№ 3 (1680), 21 февраля 2003 г.

Ректорат, профсоюзные комитеты сотрудников и студентов, Совет ветеранов и редакция средств массовой информации МГУЛеса поздравляют всех преподавателей, сотрудников и студентов университета с Днем защитников Отечества.

      Во все времена защита Родины почиталась в России священным долгом, а человек в военной форме пользовался заслуженными почетом и уважением. Битва на Чудском озере, Куликовская битва, победа под Чесмой, Бородинское сражение - вот лишь несколько наиболее ярких страниц нашей славной военной истории. Но особое место в этой летописи занимает Великая Отечественная война. Именно в те грозные годы наш народ проявил все свои лучшие качества - героизм, самоотверженность, готовность к самопожертвованию во имя свободы и независимости своей земли.

      Совсем недавно состоялись торжества, посвященные 60-летию великой победы под Сталинградом. Город на Волге стал для всего мира символом стойкости и несгибаемой воли нашего народа, наглядным подтверждением беспримерного подвига Красной Армии. На праздничном заседании, состоявшемся 12 февраля в нашем университете, прозвучало немало добрых слов в адрес людей, которым все мы, и прежде всего молодое поколение, обязаны своей жизнью. Но сколько бы слов ни звучало, мы все равно останемся в неоплатном долгу перед героями, спасшими мир от фашистского порабощения.

      Поэтому сегодня особые поздравления мы адресуем именно вам, дорогие наши ветераны, и принявшим у вас боевую вахту воинам, многие из которых достойно трудятся на факультете военного обучения МГУЛеса, воспитывая в студентах подлинный патриотизм, любовь к своей стране и умение защитить ее в случае необходимости.

      В этот день мы от всего сердца желаем всем защитникам нашей Родины крепкого здоровья, бодрости духа, личного счастья, всего самого доброго и светлого.

      С праздником!

 ИДТИ ВПЕРЕД, ОПИРАЯСЬ НА ТРАДИЦИИ

Предлагаем вашему вниманию выдержки из беседы ректора нашего университета профессора В.Г. САНАЕВА с главным редактором "Лесной газеты" 
Г.М. НАДАРЕЙШВИЛИ

Вопрос: Смена ректора – всегда события. Смена ректора Московского государственного университета леса  – событие вдвойне, ибо данный вуз является ведущим лесным учебным заведением страны. На смену прежнему ректору академику А.Н. Обливину, руководившему университетом на протяжении почти 35 лет, пришел Виктор Георгиевич Санаев. В научных кругах это имя хорошо известно. Такие его фундаментальные работы как «Оборудование для отделки изделий из древесины» и «Управление физико-механическими свойствами покрытий древесины» знакомы научной общественности и снискали автору уважение и авторитет вдумчивого и талантливого исследователя. Но широкой публике и лесной общественности Виктор Григорьевич известен меньше, поэтому наша беседа начинается с того, что я попрошу его немного рассказать о себе, о своей жизни, о творческом пути в науке, об основных направлениях научной деятельности.

- Родился я 15 сентября 1956 года в г. Петрозаводске, в Карелии. Мои родители учились в Московском лесотехническом институте и после его окончания в 1949 году были распределены на работу в Петрозаводск. Там же я пошел в школу. Правда, потом, в связи с тем, что отца перевели по работе в Калугу, и моя семья покинула Петрозаводск, я вынужден был продолжить учебу на новом месте.

Заканчивать школу пришлось уже в Москве. В 1973 году поступил в МЛТИ на факультет «Автоматизация и комплексная механизация процессов деревообработки». В 1978 году окончил институт и был распределен на производственное предприятие «Интерьер», которое и по сей день является одним из флагманов отечественной мебельной промышленности. Проработав какое-то время на «Интерьере», я был приглашен на учебу в аспирантуру видным ученым, хорошо известным в кругах деревообработчиков Борисом Мартыновичем Буглаем.

