№ 14-15 (1796-1797), 28 мая 2007 г.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

УЧЕНЫЙ СОВЕТ СФОРМИРОВАН

На состоявшейся 25 мая конференции трудового коллектива Московского государственного университета леса был избран новый состав Ученого совета университета на очередной пятилетний срок.

Выдвижение кандидатур в высший орган управления МГУЛеса осуществлялось на расширенных заседаниях ученых советов факультетов и на собраниях трудовых коллективов крупных подразделений вуза, таких, как Щелковский учебно-опытный лесхоз. В результате тайного голосования делегатов конференции в Ученый совет вошли 85 человек, представляющие профессорско-преподавательский состав, сотрудников и администрацию университета.

На основании решения конференции трудового коллектива, членами Ученого совета избраны:

АЗАРОВ В.И.

АМАЛИЦКИЙ В. В.

АМАЛИЦКИЙ В. В.

АФАНАСЬЕВ Г.Н.

БОБАШОВ А.И.

БУРДИН Н.А.

БУРКОВ В.Д.

БЫКОВ В.В.

ВАДЕЙКО Е.И.

ВИНОКУРОВ В.Н.

ВОЛОБАЕВ А.М.

ВОРОНИЦЫН В.К.

ГЛУБИШ Я.М.

ДАВЛИТОВ Р.М.

ДАШКОВ А.А.

ДАШКОВА С.Т.

ДЕМИДОВ А.С.

ДЕМЬЯНОВ Ю.А.

ДОКУЧАЕВ Л.Я.

ДОМРАЧЕВ В.Г.

ДРОЗДОВ И.И.

ЖАВОРОНКОВА Р.Н.

ЖЕРДЕВА М.О.

ЗАПРУДНОВ В.И.

ЗАТЫЛКОВ А.А.

ИВАНКИН А.Н.

ИВАНОВ Н.М.

КАМУСИН А.А.

КОЖУХОВ Н.И.

КОМАРОВ Е.Г.

КОМАРОВ Н.А.

КОРМИЛИЦЫНА О.В.

КОРОЛЬКОВ А.В.

КОТЕНКО В.Д.

КОТИКОВ В.М.

КУРНОСОВ Г.А.

КУТУКОВ Л.Г.

ЛАПШИН Ю.Г.

ЛИПАТКИН В.А.

ЛОБАЧЕВ В.И.

ЛОСЕВ  М.В.

МАЙОРОВА Е.И.

МАЙСТРУК И.В

МАКУЕВ В.А.

МЕДВЕДЕВ Н.А.

МЕЛЬНИКОВ В.И.

МОЗОЛЕВСКАЯ Е.Г.

МОИСЕЕВ Н.А.

НИКИШОВ В.Д.

НИКОЛАЕВ В.Е.

НОВОСЕЛОВ О.Н.

ОБЛИВИН А.Н.

ОБЫДЕННИКОВ В.И.

ПИГАЛЕВ А.А.

ПИЛЬГУН М.А.

ПРОКОФЬЕВА Л.П.

РАМАЗАНОВ С.В.

РАСЕВ А.И.

РЕДЬКИН А.К.

РЫБИН Б.М.

РЫБНИКОВ К.К.

РЫКУНИН С.Н.

САВИЦКИЙ А.С.

САМОЛДИН А.Н.

САНАЕВ В.Г.

СЕМЕНОВ Ю.П.

СИРОТОВ А.В.

СОЛОМАХО Э.П.

СТЕПАНОВ С.В.                             

ТЕОДОРОНСКИЙ В.С.

ТИТОВ А.П.

ТУЛУЗАКОВ Д.В.

ФАХРЕТДИНОВ Х.А

ФЕДОРЧУК Р.С.

ФИЛИПЧУК А.Н.

ФРОЛОВ В.В.

ХАРЧЕНКО В.Н.

ЦВЕТКОВ В.Е.

