№ 11 (1768), 7 июня 2006 г.

1 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ЗНАНИЙ

ПРОЕКТ ФАСАДА ГЛАВНОГО УЧЕБНОГО КОРПУСА МГУЛ

 ПРИВЕТСТВИЕ РЕКТОРА МГУЛеса

ПРОФЕССОРА В.Г. САНАЕВА

Уважаемые сотрудники и студенты университета!

Для каждого, чья жизнь связана со сферой образования – будь то школа, техникум или вуз, – ежегодно 1 сентября начинается новый этап профессиональной и научной деятельности.

Входя в учебную аудиторию, каждый преподаватель надеется встретить в лице юного поколения мыслящих учеников, заинтересованных в познаниях, а каждый студент – наставника, разбирающегося не только в формулах и определениях. Уверен, что в Московском государственном университете леса преподают и познают науки сотни таких преподавателей и тысячи студентов.

Как вы знаете, истекший учебный год стал непростым для нашего университета и каждого из нас. И сегодня я хочу от всего сердца поблагодарить вас за стойкость и выдержку, проявленные в это непростое время.

В настоящее время уже готов проект восстановления Главного учебного корпуса с сохранением его исторического облика. Сейчас ведутся работы с фундаментами и подготовка к возведению каркаса центральной части. Это очень большая и масштабная работа, но я уверен, что нам она по плечу. Ведь наш коллектив на деле доказал, что творческая атмосфера, традиции доброжелательности и готовности прийти на помощь попавшим в беду являются его основой, которую не смогут разрушить никакие трудности и невзгоды. Не случайно же латинское слово «universitas» означает «единство», «совокупность».

Особые слова приветствия хочется сказать сегодня в адрес тех, кто в этом году впервые переступил порог университета – наших первокурсников.

Дорогие друзья, учиться в одном из базовых российских вузов с богатейшей историей – это не только большая честь, но и высокая ответственность. За годы деятельности Лестеха в его стенах трудились и учились сотни выдающихся ученых, ставших гордостью отечественной науки, и десятки тысяч будущих опытных специалистов высшей квалификации. Выпускники МЛТИ-МГУЛеса сегодня работают в самых разных секторах промышленного производства – от лесопромышленного комплекса до ракетно-космической отрасли. Многие из них возглавляют ведущие предприятия, являющиеся флагманами производства.

На базе университета сформирован Образовательно-научный инновационный комплекс, объединивший десятки предприятий, организаций, научно-исследовательских институтов. Наши ученые выполняют фундаментальные и прикладные исследования, соответствующие практически всем приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, утвержденным Президентом РФ В.В. Путиным. Кадровая и лабораторная база МГУЛеса является мозговым центром лесного комплекса России.

Именно от вас – сегодняшних студентов – совсем скоро будут зависеть поступательное развитие и сохранение преемственности в исследованиях и разработках славных научных школ, придание динамизма творческому поиску, совершенствование производства на основе передовых достижений научной мысли. И помогут вам в этом знания и навыки, которыми с вами всегда готовы щедро поделиться преподаватели университета.

Поэтому главное для вас сегодня – постигать науки, впитывая все новое и еще непознанное. Залогом достижения этой цели являются ваш юношеский задор, тяга к поиску истины и трудолюбие, без которого невозможно добиться успеха. Наш вуз предоставит вам все возможности не только для успешной учебы, но также и для занятий спортом и развития творческих талантов, став за пять лет настоящим вторым домом, где всегда готовы помочь и дать хороший совет. Надеюсь, что и вы, в свою очередь, будете относиться к университету, как к родному дому, – оберегать и сохранять все лучшее, внося и свою лепту в его развитие и процветание.

В этот день я сердечно поздравляю всех – от первокурсника до заслуженного профессора – с началом нового учебного года. Желаю вам новых научных и педагогических свершений и личного счастья!


 

(Выдержки из доклада ректора профессора В.Г. САНАЕВА)

Прошедший учебный год для коллектива университета был насыщен событиями разного плана. В первом семестре мы заложили достаточно прочные основы для развития университета в целом. Пожар, который произошел в марте, внес коррективы в наши планы, хотя хочу подчеркнуть, что по всем принципиальным направлениям мы продолжали реализовывать намеченные программы. Как показали события этого года потенциал и резервы у нас огромные и их надо активно реализовывать.

23 декабря 2005 года постановлением Правительства РФ утверждена “Федеральная целевая Программа развития образования на 2006-2010 годы”. Основная цель сформулирована как “реализация приоритетных направлений развития системы обеспечения качества образовательных услуг…”. По мнению разработчиков Программы, главная проблема – это отсутствие адекватной реализации системы профессионального образования на потребности рынка труда и низкая инвестиционная привлекательность сферы образования.

Наиболее значимым событием вузовской общественности явился VIII съезд Российского Союза ректоров, который состоялся в июне этого года. В выступлениях президента В.В. Путина, председателя Российского Союза ректоров В.А. Садовничего и многих других звучала одна заглавная тема: «Наше будущее определяется не сырьевыми запасами и другими природными ресурсами. Интеллектуальный потенциал, уровень развития науки, высокие технологии – вот что сделает экономику конкурентоспособной».

Учебно-методическая работа

В течение последних лет число государственных вузов выросло в нашей стране с 548 до 634, число негосударственных вузов сегодня превысило 600 единиц, кроме того, появилось 18 муниципальных вузов и более 2 тысяч филиалов. Принята Федеральная Программа развития образования в РФ, предусматривающая обеспечение и контроль качества профессионального образования.

В Минобрнауки к настоящему времени полностью сформирована инфраструктура системы оценки качества, определены критериальные значения оцениваемых показателей, установлены правила принятия решений, отлажен процесс комплексной проверки деятельности вуза.

Ежегодное снижение числа студентов, принимаемых на 1 курс и финансируемых из средств государственного бюджета, перевод соотношения преподавателей и студентов на критерий 1 к 10, увеличение размера выплат за ученые степени и звания ставят перед нами две новые задачи. Первое – приведение штатной численности профессорско-преподавательского состава университета к расчетной. Так за два года расчетное число бюджетных ставок было сокращено с 565 единиц до 540 единиц. Второе –увеличение реальной заработной платы наших преподавателей за счет расширения внутреннего совмещения. Речь идет о том, чтобы бюджетные ставки были заняты доцентами и профессорами, а контрактные ставки распределялись на совмещение и почасовую нагрузку.

Основываясь на текущих нормативах Минобрнауки, определены следующие средние объемы затрат труда ППС в расчете на одного студента очной формы обучения – 80 часов, очно-заочной формы обучения – 53,6 часа, заочной формы обучения – 23 часа.

Методическими комиссиями факультетов совместно с заведующими базовых кафедр проводится работа по анализу семестровых планов потоков, в которых уровень затрат труда профессорско-преподавательского коллектива в расчете на одного студента, превысил установленные значения. Таким образом, были внесены предложения по корректировке учебных планов отдельных направлений и специальностей и рабочих программ дисциплин.