Сначала работал стажером-преподавателем на кафедре «Технология изделий из древесины», затем ассистентом, параллельно писал диссертацию. Таким образом начала складываться моя научная и профессиональная карьера. В 1983 году успешно защитил кандидатскую диссертацию, потом долгое время был научным руководителем НИЧ. В 1997 году защитил докторскую диссертацию на тему «Долговечность древесины и покрытий на древесине». Основные направления моей научной деятельности – технология отделки древесины, технология производства изделий из древесины, прикладное древесиноведение. Вскоре после защиты докторской диссертации был назначен на должность проректора по учебной работе и заместителя председателя Совета учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела.

15 декабря 2002 года в результате оказанного мне трудовым коллективом МГУЛеса доверия был единогласно избран на должность ректора.

- Вы сейчас упомянули об учебно-методическом объединении в области лесного хозяйства. Не могли бы вы подробнее рассказать о деятельности УМО, о его функциях и задачах?

- В учебно-методическое объединение входят 49 вузов по всей стране. Это объединение, которое курирует подготовку специалистов во всех вузах лесного профиля и во всех вузах, где есть специальности, связанные с лесным делом

Среди вузов, входящих в состав этого объединения, хотел бы особо выделить одно из старейших учебных заведений лесного профиля, с которым у нас налажено очень тесное сотрудничество, – Санкт-Питербургскую лесотехническую академию. В этом году она отмечает свой 200-летний юбилей. Мы регулярно проводим собрания по выработке совместной стратегии в развитии отраслевого образования. Так, в декабре прошлого года состоялся последний совет объединения, на котором рассматривался вопрос о разработке отраслевой программы развития лесного образования. Именно над созданием отраслевой программы в данное время и ведется интенсивная работа. Все наши предложения и принципы, сформулированные в тексте данной программы, согласовываются с курсом правительства, в частности, министерства промышленных технологий и науки. Со своей стороны, мы внимательно прислушиваемся к тем предложениям, которые идут к нам из этого различных министерств и ведомств.     

   -  Виктор Георгиевич, вам досталось в наследство крупное научное хозяйство. Что из сделанного Вашим предшественником на посту ректора Вы собираетесь оставить без изменения, а что изменить или вовсе упразднить?

- Хотел бы привести слова академика Д.С. Лихачева, который, отвечая на вопрос: «Что спасет Россию?», сказал: «Это традиции и люди, сохранившие эти традиции». Я полностью согласен с этой формулировкой. Предшествующим руководством было сделано очень многое для обустройства и развития университета: четыре из пяти общежитий построены при А.Н. Обливине, была сформирована база Щелковского учебно-опытного лесхоза, сделано очень много для развития материально-технической базы университета, оборудованию отраслевых лабораторий, компьютерных классов, внедрены новые информационные технологии. Усилиями прежнего руководства нашему вузу в 1993 году был присвоен статус университета, что существенно повысило его престиж среди других образовательных заведений. Опираясь на все это, вижу свою основную задачу в обеспечении условий для комфортной работы всех наших сотрудников, в улучшении качества подготовки специалистов. На данном этапе главной нашей целью является разработка стратегии и программы развития университета.      

- Вузовская наука, как и вся наука в целом, переживает непростое время, что вызвано прежде всего недостатком государственного финансирования. Есть ли у вас какие-либо предложения по улучшению сложившегося положения?

   - В целом действительно наука переживает не лучшие времена. В первую очередь, это связано со сложной экономической ситуацией в стране. Ранее отраслевые предприятия и министерства оперативно реагировали на предложения ученых по разработке новых материалов, технологий и их внедрению. Сейчас с этим тяжелее. Но я бы сказал, что в последние годы общая тенденция в этом отношении несколько улучшилась. В частности, у нас в университете только за прошлый год хоздоговоров и фундаментальных научно-исследовательских работ выполнено на сумму 20 млн. рублей. Это, как вы понимаете, приличные объемы. Далее, деревообрабатывающие предприятия, предприятия лесопромышленного комплекса совместно с предприятиями оборонного комплекса делают большие научные заказы для ученых нашего университета и которые работают над ними и успешно выполняют.

