№ 29-30 (1810-1811), 7 ноября 2007 г.

ОФИЦИАЛЬНО

17 октября состоялось первое заседание Совета при президенте Московского государственного университета леса в новом составе, утвержденном приказом ректора МГУЛеса от 3 июля 2007 г.

Совет возглавляет президент университета профессор А.Н. Обливин, заместитель председателя – профессор Н.А. Медведев. В составе Совета: профессор А.К. Редькин, профессор А.С. Щербаков, профессор Н.А. Моисеев, профессор В.В. Амалицкий, профессор В.И. Обыденников, профессор О.Н. Новоселов, профессор В.В. Цухло, профессор В.В. Фролов, председатель профкома МГУЛеса А.В. Сиротов.

На заседании был согласован план работы Совета на ближайшую перспективу. В числе приоритетных вопросов: участие в подготовке стратегии развития университета для обсуждения на Совете МГУЛ; подготовка плана работы Попечительского совета; руководство Советом по воспитательной работе; участие в работе УМО по образованию в области лесного дела; подготовка материалов для обсуждения на президиуме Учебно-научной ассоциации лесного комплекса; участие в разработке законодательных актов по лесному комплексу.


ЮБИЛЕЙНЫЙ ОКТЯБРЬ

Я ненавижу коммунистов… Да-да, я ненавижу людей, которые дали миру выдающийся, знаковый пример создания государства социальной справедливости, государства гражданского равенства и свободы.

Я ненавижу их, предавших память многих тысяч убитых, расстрелянных, замученных в Гражданской войне, умиравших с мечтой о светлом будущем и за это самое будущее.

Я ненавижу тех, кто сейчас спекулирует на великом имени России, превращая ее в послушника Америки. Кто спекуляцию сделал бизнесом, а труд на благо народа, на благо государства низвел до труда на благо «Челси». Кто превратил государство социального равенства в государство демократического неравенства.  

Я ненавижу «коммунистов», которые предали социалистическое государство, этот общественный строй. Которые вырастили в своей среде и поддерживали таких людей, как Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Александр Яковлев, других предателей коммунистической идеи. Тех, кто многие годы притворялись, что именно эту идею они проповедуют, укрепляют и претворяют в жизнь, занимая самые высокие должности в партийной иерархии.

Я ненавижу тех, кто Великую Державу превратил в третьеразрядную страну, не посмевшую выступить в защиту Югославии от американского произвола. Кто, с тоской вспоминая царя-батюшку, развалил ту империю, которую эти цари и создавали многие столетия.

Я ненавижу тех, кто, голосуя «за», держали «фигу в кармане». Тех, кто сейчас отрекается от своих слов и дел, называя даже песню о зайцах «протестом против деспотии коммунистов».

Я их ненавижу!

И я низко кланяюсь Вам, рядовым коммунистам, которые не прятали и не сжигали свои партбилеты. Которые сохранили гордость и не запятнали свое имя, не поддавшись на фальшивые лозунги крикливых пропагандистов.

Я горжусь коммунистами за все то прекрасное и великое, что было сделано для моей Родины, для России. Восхищаюсь теми,  кто сумел в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны организовать производство новейшей, лучшей в мире военной техники, кто не доедая, работая сутками, обеспечивал армию всем необходимым, кто отдавал Победе последнее и находил силы подняться и, сжав зубы, продолжать дело во имя спасения Родины. Кто поднял народ на Священную Войну и сделал все для Победы в ней.

Именно они, коммунисты, сделали труд делом чести и славы. Создали специальные награды для лучших рабочих, инженеров, ученых: орден Трудовой Славы, звание Герой Социалистического Труда. Прославили трудовые подвиги миллионов простых людей, чьим напряженнейшим трудом в тяжелейших условиях создано величие нашей страны. Создали все то, что было беззастенчиво разворовано в 90-е годы и разворовывается до сих пор.

Пройдут годы, и наши потомки по достоинству оценят величие Советской России, отдадут должное всем клеветникам, порочащим нашу историю, наш народ, наш труд и наши победы.

Потомки, которые с гордостью скажут: «Мы – наследники Великой Октябрьской Социалистической Революции!».

С праздником Вас, дорогие товарищи!

С праздником, у которого можно отнять дату, но нельзя отнять память людей!

 А.С. ЛЕТИН.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛЕСНОЙ ФОРУМ-2007

9-12 октября в Санкт-Петербурге проходил Международный лесной форум. Обширная программа мероприятия включала проведение многочисленных конференций, семинаров, «круглых столов», на которых представители органов власти, бизнеса, науки, профессиональных ассоциаций могли обсудить весь спектр проблем, связанных с развитием лесного сектора экономики.

Гостям и участникам форума была представлена обширная выставочная программа. В просторных павильонах выставочного комплекса «Ленэкспо» разместились экспозиции мебельной и строительной продукции из древесины, а также новейшие образцы машин и оборудования известных отечественных и зарубежных компаний.

В рамках мероприятия были подводились итоги IV Международного лесного юниорского конкурса, в котором приняли участие школьные лесничества, объединяющие свыше 67 тысяч юношей и девушек.

В адрес участников форума поступили приветственные обращения председателя Правительства РФ В.А. Зубкова, руководителей верхней и нижней палат парламента Федерального Собрания РФ С.М. Миронова и Б.В. Грызлова.