Наша страна подписала Болонскую декларацию и Лиссабонскую конвенцию, поэтому основные требования по Болонскому процессу входят сейчас во все показатели, по которым нашу работу оценивает Министерство образования. Поэтому нашим ученым придется принять участие в разработке моделей стандартов “бакалавра по специальности” и “магистра по специальности”, которая проводится в области техники и технологии в рамках работ соответствующих УМО.

В этой связи нам необходимо осуществлять прием бакалавров по всем направлениям, которые записаны в действующей лицензии, а также рассмотреть вопрос об открытии магистратуры по направлениям ФЭСТа.

В наступающем учебном году мы у себя в университете начнем проведение эксперимента по введению системы “зачетных единиц” по одному направлению бакалавриата - “Менеджмент” - в рамках Международной школы управления и бизнеса, и здесь предстоит большая работа по составлению соответствующего учебного плана в “зачетных единицах”, а также нормативных документов, регламентирующих учебный процесс.

Сроки перехода всего университета к уровневой системе подготовки кадров определены в Лиссабонской конвенции – общеевропейское пространство высшего образования должно быть сформировано к 2010 г.

Состав научно-педагогических кадров

Среди наших сотрудников 3 академика и 2 член-корреспондента государственных академий, 32 академика общественных академий (26 членов-корреспондентов), 4 лауреата государственных и международных премий, 17 заслуженных деятелей науки и техники, 122 профессора, 87 докторов наук, 388 доцентов (из которых 330 кандидатов наук).

Согласно решению Ученого Совета университета, с 2005/2006 учебного года введена рейтинговая система оценки деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава университета. Эта работа проводилась у нас впервые. Тем не менее, обсудив полученные результаты, рейтинговая комиссия сочла возможным определить лучшие по итогам года кафедры на каждом факультете.

Обсуждая проблемы кадрового состава, нельзя не остановиться на вопросах трудовой дисциплины. В прошедшем учебном году имели место отдельные самовольные переносы занятий на другие часы, наблюдался рост числа отмен плановых занятий преподавателями, несанкционированное объединение занятий, проводимых с отдельными группами.

Контингент студентов

Контингент студентов МГУЛеса приблизился к предельной численности, установленной действующей лицензией. На 01.07.2006 г. он составил 11614 человек, в том числе 6048 (52,0%) человек по очной, 382 (3,92%) человек по вечерней и 5184 (44,8%) по заочной формам обучения. По сравнению с прошлым годом численность увеличилась на 250 человек исключительно за счет заочной формы и эта тенденция в ближайшие годы будет продолжаться. Значительным стал прием на сокращенные программы обучения, которые реализуются через наши Представительства. В настоящее время заочная сокращенная форма обучения охватывает 3422 студента – бывших выпускников техникумов.

Выпуск 2006 года составил 2215 человек, из них 1172 – по дневной форме обучения, 68 – по вечерней и 975 – по заочной. Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 186 (8,4%) человек.

За 2005/2006 учебный год по системе экстерната второе высшее экономическое образование получили 24 человека.

Успеваемость

За II семестр прошедшего учебного года из университета были отчислены 258 (4,3%) студента дневной формы обучения, и 301 (5,8 %) – заочной форм обучения.

Абсолютная успеваемость (очное обучение) по итогам весенней сессии находится на крайне низком уровне (в 2004 году – 72,6 %, в 2005 году – 59,8%) в 2006 г. – 62,2 % (в т.ч. только бюджетные студенты – 62,6 %, только контрактные – 61,4 %). Пропорции между “отличниками”, “хорошистами” и “троечниками” среди контингента бюджетных студентов несколько упали по сравнению с прошлым годом и составляют соответственно 20,7 %, 35,9 %, 35,3 % (от числа успешно прошедших всю сессию). Среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, за прошедший год число “отличников” составило 15,8 %, число “хорошистов” составило 34,7 %, а число “смешанных оценок” держится на уровне 40 %. Число задолжников все равно остается большим. На конец сессии их оставалось 1940 (32,1 %) человек.

Дипломные проекты защитили на “отлично” 53,4 % выпускников, на “хорошо” 35,2 %, на “удовлетворительно” 11,4 %.

Деканам факультетов следует значительно повысить требовательность к исполнению учебной дисциплины студентами и своевременно реагировать на ее нарушения. Других путей, кроме как ужесточить требования к бездельникам, у нас нет.

Восстановление и развитие учебной и лабораторной базы

Вследствие пожара в МГУЛ была утрачена пятая часть аудиторного фонда, практически все лаборатории кафедр ФЭСТа, физические и химические лабораторные практикумы, аудитории и тренажерная база штурманского цикла ФВО, большая часть библиотечного фонда и читальные залы, административные помещения университета и т.д. Всего вышло из строя 16400 квадратных метров площадей.

Произошедшая трагедия не сломила наших преподавателей и сотрудников, коллектив университета мобилизовался и сделал все необходимое для восстановления работоспособности и функционирования вуза. Утратившие свои помещения службы и кафедры были размещены по новым “адресам” в течение двух дней.

Утрата лабораторной базы подтолкнула к активному использованию новых образовательных компьютерных технологий, а именно созданию лабораторных работ эмуляционного и симуляционного типов и подготовке соответствующего методического обеспечения с использованием программных средств LabVIEW, Multisim, WorkBanch и других.

На кафедрах ИИС, САУ, ЭМТ и др. организована работа по разработке рабочих мест для лабораторных работ в среде LabVIEW а для исследования динамических процессов в электронных схемах использовались средства Multisim и WorkBanch. За четыре месяца удалось создать 15 лабораторных работ с оригинальными рабочими местами. Следует также считать целесообразным проведение лабораторных работ на филиалах кафедр при предприятиях.

В осеннем семестре диспетчерской учебного отдела будут задействованы для осуществления общевузовских занятий свыше 20 закрепленных за кафедрами аудиторий, и занятия запланированы и будут проводиться с утра до позднего вечера.

В вузе резко возрос дефицит на кафедральные и служебные помещения университета. Университет у нас государственный, а не частный. А в государственных учреждениях существуют механизмы, позволяющие в приказном порядке моментально перезакреплять между подразделениями все имеющиеся в наличии площади, и мы также могли пойти по такому пути. Однако, следуя уважительным и добрым традициям, при перезакреплении площадей применялся метод бесед, просьб и убеждений.

Мы должны выразить благодарность всем тем руководителям, которые, не дожидаясь соответствующих просьб, сами предложили использовать закрепленные за ними помещения.

Методическая работа

Проведение методической работы осуществлялось под знаком подготовки к предстоящей комплексной проверке университета в 2008 году. Для координации этой работы создана специальная комиссия. Разработан план подготовки. В настоящее время идет формирование рабочих групп, непосредственно осуществляющих весь комплекс подготовительных мероприятий по основным направлениям работы университета.

