№ 13 (1662), 30 мая 2002 г.

 ГЛАВНОЕ - ИНИЦИАТИВА

17 мая состоялось очередное заседание Совета попечителей университета. Открывая встречу, председатель Совета В.И. Мельников отметил, что эта структура стала реально действующей, пользующейся авторитетом на предприятиях лесного комплекса. Необходимо отметить, что особая заслуга в этом принадлежит ректору МГУЛеса А.Н. Обливину, делающему все возможное для налаживания самого тесного взаимодействия нашего вуза с предприятиями лесной промышленности и приведения учебного процесса в соответствие с требованиями сегодняшнего дня, самому Владимиру Ивановичу, являющемуся одним из наиболее авторитетных представителей лесного комплекса, и исполнительному директору Совета Х.А. Фахретдинову, занимающемуся решением всех текущих вопросов и обеспечением повседневной деятельности Совета. Только за последнее время состоялись встречи в Сыктывкаре, Йошкар-Оле, представительстве Республики Коми в Москве, где обсуждались самые актуальные вопросы развития высшей школы и более тесного ее взаимодействия с реальным сектором экономики.

Владимир Иванович подчеркнул, что предприятия, заинтересованные в квалифицированных специалистах, должны принимать участие в их подготовке уже с первого курса. Проведенные исследования показали, что в настоящее время существует насущная потребность в подготовке инженеров, способных работать на импортных станках с числовым программным управлением.

Ректор университета академик А.Н. Обливин также считает, что основной смысл подобных встреч в налаживании контактов с предприятиями-попечителями с учетом возможности прохождения на них производственных и преддипломных практик и дальнейшего трудоустройства выпускников.

Ежегодно МГУЛеса заканчивают свыше девятисот человек только по дневной форме обучения. Из них 60 % юноши. В этой связи особенно важно, что на правительственном уровне принято решение о сохранении в Лестехе военной подготовки.

В ближайшее время планируется ввод в строй второй очереди УЛК-2 общей площадью 6,5 тыс. м2.

С января начал активную работу Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛеса под руководством И.В. Майструка, располагающий обширной информационной базой о наличии вакансий.

Планируется учреждение именных стипендий университета для наиболее одаренных аспирантов. Все это, отметил Александр Николаевич, должно стать хорошим подспорьем для дальнейшего развития нашего университета и сохранения им передовых позиций в сфере высшего образования.

Эту мысль поддержал и президент Всероссийской ассоциации “Мебельщики России” Е.К. Чернецкий, объединяющей свыше 240 предприятий мебельной отрасли. Основной вопрос, стоящий на повестке дня, - подготовка и переподготовка кадров. И в этом деле помощь Совета попечителей просто неоценима.

Заведующий кафедрой станков и инструментов профессор В.В. Амалицкий считает, что учебный процесс должен быть организован на самом современном уровне, что особенно важно при контактах с зарубежными специалистами. По мнению Виктора Васильевича, целесообразно рассмотреть вопрос о создании в университете Центра обучения, оснастить который можно самым современным оборудованием при участии попечителей.

Декан ФЭСТа, профессор О.Н. Новоселов в числе основных направлений развития видит вопросы автоматизации производственных процессов и защиты информации. С целью решения этих вопросов факультет активно взаимодействует с  ведущими предприятиями отрасли, в том числе с ЗАО “Интерьер”, ведя подготовку специалистов соответствующего профиля.

В ответных выступлениях руководители предприятий-попечителей выразили общую заинтересованность в подготовке специалистов, готовых сразу приступить к практической работе. Например, ООО “Ксения-мебель” ежегодно берет наших студентов на преддипломную практику, где их знакомят со всеми этапами производственного процесса. Генеральный директор предприятия В.Л. Обручев вполне доволен их работой. Кроме того специалисты “Ксении-мебели” организовали и поддерживают работу Интернет-клуба “Мебельщики России”, основной задачей которого является оперативный обмен актуальной информацией.