Открывая пленарное заседание, министр природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнев рассмотрел основные направления деятельности возглавляемого им министерства по реформированию лесной отрасли в рамках недавно вступившего в силу нового лесного кодекса. Разработка и принятие нового кодекса были обусловлены необходимостью совершенствования механизмов правового регулирования в сфере лесного хозяйства в целях повышения эффективности его функционирования. Как отметил Юрий Петрович, главными новациями принятого документа стали децентрализация управления лесным хозяйством, повсеместное внедрение механизмов долгосрочной аренды на основе аукционного принципа распределения лесных ресурсов. Министерством природных ресурсов была проведена значительная работа по обеспечению выполнения положений кодекса и разработке соответствующих подзаконных актов, приняты 24 постановления правительства и 34 ведомственных приказа.

Для надзора за деятельностью в сфере лесопользования, своевременного обнаружения и устранения возможных правонарушений создана система технического и экономического контроля, предусматривающая проведение непрерывного мониторинга состояния лесного фонда на всей территории страны. Данная система позволяет объективно оценить эффективность исполнения субъектами федерации делегированных им полномочий по распоряжению лесными ресурсами.

Как подчеркнул министр, сегодня для России крайне важно развивать собственную деревообрабатывающую промышленность. Необходимы эффективная таможенная и инвестиционная политики, направленные на стимулирование отечественного товаропроизводителя. Государство должно принимать активное участие в разработке и реализации перспективных инвестиционных проектов, создавая законодательные условия для благоприятного инвестиционного климата и содействуя строительству необходимой транспортной и социальной  инфраструктуры.

В заключение своего  выступления Ю.П. Трутнев выразил уверенность, что форум придаст новый импульс поиску эффективных путей решения проблем, связанных с развитием лесного сектора экономики и рациональным использованием лесных богатств России.

О проекте «Российский лес» рассказала председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной думы РФ Н.В. Комарова. Члены рабочей группы данного проекта намерены на законодательном уровне стимулировать развитие отечественной деревообрабатывающей промышленности, способствовать повышению внутреннего спроса на продукцию из древесины, в том числе по таким направлениям, как энергоносители древесного происхождения и деревянное домостроение. Имеющийся в России лесной потенциал является важным фактором экологической безопасности, неотъемлемым элементом культурно-исторической идентичности народа. Поэтому эффективное использование этого ресурса должно стать базой экономического развития регионов и роста социального благополучия нашего народа.

Первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации РФ Н.П. Чуркин познакомил собравшихся с деятельностью комитета в плане законодательного регулирования вопросов, касающихся совершенствования хозяйственных и правовых отношений в лесном комплексе. Как подчеркнул Николай Павлович, комитет работает в тесном взаимодействии с региональным руководством, МПР, Федеральным агентством лесного хозяйства, и пригласил всех желающих принять участие в «круглом столе», посвященном проблемам  законодательного обеспечения в сфере лесопользования, который пройдет  в Совете Федерации 27 ноября.

Как известно, ключевым критерием оценки эффективности структуры лесного комплекса является развитость производства продуктов глубокой переработки древесины и, в первую очередь, целлюлозно-бумажной промышленности. Анализу текущего состояния отечественной ЦБП и перспективам ее развития был посвящен доклад президента РАО «Бумпром» В.А. Чуйко. С учетом прогнозируемого роста потребности в бумаге и целлюлозе, Федеральной целевой программой по развитию глубокой переработки древесины предусмотрена реконструкция имеющихся и строительство новых ЦБК в Архангельской, Владимирской, Пермской, Псковской, Свердловской, Тюменской областях, Республике Коми. Это позволит к 2015 году увеличить выпуск целлюлозы на 5,2 млн. тонн, бумаги – на 2 млн. тонн, картона – на 4,5 млн. тонн. 

Действенным инструментом государственного стимулирования развития отрасли должны стать создание необходимой дорожной инфрастуктуры, проведение эффективной налоговой политики, направленной на полное или частичное освобождение от налогов на прибыль, имущество и приобретенное оборудование на период освоения новых мощностей. Все это позволило бы сократить сроки окупаемости капиталовложений и создало благоприятный инвестиционный климат.

В выступлениях заместителя генерального директора продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО ООН) Я. Хейно и председателя правления европейской конфедерации деревообрабатывающей промышленности CEI-Bois М. Элиассона были рассмотрены внешние аспекты международного сотрудничества России с представленными организациями. По заявлению зарубежных коллег, наша страна остается приоритетным партнером в международных проектах ФАО и CEI-Bois.

Одной из ключевых проблем отрасли – подготовке высококвалифицированных специалистов – был посвящен доклад ректора нашего университета профессора В.Г. Санаева, вызвавший особый интерес аудитории. Сегодня перед отечественной системой образования стоит задача выработки эффективной модели профессиональной подготовки, способной удовлетворить потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах вне зависимости от формы собственности хозяйствующих субъектов. Как подчеркнул Виктор Георгиевич, центральная функция современных образовательных программ состоит в том, чтобы выработать у молодых людей способность к продолжению обучения и постоянному совершенствованию своих знаний в течение всей жизни. В этом отношении высшая школа является ключевым звеном системы непрерывной профессиональной подготовки.

