№ 20 (1777), 8 ноября 2006 г.

АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ - ЗАЛОГ УСПЕХА

Хорошо известна основополагающая роль человеческого фактора, как фундамента устойчивого развития социальных и хозяйственных институтов общества, являющегося залогом его будущего социально-экономического благополучия.

 В прежние времена, когда существовала система государственного распределения выпускников высших и среднетехнических учебных заведений, вопросы управления трудовыми ресурсами решались в централизованном порядке в масштабах всей страны. Однако, в современных условиях, при отсутствии государственного планирования, формирование устойчивых связей между системой образования и рынком труда возможно лишь на путях заключения долгосрочных партнерских отношений между предприятиями и организациями, представляющими сторону потенциальных работодателей, и самими учебными заведениями.

27 октября в администрации Мытищинского района состоялось совместное заседание Совета ректоров и директоров высших и среднетехнических учебных заведений Мытищинского района (далее – Совет ректоров), представителей органов муниципального управления и Ассоциации руководителей организаций района, с целью согласования принципов соглашения о стратегическом взаимодействии между администрацией, предприятиями и учебными заведениями в деле поддержки и развития науки и образования, а также повышения их роли в формировании экономики района.

Как заметил в своем вступительном слове председатель Совета ректоров ректор МГУЛеса В.Г. Санаев, на сегодняшний день по уровню экономического развития Мытищинский район твердо занимает лидирующие позиции в  Московской области. Из 60 % выпускников Лестеха, нашедших работу в Москве и ближайшем Подмосковье, порядка половины трудоустраиваются в районе. Район обладает огромным потенциалом молодых специалистов, подготовку которых ведут 11 высших и среднетехнических образовательных учреждений. Умело использовать, бережно сохранять и преумножать этот драгоценный ресурс – в этом состоит одна из главных задач всех тех, кто озабочен судьбой развития науки, образования и промышленности.  И этим вопросам в Мытищах уделяется первостепенное значение. Не случайно участие во встрече принял лично глава района А.Е. Мурашов.

В.Г. Санаев отметил, что на сегодняшнем этапе развития высшей школы происходит постепенный переход от образовательных стандартов к профессиональным требованиям, определяемым рыночной средой, что еще раз подтверждает настоятельную необходимость в тесном союзе между системой образованию и бизнесом. По словам Виктора Георгиевича, данное  мероприятие должно стать знаковым событием, важным шагом на пути реализации программы модернизации образования в рамках осуществления Национального проекта «Образование». Модель трехстороннего сотрудничества, принятая на основе подписанных договоренностей, призвана в дальнейшем получить широкое распространение и в других территориальных образованиях.

Ректор Российского университета кооперации профессор М.В. Сероштан в своем выступлении высказалась за усиление роли учебных заведений в укреплении мытищинской экономики, на основе активной реализации краткосрочных программ повышения квалификации специалистов, а также внедрения научных разработок на промышленных предприятиях района. Что касается совершенствования методик проведения занятий со студентами, то, по мнению М.В. Серошан, необходимо всячески расширять профессионально-ориентированную составляющую учебного процесса. С целью ликвидации диспропорции в структуре специалистов начального, среднего и высшего управленческого звена было бы целесообразным использовать преимущества многоступенчатой модели образования.

Отсутствие централизованного государственного заказа на специалистов заставляет учебные заведения самостоятельно проводить анализ рынка труда. Как подчеркнул директор Московского кооперативного техникума В.А. Козлов, социальный заказ на подготовку специалистов должен производиться с учетом реальных потребностей района. А поскольку государственные образовательные стандарты обновляются каждые 5 лет (срок, равный времени полного цикла обучения в вузе), уже сегодня стоит задумываться над разработкой перспективных планов на будущее.

Директор Мытищинского машиностроительного техникума М.В. Медведева, рассказывая о деятельности образовательных учреждений, готовящих специалистов среднего и начального звена, предложила вводить в учебные планы региональную компоненту для своевременной модернизации и корректировки учебного процесса на основании анализа профессиональных требований предприятий-заказчиков к потенциальным работникам своих предприятий. Причем именно предприятия должны сыграть ключевую роль в этом процессе, проявив инициативу по формированию заявок на будущих специалистов. Мария Васильевна подчеркнула, что для эффективного решения этой задачи необходимо создание координационного совета по реализации стратегического партнерства, в рамках которого руководители организаций могли бы включиться в активную работу по взаимодействию с учебными заведениями.

