№ 20-21 (1802-1803), 20 августа 2007 г.

1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ

ПРИВЕТСТВИЕ РЕКТОРА МГУЛеса
ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

Уважаемые сотрудники и студенты университета!

Сердечно поздравляю вас
с началом нового учебного года!

Приход осени знаменует начало нового этапа для каждого человека, чья жизнь связана со сферой образования. Входя в эти сентябрьские дни в учебную аудиторию, преподаватели надеются встретить в лице юного поколения одаренных и старательных учеников, заинтересованных в знаниях, а студенты – мудрых наставников, разбирающихся не только в формулах и определениях. Знаю, что в Московском государственном университете леса преподают и познают науки именно такие преподаватели и студенты – мыслящие, ищущие, дерзающие.

Каждый очередной учебный год особый для всех нас. И хотя нам предстоит много работы, я уверен, что вместе мы с ней справимся – ведь наш коллектив неоднократно делом доказывал, что творческая атмосфера научного поиска является его основой, которую не разрушат никакие трудности.

Конечно же, особые слова мне хочется сказать сегодня тем, кто в этом году впервые переступил порог университета – нашим первокурсникам.

Дорогие друзья! Учиться в одном из базовых российских вузов с богатейшей историей – это не только большая честь, но и высокая ответственность. На базе университета сформирован Образовательно-научный инновационный комплекс, в составе которого десятки предприятий, организаций, научно-исследовательских институтов. Формируется и Университетский лесной комплекс, призванный включить в единую образовательную систему средние специальные учебные заведения.

Начиная с 1919 года, в стенах МЛТИ-МГУЛеса трудились и учились сотни выдающихся ученых, ставших гордостью отечественной науки, десятки тысяч будущих специалистов высшей квалификации. Выпускники Лестеха сегодня работают в самых разных секторах производства – от лесопромышленного комплекса до ракетно-космической отрасли. Многие из них возглавляют ведущие предприятия, являющиеся флагманами российской экономики.

Именно от вас – сегодняшних студентов – совсем скоро будут зависеть развитие и сохранение преемственности в разработках славных научных школ, придание динамизма научным исследованиям, совершенствование производства на основе передовых достижений. И помогут вам в этом знания и навыки, которыми всегда готовы щедро поделиться преподаватели университета.

Но сегодня главное для вас – постигать науки, впитывая все новое и еще непознанное. Залогом достижения этой цели станут ваш юношеский задор и трудолюбие, без которого невозможно добиться успеха. Наш вуз предоставит вам все возможности не только для успешной учебы, но также и для занятий спортом и развития творческих талантов, став за пять лет настоящим вторым домом, где всегда готовы помочь и дать хороший совет. Надеюсь, что и вы будете относиться к университету, как к родному дому, – оберегать и сохранять все лучшее, внося и свою лепту в его развитие и процветание. И, конечно же, любить Русский лес.

В этот день я хочу пожелать всем, кто связал свою судьбу с Лестехом, – от первокурсника до заслуженного профессора – новых научных и педагогических свершений и личного счастья.


Vivat Acadеmia!
Vivant Professores!

19 июля в нашем университете состоялась церемония вручения регалий Почетного доктора МГУЛеса президенту Международного союза лесных исследовательских организаций (ИЮФРО) профессору Сеульского национального университета Дону Ку Ли.

Точкой отсчета профессиональной карьеры профессора Дона Ку Ли стало получение  в 1971 году диплома магистра наук в области лесной генетики Сеульского государственного университета. В 1983 году он основал и возглавил Лесной институт Сеульского государственного университета.

В 1995 году Дон Ку Ли избирается членом исполкома, в 2000 вице-президентом, а в 2005 году президентом ИЮФРО.

Сегодня профессор ведет активную международную научную и педагогическую деятельность, возглавляя различные научные и общественные организации, связанные с проблемами экологии и устойчивого управления лесными экосистемами.

Нельзя не отметить и тот факт, что в тяжелое для МГУЛеса время профессор Ли был единственным иностранным партнером, оказавшим университету материальную помощь.

Торжественной церемонии предшествовало подписание ректором МГУЛеса В.Г. Санаевым и деканом Колледжа сельскохозяйственных наук и наук о жизни Сеульского национального университета  Джуном Джа Ли Меморандума о взаимном сотрудничестве по вопросам подготовки специалистов в области лесного дела и охраны окружающей среды. Документ предусматривает обмен информацией между нашими вузами в сфере научно-исследовательской деятельности, совместную разработку учебных программ, а также обмен специалистами в рамках проведения стажировок.

В 11.00 аудитория 2623 уже была заполнена студентами и сотрудниками университета, с нетерпением ожидавшими гостя.

После краткой приветственной речи ректора тишину зала наполнили величественные аккорды первого концерта П.И. Чайковского, символизирующие наступление кульминационного момента. Студенты передали традиционный набор докторских регалий – мантию, шапочку, а также диплом и памятную медаль – В.Г. Санаеву. Под приветственные аплодисменты собравшихся и студенческий гимн Gaudeamus Виктор Георгиевич вручил высокие регалии новому Почетному доктору МГУЛеса.

Затем профессор Ли выступил с обстоятельной и очень информативной лекцией, в которой рассказал о деятельности возглавляемой им организации и проблемах подготовки специалистов для лесной отрасли.

Международный союз лесных исследовательских организаций, основанный в 1892 году, занимается фундаментальными исследованиями во всех отраслях наук о лесе и объединяет сегодня около 700 различных научно-исследовательских организаций, насчитывающих  более 15 тысяч ученых из 115 стран мира.

В состав Международного союза, являющегося самой авторитетной организацией в области наук о лесе и профильного образования, наряду с нашим университетом, входят Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова, Институт леса имени В.Н. Сукачева Сибирского отделения РАН, Марийский государственный технический университет. Напомним, что Почетным доктором МГУЛеса был избран и прежний руководитель ИЮФРО профессор Ристо Юхани Сеппала.

