№ 12 (1769), 23 июня 2006 г.

МУЗЕЙ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

14 июня, пожалуй, в первый по-настоящему летний день, аллеи, газоны, цветники и тропинки Главного ботанического сада им. Н.В. Цицына Российской академии наук олицетворяли собой все то, за что мы так ценим и любим природу. Казалось, что каждое деревце, каждый цветок радуются летнему солнышку, стараясь подарить нам, людям, свою естественную красоту, которую не в силах воссоздать даже самый искусный художник.

Вступая на территорию ботанического сада, расположенного, кстати, не очень далеко от центра Москвы, как будто переносишься в другой мир. Даже здание, в котором располагаются администрация и исследовательские лаборатории, напоминает кадры исторических фильмов – огромный особняк в классическом стиле, выходящий фасадом на живописный пруд. На ступенях у входа уютно расположились юноши и девушки, что-то рисовавшие в своих планшетах. «Сдают зачет», - пояснил директор Главного ботанического сада А.С. Демидов. Именно в этом здании и начиналось выездное заседание Бюро Попечительского совета, посвященное вопросам подготовки специалистов ландшафтной архитектуры, ставшее уже третьим заседанием Бюро за последние два года, посвященным этому важному вопросу.

Открывая встречу, ректор МГУЛеса профессор В.Г. Санаев отметил, что в свете глобальной стратегии по укреплению связей между предприятиями и учреждениями образования и науки, курс на развитие сотрудничества МГУЛеса и ГБС становится одним из приоритетным направлений деятельности университета.

Об истории создания и структуре Главного ботанического сада рассказал его директор, заведующий кафедрой декоративного растениеводства МГУЛеса А.С. Демидов.

Ботанический сад был основан 14 апреля 1945 года в честь 220-летнего юбилея Академии наук СССР. Александр Сергеевич особо подчеркнул, что специальное постановление Советского правительства было выпущено в тот момент, когда еще не отгремели залпы битвы за Берлин. И резолюция И.В. Сталина «Построить самый красивый и большой сад в мире» - самое наглядное свидетельство того, какое значение придавалось развитию науки и эстетическому воспитанию в те годы. Выполнение ответственной задачи было поручено выдающемуся советскому ученому академику Николаю Васильевичу Цицыну, впоследствии ставшему первым директором сада и занимавшем эту должность вплоть до своей смерти в 1980 году. Выбор кандидатуры был не случаен – в свое время под непосредственным руководством этого талантливого ученого и организатора была успешно завершена одна из грандиозных строек века – всемирно известная Выставка достижений народного хозяйства, красотой и совершенством которой и сегодня восхищаются миллионы москвичей и туристов.

Сегодня ГБС представляет собой один из крупнейших ботанических садов мира, уникальный природно-архитектурный и научно-исследовательский комплекс, в котором собраны богатейшие коллекции растений со всех уголков Земного шара. Сад занимает площадь 331,5 га, располагаясь в одном из красивейших районов столицы.

Как отметил А.С. Демидов, основные направления научной деятельности сотрудников сада связаны с разработкой фундаментальных проблем сохранения генофонда природной и культурной флоры, интродукции и акклиматизации растений в целях рационального использования мировых растительных ресурсов. В состав ГБС входят лаборатория физиологии и биохимии растений, лаборатория физиологии и иммунитета растений, лаборатория биотехнологий растений, отдел защиты растений от вредных вредителей и болезней, а также отдел отдаленной гибридизации. Из 437 работников учреждения 78 – кандидаты наук, 16 – доктора наук.

Результаты научно-исследовательской работы научного коллектива сада регулярно публикуются в различных российских и зарубежных изданиях. Так, по случаю 60-летия ГБС в 2005 году было издано порядка 50 монографий и опубликовано около 400 научных статей.