Генеральный директор ЦНИИМЭ Н.С. Еремеев рассказал о работе возглавляемого им предприятия, которому исполняется 70 лет, в области создания современного оборудования для деревообрабатывающей промышленности. С целью развития научно-технической базы планируется возродить комплексную лабораторию по разработке и испытаниям опытных образцов.

Техническое перевооружение проводится и на АО “Сторосс”. По словам его генерального директора В.В. Космачева, ручной труд сейчас практически исключен, все делается на самых современных линиях из Германии. Причем коллектив молодой, инициативный. Ведь главное - пытливый ум и инициатива.

Один из ведущих специалистов в науке об инструментах и оборудовании профессор Н.К. Якунин с обеспокоенностью отметил, что сегодня новые руководители предприятий лесного комплекса зачастую плохо разбираются в производственном процессе, что приводит к сбоям в работе. Сам Николай Константинович, будучи директором, подбирал работников, начиная с 3-го курса, не полагаясь на кадровые службы. Ведь опытный руководитель сам должен знать, какие именно специалисты требуются его предприятию.

С таким подходом согласился и О.Н. Новоселов, считающий, что к кадровой работе необходимо активно привлекать практических специалистов в сфере деятельности предприятия.

Подводя итог встречи, необходимо отметить, что все принимавшие в ней участие - и ученые, и капитаны производства - понимают значимость задач, стоящих сегодня перед высшей школой и промышленностью. И решать их необходимо всем вместе, сообща.

С.В. Рамазанов


НАШИ СТИПЕНДИАТЫ

В современных условиях, когда остро стоит вопрос о сохранении научного потенциала высшей школы и пополнения ее молодыми кадрами, особенно важным является стимулирование перспективных специалистов. В том числе и материальное.

С целью поддержки и развития научно-исследовательской работы в нашем университете впервые установлены именные университетские стипендии докторантам и аспирантам, которые проявили упорство и трудолюбие при подготовке диссертационных работ, активно участвовали в научных исследованиях и форумах, проводимых в вузе.

Стипендиатами стали докторанты: Л.Д. Кузнецова (кафедра физики), К.К. Рыбников (кафедра электроники и микропроцессорной техники), Т.В. Рыжкова (кафедра экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса), Д.Г. Щепащенко (кафедра почвоведения).

Также именных стипендий удостоены аспиранты следующих кафедр: селекции - А.Л. Булгаков, экологии - А.В. Смирнова, А.А. Сизов, экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса - А.А. Ромашкина, экономики и организации обрабатывающих отраслей промышленности - М.В. Бирюкова, станков и инструментов - А.В. Корчатов, процессов и аппаратов - Д.Ю. Башмаков, начертательной геометрии - С.И. Суслов.

Сердечно поздравляем наших ученых! Желаем им дальнейших научных и творческих успехов.

Заведующая аспирантурой И.М. ЯКУШИНА


новости науки

Министерство образования Российской Федерации осуществляет систему мер, направленных на обеспечение поддержки в приоритетном порядке ведущих учреждений профессионального образования, имеющих сложившиеся научные школы мирового уровня. Одним из таких мероприятий является актуализация базы данных о ведущих научно-педагогических школах в подведомственных Минобразованию РФ вузах.

В июне 2002 г. будет объявлен Всероссийский конкурс среди научно-педагогических коллективов вузов. Научные школы-победители конкурса будут адресно финансироваться в приоритетном порядке.

Одним из главных критериев оценки научных школ будут “Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ” и “Критические технологии РФ”, утвержденные 30 марта 2002 г. Президентом РФ В.В. Путиным, предлагаемые сегодня вашему вниманию.

Для участия в конкурсе необходимо заполнить форму “Основные сведения о научно-педагогическом коллективе”, с содержанием которой можно ознакомиться в НИЧ.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ 

Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника

Космические и авиационные технологии

Новые материалы и химические технологии

Новые транспортные технологии

Перспективные вооружения, военная и специальная техника

Производственные технологии

Технологии живых систем

Экология и рациональное природопользование

Энергосберегающие технологии

Перечень критических технологий РФ

1. Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений.

