вопросам лесного образования, организованном Международной лесной студенческой ассоциацией (IFSA). Съезд состоялся во Франции в городе Нанси.

В мае в рамках проекта Euroforester состоялся очередной отбор студентов МГУЛ для учебы по принципу встроенного обучения в Шведском сельскохозяйственном университете. В 2007-08 учебном году для обучения в Швецию будут направлены студенты МГУЛ Анна Сиротова (РП-31) и Анна Картавая (РП-51).

14-18 мая в г. Ганновер (Германия) состоялась крупнейшая выставка по лесному хозяйству и деревообрабатывающей промышленности «LIGNA». Работа выставки сопровождалась различными мероприятиями: конференции, семинары, деловые встречи, презентации и др. В работе выставки и ряде сопутствующих мероприятий приняла участие делегация МГУЛ из семи человек во главе с ректором вуза Санаевым В.Г.

28 мая - 1 июня в Экспоцентре на Красной Пресне в рамках выставки «ТЕХНОФОРУМ-2007» Международный салон «Инновационные технологии, машины и оборудование для лесозаготовки и деревообработки» проходила выставка «ЛЕСПРОМБИЗНЕС».

30 мая успешно защитили свои диссертационные работы аспиранты из Ирана Заре Алиреза (тема: «Применение удобрений при выращивании сеянцев хвойных пород с учетом морфогенеза») под руководством профессора Брынцева Владимира Альбертовича и Пайам Нор Вахиде (тема: «Особенности вегетативного размножения представителей рода Acer L») под руководством профессора Коровина Владимира Владимировича. Решением специализированного Ученого совета им присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук по специальности 06.03.01 «Лесные культуры, селекция, семеноводство».

4 июня в нашем университете состоялась встреча руководства вуза с представителями делегации Корейской лесной службы (Korea Forest Service), прибывшей в Россию по приглашению Федеральной лесной службы. На встрече присутствовали: ректор Санаев Виктор Георгиевич, проректор Шалаев Валентин Сергеевич, начальник управления по международной деятельности Никитин Владимир Валентинович; с корейской стороны - один из руководителей Корейской лесной службы Yoon Young Kyoon (Director General of Forest Resources Policy Bureau) и профессор Сеульского национального университета (Seoul National University) Ho Sang Kang. В процессе переговоров обсуждались направления и формы взаимовыгодного сотрудничества.

19-20 июня на базе Московского государственного университета леса состоялся Российско-шведский межвузовский семинар «Биоэнергетика лесного сектора экономики». На семинаре обсуждались вопросы совместного создания и реализации одноименного учебного курса в учебных процессах российских и шведских вузов. В работе семинара приняли участие представители Шведского сельскохозяйственного университета и ряда российских вузов: МГУЛ, Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, Архангельского государственного технического университета, ряда других заинтересованных организаций.

26 июня Московский государственный университет леса принят в состав Международной организации «Сontroller Area Network in Automation» (CiA).

29 июня состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Лесным факультетом Белградского университета (Сербия) и Московским государственым университетом леса (Россия). В рамках этого соглашения возможны и планируются студенческие и академические обмены, проведение производственно-ознакомительных практик, стажировок, обмен научно-технической литеоатурой, совместное выполнение научно-исследовательских работ и др.

19 июля в университете состоялась торжественная церемония вручения регалий Почетного доктора МГУЛ профессору Сеульского национального университета Дону Ку Ли, Президенту Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО).

В этот же день подписан Меморандум взаимопонимания между Московским государственным университетом леса и Колледжем (факультетом) сельского хозяйства и наук о жизни Сеульского национального университета.

2 июля в Южно-Африканской Республике (ЮАР) завершился 35-й Международный симпозиум студентов лесных вузов  «Большое дерево для устойчивого лесоводства», который проводился Международной ассоциацией студентов лесных вузов (IFSA) при поддержке Университета Нельсон Мандела Метрополитан. Участники симпозиума представляли 40 стран мира. Московский государственный университет леса и IFSA-Moscow на симпозиуме представляла аспирантка кафедры информационных технологий Пентелькина Ольга.

9-17 июля в Петрозаводске нашим университетом проведена традиционная VII Международная конференция молодых ученых «Леса Евразии - Русский Север».

29-30 августа делегация МГУЛ приняла участие в отчетно-перевыборной конференции международной организации по лесному образованию SILVA Network. Президентом SILVA Network на 2007-2009 гг. избран профессор Университета Альберта-Людвига (г. Фрайбург, Германия)К Зигфрид Леварк.

30 августа - 2 сентября в Суздале состоялся IV Международный симпозиум «ЕС-РОССИЯ: Сотрудничество в области биотехнологии, сельского, лесного хозяйства и пищи», на котором обсуждались возможности и пути стимулирования российского участия в 7-й рамочной Программе Евросоюза (FP7). Были заслушаны доклады российских (в том числе МГУЛ) участников, представителей Евросоюза.