Работает диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности ботаника. Кстати, как отметил Александр Сергеевич, в этом году на обучение в аспирантуру поступила первая аспирантка из нашего университета. На базе сада проводятся учебно-производственные практики студентов из Тимирязевской академии, МГУЛеса и т.д.

При Ботаническом саду функционирует Совет ботанических садов России, объединяющий 84 ботанических сада и дендропарка, в рамках деятельности которого проводятся ежегодные региональные совещания и конференции по решению текущих и стратегических вопросов. На специализированных курсах созданного 3 года назад учебного центра ведется подготовка по четырем специальностям: зимний сад, ландшафтный дизайн, садовник открытого грунта и садовник закрытого грунта. В основном все занятия проводится по групповой методике в рамках программы целевой подготовки специалистов в соответствиями с требованиями предприятий-заказчиков.

Коллекционные фонды ГБС, насчитывающие порядка 17 тыс. наименований растений, размещены в специальных экспозициях: «Природная флора», «Дендрарий», «Цветочно-декоративные растения», «Культурные растения и дикие сородичи», «Японский сад», «Вересковый сад», «Сад декоративных древесных форм» и «Фондовая оранжерея».

Самой большой экспозицией Ботанического сада, раскинувшейся на территории площадью 75 га, является «Дендрарий», спроектированный и построенный как ландшафтный парк, где растения сгруппированы по принципу систематического родства. Здесь посетитель может встретить деревья и кустарники, распространенные не только на территории бывшего СССР, но и привезенные к нам из стран Западной Европы, Японии, Китая и Северной Америки. 30 видов обитателей «Дендрария» включены в Красную книгу.

В ГБС собрана одна из крупнейших в Европе коллекция цветочно-декоративных растений. Однако, как заметил директор ботанического сада, на данный момент из нескольких ранее функционирующих ландшафтных экспозиций остался только «Теневой сад». Часть экспозиций «Цветочно-декоративные растения» переданы в лабораторию ландшафтной архитектуры, возглавляемую Е.Н. Голосовой.

Основу «Фондовой оранжереи», построенной в 1953 году, первоначально составляла коллекция зимнего сада рейхсмаршала Геринга, в полной сохранности вывезенная из Германии после окончания Великой Отечественной войны в 1948 году. Впоследствии она многократно пополнялась разнообразными представителями растительной флоры, собранными сотрудниками ГБС во время экспедиций в различные тропические регионы, а также приобретенными ГБС в результате обмена и закупок из других ботанических садов мира. Сегодня здесь можно увидеть более 5700 видов теплолюбивых растений, в том числе и не имеющую аналогов в России уникальную коллекцию бонсай. Более 100 видов редких растений «Фондовой оранжереи» внесено в Красную книгу.

В 2004 году на территории ГБС был открыт «Сад декоративных древесных форм», экспонирующий более 250 наименований декоративных форм древесных растений, отражающих последние достижения декоративной дендрологии и селекции и демонстрирующих современные методы их сохраниения и выращивания.

В то же время, как отметил А.С. Демидов, недостаток государственного финансирования обуславливает наличие серьезных проблем, связанных с решением кадровых вопросов, благоустройством и охраной территории сада, развитием его материально-технической базы. В советские годы персонал Ботанического сада насчитывал свыше 800 человек. Еще 200 специалистов привлекались в летний период для ухода за посадками и поездками в экспедиции с целью поиска новых видов. В те годы государство не жалело средств на научные исследования. Сокращение персонала и увеличение среднего возраста работников сада негативно сказываются на качестве содержания и ухода за территорией и эксозициями ГБС, приводит к исчерпанию внутренних ресурсов воспроизводства научных кадров.

С особой болью Александр Сергеевич говорил о проявлениях откровенного вандализма в отношении уникальной экспозиции сада. Способствуют этому и отдельные газеты. Так, «Аргументы и факты» опубликовали наглядную схему возможных «шашлычных стоянок» на природе, в число которых попала… и территория Ботанического сада. Как говорится, дальше просто некуда… Поэтому из 12 млн. руб., ежегодно выделяемых правительством Москвы в качестве материальной поддержки ботаническому саду, половина уходит на оплату услуг по поддержанию внутреннего порядка, оставшиеся деньги идут на обустройство территории.