Работая над модернизацией учебных программ, современная высшая школа стремится к тесному диалогу с отраслью. Именно в плодотворном деловом  сотрудничестве высших учебных заведений с государственными структурами, бизнесом, отраслевыми предприятиями и организациями, учреждениями начального и среднего профессионального образования залог ее успешного развития в будущем.

В этой связи закономерно, что одним из важных событий Международного лесного форума стало заседание совета Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела, посвященное реформе высшего профессионального образования и разработке новых государственных образовательных стандартов с учетом перехода к двухуровневой модели профессиональной подготовки. Как отметил заместитель председателя совета УМО профессор Г.А. Курносов, новые образовательные стандарты строятся на основе так называемого компетентностного подхода. Он предполагает введение дополнительного социального компонента – умения использовать приобретенные знания в конкретной социальной среде – к традиционной триаде  критериев оценки знаний студента – знания, навыки, умения.

Что касается двухуровневой системы бакалавриат-магистратура, то здесь мнения профессионалов высшей школы далеко не однозначно. Даже Франция, считающаяся инициатором Болонского процесса, ведет себя весьма консервативно и не спешит менять собственную модель образования. Ведь главная проблема двухуровневой подготовки – неопределенность профессионального статуса бакалавра и магистра, что влечет за собой трудности в выработке соответствующих учебных программ и методик.

Интересно, что в той же Франции статус университетского образования ниже среднетехнического. Как подчеркнул профессор Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии А.Н. Чубинский, необходимое требование наличия начального профессионального образования у абитуриента французского технического вуза делает французскую модель почти идеальным образцом системы непрерывного образования. 

Об особенностях европейских образовательных программ рассказал проректор СПбГЛТА А.С. Алексеев. Современные образовательные методики в Европе строятся на принципе блочно-модульной организации учебного процесса с применением модульно-рейтинговой системы оценки знаний учащихся. В последнее время все более популярной становится дистанционная форма обучения. Как отметил Александр Сергеевич, в процессе адаптации западной системы образования к российским реалиям возникает ряд сложностей, связанных, в первую очередь, с проблемой перераспределения учебных часов, отличиями в учебных программах, низким уровнем знания иностранных  языков.

Мерами по повышению качества отечественного высшего образования могли бы стать более тесная интеграция вузов с отраслевыми структурами и учреждениями довузовской подготовки, а также повышение внешней и внутренней мобильности студентов.

Как ликвидировать дефицит квалифицированных кадров, что сделать, чтобы выпускники вуза по окончании учебы шли работать по специальности – таковы наиболее острые проблемы, стоящие перед отраслью и высшим профессиональным образованием. Как подчеркнул ректор Института повышения квалификации в области лесного дела А.П. Петров, план подготовки специалистов необходимо выстраивать, ориентируясь на перспективный анализ рынка труда, с учетом спроса и квалификационных требований на тех или иных специалистов со стороны работодателей. Формула успеха – в тесной консолидации государства, образования и бизнеса.

Подготовка кадров – дело серьезное и ответственное. Поэтому, как указал академик Н.А. Моисеев, выполняя свою благородную миссию, высшей школе не следует руководствоваться конъюнктурными соображениями. И, конечно, как отметил президент МГУЛеса А.Н. Обливин, было бы недальновидно начинать реформирование высшей школы без всестороннего анализа главных достоинств и недостатков советской системы образования, которая справедливо считалась одной из лучших в мире. Интегрировать лучшие идеи мировой образовательной практики и богатые исторические традиции российского образования – такова задача эволюционного реформирования отечественной высшей школы.

Заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела продолжилось в Лисинском учебно-опытном лесхозе. 

С.В. РАМАЗАНОВ.


 

НАЧАЛО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

 

Звучат во всех концах планеты

Без перевода, как - «Москва»,

«большевики», «Октябрь», «Советы»,

«Мир», «спутник» русские слова.

 

В 1957 году я учился на 2-м курсе МИСИ. 4 октября с утра был вполне обычный, ничем не примечательный день. И вдруг сообщение ТАСС. Запущен спутник! Жизнь сразу резко изменилась. Показалось, что мы живем в мире фантастики. И проявилась огромная, искренняя гордость на нашу Родину. И радость, что мы ее граждане!

Весь мир узнал русское слово «СПУТНИК»! Американское «сателлит» звучало неким анахронизмом из какого-то тележного прошлого.

Газеты всех стран печатали расписание полета нашего советского спутника. Люди выходили на улицы и вглядывались в небо, надеясь увидеть это русское чудо. Появление небольшой движущейся звездочки сопровождалось криками восхищения. И хотя это был не спутник – как нам теперь объяснили – а всего лишь вторая ступень ракеты, но ведь она летела ТАМ. А потому была спутником.

Все радиостанции мира транслировали незатейливое «бип-бип», а люди понимали, что это говорит космический младенец,  что это голос новой эры, эры свершений. Что жизнь на Земле перешла в новое, невиданное и неизведанное качество, что далекие миры не так уж и далеки.

С тех пор прошло 50 лет. К спутникам мы привыкли. Это уже нечто обыденное. Уже летают не только космонавты, ученые, инженеры, но и туристы.  Но ОН был первым!

А.С. ЛЕТИН.