5-8 сентября в Варшаве (Польша) состоялись ежегодная конференция Европейского лесного института (EFI) и Европейский конгресс ИЮФРО «Леса и лесное хозяйство в контексте промышленного развития», в работе которых приняли участие представители более 40 стран мира. Делегация Московского государственного университета леса приняла участие как в работе конференции в качестве члена EFI, так и в работе конгресса с соответствующей презентацией. Параллельно были проведены переговоры по развитию международного сотрудничества МГУЛ в рамках деятельности EFI и ИЮФРО, развитию участия в 7-й рамочной Программе Евросоюза.

20 сентября в МГУЛ при финансовой поддержке финской компании PONSSE состоялось открытие учебного центра «Лесомеханик» по подготовке специалистов для лесопромышленного комплекса как с высшим образованием, так и по рабочим профессиям. ВКнастоящее время в учебном центре установлен уникальный тренажер, который полностью имитирует работу оператора харвестера, и оборудована специальная аудитория на базе 12 компьютеров с программным обеспечением для обучения работе на лесозаготовках.К

28 сентября наш университет посетила делегация из Китая в составе: профессор Wu Bin - первый секретарь Пекинского лесного университета, Huo Xiao Long - начальник отделаКпо науке и технике Пекинского лесного университета, Yang Feng Wei - начальник Департамента по науке и технике Государственной службы лесного хозяйства КНР и профессор Пекинского лесного университета Pu Jun Wen - профессор Пекинского лесного университета. В рамках текущих переговоров обсуждались направления и формы сотрудничества, был подписан Договор о сотрудничестве между Московским государственным университетом леса и Пекинским лесным университетом.

30 сентября - 6 октября в г. Йоэнсуу (Финляндия) состоялся Северно-Европейский межрегиональный семинар (NEIS), в работе которого приняли участие около 30 студентов из стран Северной Европы: Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, России, Латвии, Литвы, Эстонии, Германии и Венгрии. Среди шести россиян-участников были студенты нашего университета Теплякова Елена (ЛФ) и Курносова Инга (ФЛА).

8-12 октября в Санкт-Петербурге состоялся 9-й Международный лесной форум, вработе которого приняли участие более 35 делегаций из разных регионов России, более 1000 делегатов из 22 стран мира.КВ рамках Международного лесного форума состоялось очередное выездное заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела.

27-28 ноября делегация Московского государственного университета леса приняла участие в Международной конференции «Шведский аграрный университет в мире: образование – исследования - развитие», проведенной в г. Умео (Швеция). Во время работы конференции был подписанКМеморандум о взаимопонимании при осуществлении сотрудничества в области лесных отношенийКмежду Федеральным агентствомКлесного хозяйства (Российская Федерация) и Шведским лесным агентством. Соглашение подписали: с российской стороны - руководитель Рослесхоза В.П. Рощупкин, с шведской стороны - генеральный директор Г. Энандер. Проведены переговорыКо развитии сотрудничества между МГУЛ и Шведским аграрным университетом.К

30 ноября представители Московского государственного университета леса приняли участие в информационной сессии Европейской образовательной программы Erasmus Mundus External Cooperation Window. Программа нацелена на расширение обмена студентами, преподавателями и исследователями между странами ЕС и третьими странами. В 2008 году Европейская комиссия, под патронажем которой реализуется программа Erasmus Mundus, планирует увеличить финансирование академической мобильности с 10 до 36,4 млн. евро. Это означает увеличение числа стипендий, грантов и возможностейКдля творческой молодежи.

12 декабря в Москве состоялось 7-е заседание Межправительственного совета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству СНГ. Среди обсуждаемых был вопрос «Об организации Совета ректоров высших учебных заведений СНГ», который готовился и докладывался ректором Московского государственного университета леса профессором Санаевым В.Г.

20 декабря завершилось формирование Российской лесной технологической платформы, где сформулированы основные направления национальных исследований на 2007-2030 гг. в настоящее времяКона является составной частью Лесной технологической платформы 7-й рамочной Программы Европейского союза (FP7).

5 декабря наш университет посетил директор Лесного исследовательского института Хорватии доктор Мирослав Бенко, который был ознакомлен с вузом, его материально-технической базой, ведущими кафедрами. Был подписан Меморандум о взаимопонимании, позволяющий развивать различные формы и направления взаимовыгодного сотрудничества. Доктор Мирослав Бенко прочитал публичную лекцию «Хорватские леса: состояние и перспективы развития».

 


 

СИМПОЗИУМ СТУДЕНТОВ МИРА

В Южно-Африканской Республике (ЮАР) состоялся 35-й Международный симпозиум студентов лесных вузов под названием «Большое дерево для устойчивого лесоводства», организованный Международной ассоциацией студентов лесных вузов (IFSA) при поддержке Университета Нельсона Манделы Метрополитан. Участниками симпозиума стали около 90 человек, состоящие в ассоциации, из 40 стран мира. Московский государственный университет леса и IFSA-Moscow на симпозиуме представляла автор этих строк.

Нельсон Мандела Метрополитан Университет (NMMU) – крупнейший университет в восточной и южной части ЮАР (www.nmmu.ac.za). В нем обучаются 20К000 студентов, проживающие в 7 студенческих кампусах, два из которых располагаются в красивом городе Георге.