Второй момент, который следует подчеркнуть, – это организация научных и научно-образовательных центров. У нас в институте созданы два сертификационных центра, которые работают непосредственно на промышленность, создан также научно-образовательный центр по обучению и проведению научных исследований в области деревообрабатывающего оборудования. Нами переданы предложения в минпромнауки об организации лесопромышленного центра. Что касается деревообрабатывающего центра, то он уже активно функционирует, на нем сосредоточено оборудование на сумму около 2 млн. долл. от отечественных и зарубежных производителей, на котором производится обучение рабочим и инженерным профессиям. Причем все это без какого-либо значительного финансирования с нашей стороны - все организовано по договорам с компаниями, заинтересованными в продвижении своего оборудования на российском рынке. Такие научно-образовательные центры, оснащенные современной техникой, могут функционировать одновременно и как своеобразные демонстрационные центры, и как постоянно действующие выставки оборудования и современных технологий.

Серьезная материальная поддержка научных работников происходит и через участие в конкурсах на получение грантов, в том числе и международных. Сегодня у нас есть много реальных предложений и программ по линии министерства образования, министерств промышленных технологий и науки. Таким образом, наука способна принести ощутимые материальные блага для тех, кто готов ею серьезно заниматься. Величина "научной" составляющей в зарплате доцентов и профессоров весьма существенна.      

 -  В не столь отдаленные времена у выпускников вузов, как правило, не возникало проблем с трудоустройством. Сейчас многие из выпускников высшей школы оказываются невостребованными на рынке труда, поэтому многие талантливые молодые люди покидают страну в поисках работы за рубежом. Что, на Ваш взгляд, можно и нужно делать, чтобы исправить это положение?

   - В течение почти полугода все высшие учебные заведения страны совместно с министерством образования работали над формированием государственного заказа на подготовку специалистов. В ходе проведения этой огромной работы все отраслевые министерства и ведомства, отвечающие за прием специалистов, давали свои заявки. В формировании заявок участвовали и главы администраций регионов.

В результате анализа результатов этой работы оказалось, что в части лесного образования востребованность специалистов оказалась в два раза выше, чем их выпуск. Это подтверждается заявками соответствующих министерств, ведомств и промышленных предприятий. В то же время,  следует признать, что не только выпускники МГУЛеса, но и выпускники других вузов часто не могут найти работу по специальности. Связано это обычно с невысоким уровнем оплаты труда, а также с тем фактом, что сейчас большинство предприятий упустило вопросы социальной поддержки, такие как жилищное строительство, содержание домов отдыха, санаториев, профилакториев, баз отдыха и др.

Здесь нам есть чем гордиться – в университете мы сумели сохранить практически всю социальная инфраструктура: есть база отдыха в Джанхоте, санаторий-профилакторий, пионерский лагерь, детский сад, поликлиника. В будущем все это будет только сохраняться и развиваться.

Что же касается помощи выпускникам вуза с трудоустройством, то в этом направлении активно работает Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛеса и Попечительский совет, в состав которого входят представители порядка 80 ведущих предприятий отрасли, формирующих спрос на специалистов лесного профиля. На сегодня я с уверенностью могу сказать – наш университет любому выпускнику предлагает на выбор 1-2 свободных вакансии.      

-  Раньше существовала такая формула как связь науки с производством. В те времена это были социалистическая наука и социалистическое производство. Насколько уместен этот тезис в наше время – время становления капиталистических отношений?

- Сейчас этот лозунг уместен вдвойне, так как по опыту подготовки высококвалифицированных инженеров известно, что эта подготовка сопряжена как с получением фундаментального образования, так и с получением глубинных специальных навыков и знаний. Без помощи промышленности здесь не обойтись. В этой связи уже с первого курса проводятся учебно-производственные практики, а ближе к окончанию университета – преддипломные практики. Все учебно-практические занятия проводятся на предприятиях отрасли. Что касается связи науки и производства, то в настоящее время у нас действуют порядка 30 филиалов кафедр, которые работают в отраслевых научно-исследовательских институтах и на предприятиях отраслей народного хозяйства, в частности, уже известные читателям «Лесной газеты» ЦНИИМЭ, ВНИИдрев (Балабаново) и другие научно-отраслевые институты.

