№ 17-18 (1666-1667), 23 августа 2002 г.

поздравляем с днем знаний!

Дорогие первокурсники! 

Мы ради приветствовать вас в стенах Московского государственного университета леса - крупнейшего многопрофильного учеб­ного и научного центра лесного комплекса России, являющегося базовым вузом лесотех­нического профиля в стране и одним из веду­щих в области подготовки специалистов для ракетно-космического комплекса.

Позади остались школьные годы чудесные, звонки на уроки и перемены, домашние за­дания, классные собрания. Впереди - взрослая жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, удачами и неудачами.

Молодость - чудесная пора. Именно от вас, молодого поколения, зависит, какой ста­нет наша Родина в XXI веке, сохранит ли свое место на передовых рубежах научно-технического прогресса. Поэтому главное для вас сегодня - не спасовать перед трудностя­ми, настойчиво овладевая новыми знаниями и практическим опытом, которыми с вами всегда готовы щедро поделиться преподава­тели нашего вуза. Постарайтесь не расте­рять энергию и задор юности, тягу ко всему новому, непознанному.

От души желаем вам успеха во всех самых смелых начинаниях на научной стезе, мудрых наставников, хороших друзей, большого лич­ного счастья, любви и взаимопонимания.

И помните: Московский государственный университет леса - ваш родной дом, где вам всегда рады.

В добрый путь!


Итоги 2001/2002 учебного года и задачи коллектива университета на 2002/2003 учебный год
(Выдержки из доклада ректора университета академика А.Н. ОБЛИВИНА) 

28 июня состоялась встреча председателя Правительства РФ Михаила Касьянова с ректорами высших учебных заведений.

К встрече с премьером сформировались шесть основных блоков вопросов. Во-первых, это повышение социальной защищенности профессорско-преподавательского состава и обучающихся в высших учебных заведениях. Во-вторых, увеличение государственной поддержки развития научных исследований в вузах. В-третьих, отмена для образовательных учреждений действия главы 25 части второй Налогового кодекса РФ. В-четвертых, восстановление действовавше­го до 2002 года порядка расходования полу­ченных вузами внебюджетных средств, пере­водимых на счета казначейства. Предостав­ление вузам права расходовать эти средства на обеспечение учебного процесса, развитие инфраструктуры и оплату труда. В-пятых, рассмотрение единого государственного экза­мена (ЕГЭ) как одной из возможных форм проверки знаний выпускников общеобразова­тельных учреждений и поступающих в высшие учебные заведения. Введение государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), ко­торые, как и прежде, вызывают наибольшие опасения профессионального сообщества. В-шестых, предлагалось обсудить создание Всерос­сийского фонда поддержки и развития образования, цель которого - дополнительное привлече­ние средств.

Председатель Российского Союза ректоров В.А. Садовничий подчер­кнул, что ключ к решению проблем модернизации образования - высокий уровень преподавателей. А для этого надо повышать их статус. Необходимо также обеспечивать вузы современным оборудованием, укреплять связь образования, науки и практики. Сохранив автономию вузов, важно принять Федеральную целевую программу «Университеты России в XXI веке». Следует обеспечить го­сударственную поддержку молодых талантов, увеличить стипендию студентам.

Председатель Советов ректоров вузов ЦФО, Москвы и Московской области И.Б. Федоров на встрече с премьером рассказал о мерах по развитию и повышению качества инженерного образования, высказал мнение по введению образовательных кредитов и субсидий для обучения в вузах, остановился на механизмах определения госзадания и вопросах трудоустройства вы­пускников.

Констатировав, что финансирование выс­шей школы стало лучше, Михаил Касьянов предложил привести ее организацию в соответствие c экономическими потребностями общества. В модернизации главное - качество образования, - подчеркнул он. Было обещано в три раза увеличить надбавки за кандидатские и докторские степени. Сти­пендии с 1 сентября, наверное, возрастут в два раза.

Поддержана программа «Университеты России XXI века», но надо изучить ее масштаб, эффективность и наметить этапы реализации. Казначейству дано поручение облегчить ситу­ацию с использованием внебюджетных средств, предложено снять все бюрократичес­кие препоны, дать возможность открывать счета филиалам вузов. Поручено подготовить поправки к Налоговому кодексу и предложения по обновлению учебно-лабораторного оборудования. 

Учебно-методическая работа

В соответствии с приказом Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразования РФ, нам предстоит пройти комплексную проверку деятельности университета в начале 2003 года. В подготовке к проведению повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации необходимо задействовать практически весь коллектив университета от ректората до учебно-вспомогательного персонала.

В связи с этим сотрудникам учебно-методического управления, деканам факультетов, заведующим кафедрами необходимо уже с сентября 2002 года приступить к активной организационной работе в этом направлении.

 Контингент студентов

Контингент студентов МГУЛеса на 01.07.2002 г. составил 10888 человек, в том числе 5968 (54,8%) человек по очной, 540 (3%) - по вечерней и 4380 (42,2%) - по заочной формам обучения. За последние три года общий контингент студентов увеличился на 15%.

Выпуск 2002 года составил 1055 человек по дневной форме обучения, 135 - по вечерней и 558 - по заочной (из них 298 человек в представительствах университета). Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 186 (10,6%) человек.

 Успеваемость

За прошедший учебный год из университета были отчислены 418 (7,3%) студентов дневной  формы  обучения, 45 (7,6%) - вечерней и 380 (8,6%) - заочной форм обучения.

Абсолютная успеваемость по итогам весенней сессии снизилась по сравнению с прошлым годом с 74,3% до 70,4% (в том числе только бюджетные студенты -72,5%, только контрактные - 66,8%). На уровне прошлого учебного года сохранились пропорции между отличниками, хорошистами и троечниками. Среди бюджетных студентов их, соответственно, 16,5%, 34,7%, 39,4%. Среди студентов-контрактников число отличников составило 13,2%, хорошистов - 37,5%, а количество троечников держится на уровне 39,4%. С учетом большого числа задолжников, которых к концу сессии оставалось 1409 человек, мы получаем тревожную картину, которую следует рассматривать через призму предстоящей комплексной аттестации университета в наступившем учебном году и ужесточения требований Минобразования к общей аттестации вузов.

Учебный процесс

Уже два года университет работает по новым учебным планам, разработанным на основе ГОС второго поколения. Проведенный УМУ анализ показал, что, несмотря на достаточный срок, переход на новые учебные планы еще нельзя считать окончательно состоявшимся.