ЧЕРНЫШЕНКО О.В.

ЧУВАШЕВ А.П.

ЧУМАЧЕНКО С.И.

ШАЛАЕВ В.С.

ШАЛИМОВ В.И.

ШИМКОВИЧ Д.Г.

ЩЕРБАКОВ А.С.

 


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

КОСМИЧЕСКИЕ НАГРАДЫ

27 апреля на заседании Ученого совета ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев (на фото в центре) вручил медали Федерации космонавтики России ряду сотрудников университета.

Как известно, с 1959 года, когда по инициативе С.П. Королева был создан факультет электроники и системотехники, Лестех стал кузницей кадров для ракетно-космической отрасли страны. Достаточно сказать, что 75 % сотрудников Центра управления полетами – выпускники нашего ФЭСТа. Ведущие профильные предприятия – РКК «Энергия» им. С.П. Королева, НПО измерительной техники, ЦУП – являются активными участниками Образовательно-научного инновационного комплекса, созданного на базе Московского государственного университета леса.

Тесно взаимодействует с университетом и Федерация космонавтики, возглавляемая летчиком-космонавтом СССР В.В. Коваленком. Ежегодно Федерация отмечает своими медалями вклад лестеховцев в общее дело подготовки молодых специалистов, готовых продолжать начинания советских титанов зари космической эры.

В этом году медалями Федерация космонавтики России награждены:

1. Медалью им. К.Э. Циолковского:

заведующий кафедрой УАП профессор В.К. Вороницын,

начальник управления по кадрам и режиму А.К. Михайлов.

2. Медалью им. Ю.А. Гагарина:

проректор по учебной работе доцент Д.В. Тулузаков,

директор издательства МГУЛеса профессор В.Д. Никишов.

3. Медалью им. С.П. Королева:

проректор по научной работе профессор В.И. Запруднов,

начальник управления по СМИ и связям с общественностью  доцент С.В. Рамазанов.

4. Медалью им. М.В. Келдыша:

заведующий кафедрой высшей математики профессор
К.К. Рыбников,

профессор М.Р. Короткина.

5. Медалью им. В.И. Терешковой:

заведующая лабораторией кафедры САУ И.М. Егорова,

главный специалист НИЧ И.Б. Михалина.

Сердечно поздравляем награжденных и желаем всему коллективу Московского государственного университета леса сделать еще больше для развития отечественной космонавтики!

 О.К. ЧЕРНОБРОВИНА.


ВИРТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

РЕАЛЬНО!

Высокие технологии постепенно теряют ореол экзотичности ноу-хау из футуристических эссе и фантастических романов, прочно обосновываясь в повседневной жизни каждого из нас. Они не только помогают быстрее и эффективнее решать прежние задачи, но и вдохновляют нас на достижение новых, ранее невиданных целей, открывая широкие перспективы рамок познания.

11 мая в Московском государственном университете леса произошло знаменательное событие – презентация кафедрой электроники и микропроцессорной техники учебно-научной лаборатории виртуальных технологий (ЛВТ), созданной при непосредственном участии руководства университета и Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки.

Еще накануне официального открытия, 10 мая, лабораторию посетил ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев. Отметив особое значение инновационных технологий для высшей школы, Виктор Георгиевич вручил заведующему кафедрой ЭМТ профессору В.Г. Домрачеву, возглавляющему Американский благотворительный фонд, официальную благодарность за финансирование и оснащение лаборатории. 

Презентации лаборатории предшествовала ставшая уже традиционной в подобных случаях церемония перерезания красной ленточки в комнате 2224, где и разместился новый лабораторный комплекс.

Как отметил в приветственной речи проректор МГУЛеса по учебной работе доцент Д.В. Тулузаков, активное использование информационных технологий в учебном процессе является одним из необходимых условий качественной подготовки высококвалифицированных специалистов.

