№ 27-28(1676-1677), 27 декабря 2002 г.

С НОВЫМ 2003 ГОДОМ!

ПОЗДРАВЛЕНИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Ректорат, профсоюзные комитеты сотрудников и студентов, редакция СМИ университета поздравляют всех сотрудников, студентов и аспирантов МГУЛеса с Новым 2003 годом - годом 60-летия Лестеха!

Для нашего университета, являющегося крупнейшим многопрофильным учебным и научным центром лесного комплекса России, 2002 год, несмотря на все трудности, был достаточно стабильным.

За прошедший год вузом подготовлены свыше полутора тысяч дипломированных инженеров по дневной, заочной и вечерней формам обучения. 186 из них получили диплом с отличием.

В университете осуществлялись фундаментальные исследования,  проводились научные форумы и симпозиумы, развивалась сеть представительств МГУЛеса в различных регионах России. Создаются новые современно оборудованные лаборатории и учебные центры, введена в строй вторая очередь 2-го учебно-лабораторного корпуса.

Но главное, что в это непростое время удалось сохранить высокопрофессиональный научно-педагогический коллектив вуза. Сегодня в Московском государственном университете леса работают люди, беззаветно преданные благородному преподавательскому труду, готовые передавать студентам не только глубокие теоретические и практические знания, но и часть своей щедрой души.

В нашем университете чтут славные традиции героической истории Отечества. Залогом этого являются наши ветераны, жизнь которых стала беспримерным образцом преданности своей Родине.

Наш вуз всегда стоял на передовых рубежах научной мысли, готовя специалистов самого высокого уровня для лесной и деревоперерабатывающей, а также для целого ряда других отраслей народного хозяйства.

Сегодня, в канун предстоящей аттестации университета, на всех нас ложится особая ответственность за то, чтобы достойно представить Лестех. Ведь не случайно именно наш вуз является флагманом не только в подготовке высококвалифицированных специалистов для лесного комплекса, но и в научных разработках, соответствующих последним достижениям прогресса.

Уверены, что и преподаватели, и студенты сделают все возможное, чтобы и в новом, юбилейном  году Московский государственный университет леса сохранил статус одного из ведущих вузов России. Выполнение этой задачи зависит от каждого из нас.

Сердечно желаем всему коллективу университета новых творческих успехов, счастья, здоровья и благополучия!


ЗАСЕДАНИЕ УМО

4 декабря в нашем университете состоялось заседание Совета учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области лесного дела, в состав которого входят 49 вузов.

На пленарном заседании с докладом о реализации концепции модернизации российского образования в области лесного дела на период до 2010 года выступил ректор МГУЛеса, председатель Совета УМО, академик А.Н. Обливин.

Он подчеркнул, что в рамках реализации концепции модернизации российского образования в области лесного дела назрела необходимость разработки Отраслевой программы развития лесного образования на период до 2010 г., которая должна разрабатываться с учетом мнения профильных министерств и ведомств, а также крупных предприятий, заинтересованных в наших специалистах. Основной целью программы следует считать повышение качества и эффективности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного профиля.

В рамках Программы могут быть рассмотрены следующие вопросы:

- современное состояние лесного образования и основные направления его развития;

- интеграция лесного образования в мировую образовательную систему;

- финансовое и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений,

- социально-демографические и экономические условия развития лесных регионов и состояние кадрового обеспечения лесного комплекса.

Александр Николаевич отметил, что качество образования должно поддерживаться через формирование образовательных стандартов высшего профессионального образования, отвечающих современным требованиям рынка труда. В настоящее время Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела проводит активную работу по совершенствованию стандартов второго поколения. Сейчас в УМО накапливается информация по модернизации некоторых разделов образовательных стандартов, в частности, по усилению блока фундаментальной подготовки, а также направлений, связанных с новыми информационными технологиями.

Одним из наиболее актуальных вопросов на сегодняшний день является проблема трудоустройства выпускников. В этой связи, отмечено в докладе, потребители нашей продукции, работодатели - государственные учреждения разных уровней, предприятия и хозяйства лесной отрасли должны принять активное участие в обсуждении вопросов, связанных с формированием перечня требований и критериев оценки уровня подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Такая работа в настоящее время организована через Учебно-методическое объединение и Научно-образовательную ассоциацию лесного комплекса.