Отвечая на критику, прозвучавшую со стороны ректорского корпуса, председатель совета директоров Перловского завода энергетического оборудования В.И. Забродин отметил, что основная проблема, возникающая сегодня при спецификации требований к молодым специалистам, обусловлена неопределенностью перспектив хозяйственного развития и сложностью процедуры анализа и планирования экономической ситуации. В таких обстоятельствах сама жизнь выступает в роли строгого учителя, заставляя искать новые ответы на непростые вопросы. Валерий Иванович поддержал идею создания координационного совета, который, наряду с контролем за исполнением принятых обязательств, мог бы выполнять функции аналитического центра, помогая руководству предприятий быстрее адаптироваться в новых рыночных условиях.

Говоря о роли координационного совета, председатель Попечительского совета МГУЛеса В.И. Мельников особо указал на то, что главное сегодня – создать полноценный орган с четко распределенными полномочиями, правами и обязанностями, ответственный за реализацию поставленных задач. Как отметил Владимир Иванович, трехступенчатая схема «среднее образовательное учреждение – вуз - предприятие» должна стать базовой моделью системы разработки и принятия целевых  программ подготовки специалистов.

Подводя итоги состоявшегося обсуждения, глава Мытищинского района А.Е. Мурашов выразил твердую убежденность в необходимости государственного регулирования проблем, связанных с подготовкой специалистов. С этими вопросами Александр Ефимович, до работы в администрации руководивший кадровой службой Мытищинского машиностроительного завода, знаком не понаслышке. При этом структуры, представляющие государственную власть на местах, могут выступать в качестве посредника между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами. Благополучие общества складывается из благополучия его граждан, поэтому, как отметил Александр Ефимович, инвестиции в человека, всесторонняя поддержка образования, культуры, науки и социальной сферы является приоритетным направлением государственной политики. В то же время необходимо повышать уровень социальной ответственности хозяйствующих субъектов и бизнес-структур. Глава района предложил привлечь к участию в проекте Торгово-промышленную палату, как орган, представляющий интересы общества, государства и бизнеса.

При взаимодействии реального сектора экономики с образовательными учреждениями особое значение приобретает оперативный обмен данными. С концепцией системы информационного обмена «работодатель -потенциальный работник - учебное заведение», участников встречи познакомил профессор С.И. Чумаченко. Данная система, рассчитанная на максимальное удобство для пользователей, будет накапливать полезную информацию об участниках проекта - учебных заведениях, предприятиях и организациях, позволяя обновлять ее в режиме реального времени. Работодатель, заполнив соответствующий электронный бланк, сможет  разместить подробные сведения о своем предприятии и дать список имеющихся вакансий, которые, поступив в общий банк данных, станут доступными для потенциальных работников. Со своей стороны, учебное заведение  проинформирует пользователей сети о предоставляемых им образовательных услугах. Поисковая система поможет быстро и эффективно отсортировать данные, в зависимости от интересующих клиента параметров запроса.

По итогам состоявшегося обсуждения проекта трехстороннего соглашения, принято решение доработать его и подписать в торжественной обстановке 9 ноября в ходе традиционного отчета администрации района.

С.В. РАМАЗАНОВ,
С.А. ГЛАДЫШЕВ.


 

чтобы помнили

Не забывайте никогда
Москву, тяжелый 41-й...

Москва, военный 41-й,
На Красной площади парад.
На подвиг силы беспримерной
Страна вела своих солдат.
В едином яростном порыве
Шагал воюющий народ,
И каждый верил: нет той силы,
Что остановит этот ход.

То был парад железной воли,
Надежды, веры и любви,
Суровый марш нелегкой доли
В защиту жизни и земли.
Мир не видал такого шага,
И был повержен грозный враг,
И над руинами Рейхстага
Затрепетал наш алый стяг.

Не все вернулись
        с тех сражений,
Не всем достались ордена,
И много стало разных мнений
О том, какой была война.
Но свято помня день победный,
Не забывайте никогда
Москву, тяжелый 41-й,
Парад 7 Ноября.

К. ПОНОМАРЕВ.