Первые дни симпозиума проводились на территории студенческого кампуса Саасвелд (фото вверху), где у студентов есть возможность не только учиться и жить, но и играть в гольф, регби, теннис, плавать в бассейне, а вечера проводить в маленьком и уютном студенческом пабе.

На церемонии открытия студенты из NMMU представили песню «Сасолозо», которая в дальнейшем стала гимном съезда, и пелась всеми его делегатами с большим удовольствием.

ЮАР – удивительная страна не только с высоким уровнем биоразнообразия, но и смешением различных культур. Задачей симпозиума стало отражение взаимосвязи окружающей среды, экономики и социальных аспектов в рамках устойчивого лесоводства. Его программа была построена так, чтобы дать возможность посетить лучшие места страны, показать студентам естественные леса и плантации, рассказать о геологии и археологии, познакомить с работой крупнейших лесопромышленных кампаний, а также отразить важность и необходимость устойчивого лесопользования и сохранения природы.

Преподаватели университета представили общие аспекты ведения лесного хозяйства в ЮАР. Работники лесного сектора провели различные экскурсии. В частности, мы посетили лесной питомник, на территории которого выращиваются сеянцы сосны (Pinus Radiata) для создания плантаций. Практически все технологии в питомнике основаны на ручном труде и отсутствии какой-либо механизации. Работники руками сажают по 2 семечки в каждую ячейку специально подготовленных ящиков (фото справа). Через 3-4 месяца сеянцы готовы к высадке в грунт. Посадка также производится вручную. На вопрос «Почему вы не внедряете механизацию?», ответ был незамедлительный: «А где же люди будут работать?». Небольшой лесопитомник дает работу более чем двум тысячам человек. Ручной труд сохраняется и во всех прочих лесопромышленных кампаниях страны.

Сосна в ЮАР растет необычайно быстро. Через 7-10 лет в плантациях делают обрезку сучьев, и при необходимости в 15 лет выбирают часть насаждения, оставляя целевые деревья. Рубят сосну в возрасте  30 лет. Важно заметить, что в этом возрасте она достигает такого же диаметра, что и 90-летняя сосна в центральной части России, Финляндии или Швеции.

На следующий день была организована экскурсия на плантации эвкалипта. Многих студентов поразила скорость роста этих великолепных деревьев. Первая рубка в плантациях проводится уже в 7 лет, а в 14 проводят главную рубку. Древесину эвкалипта используют главным образом для производства бумаги и древесной щепы.

На следующий день мы увидели, как проводят рубку леса на холмистой территории, используя специальную облегченную технику для транспортировки древесины. Причем рубка проводится исключительно вручную, бензопилами. Практически вся древесина и древесная продукция проходит обязательную сертификацию. Нелегальная рубка леса, конечно же, присутствует, но в большей степени производится местным населением для личных нужд.

Также мы побывали на производстве по изготовлению древесной щепы. Работники предприятия подробно рассказали обо всех стадиях производственного процесса. Как это не удивительно, всю щепу с удовольствием скупает Китай, несмотря на необходимость ее дальней транспортировки.

В процессе производства неуклонно отслеживается качество щепы, которая должна соответствовать международным стандартам. Специальные системы сигнализации следят за тем, чтобы не допустить попадания посторонних примесей. Полная автоматизация производства облегчает труд рабочих, которые наблюдают за процессом в специальной комнате, оснащенной мониторами и компьютерами.

Но особенно нам запомнилось посещение тропического леса. Главной его ценностью является тропическое дерево Podocarpus Falcatus, высотой 33 метра и диаметром 2 метра, возраст которого определен приблизительно как 800 лет (фото внизу). Практически полностью сомкнутый лес, с огромным количеством лиан и лиано-подобных растений давал ощущение приятной прохлады в жаркий день и отличался значительной влажностью. В процессе экскурсии по лесу мы насчитали 12 различных видов птиц.

Весь следующий день мы провели в горах, наслаждаясь удивительной природой горных районов Африки, которая поразила нас не только красотой ландшафтов, но и удивительными растениями.

Самым неожиданным стало то, что для сохранения существования определенных видов и предотвращения облесения гор необходимо возникновение пожаров. Ежегодно огромные территории искусственно поджигаются в виде специальных квадратов в 10 квадратных километров. Пожары повторяют раз в 10 лет. Как оказалось, некоторые травянистые виды способны возобновляться только на гарях. Семена этих растений могут находиться в почве длительное время в состоянии покоя, до момента возникновении пожара, в результате которого уничтожается вся растительность и происходит изменение водного режима почв, что дает необходимые условия для прорастания семян. Из-за отсутствия пожаров этим растениям грозит полное исчезновение. Поэтому горные территории находятся под охраной и тщательным контролем.

Согласно традициям IFSA, один из вечеров был посвящен международному ужину, на котором каждая страна-участник была представлена национальными напитками, едой, танцами, песнями и сувенирами. На международном ужине студенты смогли познакомиться с традициями и культурой самых разных стран. Эта дружба нередко сохраняется на протяжении многих лет.

Вечерами нам приходилось много работать. На симпозиуме были заслушаны доклады о проделанной работе правления и официальных представителей IFSA, финансовый отчет за 2006-2007 год. Были обсуждены существующие трудности и проблемы в деятельности ассоциации.