Существует целевая подготовка специалистов для предприятий отрасли – так мы активно работаем с Электрогорским мебельным комбинатом по линии подготовки специалистов по деревообработке, механиков и экономистов, находясь при этом в тесном контакте с его генеральным директором В.Н. Сыроежкиным. У нас хорошие связи с уже упоминавшимся выше предприятием «Интерьер», генеральным директором которого является Г.В. Анашкин. Наши выпускники охотно трудятся в крупном производственном комплексе «Сходня-Мебель».

Существенную поддержку в деле подготовки специалистов и их трудоустройстве нам оказывает лесопромышленный комплекс. Недавно у меня состоялась встреча с членом Попечительского совета, руководителем департамента промышленной и инвестиционной политики в лесопромышленном комплексе минпромнауки  Б.М. Большаковым, на которой поднимался вопрос о развитии отношений с предприятиями его ведомства.      

-  Как Вы оцениваете нынешнее состояние дел с системой управления отраслью: ликвидация минлеспрома, по мнению многих компетентных людей, была ошибкой. Каково Ваше отношение к этому вопросу?

  - Мы, конечно, заинтересованы в сильной, хорошо выстроенной системе управления лесной отраслью и поэтому тоже не вполне понимаем причины ликвидации минлеспрома и федеральной службы лесного хозяйства. Наши ученые в свое время активно выступали против упразднения этих ведомств, но, к сожалению, их мнение так и осталось невоспринято. Сейчас мы ощущаем определенный дискомфорт в отсутствии централизованного управления лесной промышленностью и отраслью в целом, в первую очередь, из-за того, что затрудняется планирование  формирования направлений подготовки специалистов для нужд народного хозяйства.

Считается, что в любой связанной с промышленным производством отрасли с периодичностью 2-3 раза в год происходят перемены, требующие переподготовки кадров, а иногда и подготовки нового поколения высшей школы. Однако система высшей школы в силу ряда объективных причин: инертности и определенного консерватизма учебного процесса, фиксированного срока подготовки специалистов, составляющего в среднем 5 лет, не способна так быстро реагировать на меняющиеся условия на рынке труда. Возникает потребность действовать с опережением, пытаясь смоделировать развитие тех или иных тенденций в экономическом пространстве, что, конечно, весьма нелегко выполнить при отсутствии централизованного управления. Поэтому нами был сформирован упоминавшийся выше Попечительский совет, одной из обязанностей которого является выработка координации в этом направлении.

Но сложности остаются, так как невозможно добиться полного согласования интересов и предложений внутри этой большой и не всегда однородной структуры, состоящей из разобщенных производственных субъектов. Сегодня я иногда с ностальгией вспоминаю то время, когда существовало управление руководящих кадров минлеспрома, адекватно реагирующее на любое обращение со стороны высшей школы. Тогда функционировала хорошо отлаженная система распределения наших выпускников, формировавшая направление развития всей отрасли в целом.

-  Виктор Георгиевич, давайте немного отойдем от глобальных проблем. Вы сами когда-то были студентом и, наверное, у вас возникали такие моменты, когда вы в сердцах про себя думали: « Вот если бы я был ректором...». И вот теперь  вы – ректор. Что вы намериваетесь изменить, чтобы студентам лучше жилось в плане социальном, бытовом, в плане совершенствования процесса обучения. Чем, вспоминая свои студенческие годы, вы бы хотели помочь тем людям, которые сейчас учатся в МГУЛеса?

- Вряд ли какому-либо студенту, и мне в том числе, в те времена всерьез могла прийти в голову мысль, чтобы стать ректором. Да и вообще, по правде говоря, обычным студентам ректор больше знаком как педагог. Когда, например, я читаю им лекции по курсу «Физика древесины», они могут слушать меня, общаться со мной, задавать мне вопросы. Как с ректором  со мной приходится общаться только двоечникам и нарушителям дисциплины, когда дело доходит до какого-либо наказания или до отчисления.