ОТ ПС-1 к «МАРСУ-500»

Ровно полвека прошло с того дня, когда искусственный спутник Земли стал первым небесным телом, созданным руками человека. Значение этого события трудно переоценить. 4 октября 1957 года в сообщении ТАСС говорилось: «Успешным запуском первого созданного человеком спутника Земли вносится крупнейший вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Научный эксперимент, осуществляемый на такой большой высоте, имеет громадное значение для познания свойств космического пространства и изучения Земли как планеты нашей солнечной системы».

Первый простейший спутник (ПС-1) был выведен на орбиту ракетой-носителем Р-7 с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии наименование космодром Байконур. Спутник представлял собой шар диаметром 58 сантиметров и весом 83,6 килограмма, был оснащен четырьмя штырьковыми антеннами длиной 2,4 и 2,9 метра для передачи сигналов двух передатчиков, работающих от батареек. Параметры орбиты спутника: высота в перигее - 228 км, высота в апогее - 947 км, период обращения - 96,17 мин.

Спутник просуществовал 92 суток, совершил 1440 оборотов вокруг Земли, проделав путь длинной около 60 миллионов километров. США смогли повторить успех СССР лишь 1 февраля 1958 года, запустив со второй попытки спутник «Эксплорер-1» массой в десять раз меньше первого ИСЗ.

По решению Международной астронавтической федерации, день запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957 года, официально провозглашен началом космической эры.

В настоящее время глобальная по масштабу применения космическая техника, не замыкаясь в рамках национальных границ, решает на принципиально новом уровне задачи природопользования, экологического мониторинга, наблюдения за поверхностью Земли, определения местоположения объектов, поиска и спасения терпящих бедствие людей и множество других. Без использования ИСЗ невозможно функционирование современных систем связи, теле- и радиовещания, которые стали неотъемлемыми атрибутами нашей повседневной жизни. Особенности географического положения России (большая протяженность морских, сухопутных и воздушных границ, многообразный ландшафт, богатейшие природные ресурсы) объективно приводят к необходимости развития и эффективного использования результатов космической деятельности в интересах государства. Поэтому эта деятельность отнесена к одному из важных государственных приоритетов, ей оказывается всесторонняя и стабильная государственная поддержка.

Во вступительном слове на заседании президиума Государственного совета «О развитии ракетно-космической промышленности и повышении эффективности использования результатов космической деятельности в России» в Калуге 29 марта 2007 года В.В. Путин сказал, что развитие ракетно-космической промышленности является необходимым условием независимости космической деятельности нашей страны, обеспечивает конкурентоспособность России на мировом космическом рынке и напрямую влияет на внедрение новейших научно-технических и технологических достижений космонавтики в различные отрасли экономики. Президент отметил, что в сфере применения результатов космической деятельности мы все еще значительно отстаем от потребностей экономики и запросов людей и должны сделать все возможное, чтобы радикально повысить эффективность космических услуг.

Накануне 50-летия открытия человечеством космической эры американцами был составлен рейтинг самых главных достижений советско-российской космонавтики. Приведу краткое изложение таких достижений.

1. Открыть космическую эру в истории человечества выпало СССР. 4 октября 1957 года был запущен в Космос первый искусственный спутник Земли. Месяцем позже, 3 ноября того же года, на втором спутнике в космос было запущено первое живое существо - собака Лайка. Ее поместили в космическую конуру размером со стиральную машину. Хотя Лайке не удалось выжить, эксперимент подтвердил, что живой пассажир может пережить запуск на орбиту и невесомость. Таким образом, Лайка проложила дорогу в космос людям.

2. Советский Союз продолжал сохранять первенство в освоении космического пространства, в связи с чем впервые в истории человечества в космос был отправлен человек.

Космический корабль «Восток» с космонавтом на борту стартовал 12 апреля 1961 года в 9.07 по московскому времени (6.07 по Гринвичу). Пилотом-космонавтом космического корабля был назначен советский летчик, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин. Выполнив один оборот вокруг Земли, корабль совершил посадку на территории Советского Союза. В соответствии с планом полета, на высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и приземлился на парашюте неподалеку от спускаемого аппарата на колхозном поле в Саратовской области. Первый космический полет продолжался 108 минут.

Спустя годы Советскому Союзу удалось сохранить лидерство в практической космонавтике - первая женщина в космосе (Терешкова) и первый в истории человек, вышедший в открытый космос (Леонов).

3. На третьем месте рейтинга стоит миссия межпланетной станции «Луна-2» - первой в мире автоматической межпланетной станции, достигшей поверхности Луны 13 сентября 1959 года. На поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением герба СССР. Одним из основных научных достижений миссии стало открытие солнечного ветра.

4. На четвертой позиции - создание постоянных обитаемых орбитальных станций типа «Салют», впервые стартовавших 19 апреля 1971 года.

Выведение «Салюта» на орбиту осуществила самая мощная в то время ракета УР-500, созданная в организации Челомея. Эта ракета не применялась для выведения пилотируемых космических аппаратов, поскольку в ней использовалось токсичное топливо. Под общим названием «Салют» на орбиту выводились долговременные орбитальные станции (ДОС) разработки ЦКБЭМ и орбитальные станции типа «Алмаз», разработанные ЦКБЭМ для задач Министерства обороны. Были «Салют»-1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7, а также «Космос-557». Впоследствии эти станции привели к появлению станции «Мир».