Каждый заслушанный отчет принимался или не принимался участниками ассамблеи, что решалось голосованием. Представители каждой локальной ассоциации IFSA имели право голоса, которое выражали при помощи «карточки голосования». Результаты голосования фиксировались секретарем и будут опубликованы в следующем годовом отчете.

Интересно, что любой участник симпозиума мог предложить свою кандидатуру на пост президента, вице-президента, секретаря и других официальных лиц IFSA на будущий год. Все кандидатуры были заслушаны, рассмотрены их предложения и планы на дальнейшую работу. В результате было избрано новое правление и официальные представители ISFA на предстоящий год, а также составлен  план работы.

Под конец симпозиума организаторы приготовили самое интересное. Мы провели три дня в национальном парке Крюгера. В первый день нам рассказали о менеджменте, проводимом в парке. После чего в течение двух дней мы участвовали в «сафари». Конечно же, никакие животные не пострадали, все сафари было организовано в виде игры. Другими словами, была проведена экскурсия по национальному парку.

Закрылся симпозиум под звуки барабанов, национальные танцы африканских  аборигенов и исполнение уже полюбившейся всем песни «Сасолоза».

В общей сложности все путешествие заняло 17 дней. По территории ЮАР делегация проехала около 3500 километров.

Данная встреча была очень интересной, так как позволила познакомиться не только с культурой ЮАР, но и многих других стран мира. Студентам представилась возможность сделать презентации и узнать о лесах  различных стран. 

Более полную информацию о Международной ассоциации  студентов лесных вузов можно узнать на сайте: www.ifsa.net

А чтобы быть в курсе событий, подпишись на рассылку на сайте: http://www.ifsa.net/showpage.php? page=mailinglist

Подробности симпозиума – на сайте МГУЛеса: www.mgul.ac.ru

О.С. ПЕНТЕЛЬКИНА, аспирант.


 

КЕЛЬН-ВИСБАДЕН-ПАРИЖ-ЛЕСТЕХ

5 августа. Аэропорт «Внуково». Объявляют посадку на рейс Москва-Кельн. Мы, группа студентов Московского государственного университета леса, отправляемся на двухнедельную языковую стажировку в Германию. Поездка была организована доцентом кафедры перевода Т.Н. Бондаренко при поддержке Управления по международной деятельности университета. Нам предстоит учиться в институте UNIСAL в городе Висбаден.

Наше знакомство с Германией начинается с Кельна – города с 500-летней историей. Его визитная карточка – великолепный готический собор  Св. Петра и Марии, строительство которого продолжалось свыше 6 веков. Собор настолько прекрасен и совершенен, что трудно представить что-то более величественное. Однако нам нужно ехать дальше. На обратном пути у нас будет шанс  еще раз взглянуть на него. До встречи…  

От Кельна до конечной точки нашего путешествия мы добираемся скоростным поездом, что дает нам прекрасную возможность, пусть и недолго, насладиться незабываемым видом, ведь дорога проходит вдоль реки Рейн – местности сколь живописной, столь и всемирно известной своими виноградниками. Красота природы, величие замков и стремительность Рейна вызывают в памяти строчки стихов Гейне.

И вот мы в Висбадене. На вокзале нас встречают семьи, в которых предстоит жить эти две недели. Мы немного волнуемся, ведь мы все время должны будем говорить по-немецки. Но опасения были напрасны. Все члены семей, в которых живут наши студенты, при знакомстве оказываются людьми приветливыми, дружелюбными и гостеприимными. Мы чувствуем себя полноправными членами семей, и у меня нет никаких сомнений в том, что за время, которое здесь проведем, мы подружимся настолько, что будем поддерживать контакт и после нашего отъезда.

Город Висбаден еще называют «северной Ниццей». Являясь столицей федеральной земли Гессен, Висбаден сохранил свою особую атмосферу: окруженный с одной стороной Рейном, с другой – горами Таунус, город представляет собой «зеленый оазис». Приятный мягкий средиземноморский климат способствовал превращению города в известный бальнеологический курорт с лечебными термальными источниками. Здесь бывали Гете, Бисмарк, Достоевский. Особая атмосфера города, построенного в стилях классицизм и модерн, вдохновляла на творчество многих художников и композиторов: Брамса и Вагнера, экспрессиониста Алексея Явленского.  А недавно этот город посетил президент нашей страны В.В. Путин, где встречался с канцлером Германии госпожой А. Меркель.

Занятия в институте начинаются в 9 утра и продолжаются до 13.30. Интенсивный языковой курс составляет 24 часа в неделю. Группы формируются по результатам  тестирования, в соответствии с языковой подготовкой учащихся. Состав групп интернациональный: есть студенты из Швейцарии, Франции, Китая, Италии и других стран. Язык общения – немецкий. Все попытки пообщаться на английском строго пресекаются преподавателями бескомпромиссным «Nein».  Языковая практика – колоссальная, 24-часовое погружение в языковую среду. Дискуссии, обсуждения, языковые игры делают обучение легким и увлекательным. Экскурсии по городу и окрестностям, походы в кино, спортивные мероприятия и поездки в города Франкфурт и Майнц, которые входят в культурную программу поездки, позволяют не только познакомиться с достопримечательностями страны, но и являются прекрасным дополнением к обучению в институте, так как предполагают непосредственное общение с людьми.