Как отметил президент ИЮФРО, одной из главных миссий Союза является создание необходимых условий для осуществления информационного обмена в лесной сфере в глобальном масштабе и продвижения информации о лесе в различные научные и образовательные сферы.  

При этом особенно важно создать полноценные условия для эффективного усвоения студентами новейших знаний путем внедрения в учебный процесс передовых информационных технологий и широкого применения практики зарубежных стажировок.

Особое место в выступлении Дона Ку Ли занял обстоятельный анализ международного положения дел в области лесного хозяйства и лесоведения. Ускоренные темпы роста населения и бурный рост промышленности за последние десятилетия привели к беспрецедентной нагрузке на экосистему планеты. И хотя мы живем во времена перехода от индустриального к информационному обществу, благополучие 2 млрд. людей по-прежнему напрямую зависит от древесины как от основного вида топлива. При том, что в целом доля энергетического использования древесины в структуре лесопользования составляет всего 7-9 %.

Сегодня все большую значимость приобретает разработка концепции устойчивого лесопользования. Как заявил профессор Ли, концепция устойчивого управления лесами должна базироваться на экосистемных подходах.

 «России принадлежат более 22 % всех лесов планеты. Поэтому ваша страна просто обязана быть лидером в деле лесоохраны!» - Подчеркнул профессор.

Основное впечатление от встречи с этим человеком – его энергичность и доброжелательность. Прежде всего, к студенчеству. Не случайно одной из основных целей деятельности на посту президента ИЮФРО профессор считает принятие необходимых мер, направленных на повышение полезности леса для общества и, прежде всего, для молодого поколения.

Прощаясь с аудиторией, Почетный доктор МГУЛеса президент ИЮФРО Дон Ку Ли искренне поблагодарил коллектив университета за радушный прием и оказанное доверие, выразив твердую уверенность в дальнейшем развитии взаимных отношений и укреплении тесного сотрудничества.

На следующий день, 20 июля, состоялась встреча В.Г. Санаева и корейской делегации с руководителем Федерального агентства лесного хозяйства В.П. Рощупкиным (на фото), в ходе которой обсуждались направления и формы развития сотрудничества российских лесных организаций в рамках ИЮФРО. В этой связи наш университет выступил инициатором проведения XXIV Мирового конгресса ИЮФРО в 2015 году в России. Данное предложение было встречено с большим интересом.

Ну что ж, Сочи-2014 – уже реальность. Даешь Лестех-2015!

С.В. РАМАЗАНОВ, С.А. ГЛАДЫШЕВ.


Итоги 2006/2007 учебного года и задачи по развитию МГУЛеса на 2007/2008 учебный год

(Выдержки из доклада ректора МГУЛеса профессора В.Г. САНАЕВА)

Учебно-методическая работа

Научно-педагогические кадры

Подавляющее большинство преподавателей МГУЛеса имеют соответствие базового образования и научной специальности преподаваемым ими дисциплинам.

Среди наших сотрудников: 3 академика и 2 члена-корреспондента государственных академий, 32 академика общественных академий (26 членов-корреспондентов), 4 лауреата государственных и международных премий, 17 заслуженных деятелей науки и техники, 145 профессоров, 88 докторов наук, 338 доцентов.

В то же время, основные проблемы в этой сфере у нас сохраняются: средний возраст преподавателей многих кафедр превышает 60-летнюю отметку, на кафедрах мало молодых сотрудников. Из-за низкой заработной платы наибольшая текучесть кадров наблюдается именно среди молодежи.

Кроме того, деканам факультетов и заведующим кафедрами следует обратить внимание на соблюдение трудовой дисциплины преподавателями и принимать своевременные меры административного воздействия в случае выявления нарушений.

Контингент студентов

На 1 июня 2007 г. контингент студентов МГУЛеса составил 11403 человека. В том числе: 5673 человек (49,7%) – по очной, 366 (3,2%) –  по вечерней и 5364 (47,1%) –  по заочной формам обучения. По сравнению с прошлым годом, численность студентов уменьшилась на 211 человек исключительно за счет очной формы, и эта тенденция в ближайшие годы будет сохраняться. Значительным стал прием на сокращенные программы обучения, которые реализуются через наши представительства. В настоящее время заочная сокращенная форма обучения охватывает 3939 студентов – выпускников техникумов.

Выпуск 2007 года составил 2215 человек, из них 1053 – по очной форме обучения, 85 – по вечерней и 1077– по заочной. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 138 человек (6,2 %). Рекомендованы для дальнейшего обучения в аспирантуре 128 человек (5,8 %). 

Успеваемость

За  прошедший учебный год из МГУЛ были отчислены 459 студента очной, 424 – заочной и 25 – вечерней форм обучения.

Абсолютная успеваемость по итогам весенней сессии находится на крайне низком уровне. В 2004 году – 72,6 %, в 2005 году – 59,8 %, в 2006 г. – 62,2 %, в 2007 г. – 59,6 %.

Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, число отличников составило 16,4 %, число хорошистов – 34,8 %, а число троечников и смешанных оценок держится на уровне 48,8 %. Однако число задолжников все равно остается большим. На конец сессии их оставалось 1943 человека (40,4 %).

В течение последних лет учебным управлением и деканатами факультетов проводится систематическая работа по выявлению студентов, регулярно пропускающих занятия. Деканам факультетов следует значительно повысить требовательность к исполнению учебной дисциплины студентами и своевременно реагировать на ее нарушения.

Госэкзамены отлично сдали 41,2 % выпускников, хорошо – 43,1 %, удовлетворительно – 15,7 %. Дипломные проекты защитили отлично 57,6 % выпускников, хорошо –  34,2 %, удовлетворительно – 8,2 %.