В этой связи практические шаги, направленные на повышение уровня оснащенности учебных заведений новейшим высокотехнологичным оборудованием и расширение их информационной инфрастуктуры, становятся важными элементами стратегии развития высшей школы в XXI веке.

Вдохновитель всего проекта профессор В.Г. Домрачев познакомил собравшихся с главными особенностями новой лаборатории, представляющей многофункциональный комплекс, состоящий из объединенных в единую локальную сеть рабочих мест. Придя на смену своей предшественнице, уничтоженной в прошлом году из-за пожара в главном учебном корпусе, в то же время, как подчеркнул Вилен Григорьевич, новая лаборатория по ряду параметров существенно превосходит прежнюю.

Прежде всего, из-за большей площади помещения в ней удалось оборудовать 19 компьютеризированных рабочих мест (18 для студентов и одно для преподавателя). На каждом рабочем месте установлен современный 19” жидкокристаллический монитор. Другая не менее важная особенность – использование более производительных компьютеров, обладающих достаточным аппаратным ресурсом для работы с самым современным программно-мультимедийным контентом.

Мультимедийный комплект, состоящий из итерационной доски и проектора, как универсальное визуальное средство эффективного взаимодействия преподавателя и студента, позволяет поднять на новый уровень принцип подачи учебного материала. А мгновенное отображение тематической информации на экране мониторов с возможностью одновременного копирования и переноса на мобильные носители цифровых версий содержания занятий способствует более продуктивному использованию учебного времени. Беспроводная сеть Wi-Fi обеспечивает прекрасную масштабируемость локальной сети за счет свободного подключения к ней автономных клиентов – владельцев ноутбуков с интегрированным Wi-Fi адаптером. То есть любой студент, придя на занятия со своим лэптопом, сможет выполнять лабораторку непосредственно на нем.

Среди прочих достоинств лаборатории виртуальных технологий следует упомянуть и о возможности дистанционного обучения студентов за счет прямой трансляции аудио- и видеосигнала на удаленные компьютерные классы через сетевые каналы от Web-камеры, размещенной на главном компьютере преподавателя.

Как отметил профессор М.В. Подрезов, создававший лабораторию и ее интерьер буквально своими руками, данная ЛВТ является, по сути, профессиональной версией виртуальной радиолаборатории.

Лаборатория обладает богатой элементной базой, насчитывающей несколько тысяч аналоговых и цифровых элементов и измерительных приборов, что дает практически неограниченные возможности построения электрических схем различной степени сложности.

Теперь студенты могут в режиме реального времени выполнять их тестирование, настройку, в наглядной форме изучать влияние внешних воздействий и изменение тех или иных параметров функциональных элементов на  протекание электрических процессов. Проведенная Марком Владимировичем демонстрация новых возможностей работы с электросхемами действительно впечатляла.

В.Г. Домрачев обратил внимание участников презентации на то, что информационно-технический потенциал и функциональные возможности новой лаборатории могут с успехом использоваться разными факультетами и кафедрами МГУЛеса.

На сегодняшний день кафедра ЭМТ переводится на перспективную модель электронного обучения. В этом процессе с ней тесно сотрудничает гуманитарный факультет, возглавляемый профессором Е.И. Майоровой. Серьезную заинтересованность в развитии информационной составляющей учебного процесса проявляет и кафедра управления автоматизированными производствами лесопромышленного комплекса под руководством профессора В.К. Вороницына.

Присутствовавший на презентации генеральный директор фирмы «Марафон» А.С. Чепурнов рассказал о  внедрении в учебный план занятий студентов ФЭСТа дисциплин по одному из перспективных направлений автоматизации технологических процессов – CAN-технологиям. Именно учебные комплекты по CAN-оборудованию, произведенные компанией «Марафон», нашли  применение в качестве учебных пособий для проведения лабораторных работ. По словам Александра Сергеевича, мощный технический потенциал лаборатории и возможность моделирования реальных процессов в виртуальном пространстве могут дать новый импульс к повышению эффективности методик освоения студентами современных технологий автоматизации. Проявила интерес к новой лаборатории и ведущая фирма-провайдер «Информ-мобил», входящая в Попечительский совет университета.