 Но, несмотря на трудности с финансированием, в настоящее время ведется строительство новой оранжереи, которая по плану должна вместить в себя экспозиции тропиков и влажных субтропиков и 3 бассейна водных растений. Завершение строительных работ намечено на 4 квартал 2010 года.

Касаясь темы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета, Владимир Сергеевич поддержал идею постановки совместных научно-исследовательских работ по ряду академических, прикладных и экологических направлений, связанных с ландшафной архитектурой и растениеводством.

А.С. Демидов обратился с предложением к нашему университету о практическом наполнении принятого ранее решения об открытии на базе Ботанического сада представительства университета. В этом направлении уже проделана определенная работа, но многое еще предстоит сделать, в частности, обустроить помещения, в которых расположится представительство.

Заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МГУЛеса профессор В.С. Теодоронский дал высокую оценку взаимодействию университета и Главного ботанического сада в плане повышения качества подготовки специалистов. О результативности сотрудничества свидетельствуют неоднократные победы студентов ФЛА на различных конкурсах по ландшафтному дизайну, цветоводству и декоративному растениеводству.

В.С. Теодоронский особо поблагодарил попечителей МГУЛеса – АО «Мосинжзеленстрой» и ГУП «Мосзеленхоз» за постоянную помощь в благоустройстве территории университета и активное участие в организации производственных практик студентов.

Ключевым пунктом мероприятия стал вопрос создания на базе ГБС представительства МГУЛеса. Как отметил в этой связи директор Института подготовки специалистов без отрыва от производства В.А. Макуев, основная проблема в решении данного вопроса заключается в процедуре подготовки целого ряда документов юридического, финансового и методического характера в соответствии с положениями федерального закона о деятельности образовательных учреждений. Для осуществления технической задачи по оформлению соответствующей юридическо-правовой базы необходимо объединить усилия Института подготовки специалистов, а также лесного факультета и факультета ландшафтной архитектуры.

Несмотря на придание официального статуса профессии ландшафтного дизайнера с внесением в 2002 году данной профессии в государственный реестр, сегодня на внутреннем рынке по-прежнему сохраняется диспропорция между объемом спроса и качеством предложения соответствующих услуг. Председатель Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Т.И. Вольфтруб внесла предложение об обращении в Комитет по образованию Москвы с инициативой о введении обязательного лицензирования выпускников учебных заведений, проходящих обучение по данной специальности. В продолжение этой темы председатель совета директоров АО «Мосинжзеленстрой» М.И. Асташов в качестве одной из действенных мер борьбы с недобросовестной конкуренцией назвал целесообразность введения в состав тендерных комитетов профессиональных специалистов отрасли – в частности, это могут быть представители ГБС и МГУЛеса.

О современных формах международного сотрудничества в области образования и подготовки специалистов по линии образовательной программы международной организации IFLA рассказал генеральный директор «Брунс-Парка», выпускник МГУЛеса, а ныне преподаватель кафедры садово-паркового строительства И.В. Мочалов.

Завершая обсуждение, председатель Попечительского совета МГУЛеса В.И. Мельников обратил внимание собравшихся на тот факт, что данное заседание, посвященное вопросам подготовки специалистов в области ландшафтной архитектуры, является уже третьим за последние два года. Поэтому необходим более ответственный подход к выполнению ранее принятых решений.

Подводя итог встречи, В.Г. Санаев выразил убежденность в необходимости дальнейшего развития двухсторонних контактов между МГУЛеса и ГБС и еще раз подчеркнул, что в ближайшее время главным направлением совместных усилий должно стать осуществление задачи открытия в ГБС представительства университета. Виктор Георгиевич пообещал, что руководство МГУЛеса будет оказывать посильную поддержку в решении текущих проблем ботанического сада.