Отдельные учебные планы специальностей остаются пока не доработанными в соответствии с требованиями ГОСов и последних инструктивных документов Минобразования РФ. В процессе их реализации возникли следующие основные замечания:

- по многим дисциплинам соотношение часов, отводимых на аудиторную и самостоятельную работу студентов, значительно отличается от рекомендуемого;

- не всегда соблюдена преемственность и логическая последовательность в изучении отдельных дисциплин;

- при составлении учебных планов базовые кафедры зачастую стремятся реализовать свои местнические интересы, что крайне отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов;

- в ряде учебных планов отсутствуют единый подход и система требований, в результате чего дисциплины часто необоснованно делятся, объединяются, или, при практически одинаковом содержании, имеют различные наименования. Это приводит к формальному увеличению числа читаемых в университете дисциплин, вводит в заблуждение преподавателей и студентов, затрудняет организацию учебного процесса и обеспечение этих курсов учебно-методической литературой;

- в большинстве учебных планов присутствуют грубые арифметические ошибки в расчетах часов.

В целом по университету на сегодняшний день полностью отработаны и утверждены рабочие программы только по 60 % дисциплин, при том, что преподавание по новым учебным планам идет уже в течение двух лет.

Возникают новые формы и методы обучения, обновляются лекционные курсы и лабораторные работы, внедряются передовые виды технических средств обучения. Многие кафедры разработали тесты для оценки знаний студентов. Так, на кафедре экономической теории под редакцией профессора Е.И. Вадейко издана рабочая тетрадь для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. Эта рабочая тетрадь охватывает узловые моменты, содержит тесты и задачи, учитывает требования новых Государственных образовательных стандартов и, что очень важно, предназначена для самостоятельной работы студента.

Новые формы обучения в нашем вузе, как правило, связаны с использованием персональных компьютеров. Так, кафедрой технологии лесопиления и деревообработки для организации самостоятельной работы студентов разработаны материалы для применения ПК в сети университета. Кафедрой ботаники и физиологии растений создана компьютерная обучающая программа по дисциплине «Ботаника». Отсканировано более 1000 видов растений живого напочвенного покрова, в программе имеется глоссарий, а также вопросы, помогающие в освоении материала.

Подготовка нормативных документов

В течение прошедшего учебного года в коллективе университета активно обсуждалась новая редакция Устава университета, которая была принята на конференции сотрудников вуза весной 2002 года и прошла утверждение в Министерстве образования РФ и других необходимых инстанциях.

На основании руководящих документов Министерства образования, учебно-методическое управление университета в течение года разработало, а Ученый совет рассмотрел и утвердил ряд положений (в качестве приложений к Уставу МГУЛеса), в том числе: о курсовых экзаменах и зачетах в МГУЛ; о представительстве МГУЛ; о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов МГУЛ, аспирантов и докторантов; о Щелковском учебно-опытном лесопромышленном комплексе МГУЛ; о Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛ; о кафедральных фондах учебно-методической литературы; о практиках студентов МГУЛ; о перезачетах дисциплин в МГУЛ; о порядке перевода и восстановления студентов в МГУЛ.

На очереди - проекты положения о кафедре и факультете МГУЛ, которые необходимо разработать, рассмотреть и утвердить на Совете университета не позднее октября 2002 года. 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

В НИР принимали участие 50 кафедр и лабораторий. Функционировали НИИ и межкафедральные научные коллективы по выполнению фундаменталь­ных и прикладных приоритетных тем в области экологии, композиционных материалов, машиностроения, древесиноведения, почвоведения, лесоустройст­ва, экономики, управляющих, измерительных и вычислительных систем, аэро­космических методов исследований, сертификации и ряд других.

Значительно возросла активность ученых университета в подготовке про­ектов на всероссийские конкурсы по научно-техническим программам, гран­там. Всего было подано на конкурсы 56 проектов.

Наиболее интенсивно проводились такие исследования на ка­федрах экологии и защиты леса, садово-паркового строительства, лесоводства и подсочки леса, процессов и аппаратов деревообрабатывающих производств, безопасности жизнедеятельности и промышленного строительства, технологии машиностроения и ремонта, технологии изделий из древесины, проектирования и технологии производства приборов, высшей математики, физики.

За истекший год ученые университета выполнили целый ряд значитель­ных научных работ, заслуживших внимание как в нашей стране, так и за ру­бежом.

В НИИ экономики леса и международного рынка разработан проект на­циональной лесной политики России, получивший одобрение отраслевых и правительственных структур.

НИИ космических информационных систем вел комплексные исследова­ния по проблеме "Разработка принципов проектирования и технологии созда­ния интегрированной системы автоматизации и компьютеризации процессов управления в лесной, лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслях на основе глобальных сетевых информационных технологий".

Наиболее значимые результаты института системных исследований леса получены при выполнении темы "Научно-учебный центр современных автома­тизированных методов обработки данных космического зондирования для ис­следования растительных, почвенных и других лесных объектов". На базе цен­тра, объединяющего ученых ИСИЛ, ИРЭ РАН, ЦЭПЛ РАН созданы 25 филиа­лов кафедр, успешно развивающих процесс интеграции высшей школы и ака­демической науки.

НИИ комплексного использования древесины проведена значительная работа в рамках международного проекта по добровольной лесной сертифика­ции по схеме Лесного Попечительского Совета.

НИИ композиционных материалов на основе древесины вел успешные исследования в области создания эффективных технологий, древесных компо­зиционных материалов, изучения свойств этих материалов и создания конст­рукций на их основе.

За счет средств НИЧ продолжала развиваться материально-техническая база университета. Структурными подразделениями университета приобретены научное и лабораторное оборудование, расходные материалы и программный продукт стоимостью около 4 млн. рублей. Оплачены все патенты и сборники научных трудов, авторефераты диссертаций, расходы по выставкам, научно-техническим конференциям и командировкам.

За истекший год активизировалась научно-исследовательская работа студентов. На всех факультетах проведены студенче­ские научно-технические конференции, симпозиумы, чтения.

Научные студенческие общества и молодые ученые университета прини­мали участие в выполнении двух проектов Федеральной целевой программы "Интеграция" с общим объемом финансирования 642,4 тыс. рублей. В марте была проведена традиционная студенческая научно-техническая конференция лесного факультета, посвященная 130-летию со дня рождения профессора Б.М. Житкова.