Сегодня в полном объеме восстановлена вся разрешительная документация (лицензия и свидетельства об аккредитации), учебные планы, нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность университета. Получены лицензии Министерства на ведение образовательной деятельности по двум новым для нас специальностям профессионального обучения – «Дизайн» и «Компьютерные технологии».

С февраля по апрель силами методического управления проводилась проверка состояния методической работы на кафедрах. На большинстве кафедр университета работа по методическому обеспечению ведется на должном уровне, и учебно-методические комплексы в основном соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Большую работу по восстановлению утраченной учебной литературы ведет коллектив библиотеки. На это ректоратом выделяются большие средства. Так, с марта по настоящее время были проведены закупки на сумму более 4 млн. рублей. Фонд библиотеки пополнился на 32700 экземпляров учебной литературы. На сегодня библиотека уже полностью обеспечила и подготовила к выдаче литературу для первокурсников. Подготовлено к выдаче 820 комплектов учебников по 18-20 экземпляров в каждом.

Издательство университета

В мае текущего года исполнилось 10 лет со дня основания в нашем университете собственного издательства. За это время небольшому коллективу удалось организовать широкий выпуск разнообразной учебной и научной литературы на базе современной экологически чистой цифровой технологии полиграфического производства. Было выпущено более тысячи наименований литературы, освоено производство учебников в твердом переплете с шитым блоком, выпущены первые полноцветные книги.

Литературой нашего издательства пользуются около 60-ти вузов, где есть специальности родственного профиля, и в этом просматривается высокое призвание нашего университета и его признания как базового вуза в системе высшего лесного образования России.

Следует отметить плодотворную работу преподавательского состава над изданием специальной учебной литературы для заочников. Всего было издано 168 наименований такой литературы.

Кафедрам университета следует настоятельно рекомендовать, в связи с предстоящей аттестацией, подвергнуть анализу всю учебно-методическую литературу, используемую в учебном процессе. Напомним, что срок годности литературы для специальных кафедр установлен 5 лет. Методическое управление, проверяя комплексы дисциплин, уже вело эту работу на кафедрах и есть необходимость продолжить ее в оставшееся до аттестации время.

Институт подготовки специалистов без отрыва от производства

В настоящее время в Институте (ИПСОП) учатся студенты с различным начальным образованием: общим средним, средним специальным, средним техническим, незаконченным высшим, высшим. По различным формам обучения ведется подготовка специалистов без отрыва от производства.

С целью оказания профориентационной и консультационной помощи абитуриентам и студентам факультета заочного обучения, обучающимся по индивидуальным учебным планам, Московский государственный университет леса создал 10 представительств в различных областях Российской Федерации. В работе представительств принимали участие около 180 преподавателей университета.

Несмотря на все сложности, в 2005/2006 году проведена большая работа по оформлению и открытию представительств университета в пос. Калашниково и г. Калязин Тверской области, причем при организации приема в этих представительствах, приоритет будет отдаваться техническим специальностям.

Студенты очно-заочного (вечернего) отделения ИПСОП (450 человек) обучаются на той же лабораторной базе, что и студенты дневных факультетов МГУЛ. С учетом совмещения большинством студентов учебы и работой по выбранной специальности, это дает высокий результат и влияет на качество получаемого образования.

С 31 марта 2006 г. структурным подразделением Института является и экстернат, по окончании обучения на котором выдается государственный диплом установленного образца о полном высшем образовании. В настоящее время планируется возобновить для обучения по экстернату набор студентов на все специальности ФЭ и ВС, расширить контингент абитуриентов и увеличить их количество до первоначального уровня, составлявшего 300 человек. Особое внимание будет уделено открытию отделения экстерната по востребованным специальностям в Представительствах ГОУ ВПО МГУЛ.

Информатизация

Пожар полностью уничтожил сердце сети – основной узел связи, к которому сходились все телекоммуникации от корпусов университета и внешних сетей. Уничтожено все серверное хозяйство, маршрутизатор, магистральный коммутатор узла, документация. Сгорела и наша техническая библиотека. От волоконно-оптической сети университетского городка «живыми» осталось три участка: ВЦ - инженерный корпус, УПМ – корпус 7 и УЛК 1 - УЛК2.

С 28 марта в течение десяти дней бригада из УПТ вела восстановление и прокладку оптических кабелей университетского городка по разработанной нами схеме: от УЛК 1 к общежитиям №1 и №5, корпусам ВЦ, №3, УПМ, сварку и установку муфт. Вся оптическая сеть университетского городка была готова 11 апреля. 13 апреля были подключены к узлу общежития №1 и №5, 14 апреля – УПМ, ВЦ, корпус №3, корпус №7. Таким образом, 14 апреля была восстановлена связность всей сети университетского городка.

Параллельно с работами по прокладке оптической сети университетского городка велись работы по установке и настройке серверных программ, программирование системы управления, выбору и закупке оборудования, кабелей, инструмента, монтажных комплектующих и др., освобождению выделенного для ИЦ помещения, организации его ремонта и создание сети электропитания аппаратуры.

Научно-исследовательская работа

Общий объем финансирования НИР составил 30,9 млн. рублей, в том числе по госбюджету – 9,4 млн. рублей, хоздоговорам и договорам на передачу научно-технической продукции – 15,2 млн. рублей, из зарубежных источников по контрактам, грантам – 5,1 млн. рублей и РФФИ – 1,2 млн. рублей.

Доля госбюджетных исследований, в объеме финансирования университета, составила 30,4 %.

Выполнялись 74 научно-исследовательские работы из них финансируемых: Рособразованием – 15 тем, Роснауки – 1 тема, Министерством природных ресурсов – 3 темы, 34 темы хоздоговорных и по договорам на передачу научно-технической продукции, 14 НИР из других российских источников, 7 тем выполнялись по зарубежным контрактам, грантам международных фондов.

По итогам НИР сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищено 2 докторские и 37 кандидатских диссертаций.

Учеными университета были опубликованы 24 монографии, 354 учебника и учебных пособия для вузов, в том числе 13 с грифом Минобрнауки России и 153 грифом УМО, 8 сборников научных трудов. Готовится ко 2-му изданию книга, рассказывающая об образовательно-научно-инновационной деятельности нашего университетского комплекса.

Проделана значительная работа по подготовке к участию ученых университета в работе III-го Международного лесного форума “Лес и человек”, который будет проходить в выставочном комплексе на Красной Пресне в рамках Международной выставки “Лесдревмаш-2006” в сентябре т.г.

Второй год грант Президента РФ на развитие научной школы был выигран научной школой, возглавляемой профессором А.С. Щербаковым.

Активную работу в этом году вело центральное региональное отделение наук о лесе Российской академии естественных наук. В его составе в настоящее время трудится 44 наших сотрудника, в том числе 26 академиков и 18 член-корреспондентов.

Значительную работу провела секция агропромышленного и лесного комплекса Международной академии наук высшей школы. Работа секции в значительной мере способствовала развитию науки и высшего образования, содействовала интеграции систем образования государств-участников СНГ и других стран.

