№ 14 (1663), 17 июня 2002 г.

  МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

Благодаря совместным усилиям работников образования Китая и России в конце мая 2002 года в Москве состоялась выставка “Китайские университеты в XXI веке”. Представители нашего университета, также как и представители других российских вузов, приняли участие в открытии выставки и с большим интересом осмотрели представленную экспозицию достижений КНР в области образования.

МГУЛ имеет давние связи с вузами КНР лесного профиля в городах Пекин, Харбин, Нанкин и поддерживает с ними договорные отношения в области развития образования, науки и культуры. С 1992 года, после долгого перерыва, в нашем вузе снова начали обучаться граждане КНР. В настоящее время их 25 человек. Сейчас подготовлен и подписывается договор с Китайской Академией лесных наук. Развивается направление, связанное с научным туризмом, - повышение квалификации китайских граждан.

28 мая МГУЛ посетила делегация Северо-восточного университета лесного хозяйства (г. Харбин) во главе с ректором этого вуза профессором Ли Чжаном.

Северо-восточный университет лесного хозяйства - вуз нового типа, крупнейший университет лесного профиля Китая со  значимыми научными направлениями в области лесного хозяйства, лесоводства, ряда естественнонаучных и технических профилей, гуманитарных и юридических наук, экономики и управления лесным хозяйством. В университете около 15 тысяч студентов, 2076 сотрудников, в том числе 716 преподавателей. Северо-восточный университет лесного хозяйства развивает широкое сотрудничество с 41 вузом более чем в 30 странах.

В целях развития сотрудничества между МГУЛеса и китайскими высшими учебными заведениями руководители нашего и Северо-восточного университетов подписали договор, где определены направления возможного взаимовыгодного сотрудничества. Процедура подписания была начата в МГУЛе и завершена на торжественной церемонии в посольстве КНР.

Обе стороны выразили готовность к плодотворному взаимодействию, направленному на развитие подлинно дружеских отношений между нашими странами.


ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

(Продолжение. Начало в №№ 12,13)

снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, не имеющее отечественных аналогов (в рамках общей стратегии снижения таможенных платежей на ввозимое технологическое оборудование);

увеличение бюджетных ассигнований на научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения в связи с зачислением в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду научными организациями имущества, находящегося в федеральной собственности;

компенсация за счет бюджетов всех уровней расходов государственных научных организаций - государственных унитарных предприятий на арендную плату за землю (в пределах земельных участков, признанных по результатам инвентаризации необходимыми для научной и научно-технической деятельности;

4) в области эффективности использования  результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для комерциализации:

завершение создания нормативно-правовой базы, необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической деятельности, обеспечение баланса интересов всех субъектов правоотношений, связанных с этим процессом;

обеспечение эффективной реализации государственными заказчиками научно-технической продукции прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;

обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению нарушений прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;

определение порядка переуступки прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета, российским и иным инвесторам, реализующим эти результаты на территории Российской Федерации за счет внебюджетных средств;

регламентация передачи за рубеж прав Российской Федераций на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета;

регулирование порядка учета, оценки, инвентаризации, амортизации и налогообложения обьектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической деятельности;

совершенствование порядка регистрации и использования секретных изобретений, совершенствование механизма стимулирования взаимного обмена технологиями в военной и гражданской сферах.

V. Основные механизмы и этапы реализации настоящих Основ

29. Важнейшими механизмами реализации настоящих Основ являются:

1) разработка и реализация основополагающих финансово-экономических и программных документов:     

федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

 федеральных целевых программ, в  первую очередь “Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники” на 2002 - 2006 годы, “Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 годы”, “Национальная технологическая база” на 2002 - 2006 годы;

Государственной программы вооружения на период 2001-2010 гг.;

государственного оборонного заказа;

2) разработка и реализация важнейших инновационных проектов государственного значения;

3) разработка, реализация и периодическая корректировка документов, определяющих уровень научного и научно-технического развития в стране, включая приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

перечень критических технологий Российской Федерации, в том числе перечень базовых и критических военных технологий;

перечень критических технологий субъектов Российской Федерации.

30. Основы реализуются поэтапно.