Необходимо более активно привлекать ведущих отраслевых специалистов, руководящих работников государственных органов управления, директорский корпус и к другим направлениям вузовской деятельности. Эта работа может проводиться по линии государственных аттестационных комиссий (ГАК), попечительских советов, вузовских учебно-методических комиссий. В нашем вузе создан Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛеса, в задачу которого входит сбор и обработка информации о продвижении наших молодых специалистов на рынке труда и оказание им помощи в трудоустройстве. Таким образом, нами предусматривается сотрудничество в системе вуз-работодатель на всех этапах подготовки молодого специалиста.

Основной упор такого сотрудничества должен делаться на целевую подготовку будущих специалистов, при которой может быть учтен индивидуальный подход к студенту, который реализуется через формирование индивидуального учебного плана

Среди проблем, актуальных для высшего образования в настоящее время, Александр Николаевич особенно выделил несколько:

- соотношение аудиторной и самостоятельной работы студента;

- условия обеспечения самостоятельной работы студента (наличие компьютерных классов, учебно-методической литературы, комплексных лабораторных центров);

- стимулирование труда преподавателя по конечному результату (качеству подготовки);

- подготовка кадров в системе кандидат наук - доктор наук, доцент - профессор (создание соответствующего фонда оплаты труда);

- проведение научно-исследовательских работ на стыке фундаментальных и прикладных исследований;

- необходимость заключения долгосрочных договоров с предприятиями на целевую подготовку специалистов.

Заместитель председателя УМО, проректор МГУЛеса по учебной работе В.Г. Санаев рассказал собравшимся о формировании госзаказа на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на ближайшие годы.

Совсем недавно представители дневных факультетов нашего университета разъехались по различным областям России с целью согласования с органами власти прогнозных показателей потребности этих областей в высококвалифицированных специалистах. По приказу министерства образования, аналогичную работу проводили практически все ведущие вузы.

Как сообщил Виктор Георгиевич, большинство регионов с пониманием отнеслись к этому важному делу, дав необходимые сведения. Однако информация, представленная из 43 регионов, не отражает их реальной потребности в специалистах по  воспроизводству и переработке лесных ресурсов.

По оценкам вузов и данным, полученным за последние 10 лет из регионов, в которых была открыта подготовка специалистов данного профиля, информация, представленная Центру по формированию и конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, явно занижена. Так, например, по данным некоторых субъектов федерации, им требуется не более 2-3 специалистов лесной отрасли, однако при более детальном анализе выяснилось, что они имели в виду только людей, необходимых для работы в областных органах управления, не учитывая реальные потребности отрасли. Не учитывались также факторы, влияющие на долгосрочную перспективу развития лесного комплекса, регионов, развития фундаментальной и прикладной науки.

По результатам проведенной работы, комиссия рекомендовала Центру внести обоснованные коррективы в прогнозируемую потребность по направлению подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области воспроизводства и переработки лесных ресурсов по 43 регионам, опираясь на данные вузов.

Виктор Георгиевич также обратил внимание собравшихся на то, что при формировании государственного заказа на подготовку специалистов следует учитывать и демографический фактор. Как это ни печально, скоро в России просто не хватит детей для закрытия прогнозируемой потребности в специалистах любого профиля и любого уровня образования. Если в настоящее время среднюю школу ежегодно заканчивает примерно 2,2 млн. человек, то к 2016 году их останется только 1 млн. А ведь есть еще рабочие профессии, армия и т.д. А план приема в вузы в 2002 г. - 1,1 млн. человек.

В заключение своего выступления В.Г. Санаев сделал акцент на необходимость развития отраслевой программы лесного образования. Этот вопрос назрел и его необходимо реализовывать совместно с заинтересованными ведомствами. Здесь необходимо, помимо тех вопросов, о которых рассказал А.Н. Обливин, отработать вопросы подготовки специалистов по долгосрочным договорам в интересах субъектов федерации, органов управления и отдельных предприятий и организаций. Координацию такой работы необходимо возложить на Совет УМО.