Но для студентов я бы выдвинул такую формулу: «Образование - это обучение плюс воспитание». В части обучения у нас в университете работает очень высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, более ста профессоров, докторов наук, много доцентов, кандидатов наук. В общей сложности в нашем вузе трудятся более семисот преподавателей высшей квалификации, чему могло бы позавидовать любое высшее учебное заведение. Так что знания здесь можно получить огромные. Другое дело – суметь эти знания взять.

К сожалению, надо признать, что произошло ухудшение качества довузовской подготовки. Это в первую очередь касается учебы в школе. В связи с этим главный акцент в работе со студентами должен ставиться на проведение воспитательно-педагогической деятельности и повышение их адаптации к обучению в высшей школе. Сюда надо отнести и внедрение новых информационных технологий, обучение компьютерной грамотности, навыкам работы в локальных и глобальных информационных сетях, в том числе в сети Интернет.

Что же касается воспитательной работы со студентами, то когда-то в высшей школе был корпус кураторов. Куратор – это педагог, старший товарищ, который сумеет вовремя помочь и направить студента. Аналогом ему может служить фигура классного руководителя в средней школе. В университете такой куратор ведет, как правило, определенный курс или группу, интересуется насущными проблемами студентов: социально-бытовыми, учебно-методическими, подсказывает, на что следует обратить особое внимание, помогает правильно организовать учебный процесс. В начале 90-х годов эта система была разрушена. Сейчас мы собираемся возродить практику кураторства, так как, к сожалению, из-за существенного отличия структуры образовательного процесса в школе и в вузе, многие зачастую талантливые студенты отчисляются на первых курсах, не сумев адаптироваться к специфике образовательного процесса в высшей школе.      

  - Многие ребята из глубинки хотели бы учиться в вашем университете, но им зачастую мешает некий комплекс неполноценности, свойственный провинциалам перед столицей и проистекающий, главным образом, из опасения не вписаться в новые непривычные для них условия жизни. Может быть, по этим причинам кто-то не решается сюда приехать, таким образом, упуская свой шанс. Не могли бы Вы сказать несколько слов в утешение таким ребятам и их родителям, чтобы помочь преодолеть их колебания и немного рассказать о том, что ожидает в этом году всех тех, кто собирается поступать в университет: какие правила приема, каковы бытовые условия проживания в общежитии.

-  Ребятам из глубинки я сказал бы: «Не бойтесь! Приезжайте к нам и поступайте в наш вуз». В нашем университете в настоящий момент обучаются молодые люди из самых разных, порой очень отдаленных регионов страны. У нас 100%-ное обеспечением общежитиями для всех нуждающихся в жилье, в том числе и для тех, кто приехал поступать вуз.

В среднем, конкурс по разным специальностям составляет три человека на место. На сегодняшний день в МГУЛеса производится обучение по 23 специальностям. Размер стипендии дифференцируется в зависимости от успеваемости учащихся в пределах от 350 до 600 руб. Но это, что касается государственных стипендий. Однако у нас есть много именных стипендий: стипендии Президента, Правительства, правительства Московской области, стипендии администрации Мытищинского района. Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать, что с районом у нас установлены прекрасные отношения, и здесь мы встречаем полное взаимопонимание и поддержку всех наших инициатив. Есть ребята, которые получают суммарную стипендию порядка 1,5-2 тыс. руб., но для этого надо, конечно, хорошо учиться.

Теперь что касается правил приема в университет. Сейчас в стране широко обсуждается введение единого государственного экзамена. Отношение к нему у работников сферы образования неоднозначное, что было хорошо видно на последнем съезде Союза ректоров высшей школы в декабре прошлого года. Мы со своей стороны совместно с приемной комиссией университета хотели бы начать осуществлять в этом направлении определенные практические шаги. Так, обычно на вступительных экзаменах в наш университет сдают три предмета: физику, математику и русский язык. По ряду специальностей сдается еще иностранные язык, а на одну из специальностей, связанных с ландшафтной архитектурой, отдельно в качестве теста сдается рисунок. Мы собираемся по русскому языку и математике проводить предварительное единое тестирование уже в марте-апреле, в котором могут принять участие все желающие из тех. Таким образом, данное экспериментальное тестирование поможет нам еще до начала официального начала сдачи вступительных экзаменов подработать и отладить ряд моментов в процедуре тестирования.      