5. Советский Союз стал первым, кто сделал изображения поверхности Венеры и взял с нее пробы. Спускаемые аппараты станций «Венера-9» и «Венера-10» в октябре 1975 года совершили посадку на дневной стороне планеты Венера на расстоянии около 2000 километров друг от друга. Полученные изображения и пробы поверхности Венеры исследовались на протяжении 80-х годов. Даже спустя десятилетия исследователи обращаются к информации о второй планете от Солнца, которую получили советские космонавты.

6. К важным достижениям отнесены заслуги нашей страны в развитии космического туризма. Наследница СССР Россия запустила первую программу гость-космонавт, которая позволила людям, профессионально не связанным с космонавтикой, попасть в космос. Первым таким гостем на орбите оказался Владимир Ремек из Чехословакии. Он отправился в космическое пространство на «Салюте-7» в 1978 году. В 2007 году в космосе побывал уже пятый космотурист - Чарльз Симони из США.

7. Гонка вооружений сказалась и на развитии космонавтики. В ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики АН СССР и НПО «Энергия» в 1971-75 гг. было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ракетно-ядерного удара. Поэтому был создан советский многоразовый транспортный космический корабль «Буран». В ноябре 1988 года он успел совершить единственный беспилотный космический полет.

8. 17 июля 1975 года состоялась стыковка космических кораблей «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Это была первая стыковка на орбите космических кораблей разных стран и своего рода веха сотрудничества в эпоху "холодной войны".

9. Первый космический полет с более чем одним человеком на борту был осуществлен 12 октября 1964 года. В составе экипажа «Восход-1» были конструктор Феоктистов, космонавт Комаров и врач Егоров.

10. Отдельного упоминания заслужила российская программа моделирования пилотируемой экспедиции на Красную планету «Марс-500». Российская программа, по мнению авторов рейтинга, дала новый психологический импульс программам дальних пилотируемых полетов.

Таким образом, космонавтика, изменившая облик нашей цивилизации, зарождалась в Советском Союзе. Трудами советских ученых, инженеров и рабочих было положено начало практическому исследованию Космоса, а также работам по широкому изучению и освоению космического пространства в интересах человечества.

Наш народ сделал великое дело, сделал тот самый первый шаг, с которого полвека назад началась космическая эра.

 А.В. КОРОЛЬКОВ, профессор, декан ФЭСТ.

 


РАКЕТА НА СТАРТ!

В 1959 году вместо Политехнического института, в который уже начал сдавать экзамены, по призыву военкомата я оказался в Первом ракетном училище, которое находилось в Камышине, на берегу Волги.

Три года тяжелой учебы, и в звании лейтенанта я был направлен испытателем на недавно построенный космодром Байконур. Сначала меня назначили помощником начальника стартовой команды, а вскоре перевели на должность начальника.

Всего я прослужил на Байконуре семь лет.

Ракета является сложнейшей технической системой. С.П. Королев обращал особое внимание на контроль качества на заводах и лично контролировал продукцию. Появление Генерального конструктора в цехе было в порядке вещей. Однажды он подошел к рабочему и написал на чертеже детали, которую тот изготавливал: «Точить, как чисто». Я при этом присутствовал и спросил, зачем он так написал. Ведь на чертеже должны ставиться допуски. Королев ответил: «А так понятнее!».

Сергей Павлович учитывал, что важны не только материальные стимулы (а работа на таких предприятиях оплачивалась выше, чем в других отраслях).

Для повышения ответственности он предложил на станках, где выполнялись самые ответственные детали, ставить красные флажки, подчеркивая тем самым их важность.

Работа была увлекательной и интересной. Трудности возникали по самым разным причинам, которые иногда и представить себе было сложно.

Космодром еще достраивался, а пуски ракет проводились по полной программе. Однажды рабочие перерубили кабель освещения бункера пусковой команды, и мы остались в кромешной тьме. Но вся техника, все приборы функционировали нормально. Поэтому произошел уникальный случай: пуск современнейшей ракеты происходил при свечах! И прошел штатно. Может, так и запускать?

Были и аварии. Перед очередным пуском мы, как обычно, были отправлены на безопасное расстояние. Но пуск задерживался. Офицеры, и я с ними, забрались на железнодорожную цистерну, с которой был хороший обзор. Наконец ракета стартовала, но неожиданно развернулась и пошла в нашу сторону. Всех с цистерны как ветром сдуло, а у меня, как назло, сапог застрял в лестнице. Выдернув ногу, свалился на землю. Ракета прошла над нами и взорвалась в нескольких километрах.

Работали по восемь часов, а непосредственно перед пуском и много больше. При заправке ракет приходилось многие часы работать в противогазах, которые, к сожалению, не всегда помогали.

После Байконура я окончил Артиллерийскую академию им. Ф.Э Дзержинского и работал военпредом на заводах.

Прошли уже многие годы, но у меня такое ощущение, что все это было только вчера: Байконур, пуски ракет и космических кораблей, космонавты, тяжелая, но необыкновенно интересная и ответственная работа.

И.Ф. ЛУКЬЯНОВ, заведующий лабораторией,
майор в отставке.