По результатам исследований 7 лучших работ студентов участвовали во Всероссийском конкурсе студенческих работ, сделаны два доклада на Международной школе-семинаре студентов в г. Судаке.

С учетом участия в НИРС, студентам нашего университета было присуж­дено свыше 200 именных стипендий, в том числе 1 стипендия Президента РФ, 2 стипендии Правительства РФ, 130 стипендий мэрии Москвы, 16 стипендий "Подмосковье", 20 стипендий Потанина и ряд других.

Наиболее значительные результаты НИРС у лесного факультета, другие факультеты пока выглядят в этом плане более скромно. 

Международные связи

Первое направление в развитии международных связей нашего вуза - обучение, стажировки, выполнение диссертационных работ, повышение квалификации иностранных граждан. Для этого создан факультет по работе с иностранными гражданами. За отчетный период, в соответствии с разработанной программой, был проведен анализ работы аналогичных подразделений крупнейших вузов России, разработаны положение и структура факультета, обновлена контрактно-договорная документация,  проведена большая агитационно-рекламная работа. В рамках факультета создан Центр довузовской подготовки  иностранных  граждан

В плане перспектив факультета нужно подумать о развитии направлений магистратуры, распространения на все специальности единственного пока в вузе опыта МШУБ по лицензированию и подготовке магистров. Здесь кроятся большие возможности для развития.

Второе направление в области международных связей развивалось по линии договорных отношений с различными зарубежными организациями.

Деятельность в этом направлении также начинает приносить определенные финансовые плоды. Например, в последнее время только в рамках развития общевузовских договорных отношений заключены три договора на выполнение конкретных научно-исследовательских работ с финансированием порядка 18 млн. рублей (около 600 тыс. долларов США).

Мы имеем информацию о более чем 500 международных, региональных и национальных организациях, фондах и программах, в рамках которых возможно получить финансирование. Аналогичная информация в текущем режиме публикуется в средствах массовой информации, по линии Интернет, в нашей вузовской газете.

При участии Посольства Ирана в настоящее время оборудуется Клуб интернациональной культуры, науки, образования, искусств.

Впервые за последние 10-15 лет в зарубежном издательстве при финансовой поддержке Федеральной лесной службы США опубликована монография ученых кафедры экологии и защиты леса.

В целом финансовые показатели международных связей, а это порядка 14 млн. рублей за отчетный период, носят весьма динамичный характер.  

дополнительное образование

В настоящее время в Университете развиты следующие формы дополнительного образования (с выдачей документов государственного образца).

1. Факультет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников нашего университета и других вузов страны. В целом за последние годы состояние дел с повышением квалификации наших преподавателей постоянно улучшалось, с 34 % по итогам за пять лет в 1998 году до 75 % по итогам за пять лет в 2000 году. Для обеспечения повышения квалификации преподавателей в 2001 г. впервые были выделены финансовые средства. Планируется организация специальных семинаров с приглашением для их проведения ведущих ученых и специалистов из других организаций, а также информировать наших преподавателей о передовых достижениях современного производства и технологий.

В настоящее время подготовлен пятилетний план повышения квалификации сотрудниками нашего университета.

2. Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данное направление развивается наиболее динамично. Наблюдается рост как числа слушателей, так и объема средств, осваиваемых факультетом, что позволяет факультету работать на самофинансировании.

Наиболее успешно реализуются программы, связанные с направлением "Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство". В настоящее время ведется разработка комплексной программы по технологии изделий из древесины - "Современное производство мебели", с октября запущен первый блок модульной программы по профессиональной переподготовке "Технология деревообработки".

Разработана программа переподготовки специалистов лесного комплекса  "Устойчивое управление лесами и рациональное использование лесных ресурсов".

Совместно с МШУБ реализуются программы дистанционного обучения Международного института менеджмента "ЛИНК" по следующим курсам: "Эффективный менеджер", "Практический маркетинг", "Финансовый менеджмент" и по программе "Евробухгалтер". Разработана программа по подготовке специалистов по внедрению сложных информационных систем.

В проведении занятий со слушателями ФПК заняты преподаватели и сотрудники 18-25 кафедр университета, что составляет примерно треть от общего числа кафедр.

Второе высшее образование, как форма дополнительного образования, развито в нашем университете по направлениям, пользующимся наибольшим спросом, - экономика, бухгалтерский учет, менеджмент (на ФЭ и ВС в форме экстерната, а в МШУБ в очно-заочной (вечерней) форме). При этом данная форма обучения реализуется практически в полном объеме за счет студентов старших курсов нашего университета. Если данную форму обучения реализовывать в соответствии с установленными требованиями и нормами, то минимальный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме должен составлять не менее 3 лет, причем для родственных специальностей и направлений. На сегодняшний день на ФЭ и ВС проходят обучение около 200 и в МШУБ - около 20 студентов.

Подготовку дипломированных специалистов по данной форме, в соответствии с решением деканского совещания от 22 октября 2001 г., с нового года планируется передать на ФПК.

Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос создания на базе ФПК и ФПКС Института дополнительного образования с целью упорядочения деятельности подразделений университета в данной области, связанной с выдачей документов государственного образца, и концентрации усилий на одном из перспективнейших направлений образовательной деятельности. 

Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела

Введение госзаказа и ГИФО на фоне разваливающейся лесной отрасли больно ударит по вузам лесного профиля. Поэтому нам необ­ходимо уже сейчас активно готовиться к работе в условиях новых организа­ционно-экономических механизмов. Необходимо в ближайшее время разра­ботать и осуществить мероприятия по сохранению и развитию целевой подготовки кадров для лесного комплекса.

В связи с этим учебно-методическое объединение, по предложению Минобразования РФ, провело работу для Прави­тельства Российской Федерации по формированию прогноза потребности специалистов лесного профиля на период до 2010 года. Эти данные форми­ровались с учетом мнения администраций 15 областей и 40 вузов, готовящих лесных специалистов, Министерства природных ресурсов, Минэкономразвития, Научно-технической ассоциации лесного комплекса, Союза мебельщиков России, а также ряда других заинтересованных органи­заций.