- Давайте теперь от вопросов, касающихся Вашей профессиональной деятельности, перейдем к тем, которые позволят нашим читателям лучше узнать Вас как человека. Есть ли у Вас хобби и если да, то какое?

- В последнее время я увлекаюсь сезонной охотой на утку, кабана. Охотиться предпочитаю недалеко - в Подмосковье, в Тверской, Владимирской областях.      

- Ваш любимый писатель и поэт?

- Мой любимый поэт – певец русской природы Сергей Есенин. Из прозы я в детства очень любил читать фантастику – произведения Жюля Верна, Беляева. Но особо хочу отметить творчество русского писателя Л.М. Леонова, блестящего мастера слова, тонкого знатока и любителя природы и русского леса.      

-  Если бы вам довелось начать жизнь сначала, что бы вы в ней изменили, кем  хотели бы стать?

-  Я думаю, доведись мне прожить жизнь сначала, я бы вряд ли стал что-либо в ней менять. Честно говоря, когда я поступал в институт, я хотел сначала пойти на факультет ландшафтной архитектуры. Тогда, правда, он назывался «Озеленение городов и населенных мест». Но как-то тогда не сложилось, зато сейчас мой младший сын в каком-то смысле реализует мечты моей юности, обучаясь на данном факультете.      

 -  В нашей газете есть такой фирменный вопрос, который мы традиционно задаем во всех интервью. Что для вас значит слово лес?

-  Конечно, я прекрасно знаю точную формулировку этого понятия, но оно для меня не ограничивается скупым научным определением. Для меня лес ассоциируется с уголком живой природы, где человек может прекрасно отдохнуть, задуматься наедине с самим собой вдалеке от шума и суеты большого города, это место, где рождаются стихи и песни, а иногда даже и целые научные открытия.

-  Что бы вам хотелось  в заключение нашего интервью пожелать всем тем, кто будет читать нашу газету?

- Я хотел бы искренне поздравить всех читателей вашей газеты, всех работников высшей школы, и в первую очередь, всех тех, кто связал свою судьбу с лесной наукой и лесным хозяйством и пожелать им здоровья, счастья и творческих успехов в работе. В этом году у нашего университета юбилей – в октябре 2003 г. ему исполнится 60 лет. Хотел бы пригласить всех читателей вашей газеты и вообще всех выпускников Лестеха принять участие в праздновании этого события.

 Корреспондент: Виктор Георгиевич, хотел бы поблагодарить Вас за столь интересное и содержательное интервью, надеюсь, что те добрые отношения, которые были у нас с вашим вузом и впредь останутся такими же. Хотел бы еще раз поблагодарить вас за интервью и пожелать нам всем в будущем всего самого доброго.

НАУКА - КОМПАС ОБРАЗОВАНИЯ

 В условиях современного уровня развития научно-технического прогресса особое значение приобретает дальнейшее совершенствование фундаментальных научных направлений и подготовка высшей школой специалистов с учетом современных требований производства.

С этой целью в начале февраля в Московском государственном университете леса состоялась  ежегодная научно-техническая конференция по итогам НИР за 2002 год, в которой приняли участие не только профессорско-преподавательский коллектив, студенты и аспиранты университета, но и представители ведущих научно-исследовательских институтов и предприятий лесной и аэрокосмической отраслей, таких как ВНИИЛМ, Центролессем, ЦНИИМЭ, различных вузов.

Выступая на пленарном заседании, ректор университета профессор В.Г. Санаев отметил, что в МЛТИ-МГУЛеса в различные годы сложились широко известные научные школы, благодаря которым обеспечивается преемственность научных кадров и постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом последних достижений фундаментальной и прикладной науки.