В ходе заседания неоднократно звучала критика в адрес ряда новшеств, вводимых в настоящее время министерством образования. Так, совершенно не ясно, с какой целью планируется перейти от 5-балльной системы академических оценок к 10-ти, или даже к 100-балльной. Ведь понятно, что оценка 22 из 100 возможных баллов означает все тот же “неуд.” Так стоит ли отказываться от системы, прошедшей проверку временем. То же можно сказать и о едином госэкзамене, заведомо ставящем в неравное положение ребят из периферийных регионов. Как отметил ректор Санкт-Петербургской лесотехнической академии В.И. Онегин, вузы должны объединиться перед лицом необдуманных “новаций”, чтобы потом не было поздно.

Владимир Иванович пригласил всех собравшихся на празднование 200-летия академии, которое состоится 26 мая 2003 года. Учитывая, что эта дата практически совпадает с празднованием 300-летия города на Неве, а академия является одним из старейших вузов России, планируется проведение самых разнообразных торжественных мероприятий, на которых будут рады видеть всех гостей.

В ознаменование особых заслуг перед высшей школой и лесной отраслью, В.И. Онегин вручил ректору МГУЛеса А.Н. Обливину нагрудный знак высшей степени, воспроизводящий награду, учрежденную в 1903 году, которым в канун юбилея будут отмечены люди, внесшие особый вклад в развитие СПбЛТА.

Затем заседание Совета учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела продолжилось по секциям.


"... ГДЕ РЕЗНОЙ ПАЛИСАД"

“Где же моя черноглазая, где? В Вологде, Вологде, Воло-где-где. В доме, где резной палисад”,- радостно возвещал мужской бас из динамика радиоприемника. Да-да, мы в Вологде. Даже долгая и утомительная дорога на транспортном средстве типа “ПАЗ” не смогла омрачить наш восторг. Хотя было темно, и саму Вологду мы еще не видели, но все равно  приятно, что мы хоть куда-то приехали.

А прибыли мы в поселок Молочный, что расположен в 40 км от города. Наши “5-звездочные” апартаменты располагались в общежитии № 5 Государственной молочно-хозяйственной академии. Нас приветствовал сам декан  ВГТУ. Как полагается, приезд нужно отметить, так зачем нарушать традиции.

За пять дней, которые провели в этом замечательном захолустье, мы столько увидели и узнали нового, что голова пошла кругом. Знаете ли вы, например, что, если бы не случай, то все москвичи жили бы на периферии? А дело, если верить здешним краеведам, было так....

Много-много лет назад, примерно в одно и то же время, далеко друг от друга возникли два прекрасных города - Москва и Вологда. И были они один краше другого, и не знал светлый царь Иван IV, какой город назвать столицей. Решил он посетить каждый из них. Первым жребий пал на Вологду. А в этом городе, как раз, освещали Софийский собор, и царь выразил пожелание лично присутствовать на церемонии. И только он вошел под своды храма, как на него свалился приличный кусок штукатурки. Иван Грозный проклял храм, и с тех самых пор Москва стала столицей.

Мы побывали не только в самой Вологде, но и посетили Соколовский целлюлозно-бумажный комбинат, где увидели процесс производства незаменимой вещи в повседневной жизни - туалетной бумаги.

Но настоящим событием стала выставка-ярмарка “Российский лес”, которая и являлась основной целью нашего приезда. Столько интересных экспозиций было представлено на обозрение любопытным студентам, то есть нам. Один тренажер Timbrjack чего стоит. Но больше всего привлекла ярмарка вологодских сувениров.

Вологда поражает не только своими резными палисадами, но и ценами, которые, по сравнению с Москвой,  кажутся просто смешными. Ошалевшие от “халявы” студенты МГУЛеса скупили если не все, то почти все. Теперь-то мы  знаем, каковы на вкус медвежатина, кабанятина и лосятина. Да, организаторы не поскупились, зарезали одного лося и потчевали нас им на следующий день на лесосеке в 30-ти градусный мороз. Но одного они не учли: в разгар зимы, да под Новый год могли бы и свозить на родину Деда Мороза в Великий Устюг, что всего лишь в 450-ти км от Вологды.