Деятельность Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки в России имеет множество приложений.

Но, как подчеркнула исполнительный директор фонда И.В. Ретинская, не случайно среди всех благотворительных проектов одним из приоритетных объектов инвестиций является именно наш университет, что обусловлено прогрессивной и динамичной позицией ректората, всегда готового пойти навстречу перспективным начинаниям.

В.Г. Домрачев выразил глубокую признательность руководству университета в лице ректора В.Г. Санаева,  проректора по финансовым и экономическим вопросам Е.Г. Комарова за своевременную административную и финансовую поддержку, а также проректору по учебной работе Д.В. Тулузакову, сумевшему в непростое для университета время оценить важность нового проекта, изыскав для него просторное помещение.

И, конечно же, особую благодарность заслуживают сотрудники коллектива кафедры электроники и микропроцессорной техники: профессора М.В. Подрезов и Ю.Т. Котов, заведующий лабораторией Г.Л. Нехамкин, аспирант кафедры Д.С. Безрукавный, кстати, успешно защитивший 16 мая кандидатскую диссертацию, – все те, кто, работая не покладая рук, в тесном взаимодействии с управлением по инженерному обеспечению вуза, практически за два месяца воплотили задуманное в реальность.

Остается поздравить всех нас с этим радостным событием, знаменующим очередной этап в расширении территории виртуального пространства университета и пожелать кафедре электроники и микропроцессорной техники новых успехов и творческих свершений. 

С.В. РАМАЗАНОВ, С.А. ГЛАДЫШЕВ.


ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА

НАПУТСТВИЕ

Тех, кто верит в силу и величие русского языка, кому он дорог не просто как язык А. Пушкина и М. Лермонтова, Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Бунина и А. Куприна, И. Тургенева и В. Пикуля, но и как язык, на котором мама рассказывала нам первые сказки, просим осознать, что сегодня русский язык – намного более широкое и высокое понятие, нежели простое средство общения. Русский язык и литература, русская культура в целом – это последние соединительные связи народов могущественного государства – Руси, России, Советского Союза, сегодня – Российской Федерации.

Поэтому скептиков, не верящих в преобразующую силу русского языка, просим  сразу отложить в сторону предложение об участии в олимпиаде, посвященной Году русского языка.

Умрет русский язык – и исчезнет та ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА, которая объединяет всех нас, русских людей, всех тех, кто думает по-русски, от Приморья до Западной Европы, с Севера до Памирских гор…

Очень бы хотелось, чтобы русский язык и русская культура жили, развивались, вовлекали в свою высокую и святую среду тех, кто слова «Отечество», «Долг», «Совесть», «Честь» и «Трудолюбие»  пишут с большой буквы и произносят с трепетом в сердце и желанием добра людям.

Начнем с малого, с уважения к родному слову – преуспеем и в большом: сбережем Родину нашу, послужим Великой России.

В этот год, объявленный Годом русского языка, издательство Московского государственного университета леса не может остаться безучастным к такому знаковому событию. Мы написали этот рассказ и составили задание для тех, кто любит, ценит и чтит Великий русский язык, хочет знать его изобразительно-выразительные средства.

Наградой победителям будут книги, а, быть может, и предложение о сотрудничестве или совместной работе.

БАБЬЕ ЛЕТО

Только на Руси есть такая дивная, любимая и почитаемая каждым из нас пора – Бабье лето.

Когда в золотых лучах еще теплого солнышка багряными и золотыми сполохами горят клены, радуя взгляд и напоминая прохожим об уходящем лете. Когда все холоднее становятся ночи, все реже можно услышать голоса птиц, а в ночной тишине слышно даже легкое дуновение ветерка, приводящее в трепет уже почти неживые листья, судьба которых – упасть под ноги бегущих куда-то людей.

