№ 26 (1675), 9 декабря 2002 г.

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА 2003-2008 гг.

Предлагаемая Программа развития университета базируется на тех положительных достижениях, которые были реализованы коллективом МГУЛеса и его руководством за последние десятилетия. Именно в сохранении преемственности, лучших традиций, творческой доброжелательной атмосферы в коллективе видится перспектива дальнейшего развития нашего университета.

Помимо этого, в основу программы заложены задачи Государства, состоящие в реализации России, как современной развитой страны, опирающейся на рыночную экономику. Базисом для такого развития являются наукоемкие технологии, конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках, для чего необходимо обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, сделать образование доступным, фундаментальным и качественным.

Основополагающий принцип работы университета должен быть ориентирован на разноплановость его деятельности.

Главная задача университета - подготовка высококвалифицированных инженерных и научных кадров.

УЧебно-методиЧескаЯ работа

Повышение уровня качества образования. В первую очередь - повышение уровня фундаментальной, в широком смысле этого слова, подготовки, получение глубоких специальных знаний, овладение современными основами информационных технологий, экономических, правовых, финансовых и патентных знаний (организация педагогического контроля качества).

Сохранение в университете всех имеющихся специальностей и направлений, подготовка их к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации. Одновременно, на ближайшую перспективу, следует реализовать заявленные ранее новые направления подготовки бакалавров, магистров и специалистов по традиционной и многоуровневой системам образования. Учитывая потребности рынка труда, необходимо оперативно внедрять в учебный процесс обучение по востребованным направлениям на базе существующих специальностей.

Совершенствование структуры управления учебным процессом с учетом корректировки приема, динамики контингента студентов и направлений учебной деятельности университета. В связи с предстоящим демографическим кризисом и уменьшением количества выпускников школ, необходимо развивать дополнительные платные образовательные услуги всех уровней, в том числе:

-  довузовская подготовка школьников;

- обучение рабочим специальностям;

- обучение студентов и аспирантов отдельным дисциплинам с выдачей сертификата университета;

- увеличение числа специализаций;

- получение второго высшего образования;

- повышение квалификации ИТР с выдачей диплома;

- развитие вечернего и заочного образования.

Развитие сети представительств, постепенный перевод ряда из них на дистанционные формы обучения, что позволит нам сохранить связь с отдаленными регионами страны и повысить качество образования. Особое внимание необходимо уделять качеству обучения на представительствах.

Интенсивное внедрение сетевых и информационных технологий в университете. Развитие быстрыми темпами компьютерной техники и информационных технологий позволяет ставить и решать принципиально новые задачи. С одной стороны, это является эффективным инструментом для повышения качества всех процессов жизнедеятельности университета - учебного процесса, процессов административно-хозяйственного управления, научно-исследовательской работы. С другой стороны, наличие в университете современных сетевых и информационных систем позволит дать студентам всех специальностей необходимые знания в этих областях, научить их практическому использованию, а обеспечение свободного доступа студентов к компьютерам и сетям повысит привлекательность вуза для потенциальных абитуриентов.

Развитие системы дистанционного (открытого) образования позволит привлечь дополнительный контингент студентов из удаленных районов страны. Учебные курсы, разработанные для систем открытого образования, с успехом будут использованы во всех формах обучения.

Повышение рейтинга университета в условиях конкурсного получения госзаказа на подготовку специалистов и сохранения университета как базового вуза в области лесного дела требует:

- развивать учебно-лабораторную и научную базу университета;

- увеличить число изданий учебников, учебных и методических пособий с целью достижения требуемого уровня учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения образовательных программ;

- принять меры к увеличению числа защит кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками университета;

- шире использовать производственную и научную базу проектных организаций, НИИ и промышленных предприятий на договорной основе;

- развивать систему филиалов кафедр.

Оказание содействия в трудоустройстве выпускникам университета через Центр трудоустройства и занятости МГУЛеса и Попечительский совет. В данном направлении роль этих подразделений должна усиливаться.

Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.