 

Рассказывает комендант г. Москвы, генерал-майор
 К.Р. СИНИЛОВ

На параде, как и в мирное время, были представлены все рода войск. К параду была предназначена и авиация, но помешала погода. Принимали участие пехота, конница, артиллерия, танки различных систем, включая мощные танки КВ, моряки, войска НКВД и рабочие батальоны, которые тогда формировались. Было 20 с лишним батальонов. Единственное, чем внешне отличался парад, - это отсутствие демонстрации. Чувствовалось, что это происходит в условиях войны, по всему: и по вооружению, и по обмундированию, и по той суровости, которая видна была у всех.

После парада произошел перелом в разговорах, настроениях, даже внешний перелом был заметен. То, что произошло в сознании, внутри каждого, нашло отражение в поведении. 7-го и в последующие дни народ стал совсем иным: веселым, смеющимся, жизнерадостным, улыбающимся, особая твердость появилась, уверенность. А до этого, прямо надо сказать, была некоторая молчаливость, а у нас это выражалось, помимо всего, в письмах. После парада был необыкновенный подъем

 Из воспоминаний кинорежиссера С.М. ЭЙЗЕНШТЕЙНА (эвакуированного в 1941г. вместе с киностудией в Алма-Ату)

 

...И снова мысли только о том, что же с Москвой? Что же с фронтом? Что же с войной? Кажется, грудь разорвется от вопросов. От необходимости понять, что происходит. Что делается. Понять и ощутить себя и страну в эти тревожные, непонятные дни.

Особенно тревожные и особенно непонятные, ибо вопрошающий выпал из биения пульса Москвы, ибо 5000 километров рельсов легло между нами и сердцем страны...

И вот - голос ясный и ровный. Иногда иронический, когда он говорит о льве и котенке! Иногда строгий, когда он призывает к выдержке.Иногда скорбный, когда он говорит о потерях и жертвах.Голос, полный уверенности, когда он говорит о грядущей победе. Голос гневный, когда зовет свой народ к уничтожению гнусного врага. Голос Сталина.

И как всегда - ясность, уверенность, внутреннее осознание целей и путей их достижения развертываются в сознании каждого слушающего после того, как к нему обращаются слова Сталина.

Звучный голос. Издалека. Но близкий и знакомый.

Где он говорит? По раскатам эха, по резонансу старались мы разгадать помещение, откуда идет голос.

Сцена Большого театра? Нет.

В отзвуках чудятся своды. Значит, где-то под землей... Где?

Но догадки тонут в вихре, в который постепенно вовлекает содержание сталинских слов.

Слова о подвиге.

Слова о выдержке.

Слова о победе.

Слова бодрящие. Слова зовущие. Слова подымающие.

И под словами - радость ощущения: Сталин и Москва с нами.

Тысяч километров не стало.  Мы рядом. Мы вместе.

 

И подобно тому, как здесь преодолено пространство, так же будет преодолено время. Тяжкое время тяжелых страданий и войны. И тот же голос поведет нас снова через годы победы, как сейчас он ведет нас через месяцы трудов.


Международные связи

Единое лесное образование
для девяти европейских стран

В рамках проекта по разработке учебных планов финансируемого Европейским Союзом, Южно-Шведский лесной исследовательский центр Шведского cельскохозяйственного университета (г. Алнарп) совместно с партнерами – факультетами лесных вузов России, Украины, Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Дании и Германии – разработал двухгодичный учебный курс Euroforester, конечной целью которого является получение выпускниками квалификации магистра (MSc – Master of Science). 

В течение нескольких лет учебный курс «Устойчивое лесоуправление в странах Балтийского региона» преподается в Алнарпе.  Благодаря стипендиальной поддержке компаний IKEA и Stora Ensa, этот курс ежегодно проходят 20-30 студентов из стран Балтии, Польши, России и Украины. За счет финансирования проекта Евросоюзом стало возможным развитие курса в международную образовательную программу получения квалификации магистра в области лесного хозяйства. В первую очередь программа рассчитана на студентов лесных факультетов вузов-партнеров, но, в принципе, через программы студенческих обменов, такие, например, как Erasmus Mundus,  могут быть приняты студенты из любой точки мира. 

- В результате получился замечательный MSc курс, предусматривающий контакты большого числа стран-участников, – говорит Матиас Берглунд, координатор проекта.  В качестве примера он приводит тот факт, что при подготовке магистерской диссертации студенты могут выбирать руководителей из разных стран, что дает возможность сравнительного анализа данных и повышает ценность работы. В свою очередь, такое сотрудничество может привести к новым образовательным и исследовательским проектам.