В общем, поездка понравилась почти всем командированным. Долго еще после нее всей группой непроизвольно пели: “Где же моя черноглазая, где? В Вологде, Вологде, Воло-где-где, где резной палисад”. Сейчас мы уже стали подумывать о летней практике. Не провести ли нам ее в Вологде?

Ну а если наш уважаемый читатель заинтересовался, то милости просим посмотреть на стенд напротив аудитории 1314, где вы все увидите сами.

Участники выставки-ярмарки.

P.S. Остается только поблагодарить организаторов выставки-ярмарки “Российский лес” за прекрасный прием и добавить, что в состав делегации нашего университета, наряду со студентами, входили В.В. Быков, В.А. Макуев, В.В. Никитин и А.А. Шадрин.

МГУЛеса за активное участие в выставке награжден серебряной медалью.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Заведующий кафедрой мировой и отечественной культуры, директор Музея МГУЛеса, профессор А.М. Волобаев принят в Союз журналистов России

Журналистская деятельность Алексея Михайловича начиналась в 1961 году в многотиражной газете МЛТИ “Советский лесоинженер”, когда он был студентом-третьекурсником, продолжилась в качестве редактора стенной газеты факультета механической технологии древесины, заместителя редактора многотиражки. Во всесоюзном журнале “Советское радио и телевидение” в 1968-69 гг. появляются его статъи-фотоочерки по вопросам культуры (театр, телевидение, народные промыслы).

Позднее во всесоюзном (ныне всероссийском) журнале “Деревообрабатывающая промышленность” печатаются его статьи (в том числе обзоры международных выставок) о дизайне машин, мебели, профессиональной одежды, об истории Лестеха. В газетах и журналах он постоянно поднимает важнейшие проблемы воспитания и образования на духовно-нравственной основе, публикует рецензии на книги об искусстве.

Новая волна публикаций была связана с подготовкой и открытием в 1990 году кафедры мировой и отечественной культуры, а в с 1996-м - Музея МГУЛеса. А.М. Волобаев - составитель и редактор книг по истории МЛТИ-МГУЛеса “Лестех. Начало” и “Лестех. Продолжение следует”, которая выйдет к 60-летию нашего вуза за месяц до проведения торжеств.

От всего сердца поздравляем Алексея Михайловича с заслуженным признанием и желаем ему дальнейших научных и творческих успехов.

Друзья и коллеги

НЕЛЕГКАЯ ПОБЕДА

15 декабря состоялась конференция трудового коллектива Московского государственного университета леса по выборам ректора университета.

Эта конференция стала второй за последние два месяца. До нее коллектив нашего вуза собирался на выборы своего руководителя 1 ноября и единогласно избрал на этот высокий пост проректора по учебной работе, доктора технических наук, профессора В.Г. Санаева. Однако, ссылаясь на чисто процедурные вопросы, министерство образования не утвердило избранного кандидата и распорядилось провести новые выборы, продлив полномочия академика А.Н. Обливина до 1 января 2003 года.

Не секрет, что такое решение в значительной степени было принято после письма министра промышленности и науки РФ И.И. Клебанова, в котором предлагалось назначить комиссию по комплексной проверке учебной и научной деятельности нашего вуза, назначив на период до новых выборов исполняющего обязанности ректора. Однако министерство образования не пошло на такой шаг, учитывая, что буквально через месяц начинается планировавшаяся заранее аттестация университета, в ходе которой деятельность нашего вуза будет проверяться самым серьезным образом, ведь от ее результатов зависит продление МГУЛу государственной лицензии на осуществление образовательной деятельности.

За прошедшее после первых выборов время состоялось несколько встреч руководства университета с представителями заинтересованных министерств, в ходе которых с цифрами и фактами, с привлечением ведущих представителей лесной отрасли был наглядно продемонстрирован высокий уровень развития фундаментальной и прикладной науки в нашем вузе, налажено более тесное взаимодействие с профильными ведомствами.