Представляется необходимым определить следующие основные направления внеучебной работы со студентами:

- создание оптимальной социо-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

- организация физического воспитания и валеологического образования студентов;

- организация научно-исследовательской работы студентов;

- организация обеспечения вторичной занятости студентов;

- анализ социально-психологических проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультационной помощи на ее основе;

- организация профилактики наркомании и правонарушений в студенческой среде;

- информационное обеспечение студентов;

- содействие работе профсоюзной студенческой организации МГУЛеса, молодежному движению строительных отрядов, другим общественным организациям, органам студенческого самоуправления в общежитиях, клубам и объединениям;

- создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы.

Совершенствование системы повышения квалификации.

Перспектива развития повышения уровня квалификации для инженерно-технических работников имеется. В первую очередь, это касается специалистов, работающих в области ландшафтной архитектуры, технологии деревообработки, сертификации. Необходимо, начиная с 2003 года, подготовить по направлениям учебные программы разного уровня и расширить рекламу.

КадроваЯ и социальнаЯ политика

Укрепление сложившихся научно-педагогических, административных и хозяйственных коллективов путем обеспечения комфортных условий труда и совершенствования системы оплаты. Основная проблема с кадрами - результат того невысокого уровня заработной платы, которую наше государство установило в сфере образования. Сгладить эту проблему можно путем увеличения отчислений на заработную плату от внебюджетных средств университета, путем развития различных форм дополнительных платных услуг и активного участия каждого в научно-исследовательской работе.

Непрерывное повышение квалификации преподавателей и сотрудников университета, как через традиционную систему повышения квалификации, так и через участие в семинарах, выставках, симпозиумах, в том числе и на международном уровне. Квалификация руководящего персонала должна включать в себя знание и практическую реализацию принципов управления университетом, заключающихся в организации творческой работы коллектива на основе уважения и оценки особенностей работы каждого студента, сотрудника, проявлении активной гибкости руководства, создании культуры делегирования полномочий на разных уровнях, реализации процедуры контроля за выполнением решений с оценкой соблюдения объективности и справедливости их принятия.

Обеспечение преемственности кадров. Подготовка молодых научно-педагогических кадров через систему магистратуры, аспирантуры и докторантуры и их закрепление на кафедрах - вот главная задача в этом направлении на ближайшие годы. Необходимо разработать комплексную программу поддержки молодых сотрудников вуза, включая введение системы специальных надбавок, кредитование для приобретения жилья, социальной поддержки, создание аттестационного фонда для выделения грантов на конкурсной основе для молодых, талантливых ученых. Следует энергичнее поддерживать инициативы молодежи и поощрять ее путем материального стимулирования и по социальной линии.

Социальная защита сотрудников и студентов. Постоянное пристальное внимание к вопросам социальной поддержки должно уделяться на всех уровнях университета. Здесь активную позицию должен занять профком университета, в первую очередь, в отношении наших ветеранов, которые нуждаются в особом внимании и поддержке.

Важной задачей является сохранение и развитие социальных объектов университета: столовой, детского лагеря, оздоровительного лагеря “Джанхот”, санатория-профилактория, поликлиники.

Привлечение к педагогической работе ведущих специалистов соответствующих отраслей на условиях почасовой оплаты труда, совместительства и на полную ставку. Это позволит активизировать научную деятельность на кафедрах и усилить кадровый потенциал университета.

Развитие материально-технической базы

Капитальное строительство - основа для перспективного развития университета. За последние десятилетия нашим коллективом проделана огромная работа по капитальному развитию учебно-производственной базы университета.

В самых ближайших планах - завершение строительства спортивного комплекса, финансирование которого необходимо осу ществлять исключительно из средств государственного бюджета и привлеченных средств администраций Московской области и Мытищинского района, заинтересованных фирм и предприятий, должны быть задействованы и инвестиционные программы. В перспективе следует принимать долевое участие и в жилищном строительстве на прилегающих к университету территориях. (Такие программы развития уже обсуждаются с администрацией Мытищинского района.).