Еще одно приоритетное направление работы нашего учебно-методическое объединения на ближайшую перспективу - переход лесных вузов на многоуровневую систему подготовки и переподготовки кадров для лесного комплекса. Эта система будет включать элементы довузовской под­готовки, бакалавриат, подготовку специалистов, магистратуру, аспирантуру и докторантуру. И здесь особая нагрузка ляжет на плечи наших учебно-методических советов и комиссий.

В этом учебном году предстоит работа по внесению изменений и до­полнений в Государственный образовательный стандарт второго поколения. Мы должны провести эту работу с учетом введения многоуровневой подготовки в системе высшего профессионального образова­ния.  

Научно-образовательнАЯ Ассоциация лесного комплекса России

Члены научно-образовательной Ассоциации в отчетный период приняли активное участие в подготовке и проведении Международной научно-практической конференции "Национальная лесная политика России" и подго­товке проекта законодательного акта о национальной лесной политике России, получившего поддержку и одобрение отраслевых, правительственных структу­р, администраций краев и областей. В настоящее время продолжается рабо­та в этом направлении.

Научно-образовательной Ассоциацией совместно с фирмой Biesse (Ита­лия) подготовлена и проведена работа, направленная на создание учебного цен­тра на базе МГУЛа, подписан двухсторонний договор. В настоящее время ра­боты по договору ведутся в соответствии с календарным планом.

Президиумом Ассоциации подготовлено предложение в министерство образования о включении в научно-техническую программу министерства "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техни­ки" подпрограммы "Природоохранные технологии, переработка и воспроиз­водство лесных ресурсов", которая позволит провести координацию действий научно-педагогической общественности лесотехнических вузов при решении фундаментальных и прикладных задач лесного комплекса.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Уже второй год в нашем вузе успешно функционирует Центр «Попечитель МГУЛ», созданный для проведения встреч руководителей предприятий-попечителей со студентами с целью их трудоустройства. В Центре сформирован компьютерный банк данных студентов старших курсов, в котором отражены их текущая успеваемость, место жительства, другие данные, необходимые для руководителей при приеме на работу.

По инициативе нашего попечителя ЗАО «Интерьер» и при участии факультета электроники и системотехники проводится подготовка специалистов в области электроники для обслуживания современных деревообрабатывающих центров.

Совместно с фирмой «Чурак ЛТД» кафедрой информационных технологий начаты работы в области совершенствования систем управления деревообрабатывающего оборудования.

В декабре 2001г. в Центре «Попечитель МГУЛ», по инициативе председателя Попечительского совета В.И. Мельникова, являющегося председателем Землячества Республики Коми в Москве, состоялась встреча со студентами, приехавшими к нам на обучение из этой республики. Их у нас около 20 человек.

В апреле в Представительстве Республики Коми при Президенте РФ прошла встреча руководства республики со студентами московских вузов, в том числе и нашего университета. Одним из организаторов этой встречи являлся Попечительский совет МГУЛ (исполнительный директор - Х.А. Фахретдинов).

В декабре 2001 года, по инициативе научно-образовательной Ассоциации лесного комплекса и Попечительского совета, была организована поездка в Университет г. Бангкока Королевства Таиланд, а также в Ассоциацию «Мебельщики Королевства Таиланд». Результатом этой поездки явилось подписание двух соглашений о сотрудничестве в области подготовки кадров и мебельного бизнеса.

В январе-марте 2002 года проводились встречи с руководством ЗАО «Интерьер» по вопросу подготовки специалистов-электронщиков для обслуживания обрабатывающих центров при участии кафедры информационных технологий.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В университете проводится большой объем ремонтных работ по поддержанию аудиторного фонда и коммуникаций в рабочем состоянии, ведется активная подготовка к зиме по тепло- и водоснабжению. Отдел капитального строительства практически завершил строительно-монтажные работы в блоке Б УЛК-2 общей площадью 5800 кв. м.

Государственные ассигнования по этому объекту на 2001 год составили 2200 тыс. руб. Общий объем строительно-монтажных работ в истекшем году составил 7052 тыс. руб. Из них собственные вложения - 4852 тыс. руб.

Государственные инвестиции на строительство УЛК на 2002 г. при плане 4 млн. руб. составили за 6 месяцев свыше 4-х млн. руб.

В настоящее время строительно-монтажные, отделочные и специальные инженерные работы по корпусу закончены. Осталось завершить работы по накладке вентиляции, по техническим условиям города (на водозаборном узле, по прокладке высоковольтного кабеля, установке силового трансформатора) и работы по благоустройству территории.  

Управление информатизации

 В январе 2001 года создан Лесотехнический виртуальный университет - базовый сервер будущей системы открытого образования по подготовке специалистов в области лесного дела. ЛТВУ вошел в информационно-образовательную среду Российской Федерации, насчитывающую в настоящее время в около 80 региональных и отраслевых виртуальных университетов. Создание ЛТВУ как головного в лесной отрасли открывает широкие возможности как для обучения через сеть Интернет, так и для использования его электронных библиотек, что позволит повысить качество традиционных форм обучения.

В новом учебном году планируется создание локальной сети в УЛК-2 и подключение к ней 150-200 персональных компьютеров, а также модернизация локальных сетей, что значительно улучшит условия работы пользователей, повысит надежность и упростит эксплуатацию сети.

Планируется создать учебный сервер МГУЛ для размещения на нем всей учебно-методической информации (учебные планы, рабочие программы, методические указания, учебные пособия) по кафедрам и факультетам с обеспечением доступа к информации только допущенных к работе с ней лиц.

Для самостоятельной работы студентов с компьютерными мультимедийными системами и электронными учебными пособиями планируется создать библиотечный компьютерный кабинет и шире практиковать свободный доступ студентов в компьютерные классы.

РЕДАКЦИЯ СМИ

Осенью 2001 года исполнилось 45 лет со дня выхода в свет первого номера вузовской газеты. За прошедшие десятилетия многотиражка стала неотъемлемой частью жизни МЛТИ-МГУЛеса. Лучшие традиции прошлого сегодня поддерживает молодой коллектив редакции средств массовой информации, состоящий из выпускников нашего университета, органично сочетая их с применением современных технических средств допечатной подготовки газеты.

В течение 2001-2002 учебного года редакцией были выпущены 27 номеров газеты "Вестник МГУЛ", в которых освещались актуальные вопросы жизнедеятельности университета и развития высшей школы, работа Ученого и Попечительского    советов,    научные    исследования,    проводимые соответствующими кафедрами и подразделениями, научные форумы и конференции, проходившие в стенах вуза, проблемы нравственности, патриотизма и культуры поведения, юбилейные даты и многое другое.