Об итогах научно-исследовательской работы в вузе в прошлом году и задачах на 2003 год рассказал проректор университета профессор А.С. Щербаков.

Он отметил, что в 2002 году в вузе выполнялись исследования по 66 госбюджетным и хоздоговорным темам общим объемом финансирования свыше 21 млн. рублей.

По результатам исследований сотрудниками, докторами и аспирантами университета защищено 7 докторских и 24 кандидатских диссертаций. Получено 12 патентов на изобретения и 14 положительных решений о их выдаче, подано 24 заявки на изобретения.

За истекший год, наряду с университетской, были проведены следующие международные научно-технические форумы: "Леса Евразии в ХХI веке: Восток – Запад", "Мониторинг состояния лесных и урбо-экосистем", "Экология 2002: Эстафета поколений", "Добровольная лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета: образование и практика", "Древесиноведческие аспекты экспертизы лесоматериалов и продукции деревообработки".

Прошедшие симпозиумы и конференции явились заметным событием международного значения. Они во многом способствовали консолидации отечественных и зарубежных ученых, работающих в области фундаментальных и прикладных наук о лесе, стяжали славу нашему университету.

Учёные университета участвовали практически во всех отраслевых выставках, проходивших в 2002 году: "ИнтерКомплект – 2002"; "Лесдревмаш – 2002"; "Российский лес – 2002"; "Ландшафт. Дизайн" и были отмечены медалями и дипломами различных достоинств. Молодые учёные принимали активное участие в фестивале научно-технического творчества молодежи НТТМ–2002. Сотрудники университета выиграли ряд грантов и стипендий различных международных и отечественных фондов, в их числе профессора В.Г. Домрачев, Ю.С. Галкин и Н.М. Иванов, О.В. Чернышенко, Ю.М. Евдокимов.

С основными тенденциями в развитии новейших информационных технологий собравшихся познакомил выпускник МЛТИ профессор В.А. Фридлянд, возглавляющий представительство одной из крупнейших международных корпораций 3СОМ Corporation в странах СНГ, активно сотрудничающий с университетом по вопросам развития информационных технологий.

В ходе секционных заседаний обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с различными направлениями в подготовке молодых специалистов. В процессе обсуждения докладов были определены основные цели и задачи дальнейшего совершенствования научных исследований, в частности подчеркивалась необходимость более активного сотрудничества с отраслевыми министерствами, зарубежными партнерами, предприятиями различных форм собственности. Кроме того, особую актуальность приобретает концентрация усилий ученых университета на приоритетных направлениях развития отечественной науки, технологии и техники, определенных указом Президента РФ, в том числе в сферах экологии и рационального природопользования, технологии живых систем, переработки и воспроизводства лесных ресурсов высокопроизводительных вычислительных систем и ряде других.

По итогам конференции также была отмечена необходимость дальнейшего повышения эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. Для этого в университете созданы все условия. Аспирантура МГУЛеса ведет подготовку по 24 специальностям по самому широкому спектру научных направлений, в том числе физико-математическому биологическому, техническому, сельскохозяйственному экономическому философскому, юридическому, а также по геодезии. В настоящее время объявлен набор аспирантов на 2003 год. Так что каждый талантливый молодой ученый найдет себе дело по душе.

        С.В. РАМАЗАНОВ


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

16 февраля 2003 года исполнилось 90 лет профессору кафедры промышленного и гражданского строительства и безопасности жизнедеятельности Льву Ивановичу Никитину

 Шесть десятков лет назад Лев Иванович начал заниматься проблемами охраны труда в лесной отрасли. Как быстротечно время! Как нам иногда кажется, оно бесследно пролетает. Но нет, каждый вносит свой вклад в общее дело, мимолетный, как падающая звезда, или зримый след в душах и умах. Ее величеству науке "охрана труда" Лев Иванович Никитин, как верный рыцарь, посвятил всю свою жизнь.

После окончания Поволжского лесотехнического института он с 1947 года по настоящее время работает в Лестехе, пройдя все должностные ступени преподавателя - от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. За безупречный труд неоднократно удостаивался государственных наград.