Материально-техническая база университета продолжала развиваться и за счет средств НИЧ. Структурными подразделениями университета приобретено научное и лабораторное оборудование, расходные материалы и программный продукт стоимостью более 4,2 млн. рублей.

Заложены основы университетского комплекса. Проведена огромная работа по заключению договоров, соглашений о стратегическом партнерстве. Вовлекая в сферу научно-образовательной деятельности такое количество партнеров, мы на порядок расширяем нашу материальную базу и усиливаем интеллектуальный потенциал.

Успешно осуществлялась подготовка научных кадров высшей квалификации в докторантуре, аспирантуре и институте соискателей.

В настоящее время в докторантуре университета проходят подготовку 13 человек, из них: 7 докторантов очного отделения, в т. ч. 5 – сотрудники нашего университета, обучающиеся по госбюджету, 6 соискателей на ученую степень доктора наук, в т. ч. 3 – сотрудники нашего университета.

Основной формой подготовки кандидатов наук в университете, является аспирантура. Университет имеет право в соответствии с лицензией вести послевузовскую подготовку в аспирантуре по 29 научным специальностям для восьми отраслей науки.

В аспирантуре университета в настоящее время проходят подготовку 316 человек, из них 266 аспирантов и 50 соискателей на ученую степень кандидата наук. На очном отделении обучается 209 аспирантов, из них 112 – по госбюджету и 97 – по контракту. На заочном отделении обучается 57 аспирантов, из них 37 – по госбюджету и 20 – по контракту.

Из 50 соискателей на ученую степень кандидата наук 28 соискателей – преподаватели наших кафедр, проходят подготовку без оплаты и 22 соискателя на ученую степень кандидата наук проходят подготовку по контрактам.

Общее число защищенных кандидатских диссертаций находится в стабильном количественном диапазоне, в среднем 25 – 27 диссертаций в год при среднем ежегодном выпуске 50 аспирантов, т.е. с учетом защит кандидатских диссертаций выпускниками прошлых лет, число защит достигает 50 % от общего количества выпуска аспирантов.

В университете накоплен значительный опыт в сфере организации научной работы студентов. Функционируют 10 кафедральных кружков, 3 студенческих КБ, одна проектная мастерская и одно студенческое бюро переводов. С учетом участия в НИРС студентам нашего университета было присуждено свыше 200 именных стипендий, в том числе 3 стипендии Правительства РФ, 136 стипендий мэрии Москвы, 14 стипендий “Подмосковье”, 8 стипендий им. А.К. Астрахова, 8 стипендий главы Мытищинского района и др.

Международная деятельность

На сегодняшний день Московский государственный университет леса взаимодействует более чем со 150 зарубежными вузами, учреждениями и организациями из 70 стран мира, при этом география международного сотрудничества расширяется за счет промышленно развитых стран, таких как Швеция, Финляндия, Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Испания, США и Канада.

В феврале текущего года создано Управление по международной деятельности, объединившее все структуры вуза этого направления. Основной целью этой работы является увеличение объемов зарабатываемых внебюджетных средств и повышение международного престижа университета за счет улучшения качества образовательных услуг.

В течение отчетного года в университете обучались 130 иностранных граждан, как по государственной линии, так и на контрактной основе. Иностранные студенты учатся практически на всех факультетах университета в обычном, общевузовском режиме. Они принимают активное участие в общественной жизни, как внутри, так и вневузовской.

Уровень послевузовского образования представлен, как и прежде, преимущественно гражданами Ирана и Китая. Минувший год был особенно “урожайным” на защиты аспирантами-иностранцами.

В целом по вузу наблюдается тенденция к увеличению числа командировок сотрудников и преподавателей, аспирантов и студентов МГУЛ за рубеж, с 20-25 человек в 2000/2001 годах до 100-120 человек в последние годы.

Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела

Наш университет, как базовый, организовывает работу Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела. В сентябре 2005 года проводилось расширенное выездное заседание Совета УМО в г. Казани, где обсуждались вопросы, связанные с особенностями подготовки специалистов в рамках Болонских соглашений. В конце ноября 2005 года в г. Вологда, на базе Вологодского ГТУ, состоялось заседание Совета УМО совместно с Правительством Вологодской области, где обсуждались вопросы подготовки специалистов для лесного комплекса страны.

С 16 по 18 мая 2006 года в городе Суздале на базе Агентства лесного хозяйства по Владимирской области состоялось выездное заседание Совета Учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела, проводившееся совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства. Основным вопросом, рассмотренном на заседании, стала работа по подготовке Межотраслевой программы развития лесного образования на период до 2010 г.

Параллельно с заседанием Совета УМО, ректоры ведущих российских лесных вузов приняли участие в работе Всероссийского юниорского лесного конкурса “Подрост”, который ежегодно проводится Федеральным агентством лесного хозяйства.

В течение года проводилась экспертиза документов на открытие специальностей, курируемых нашим учебно-методическим объединением.

Попечительский совет

В октябре исполнится 12 лет со дня создания Попечительского Совета университета, объединяющего сегодня более 80-ти предприятий и фирм.

В мае текущего года были проведены два выездных заседания на предприятиях ООО “Ксения-мебель” и ПК “Электрогорскмебель”, посвященных вопросам прохождения производственных и преддипломных практик, написанию дипломных работ и трудоустройству. В июне 2006 года в Главном Ботаническом Саду РАН было проведено плановое выездное заседание бюро. В соответствии с решением этого заседания, в ближайшее время откроется представительство МГУЛ под руководством директора ГБС РАН.

В настоящее время в ПС имеется порядка 100-150 заявок имеется от предприятий-попечителей в большей степени по выпускникам МХТД, ФЭСТ, Гуманитарного факультета, Факультета ландшафтной архитектуры.

Ряд отраслевых ассоциаций вышли с предложением в бюро ПС о создании корпоративного университета (факультета). Залог успеха этого проекта – сочетание академических знаний и интеллекта наших преподавателей с практическим опытом отраслевиков и возможность эффективно реализовать новые проекты. Требуется систематизировать работу по трудоустройству наших выпускников, объединив усилия Центра по трудоустройству и Попечительского совета. В целях активизации работы в этом направлении заключен договор с ведущей рекрутинго-консалтинговой компанией “Джи-Ар-Пи-Сервис”, которая работает под эгидой Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Работа со средствами массовой информации

В ноябре 2006 года исполняется 50 лет со дня выхода в свет первого номера многотиражной газеты МЛТИ-МГУЛеса. За прошедшие десятилетия газета стала неотъемлемой частью жизни вуза.   

Особое значение многотиражная газета приобрела после пожара. Уже 11 марта коллектив управления по СМИ и связям с общественностью подготовил и выпустил экстренный выпуск газеты с обращением к коллективу и студентам вуза и информацией о деятельности оперативного штаба. В отраслевых и региональных средствах массовой информации было размещено Информационное сообщение ректората и Попечительского совета университета о произошедших событиях с призывом оказать поддержку вузу в трудный период.