Проведена работа по оформлению стенда, посвященного работе УМО по образованию в области лесного дела и Галереи ректоров МЛТИ-МГУЛеса. С целью сбора материалов о выдающихся выпускниках университета и обмена информацией поддерживаются постоянные контакты с редакцией "Лесной газеты", рядом других отраслевых изданий..

ПРИЕМ В УНИВЕРСИТЕТ

          Достаточно активно работала приемная комиссия. Общий конкурс в университет в этом году составил 2,5 человека на место, что превышает прошлогодний показатель (2,1 человек на место). По факультетам самый высокий конкурс был на ФЛА - 3,9 человека на место. ФЭСТ - 2,4; ФЭ и ВС - 2,3; ГФ - 2,3; ЛФ - 1,9; МХТД - 1,9. Всего на первый курс по бюджету приняты 870 человек, из них 103 медалиста, что заметно больше, чем в прошлые годы.

          Вступительные экзамены прошли организованно.

          Успешно поработал и контрактный факультет. На 1 августа на контрактной основе зачислено свыше 350 человек. Необходимо отметить, что контрактники стали распределяться более равномерно по различным специальностям университета.  

            

Проект 

РЕШЕНИЕ
cобрания коллектива Московского государственного университета леса совместно с Ученым Советом
 

Заслушав и обсудив доклад ректора университета академика А.Н. Обливина "Итоги 2001/2002 учебного года и задачи коллектива университета на 2002/2003 учебный год", общее собрание сотрудников Московского государственного университета леса отмечает, что коллектив университета обеспечил в прошедшем учебном году устойчивое функционирование по всем направлениям своей деятельности. Продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, выполнению научно-исследовательских работ, подготовке инженерных и научных кадров.

В течение всего учебного года сотрудники университета участвовали в обсуждении и принятии нормативных документов, регламентирующих учебный процесс в МГУЛ. Руководством  и деканатами  университета проделана большая работа по определению потребности специалистов с целью формирования контингента студентов на период до 2010 года и сохранения в структуре университета факультета военного обучения.

В истекшем году к семи существующим представительствам университета добавились еще два, открытые в г. Балабаново Калужской области и г. Краснослободске Республики Мордовия, предусматривающие дальнейшее развитие дистанционной формы обучения.

В университете проведены структурные изменения и образована кафедра математического моделирования, которая выделилась из состава кафедры прикладной математики, организован факультет по работе с иностранными гражданами.

Организован Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛ. Восстановлен решением правительства факультет военного обучения.

Для приема студентов на второй и последующие курсы университета в структуре приемной комиссии создана аттестационная комиссия.

В начале прошлого учебного года Щелковский учебно-опытный лесопромышленный комплекс перешел в разряд учебного подразделения университета для проведения выездных занятий и обеспечения круглогодичного проведения практик.

Созданы советы по физическому воспитанию и спорту, а также по проблемам гуманитарного образования, культурно-воспитательной и патриотической работе.

На базе кафедры станков и инструментов образован учебный центр деревообрабатывающего оборудования с числовым программным управлением на базе итальянского и немецкого оборудования по договору с рядом зарубежных фирм.

Введены в эксплуатацию новые учебные и кафедральные помещения во второй части 2-го лабораторного корпуса. Благодаря этому общеуниверситетский аудиторный фонд увеличился на пятнадцать аудиторий (семь аудиторий на 25 мест, две - на 50, четыре -  на 60-75, одна - на 100 и одна на 125 мест). Там же разместятся деканат и кафедры гуманитарного факультета (права, философии, мировой и отечественной культуры, перевода, русского языка), а также кафедры древесиноведения и теории и конструирования машин. Расширяют свои площади кафедры селекции, генетики и дендрологии, ботаники и физиологии растений, математического моделирования, прикладной математики. Каждая кафедра будет иметь помещения под специализированные аудитории (лаборатории), комнаты для размещения преподавателей и кабинет для заведующего кафедрой.

Четыре компьютерных класса и комнаты обслуживающего персонала размещаются на четвертом этаже.

Первый этаж отдан под развитие факультета военного обучения. Здесь запланировано создание семи классов, три из которых переводятся в разряд межкафедральных совместно с гражданскими кафедрами университета:

- компьютерный класс, совместно с управлением информатизации;

- класс ремонта автомобильной техники, совместно с кафедрой технологии машиностроения и ремонта;

- класс эксплуатации автомобильной техники, совместно с кафедрой колесных и гусеничных машин.

В течение всего учебного года неоднократно происходила закупка аудиторной мебели и классных досок, выделялись средства на развитие классов вычислительной техники и приобретение оргтехники кафедрам и факультетам.

Большое внимание в университете уделяется физической культуре и спорту. За истекший учебный год введен в эксплуатацию спортивный зал на территории студгородка и новая лыжная база, открытая спортивная площадка перед корпусом № 3.

В прошедшем учебном году учебно-методическое управление провело большую работу по разработке единых требований и унификации учебно-методической документации университета. На сайте университета открыта страничка УМУ, где публикуются методические материалы, решения Ученого Совета, деканских совещаний, что позволяет кафедрам более оперативно получать необходимую для них информацию. На кафедрах идет окончательная отработка учебных планов, рабочих программ дисциплин, в соответствии с требованиями Минобразования и новых ГОСов. Больше внимания стало уделяться вопросам обеспечения учебного процесса учебно-методической литературой, на ряде кафедр оживилась издательская деятельность.

В соответствии с приказом Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Министерстве образования, в начале 2003 года университету предстоит пройти комплексную проверку своей деятельности. В подготовке к проведению повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации предстоит задействовать практически весь коллектив университета - от ректората до учебно-вспомогательного персонала.

Контингент студентов МГУЛеса на 01.07.2002 г. составил 10888 человек, в том числе 5968 (54,8 %) человек по очной, 540 (3 %) - по вечерней и 4380 (42,2 %) - по заочной формам обучения. За последние три года общий контингент студентов увеличился на 15 %.

Выпуск 2002 года составил 1055 человек по дневной форме обучения, 135 - по вечерней и 558 - по заочной (из них 298 человек в представительствах университета). Диплом с отличием (по всем формам обучения) получили 186 (10,6 %) человек.