На первом этапе (2002 - 2006 годы) необходимо:

1) уточнить нормативно-правовую базу научной, научно-технической и инновационной деятельности, обратив особое внимание на развитие системы мер экономического и иного стимулирования этой деятельности, а также на охрану и защиту прав Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;

2) создать механизмы разработки, реализации и корректировки программных документов в научной и научно-технической сферах;

3) обеспечить внедрение системы заказа государства на научно-техническую продукцию, разработать порядок его формирования, исполнения, финансирования, контроля и приемки завершенных работ, а также использования полученных результатов;

4) ориентировать инновации на структурную перестройку и модернизацию имеющихся производств, в первую очередь в интересах освоения ресурсосберегающих технологий и улучшения потребительских свойств продукции;

5) реализовать механизмы консолидированного и многоканального финансирования целевых программ научных исследований и экспериментальных разработок, важнейших инновационных проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников;

6) определить порядок формирования и функционирования системы стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации в научно-технической сфере с учетом мировых стандартов;

7) разработать проекты концепций научно-техинологической безопасности Российской Федерации и основных положений инновационной политики Российской Федерации на 2002 - 2006 годы;

8) разработать механизмы повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач, структурной перестройке и техническом перевооружении производства в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг;

9) определить порядок проведения научных исследований и экспериментальных разработок, использование результатов которых может создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, ухудшить экологическую ситуацию в стране;                 

10) переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения, разработать и утвердить Федеральную целевую программу “Научные кадры”;

11) сформировать целостную систему органов государственного управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью;      

12) создать систему сравнительного анализа уровня развития отечественных и зарубежных перспективных научных исследований и экспериментальных разработок; сформировать систему научно-технической и военно-технической информации;

13) оптимизировать состав научно-технического комппекса; в том числе создать интегрированные научные, научно-технические и научно-образовательные структуры;

14) сформировать сеть центров коллективного пользования уникальным научным оборудованием.

На втором этапе (до 2010 года) необходимо:

1) завершить формирование национальной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса; способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики;

2) обеспечить устойчивые позиции Российской Федерации в сфере науки и высоких технологий;  

3) отработать взаимовыгодные механизмы международной интеграции и разделения труда, в том числе государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

После 2010 года необходимо обеспечить дальнейшее развитие научно-технического комплекса как неотъемлемой части социально-экономического, оборонного и культурного потенциала страны, реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной продукции.

Материал предоставлен НИЧ МГУЛеса


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

16 июня - юбилей редактора издательства университета
Ларисы Геннадьевны
Кулагиной 

Лариса Геннадьевна пользуется заслуженным авторитетом и любовью в коллективе благодаря своим профессиональным и человеческим качествам. Будучи энергичным, жизнерадостным, но, в то же время, удивительно тонким человеком, она всегда щедро делится с окружающими душевным теплом и вниманием.

В этот замечательный день мы от всего сердца поздравляем дорогую Ларису Геннадьевну, желаем ей всего самого доброго и светлого, крепкого здоровья, личного счастья и исполнения всех желаний.

БЕЗОПАСНОСТЬ - ЭТО ВСЕГДА АКТУАЛЬНО

Недавно наш университет заключил договор о сотрудничестве в образовательной сфере с “Академией безопасности и права”. В рамках этого договора Международная школа управления и бизнеса будет вести подготовку специалистов по специальности 061100 “Менеджмент организации” со специализацией “Управление безопасностью”. Первый прием на новую специальность состоится уже этим летом.

Об особенностях новой специальности мы попросили рассказать ректора академии Э.И. МитрЯева и 1-го проректора П.П. Шаповалова, который также читает лекции по “Информационной безопасности” для студентов ФЭСТа.

- Не могли бы Вы объяснить нашим читателям, чем вызвана необходимость подготовки специалистов в указанной области? Актуально ли это на данный момент?

- Вряд ли сегодня найдется человек, который бы не понимал, в каком сложном и неоднозначном мире мы живем. Неслучайно наших современников все чаще стало посещать чувство незащищенности перед лицом новых опасностей и рисков, являющееся симптомом нестабильности в обществе. Рост межнациональных конфликтов, обострение социальных противоречий, вал экономических преступлений и ухудшение общей криминогенной обстановки, стремительное нарастание темпа изменений практически во всех сферах человеческой деятельности, а также возникновение глобальных угроз, таких как опасность экологических и техногенных катастроф, угроза международного терроризма образуют многомерный фронт новых вызовов, с которыми приходится сталкиваться современному миру.

В то же время в современном российском обществе все эти “новые вызовы” особенно обострены в связи с политическими и социально-экономическими трудностями перехода к рыночным отношениям. Поэтому сегодня крайне остро стоит вопрос о подготовке специалистов, способных как провести серьезную аналитическую работу по оценке складывающейся ситуации на рынке товаров и услуг и  выработать адекватную стратегию реагирования, так и спланировать мероприятия по предотвращению возможных угроз. Такими специалистами и призваны стать менеджеры по безопасности, которые должны обеспечить устойчивость и процветание предприятиям и фирмам в условиях агрессивного современного российского рынка.