Учебные и производственные практики

Практики являются одной из важных составляющих учебного процесса. Их организация осуществляется на основании Положения о практике студентов МГУЛеса.

Многие базы учебных и производственных практик задействованы из года в год, поддерживаются за счет хороших контактов и личных связей преподавателей университета с предприятиями и организациями. Это, прежде всего, лесхозы, лесокомбинаты, мебельные комбинаты. На них проходят практику студенты лесного факультета, МХТД, факультета экономики и внешних связей.

Ряд кафедр, работающих на основе договоров о сотрудничестве с НИИ и на производстве, организуют практики студентов на их базе. МХТД имеет 23 таких договора, лесной факультет – 7, ФЭСТ – 8.

Что касается Щелковского учебно-опытного лесхоза, то практики там отлажены, и во многом это заслуга администрации лесхоза. Заранее заключаются договора на охрану и медицинское обслуживание, проводится ремонт дороги и работы по открытию базы практик.

После ремонта двух общежитий многие студенты с удовольствием заселяются в Камшиловку. Емкость лагеря – 150 человек. Эту базу нам нужно сохранять и содержать в порядке. В ближайший год мы будем продолжать там поэтапные ремонтные работы и сделаем теплыми оставшиеся жилые корпуса.

Методическая работа

Методическая работа была нацелена на подготовку к предстоящей комплексной проверке университета в феврале 2008 года. В этой работе участвуют все кафедры и учебные подразделения МГУЛ.

Одним из наиболее жестких аккредитационных требований к вузу является наличие учебно-методических комплексов для 100 % читаемых учебных дисциплин. Проверка показала, что комплексы имеются практически для всех дисциплин и, в целом, состояние их удовлетворительное. Однако есть и недостатки. К их числу следует отнести недостаточное количество учебно-методических пособий в помощь самостоятельной работе студентов и материалов для контроля текущей успеваемости.

Важнейшей составляющей методического обеспечения образовательного процесса является и наличие в достаточном количестве качественной учебной и учебно-методической литературы, что также является аккредитационным показателем.

В наступающем учебном году главной задачей методического управления и других подразделений университета является подготовка к комплексной проверке МГУЛеса. В этой связи необходимо обеспечить контроль организации и выполнения всего комплекса подготовительных работ на кафедрах, в деканатах и в других подразделениях университета, собрать, обобщить и оформить всю необходимую для проверки информацию и своевременно представить ее для рассмотрения.

Библиотека

Необходимым условием получения качественного образования является возможность широкого доступа студентов к учебной и научной литературе.

С марта по декабрь 2006 года усилия сотрудников библиотеки были направлены на оборудование помещений, выделенных библиотеке, переучет оставшегося фонда, приобретение учебной литературы по заявкам  кафедр для обеспечения учебного процесса.

Библиотеке были предоставлены помещения для абонементов учебной и художественной литературы, а также для отдела комплектования. Однако площадь, занимаемая библиотекой в настоящее время, составляет 800 м2, вместо 1830 м2 до пожара.

Одновременно шла интенсивная работа по приобретению и обработке новой литературы. На комплектование библиотечных фондов в 2007 г. было выделено 4 млн. рублей.

С учетом последних приобретений, фонд учебной литературы библиотеки насчитывает 133048 экземпляров, а общий – 207638 экземпляров. Этого, конечно, недостаточно, но библиотечный фонд формируется не сразу, для этого нужно время.

В библиотеке создается электронная база данных. Имеются 10 персональных компьютеров. Создана локальная библиотечная сеть с выходом в Интернет.

Издательская деятельность

В рейтинге вузовских издательств, составленном Книжной палатой РФ и Ассоциацией книгоиздателей РФ, наш университет из 640 государственных вузов занял 7 место, после МГУ им. М.В. Ломоносова. Мы входим в четверку лучших вузов Москвы, а среди вузов Подмосковья университет лидирует по всем показателям издательской деятельности.

За текущий год было издано 83 наименования новой учебной и учебно-методической литературы (в том числе 6 – с грифами Министерства и УМО) общим тиражом около 17 тысяч экземпляров. Осуществлено переиздание 50 наименований литературы тиражом 11 тысяч экземпляров.

Журнал «Лесной вестник» вошел в обновленный ВАКом перечень журналов, рекомендованных для публикации результатов научных исследований по кандидатским и докторским диссертациям.

Большая работа была выполнена издательством по комплектованию основных фондов библиотеки университета и библиотек представительств ИПСОП. В библиотеку поступило 27000 томов литературы. Среди поставщиков литературы библиотеке наше издательство вышло на первое место.

Институт подготовки специалистов без отрыва от производства

Сегодня в ИПСОП учатся порядка 7000 студентов. Из них половина – в 13-ти региональных представительствах. Занятия ведутся по 10 специальностям и 7 специализациям по программам полного и ускоренного обучения. Несмотря на острую конкуренцию со стороны других вузов, динамика выпуска специалистов на представительствах МГУЛеса с 1999 по 2007 гг. демонстрирует непрерывный рост.

В 2006/2007 учебном году сотрудниками ИПСОП была проведена большая работа по оформлению личных дел и документов студентов, утраченных в результате пожара; разработан переход на новую систему оплаты труда преподавателей, выезжающих в представительства; открыты и приступили к работе Калязинское и Калашниковское представительства МГУЛ, а также представительство в Главном ботаническом саду РАН.

В июне 2007 года был проведен Межрегиональный учебно-методический семинар «Образовательная деятельность в региональных представительствах ГОУ ВПО «Московский государственный университет леса».