За 2001/2002 учебный год по системе экстерната второе высшее экономическое образование получили 17 человек.

За прошедший учебный год из университета были отчислены 418 (7,3 %) студентов дневной формы обучения, 45(7,6 %) - вечерней и 380 (8,6 %) - заочной форм обучения.

Продолжалась работа по обеспечению учебного процесса компьютерными средствами обучения. В восьми общеуниверситетских компьютерных классах сосредоточены 135 компьютеров. Средняя загрузка класса составляла 8 часов в день. Дополнительно 26 часов в неделю компьютерные классы были открыты для самостоятельной работы студентов без преподавателей.

Локальная сеть университета содержит более 200 персональных компьютеров, из них 125 - на кафедрах и в научных подразделениях. Введена система авторизованного доступа пользователей к ресурсам сети Интернет. Проведена опытная эксплуатация, и началось внедрение компьютерной системы управления деканатами "Спрут". Полномасштабное внедрение этой системы позволит упорядочить и ускорить документооборот во всех деканатах нашего университета.

В январе 2001 года создан Лесотехнический виртуальный университет - базовый сервер будущей системы открытого образования по подготовке специалистов в области лесного дела.

В настоящее время осуществляется прокладка оптоволоконного кабеля от АТС г. Королева до главного корпуса университета для привязки МГУЛеса к Московской волоконно-оптической сети.

Учеными университета проводилась научно-исследовательская работа в соответствии с утвержденными научными направлениями, которая отличалась укрупнением тематики и ростом общего объема финансирования до 18,5 млн. рублей. Объем финансирования по госбюджету составил 6,6 млн. рублей, по хоздоговорам и договорам на передачу научно-технической продукции - 11,9 млн. рублей. Выполнялось 85 научно-исследовательских работ - 50 госбюджетных, 28 хоздоговорных тем и 7 договоров на передачу научно-технической продукции. По итогам НИР сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищены 3 докторские и 22 кандидатские диссертации. Получены 8 патентов РФ на изобретения и 8 положительных решений о выдаче патентов, подана 31 заявка на изобретения.

Учеными  университета опубликованы 10 монографий, 9 учебников для вузов, 27 сборников научных трудов, в том числе один сборник молодых ученых, 2 научных сборника тезисов докладов. В различных ведущих зарубежных и отечественных изданиях опубликовано более 370 научных статей и докладов. Продолжал выпускаться журнал "Лесной вестник" и электронный журнал "Научные труды Московского государственного университета леса", получившие признание у научной общественности России.

За истекший год, наряду с университетской, были проведены научно-технические конференции, симпозиумы, семинары, чтения: "Математические и физические методы в экологии и мониторинг окружающей среды", "Национальная лесная политика России", Морозовские чтения.

Наш университет совместно с администрацией Орловской области принял активное участие в подготовке и проведении научно-практической конференции "Стратегия развития лесного хозяйства Орловской области в ХХI веке".

Молодые ученые и студенты университета участвовали в работе II Пущинской международной школы-семинара по экологии "Экология 2002: эстафета поколений", которая состоялась 23 - 26 апреля 2002 г.

Значительно активизировалась совместная научно-исследовательская работа с зарубежными университетами и фирмами. Ученые университета выиграли грант американского Фонда Джона Д. и Кэтрин Макартуров с общим объемом финансирования 100 тыс. долларов.

Сотрудники МГУЛ выиграли ряд грантов и стипендий различных международных и отечественных фондов - профессора Ю.С. Галкин, Н.М. Иванов, В.Г. Домрачев.

Профессора В.Н. Харченко, В.Г. Домрачев, В.А. Рожков удостоены стипендий Президиума РАН как выдающиеся ученые на период до 2003 года.

Доцент Ю.В. Барахнин получил диплом "За большой вклад в развитие научно-образовательной сети FREEnet".

Осуществлялась подготовка научных кадров высшей квалификации. В отчетный период 16 выпускников аспирантуры направлены на работу в университет. План приема аспирантов и докторантов, установленный университету Минобразования РФ, выполнен. Зачислены в аспирантуру все желающие выпускники, имеющие диплом с отличием. В настоящее время в аспирантуре университета обучаются 7 докторантов, 335 аспирантов, 27 соискателей на ученую степень кандидата наук и 11 соискателей на ученую степень доктора наук.

Продолжали развиваться международные связи. Организован факультет по работе с иностранными гражданами. Общая численность иностранных граждан в вузе возросла в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом, что позволило привлечь дополнительные средства.

Ученые университета активно сотрудничали с 20 вузами и научными учреждениями зарубежных стран. Только в последний год заключены договора с Университетом прикладных наук из г. Деггендорф (Германия), Лесным факультетом Белградского университета, Северо-восточным университетом лесного хозяйства (Китай), Аграрным национальным университетом Украины, Университетом в г. Вагенингене (Нидерланды), Панявежским институтом Каунасского технологического университета (Литва), аудиторской сертификационной фирмой "Терра Систем" Международного Лесного Попечительского Совета. Университет, его ученые являются членами более чем 20 международных организаций, среди которых ИЮФРО, Общество американских лесоводов, Шведская академия  сельского и лесного хозяйства, Финская академия наук и письменности. В отчетном году наш вуз стал коллективным членом Международной академии древесиноведения, Европейского института леса.

В течение отчетного периода университет принимал активное участие в работе Учебно-методического объединения в области лесного дела. В мае-июне 2002 года УМО, по предложению Минобразования РФ, провело работу для Правительства Российской Федерации по формированию прогноза потребности специалистов  лесного профиля на период до 2010 года. Эти данные формировались с учетом мнения администраций 15 областей, 40 вузов, готовящих лесных специалистов, Министерства природных ресурсов РФ, Минэкономразвития РФ, Научно-технической ассоциации лесного комплекса, Союза мебельщиков России, а также ряда заинтересованных организаций.

В будущем учебном году предстоит работа по внесению изменений и дополнений в Государственный образовательный стандарт второго поколения.

Активно работал Попечительский совет МГУЛеса, в состав которого входят более 65 организаций.

Успешно проведен прием на 1-й курс. Зачислено на бюджетную форму подготовки 870 человек при среднем конкурсе около 2,5 человек на одно место.

