№ 1(1650), 17 января 2002 г.

 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

25  января 2002 года в 12.00 часов в 432-й аудитории состоится конференция педагогических и научных работников, а также работников других категорий Московского государственного университета леса, посвященная обсуждению и принятию новой редакции Устава МГУЛеса, являющегося основополагающим документом в деятельности нашего вуза.

В соответствии с решением Совета университета от 28.12.2001 года, общее количество участников конференции составит 200 человек. Установлены следующие квоты представительства основных структурных подразделений: лесной факультет - 28 человек, факультет механической и химической технологии древесины - 31, факультет электроники и системотехники - 22, факультет экономики и внешних связей - 12, гуманитарный факультет - 17, факультет ландшафтной архитектуры - 11, международная школа управления и бизнеса - 3, научно-исследовательская часть - 11, вычислительный центр - 5, Совет ветеранов - 12, администрация - 15, хозяйственная часть - 15, Щелковский учебно-опытный лесхоз - 8, студенты и аспиранты - 10 человек.

Профсоюзный комитет призывает всех сотрудников, студентов и аспирантов университета принять активное участие в обсуждении новой редакции Устава МГУЛеса.


ЖАЖДА - НИЧТО, ИМИДЖ - ВСЕ!

Общеизвестно, что внешность оказывает существенное влияние на самооценку, уверенность в себе, отношения с окружающими и перспективы самореализации. Когда человек хорошо выглядит и уверен в этом, он начинает относиться к себе с большим доверием и оценивать себя гораздо выше. Однако красивая внешность - это только половина пути к успеху, за ней должно следовать и богатое интеллектуальное внутреннее содержание личности.

21 декабря в зале заседаний Совета университета состоялась презентация Имидж-Центра МГУЛеса.

Студенты нашего вуза приняли в ней самое активное участие, высказывали пожелания, задавали вопросы представителям администрации. Во встрече приняли участие: проректор по международным связям В.С. Шалаев, директор Имидж-Центра доцент кафедры мировой и отечественной культуры Н.А. Винокурова, заведующий кафедрой МиОК профессор А.М. Волобаев, декан факультета по работе с иностранными студентами Т.Д. Знаменская, председатель студенческого профкома И.В. Майструк, представитель Британского совета Г.А. Купцова, помощник заведующего кафедрой МиОК по внеаудиторной работе С.А. Синявская, а также представители молодежной международной организации “World 4 you”.

 На презентации было рассказано о будущих учебных программах Имидж-Центра. В учебный блок планируемых дисциплин органично вошли такие разделы, как бизнес и общество, психология делового общения, технологии презентации, управление рабочим временем, управление человеческими ресурсами, правовые основы бизнеса, профессиональный имидж и этикет в деятельности офис-менеджера, кросс-культурные коммуникации в международном бизнесе, бизнес-перевод (английский).

Запись на эти программы производится с 18 января по 22 февраля каждую пятницу по телефону: 588-55-08.

Помимо учебных программ, Имидж-Центр планирует объединить усилия студентов нашего вуза по реализации международных волонтерских программ. Студенческое лето должно запомниться надолго, и его надо провести достойно! Идея собираться вместе и заниматься творчеством - вечная, потому, что она верная! В волонтерских лагерях студенты получают возможность неформального общения со своими сверстниками из разных стран мира, пребывая при этом в мире и жизнерадостном дружелюбии по отношению друг к другу.

Лагеря бывают “обычные” скаутские, семейные, студенческие, религиозные, фермерские. Есть шанс попасть в лагерь для мечтающих похудеть, где самая большая порция манной каши наверняка достанется вам. Но волонтерские лагеря - это одновременно все вместе. Более подробно мы расскажем об этом в Имидж-Центре. А пока вот такая информация.

Первый волонтерский лагерь был организован еще в 1920 году. В те годы французская и немецкая молодежь восстанавливала разрушенные после Первой мировой войны фермы. Идеи волонтерства разнеслись по всей планете. В 60-х годах возникают десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. Россия включилась в это движение в начале 90-х.