В ряде изданий, входящих в банк данных управления, на страницах «Вестника» и на сайте университета планомерно освещается хроника возобновления стабильной работы по самым разным направлениям деятельности вуза.

С целью дальнейшей интеграции Московского государственного университета леса в объединенное образовательно-научное пространство, управление по СМИ и связям с общественностью принимает участие в проекте по созданию на базе МИРЭА межвузовского телеканала.

В то же время, одной из наиболее актуальных проблем в деятельности внутривузовскизх СМИ является необходимость восстановления внутренней радиотрансляции в учебно-лабораторных корпусах.

Хозяйственная деятельность и капитальное строительство

В связи с большими переселениями, хозяйственным службам университета пришлось вести большую работу по обустройству помещений. Приоритетными были ремонтные работы, связанные с обеспечением пожарной безопасности, заменой электропроводки, установкой сигнализации, ремонт сантехники и системы тепло-водоснабжения.

 

 

В этом году завершена работа по установке турникетов в учебных корпусах, устанавливается система видеонаблюдения по периметру основных объектов и в коридорах главных корпусов. Выполнены работы по замене внешнего освещения. Заканчиваются работы по ремонту коридоров, замене и ремонту окон в УЛК-1 и УЛК-2, работы, связанные с телефонизацией и интернет-сетями. В целом было освоено около 16 млн. рублей.

Продолжались работы по строительству спортивного комплекса. На эти цели на 2005 год был установлен лимит государственных инвестиций – 10 млн. рублей, на которые планировалось выполнение строительно-монтажных работ по возведению коробки спортзала. С этой задачей в 2005 году строители успешно справились.

Большая работа проводилась по ликвидации последствий пожара в главном корпусе университета. В связи с тем, что несущие стены здания очень сильно пострадали, по результатам обследования было принято решение снести эти конструкции. С помощью мытищинского штаба ГО была разобрана левая часть главного корпуса. Разборка центральной части здания и клуба выполнялась силами ЗАО “МУ-21 Спецстальконструкция”.

Практически сразу были начаты работы по проектированию главного учебного корпуса, которые выполняются ЗАО “Гипровуз-А”. На сегодняшний день проектировщики выполнили общую компоновку ГУКа и приступили к конструкторским работам по этапам. Сейчас уже ведутся работы с фундаментами и подготовкой к возведению каркаса центральной части.

Принято решение сохранить исторический облик здания, несколько расширив площади за счет дополнительного пятого этажа. Ввод здания в эксплуатацию будет проводиться в несколько этапов. Первым мы планируем ввод центральной части, далее - библиотечно-издательского блока, административного и актового зала с клубом.

На восстановление удалось получить из бюджета 17 млн. рублей и привлечь около 15 млн. рублей от попечителей и в виде спонсорской помощи. Приходится постоянно работать в режиме жесточайшей экономии, а это, к сожалению, не всегда ускоряет процесс.

Финансовая деятельность

В течение года усилия ректората и администрации университета были направлены на привлечение дополнительных бюджетных средств и их рациональное перераспределение на решение текущих задач по обеспечению деятельности университета. Бюджетные ассигнования университету на 2005 год составили 182 млн. рублей.

За счет средств федерального бюджета в 2005 году: оформлены права университета на земельный участок; проведена техническая инвентаризация зданий университета в МУП Мытищинское БТИ; для деканатов и служб приобретены комплекты копировально-множительной техники Xerox, видеопроекторы и переносные компьютеры (ноутбуки); закуплена межкафедральная биологическая лаборатория, частично обновлено оборудование в издательстве университета; в рамках культурно-массовой работы, предусмотренной федеральным бюджетом, организованы экскурсии для студентов очной бюджетной формы обучения, решен ряд других задач.

В 2005 году доходы от предпринимательской деятельности Университета составили 195 млн. рублей. 64,5 % внебюджетных средств были направлены на выплату заработной платы.

В начале 2006 года мы на Ученом совете утвердили проект бюджета университета на 2006 год. В соответствии с утвержденной Федеральным агентством по образованию РФ сметой затрат ГОУ ВПО МГУЛ на 2006 год бюджетные ассигнования университету на 2006 год составят 206 млн. рублей. Проект внебюджетных расходов спланирован в объеме 217 млн. рублей. 

Прием в университет

         В целом конкурс при поступлении в МГУЛеса составил 1,62 человека на одно бюджетное место.

         Активнее всего абитуриенты стремились поступить в Международную школу управления и бизнеса, где было подано по три заявления на каждое бюджетное место. По остальным факультетам конкурс составил: гуманитарный факультет – 2,79; факультет ландшафтной архитектуры– 2,27; факультет экономики и внешних связей – 1,82; факультет электроники и системотехники – 1,69; факультет механической и химической технологии древесины – 1,43; лесной факультет – 1,21.

В этом году мы план приема выполнили, но в ближайшие четыре года демографическая ситуация будет ухудшаться, поэтому конкуренция в борьбе за абитуриентов будет приобретать особый характер.


РЕШЕНИЯ

общего собрания коллектива Московского государственного

университета леса совместно с Ученым советом университета

Заслушав и обсудив доклад ректора университета профессора В.Г. Санаева по итогам работы коллектива в 2005-2006 учебном году и задачам на предстоящий учебный год, общее собрание коллектива университета рекомендует: 

Одобрить работу руководства и коллектива университета по:

– восстановлению учебно-методической и материально-технической базы, локальной сети университета и утраченной документации;

– проведению масштабных ремонтных работ учебного фонда и служебных помещений и подготовке к восстановлению главного учебного корпуса;

– переоснащению современной вычислительной и оргтехникой компьютерных классов, кафедр и подразделений университета;

– подготовке и проведению процедур лицензирования, новых образовательных программ по двум специальностям профессионального обучения («Дизайн» и «Компьютерные технологии»);

– постоянному контролю и совершенствованию учебного и методического обеспечения направлений и специальностей университета;

– внедрению системы рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и кафедр университета;

– продолжению строительства нового спортивного павильона с бассейном;

– укреплению связей с организациями и предприятиями - Попечителями университета.

– дальнейшему совершенствованию структуры университета путем создания Института подготовки специалистов без отрыва от производства и открытию новых представительств университета. 

Считать необходимым направить деятельность коллектива университета в наступающем учебном году на подготовку к комплексной оценке деятельности вуза.

 1. УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1. Ректорату университета:

1.1.1. Предусмотреть приоритетное выделение средств на:

– оснащение лабораторным оборудованием и приборами кафедр университета, пострадавших во время пожара;

– реализацию плана мероприятий по подготовке к комплексной оценке деятельности вуза в 2008 году;

– реконструкцию главного корпуса университета;

– приобретение учебной и методической литературы;

– выпуск учебников и учебно-методических пособий издательством МГУЛ;

– благоустройство интерьеров и территории университета;

– проведение социологических исследований среди студентов и сотрудников университета.

1.1.2. Продолжить работу по совершенствованию структуры университетского комплекса (отв. ректор В.Г. Санаев).