 

Для дальнейшего развития и улучшения деятельности университета общее собрание коллектива РЕКОМЕНДУЕТ:

I. С целью совершенствования учебного процесса, учебно-методической работы и лабораторной базы университета:

 Ректорату университета:

1. Предусмотреть приоритетное выделение средств на:

- оснащение лабораторным оборудованием и приборами кафедр университета;

- приобретение современных ЭВМ и оргтехники для компьютерных классов и кафедр университета;

- проведение аттестации;

- увеличение заработной платы сотрудникам университета;

- приобретение библиотекой учебной литературы;

- выпуск учебников и учебно-методических пособий издательством МГУЛ;

- выплаты авторского гонорара;

- дальнейшее развитие спортивной и оздоровительной работы со студентами

(отв.: проректора А.К. Редькин, С.Н. Рыкунин, В.Г. Санаев, А.П. Чувашев).

2. Создать в структуре университета факультет дополнительных образовательных услуг и институт повышения квалификации (отв. проректор С.Н. Рыкунин). 

Учебно-методической комиссии университета:

1. Разработать единые требования по составлению учебных планов.

2. В срок до 15 октября 2002 года разработать и представить на рассмотрение Совета университета проект положения о кафедре и факультете МГУЛ.

 Учебно-методическому управлению:

В текущем учебном году совместно с деканатами и кафедрами организовать и провести подготовку к комплексной аттестации университета (по особому плану).

 Издательству МГУЛ:

Совместно с учебно-методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами в рамках подготовки к предстоящей аттестации университета составить план дополнительного издания недостающей учебно-методической литературы и организовать ее своевременный выпуск (сентябрь 2002 г.).

 Управлению информатизации:

1. Активнее внедрять информационные технологии (компьютерное сопровождение лекций, электронные учебники, мультимедийные обучающе-контролирующие системы, виртуальные лабораторные практикумы) в учебный процесс.

2. Освоить выделенные под компьютерные классы помещения (в блоке Б УЛК-2), довести общее количество общеуниверситетских компьютерных классов до 11, доукомплектовать их периферийной техникой (принтеры, плоттеры, сканеры).

3. Создать университетский учебный сервер для размещения на нем всей учебно-методической информации по кафедрам и факультетам.

4. Подключить сервер МГУЛеса к АТС г. Королева с помощью оптоволоконного кабеля, а также модернизировать основные линии связи локальной сети университета.

5. Внедрить автоматизированную систему "Спрут" во всех деканатах, УМУ, студенческом отделе кадров, приемной комиссии.

 Деканам факультетов:

1. Обеспечить строгое соблюдение студентами учебной  дисциплины и общественного порядка в университете, своевременно готовить представления о наказании (вплоть до отчисления из университета) студентов за нарушение общественного порядка, пропуски занятий по неуважительной причине и академическую неуспеваемость.

2. Строго контролировать ритмичность (график выполнения учебных заданий) работы студентов в течение семестра.

3. Совместно с коллективами кафедр и факультетов принимать активное участие в подборе абитуриентов на специальности и направления факультета (возобновить контакты со школами, колледжами и техникумами, выделять сотрудников для проведения агитационной работы среди поступающей молодежи).

4. Совместно с управлением информатизации   в  течение осеннего семестра внедрить информационную систему "Спрут". 

Заведующим кафедрами:

1. Обеспечить своевременное составление:

- рабочих программ дисциплин по учебным планам подготовки специалистов, бакалавров и магистров;

- рабочих программ для подготовки кандидатских экзаменов в аспирантуре по специальностям кафедр.

2. Обеспечить написание и подготовку к изданию учебников и учебно-методических пособий в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов второго поколения (по плану издания на 2002/2003 учебный год).

3. Совместно с УМУ университета разработать перспективный план оснащения лабораторной базы кафедр.

4. Создать условия для самостоятельной работы студентов (в том числе и в специализированных аудиториях кафедр).

5. Привлекать для работы со студентами факультетов вечернего и заочного обучения (в том числе на представительствах) наиболее грамотных и квалифицированных преподавателей кафедр.

 Заведующим выпускающими кафедрами:

1. Провести анализ дипломных проектов (дипломных работ) и осуществить мероприятия по повышению качества и уровня содержания выпускных квалификационных работ.

2. Своевременно планировать руководство выпускными квалификационными работами, не допускать перегрузки штатных преподавателей кафедр большим количеством дипломников, в случае необходимости заранее привлекать к руководству дипломным проектированием специалистов профильных учреждений и организаций по совместительству.

II. С целью повышения эффективности научных исследований: 

Ректорату университета совместно с НИЧ и отделом аспирантуры:

1. Изыскать необходимые средства и организационно обеспечить успешное проведение трех международных научно-технических конференций: "Мониторинг состояния в лесных и урбоэкосистемах", "Добровольная лесная сертификация по схеме ЛПС: образование и практика", "Леса Евразии в ХХI веке: восток-запад" (в соответствии с утвержденным планом на 2002/2003 учебный год).

2. Обеспечить финансирование патентно-лицензионной, информационной деятельности, научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов, редакционно-издательской работы по подготовке и изданию авторефератов, диссертаций и сборников научных трудов, организации выставок из резервного фонда.

3. Создать аттестационный фонд с целью повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров для университета.

4. Подготовить предложения по дифференцированным выплатам стипендий аспирантам и докторантам (по результатам ежегодной аттестации), а также надбавкам к основной заработной плате научным руководителям, включая выплату единовременных надбавок за руководство аспирантами, обучающимися на платной основе (октябрь 2002 г.).

5. Изучить проблему ипотечного субсидирования молодых ученых для приобретения ими жилья, получения необходимой ссуды сроком на 10-25 лет с немедленным ее возвратом в случае ухода из университета.

 НИЧ университета совместно с отделом аспирантуры, деканами факультетов и заведующими кафедрами:

1. Разработать стратегию целевой подготовки для университета научно-педагогических кадров и эффективную систему мер по ее реализации (ноябрь 2002 г.).

2. Разработать систему мер по повышению требований при отборе кандидатур для поступления в аспирантуру, по повышению стимулирования и ответственности научных руководителей за конечные результаты работы аспирантов.

3. Разработать комплексную систему организации НИРС на весь период обучения студентов по специальностям и направлениям университета (по плану НИР на 2002/2003 учебный год).

4. Провести в феврале 2003 года научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов, в марте-апреле - научно-технические конференции студентов. По результатам работы конференций опубликовать сборники научных трудов.