И лишь ребенок, выбрав самый красивый багрово-изумрудный лист, подбежит, да и спросит: «Мамочка, поставим его в вазу?», не понимая, что уже не продлить ту жизнь, которая завершилась, и сохранить красоту можно только между страницами книги. Самой дорогой книги. Книги под названием…

И пусть со временем поблекнут краски, но останется память. И радость. От осознания того, что другим собратьям повезло меньше. Не получив от бабьего лета такой красоты, они упали на  землю и, побыв совсем недолго шуршащим под детскими ножками ковром, превратились в то, что, растворяясь под затяжными осенними дождями и усиливающимися ночными заморозками, должно стать основой  для будущей жизни.

И, выпавший стылым утром воскресенья, сияющий свежестью снег, будто чистым белым листом закроет последние краски и отголосившего бабьего лета, и уже не золотой осени.

1. Какие изобразительно-выразительные средства русского языка использовал автор в этом рассказе? Укажите эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии и синекдохи, гиперболы, аллегории, олицетворения, встретившиеся в тексте.

2. Какие еще средства, усиливающие действенность высказываний, использовал автор в этом рассказе?

По п. 1 количество баллов будет соответствовать количеству тропов, найденных в тексте рассказа

За выполнение п. 2 добавляется по 2 балла за каждый найденный в тексте пример.

Все, кто хочет проявить свое знание родного языка, могут обращать в издательство МГУЛеса или редакцию “Вестника”.


CALL: Давайте говорить по-русски!

Редакция предложила мне написать статью о русском языке, о культуре речи. Я не считаю себя знатоком русского языка, хотя пишу и очерки, и статьи, и рассказы. Но это действительно актуальная тема, потому что русский язык в молодежном исполнении зачастую звучит, как минимум, мало культурно, а то и просто грубо.

Конечно, и во времена моей молодости в нашей речи было достаточно «мусора», сленга. Но такого количества исковерканных англо-американизмов и просто мата не было.

Сразу оговорюсь: в подавляющем большинстве у нас очень хорошие студенты. Но они живут в реальном мире. А каково государство, таковы и люди. Нужно учитывать, что молодежь более чувствительна к внешним воздействиям просто в силу молодости и недостаточности жизненного опыта.

Я не против заимствования иностранных слов. Это один из путей развития языка. Но чрезмерное, поверхностное заимствование, как и любая крайность, является тормозом.

Есть некоторые понятия, которые сложно коротко выразить на русском языке, и применение иностранных слов в этом случае вполне  оправдано. Но зачем применять такие выражения, когда есть простые русские слова? Например, то и дело с телевизионных экранов звучит слово «кастинг», что на самом деле означает просмотр, отбор артистов на роль. Одна очень уважаемая и приятная женщина в разговоре со мной часто повторяла слова «кол», «колы». Оказалось, что это от английского «call», что в том контексте можно было перевести как заявка, предложение.

Но сказать, что это такая плохая молодежь, нельзя. Собственно, они мало виноваты. Их так учили, и так учат. Послушайте радио.  Анекдоты, которые гнусавыми голосами рассказывают ведущие, назвать просто скабрезными язык не поворачивается. Это сплошная похабщина самого низкого пошиба. И это слушают наши студенты, наши дети. А телевизионная реклама! «Язык шопинга (!) понятен каждому». Или – выставка «Шуз-2007»(!). Оказывается, слова «покупки» и «обувь» в русском языке надо заменить на импортные.