По окончании официальной части заседания гостей ждала экскурсия по территории Японского сада и в ходе которой посетители услышали увлекательнейший рассказ главного ландшафтного архитектора Японского сада ГБС Е.Н. Голосовой.

Японский сад был открыт в июле 1987 года при поддержке посольства Японии в Москве. На территории в 2,7 га разместилась экспозиция, состоящая из каскадов водопадов, трех деревянных павильонов, каменной пагоды XVIII века, деревянных мостиков и каменных фонарей. Здесь произрастает более 100 видов растения, включая экзотические породы, привезенные с острова Хоккайдо. Естественный цикл цветения многообразных растений чайного сада совпадает со сменой основных времен года.

Как пояснила Елена Владимировна, японские мастера традиционно предпочитали работать с формой, а не с цветом. Характерной особенностью японских стилей садоводства является акцентирование внимание на цветовых сочетаниях листьев и плодов. При этом предпочтение отдается теплым оттенкам желтого и красного цветов. Сознательное избегание композиций из цветов связано с желанием подчеркнуть неизменность вечных принципов, лежащих в основе смены времен года.

По сути, японский сад - это универсум символов, в которых нашли свое отражение истины познания мира и фрагменты религиозно-мистического опыта. Центральным объектом сакральной культуры Востока является цветок белого лотоса, который согласно религиозным представлениям, олицетворяет самого Будду. Начало его цветение символизирует метаморфозу духовного просветления и освобождения от власти иллюзии.

На фоне живописнейших ландшафтом всеобщее внимание привлекает 13-ярусная каменная пагода, указывающая на 13 областей обитания Будды. А 8 мостков, по которым прошли участники заседания, означают 8 ступеней, ведущих к постижению высшей истины.

С одним из экспонатов Японского сада связана красивая легенда. По преданию, во времена правления императора Сегуна Токугавы, отмеченные религиозной нетерпимостью к иноверцам, жил буддийский монах - мастер Ориби - в глубине души тайно исповедовавший нетрадиционную для Японии христианскую веру. На каменном фонаре (на фото) он вырезал изображение креста, скрываемое растениями, и каждый раз, спускаясь к ручью, чтобы набрать воду, совершал ежедневные молитвы запретному богу.

Думаю, что, побывав в Главном ботаническом саду, каждый из участников заседания почувствовал себя просветленным от прикосновения к удивительной красоте, которую дарует нам сама Природа.

С.В. РАМАЗАНОВ, С.А. ГЛАДЫШЕВ.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

30 июня – 80-летний юбилей академика МАНВШ, Заслуженного работника высшей школы России, профессора, доктора сельскохозяйственных наук

АНАТОЛИЯ РОДИОНОВИЧА РОДИНА

В военном 1942 году А.Р. Родин окончил семь классов и начал свою трудовую деятельность приемщиком дров на лесоскладе Пушкинского лесхоззага. Весной 1943-го был переведен в железнодорожные мастерские Второй дистанции службы пути г. Пушкино, где проработал до сентября 1945 г.

Затем поступил на учебу в Московский лесомеханический техникум (ныне Правдинский лесхоз-техникум), который окончил с отличием в 1949 г. и был направлен на учебу в Московский лесотехнический институт. Окончив с отличием МЛТИ в 1954 г., был рекомендован в аспирантуру по кафедре лесных культур, после окончания которой в 1957 г. работал в издательстве «Советская наука» ответственным секретарем журнала «Научные доклады высшей школы».

С 1959 по 1964 гг. работал начальником научно-исследовательского сектора МЛТИ и ассистентом кафедры лесных культур. Затем был избран доцентом кафедры лесных культур и назначен заместителем декана факультета лесного хозяйства. В 1970 г. Анатолий Родионович избран заведующим кафедрой лесных культур, а в 1980 г. назначен проректором по научной работе. В 1986 г. вновь избирается на должность заведующего кафедрой лесных культур. В этой должности он проработал до 1992 г. В настоящее время А.Р. Родин работает профессором кафедры лесных культур.