5. Подготовить предложения по срокам и содержанию предаспирантской подготовки выпускников-отличников, планируемых для научно-педагогической работы в университете через магистратуру или научную стажировку. 

III. Для укрепления социальной защиты сотрудников, студентов и аспирантов университета, улучшения содержания помещений и порядка на территории университета: 

Проректору по финансово-экономическим вопросам А.П. Чувашеву:

1. Совместно с хозяйственными службами университета:

- В срок до 1 ноября 2002 года провести необходимые работы по подготовке зданий, сооружений и инженерных коммуникаций к работе в зимних условиях.

- Продолжить оснащение и доведение помещений блока Б УЛК-2 до состояния, обеспечивающего проведение учебного процесса. Оказывать практическую помощь кафедрам в освоении выделенных помещений.

- Обеспечить необходимое количество мест в раздевалках и аудиториях для размещения верхней одежды студентов.

- Отремонтировать места общего пользования в УЛК-1 и других зданиях университета.

2. Совместно с профкомом университета (А.В. Сиротов) продолжить работу:

- по сохранению и развитию базы отдыха "Джанхот";

- по созданию необходимых условий для качественной оздоровительной работы в санатории-профилактории, детском саду № 25 и детском оздоровительном лагере "Искра".

3. Совместно с факультетом ландшафтной архитектуры (Н.А. Комаров) продолжить работы по благоустройству территории университета. 

IV. С целью повышения эффективности международной деятельности университета:

1. Проректору по ФЭВ доц. А.П. Чувашеву рассмотреть возможность дополнительного выделения и подготовки к следующему учебному году 50 мест в общежитии для размещения иностранных граждан.

2. Проректору по учебной работе проф. А.К. Редькину, деканам дневных факультетов продолжить работу по реализации в МГУЛ многоуровневой системы образования (бакалавр-инженер-магистр) по всем специальностям.

3. Ректорату (проф. С.Н. Рыкунин, проф. В.С. Шалаев) изыскать возможности усиления языковой подготовленности молодых преподавателей и ученых вуза, как через ФПКП, так и по другим каналам.

4. Усилить эффективность использования средств внутривузовской информации (Интернет, газета и др.) в части обеспечения профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, докторантов, аспирантов, студентов сведениями о международных, региональных и национальных организациях, фондах и программах. 

Контроль за выполнением Решения возложить на ректора университета.


ПАМЯТИ
МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ПРАВДИНА 


       
25 июля 2002 года на 75-м году жизни  скончался  кандидат филологических наук  профессор кафедры  перевода Михаил Николаевич Правдин.

        Ушел из жизни  прекрасный человек, талантливый ученый,  воспитатель и педагог.

        Со дня создания кафедры  Михаил  Николаевич преподавал студентам гуманитарного факультета основы языкознания,  открывал будущим переводчикам сложную и увлекательную науку о языке. На его счету множество научных трудов, которые занимают почетное место в  современной лингвистике. Известный языковед, глубокий исследователь Михаил Николаевич Правдин умел доходчиво и логично  донести до студентов самые сложные вопросы философии языка. Под его руководством написано большое количество курсовых и дипломных работ по языкознанию.

      Но было бы недостаточно отметить только  научные заслуги Михаила Николаевича. Он пользовался уважением и любовью  коллег благодаря своей честности, порядочности, доброте и удивительной интеллигентности. При всей внешней мягкости Михаил Николаевич отличался принципиальностью в работе, касалось ли это учебно-методической практики или научных вопросов.

      Жизнь не стоит на месте. Надо учить студентов, выпускать дипломников. Лекции по языкознанию  будет читать другой лектор.  Но невольно мы будем сравнивать его с нашим ушедшим товарищем. Нам всем будет очень не хватать этого тонкого, мудрого,  незаурядного человека.        

 Коллектив кафедр перевода и русского языка и литературы


ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КАРАСЕВА

На 72-м году жизни скончался профессор, заведующий кафедрой технологии древесных плит и пластиков Евгений Иванович Карасев.

Вся трудовая деятель­ность Е.И. Карасева связана с нашим вузом. После окончания в 1953 году МЛТИ Евгений Иванович работал заведующим ла­бораторией кафедры станков и инструментов, ассистентом кафедры теоретиче­ской механики. С 1960 года его научно-педагогическая деятельность неразрывно связана с кафедрой технологии древесных плит и пластиков.

С 1972 по 1976 гг. Евгений Иванович являлся деканом факультета автоматизации и ком­плексной механизации производства древесных плит и пластиков. С 1976 по 1986 гг. - проректором по учебной работе.

Е.И. Карасев отличался высоко профессиональным отно­шением к любому виду педагогической деятельности: учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и общественной. Эрудиция, поставленный голос, знание общественно-политической жизни страны - все это позволяло вести занятия на самом высоком уровне. Уважение студентов к Евгению Ивановичу сохранялось даже после окончания ими университета. Развитию лекторских навыков способствовала и общественная работа в многотиражной газете «Советский лесоинженер» в ка­честве ответственного редактора.

Профессор Е.И. Карасев являлся блестящим методистом. Многочислен­ная учебная и учебно-методическая литература (более 100 наименований), написанная грамотным русским языком, отличалась доступностью и восприим­чивостью для студентов и аспирантов, а также для научно-педагогических кад­ров. Под его руководством была проведена большая работа по формированию программ непрерывной подготовки студентов всех специальностей университета.

Научная деятельность Евгения Ивановича была посвящена со­вершенствованию процесса производства и отделки древесных плит и пласти­ков. Многочисленные работы, выполненные под его руководством, внедрены на предприятиях плитного производства: АОЗТ «Электрогорскмебель», АО «ВКДП», ОАО МК «Шатурамебель» и многих других. Связь с предприятиями деревообрабатывающей промышленности была составной частью его трудовой деятельности. Много лет он являлся председателем комиссии по присвоению «Знака качест­ва», был членом многочисленных комиссий, действовавших в деревообрабаты­вающей отрасли.

Евгений Иванович отличался любовью к литературе, искусству, был прекрасным рассказчиком, благодаря чему являлся настоящей душой любого коллектива.

Светлая память о Евгении Ивановиче Карасеве будет вечно жить в наших сердцах.

 Сотрудники кафедры технологии древесных плит и пластиков