В 80-е годы я часто ездил в командировки в Польшу и Чехословакию. Это славянские народы, испытывавшие многие века сильнейшее западное влияние, как в общей культуре, так и в языке. Чехословакия входила в состав Австро-Венгрии, Польша имеет большую немецкую прослойку населения. В обеих странах ведущей религией является католическая, а это латынь. Но их язык меня поразил – в нем сохранилось множество старославянских корней, причем в своем первичном значении. Широко известен пример с чешским словом «позор», что означает «внимание!», со смыслом «посмотри», «оглянись». Театр по-чешски – «дивадло», от слова «дивиться». И подобных примеров можно привести множество. Таковы результаты всенародного сохранения национальной культуры и языка.

Сегодня же наши телеэкраны переполнены американскими боевиками и российскими сериалами, сделанными на скорую руку, со слабыми актерами и режиссерами. Либо дешевые, надуманные мелодрамы, либо псевдоисторические поделки про наше недавнее прошлое, в которых ложь маскируется под правду. Их задача одна – внушить молодежи, что их родители жили в ужасное время, в котором ничего хорошего не было и не могло быть.

И они добиваются результата. Одна симпатичная девушка в ответ на вопрос «Кто победил во Второй мировой войне?» ответила: «Победили мы, а официальная версия (!) – Америка». Потом, правда, уточнила, что это американская версия.   

Поэтому говорить о культуре речи в отрыве от общей культуры бессмысленно.

Не так давно по одному из телевизионных каналов прошла информация о нововведении в Англии. Там внедряются говорящие системы видеонаблюдения. Оператор, сидящий перед монитором, располагает микрофоном, а рядом с видеокамерой расположен динамик. В качестве иллюстрации был приведен такой пример. Девушка бросила на тротуар сигарету. Тут же среагировал дежурный: «Девушка в голубых джинсах. Вы выбросили сигарету в неположенное место!». Я представил себе, как тяжело пришлось бы такому дежурному, наблюдай он за крыльцом нашего университета во время перерыва!

На лавочке на платформе сидят наши студенты. Приятные, симпатичные. Едят семечки. Шелуху бросают на асфальт. Говорю: «Что же вы делаете. Вы же будущая интеллигенция, вы наши студенты. Зачем же позорить и себя, и нас». Извинились.

В коридоре можно встретить студентов в головных уборах. Я всегда делаю им замечание. Но, с другой стороны, вина их или их родителей не слишком велика, если кумиры молодежи даже перед телекамерой сидят в кепках и темных очках.

Уровень института определяется не только модной специальностью, красивыми проспектами и растяжками на многолюдных проспектах. На последнем Дне открытых дверей я был свидетелем такого разговора между родителями: «Вот это институт! Только посмотри, какие шикарные у них туалеты. Даже с цветами и туалетной бумагой». Знали бы они, что делается в туалетах в обычное время! Рулоны бумаги засовывают в унитаз, разматывают по полу. Крышки с унитазов выламывают.

А исписанные, изрезанные столы в аудиториях! Поговорите с уборщицами. Сколько мусора они выгребают из аудиторий после занятий. И все это результат усилий наших средств массовой информации. С чего начинаются «Вести-Москва» по 2-му каналу? «Вчера по такой-то улице произошло убийство» или «В 23 часа на улице N произошло ДТП. Погибло 4 человека». Видимо важнее информации нет. А как и чем живем мы, столичные жители, чем интересуемся, чем занимаемся, что действительно нас интересует – это, в лучшем случае, скороговоркой, между делом. Зато вальяжные ведущие рассуждают о дорогих машинах, и о том, с кем теперь спит  (извините – тусуется!) такая-то знаменитость.

Что же делать? Есть ли у нас, преподавателей, шансы хоть на какой-либо успех? Хочется надеяться, что пусть и небольшие, но есть. Ведь многое зависит от нас. Просто не надо проходить мимо.

Например, вина за ту же грязь в аудиториях не только на студентах. Занятия-то проводят преподаватели. Неужели трудно после лекции потребовать навести порядок?

Порядок в институте, культура не возникают сами по себе. Это результат каждодневной, часто мало заметной работы всех нас. И единственное, что я могу сказать: «Не проходите мимо». Университет – место не службы, но служения. А мы не просто преподаватели, но и педагоги.  