В 1959 г. ему была присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук, а в 1980 - доктора наук. В 1987 г. юбиляру присвоено почетное звание «Заслуженный лесовод РСФСР», а в 1998 г. - «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации». В 1992 г. он избирается действительным членом Международной академии наук высшей школы.

А.Р. Родин внес большой вклад в развитие лесоводственной науки, подготовку научных и инженерных кадров для лесного хозяйства. Юбиляром опубликовано более 300 работ, в том числе 9 учебников и 12 учебных пособий с грифом для межвузовского использования, 9 справочников и монографий, 5 практических рекомендаций, утвержденных Минлесхозом РСФСР и Федеральным агентством
лесного хозяйства МПР России. По результатам научных исследований получено 9 авторских свидетельств на изобретения, в том числе и по линии МВД СССР. Результаты НИР неоднократно демонстрировались на ВДНХ СССР и были отмечены медалями.

Большой научный и производственный опыт позволили А.Р. Родину сформировать научную школу. Под его научным руководством подготовлено для
вузов и НИИ страны более 30 кандидатов и докторов наук. Часть из них работают
в нашем университете.

Не снижается активность Анатолия Родионовича в выполнении широкого круга работ и в настоящее время. За последние пять лет им опубликованы
4 учебника для вузов и техникумов, 11 учебных пособий и конспектов лекций, 6 из которых рекомендованы Минвузом РФ и УМО по образованию в области лесного дела для межвузовского использования.

Профессором А.Р. Родиным пройден большой плодотворный творческий путь от студента лесного вуза до профессора, руководителя Учебно-методической комиссии УМО по образованию в области лесного дела Минобразования РФ, академика Международной академии наук высшей школы. Его жажда к знаниям до сих пор сочетается с неисчерпаемым трудолюбием, отзывчивостью, принципиальностью и требовательностью.

Желаем профессору Анатолию Родионовичу Родину доброго здоровья
и дальнейших успехов в лесной науке и образовании.

В.Г. САНАЕВ, ректор МГУЛеса;

А.Н. ОБЛИВИН, президент МГУЛеса;

И.И. ДРОЗДОВ, зав. кафедрой

лесных культур.

ВЕЧЕРА ЛЕСТЕХА

Дорогие читатели «Вестника»! 

Вашему вниманию мы предлагаем стихи и прозу студентов нашего университета. Они написаны в разное время по разному случаю, но их объединяет одно – любовь.

Как писала Марина Цветаева: «Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог,  и не осуществили родители. Не любить – видеть человека таким, каким его осуществили родители. Разлюбить – видеть вместо него: стол, стул…»

Радует тот факт, что стихи снова начинают «входить в моду» и поэтов, песенников нашего родного МГУЛа становится больше. В мае, когда было закрытие творческого сезона студенческого клуба, кто-то из ребят предложил встречаться чаще. Сейчас – сессия, у студентов куча забот, и все же умудряются написать что-то новенькое и поделиться с друзьями.

Мы рады видеть вас всегда – приносите новые рассказы, песни, стихи.

Художественный руководитель студенческого клуба МГУЛа  И.Ю. Волкова.

Александр МИХАЙЛОВ 
(ФЭСТ, 2 курс)

 

Забытый след поэта

Слова мои давно забыты,

И память стерта навсегда.

Мотивы песен устарели,

Тома исчезли навсегда.

 

И человек уже не вспомнит,

Что был на свете тот поэт,

Воссоздававший звуков строки,

И дел его прозрачный свет.

 

Нет ничего ужасней смерти,

Но хуже быть не может той,

Что не оставила на свете

Неповторимый труд людской.

 

Герои мифов канут в лету,

Исчезнет в миг тиранов след.

И в нашем Мире незабвенном

Растает призрачный поэт.