Информатизация

В настоящее время студенты университета проходят обучение в 15 общеуниверситетских компьютерных классах на базе процессоров Pentium. Эти классы подключены к сети Internet и оснащены необходимым периферийным оборудованием: видеопроекторами, сканерами, принтерами. 5 поточных аудиторий оснащены мультимедийными средствами вывода изображения на экран.

 

Всего к локальной сети подключены 418 компьютеров в подразделениях и 195 – в компьютерных классах.

Силами коллектива Интернет-центра был создан новый высокопроизводительный узел сети, система электропитания. Восстановлена волоконно-оптическая сеть университетского городка. В 10 раз (до 1000 Мбит/с.) повышена скорость передачи данных между корпусами университета, что позволило увеличить нагрузку на сеть без потери качественных характеристик.

В настоящее время наш вычислительный центр ведет разработку автоматизированной информационной системы (АИСт). Система призвана сократить бумажный документооборот между источником и потребителем информации и оперативно предоставлять интересующую информацию. На данный момент разработан ряд модулей, которые прошли тестирование и находятся на стадии внедрения.

Активную работу по налаживанию внутривузовской радиотрансляции провел информационно-технический отдел, созданный на базе отдела ТСО.

Воспитательная работа

Координирующим органом в этой сфере является Совет университета по воспитательной и внеучебной работе. Работа ведется при активном участии профсоюзного комитета студентов МГУЛ, студенческого и спортивного клубов, газеты «Вестник».

Регулярно проводятся экскурсионные поездки студентов. Организуются вечера факультетов, устные журналы, конференции, фестивали. Работают агитбригады факультетов. Команды КВН в течение учебного года проводят межфакультетские турниры.

Наиболее активная часть спортивной молодежи объединена в секциях, где занимаются примерно 400 студентов. В соревнованиях приняли участие более 1350 человек, что на 10 % больше, чем в предыдущем учебном году.

Особое внимание университет уделяет информационному обеспечению указанной деятельности. Наиболее значимые события студенческой жизни постоянно освещаются на страницах газеты «Вестник». В рамках информационной программы Мэрии Москвы работает «Терминальная станция МГУЛ».

Научно-исследовательская работа

Научные исследования, проводимые в МГУЛ, были направлены на решение целого ряда задач по основным научным направлениям деятельности университета.

Как известно, коллектив МГУЛ заложил основы университетского комплекса. В новом учебном году нам предстоит наполнить деятельность университетского комплекса конкретными проектами и работами. Мы должны ярче показать системообразующую роль университета леса в интеграционных процессах науки, образования и производства.

Общий объем финансирования НИР составил 32,5 млн. рублей. По сравнению с предыдущим годом, он увеличился примерно на 6 %. Причем 89 % объема НИР было выполнено собственными силами. Средства, полученные по различным направлениям из федерального бюджета, увеличились на 18 % и составили 39% от общего объема НИР.

В университете выполнялись 73 научно-исследовательские работы. Из них Минобрнауки РФ финансировал 18 тем; Министерство природных ресурсов – 3; хоздоговорные и по договорам на передачу научно-технической продукции – 42; другие источники – 3 темы. 7 тем выполнялись по зарубежным контрактам и грантам международных фондов.

Ученые университета активно вели исследования по 2 федеральным целевым научно-техническим программам, 3 научно-техническим программам Рособразования, научно-технической программе Роснауки, 4 грантам Российского фонда фундаментальных исследований, 2 грантам и 5 проектам, финансируемым зарубежными организациями.

По итогам НИР сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищены 8 докторских и 39 кандидатских диссертаций.

В настоящее время докторантура осуществляет подготовку специалистов по 11, а аспирантура – по 29 научным специальностям.

В аспирантуре проходит подготовку 321 человек, в том числе 281 аспирант и 40 соискателей на ученую степень кандидата наук. На очном отделении обучаются 220 аспирантов, из них 110 – по госбюджету и 110 – по контракту. На заочном отделении обучается 61 аспирант, из них 37 – по госбюджету и 24 – по контракту. Выпуск аспирантуры составил 53 человека.

По результатам исследований учеными университета было получено 32 патента и положительных решения о выдаче патентов на изобретения и полезные модели РФ, поданы 22 заявки на изобретения и полезные модели.

С учетом участия в НИРС, студентам университета было присуждено свыше 200 именных стипендий, в том числе 3 стипендии Правительства РФ, 136 стипендий мэрии Москвы, 14 стипендий “Подмосковье”, 8 стипендий им. А.К. Астрахова, 8 стипендий главы Мытищинского района.

Международная деятельность

Наш университет взаимодействует более чем со 160-ю зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 70-ти стран мира. 19 июля 2007 года регалии Почетного Доктора Московского государственного университета леса были вручены Президенту ИЮФРО, профессору Сеульского университета Дону Ку Ли.

В течение года в университете обучались 144 иностранных гражданина, как по государственной линии, так и на контрактной основе. Сегодня в вузе обучаются представители 27 стран мира: Китая, Вьетнама, Таиланда, Ирана, Камеруна, Бразилии, Египта, Южной Кореи, ряда стран СНГ.

Уже не первый год иностранные студенты МГУЛ участвуют в Международном юниорском лесном конкурсе. С 9 по 14 октября 2006 года в Санкт-Петербурге в рамках Международного лесного форума проходил третий юниорский слет, где выступали наши студенты.

Наша основная задача – расширение масштабов и географии международного сотрудничества и концентрация на его важнейших позициях, способных принести максимальную отдачу. При этом необходимо отметить и нашу слабость: недостаточный уровень языковой подготовки как профессорско-преподавательского состава, так и аспирантов и студентов.

В целом по вузу наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа командировок за рубеж сотрудников и преподавателей, аспирантов и студентов МГУЛ – с 25 человек в 2000/2001 учебном году до 100-120 человек в последние годы. За счет финансирования от иностранных партнеров оснащен современным оборудованием ряд лабораторий нашего вуза. Стоимость этого оборудования достигает 30 млн. рублей.