А.С. ЛЕТИН.


ВСТРЕЧА  НА  ДОРОГЕ

(Из дневников академика А.Н. ОБЛИВИНА – бывшего ректора, ныне президента МГУЛеса)

8 октября 1980 года позвонил директор Бабушкинского лесхоза Вологодской области Володя Бижин и пригласил Олега Александровича Харина (в те годы декана лесного факультета) и меня на охоту в его хозяйство. Погода была по-осеннему хорошая, и мы приняли его приглашение. Машину для поездки обеспечил П.И. Мороз – генеральный директор Всесоюзного объединения «Леспроект».

Рано утром 10-го октября мы выехали в Вологодскую область и к вечеру прибыли на родину Олега Александровича, в деревню Погорелово, где нас встретила Нина Ивановна – его мама и Александр Алексеевич – отец. Это были очень гостеприимные люди. С дороги – в жарко натопленную баню, затем – за стол с обильными деревенскими закусками, и чай со свежим медом.

11-го, рано утром, на легковой машине ГАЗ-69 с водителем Мишей выехали в г. Бабушкин.

Расстояние до Бабушкина около 100 километров. Воскресенье, машин по дороге почти нет. Проехали Тотьму. На пароме переправились через реку Сухона. До Бабушкина около 70 км. Дорога улучшенная, грунтовая.

Проехали около 10 км по трассе. Красивая природа. Осень Вологодская в полном разгаре. Впереди по дороге из-за поворота показалась женская фигурка. На правом плече на перевес большой чемодан и огромная сумка. В левой руке большой сверток. Тормозим. Предлагаем подвезти ее, если по дороге. Девушка 18-19 лет, невысокого роста. Приняла наше предложение настороженно. После некоторого размышления – согласилась. Миша (водитель) помог погрузить вещи, и попутчица села рядом с Олегом на заднее сиденье, а я пересел вперед.

По дороге разговорились. Девушка жила у сестры в Вологде и возвращалась домой в Бабушкинский леспромхоз. Вчера доехала из Вологды до Тотьмы пароходом по Сухоне, а утром, поскольку автобусы по воскресеньям до Бабушкина не ходят, решила идти пешком с вещами, образно объяснив нам: «А что рядом с домом в Тотьме-то сидеть буду?». С Вологодским акцентом это прозвучало убедительно. До дома, а это лесопункт Бабушкинского лесхоза, более 70 км.

Рассказала: отец начальник лесопункта, мама бухгалтер-нормировщик. Родители о ее приезде не знают, хочет их удивить. Аня, так звали нашу попутчицу, окончила 10 классов, уехала к сестре, стала учиться в Волгограде, живя у сестры, на крановщицу, окончила курсы и едет на работу в лесопункт.

Я спросил: «Дальше-то есть желание учиться?»  Обязательно, ответила она. «Куда же поступать думаешь?» «Да в Лесотехнический, в Мытищах. Может, из леспромхоза направление дадут.»

Ситуация сложилась на редкость интересная. Сидит Аня рядом с деканом лесного факультета и напротив ректора того самого Лесотехнического института. Олег Александрович, улыбаясь, посоветовал: «Приедешь с направлением, зайди на всякий случай к декану лесного факультета, он посоветует, какую специальность тебе избрать». На что Аня ответила: «Сама знаю – лесное хозяйство. А чего к декану-то – сама поступлю». «Анюта, – сказал я ей, – приедешь, на лесопункте ребят много, замуж выйдешь, про учебу забудешь». На что она задумчиво ответила: «Ребята-то есть, но много водки пьют, толку от них никакого».