Параллельно вновь осуществлялась процедура выдвижения кандидатов на должность ректора. И здесь особенно важным стало то, что наш коллектив не дрогнул. Как сказал председатель Попечительского совета МГУЛа В.И. Мельников, не поддался на провокацию, не дав втянуть себя в препирательства по поводу правомочности “первого тура”, хотя основания для такого развития событий были, и очень веские. Но мы избрали другой путь и оказались правы.

Переработав Положение о процедуре выборов ректора, убрав из него практически все требования к  возможным кандидатам, допустив их самовыдвижение и выдвижение сторонними организациями, Ученый совет нашего вуза постарался исключить любую возможность казуистических придирок. Но главное, что коллектив подтвердил твердость и неизменность своей позиции - ректором быть В.Г. Санаеву, кандидату, делом доказавшему свой высочайший профессионализм, управленческий опыт и знания, обладающему незаурядными человеческими качествами, о чем и 1 ноября, и 15 декабря говорили авторитетнейшие люди нашего университета - А.Н. Обливин, А.А. Пижурин, Н.И. Лебедев, В.Г. Домрачев, многие другие.

Именно в нем коллектив увидел достойного преемника и верного продолжателя дела А.Н Обливина - человека, без которого просто невозможно представить МЛТИ-МГУЛеса. Других кандидатур так и не появилось.

Почти 35 лет обеспечивая стабильность и успешное развитие Лестеха, Александр Николаевич сделал все возможное, чтобы в нашем университете и в будущем сохранялось все самое лучшее и дорогое для коллектива - товарищеские взаимоотношения, социальная защищенность, уверенность в завтрашнем дне, уважительное отношение к ветеранам. А ведь это в первую очередь зависит именно от руководителя, и, думается, что Виктор Георгиевич именно такой человек, что наглядно подтверждает и предложенная им программа.

15 декабря прозвучало много наказов кандидату. Все их можно объединить фразой Е.Г. Мозолевской: “Необходимо усилить внимание к духовному и материально-техническому наполнению университета”. Своим голосованием собравшиеся подтвердили свою уверенность, что Виктору Георгиевичу это по плечу: 185 - за, против - нет.

Состоявшаяся 27 декабря коллегия министерства образования приняла долгожданное решение, утвердив В.Г. Санаева ректором университета на пятилетний срок.

От всего сердца поздравляем Виктора Георгиевича с очень нелегкой победой, желаем ему крепкого здоровья, счастья и успешного руководства нашим вузом.

 С.В. Рамазанов


НОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ НА ФЭСТе

Развитие современных информационных технологий приводит к увеличению сложности создания информационных систем (ИС), разработка которых требует применения специальных методологий и инструментальных средств. Этим объясняется большая популярность CASE-технологии, которая включает методологии проектирования ИС и набор инструментальных средств, позволяющих в наглядной форме моделировать предметную область, анализировать эту модель на всех этапах создания и сопровождения ИС и разрабатывать приложения в соответствии с информационными потребностями пользователей.

Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного или объектно-ориентированного анализа и   проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики ее поведения и архитектуры программных средств.

CASE-технология позволяет отделить проектирование программного обеспечения от программирования и отладки, что дает возможность избежать ошибок, заложенных в проект изначально, на ранних стадиях, и получить более совершенные   программные продукты. Благодаря методам визуального проектирования можно создавать программный код с помощью наглядных операций с объектами в GUI-интерфейсе, что меняет характер деятельности программиста. В графической среде разработчик создает систему, манипулируя исключительно визуальными объектами, а программный код генерируется автоматически. GUI-интерфейс позволяет наглядно представить объекты и процессы сложного проекта и получить управляемые компоненты с простой структурой.

Кроме того, CASE-технология дает возможность оптимизировать модели организационных и управленческих структур компаний и позволяет им лучше осуществлять планирование и управление бизнес-процессами. Таким образом, CASE охватывает  и  реорганизацию  бизнес-процессов  (BPR)  -  радикальное преобразование деятельности компании, направленное на оптимальную реализацию того или иного проекта или повышение общей эффективности бизнеса.

Рост популярности средств визуального моделирования и проектирования увеличивает спрос на специалистов, умеющих использовать CASE-инструментарий на практике. С целью обучения студентов современным технологиями анализа и автоматизированного проектирования, разработки и поддержки информационных систем на факультете электроники и системотехники планируется ввести курс лекций “Современные средства проектирования информационных систем и анализа данных”.