 

Сгорят листы тысячелетий,

Пылая бешеным огнём.

Их человек уже не встретит,

Забудет память о больном…


Евгений НАУМОВ
(ФЭСТ, 4 курс)

Быть артистом

Говорят: «Быть артистом…»
                                  А что это значит?

Во славе купаться,
                                  петь, играть,

Это все хорошо...,
                                  но не так все -

Нужно вкладывать душу,
                                  о себе забывать ...

 

Не дай Бог вам хоть раз оказаться
                                   за сценой

Видеть всю суету, подготовку, монтаж ... Популярности, титулов, званий всех

То волнение, страх, тот испуг
                                   и мандраж…

 

Ты выходишь на сцену
                                  в ярком свете софитов, Забываешь про все
                                  - только образ и роль...

Можно с первого выхода стать
                                  знаменитым,

Или в раз провалиться, увлекшись игрой...

 

Быть артистом - уметь побороть
                                  все невзгоды,

Выступая голодным, больным, - для людей,

Без навеса, без курток в любую погоду,

В помещениях, на сценах
                                  больших площадей…

 

Говорят: «Быть артистом...»
                                  А что это значит?

Во славе купаться, петь, играть,
                                  танцевать...

Кто-то будет смеяться,
                                  а кто-то заплачет:

«На холодной земле им пришлось
                                  выступать»

 

 

 

 

Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
(ФЭСТ, 1 курс)

Счастливей, чем в раю

Я вижу в небе стаю птиц

И белых облаков узор.

Деревья словно пали ниц

У самого подножья гор.

Здесь безграничный океан,

Вдали плывет красивый бриг,

А ближе - гордый пеликан

Клюв рыбой наполняет вмиг.

В тени роскошных пальм лежит

Мартышкой сорванный кокос.

Смотрю: по воздуху парит

Сам белоснежный альбинос.

А глубина прозрачных вод

Ракушки с жемчугом хранит.

Со звездами небесный свод

Своими тайнами манит.

На острых скалах чайки спят

И видят сказочные сны,

Где цвета алого закат –

Жилец неведомой страны.

И радуга – небесный мост

Раскинулась в длину свою.

Ответ на все вопросы прост:

Я здесь счастливей, чем в раю.

 

Вопросы

Я задаю вопросы в пустоту,

Отчаявшись их людям задавать.

Где мне найти любовь и теплоту?

Как помощь и поддержку
   отыскать?

Еще вопрос: куда ведет мой путь?

И стоит ли судьбу мне проклинать?

Я так хочу понять,
   в чем жизни суть,

И научить друзей мне доверять.

Найдется ль тот, чьи мудрые слова

Мне принесут спасение навек?

И неужели я была права,

Сказав, что пуст,
   ничтожен человек?

Как долго мне еще осталось ждать

Того, что может не произойти,

Просить других на картах погадать

И знать, что так ответов
   не найти?

Откуда страх, что так
   мешает жить?

Я не могу перебороть его.

Я так боюсь, что разучусь любить.

Судьба и так не дарит ничего.

Мне надоело быть для всех никем,

Примерно знать,
   что завтра суждено.

Зачем живу? Зачем дышу? Зачем?

А что в ответ? Молчание одно.

Дождь

Я ловила губами дождь,

Словно мертвый – живую воду.

Ты меня на крыльце не ждешь,

Не укроешь от непогоды.

Этим серым весенним днем

Я одна посреди ненастья.

Небо плачет сплошным дождем.

Может быть, это слезы счастья.

Надо мной ты имеешь власть

И об этом еще не знаешь.

Упиваюсь я горем всласть,

Если что-то не понимаешь.

Капли падают с высоты,

По зеленым листьям стекают.

Моим сердцем владеешь ты.

Как тебя сейчас не хватает!

Боль разлуки остра, как нож,

Но иду я, собрав все силы.

И грустит со мной вместе дождь.

Я губами его ловила.