В выходные наша группа побывала в Париже. За два дня нам удалось увидеть и сделать очень многое: Лувр, Монмартр, Собор Парижской Богоматери, Версаль, квартал Дефанс, мы смогли подняться на Эйфелеву башню и покататься на кораблике по Сене. Мы облегчили наши кошельки от мелочи, разбрасывая ее по многочисленным фонтанам Парижа в надежде однажды вернуться сюда вновь.

По окончании курса нам торжественно вручили сертификаты, подтверждающие уровень владения языком. Пора домой.

Подводим итоги: каждый из нас усовершенствовал свой разговорный язык, познакомился с историей и культурой Германии, нашел новых друзей из разных стран, привез домой массу сувениров и прекрасных впечатлений о поездке. И всех нас – Анохину Надежду, РП-52; Воронову Ольгу, РП-42; Гончарову Елену, РП-42; Желнову Ольгу, РП-52; Филиппову Алину, РП-51; Котову Юлию, РП-42; Ермакова Алексея, ВТ-51 – объединяет одно желание - вернуться сюда еще раз.

До встречи, Германия! Auf Wiedersehen!


 

ПУТЕШЕСТВИЕ
НА ТУМАННЫЙ АЛЬБИОН

После года обучения на курсах английского языка при Управлении по международной деятельности, я решил интенсифицировать изучение английского. Для этого я выбрал один из самых действенных способов – полное погружение в англоязычную среду. И прошлым летом уехал на месяц в Англию, в город Челтенем (Cheltenham), графство Глостершир (Gloucestershire).

Прилетел я примерно в 10 часов вечера, в лондонский аэропорт Хитроу. Аэропорт расположен в городской черте, так что при подлете было хорошо виден ночной Лондон. Это было очень красивое зрелище, я сумел разглядеть Биг Бэн, Тауэрский мост, и колесо тысячелетия.

В аэропорту меня встречало такси. На выходе стоял водитель с табличкой, на которой было мое имя и название школы, в которой мне предстояло учиться. До Челтенема от Лондона мы ехали около двух часов. Это было очень долгое путешествием, и я никак не мог привыкнуть к тому, что сижу слева, а руль справа. Когда мы приехали к месту  проживания, меня встретил хозяин моей квартиры, его звали Питер, и пригласил в дом. Несмотря на то, что было уже за полночь, он помог мне занести чемодан, и напоил чаем с тостами. У меня сразу сложилось очень приятное впечатление о нем.

Уже утром Питер отвез меня в школу. Там меня встретила заместитель директора школы Аннет и провела в аудиторию для написания теста. После того как я закончил тест, меня попросили немного подождать, а потом ко мне подошел Гленн (один из учителей), объяснил, как найти свой класс, и немного рассказал про город. После этого я пошел домой.

И тут меня ждал небольшой сюрприз. Питер не дал мне ключ от дома, я думал, что он будет меня ждать, но когда пришел, дома никого не было. Чтобы как-то убить время, решил прогуляться по городу. Походил по High Street, посмотрел, какие есть магазины, кафе. Но погода начала быстро портиться, и я решил, что лучше пойти к дому. Но опять дома никого не оказалось, и я решил ждать Питера у дома. Через час подъехала машина, и из нее вышел молодой парень. Я сначала подумал, что это сын Питера. Но оказалось что это его сосед Джон, и живет он в подвале. В Англии молодые люди часто снимают квартиры в подвальных помещениях, так как это дешево. Джон оказался шотландцем и то, что он говорил, я так и не понял…

Еще через час приехал Питер. Он очень извинялся за то, что мне пришлось долго ждать его. Оказывается, до меня у него жил испанец, и он забыл вернуть ключ. Питеру пришлось делать дубликат. После этого он дал мне ключ.

Ближе к вечеру пришел Костик, еще один русский ученик, он тоже жил у Питера и учился в школе. Мы поужинали и пошли гулять. Костик рассказал мне, что каждый вечер учащиеся школы собираются на High Street и идут в паб или в парк. Так я познакомился с ребятами из школы. В основном это были испанцы, так же был один немец, несколько итальянцев, двое чехов и трое русских, включая меня.

На следующий день у меня начались занятия. Я попал в группу из 10 человек, в которой 9 были из Японии. Дело в том, что за день до того в школу приехали 60 японцев, ребята 14-15 лет, из английской школы в Токио. Как я выяснил позже, каждый год они отправляются на практику в англоговорящую страну. Первым преподавателем был молодой парень по имени Джо, мне он сразу понравился. Преподавание велось исключительно на английском языке, и в классе на занятиях разговоры между собой тоже велись только на английском, не смотря на то, что в группе в основном были японцы. Так как студенты из России не так часто посещают данную школу, Джо очень интересовался нашей страной. Особенно его поразил рассказ о русских зимах.