Предполагается, что в дальнейшем Имидж-Центр сможет не только организовывать со студентами волонтерские проекты, но и участвовать в других международных программах. Можно не только бесплатно чинить, строить и реставрировать (предположим, православные монастыри во Франции), но и зарабатывать солидные суммы денег по программам “Work and travel” и “Camp of America”. Какую работу вам могут предложить? Например, курьером в американском офисе или барменом в кафе. Однако для этого необходимо приличное знание английского языка. Если такового нет, изучай English for communications и стриги газоны или мой пол…

Кстати, знание этикета и кросс-культурных коммуникаций не помешает, чтобы продвинуться за рубежом.

В Имидж-Центре предполагается и организация интереснейших экскурсий по заповедным, памятным, историческим местам, посещение музеев, выставок, культурных центров… Расширь свой кругозор, чтобы в волонтерском лагере тебе не было бы “мучительно больно за бесцельно прожитые годы”, поскольку интеллектуальный разговор ты поддержать не сможешь…

Так что милости просим на занятия в Имидж-Центр. Ждем и твоих инициатив.

Не упусти свой шанс! Запомни телефон: 588-55-08. Мы ждем тебя каждую пятницу, но до 16 00.

Директор Имидж-Центра Н.А. ВИНОКУРОВА


СЛОМ
(Окончание)
Начало в №№ 20, 23, 24-25.)

Несмотря на сокращение количества научных работников в стране более чем в 2 раза (все равно было много “балласта”), старение кадров и приборной базы, уменьшение притока молодежи в науку и в высшую школу, унизительные зарплаты (не хлебом единым жив человек), в настоящее время, на мой взгляд, сохраняется целый ряд факторов, необходимых для будущего развития отечественной науки. Это, прежде всего, невиданная преданность российских ученых своему делу, повышенный интерес молодежи к получению высшего образования, высокая квалификация многих учителей и работников высшей школы, способность наших ученых к генерированию новых идей (именно это будет решающим фактором при возрождении науки и образования), способность к критике и самокритике.

Но возрождение будет долгим. Вновь необходимо все вытерпеть, ибо худшие времена еще не пройдены. За перестроечный период мы потеряли 2,5 миллиона несовершеннолетних детей, которые не были вовлечены в образовательный процесс (не учились). Не удалось остановить потери нравственные, в чем повинны наши СМИ и педагоги. Будучи в первой десятке стран мира по образовательному цензу во времена СССР, ныне Россия занимает по этому важнейшему показателю 62 место. Если в СССР практически не было безработицы, то после вступления в ВТО, по благоприятным прогнозам, в России ожидается 15 миллионов таковых. Смогут ли они учиться, дать образование своим детям? Как все это скажется на общем климате? Думаю, за предсказание никто не возьмется.

В то же время, появилась часть молодежи, которая завоевывает награды на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии. Много наград получено на всякого рода выставках изобретателей. Это отрадно, но недостаточно для образования “критической массы”. Ведь за последние 15 лет мы не получили ни одной Нобелевской премии за научные исследования, проведенные в России. Нобелевский лауреат в области физики Жорес Алферов заявил, что его премия присуждена за работы, выполненные в СССР. То же можно оказать и о П. Капице. По признанию же Ж. Алферова в его институте науку “делают” 15 человек из тысячи сотрудников. Сохранить бы хоть такое положение.

Сделать это можно только при бесплатном образовании (при этом надо изучать примеры Германии, Канады, Франции, а не США), при постоянной поддержке образования и науки государством. Никакой коммерсант не будет вкладывать миллиарды рублей в поиск элементарных частиц, от которых ему “ни жарко и ни холодно”. А без фундаментальной науки нет будущего. Это хорошо поняла Япония, которая тратила огромные деньги, покупая зарубежные лицензии, дорабатывая чужие достижения. Несмотря на успехи в робототехнике, у японцев хватило ума создать свои научные центры типа Новосибирского академгородка. Только в большем количестве и при заметно большем финансировании. Успехи налицо: ученые Японии два года подряд удостаиваются премий имени Нобеля. То ли еще будет.