1.1.3. Активизировать работу по внедрению в университете современных инновационных технологий обучения (отв. проректор А.К. Редькин).

1.1.4. Добиваться улучшения показателей деятельности университета, влияющих на его рейтинговую оценку среди других вузов России (отв. проректор А.К. Редькин).

1.1.5. Провести анализ результатов рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и кафедр университета и дать предложения по корректировке существующих показателей (отв. президент университета А.Н. Обливин, срок – октябрь 2006 г.).

1.1.6. Подготовить предложения по ускоренному развитию сферы дополнительных платных образовательных услуг (отв. – проректор
В.С. Шалаев, срок – ноябрь 2006 г.).

1.1.7. Совершенствовать воспитательную и спортивно-оздоровительную работу в студенческой среде, осуществлять мероприятия по улучшению социально-бытовых условий студентов университета (отв. – А.Н. Обливин, И.В. Майструк).

1.1.8. Разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих расширение возможностей трудоустройства выпускников вуза (отв. – Х.А. Фахретдинов, И.В. Майструк, срок – декабрь 2006 г.)

1.2. Учебно-методической комиссии университета:

1.2.1. Завершить работу по созданию основных образовательных программ всех лицензированных направлений подготовки и специальностей университета.

1.2.2. С целью перехода к многоуровневой системы подготовки кадров разработать основную учебно-методическую документацию, необходимую для прохождения процедуры лицензирования (срок – март 2007 г.).

1.2.3. В срок до 15 декабря 2006 года разработать и представить на рассмотрение Совета университета проект Положения об издательской деятельности.

1.2.4. Активизировать разработку документации системы менеджмента качества университета по ISO 9000:2000.

1.2.5. Завершить в 2006/2007 учебном году рассмотрение методического обеспечения направлений и специальностей университета.

1.2.6. Разработать методическую документацию для проведения апробации системы учета результатов работы студентов на основе условных зачетных единиц (на базе МШУБ).

1.2.7. Совместно с деканатами факультетов и базовыми кафедрами подготовить предложения по расширению числа отдельных образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов, реализуемых в университете, по увеличению числа специализаций, по которым осуществляется прием и обучение студентов.

1.3. Учебному и методическому управлениям университета:

1.3.1. В текущем учебном году совместно с деканатами и кафедрами организовать и провести работу по подготовке к комплексной оценке деятельности университета (очередного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации):

– создать рабочую группу по подготовке к комплексной оценке деятельности университета (срок – сентябрь 2006 г.);

– подготовить план мероприятий по проведению комплексной оценки деятельности университета (срок – октябрь 2006 г.);

– провести проверку учебной и методической работы кафедр университета и деканатов на предмет готовности к предстоящей комплексной оценке деятельности университета.

1.3.2. Поэтапно внедрять тестирование в университете для осуществления контроля текущей успеваемости и остаточных знаний студентов.

1.3.3. Совместно с библиотекой и деканатами университета установить приоритеты в переиздании и закупке недостающей учебной и учебно-методической литературы, усилить контроль над качеством издаваемой кафедрами университета учебной и учебно-методической литературы, обоснованностью объёмов и тиражей изданий (срок – октябрь 2006 г.);

1.3.4. Совместно с базовыми кафедрами провести аттестацию и аккредитацию направлений подготовки «Лесное дело», «Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», «Дизайн».

1.3.5. Совместно с библиотекой и управлением информатизации создать единую информационную базу данных по учебной и учебно-методической литературе (срок – апрель 2007 г.).

1.3.6. Разработать комплект внутривузовской документации, регламентирующей учебно-методическую деятельность в университете (срок – январь 2007 г.).

1.3.7. Шире использовать возможности внутренней компьютерной сети МГУЛ для информирования кафедр по учебным и методическим вопросам.

1.3.8. В текущем учебном году организовать систематическую работу по проверке выполнения учебных планов и рабочих программ, готовности кафедр университета и деканатов к проведению сессий со студентами всех форм обучения, составлению графиков посещения лекций и занятий со студентами заведующими кафедрами, деканами и администрацией.

1.3.9. Совместно с Попечительским советом университета своевременно заключить договора по прохождению студентами учебных и производственных практик на предприятиях – членах Попечительского совета МГУЛ.

1.3.10. Провести анализ обеспеченности образовательных программ учебной и учебно-методической литературой. Разработать систему мер, призванных кардинально улучшить работу кафедр университета по обеспечению всех читаемых дисциплин учебно-методической литературой в соответствии с требуемыми нормативами.

1.4. Издательству МГУЛ:

1.4.1. Совместно с учебным и методическим управлениями, библиотекой, ИПСОП и заведующими кафедрами составить на 2006/2007 учебный год план издания недостающей учебно-методической литературы и организовать ее своевременный выпуск.

1.4.2. Дать предложения по наращиванию производственных мощностей по выпуску литературы для учебного процесса и восстановлению книжного фонда библиотеки.

1.5. Управлению информатизации:

1.5.1. Совместно с администрацией университета, руководителями подразделений, преподавателями и управленческим персоналом продолжить работы по дальнейшему развитию и совершенствованию компьютерной сети университета, использованию информационных и сетевых технологий в учебном процессе, НИР; предоставлению информации и рекламы об университете в сети Интернет.

1.5.2. Разработать единую информационную среду университета на базе программного пакета IBM Websphere.

1.5.3. Полностью перевести работу деканатов на автоматизированный учет студентов на основе программного пакета “Спрут”.

1.5.4. Автоматизировать процесс составления расписания на основе программного пакета “Спрут”.

1.5.5. Установить резервный сервер в УЛК-2 и организовать архивное копирование информации.

1.5.6. Организовать платные образовательные услуги на основе сотрудничества с фирмами Microsoft, IBM, 1С и МГТУ им. Баумана.

1.6. Деканам факультетов:

1.6.1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной дисциплины и общественного порядка в университете; своевременно готовить представления о наказании (вплоть до отчисления из университета) студентов за нарушение общественного порядка, пропуски занятий по неуважительной причине и академическую неуспеваемость.

1.6.2. Контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра.

1.6.3. Совместно с заведующими кафедрами следить за исполнением трудовой дисциплины преподавательским и учебно-вспомогательным персоналом университета, принимать своевременные меры административного воздействия в случае выявления каких-либо нарушений.

1.6.4. В срок до 1 ноября 2006 г. подготовить планы работы методических комиссий факультетов по подготовке к проведению комплексной оценки деятельности университета;

1.7. Заведующим кафедрами:

1.7.1. Обеспечить организацию и проведение учебного процесса в соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплин.

1.7.2. Разработать банки тестовых заданий для комплектации учебно-методических комплексов читаемых на кафедрах дисциплин.

1.7.3. Обеспечить своевременное составление рабочих программ, написание и подготовку к изданию учебников и учебно-методических пособий в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов.

1.7.4. До 20 октября 2006 года подготовить предложения по формированию планов изданий на 2007 год, обеспечить написание и подготовку к изданию запланированных учебников и учебно-методических пособий (в том числе в электронном виде для использования при дистанционной форме обучения).