2. Безопасность атомной энергетики.

3. Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы.

4. Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.

5. Биологические средства защиты растений и животных.

6. Быстрое возведение и трансформация жилья.

7. Высокопроизводительные вычислительные системы.

8. Генодиагностика и гемотерапия.

9. Добыча и переработка угля.

10. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, САЕ-технологии).

11. Информационно-телекоммуникационные системы.

12. Искусственный интеллект.

13. Каталитические системы и технологии.

14. Керамические и стекломатериалы.

15. Компьютерное моделирование.

16. Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии.

17. Материалы для микро- и наноэлектроники.

18. Мембранные технологии.

19.Металлы и сплавы со специальными свойствами.

20. Мехатронные технологии.

21. Микросистемная техника.

22. Мониторинг окружающей среды.

23. Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования.

24. Обезвреживание техногенных сред.

25. Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом.

26. Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь.

27. Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья.

28. Переработка и воспроизводство лесных ресурсов.

29. Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа.

30. Полимеры и композиты.

31. Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля.

32. Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов.

33. Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов.

34. Производство и переработка сельскохозяйственного сырья.

35. Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе.

36. Распознавание образов и анализ изображений.

37. Синтез лекарственных средств и пищевых добавок.

38. Синтетические сверхтвердые материалы.

39. Системы жизнеобеспечения и защиты человека.

40. Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф.

41. Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия.

42. Технологии биоинженерии.

43 Технологии высокоточной навигации и управления движением.

44. Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности.

45. Технологии иммунокоррекции.

46. Технологии на основе сверхпроводимости.

47. Технологические совмещаемые модули для металлургических мини-производств.

48. Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана.

49.  Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт.

50. Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров.

51. Энергосбережение.

52. Базовые и критические военные и специальные технологии.

 

основы политики российской федерации в области  развития науки и технологий на период ДО 2010 года и дальнейшую перспективу

(Продолжение. Начало в № 12.)

Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности

21. При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.

22. Основными задачами повышения эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности являются:          

1) создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечение доступа к этой информации;            

2) государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;       

3) нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, прежде всего связанные с интересами обороны и безопасности страны;

4) нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;

5) нормативно-правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности (в том числе с использованием экономических стимулов), регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, регламентация проведения стоимостной оценки результатов научной и научно-технической деятельности;

6} формирование рынка интеллектуальной собственности;

7) совершенствование патентной и лицензионной деятельности.

Сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса

23. Необходимым условием сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса является формирование условий для повышения престижа труда ученого и инженера.

24. Основными задачами сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса являются:

1) создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий;

2) обеспечение взаимосвязи уровня подготовки научных кадров высшей квалификации по номенклатуре и объема с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, важнейших инновационных проектов государственного значения; совершенствование контрактной формы найма научных работников, специалистов в области подготовки квалифицированных научных и инженерных кадров высшей квалификации;

3) совершенствование законодательной базы, регламентирующей повышение статуса, социальных гарантий и увеличение уровня доходов научных работников;

4) повышение качества подготовки научных кадров высшей квалификации в аспирантурах (адъюнктурах) и докторантурах высшей школы; институтов академий, имеющих государственный статус, и государственных научных центров;

5) создание условий для возвращения в страну ведущих российских ученых и специалистов, работающих за рубежом, и их трудоустройства в научно-техническом комплексе;

6) формирование системы непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационного предпринимательства, обеспечение условий для их ротации в научной, научно-технической и инновационной сферах.

Интеграция науки и образования

25. Интеграция науки и образования является важнейшим фактором сохранения и подготовки научных кадров, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, в проведении научных исследований в учреждениях высшей школы.