В этот же день у нас отключили воду. Незадолго до моего приезда у них началось очень сильное наводнение. Как я позже узнал из новостей, это было сильнейшее наводнение в графстве за последние 120 лет. Очень пострадал соседний город Глостер и Стретфорд (родина Уильяма Шекспира), а также затопило насосную станцию, и половина графства осталась без воды. Продолжалось все это чуть больше недели. Для англичан это было сравни бедствию, они не привыкли к таким неудобствам. В городе, на улицах начали появляться резервуары с водой, но они всегда были пустыми, так как их заполняли рано утром, и местные жители быстро их опустошали. В магазины завозили воду в пластиковых бутылках по специальным ценам. И нам с Костиком приходилось каждый день по два раза ходить в магазин за водой.

Спустя две недели японцы уехали, и меня перевели в другой класс, в нем были студенты из Испании, Бразилии, Кореи и Японии. Преподаватель оказался очень веселым человеком, к тому же он немного знал о России, даже мог сказать пару слов по-русски, что меня очень удивило.

Каждый вечер школа устраивала какое-нибудь мероприятие. По пятницам это было барбекю во дворе, раз в две недели, в четверг, устраивалась Pizza Night. По средам, раз в две недели, организовывалась экскурсия в соседнюю деревню Котсволдс (Cotswolds), там мы ужинали в старом английском пабе, где сохранены все традиции, включая игру, напоминающую боулинг, только шары меньше и кегли надо ходить выставлять вручную, а шары спускать по желобу для следующего игрока.

По выходным устраивались большие экскурсии в Лондон, Оксфорд, Стретфорд и Бат. С нами в качестве экскурсоводов ездили учителя, получалось совмещение просмотра достопримечательностей с изучением языка.

В конце третьей недели ко мне подошел директор школы Колин и спросил, не желаю ли я перейти в другую группу, с более высоким уровнем знания языка. Я, естественно, согласился. Так я попал в третий по счету класс. Это оказалось еще интересней, так как учеников в классе было всего 6, и у всех был нормальный уровень знания английского.

В последний день мне выдали сертификат, и я сел на автобус до Хитроу. Уже утром следующего дня я был в Москве. Так как последние две недели в Англии мне не с кем было говорить по-русски, за исключением нескольких телефонных звонков, было как-то не комфортно разговаривать с родителями, и некоторые слова я все равно говорил на английском.

Я собираюсь и дальше продолжать изучение английского языка, что должно помочь с выбором будущей работы.

М. ЖУКОВ, гр. ЭД-50.


 

УЧИТЬСЯ В ЕВРОПЕ? РЕАЛЬНО!

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы жить и учиться за границей? Вам когда-нибудь хотелось приобщиться к другой культуре, учиться в зарубежном университете, найти новых друзей, выучить иностранный язык и все это одновременно?

 С каждым годом для учебы и стажировок за рубежом появляются все новые и новые возможности, и  все больше студентов и молодых ученых отправляются в зарубежные университеты. Поэтому мы открываем рубрику «Учеба за рубежом», в которой будем информировать студентов, аспирантов и профессорско-преподавательский состав МГУЛ о зарубежных образовательных и научных программах. Сегодня речь пойдет о европейских стипендиальных программах для российских студентов.

Поступить учиться в зарубежный вуз очень просто, если у вас достаточно денег, чтобы оплатить свое обучение и пребывание за границей. Если же денег недостаточно, как чаще всего и бывает, то в этом случае следует подобрать стипендиальную программу, финансируемую каким-либо фондом, государственным или частным.

Европейский Союз и страны-члены ЕС предлагают для иностранных студентов значительное количество стипендий и грантов. Основная цель этой финансовой поддержки – содействовать мобильности студентов и ученых в 2005-2010. Фактически почти все страны Европы предлагают стипендии и гранты российским студентам и ученым. Эти стипендии могут различаться по размерам и срокам предоставления, но все они преследуют одну цель – помочь российским студентам учиться за рубежом, выучить иностранный язык и найти новых друзей.

Наиболее крупной образовательной программой, финансируемой Евросоюзом, является программа Erasmus Mundus. Ежегодно в рамках этой программы обучаются около 100 тысяч студентов более чем в 1800 высших учебных заведениях 30 стран – участников программы (27 стран-членов ЕС, а также Исландии, Норвегии и Лихтенштейна). С начала существования программы в 1987 году ею уже воспользовались более одного миллиона студентов.

Erasmus Mundus – это новая всемирная программа, призванная придать высшему образованию отчетливо выраженную «европейскую» направленность. Ее основная цель состоит в укреплении европейского сотрудничества и международных связей в сфере высшего образования за счет поддержки высококачественных европейских магистерских программ. В рамках этой программы студенты и молодые ученые со всего мира приобретают возможность получить последипломное образование в университетах Европы.