1.7.5. Обеспечить стопроцентное наличие учебно-методических комплексов по всем читаемым на кафедрах дисциплинам, при необходимости доукомплектовать и обновить их.

1.7.6. Провести анализ дипломных проектов (дипломных работ) и осуществить мероприятия по повышению качества и уровня содержания выпускных квалификационных работ, увеличить процент работ выполняемых по реальной тематике.

1.7.7. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, не допускать перегрузки штатных преподавателей кафедр большим количеством дипломников, в случае необходимости заранее привлекать к руководству дипломным проектированием специалистов профильных учреждений и организаций.

1.8. Приемной комиссии университета:

С целью совершенствования системы привлечения абитуриентов и слушателей, ректорату в срок до ноября 2006 г. подготовить предложения о создании централизованной маркетинговой службы в университете

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

2.1. НИЧ и факультетам продолжить развивать сложившиеся в университете принципы партнерства в рамках заключенных совместных договоров со стратегическими партнерами, обусловливающих формирование современной научно-образовательной среды, подготовку нового поколения специалистов, востребованных экономикой наших отраслей и регионов.

2.2. НИЧ совместно с факультетами и впредь направлять основные усилия на интеграцию университетской академической и отраслевой науки с учебным процессом, оказывать всемерную поддержку интегрированным научно-образовательным структурам, научно-учебно-производственым центрам (в том числе инновационным), эффективно обеспечивающим сохранение, воспроизводство и регулярное обновление кадрового потенциала университета.

2.3. Ректорату, НТС, НИЧ, факультетам до
1 октября 2006 г. определить в университете наиболее продвинутые научные направления, позволяющие создать приоритетные технологии на уровне мировых стандартов. Обеспечить их соответствующим кадровым потенциалом, в том числе с приглашением со стороны и всеми необходимыми ресурсами.

2.4. Ректорату, факультетам развивать в приоритетном порядке материально-техническую базу тех структурных подразделений университета, которые ведут исследования, позволяющие осуществлять опережающую подготовку специалистов для приоритетных направлений в экономике, науке, в области высоких технологий, исходя из особенности нынешнего состояния науки и учебного процесса в университете.

2.5. НИЧ, управлению по подготовке научно-педагогических кадров, факультетам, кафедрам, осуществляющим подготовку аспирантов, обеспечить необходимую численность аспирантов и своевременную защиту ими диссертаций в плановые сроки в свете преобразований новых критериев госаккредитации университетов.

2.6. НИЧ, учебному и методическому управлениям, факультетам, выпускающим кафедрам в ближайшей перспективе осуществить конкретные меры по реализации непрерывного цикла воспроизводства научно-педагогических кадров для университета по принципу кадровой цепочки: многообещающие школьники – перспективные студенты – способные выпускники – одаренные аспиранты – научно-педагогические кадры высшей квалификации.

2.7. Ректорату, деканам факультетов, зав. кафедрами, советам факультетов обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами и докторантами, учитывать это при присвоении званий и при прохождении по конкурсу на должность профессора кафедры.

2.8. Ректорату, факультетам разработать систему мер по повышению требований при отборе кандидатур для обучения в аспирантуре. Для осуществления преемственности в научных школах и совершенствования подготовки научно-педагогических кадров рекомендовать лучших выпускников, отличников учебы для обучения в аспирантуре на госбюджетные места.

3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Проректору В.С. Шалаеву совместно с проректорами А.К. Редькиным и В.И. Запрудновым в месячный срок подготовить и реализовать в течение учебного года предложения по развитию Программы по улучшению языковой подготовленности наших студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза, включающую учебные занятия, зарубежные стажировки и сдачу квалификационных экзаменов на международные сертификаты.

3.2. Начальнику управления международной деятельности В.В. Никитину совместно с главным инженером Р.М. Давлитовым в месячный срок подготовить предложения по улучшению социально-бытовых условий проживания иностранных граждан в общежитии МГУЛ.

3.3. Начальнику управления международной деятельности В.В. Никитину в 2006/2007 учебном году:

3.3.1. Совместно с деканами факультетов обеспечить дальнейшее улучшение показателей международной академической мобильности студентов и аспирантов, преподавателей и сотрудников; обеспечить расширение географии и масштабов студенческих обменов и практик.

3.3.2. Совместно с деканами заинтересованных факультетов отработать опыт международного признания отдельных учебных курсов.

3.3.3. Подготовить материалы для обеспечения лицензирования Подготовительного отделения для иностранных граждан.

3.3.4. Реализовать в учебном процессе пилотный вариант комплексной системы повышения качества образования иностранных граждан в МГУЛ.

4. ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМУ СОВЕТУ

4.1. При участии Попечительского совета (исп. директор Х.А. Фахретдинов) декану ЛФ В.А. Липаткину, декану ФЛА Н.А. Комарову, директору ИПСОП В.А. Макуеву открыть представительство МГУЛ в Главном Ботаническом Саду РАН (директор Демидов А.С.) (срок – 1.01.2007 г.).

4.2. Попечительскому совету совместно с выпускающими кафедрами подготовить перспективный план потребности в инженерных кадрах на предприятиях-попечителях на ближайшие 5 лет (срок – ноябрь 2006 г.).

4.3. Попечительскому совету совместно с деканами приступить к сбору материалов для создания ассоциации выпускников МЛТИ-МГУЛ (срок – в течение года).

4.4. Привлекать предприятия-попечители к работе в государственных аттестационных комиссиях на торжественном вручении дипломов выпускникам МГУЛ (отв. – Х.А. Фахретдинов).

4.5. Рекомендовать попечителям финансировать целевое обучение студентов иностранным языкам для повышения качества подготовки специалистов для предприятий-попечителей по линии Центра «Лингва» при МШУБ (отв. – Х.А. Фахретдинов, директор МШУБ А.А. Дашков).


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

29 июля 2006 года исполнилось 70 лет
со дня рождения и 45 лет научно-педагогической деятельности доктора физико-математических наук, профессора, Соросовского учителя

АЛЕКСАНДРА ИОСИФОВИЧА РУБИНШТЕЙНА
А.И. Рубинштейн родился в Москве в семье инженера, выпускника МИИТа И.Я. Рубинштейна и Е.Е. Кравец, окончившей педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «Русский язык и литература». Специальность родителей оказала ощутимое влияние на сына.

В 1944 году А.И. Рубинштейн поступил в первый класс 313 школы Москвы, которую окончил в 1954 году с двумя четверками в аттестате по литературе - ирония судьбы (остальные пятерки).

В том же году он поступил на мехмат МГУ, во многом под влиянием отца, считавшего, что лучшая специальность - инженер, но сначала надо получить хорошую математическую подготовку. В школьные годы юбиляр посещал с отцом лекторий при МГУ для школьников, где лекции читали лучшие математики страны - А.Н. Колмогоров, П.С. Александров, А.И. Маркушевич, А.Г. Курош, В.Г. Болтянский. Там же он занимался и в школьном математическом кружке, которым впоследствии руководили академики РАН А.Г. Витушкин и Н.С. Бахвалов. Вместе с ним кружок посещали ныне академик РАН В.И. Арнольд и многие другие, являющиеся сейчас профессорами МГУ и университетов Франции, США.