Наряду с подготовкой молодой смены надо готовить и педагогов среднего возраста, повышая их квалификацию. Необходимо возродить воспитательную работу со школьниками, студентами. Запретить рекламу пива, водки. Не надо провоцировать на худое, чему есть и исторические примеры. Так, к Сократу во время занятий с учениками подошла “дама полусвета” и сказала: “Вот ты, мудрый, передаешь знания ученикам который год, а я их за день совращу”. “Верю”, - ответил Сократ. - “Ты тянешь их вниз, а я тащу наверх, что гораздо сложнее”.

Надо осознать, что всякие разговоры об элитарном образовании просто нелепы. Знакомы мы с этой “элитой”, получившей прекрасное бесплатное и общедоступное образование в СССР, а ныне охаивающей все и вся, что касается того времени.

Я не оптимист и не пессимист. Я реалист. И вижу, что наломано много дров. Браться за спасение науки и образования необходимо было вчера. Думать и действовать надо всем вместе, пока сохранены отдельные “кусты”, очаги научных школ. Из этих осколков, конечно, не соберешь прежнего “изделия”, но, думаю, полностью прежнего и не нужно.

Нам, педагогам и научным сотрудникам, необходимо, несмотря ни на что, делать хорошо то дело, которое мы умеем. Иначе будет хуже всем. Нельзя терять форму, ее очень трудно восстановить. Поэтому просто необходимо без промедления повысить заработную плату ученым и педагогам в разы (хотя бы в 5 раз, для начала), стипендии студентам довести минимум до 1-1,5 тысяч рублей. И не волнуйтесь: деньги есть! У нас тысяча семей владеет капиталом, превышающим бюджет страны, то есть доходы всех нас, вместе взятых.

Бедным учащимся и студентам необходимо давать кредиты на образование, например, под 4 %, как это делается в других странах. И при этом они должны быть уверены, что смогут вернуть кредитные средства через 3-4 года работы, так как большие сроки - это кабала, которая ведет к неприятию и разочарованию. То есть молодые специалисты должны уметь работать и получать достойную зарплату.

Чудес не бывает. Ожидания ученых и работников образования об улучшении их положения не сбылись.  Мотивация к труду низкая. Ведь при всех самых благоприятных обстоятельствах нам не догнать бюджет РСФСР, который составлял перед распадом Советского Союза 750 миллиардов долларов! Нам на это потребуются годы и годы...

Особенно опасны ведущие к самоуспокоению разговоры, что несмотря ни на что, наше образование и по сию пору самое лучшее в мире. Как оно может быть таковым при мизерной зарплате, бедной библиотеке, устаревшем оборудовании, ущемлении практик студентов? Реалии же следующие. По сведениям бывших сотрудников, проживающих ныне в странах Запада, только 3-5 % наших ученых устраиваются на должности профессоров и научных сотрудников (о них пресса и пишет). Остальные же работают таксистами, продавцами, бизнесменами и т.п. Конкурировать приходится со всем миром.

Вторым примером может служить то, что дети наших высокопоставленных работников и богачей едут учиться за границу, где уровень образования, по их же словам, “ниже и дороже”. Почему? Ведь известно, что чем богаче, тем жаднее... Почему при нашем лучшем медицинском образовании все, кто имеет деньги, стараются лечиться и оперироваться в зарубежных клиниках? Что это - недоверие ко всему своему или реалии? Что касается лучшего математического образования, и о том, как оно ломается у нас, часто пишет видный математик В. Арнольдов. Вопросов возникает больше, чем ответов...

И последнее: если наше образование действительно лучшее в мире, то зачем его так кардинально реформировать? Чтобы сделать хуже? Ведь нам уже говорят даже зарубежные педагоги (“Независимая газета” от 15 ноября 2001 г.): осторожнее подходите к зарубежному опыту... Так, Майкл Барбер, лидер британской образовательной реформы, предупреждает, что со временем государственное образование превратится в “плохое образование для бедных”.

На сем и заканчиваю, помня слова персидского поэта Саади:

“Ты людям никогда не докучай, 
Замолкни раньше, чем вскричат: “Кончай”.