В целом мы имеем неплохую результативность международной деятельности. Среди вузов лесного профиля МГУЛ имеет максимальные показатели по этому разделу, что подтверждает наш высокий рейтинговый уровень в системе высшего образования.

УМО по образованию  в области лесного дела

С 5 по 9 июня 2007 г. на базе Архангельского государственного технического университета проходило выездное заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела.

Основным вопросом заседания стало обсуждение Программы развития лесного образования до 2010 года. Реализация этой программы, разработанной экспертами УМО совместно с представителями Рослесхоза и Минобрнауки, должна сопровождаться разработкой новых подходов к принципам оценки качества образования. В ее основе лежат два основных критерия: соответствие получаемых знаний современным мировым требованиям в области высшего профессионального образования и востребованность специалистов данной квалификации на рынке труда.

В связи с разработкой новой системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования, что влечет за собой разработку принципиально новых методик обучения, члены УМО обратились в Рособрнадзор с предложением временно приостановить открытие новых специальностей в «непрофильных» вузах.

Члены Научно-образовательной ассоциации лесного комплекса принимали активное участие в обсуждении проекта новой редакции Лесного кодекса РФ. Они активно работали в Совете по добровольной лесной сертификации. Принимают участие в заседания Федерального агентства лесного хозяйства РФ по отработке проектов правительственных решений при реализации основных положений Лесного кодекса.

Очередное выездное заседание Совета УМО состоится 5-12 октября в Санкт-Петербурге и будет посвящено вопросам гармонизации примерных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Попечительский совет

Целью создания Попечительского совета, объединившего сегодня свыше 80-ти организаций, является позиционирование МГУЛеса как ведущего вуза страны на рынке труда. Основные задачи: содействие в организации практик студентов; трудоустройство молодых специалистов по полученной в вузе специальности; участие в создании научно-производственных объединений, технопарков, представительств на предприятиях.

Основная форма работы Бюро ПС – выездные заседания на базе предприятий с целью отработки практических вопросов деятельности университета и бизнеса. В марте 2006 - июне 2007 г. был проведен ряд таких выездных заседаний, в том числе в Национальном парке «Плещеево озеро», в ПК «Корпорация «Электрогорскмебель», «Центрлеспроекте», холдинге «Русский ламинат»,

В начале прошлого учебного года, при непосредственном участии Попечительского совета, приступила к занятиям по программе MBA в рамках деятельности Международной школы управления и бизнеса группа руководителей мебельных предприятий.

По инициативе Попечительского совета в университете состоялись два Дня карьеры.

Работа со средствами массовой информации

Средства массовой информации университета, деятельность которых координирует управление по СМИ и связям с общественностью – газета «Вестник», радиовещание и фотолаборатория, – играют важнейшую роль в воспитательной работе со студенчеством.

27 ноября 2006 года исполнилось 50 лет со дня выхода в свет первого номера многотиражной газеты МЛТИ-МГУЛеса. В 2006/2007 учебном году вышли 30 номеров газеты, разработка полноцветного оригинал-макета которой полностью осуществляется силами молодого коллектива управления.

Подтверждением высокого содержательного и технического уровня подготовки «Вестника» МГУЛеса стали итоги IV Московского городского конкурса студенческих изданий и молодых журналистов «Хрустальная стрела», где наш университет победил в номинации «Лучший учредитель студенческого издания».

После восстановления внутренней радиосвязи в учебных корпусах было сформировано студенческое информационное агентство, осуществляющее подготовку радиовыпусков, посвященных проблемам молодежи.

В области наглядной агитации оформлены стенды, посвященные наградам университета и лучшим выпускникам Лестеха разных лет.

Сформирована база данных, включающая около 30-ти центральных, отраслевых и региональных изданий, с которыми осуществляется взаимодействие в освещении деятельности нашего вуза по различным направлениям.

Хозяйственная деятельность и капитальное строительство

Хозяйственная деятельность университета проводится в соответствии с планом работ на 2007 год. В частности, осуществлен ремонт 76-ти служебных и поточных аудиторий в УЛК-1 и УЛК-2, мест общего пользования в спортзале, помещения библиотеки в УЛК-2, ремонт лагеря «Искра».

В постоянном режиме велись работы по благоустройству и озеленению территории университета. Приведена в порядок территория дендросада.

На строительство нашего спорткомплекса с бассейном был установлен план государственных инвестиций 15 млн. рублей. Дополнительно были выделены еще 5 млн. рублей. На эти средства уже выполнены все внутренние общестроительные работы, устройство чаши бассейна, монтаж систем отопления и вентиляции.

Проводятся работы по разработке необходимой проектно-сметной документации на восстановление и реконструкцию пострадавшего от пожара главного корпуса университета.  Проектные работы выполняются на средства спонсоров и собственные средства общим объемом 20 млн. рублей. План на 2007 г. – 30 млн. рублей. На эти средства планируется завершить разборку конструкций и фундаментов, выполнить строительные работы по устройству фундаментов на блоках «Б» и «В».

Прием в университет

Конкурс при поступлении в университет леса составил в этом году 1,55 человека на одно бюджетное место. План приема на очное обучение в количестве 805 человек был выполнен полностью.

Активнее всего абитуриенты стремились поступить в МШУБ и на гуманитарный факультет, где было подано по три заявления на каждое бюджетное место. По остальным факультетам конкурс составил: факультет экономики и внешних связей – 1,98; факультет ландшафтной архитектуры – 1,8; факультет электроники и системотехники – 1,72; факультет механической и химической технологии древесины – 1,21; лесной факультет – 1,2.