Размышления о круглой дате

Мне, мальчишке, родившемуся в 1970 году, уже в эпоху космических полетов, до сих пор трудно поверить, что всего за 14 лет до моего рождения люди еще не знали, что там  – на другой стороне Луны, и даже то, что Земля круглая и голубая, знали лишь по косвенным данным – никто из людей не мог этого видеть!

А сегодня уже стали реальностью такие фантастические профессии, как космогеология, космическая метеорология, космическая медицина (куда же без нее?). На подходе космобиология и космоботаника, космическая вулканология и космическая гляциология.

Во времена моего детства работа в области космонавтики (в широком смысле этого слова) считалась интересной и почетной. Естественно, многие ребята мечтали работать в этой отрасли, чтобы самим проектировать и строить корабли, запускать ракеты, исследовать неизведанные миры, а, может быть, и самим полететь к другим планетам.

Благодаря организованному в нашем Лестехе Студенческому конструкторскому бюро, я смог заниматься живой работой в так манившей меня отрасли. Уже на первом курсе мы, несколько студентов, разрабатывали программы для поддержки системы измерения корабля «Буран» на этапе перевозки его на «спине» самолета АН-225 «Мрия». На третьем курсе я был уже основным разработчиком программного обеспечения для настройки и управления сетевым процессором – устройством, призванным обеспечить более уверенный контроль за полетом «Бурана» на этапе спуска и посадки. К сожалению, второй полет «Бурана», к которому готовилась наша разработка, так и не состоялся.

 

Когда я сегодня смотрю на студентов, обучающихся на ФЭСТе, мне зачастую бывает их жалко. Мы знали, что учимся на «космическом» факультете. Мы этим гордились. А сегодняшние студенты, к сожалению, о значительных достижениях ФЭСТа в космонавтике знают очень мало. Работа в области науки и техники многих не привлекает. Для них диплом на «космическом» предприятии и последующее устройство по теме диплома – лишь способ продолжать пользоваться отсрочкой от армии.

Небольшая историческая справка:

Факультет электроники и системотехники (ФЭСТ) был организован в МЛТИ в 1959 году по личной инициативе С.П. Королева. Нашему институту в определенной мере повезло из-за его географического положения – Лестех был единственным техническим вузом, расположенным в непосредственной близости к Калининграду – сосредоточию космических НИИ, КБ и предприятий. В то время факультет носил название «факультет электроники и счетно-решающей техники».

Факультет внес большой вклад в развитие космонавтики. В ЦУПе, НИИ, КБ и на предприятиях космической отрасли успешно работают многие выпускники нашего института, составляя кадровый костяк наукоемких производств.

 А ведь как много в окружающем нас Космосе тайн и загадок! До сих пор не картирована половина Меркурия, почти ничего не известно о поверхности и составе многих даже самых крупных астероидов, о многих спутниках планет гигантов, равно как и об объектах пояса Койпера, известно только то, что они существуют. До сих пор непонятно, что представляет собой Большое красное пятно Юпитера, остается открытым вопрос «Есть ли жизни на Марсе?» (пусть не разумная, но хоть какая-нибудь примитивная), а может быть, жизнь есть в неоткрытых еще океанах под ледяной коркой Европы и Энцелада?

Как мало еще успело человечество на пути в космос!

Сегодня полет в космос одного человека обходится крайне дорого. И позволить себе это удовольствие могут лишь немногие. Недаром во всем мире идут поиски более дешевых способов доступа человека в космическое пространство. И на этом пути еще очень много нерешенных проблем.

Так что для наших студентов, выбирающих свой жизненный путь, есть широчайшее поле деятельности, требующее приложения их творческих сил и способностей!

А.В. ЧЕРНЫШОВ, доцент кафедры ВТ.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

7 вопросов юбилярше

8 ноября исполняется 60 лет заведующему кафедрой экономической теории, кандидату экономических наук Елене Ивановне ВАДЕЙКО.

Это удивительная женщина – жизнерадостная, энергичная, талантливая во всем, за что бы ни взялась – от экономических наук до поэзии. И уж, конечно, невозможно поверить в ее возраст. Кстати, если бы не ее собственное желание, мы бы, конечно, никогда и не указали бы его. Но Елена Ивановна человек прямой и открытый. Так и сказала: «А я горжусь прожитыми годами!».

Думаю, лучшим эпиграфом к нашему разговору с Еленой Ивановной являются ее поэтические строки:

А жизнь прожить, а жизнь прожить,

                                               Не поле перейти.

Судьба шептала мне – Держись! Кричала – Отойди!

Судьба меня бросала вверх И сбрасывала вниз,

Но жить, боясь всего и всех, – Какая это жизнь!!!

 - Елена Ивановна, что для Вас цифра 60?

- Я не стану оригинальничать и скажу: «60 – это молодость старости, а молодость в любом возрасте хороша».

- Глядя на Вас, всякий раз замечаешь подлинно комсомольский задор.