Со второго курса Александр Иосифович стал заниматься теорией функции у доцента, а сейчас академика РАН, П.Л. Ульянова. С января 1960 года А.И. Рубинштейн работает в теоретической лаборатории антенного отдела НИИ (первой в стране научной радиотехнической организации, организованной в 1921 году по личному мандату В.И. Ленина). Теперь это Всероссийский научно-исследовательский институт радиотехники (ВНИИРТ). За семь лет он прошел путь от инженера до старшего научного сотрудника и опубликовал 9 работ в журналах «Вопросы радиоэлектроники» и «Радиотехника и электроника» по прикладной теории дифракции.

В 1961 году Александр Иосифович поступил в заочную аспирантуру МГУ по кафедре теории функций и функционального анализа и в 1965 году защитил на заседании Ученого совета отделения математики кандидатскую диссертацию «О рядах с лакунами и некоторые вопросы теории мультипликативных систем».

В апреле 1967 юбиляр был избран по конкурсу доцентом кафедры высшей математики МЛТИ, где продолжает трудиться и по сей день.

Научное творчество А.И. Рубинштейна отличается подлинным многообразием. Помимо трудов по теории функции и теории дифракции, он опубликовал работы по теплотехнике, экологии, динамике лесонасаждений, механике – всего около 80 работ, в том числе 3 книги.

Результатом длительной работы по теории функций явилась докторская диссертация «Специальные ряды по тригонометрической и мультипликативным системам», которая была защищена на мехмате МГУ.

С 1989 года А.И. Рубинштейн читает лекции и в лицее научно-инженерного профиля г. Королева. Это стимулировало его деятельность в школьной математике и публикации в журналах «Квант», «Математика в школе», «Соросовский образовательный журнал», «Ломоносовские чтения. Секция педагогическая, МГУ», а также и вузовской - «Математика в высшем образовании».

Им опубликована книга «Связующая нить («неизвестная» математика)», знакомящая школьников и студентов-первокурсников с частью достижений математики, о которых ничего не говорят ни в школе, ни в вузе. В настоящее время эта книга принята к публикации в издательстве «Дрофа».

 Материалы книги служат основой факультативного курса «Введение в современную математику», читаемого Александром Иосифовичем для студентов-первокурсников специальности «Прикладная математика». Юбиляр стал первопроходцем в чтении таких курсов, как «Вариационное исчисление», «ТФКП», «Дифференциальные уравнения», «Функциональный анализ». Уже более 50-ти лет профессор А.И. Рубинштейн принимает участие в работе научного семинара по теории функций мехмата МГУ (берущего начало от Н.Н. Лузина), которым в настоящее время руководят академик РАН П.Л. Ульянов и член-корреспондент РАН Б.С. Кашин.

Но интересы А.И. Рубинштейна не ограничиваются одной лишь наукой. В свое время он окончил музыкальную школу по классу скрипки и многие годы играл в симфоническом оркестре ЦДКЖ. Он интересуется поэзией и даже издал небольшой сборник стихов «Позади перевал» (вероятно, материнские гены). В лицее читал лекции для школьников «Знаем ли мы Шекспира (о стихотворном переводе)», «Математики пишут стихи», «О пародиях», «Русский романс» и другие…

С Александром Иосифовичем я познакомился в молодые годы, когда он только пришел на нашу кафедру. Как-то похвалился ему неравенством, которое я доказал, заняв целую страницу академического журнала. Выслушав меня, он высказал идею другого, более простого, доказательства. Неравенством своим я больше не хвалюсь, но хвалюсь теперь всем и везде своей дружбой с таким прекрасным математиком, как Рубинштейн Александр Иосифович! 

В.А. ШаЧнев,

профессор кафедры высшей математики.


НАСТОЯЩИЙ ЛЕСТЕХОВЕЦ

(памяти О.А. ХАРИНА)

 Время стремительно летит, отсчитывая час за часом, день за днем, но человеческая память хранит и радостные и печальные события. 1 сентября исполняется год со дня смерти профессора, доктора сельскохозяйственных наук, действительного члена Российской академии естественных наук, заслуженного лесовода, заведующего кафедрой лесной таксации и лесоустройства, декана лесного факультета МГУЛеса Олега Александровича Харина.

Скромный паренек из деревни Погорелово, что в ста километрах от Вологды, безошибочно определил свой жизненный путь, поступив на лесохозяйственный факультет Московского лесотехнического института. После окончания МЛТИ, получив специальность инженера лесного хозяйства, работал в лесоустроительных партиях.

Еще в годы учебы способного инженера заметил академик Николай Павлович Анучин, пригласив на кафедру лесной таксации и лесоустройства, которую он в те годы возглавлял. Кстати сказать, Николай Павлович и сам был родом с Вологодчины, из города Кириллова. Преподавательский состав кафедры в те годы был очень сильным. В ее составе вели научную работу и педагогическую деятельность крупные талантливые ученые А.В. Вагин, Н.Н. Свалов, бессменный декан лесохозяйственного факультета В.М. Пикалкин. В этой среде и формировался О.А. Харин.

Защита кандидатской диссертации, работа начальником научно-исследовательского отдела подготовили его к должности декана лесохозяйственного факультета, который он и возглавил после ухода В.М. Пикалкина на заслуженный отдых. Работая в науке под руководством своего учителя Н.П. Анучина, в тесном сотрудничестве с профессором А.В. Вагиным и крупным ученым в области системного анализа профессором Н.С. Кандауровым, Олег Александрович подготовил и блестяще защитил докторскую диссертацию. После смерти Н.П. Анучина и Н.Н. Свалова Олег Александрович возглавил кафедру таксации и лесоустройства.

Более 30-ти лет он возглавлял лесохозяйственный, а затем лесной факультет университета леса. Крупный организатор, педагог, ученый, он прекрасно понимал значение лесного и лесопромышленного комплекса в их неразрывной связи для преумножения и воспроизводства лесных богатств России и их рационального использования на благо людей. Он помнил и уважал своих учителей, считая, что ученый не формируется сам по себе. Ученый стоит на плечах своих предшественников.

Любовь к России, своей малой Родине - Вологодчине прошла через всю его жизнь. Экспедиции в Восточных Саянах, Красноярской и Иркутской тайге, Якутии, Карелии, на Камчатке и Дальнем Востоке составляли смысл его интересной жизни. Его знали и не забыли сотни лесных инженеров, окончивших лесной факультет университета леса…

Олег Александрович не дожил двух лет до своего семидесятилетия. В нашей памяти он навсегда остался сильным, мужественным и красивым человеком, оставившим после себя многочисленных учеников и последователей.

Ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев,

президент МГУЛеса профессор
А.Н.
Обливин.