Однако необходимо обратить внимание, что на выделенные министерством под целевой прием 100 мест, при 120-ти предварительных заявках из регионов, подали заявления только 36 человек, из которых успешно сдали вступительные испытания 30 абитуриентов.


проект

РЕШЕНИЕ

общего собрания коллектива университета 

совместно с Ученым Советом

Заслушав и обсудив доклад ректора университета профессора  В.Г. Санаева «Итоги работы коллектива в 2006/2007 учебном году и задачи коллектива университета на 2007/2008 учебный год», общее собрание сотрудников  Московского государственного университета леса  РЕКОМЕНДУЕТ:

 Одобрить работу руководства и коллектива университета по:

восстановлению и дальнейшему развитию учебной, методической и материально-технической базы университета;

подготовке к процедуре комплексной оценки деятельности университета, созданию рабочей группы по подготовке к аттестации и разработке соответствующего плана мероприятий;

- постоянному контролю и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса;

завершению проектных работ и реконструкции главного учебного  корпуса университета;

завершению строительства нового спортивного павильона с бассейном и подготовке к приему корпуса комиссией;

- подготовке и принятию новой редакции Устава МГУЛ и нормативных документов, регламентирующих учебно-методическую деятельность  в университете;

проведению широкомасштабных работ:

- по ремонту учебных аудиторий,  кабинетов и  комнат общежитий;

-  озеленению территории университета;

- подготовке и проведению процедуры аккредитации образовательных программ по двум направлениям «Лесное дело» и «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»;

- укреплению связей с регионами и развитию сети представительств университета;

- линии УМО по образованию в области лесного дела совместно с Рослесхозом, Министерством образования и науки РФ разработать макет межотраслевой Программы развития лесного образования до 2010г.

 

1.     УЧЕБНАЯ  И  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

1.1.               Ректорату университета:

1.1.1.   Предусмотреть приоритетное выделение средств на:

- реализацию плана мероприятий по подготовке и проведению  комплексной оценке деятельности университета в 2008 году;

- проведение кадровой политики по закреплению молодых ученых на кафедрах университета;

- реконструкцию главного учебного корпуса университета и ввод в строй в 2008 году спорткомплекса и плавательного бассейна;

- приобретение:

- современных ЭВМ и оргтехники для   компьютерных классов и кафедр университета;

- мониторов и вспомогательных технических средств, обеспечивающих вывод наглядной видео-информации в фойе учебных корпусов;

-   учебной литературы для библиотеки МГУЛ;

- современного  лабораторного оборудования для кафедр;

- лицензионного программного обеспечения;

- выпуск учебной и учебно-методической литературы  издательством МГУЛ;

- внедрение современных инновационных технологий обучения студентов и создание системы менеджмента качества;

- дальнейшее развитие спортивной и оздоровительной  работы со студентами, оснащение нового спортивного павильона с бассейном;

- благоустройство интерьеров и территории университета;

- проведение рекламной и профориентационной работы;

- улучшение условий проживания в общежитиях МГУЛ.

1.1.2. В срок до 1 ноября 2007 г. разработать (утвердить) Программу развития Воспитательной деятельности в университете на период 2007-2012 гг. (Отв.: президент МГУЛ А.Н. Обливин, председатель профкома студентов И.В. Майструк).

1.1.3. С целью корректировки плана приема на 2008/2009 учебный  год до 1 октября 2007 г. совместно с деканам факультетов и приемной комиссией проанализировать итоги приема в 2007 г.,  соответствие численности студентов всех форм обучения по специальностям и направлениям (с учетом повышения качества подготовки выпускающими кафедрами), и к 10 октября 2007 г.  подготовить предложения к контрольным цифрам приема студентов в 2008 году.

1.1.4. Усилить контроль за организацией проведения конкурсных торгов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

(отв.: проректора Тулузаков Д.В., Комаров Е.Г., Бобашов А.И.,  начальник  управления  по инженерному обеспечению Давлитов Р.М. председатель профкома студентов Майструк И.В.)).

 1.2.  Научно-методическому совету университета:

1.2.1. В срок до 10 октября 2007 года завершить рассмотрение положений, регламентирующих деятельность МГУЛ, и подготовить к изданию сборник внутренних  нормативных документов университета;

1.2.2. Начиная с 15 сентября 2007 года, составить график и рассмотреть готовность 10 специальностей (направлений) университета,  выносимых на комплексную проверку.

 1.3.  Учебному и методическому управлениям университета:

1.3.1. Совместно с деканатами, кафедрами и другими подразделениями университета провести работу по подготовке и проведению комплексной оценке деятельности университета в 2008 году:

- провести проверку учебной и методической работы кафедр университета и деканатов на предмет готовности к предстоящей аттестации университета (срок – ноябрь 2007 г.);

- совместно с деканатами и кафедрами  доработать учебные планы и учебно-методические комплексы (срок – ноябрь 2007 г.);

- провести комплекс работ по самообследованию университета (срок – октябрь 2007 г.);;

- своевременно подготовить для представления комиссии по аттестации все необходимые документы и справочные материалы (срок – январь 2007 г.);.

1.3.2. Совместно с Попечительским советом продолжить работу по заключению долгосрочных договоров с организациями и предприятиями – членами Попечительского совета на подготовку специалистов и прохождение студентами учебных и производственных практик.

1.3.3. В связи с разработкой и принятием в 2008 году  новых Федеральных Государственных образовательных стандартов уровневой подготовки:             

- совместно с заведующими кафедрами естественно-научного, гуманитарного и общепрофессионального циклов разработать рабочие программы читаемых дисциплин и согласовать их с базовыми кафедрами (научно-методическими комиссиями по специальностям).  Начальнику МУ Савицкому А.С. своевременно   разработать график согласования рабочих программ (срок – октябрь 2007 г.);

- обратить внимание на возможность поэтапной корректировки штатного расписания профессорско-преподавательского состава факультетов.