Профессор Ю.М. ЕВДОКИМОВ


МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

В настоящее время начал действовать договор между Московским государственным университетом леса и Лесным факультетом Белградского университета. Договор в достаточно общем виде определяет формы и направления учебно-методического, научно-исследовательского и культурного сотрудничества между нашими вузами.

Управление по международным связям готово поддержать практические инициативы по развитию сотрудничества и содержательному наполнению договора.

Ждем ваших предложений.


Оргкомитет Юбилейной 10-й Международной студенческой  школы-семинара "Новые информационные технологии" приглашает Вас принять участие в работе школы-семинара, которая будет проходить в период с 14 по 21 мая 2002 года в Крыму на базе ОАО ТОК "Судак".

Адрес Оргкомитета:

109028, Москва, Б.Трехсвятительский переулок, 3/12, Московский государственный институт электроники и математики (МГИЭМ).

Телефоны: 916-28-07, 916-89-29.

Факс: (095) 916-28-07.

E-mail: nit@miem.edu.ru.


Фонд имени Александра Гумбольдта с января 2002 г. ежегодно будет присуждать десять стипендий  федерального канцлера Германии для потенциальных лидеров из Российской Федерации.

Программа  предназначена для представителей всех профессий и специальностей, особенно в области гуманитарных, юридических, социальных и экономических наук.

Адрес фонда в Интернете: http://www.humboldt-foundation.de

Проректор по международным связям В.С. ШАЛАЕВ

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА УНИВЕРСИТЕТА

На состоявшемся 28 декабря 2001 года заседании Совета Московского государственного университета леса обсуждался вопрос об итогах научно-исследовательской деятельности коллектива университета в 2001 году.

 Выступивший с докладом проректор по научной работе профессор А.С. Щербаков отметил, что в истекшем году выполнялось 47 госбюджетных, 27 хоздоговорных тем и 7 договоров на передачу научно-технической продукции общим объемом финансирования свыше 20 млн. рублей. В НИР принимали участие 50 кафедр и лабораторий.

По итогам НИР в 2001 году сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищены 2 докторские и 30 кандидатских диссертаций. Получено 16 патентов на изобретения РФ и 10 положительных решений о выдаче патентов на изобретения, подано 26 заявок на изобретения.

Опубликованы 6 монографий, 9 учебников для вузов и 12 учебных пособий с грифом УМО Минобразования РФ, 20 сборников научных трудов, в том числе один сборник молодых ученых, 2 научных сборника тезисов докладов. В различных ведущих зарубежных и отечественных изданиях опубликовано более 300 научных статей и докладов. Продолжал выходить журнал “Лесной вестник” и электронный журнал “Научные труды Московского государственного университета леса”.

За истекший год, наряду с университетской, были проведены следующие научно-технические международные конференции: “Математические и физические методы в экологии и мониторинг окружающей среды”, “Национальная лесная политика России”, “Леса Евразии в третьем тысячелетии”, Морозовские чтения. Наш университет был широко представлен и получил научное признание на Научно-практической конференции “Стратегия развития лесного хозяйства Орловской области в XXI веке”.

Оргкомитеты конференций, их руководители профессора Н.А. Медведев, Н.А. Моисеев, О.Н. Новоселов, О.А. Харин, В.И. Обыденников, В.Н. Харченко, Е.Г. Мозолевская, Ю.С. Галкин, доцент П.Г. Мельник, коллективы кафедр проделали титаническую работу, позволившую провести научные форумы на высоком научно-техническом и организационном уровне.

Ученые университета принимали активное участие в международных научных конгрессах, симпозиумах, конференциях. 17 преподавателей, 6 аспирантов и 7 студентов в этом году вели исследования за рубежом. Значительно активизировалась совместная научно-исследовательская работа с зарубежными университетами и фирмами.

На 50-м юбилейном Всемирном салоне инноваций, научных разработок и новых технологий “Брюссель-Эврика 2001” экспонат нашего университета “Волоконно-оптический автогенератор”, разработанный под руководством В.Д. Буркова, был награжден дипломом с отличием и золотой медалью, а экспонат “Автогенераторные микрорезонаторные волоконно-оптические датчики физических величин” - дипломом и серебряной медалью.