- Да, в самом деле, он сохранился и живет во мне до сих пор. 35 лет назад я пришла в Лестех из Мытищинского горкома комсомола, где три года заведовала идеологическим отделом. Работала с молодежью почти 200 комсомольских организаций района. Тот комсомольский дух, энергия сохранились и поныне. К тому же чувствовать себя моложе мне помогает моя педагогическая деятельность. Я работаю со студентами 1-го курса. Каждый год они в одном и том же возрасте. И мне кажется, что если они не меняются, то и я не меняюсь! Шучу, конечно…

Всему, чего я достигла в жизни, я обязана комсомолу. Он научил меня многому. Во-первых, любить свое дело, свято верить в то, что говоришь. За 35 лет моей работы в вузе мне неоднократно предлагали перейти на практическую работу экономиста, войти в состав депутатского блока Госдумы «Женщины России», стать бизнес-вумэн, но меня это не прельстило. Я люблю педагогическую работу и буду ей верна. Как не вспомнить здесь слова моего учителя, когда я была на педфаке: «Если не умеешь танцевать один, танцуй в паре. Не умеешь танцевать в паре, танцуй в хороводе. Не умеешь танцевать в хороводе, учи других». Так же поступаю и я.

Во-вторых, комсомол был организующей силой. Свои организаторские способности я развила именно там, что помогает мне и в сегодняшней работе. Составить отчет, написать доклад, организовать учебный процесс при нехватке работников – посильная для меня ноша.

В-третьих, в комсомоле я обрела друзей, с которыми дружна до сих пор. По молодости я думала, что самое возвышенное и ценное чувство – это любовь. Сейчас считаю, что дружба. Любовь может быть односторонней: ты его любишь, а он тебя нет, и наоборот. Ничего в этой ситуации не сделаешь. А вот дружить можно только при желании с обеих сторон. И я счастлива, что такие друзья у меня есть. Как хорошо, что фраза: «Скажи, кто твой друг и я скажу, зачем он тебе нужен», ко мне и моим друзьям отношения не имеет. Наоборот, каждому из них я скажу так: «Уметь дружить не каждому дано, искусство это вовсе не простое. Я счастлива, что суждено мне в жизни было встретиться с тобою».

- Елена Ивановна, а кого Вы считаете своими учителями?

- Мне в жизни очень повезло, что на моем пути встретились настоящие педагоги. Их я не только помню – на них опираюсь до сих пор. Если бы экономику мне не преподавала в техникуме Вера Сергеевна Сиврюкова, вряд ли я полюбила эту профессию. Именно она научила меня думать, рассуждать, делать соответствующие выводы, что для экономиста очень важно. Если бы там же, в техникуме, не вел занятия по политэкономии Изяслав Исаевич Фрадкин, вряд ли я пошла бы работать на кафедру политической экономии МЛТИ. 

Если бы их не было, я бы не стала поступать в аналогичный институт. Выбрать мне было из чего, но я продолжила обучение именно в Московском кооперативном институте (сначала на экономическом факультете, а затем – на педагогическом). Мне и там повезло с учителями. Экономику преподавали авторы учебников – Г.Я. Бланк и И.И. Жилин. Это окончательно сформировало во мне педагога, о чем я никогда не жалела.

- Откуда такая любовь к экономике?

- Дело в том, что родилась я в глухой белорусской деревне. У моих родителей было только начальное образование. 3-4 класса польской школы. Дальше учиться они не могли, так как не было денег. Но мой папа открыл в половинке нашего деревенского дома сельский магазин, а я ему была первой помощницей. С 5-го класса я самостоятельно составляла кассовые отчеты, отвозила на велосипеде через лес недельную выручку на почту за 8 км от дома, несла полную ответственность за ее сдачу, читала журнал «Советская потребительская кооперация». Так постепенно я пришла к мысли, что хочу быть экономистом. Поэтому после 8-го класса сразу поступила в Молодечненский учетно-плановый техникум, окончила его и мечта сбылась.

- Елена Ивановна, что Вы считаете в своей работе главным?

- Первое, чего я хочу добиться от студентов – это влюбить их в экономику. Если это произойдет, они с удовольствием будут изучать экономические дисциплины, и в конечном итоге из них получатся настоящие профессионалы. А профессионализм я ценю прежде всего. Стране нужны не просто дипломированные люди, а специалисты своего дела. Поэтому на своем месте я всячески буду стараться решать эту задачу.

Второе, что я проповедаю, – быть не только лектором, но и другом, не воздвигать барьеров между собой и студентом. У студента может возникнуть масса проблем, и не всегда он о них скажет дома. А вот посоветоваться с человеком, которому он доверяет, для него будет важно.

Чтобы подтвердить правоту сказанного, приведу конкретные примеры. Со мной до сих пор дружат студенты, с которыми я начинала свою педагогическую деятельность. Это выпуск 1975 года. Мы с ними обсуждаем уже проблемы не их, а их детей. Звонят, приезжают в гости, навещают в больнице студенты, которые хотели бросить институт, но я оказалась в нужный час и в нужном месте. Теперь для них экономическая работа – любимое дело. Я счастлива, что удалось помочь, спасти от неправильного поступка. Ведь, как известно, приятнее не брать, а отдавать.

- Елена Ивановна, а что, кроме работы, Вас согревает?

- Мой муж. Анатолий Иванович для меня стал и другом, и братом, и отцом. Как хорошо приходить в дом, где тебя ждут, где тебя накормят, согреют, утешат, выслушают, посоветуют. Мне с ним хорошо даже тогда, когда мы молчим, а если и произносим реплику на увиденное по телевизору, то она, как правило, одинаковая. Это значит, что мы понимаем друг друга, наши интересы и вкусы совпадают.