Студенты и ученые МГУЛ могут подать заявки на последипломное обучение по следующим магистерским программам:

 ·  MScEF – Master of Science in European Forestry (Магистр естественных наук в области лесного хозяйства Европы) — www.gis.joensuu.fi/mscef/

·  MESPOM – Environmental Science Policy and Management (Политика и управление в сфере защиты окружающей среды) — www.mespom.org 

· AMASE – Joint European Master Programme in Advanced Materials Science and Engineering (Общеевропейская магистерская программа по материаловедению и машиностроению) — www.amase-master.net

·  EuMI — European Master in Informatics   (Европейский магистр в области информатики) — www.eumi -school.org/   

· ALGANT — Algebra, Geometry and Number Theory (Алгебра, геометрия и теория чисел) — www.math.u-bordeaux.fr/  

· MERIT – Master in Research in Information Technologies (Магистр в области исследования информационных технологий) — www.tsc.upc. es/merit/   

 · EuMAS – European Masters Course in Aeronautics and Space    Technology (Европейский магистерский курс по аэронавтике и космическим технологиям) — www.aerospacemasters.org

 · SpaceMaster – Joint European Master in Space Science and Technology  (Общеевропейский магистр в области космических технологий) — www.luth.se/spacemaster/   

·  AMASE – Joint European Master Programme in Advanced Materials Science and Engineering (Общеевропейская магистерская программа по материаловедению и машиностроению) — www.amase-master.net  

  Учебные магистерские программы предназначены для студентов, имеющих диплом бакалавра. Для поступления на магистерские курсы Erasmus Mundus не существует никаких тематических ограничений и не требуется специализация по определенным предметам. Приветствуются все области знаний и дисциплины. Вы можете выбрать наиболее подходящую вам программу в перечне магистерских курсов.

Финансирование обучения:

·  Для студентов: 21 тыс. евро на одного студента для прохождения годичного курса или 42 тыс. евро для прохождения двухгодичного курса обучения.

·  Для ученых: 13 тыс. евро на три месяца.

С полным перечнем магистерских курсов, предлагаемых в рамках программы Erasmus Mundus, и порядком подачи заявлений можно  ознакомиться на сайте – www.europa.eu.int/ comm/education/programmes/mundus/index en.html .

 Tempus – еще одна программа Европейского Сообщества, созданная для финансирования мобильности студентов и ученых Европы. В число стран-партнеров этой программы входит и Россия.

В рамках программы  Tempus реализуется три вида проектов:

·  совместные европейские научные проекты, осуществляемые высшими учебными заведениями в странах-членах ЕС и странах-партнерах с целью оказания помощи системе высшего образования за счет разработки учебных программ, совершенствования системы управления университетами, разработки новых учебных курсов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

·  Структурные проекты, направленные на повышение качества высшего образования, создание систем аккредитации, совершенствование процессов управления высшей школой.

·  Гранты на индивидуальную мобильность, предоставляемые с целью оказания помощи профессорско-преподавательскому и административному персоналу вузов в странах-партнерах для участия в тренингах и конференциях за границей, для содействия преподавателям из Европы в чтении учебных курсов в странах-партнерах.

Мобильность студентов также активно поощряется в рамках программы Tempus, как составная часть проектов развития учебных планов. Программы студенческой мобильности могут внести существенный вклад в достижение целей проекта благодаря двум факторам:

-  стимулированию создания новых и модернизации существующих учебных планов и курсов, отвечающих международным требованиям, за счет взаимного признания периодов обучения за рубежом;

- поддержке дополнительного образования и обучения молодых преподавателей (и в особенности аспирантов) за счет их знакомства с другими системами образования.

Совместные европейские проекты осуществляется обычно консорциумами, объединяющими, как правило, несколько университетов. Заявки на участие подаются ежегодно в срок до 15 декабря. Более подробную информацию о проектах, финансируемых в рамках программы Tempus в следующем году, можно получить на сайтах: www.europa.eu.int/comm/education/ prоgrammes/tempus/index_en.html,или www.tempusoffice.ru. 

Значительный вклад в развитие студенческой и академической мобильности в Европе вносит Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austausch Dienst – DAAD). Она открыла свое представительство в Москве в 1993 году. Средства, полученные DAAD от немецкого государства и немецких вузов, в форме стипендий помогли многим российским студентам закончить свою дипломную работу, а аспирантам – дополнить теоретические тезисы практическими результатами и защитить свою диссертацию на высоком научном уровне. Стипендия DAAD дала возможность не одному студенту, аспиранту и ученому продолжить свою научную карьеру, не покидая навсегда свою страну.

Многие сегодняшние профессора, деканы, проректоры, доценты и другие научные кадры в университетах и научно-исследовательских институтах РФ были в то время стипендиатами DAAD.

В настоящее время DAAD финансирует две крупных научно-образовательных программы для поддержки студентов и ученых из России.

·  Программа «Михаил Ломоносов II» направлена на поддержку аспирантов и преподавателей вузов в области естественных и технических наук. Ежегодно предусмотрена выдача до 150 грантов на научные исследования российских ученых в вузах и научных центрах Германии.

·  Программа «Иммануил Кант» направлена на поддержку аспирантов и преподавателей вузов в области гуманитарных, социальных, юридических и экономических наук. Ежегодно предусмотрена выдача до 90 грантов на научные исследования российских ученых в вузах и научных учреждениях Германии.