- Но ведь еще несколько лет назад такой специальности не было...

- Это связано с тем, что в дореформенные времена обеспечение безопасности понималось исключительно как защита политического режима с помощью силовых структур. Речь велась только о государственной безопасности. В 1993 году было определено понятие безопасности как состояния защищенности личности, общества, государства. И именно защита личности и общества является на сегодня основой безопасности государства. Стабильное социально-экономическое развитие, обеспечение устойчивой работы государственных и коммерческих предприятий, предотвращение экономических преступлений и нарушений в области информационной и технической безопасности стали составлять важную часть в решении задач обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому на современном отечественном рынке труда специалисты в сфере безопасности пользуются особым спросом как со стороны государственных органов управления и власти, так и со стороны частных коммерческих структур.

В этих условиях академия заключила договор с Вашим университетом о подготовке на контрактной основе специалистов по специальности 061100 “Менеджмент организации” со специализацией “Управление безопасностью”. На начальном этапе сотрудничества принято решение организовать чтение спецкурсов в рамках общего образовательного процесса для студентов Международной школы управления и бизнеса. В дальнейшем предполагается расширить круг профильных дисциплин и ввести дополнительные специализации.

- Вы знаете, что сейчас существует очень много организаций, в том числе в сфере высшего образования, с громкими названиями и неясными перспективами. Хочется верить, что Академия безопасности не из их числа, но где гарантии?

- Это действительно так! Среди учредителей академии - организации Правительства Московской области, общественные организации и фонды поддержки ветеранов силовых структур и войск специального назначения, ведущие предприятия-разработчики инженерно-технических средств защиты и безопасности. Ее преподаватели - специалисты высшей квалификации, действующие и бывшие сотрудники силовых структур и ведомств. Академия сотрудничает с правительством области, помогая ему решать задачи по созданию комплексной системы региональной безопасности в части подготовки профессиональных кадров для этой сферы деятельности. Работу академии курирует Главное управление региональной безопасности Правительства Московской области и Департамент экономической безопасности ФСБ. Учебные планы и программы обучения отвечают требованиям государственного образовательного стандарта и согласованы с программами ведомственных учебных заведений. Дисциплины специализации читаются по авторским курсам, составленным с учетом современных разработок в сфере обеспечения безопасности гражданских объектов. Благодаря высокому профессиональному уровню преподавательского состава и применению самых современных методик обучения выпускники академии востребованы и трудоустраиваются как в государственных структурах управления и власти, так и в престижных организациях и фирмах различной направленности и форм собственности.

-  А могут ли студенты университета, обучающиеся на других факультетах, прослушать Ваши курсы?

- Да, такая возможность имеется. Студенты старших курсов других факультетов параллельно с основным обучением могут обучаться на курсах профессиональной переподготовки по направлениям безопасности и, таким образом, по завершении обучения в университете получить сразу два диплома. Последнее обстоятельство может существенно помочь будущим выпускникам в трудоустройстве, поскольку очень часто при приеме на работу желательно наличие двух специальностей - по широкому и узкому профилю.

-  А каковы перспективы трудоустройства?

- Благодаря связям с курирующими работу академии силовыми структурами, предприятиями безопасности и охранного бизнеса студенты проходят практику на профильных предприятиях Московской области: ЗАО “Щит”, охранный холдинг “Шериф”, научно-производственное предприятие “Альт” и других. Выпускники в дальнейшем в этих организациях и трудоустраиваются. Более того, еще во время прохождения практики студентам предоставляется возможность начать трудовую деятельность на данном предприятии с тем, чтобы на момент получения диплома уже иметь стаж работы. А, как известно, наличие опыта работы по выбранной специальности дает значительное преимущество на рынке труда.

- Готовите ли Вы специалистов по другим специальностям?

- Конечно. Желающие обучаться непосредственно в академии могут получить подготовку по специальности “Государственное муниципальное управление” со специализацией “Управление безопасностью экономики и территорий” и по специальности “Биология” со специализацией “Кинология”. В рамках обучения по последней специальности готовят специалистов-кинологов для работы в охранной, таможенной и пограничной службах (МЧС, ФПС, МВД, ФСБ, Минюст и т.д.). Кроме того, по кинологическому профилю академия является единственным высшим учебным заведением в России, готовящим специалистов  в сфере служебного собаководства.