Одновременно с научной и педагогической работой Л.И. Никитин вел обширную общественную, являясь членом многочисленных советов по охране труда в учебных, проектных и научных организациях лесной, лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Большую и значимую работу осуществляет профессор Л.И. Никитин и в профсоюзах областного, республиканского и всесоюзного уровней, возглавляя различного рода комиссии в технических инспекциях.

Именно Львом Ивановичем, заслуженным педагогом России, профессором, автором известных как в нашей стране, так и за рубежом многочисленных учебников, учебных пособий и монографий в области охраны труда, основана научно-педагогическая школа кафедры промышленно-гражданского строительства и БЖД. Лев Иванович Никитин является признанным педагогом, наставником многих учеников, которые трудятся в различных отраслях промышленности, на ответственных должностях в различных министерствах и ведомствах.

Л.И. Никитину принадлежит главная заслуга в создании и открытии кафедры, история которой началась в 1951 году, когда впервые в учебный план специальности "Лесоинженерное дело" была включена дисциплина "Техника безопасности и противопожарная техника", начальником курса которой был назначен старший преподаватель Л.И. Никитин. За период 1951-1956 годов им были написаны учебники для вузов и техникумов, учебные и рабочие программы, учебные пособия и методические разработки для проведения практических и лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования.

После того, как в МЛТИ начали открываться новые факультеты, и охрана труда на всех специальностях и специализациях введена в учебные планы, была открыта соответствующая кафедра, возглавленная доцентом Л.И. Никитиным. Руководил Л.И. Никитин кафедрой с 1968 по 1972 годы, а с 1973 года по настоящее время проводит очень большую работу в качестве заместителя заведующего кафедрой. Состав преподавателей кафедры, ее научных сотрудников был сформирован в основном из числа его учеников. 

Вся жизнь Льва Ивановича, преподавателя, ученого, организатора учебного и научного процессов, связана с охраной труда. Своим трудовым долголетием, работоспособностью, всей своей жизнью Л.И. Никитин подтверждает значимость осознанного претворения в жизнь знаний курса БЖД.

Коллектив кафедры ПГС и БЖД и все друзья искренне поздравляют Льва Ивановича Никитина со знаменательным Юбилеем, желают благополучия, здоровья, исполнения желаний и творческих успехов!

Лев Иванович! Мы Вас любим!!!


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

10 февраля - юбилей сотрудницы кафедры станков и инструментов ЭММЫ ВАСИЛЬЕВНЫ МАЛЫШЕВОЙ  

В течении нескольких десятилетий жизнь Эммы Васильевны неразрывно связана с МЛТИ-МГУЛеса. Не одно поколение студентов благодарно этой энергичной целеустремленной женщине, открывшей им удивительный мир литературы, когда они приходили в библиотеку. сегодня она является настоящей хозяйкой на кафедре: требовательной и гостеприимней.

От всего сердца желаем дорогой Эмме Васильевне крепкого здоровья, счастья, всего самого светлого  доброго!


НОВОСТИ СПОРТА

На прошедшем в Саратове личном чемпионате России по бадминтону студент группы ЭЛ-24 Георгий Изотов стал призером в мужской одиночной категории. Кроме того, Георгий стал чемпионом в одиночной категории и призером в парной и в миксте на состоявшемся там же чемпионате России среди студентов.

Команда нашего университета и в целом выступила очень достойно. Тамара Мигалина (ЭЛ-44) стала призером в женской паре, Антон Назаренко (ЭЛ-14) – в мужской паре, Ксения Шустова (ЭЛ-54) – в миксте, Ольга Голованова (ЭЛ-54) – в одиночной категории.

Сердечно поздравляем наших спортсменов и их тренера В.С. Брусованкина, утвержденного коллегией Госкомспорта начальником сборной команды России по бадминтону, с заслуженным успехом. Большинству из наших спортсменов предстоит в 2004 году участие в чемпионате мира среди студентов в Бангкоке.

Желаем новых побед!