Программа «Михаил Ломоносов» предназначена для молодых ученых в области естественных и технических наук и распространяется на вузы, подведомственные Федеральному агентству по образованию. Программа предполагает два вида грантов:

«А» – для аспирантов и преподавателей в возрасте до 35 лет сроком на 6 месяцев (90 грантов ежегодно);

«В» – для преподавателей в возрасте до 45 лет, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук сроком на 3 месяца (60 грантов ежегодно).

Целью программы являются научные исследования российских аспирантов и молодых преподавателей российских вузов в университетах и научных центрах Германии.

Кроме того, программа направлена на расширение культурного обмена в области науки и педагогики, а также установление долгосрочных научных и профессиональных контактов. Данные формулировки лишь в общих чертах отражают те возможности, которые открывает перед стипендиатами подобная программа. В реальной жизни спектр этих возможностей намного шире.

Помимо собственных научных исследований, стоящих в центре внимания подобных стажировок, стипендиаты имеют возможность познакомиться с разработками в области передовых технологий – таких, как биотехнология или нанотехнологии, со структурой и работой немецких университетов, с методико-дидактической стороной процесса обучения, с внедрением положений Болонского процесса в вузах Германии и т.д. Многие стипендиаты смогли опубликовать полученные ими научные результаты в международных журналах, подведя тем самым достойный итог их работы в Германии и сохранив свою интеллектуальную собственность. Нельзя забывать и такую сторону пребывания за границей, как межкультурная коммуникация и приобретение новых друзей.

Программа «Иммануил Кант» предназначена для молодых ученых в области гуманитарных, социальных, правовых и экономических наук.

Программа также предполагает два вида грантов:

«А» – Аспиранты и молодые преподаватели гуманитарных, социальных, правовых и экономических дисциплин, которым на 01.10.2008 г. еще не исполнится 35 лет, имеющие диплом специалиста или магистра;

«В» – Преподаватели гуманитарных, социальных, правовых и  экономических дисциплин, которым на 15.09.2008 г. еще не исполнится 35 лет, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук.

Соискатели должны быть сотрудниками одного из государственных вузов, подведомственных Федеральному агентству по образованию.

Особого внимания заслуживает факт, что с 2007 года в рамках DAAD финансируется программа по устойчивому развитию сельского и лесного хозяйства.

Более детальную информацию по подаче заявлений на участие в программах можно получить на сайте www.daad.ru.

 Говоря о европейских стипендиальных программах, нельзя не упомянуть проекты, непосредственно связанные с развитием мобильности студентов лесных специальностей. В первую очередь речь идет о проекте Euroforester, в котором участвует МГУЛ. Этот проект объединяет лесные факультеты университетов России, Украины, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Швеции, Дании и Германии и связан с разработкой двухгодичного магистерского курса по специальности «Лесное хозяйство», единого для всех факультетов-партнеров.

Финансирование проекта Euroforester осуществляет Евросоюз, стипендиальную поддержку оказывают известные в лесной отрасли шведские компании IKEA и Stora Enso. В течение последних пяти лет ежегодно группа студентов, состоящая из представителей факультетов-партнеров, проходит годичное обучение в Шведском Сельскохозяйственном Университете (г. Алнарп) по магистерскому учебному плану Euroforester. От нашего университета в Швеции учатся 2-5 человек ежегодно. Отбор кандидатов на обучение проводится шведскими коллегами непосредственно в стенах нашего вуза. На собеседовании кандидатам предлагаются тесты по основам лесного хозяйства и английскому языку. Более подробную информацию можно получить в Управлении по международным связям университета или на сайте: www.euroforester.org.

В настоящее время проект Euroforester близок к завершению. На смену ему приходит проект нового поколения, реализуемый в рамках упоминавшейся выше программы Erasmus Mundus. Также как и Euroforester, это образовательный проект, название которого – Устойчивое лесо- и природоуправление (Sustainable Forest and Nature Management – сокращенно SUFONAMA) – говорит само за себя. Проект представляет собой двухгодичный магистерский курс на базе пяти европейских университетов. Курс построен так, что участникам придется учиться в двух университетах из пяти, по одному году в каждом. Для участников выделено 50 стипендий в размере 42 тыс. евро каждая. Более подробную информацию можно найти на официальном сайте проекта: www.sufonama.net.

Год от года количество программ поддержки студенческой и академической мобильности растет. Не следует забывать, однако, что для участия в любой из них, кроме желания и хорошей успеваемости, вам понадобится также и знание иностранного языка, подтвержденное документально, предоставлением сертификата. Поэтому, если у вас возникло желание учиться за рубежом, начинать нужно с языковой подготовки. Возможностей выучить иностранный язык сейчас много, можно сделать это и в нашем вузе.  Подробно об этом можно узнать, прочитав статью «Изучение иностранных языков и сдача экзамена на сертификат» в следующем номере «Вестника».

М.В. МУКОВНИНА, начальник отдела международного
сотрудничества Управления по международной деятельности.


ОБЪЯВЛЕНИЕ!

Проводится дополнительный набор слушателей на курсы английского языка. Приглашаем студентов. Цель курсов – подготовка к сдаче экзаменов на сертификаты TOEFL, IELTS. Имеются группы разного уровня.

Обращаться в Управление по международной деятельности. Общежитие 5, комната 312, тел.: (495)586-9167 и (498)687-43-35.