В данном курсе будут рассмотрены структурный и объектно-ориентированный подходы к проектированию, основанные на методологиях IDEF0, DFD, IDEF1X и UML, основные функции и компоненты инструментальных средств проектирования ИС (CASE-средств) и их практическое воплощение в наиболее развитых программных продуктах, имеющихся на российском рынке. Студенты освоят основы анализа и моделирования информационных систем в стандарте IDEF0, DFD, моделирование и проектирование баз данных (БД) в стандарте IDEF1X. В рамках объектно-ориентированного подхода познакомятся с применением универсального языка объектно-ориентированного моделирования UML.

В качестве инструмента анализа и моделирования бизнес-процессов слушателям курса будет представлен пакет BPwin, позволяющий посредством набора графических инструментов для отображения действий и объектов построить схему процесса, на которой показаны исходные данные, результаты операций, ресурсы, необходимые для их выполнения, управляющие воздействия и взаимные связи между отдельными работами. Интерактивное выделение объектов обеспечивает постоянную визуальную обратную связь при построении модели. Применение универсальных графических языков бизнес-моделирования IDEF0, IDEF3 и DFD обеспечивает логическую целостность и полноту описания, необходимую для достижения точных и непротиворечивых результатов.

В качестве средства концептуального моделирования и проектирования баз данных будет рассмотрен наиболее популярный CASE продукт Erwin, который реализует проектирование схемы БД, генерацию ее описания на языке целевой СУБД (ORACLE, Informix, Ingres, Sybase, DB/2, Microsoft SQL Server и др.) и реинжиниринг существующей БД. Поскольку Erwin поддерживает работу с БД на физическом уровне,  учитывая  особенности каждой  конкретной СУБД, администраторы  могут  с  его  помощью  максимально  повысить производительность информационной системы. Erwin позволяет разработчику баз данных сначала, используя визуальные средства, описать схему БД, а затем автоматически сгенерировать файлы данных для выбранной реляционной СУБД.

Erwin можно использовать совместно со многими популярными средствами разработки приложений: Delphi, PowerBuilder, Visual Basic, Oracle Designer/2000.

В ходе лекций студенты познакомятся со средством визуального моделирования объектно-ориентированных информационных систем Rational Rose (Rational Software Corp.), которое использует синтез-методологию объектно-ориентированного анализа и проектирования, основанную на универсальном языке программирования UML. Конкретный вариант Rational Rose определяется языком, на котором генерируются коды программ (C++, Smalltalk, PowerBuilder, Ada, SQLWindows и ObjectPro). Основной вариант - Rational Rose/C++ - позволяет разрабатывать проектную документацию в виде диаграмм и спецификаций, а также генерировать программные коды на C++. Кроме того Rational Rose содержит средства реинжиниринга программ, обеспечивающие повторное использование программных компонент в новых проектах.

В рамках курса студенты также прослушают несколько лекций, посвященных особенностям анализа данных в информационных системах на основе баз данных большого объема, поиску закономерностей с использованием технологии интеллектуального анализа данных, методам и моделям интеллектуального анализа данных в системах Data Mining. В результате занятий слушатели курса получат представление о возможностях инструментальных средств для интеллектуального анализа данных (SPSS Answer Tree, PolyAnalist и др.) и особенностях их работы с хранилищами данных.

Курс ориентирован на студентов, планирующих после окончания вуза работать в качестве руководителей информационных служб, системных аналитиков, менеджеров проектов и разработчиков информационных систем.

Автор курса - кандидат технических наук А.В. Боцула - ведущий специалист ФАПСИ. Имеет десятилетний опыт в разработке и внедрении крупных программных систем на объектах управления федерального уровня.

Запись на занятия осуществляется на кафедре прикладной математики у Надежды Васильевны Салагаевой

Начало занятий - 9 февраля 2003 года. 1 лекция + 1 занятие в компьютерном классе в неделю, бесплатно.