-  Международный круг знакомств, которыми студенты обзаводятся, учась в Алнарпе, очень пригодится им в их дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с полученными ими знаниями по специальности, мы рассматриваем это как очень важный результат нашей программы, – продолжает Матиас. – Важность международного лесного образования состоит и в том, что леса стран Балтийского региона сегодня – это единый рынок с высокой активностью межгосударственных торговых отношений.

  12 сентября 2006 года представители 13 лесных факультетов вузов-партнеров провели итоговое совещание, на котором было принято решение о начале функционирования международной магистерской образовательной программы Euroforester с осени 2007 года.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Mer information:
Mattias Berglund, koordinator,
070-25 13 851
PM Ekö, studierektor,
070-62 81 819 eller
Vilis Brukas, internationell samordnare, +45 24 20 34 99

 

В. БРУКАС (SLU), М. МУКОВНИНА  (МГУЛеса).


 

14 ноября 2006 года в Московском государственном университете леса

состоится День карьеры


 

ПРОГРАММА

10.00               Открытие Дня карьеры (2-й этаж
                        учебно-лабораторного корпуса № 1)

10.15 – 15.00  Стендовая сессия. Собеседование
                        студентов и выпускников
                        с представителями компаний.
                        Открытые семинары по проблемам
                        профориентации, трудоустройства.

11.30 – 15.00  Презентации компаний (аудитории
                        1217а, 1219, 1220, 1223), проведение
                        тестирований, кейсов, деловых игр.
                        Круглые столы.

 

Организаторы: Попечительский совет Московского государственного университета леса и кадровая консалтинговая  компания GRP-Service при поддержке Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Участниками Дня карьеры в нашем университете станут: крупные российские и зарубежные компании, в том числе компания IKEA, ПК «Корпорация «Электрогорскмебель», Экспериментальный завод ДСП (г. Сергиев Посад), стратегический альянс «Здоровый лес», контент и сервис-провайдер «Информ-мобил», ОАО «Престиж-мебель», многие другие  предприятия и ведущие кадровые агентства, студенты
и выпускники МГУЛеса.

 Студентам для участия в Дне карьеры необходимо пройти регистрацию на сайте университета, заполнив анкету кандидата, которая содержит большой объем информации: контактные данные, специальность, дополнительные курсы, знание иностранных языков, и отправив ее по адресу: wood@mgul.ac.ru.

 Оргкомитет:

• GRP-Service E-mail:smirnova@grp-s.ru

Тел./факс: 625-60-10, 625-55-77

Ирина Смирнова.

 • МГУЛ Попечительский Совет www.msfu.ru

E-mail: wood@mgul.ac.ru, bobashova@mgul.ac.ru

Тел./факс: 8-(495)-586-94-77, 8-(498)-687-37-39

Х.А. Фахретдинов.

Будем рады видеть вас среди участников
Дня карьеры!

Лучшие вакансии на лучших предприятиях ждут именно вас!


 

Вечера Лестеха

Знакомство с лесом

Лес… Какие ассоциации возникают при этом слове у современного человека? Это деревья, чаща, это национальное достояние, кладовая природы, живой индикатор состояния окружающей среды. Но не только. Лес – это лаборатория, музей и объект научных изысканий. Лес выполняет важнейшую информационную и просветительскую функцию, роль центра по пропаганде знаний в области охраны, рационального использования и воспроизводства.

Люди, изучающие лес, это энтузиасты, которые самоотверженным трудом доказывают свою преданность ему.

В последнее время по инициативе декана гуманитарного факультета Елены Ивановны Майоровой экскурсии «в лес» приобрели особую популярность на гуманитарном факультете. Студенты кафедры перевода вместе со своими преподавателями уже побывали на Лосином острове и вернулись оттуда с незабываемыми впечатлениями. Это была первая коллективная «лесная» вылазка, поэтому она имела общий культурно-просветительский характер.

В сентябре этого года, по просьбе Елены Ивановны, доцент П.Г. Мельник организовал для студентов гуманитарного факультета автобусную экскурсию на Никольскую дачу. Предложение посетить Никольскую дачу и узнать об истории и современном состоянии этого уникального объекта природы из первых рук было встречено с энтузиазмом будущими лингвистами-переводчиками.