26. Основными задачами в области интеграции науки и образования являются:

1) создание и поддержка деятельиости интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров (в том числе инновационных) для консолидации усилий и ресурсов, развития международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах;

2) развитие современных информационно-телекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс;

3) совместное использование научной, опытно-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.

Развитие международного научно-технического сотрудничества

27. Важнейшей задачей в этой области является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной сферах.

Для реализации указанной задачи потребуется:

1) государственная поддержка международного сотрудничества и международной кооперации в целях реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, расширения фундаментальных исследований;

2) создание нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных инвестиций в отечественную научную, научно-техническую и инновационную сферы, приведение законодательства Российской Федерации в сфере науки, технологий и техники в соответствие с нормами международного права в этой сфере;           

3) стимулирование создания международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных к научно-производственных интегрированных структур, в том числе путем активного продвижения на мировой рынок отечественной научной и научно-технической продукции;

4) совершенствование систем экспортного и таможенного контроля, порядка передачи результатов научной и научно-технической деятельности, включая технологии двойного назначения;

5) стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, активное привлечение их к реализации российских сегментов международных научных программ и проектов;

6) использование международного сотрудничества для подготовки кадров для отечественного научно-технического комплекса;

7) развитие научных и научно-технических связей с государствами - участниками Содружества независимых государств, создание единого научно-технического и информационного пространства в рамках Союза Беларуси и России;

8) коммерциализация российских технологий, расширение практики подготовки и переподготовки зарубежных специалистов в государственных высших учебных заведениях и ведущих научных организациях, в том числе за счет использования механизма погашения внешнего долга Российской Федерации.

IV. Основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности

28. Основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники являются:

1) в области финансов:

финансирование за счет средств федерального бюджета научных исследований и экспериментальных разработок на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящих Основ;

направление ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета “Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу” на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;

обеспечение эффективного использования средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;

стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных иселедований; обеспечение государственной поддержки наукоградов за счет бюджетов всех уровней;

стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов;   

2) в области сохранения и подготовки научных кадров:

повышение престижа и привлекательности научно-технической деятельности;

изменение системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление права руководителям государственных научных организаций устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие российской науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, должностные оклады без ограничения их максимального размера;

пересмотр системы государственного премирования, включая существенное увеличение размера премий за выдающиеся достижения в области науки и техники;

увеличение размеров доплат за ученую степень кандидатам и докторам наук, работающим в государственных научных организациях и государственных высших учебных заведениях;

создание условий для закрепления молодежи в сфере науки и технологий, включая подготовку молодых специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

доведение до трех процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, для целевого финансирования поддержки научных школ, а также исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, осуществляемых молодыми учеными и студентами;

расширение объемов строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечением ипотечного кредитования;

улучшение пенсионного обеспечения ученых высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) путем создания негосударственных пенсионных фондов;

осуществление персоналъной поддержки ученых-ветеранов, внесших выдающийся вклад в развитие приоритетных научных направлений, создание новой техники и технологий;

3) в области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества:

проведение инвентаризации научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, включая изменение (в необходимых случаях) организационно-правовой формы и формы собственности научных организаций;

совершенствование академического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления научной и научно-технической деятельностью, уточнения количества подведомственных научных организаций и численности сотрудников;

придание государственным научным центрам Российской Федерации функций ведущих организаций по важнейшим направлениям развития технологий и техники;

реализация излишнего имущества и незавершенных строительством обьектов, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы научных организаций;

использование в установленном порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности;

совершенствование действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом международных стандартов качества;

доведение целевого финансирования развития приборной базы, содержания уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, до пяти процентов от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

предоставление бюджетных компенсаций государственным научным организациям и государственным высшим учебным заведениям по уплате налогов на имущество (уникальное научное оборудование, стенды, установки и сооружения) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

(Окончание в следующем номере)

Материал предоставлен НИЧ МГУЛеса