- Чем занимаетесь в свободное от работы время?

- Домом, дачей. Там у меня море цветов, за которыми нужно ухаживать. А еще встречей с друзьями. Редкий день выдается, чтобы кто-то к нам не пришел. Я рада, что мои друзья стали друзьями мужа. А общение с ними для меня – бальзам бодрости и молодости.

- От имени всех читателей нашей газеты, Ваших друзей и учеников, одним из которых посчастливилось быть и мне, поздравляю Вас, дорогая Елена Ивановна, с юбилеем и желаю всего самого доброго – здоровья, счастья и комсомольского задора, который у Вас и так есть!


ЭТО ИНТЕРЕСНО

ЛЕСТЕХОВСКИЙ HIP-HOP

18 сентября большой перерыв в университете был ознаменован HIP-HOP Party. На площади перед УЛК-1 собрались зрители и выступающие. Перед началом концерта ребята играли в сокс и танцевали брейк-данс.

Выступили рэперы Эльваго и Пеко – Вагаршак Багдасарян (ФЭ и ВС, 3 курс) и Петр Ивакин (Москва, МГИМТ, 4 курс). Их группа «Бит Стрит» отлично исполнила несколько своих песен. Также состоялось выступление группы «Монстр Бит», танцующей брейк-данс. Ее представили наши студенты Инал Папаскири, Антон Стародубцев, Денис Лемяскин и Мария Ахматовская (художественный руководитель студенческого клуба). Они показали настоящее мастерство и разнообразие движений: от нижнего до верхнего брейка.  

Ведущими были, как всегда, веселые и зажигательные Валерий Стеснягин и Юрий Михлин. Они проводили конкурсы, выбирая участников из публики. Первым был конкурс граффити. В нем соревновались третьекурсники Кирилл Рожков (ФЛА), Юлия Каверина (МШУБ) и Роман Крашениннов (ЛФ). Ребята рисовали на белых полотнах названия своих факультетов и университета. Творения получились оригинальные и красочные. Все они были достойны выигрыша, но победитель всегда один. Третье место занял Роман, второе – Юлия, и, наконец, первое место по праву досталось Кириллу.  

Следующим конкурсом явилась рэп-битва. Текст, предложенный ведущими, нужно было прочитать в рэп-стиле под музыку. К примеру, одному из участников досталось стихотворение А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет». Победила в этом конкурсе Кристина Асташова (ФЭ и ВС).

Интересным был и конкурс-подстава. Участникам включали поп-музыку (O-Zone, Верка Сердючка), котороую следовало обработать в хип-хоп стиле. Победительницей стала Мария Воличенко (МХТД, 2 курс), придавшая песне группы «Руки Вверх» новое крутое звучание.

Задумка последнего конкурса была своеобразной. Ведущие пригласили на сцену юношей в широких штанах – непременном атрибуте хип-хопа. Парням нужно было протащить пустые бутылки и скатерти через штанины. Быстрее всех с этим заданием справился «экономист» Инал Папаскири.

Победителей определяли зрители. Ведущие называли имена участников – кому доставалось больше аплодисментов, тот и выигрывал. Вручали призы: книги, фирменные «лестеховские» календари. 

Стили рэп и хип-хоп близки молодежи, поэтому веселая, запоминающаяся party пришлась всем по душе.

 И. ШЕРЕМЕТЬЕВА.


 

ВАКАНСИИ

Московский государственный университет леса объявляет конкурс

на замещение вакантных должностей по кафедрам:

Ä мировой и отечественной культуры – заведующего кафедрой, д.н. – 1 ед., профессора – 1 ед., старшего преподавателя – 1 ед.;

Ä педагогики и психологии – доцента, к.н. – 1 ед., ст. преподавателя – 1 ед., ассистента – 1 ед.;

Ä безопасности жизнедеятельности – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä управления автоматизированными производствами – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä технологии древесных плит и пластиков – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä теплотехники – доцента, к.н. – 1 ед.;

Ä экологии и защиты леса – доцента 0,5 ед.;

Ä транспорта леса – доцента, к.н. – 2 ед.;

Ä прикладной математики – ст. преподавателя – 1 ед.;

Ä экономики и организации на предприятиях лесного комплекса – ст. преподавателя
– 1 ед., ассистента – 1 ед.;

Ä физического воспитания и спорта – ст. преподавателя – 2 ед.;

Ä русского языка – заведующего кафедрой – 1 ед.;

Ä экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности – старшего преподавателя – 2 ед.;

Ä прикладной математики – старшего преподавателя – 1 ед., ассистента – 0,5 ед.;

Ä геодезии и строительного дела – доцента – 1 ед.; старшего преподавателя – 1 ед.;

Ä технологии  мебели и изделий из древесины – доцента – 1 ед.;

Ä стандартизации и сертификации – (совм., 0,5 ставки) – 1 ед.;

Ä станков и инструментов – доцента – 1 ед.;

Ä лесоводства и подсочки леса – доцента – 0,25 ед.;

Ä иностранных языков – старшего преподавателя – 1 ед., ассистента – 1 ед.;

Ä бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита – ассистента – 1 ед.

Срок подачи заявлений в отдел кадров (ВЦ, ком. 11)

– один месяц со дня публикации в газете.