Ученые университета участвовали практически во всех отраслевых выставках, проводившихся в 2001 году, и были отмечены медалями и дипломами. Так, на государственной выставке “Российский лес-2001” университет награжден бронзовой медалью, а ученые - дипломами и благодарственными грамотами.

Сотрудники МГУЛеса, в том числе профессора Ю.С. Галкин и Н.М. Иванов, выиграли ряд грантов и стипендий различных международных и отечественных фондов. Профессора В.Н. Харченко, В.Г. Домрачев, В.А. Рожков удостоены стипендий Президиума РАН как выдающиеся ученые, на период до 2003 года. Доцент Ю.В. Барахнин получил диплом “За большой вклад в развитие научно-образовательной сети FREEnet”.

Успешно осуществлялась подготовка научных кадров. 30 выпускников аспирантуры в этом году направлены на работу в университет. План приема аспирантов и докторантов, установленный университету Минобразованием РФ, выполнен. Зачислены в аспирантуру все желающие выпускники, имеющие диплом с отличием. В настоящее время в аспирантуре обучаются 7 докторантов, 335 аспирантов, 27 соискателей на ученую степень кандидата наук и 11 соискателей на ученую степень доктора наук.

В 2001 году аспирант кафедры философии Н.А. Новиков был удостоен стипендии Президента РФ, аспиранты Н.Б. Неволина (кафедра экологии и защиты леса) и Н.И. Иванова (кафедра экономики и управления) - стипендий Правительства РФ. Соответствующие удостоверения на заседании Совета стипендиатам вручил ректор университета, академик А.Н. Обливин.

По результатам исследований, 7 лучших работ студентов участвовали во Всероссийском конкурсе студенческих работ. Студенты В. Костров и Е. Воякин выступили с докладами на Международной школе-семинаре студентов в г. Судаке, ими получен грант для дальнейших исследований. За активную работу в научном студенческом обществе его председатель, студентка 3-го курса лесного факультета Е. Лещева впервые в России была удостоена стипендии фонда им. В. Чивилихина.

За счет средств НИЧ продолжала развиваться материально-техническая база университета. Структурными подразделениями МГУЛеса приобретены научное и лабораторное оборудование, расходные материалы и программные продукты стоимостью около 4 млн. рублей, оплачены все патенты и сборники научных трудов, авторефераты диссертаций, расходы по выставкам, научно-техническим конференциям и командировкам.

Продолжала создаваться локальная электронная сеть, охватывающая в настоящее время 7 корпусов университета. В нее включены 196 машин. Научные подразделения и кафедры университета имеют 71 компьютер, подключенный к сети Интернет.

Ученые университета в этом году принимали активное участие в подготовке проектов на всероссийские конкурсы по научно-техническим и отраслевым программам, грантам. Всего было подготовлено и подано на конкурсы 56 проектов.

Активизировал свою работу Попечительский совет университета, профинансировавший ряд значимых научных тем.

Вместе с тем, как отметил Анатолий Сергеевич, в организации, выполнении и реализации результатов научно-исследовательской работы университета имели место и существенные недостатки:

- по-прежнему низок процент научных разработок, соответствующих мировым стандартам, практически отсутствуют востребованность и реализация наших научных разработок за рубежом, мало заключенных договоров-контрактов на проведение совместных научных и опытно-конструкторских работ с ведущими зарубежными университетами;

- необоснованно низка активность многих ученых университета в участии в конкурсах на получение грантов, финансирование проектов государственных целевых научно-технических программ, а также государственных единых наряд-заказов;

- целый ряд кафедр снизил свою активность в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, в патентной и лицензионной работе, в участии в выставках и других видах научной деятельности;

- 40 профессоров, докторов наук нашего университета в настоящее время не осуществляют научного руководства аспирантами и докторантами;

- по-прежнему низок процент защиты кандидатских диссертаций в срок, аттестация аспирантов часто проходит формально, иногда аспиранты не выполняют индивидуальных планов, а кафедры и советы факультетов их аттестуют.

По итогам состоявшегося обсуждения, в котором приняли участие проректор по международным связям профессор В.С. Шалаев, заведующий кафедрой электроники и микропроцессорной техники профессор В.Г. Домрачев и другие члены Совета, было принято соответствующее решение.