Девушка разговорилась и поведала нам историю, как в предновогоднюю ночь они с сестрой доехали с вещами до Тотьмы, а затем пешком с утра пошли в Бабушкин по той же трассе, по которой мы ехали. Попутных машин по трассе 31 декабря не оказалось. Они с чемоданами прошли более 60-ти км пешком и успели к новогоднему столу. Последние 10 км чемоданы везли по ледяной накатанной дороге, как санки. Сил уже не было, закончила она свой рассказ. Так с разговором доехали до Бабушкина, а Ане еще около пяти километров дальше шагать. Мы выгрузились около дома директора лесхоза, а Мишу попросили подвезти нашу попутчицу до дома, что он и сделал.

У меня осталось самое хорошее впечатление от этой девушки. Сильная, волевая. Идти одной по пустынной лесной трассе, с такой поклажей, да на такое расстояние – надо иметь большое мужество.

Не знаю, как сложилась ее дальнейшая судьба, поступила ли она к нам в институт или нет, но мне кажется, с таким характером она успешно определит себя в этой жизни.

Четыре дня – 12, 13, 14 и 15 октября – охотились в угодьях Бабушкинского лесхоза. Прикормили лаек, взяли план лесонасаждений, чтобы не заблудиться, и уходили в Вологодскую тайгу, прихватив с собой необходимый запас съестного. Ночевали в избушках, делая переходы по 8-10 км. На переходах добывали рябчика, иногда глухаря, которого облаивали собаки. Нет ничего вкуснее, чем похлебка из рябчиков, иногда с добавлением найденного запоздалого белого гриба или красноголовика.

15 октября вернулись из леса в дом Володи Бижина и в этот же день выехали в Погорелово. 16-го вместе с отцом Олега (Александром Алексеевичем) охотились с гончими на зайцев. Принял участие в охоте и брат Олега – Игорь Александрович. Ему повезло. Он добыл двух зайцев-беляков. Игорь в это время приехал из Москвы к родителям в отпуск.

19 октября отдохнувшие прибыли в институт. Лучший отдых, чем в лесу с ружьем или спиннингом на водоеме, особенно осенью (конечно, без затяжного дождя), трудно себе представить.

К сожалению, больше встречаться с Володей Бижиным мне не пришлось. Он вскоре умер от сердечного приступа на охоте в тайге. Его сын Александр Бижин, так же как и отец, закончил лесной факультет нашего университета и успешно работает директором Национального парка Панаярви в Карелии. Его дочь также закончила с отличием наш университет, умножая лесную династию Бижиных.


ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет конкурс

на замещение вакантных должностей по кафедрам:

Ä геодезии и строительного дела – старшего преподавателя – 1 ед.;

Ä начертательной геометрии  и черчения – ассистента – 1 ед.;

Ä стратегического маркетинга – ассистента – 0,5 ед.;

Ä экономики и организации на предприятиях ЛХ и ЛП – ассистента – 1 ед.;

Ä бухгалтерского учета – ассистента – 3 ед.;

Ä экономики и организации внешних связей –  ассистента – 2 ед.;

Ä финансов – доцента – 1 ед.;

Ä мировой и отечественной культуры – ст. преподавателя – 0,25 ед.,  ассистента –  2 ед.,

 ассистента (0,5 ст.) – 1 ед.;

Ä иностранных языков – ст. преподавателя – 1 ед.,

       ассистента (0,5 ст.) – 2 ед.;

Ä педагогики и психологии – ассистента (0,5 ст.) – 2 ед.;

Ä права – ассистента (0,25 ст.) – 1 ед.;

Ä философии – доцента – 1 ед.;

Ä технологии древесных плит и пластиков – ассистента (0,5 ст.) – 2 ед.;

Ä лесоустройства и охраны леса – ассистента – 1 ед.,  ассистента (0,5 ст.) – 2 ед.;

Ä технологии и оборудования лесопромышленного производства  – ассистента (0,25 ст.) – 1 ед.;

Ä сопротивления материалов – доцента, к.н. – 0,5 ед.

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11)

– один месяц со дня публикации в газете.