Деканат ФЭСТа, кафедра ПМ


ПРЕКРАСНАЯ НЕДЕЛЯ

Пролог

Февраль 2002-го. Прихожу в себя после бесконечных новогодних праздников и последней сессии. До защиты диплома еще целых четыре месяца. Сижу дома, бездельничаю. В один прекрасный день получаю e-mail от однокурсницы, из которого узнаю, что мой научный руководитель желает видеть меня, а точнее, тезисы моего доклада, для ежегодной студенческой научной конференции, ежегодно проводимой в Судаке. Уточняю детали, печатаю тезисы, отвожу в оргкомитет, жду...

Март. Заявка принята.

Апрель. Ура, меня включили в число докладчиков, проживание обеспечивают организаторы, дорогу оплачивает институт. Еду к морю, мечты сбываются.

Май. Последние штрихи к докладу, получаю в бухгалтерии деньги на билеты, пакую рюкзак.

13.05.2002. День № 0

Отъезд. Курский вокзал. Едем целый день. Весь седьмой вагон студенческий, еще много наших раскидано по другим вагонам, знакомимся друг с другом. Ближе к вечеру по поезду начинают бегать менялы. Посмотрел на украинские гривны. Чем-то похожи на наши первые “перестроечные” деньги, такие же смешные фантики, наверное, специально, чтобы не жалко было тратить. Украинские копейки так и называются копейками и от наших почти не отличаются.

Уже поздним вечером добрались до таможни. Сначала российской, а потом и украинской. Украинцы на границе ставят в паспорт штамп (загранпаспорт, кстати, не обязателен, можно ехать и с обычным, российским). При въезде недовольны те, которым этот штамп поставили (зачем паспорт портить?!), а при выезде - те, которым забыли, - на обратной дороге те же украинские пограничники мотают нервы тем, у кого нет этой отметки. Ночь. Перевели часы на час назад. Спим.

14.05.2002. День № 1

Прибытие в Симферополь. Хотя раннее утро, уже довольно жарко. Организованной толпой двинулись в сторону автобусов. По дороге старался держаться вместе со своим однокурсником Максом и еще одним товарищем из Лестеха - Женей. Он приехал сюда во второй раз, и с ним было как-то спокойнее в новой обстановке. От Симферополя до Судака около двух часов езды. Разместили нас в ТОК “Судак”. Все организационные хлопоты мы свалили на Евгения, как старшего по группе, и в результате оказались поселенными втроем (я, Макс, Женя) в 612-й номер на шестом этаже с обалденным видом на море. Большой балкон, душ, холодильник, телефон, телевизор, все как положено.

Вся территория пансионата - большой парк, прилегающий прямо к морю. От корпуса до пляжа идти не больше двух минут. Середина мая еще не сезон, и народу пока очень мало как в самом пансионате (кроме нас еще небольшая группа журналистов, приехавших по своим делам), так и в городе. В парке, на набережной и вообще на улицах города очень чисто. Запросто можно ходить босиком и не бояться напороться на какой-нибудь мусор. По парку туда-сюда бродят крепкие ребята в камуфляже и краповых беретах. Как нам объяснили - подразделение спецназа Украины. Свое дело они, видимо, знают хорошо, потому что за все время нашего пребывания не было ни одного инцидента. Да и в городе настроение среди местных жителей было очень доброжелательным, мы почти каждый вечер засиживались в кафешках и возвращались в корпус далеко заполночь.

Вечером дошел до почты, послал открытку подруге. Очень понравился переговорный пункт - аккуратненький, и телефоны сделаны очень грамотно: с небольшим дисплеем, где высвечивается вся информация - сколько внесено денег, тариф за минуту, сколько, соответственно, осталось в рублях. Гривны в Крыму называют рублями, российские деньги не ходят, но это не проблема - обменников в Судаке хватает. В мае 2002-го курс был примерно 6 руб/гривна (16,5 гривен на 100 российских рублей). На переговорном пункте был один компьютер с доступом в сеть. Цены тоже смешные, но из-за того, что он  всего один, часто бывал занят. Перед сном с Женей пошли в кафе “Кипарисовая аллея” (попадете в Судак, - рекомендую!). Другой сосед, Макс, куда-то пропал. Отбой примерно в полвторого ночи.

Выпускник ФЭСТа С.М. Смирнов