Также на заседании обсуждалась довузовская подготовка абитуриентов, координируемая факультетом контрактной подготовки. С докладом по этой теме выступил проректор по учебной работе профессор С.Н. Рыкунин.

Советом были приняты решения о проведении 25 января 2002 года конференции трудового коллектива университета и о присвоении дополнительной квалификации “Преподаватель высшей школы” выпускникам магистратуры и аспирантуры, утверждены положения “О кафедральных фондах учебно-методической литературы” и “О практиках студентов МГУЛеса”.


"...ТЫ САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ?"

В  далекие времена навсегда ушедших от нас столетий, когда архитекторов на Руси называли зодчими, а ландшафтников - садовниками, сады при усадьбах, загородных домах и дачах процветали. В то время лишь два человека по западной моде жили в отдельных домиках на территории хозяйской усадьбы - управляющий и садовник. Именно от квалификации и стараний последнего зависел внешний вид самой усадьбы, ее лицо - сад. По ухоженности и красоте сада судили о материальном положении барина, его вкусах, образовании, кругозоре. Запущенный, неухоженный сад всегда свидетельствовал о том, что дела у хозяина идут неважно, или имение продается с молотка.

На рубеже двадцатого и двадцать первого веков среди специалистов, занимающихся организацией пространства возле загородных домов, стало модным называть себя ландшафтными архитекторами. Какое заманчивое и почетное звание! Для обывателя истинное значение этих пришедших из других языков слов до сих пор остается малопонятным, а потому загадочным. Тем более, что в официальном списке профессий ни в бывшем СССР, ни в новой России таковой не значится. Чем не понравился садовник Советской власти не ясно, но после революции появились причисленный к пролетариату “садовый рабочий” и к интеллигентской прослойке - вовсе курьезный “зеленый инженер”. Позднее это словосочетание заменили менее смешным, но более казенным - “инженер лесного хозяйства и озеленения городов”, разнообразив словарь русского языка производными от слова “озеленять”.

Так появилось бытовое название специалистов, связанных с различными направлениями декоративного садоводства разных рангов и уровней, - озеленители. Название казенное, вымышленное и безликое, так как не ясно, если понимать слово буквально, что должен делать данный специалист - сажать, проектировать, ухаживать за зелеными насаждениями или окрашивать поверхности в исключительно зеленый цвет. А ведь человек, берущий на себя ответственность и смелость преобразования пусть небольшой, но все-таки части нашей планеты, должен знать и уметь очень многое. Совершенно неважны в этом случае размеры этой зоны преобразования - шесть соток или десять гектаров - мы живем в конечном мире, и необходимо помнить, что Земля является живым и обладающим сознанием организмом, целостным и неделимым, где все происходящее имеет свой смысл и историческую необходимость.

 Так что же должен знать и уметь современный садовник? Ботанику и экологию - чтобы знать, что посадить, где и в какой компании; почвоведение и агрономию - чтобы посаженные растения росли так, как им полагается, а газон манил своей сочной изумрудной зеленью;  строительное дело и гидрологию - чтобы по дорожкам можно было ходить, а вода из декоративного водоема не утекла в подвал роскошного особняка; причуды современного климата и основы интродукции растений - чтобы не проливать слезы над безвременно усопшими деревьями и кустарниками, не пережившими нашу зиму. И еще множество моментов, например, умение работать с измерительными приборами, искусство стрижки (топиарное) и грамотной обрезки, умение распознавать вредителей и болезни и знать, как со всем этим надо бороться. И еще очень важно знать архитектурные стили, так как фонтан перед швейцарским шале, равно как и плакучие ивы на берегу заросшего пруда перед особняком в стиле неоклассицизма, будут выглядеть одинаково неуместно.

Но вернемся к ландшафтным архитекторам.