Хотелось бы также отметить, что в программу курса, который предлагается для чтения в МГУЛе, входят такие новейшие дисциплины как “Безопасность по управлению чрезвычайными ситуациями”, “Безопасность в системе страхования рисков” и “Информационная безопасность”.

В настоящее время уже проводится набор студентов, желающих получить соответствующую квалификацию. Обучение будет проводиться на контрактной основе. При этом впервые студентам предоставляется уникальное право застраховаться на время обучения - на случай  различных непредвиденных ситуаций. Для студентов и слушателей это будет служить своего рода гарантией выполнения условий контракта на обучение.

- Спасибо за обстоятельный разговор, желаем Вам успеха в новом начинании.

С.А. ГЛАДЫШЕВ.

Более подробную информацию по данной теме вы можете получить в комнате 213, МШУБ и по телефонам:

586-91-56 (МШУБ), 973-10-44.


За окошком ярко светят лучики летнего солнца, но жаркая пора начинается не только из-за этого - в самом разгаре традиционное развлечение всех российских студентов - сессия. Однако семеро учащихся нашего университета смогли отметить начало лета более приятно - с 14 по 21 мая в городе Судак, что в Крыму, традиционно (уже в десятый раз) проходила международная студенческая школа-семинар “Новые информационные технологии”.

В этом году “крымский десант” нашего университета представляли: Егор Абраменко (ВТ-53), Евгений Борисов (ВТ-51), Николай Евграфов (ПМ-32), Максим Морозов (ПМ-52), Андрей Самошкин (УТ-51), Сергей Смирнов (ПМ-51) и Сергей Тихомиров (УТ-41).

Наш университет участвует в конференции уже в третий раз, и, по доброй традиции, наши ребята возвращаются из Судака не с пустыми руками. Напомним, что в 2000-м году, когда наш университет впервые участвовал в работе конференции, Евгений Воякин - кстати, единственный в том году лестеховский представитель, вернулся с грантом на разработку своей программы-напоминателя. В следующем, 2001 году, уже в составе делегации из семи человек, Евгений привез грамоту за один из лучших докладов на своей секции, а другой наш студент, Виктор Костров - грант за программу для оптимизации маршрута коммивояжера. И в этом году “урожай наград” нашего университета был традиционно более чем достойным - доклады Сергея Смирнова и Николая Евграфова были признаны лучшими в рамках секции “Управление и принятие решений в сложных системах”, и ребята получили грамоты за первое и второе места. Кроме того, ваш покорный слуга отмечен как “принимавший наиболее активное участие во всех возможных мероприятиях” и торжественно награжден электрическим кипятильником.

Научная работа в рамках конференции велась в двух направлениях - на пленарных заседаниях и семинарах. Пленарные доклады делали ведущие специалисты в области информационных технологий - те, кто имеет непосредственное отношение к российским научным разработкам. Причем впечатляла демократическая атмосфера, царившая на конференции - слушатели чувствовали себя не столько учащимися, сколько коллегами специалистов-докладчиков: любой мог задать вопрос и вступить в полемику по интересующему его вопросу.

На семинарах же участники менялись ролями - теперь уже студенты выступали перед аудиторией, рассказывая о своих научных работах и перспективных проектах, а специалисты их внимательно слушали, порой отмечая новые оригинальные мысли и решения, предлагаемые молодыми коллегами.

Однако несмотря на то, что дневная программа была посвящена научной работе, вечернее время полностью отдавалось развлечениям и отдыху. Ведь студенты (пусть даже и молодые специалисты) всегда будут студентами - а значит, основные крымские составляющие: море, солнце и горы были прочувствованы ими в полной мере. Кроме того, не скучать вечерами ребятам помогала команда поддержки из МИЭМ - проводились дискотеки, вечера караоке и песен под гитару, КВН, “Веселые старты” и другие забавные мероприятия. Кроме того, один день в рамках конференции был все-таки предназначен для отдыха - в этот день желающие могли съездить на экскурсии по живописным крымским окрестностям или просто полежать на пляже.

И все же школа-семинар в Судаке - это не отдых, а прежде всего работа. Ведь такая курортная, неформальная атмосфера более чем способствует рождению новых интересных мыслей. И кто знает, может через несколько лет из приятной беседы, проходившей в один из вечеров за бокалом в прибрежном кафе, возникнет новая теория относительности?

Е.В. БОРИСОВ, гр. ВТ-51