1.3.4. Совместно с ИПСОП  продолжить  разработку системы дистанционного обучения для подготовки и  повышения квалификации в лесных  регионах России специалистов по месту их работы и жительства.

 1.4. Издательству МГУЛ совместно с методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами в рамках подготовки к предстоящей аттестации университета составить план дополнительного издания недостающей учебно-методической литературы и организовать ее своевременный выпуск (срок – октябрь-ноябрь 2007 г.).

 1.5. Управлению информатизации:

1.5.1. Продолжить активную работу по внедрению в университетскую среду сетевых информационных технологий в интересах повышения эффективности административного, учебного процессов и НИР.

1.5.2. Внедрить систему управления содержанием страниц сайта подразделениями МГУЛ и контроль их своевременного обновления. С этой целью провести обучение пользователей работе с программой обновления страниц сайта (срок – декабрь 2007 г.).

1.5.3. Привлекать преподавателей и сотрудников администрации к участию в форуме  МГУЛ и чатах с целью ознакомления с жизнью студенческого сообщества,  ответов на возникающие вопросы студентов и других участников общения и воспитательной работы.

1.5.4. Разработать Техническое задание и проект использования IP-телефонии в университете. В течение 2007 года создать головной участок для администрации МГУЛ.

1.5.5. Продолжить:

- совершенствование процесса информатизации университета  на основе системы «Спрут».

- работы по дальнейшему развитию автоматизированной системы (АИСт).

 1.6. Деканам факультетов:

1.6.1. Совместно с базовыми и выпускающими кафедрами:

- расширить число специализаций к специальностям, открытым в университете (в рамках утвержденных УМО) (срок – апрель 2008 г.);

- с целью привлечения абитуриентов из различных регионов России и трудоустройства выпускников старших курсов постоянно расширять связи с администрациями областей, городов и районов, руководством управлений, предприятий и организаций, осуществлять активную профориентационную работу в школах и техникумах, выделять сотрудников для проведения агитационной работы среди поступающей молодежи;

- принять активное участие в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов уровневой подготовки. Обеспечить широкое обсуждение основных образовательных программ на факультетах и кафедрах университета (отв.: Курносов Г.А., Тулузаков Д.В.).

1.6.2. Совместно с заведующими кафедрами привести численность штатных преподавателей факультетов и кафедр в соответствие с числом ставок, финансируемых из средств государственного бюджета (срок – май 2008 г.).

1.6.3. Обсудить на Советах факультетов издательскую деятельность кафедр факультета и усилить контроль за качеством издаваемой литературы (срок – ноябрь 2007 г.).

1.6.4.  Принять все меры к строгому соблюдению студентами учебной  дисциплины и общественного порядка в университете.

1.6.5. Строго контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра.

           1.7. Заведующим кафедрами:

1.7.1. Поэтапно внедрять тестирование для осуществления контроля текущей успеваемости и остаточных знаний студентов.

1.7.2. Совместно с деканами факультетов продолжить работу по снижению аудиторной нагрузки преподавателей и увеличению самостоятельной работы студентов.

1.7.3. Провести анализ выполнения тематического плана издания учебно-методической литературы по кафедре и регулярно его контролировать (срок – октябрь 2007 г.).

1.7.4. Обеспечить своевременное составление учебно-методических комплексов, написание и подготовку к изданию недостающих учебников и учебно-методических пособий в соответствии с требованиями Государственной комиссии по комплексной оценке деятельности университета (срок – октябрь-ноябрь 2007 г.).

1.7.4. Создать условия для самостоятельной работы студентов (в т.ч. и в специализированных аудиториях кафедр).

1.8. Заведующим выпускающими кафедрами:

1.8.1. Провести анализ дипломных проектов (дипломных работ) и осуществить мероприятия по повышению качества и уровня содержания выпускных квалификационных работ (срок – октябрь 2007 г.).

1.8.2. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, не допускать перегрузки штатных преподавателей кафедр большим количеством дипломников, в случае необходимости заранее привлекать к руководству дипломным проектированием  специалистов профильных учреждений и организаций.

 1.9. Председателям учебно-методических советов (проф. Редькину А.К., проф. Липаткину В.А.), совместно с ответственными подразделениями Рослесхоза, до 01 октября 2007г. разработать макеты интегрированных примерных образовательных программ и  ГОС третьего поколения высшего и среднего профессионального образования. Макеты ГОС и примерные образовательные программы представить в Президиум Совета УМО до 10 октября 2007 г.

 1.10. Попечительскому совету университета:

1.10.1. Совместно с выпускающими кафедрами подготовить перспективный план потребности в инженерных кадрах на предприятиях-попечителях на ближайшие 5 лет (срок декабрь 2007 г.) (отв.: В.И. Мельников, Х.А. Фахретдинов, И.В. Майструк).

1.10.2. Совместно с деканами и управлением по СМИ и связям с общественностью приступить к созданию ассоциации выпускников МЛТИ-МГУЛ (отв.: Х.А. Фахретдинов, С.В. Рамазанов, деканы факультетов) (срок – декабрь 2007 г.);.

1.10.3. Организовать работу с предприятиями по формированию заявок на целевое обучение в университете в рамках государственного заказа на подготовку специалистов (отв. Х.А. Фахретдинов).

 

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

2.1. Ректорату, НИЧ  совместно с факультетами:

- Развивать в приоритетном порядке материально-техническую базу структурных подразделений университета, которые ведут исследования, позволяющие осуществлять опережающую подготовку специалистов для приоритетных направлений в экономике, науке, в области высоких технологий.

- Создать резервный фонд, необходимый для финансирования: патентно-лицензионной, информационной деятельности; научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов; редакционно-издательской работы по подготовке к изданию авторефератов, диссертаций и сборников научных трудов; организации выставок (срок – январь 2008 г.).

- Обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами и докторантами, учитывать это при присвоении званий и при прохождении по конкурсу на должность профессора кафедры.

- Разработать систему мер по повышению требований при отборе кандидатур для обучения в аспирантуре. Для осуществления преемственности в научных школах и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров рекомендовать лучших выпускников, отличников учебы для обучения в аспирантуре на госбюджетные места.

- Провести в сентябре-октябре 2007 года научно-техническую конференцию «Национальная лесная политика России», научую конференцию по проблемам лесоводства и лесоуправления, посвященную 140-летию со дня рождения профессора Г.Ф. Морозова и профессора М.М. Орлова, Международную научную конференцию «Актуальные проблемы рекреационного лесопользования».

- Провести в январе 2008 года научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов. В марте-апреле 2008 года провести научно-технические конференции студентов. По результатам работы конференций опубликовать сборники научных трудов.

2.2. НИЧ совместно с факультетами:

- Продолжить развивать сложившиеся в университете принципы партнерства в рамках заключенных договоров со стратегическими партнерами, обусловливающих формирование современной научно-образовательной среды, подготовку нового поколения специалистов, востребованных промышленностью различных отраслей и регионами.

- Направлять основные усилия на интеграцию университетской академической и отраслевой науки с учебным процессом, оказывать всемерную поддержку интегрированным научно-образовательным структурам, научно-учебно-производственным центрам (в том числе инновационным), эффективно обеспечивающим сохранение, воспроизводство и регулярное обновление кадрового потенциала университета.

2.3. НИЧ, управлению по подготовке научно-педагогических кадров, факультетам, кафедрам, осуществляющим подготовку аспирантов, обеспечить необходимую численность аспирантов и своевременную защиту ими диссертаций в плановые сроки в свете преобразований новых показателей и критериев госаккредитации университетов.

2.4. НИЧ, учебному и методическому управлениям, факультетам, выпускающим кафедрам подготовить план по осуществлению конкретных мер по реализации непрерывного цикла подготовки научно-педагогических кадров для университета по принципу: перспективные студенты – способные выпускники – одаренные аспиранты – научно-педагогические кадры высшей квалификации (срок – ноябрь 2007 г.).

 

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Ректорату обеспечить дальнейшую интеграцию университета в мировое образовательное и научное пространство, рост экспортного потенциала университета:

3.1.1. Проректору Тулузакову Д.В. совместно с проректором Шалаевом В.С.  разработать стратегию и технический план реализации в вузе положений Болонского процесса (срок – декабрь 2007 г.).

3.1.2. Проректору Запруднову В.И. совместно с проректором Шалаевом В.С. подготовить предложения по стимулированию активности ученых вуза по реализации и внедрению научно-исследовательских работ в международное научное пространство (срок – ноябрь 2007 г.).

3.1.3. Проректору Шалаеву В.С. совместно с проректорами Тулузаковым Д.В. и Запрудновым В.И. продолжить в течение учебного года реализацию Программы по улучшению языковой подготовки студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза, включающую учебные занятия, зарубежные стажировки и сдачу квалификационных экзаменов на международные сертификаты;

3.2. Начальнику Управления международной деятельности Никитину В.В. совместно с главным инженером Давлитовым Р.М. продолжить работу по радикальному улучшению социально-бытовых условий проживания иностранных граждан в общежитии МГУЛ;

3.3. Начальнику Управления международной деятельности Никитину В.В. в 2007/2008 учебном году:

3.3.1. Совместно с деканами факультетов продолжать работу по расширению географии и масштабов преподавательских, аспирантских и студенческих обменов и практик.

3.3.2. Обеспечить начало процесса лицензирования Подготовительного отделения для иностранных граждан (срок – декабрь 2007 г.).

3.3.3. Продолжить реализацию в учебном процессе комплексной системы повышения качества образования иностранных граждан в МГУЛ.

 

4. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Управлению по инженерному обеспечению разработать план мероприятий, предусматривающий:

- проведение ремонтных работ, благоустройству территории университета;

- создание комфортных условий работы для профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета;

- проведение профилактических мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- обеспечение мероприятий по пожарной безопасности и антитеррористической угрозе (срок – ноябрь 2007 г.).

4.2. Проректору по ФЭВ Е.Г. Комарову подготовить предложения по финансированию запланированных работ на 2008 г. (срок – январь 2008 г.).

 

5. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Отделу капитального строительства (отв. проректор А.И. Бобашов):

5.1. Ввести в эксплуатацию спортивный комплекс и плавательный бассейн (срок – февраль 2008 г.).

5.2. Продолжить работы по реконструкции главного учебного корпуса:

- утвердить технический проект строительства (срок – сентябрь-октябрь 2007 г.);

- подготовить предложения в Рособразование по финансированию строительства в 2008 г. (срок – ноябрь 2007 г.).

5.3. Совместно с проректором по ФЭВ Е.Г. Комаровым предусмотреть финансирование объекта за счет внебюджетных средств университета и попечителей (срок – ноябрь-декабрь 2007 г.).

6. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

         Профсоюзным комитетам сотрудников и студентов университета совместно с санаторием-профилакторием, поликлиникой и базой отдыха «Джанхот» обеспечить условия для охраны здоровья и полноценного отдыа профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета.


ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет конкурс

на замещение вакантных должностей по кафедрам:

Ä экономической теории – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä технологии и оборудования лесопромышленного комплекса - профессора – 0,25 ед.;

Ä технологии древесных плит и пластиков – ассистента – 1 ед.;

Ä бухгалтерского учета, анализа и аудита – доцента – 1 ед., ассистента – 1 ед.

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11)

– один месяц со дня публикации в газете.