Сам термин “ландшафтная архитектура” пришел в Россию из США  более ста лет назад, а там возник в связи с организацией первых национальных парков. Архитектура и ландшафтная архитектура, как уже говорилось, неразрывно связаны друг с другом, являясь лишь различными формами организации пространственной среды. Обе они объединяют в себе компоненты трех важнейших видов человеческой деятельности - науки, технологий и искусства. В ландшафтной архитектуре главенствующую роль играет эстетическое начало, подчиняя себе все другие аспекты формирования среды. Именно это, по мнению и академика Д.С. Лихачева, и профессора С.С. Ожегова, позволяет рассматривать ландшафтную архитектуру как самостоятельный вид искусства, в область которого входит не только формирование зеленых насаждений, но и организация не занятых застройкой пространств в городе.

История человечества тесно связана с историей того, что мы сейчас и называем ландшафтной архитектурой и искусством создания садов.

Об этом писал и Геродот в V веке до нашей эры, и киевский летописец Нестор в XI веке, и в московском “Домострое”  XV века тоже место находилось. Самые древние сады имели утилитарное значение - в них выращивались фруктовые деревья и овощи, и только позже появились цветы и лекарственные травы.  Цветы в садах московского Кремля появились в XVI веке, а в XVII-м во дворцах и богатых усадьбах уже вовсю процветало искусство создания декоративных и увеселительных садов с обязательным прудом для полива, купания и катания на лодках.

При Петре I в моду вошли классические регулярные садово-парковые ансамбли, наподобие французских, с каналами, фонтанами, лучевыми аллеями и перпендикулярными дорожками, стриженными зелеными “стенами”, обилием парковой классической скульптуры. Увлечение роскошными садами стало столь массовым, что в 1710 году для закупки и испытания растений, ввозимых из других стран для парков Москвы и Петербурга, создали специальную Садовую контору.

К середине XVIII века наступила эпоха пейзажных парков, пришедших на смену регулярным, где подчеркивалась красота “естественных” природных пейзажей. В тот же период сначала в Англии и Франции, а затем и в России появились первые признаки увлечения китайской архитектурой и китайскими садами.  Привнесение традиций итальянского ренессанса, французского классицизма, голландского барокко и пейзажного рококо в русскую культуру способствовало созданию неповторимого и очаровательного нового садового стиля. Взгляд с разных точек зрения на смешение стилей в архитектуре называют либо эклектикой, либо модерном, что справедливо и в садах. Грамотное смешение стилей, безусловно, возможно, а порой и нужно, так как современная городская и загородная архитектура оказывает влияние и давление на выбор планировочного решения и насыщенность сада.

В наше время полет фантазии при строительстве загородных резиденций и садов при них уже не сдерживается ничем, кроме финансовых возможностей владельцев и таланта проектировщиков.

Красивый сад не возникает случайно - красота проектируется. Сегодня на поприще создания садов работает огромное число фирм, только в одной Москве и Подмосковье их количество исчисляется несколькими сотнями.

Иногда кажется, что декоративным садоводством на подмосковных дачах не занимается только ленивый. Мастерство участников этого процесса растет и оттачивается за высокими заборами частных владений. Зачастую создатели современных садовых шедевров, прекрасно зная друг друга и рассказывая при встречах байки про фантазии своих заказчиков о пятиметровых водопадах в чистом поле, зеленых лабиринтах и каменных садах, никогда этих произведений своих коллег не видят и сравнить их с собственным творчеством возможности не имеют. С одной стороны, весьма удобная форма существования в бизнесе: определенную нишу фирма занимает, а объективной оценки ее творчеству никто дать не может. Происходит это по двум причинам. Во-первых, не проводятся у нас в стране ландшафтные выставки - не мимолетные, а настоящие, где участники могли бы в течение полугода или года продемонстрировать свое творчество, высадив растения в грунт, показав и дизайнерские возможности, и методы ухода, и качество используемого посадочного материала. Во-вторых, многим фирмам реальная демонстрация своего умения невыгодна, так как это обострит конкуренцию и заставит некоторых уйти с этого поприща.

Конкуренция должна быть - здоровая и открытая. Реклама в специализированных журналах дает немного информации о профессиональном уровне рекламодателей, а ведь каждому потенциальному заказчику так хочется работать исключительно с профессионалами! 

К. с/х. н., руководительгруппы ландшафтной архитектуры Главного ботанического сада РАН Е.В. Голосова