На экскурсии Петр Григорьевич не только рассказал гуманитариям о видах древостоев, о типах рубок, пробных площадях и лесовосстановлении, но и показал то, о чем студенты знали только из учебников, например, подсочку деревьев.

Студенты побывали на Голубом озере и узнали, как оно сформировалось. Радость познания была дополнена радостью от огромного количества собранных грибов. Домой студенты вернулись усталые, но счастливые и просветленные. Вот как они описывают свои впечатления студенты группы РП-31:

Марина Тяжлова:

« …Лес застыл в чутком осеннем сне, и только легкий шум, шелест листьев, спокойный и протяжный, как отголосок чего-то далекого и непонятного, нарушал звенящую тишину. Высокие и прямые лиственницы, сосны и ели стояли хмурой ратью, плотно сомкнувшись вершинами, словно скрывая от посторонних расположенное в глубине леса озеро. Глядя на литые стволы и мощные корни этих деревьев, мы понимали, что они простоят здесь еще не один десяток лет. Даже трудно представить, что все эти уникальные насаждения были созданы трудом лесоводов».

Екатерина Ежова:

«Говорят, что лес – тихое место. Но, побывав на Никольской лесной даче, мы поняли, что лес – это постоянно изменяющаяся живая система, в которой все тесно взаимосвязано. Приглядитесь, и перед вами пронесется стайка птиц, посмотрите вниз – скачет маленький лягушонок. Закройте глаза - и вы услышите шум ветра, запутавшегося в ветвях деревьев. В это мгновение вы едины со всем миром, со Вселенной. Вы двигаетесь вместе с ней и являетесь ее частью. В это мгновение нет времени, есть Человек, нашедший спокойствие внутри себя среди гигантов-атлантов мира – деревьев».

З.В. МАНЬКОВСКАЯ, зам. декана ГФ.


 

ОБЩЕЕ ЖИТЬЕ

(Взгляд студента)

На мой взгляд, Московский государственный университет леса  – довольно-таки перспективная путевка во взрослую жизнь. Но для многих студентов наш университет не только обучение, но и жизнь. В прямом смысле этого слова. Ведь почти 40 % обучающихся живут в студенческих общежитиях,  предоставленных университетом. Я из их числа. Ну, что я могу  сказать о студенческой, так сказать «общажной» жизни?

На первый взгляд, она мало чем отличается от домашней, так как быт он и есть быт, со всеми его уборками, стирками, приготовлением еды. Но мы, в первую очередь, студенты, поэтому большую часть времени уделяем подготовке к учебе. А именно: переписыванию и перечитыванию лекций, заучиванию пройденного материала, чтению дополнительной литературы и т.д. Но нельзя забывать и о том, что нам, в среднем, от 18 до 23 лет, а значит, мы молоды и энергичны, поэтому всякого рода отдых и вечеринки неизбежны. Особенно, если взять во внимание тот факт, что жизнь в общежитии - это самостоятельная жизнь!  Мы сами планируем свой день, а также денежные расходы, свободное время, круг общения и все то, что по большей части  в детстве за нас планировали родители.

 

Здесь мы сами себе хозяева, по той или иной причине, отдаленные от семьи, но чем мы руководствуемся в первую очередь, проживая тут? Мы здесь не просто для того, чтобы жить поближе к столице, мы здесь для того, чтоб учиться в Московском государственном университете леса.Университет предоставил нам не только крышу над головой, но и все житейские удобства; это и расположение - непосредственно рядом с учебными корпусами, и круглосуточная охрана, и планировка квартирного типа, а также коммунальное обслуживание, отопление, водопровод, мебель и конечно же общение… Море общения, друзей и знакомых.

Для меня общежитие, впрочем, как и для большинства студентов, далеко не веселый муравейник, в стенах которого витает запах  некой свободы, раскрепощенности и безделья. Но сказать, что общежитие в моем воображении ассоциируется со вторым, после университета, храмом знмний, где дни и ночи проходят исключительно в перечитывании лекций и заучивании формул, я не могу! Всего в меру, как говорит наш комендант: и учить и отдыхать.

Ведь общежитие, если и не на всю жизнь, то на 5 лет точно, становится домом - со всеми  его плюсами и минусами.

Т. БЕЛЯКОВА, гр. ЭП-21.