Укрепление материально-технической базы лабораторий, кафедр, учебно-опытного лесхоза, издательства и университета в целом - необходимое условие динамичного развития университета леса. В первую очередь необходимо переоснастить общеуниверситетские лаборатории, компьютерные классы, учебные лаборатории кафедр, лаборатории для работы аспирантов и докторантов. На эти цели необходимо будет предусмотреть уже в 2003 году выделение целевых средств в бюджетной смете и смете расходов внебюджетных поступлений. Помимо этого здесь не обойтись без привлечения средств по линии НИЧ, помощи предприятий и организаций отраслей, для которых мы готовим специалистов, попечительской поддержки.

Дальнейшее развитие систем и средств информатизации университета. На сегодняшний день университет уже подключен к внешним сетям по высокоскоростному волоконно-оптическому каналу. Планируется создание сетей во втором и третьем корпусах, подключение к сети компьютеров в студенческих общежитиях, подключение к сети всех компьютерных классов, создание Интернет-кафе для студентов, предоставление времени для самостоятельной работы в компьютерных классах.

Получит развитие информационная система библиотеки МГУЛеса, для которой уже приобретено специализированное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать процессы ввода информации о новых поступлениях, вести учет читателей.

В сети могут быть размещены серверы, обеспечивающие удаленный доступ студентов, особенно заочников, к учебной и методической информации, пересылку заданий, получение на них ответов. Новые возможности для общения удаленных пользователей предполагается внедрить на основе сетевых видеоконференций. Такие конференции могут иметь масштаб от внутривузовского до международного, быть двухточечными и распределенными.

Благоустройство территории университета леса следует поставить в число приоритетных задач. У ведущего лесного вуза страны вся территория должна быть дендропарком. Следует поддержать проекты озеленения, разработанные на лесном и ландшафтном факультетах и постепенно претворять их в жизнь.

Развитие культурно-социальных объектов. Санаторий-профилакторий, общежития, спортивно-оздоровительный лагерь “Джанхот”, лагерь “Дружба”, поликлиника, детский сад требуют постоянного внимания и финансовой поддержки. В самое ближайшее время необходимо изыскать средства на реконструкцию спортивно-оздоровительного лагеря “Джанхот”.

Укрепление Щелковского учебно-опытного лесхоза, как базы практик, проведения лабораторных занятий, как учебного и испытательного полигона для современной техники и технологий, как производственного комплекса, приносящего прибыль университету. В первую очередь следует обеспечить нормальные социально-бытовые условия для студентов и преподавателей на базах “Камшиловка” и “Гребнево”.

Финансово-экономическая деятельность

Расширение источников финансирования университета. Сейчас среди основных источников - бюджетные ассигнования и средства, полученные за счет платного обучения студентов, принятых сверх утвержденного государственного заказа. Ближайшие годы при сохранении уровня контрактных средств следует интенсивно развивать другие платные услуги - повышение квалификации, получение второго образования, обучение рабочим профессиям. Возрастающие доходы должна приносить коммерческая и научно-исследовательская деятельность.

Планирование доходов и расходов должно быть краткосрочным и на длительный период. Годовые сметы расходования средств должны утверждаться ежегодно на Ученом совете университета и неукоснительно выполняться. Не менее 70 % из внебюджетных средств необходимо расходовать на социальные нужды и заработную плату, остальные средства направлять на содержание университета. Помимо текущих расходов в них необходимо закладывать определенные резервы на перспективное развитие университета, то есть создавать накопительный фонд.

Научно-исследовательская деятельность

Интеграция науки и образования, безусловно, та перспектива, которая обеспечит сохранение и развитие научно-педагогических школ университета. Участие профессорско-преподавательского состава в научной работе обогащает его знания и опыт, передаваемый студентам, аспирантам. Огромное значение в формировании научно-педагогических кадров имеет участие студентов и аспирантов в научно-исследовательских работах. Здесь следует придерживаться следующих принципов:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований;

- поддержка и развитие научно-технического творчества молодежи;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

- развитие многообразия форм организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в системе образования;

- конкурсные начала формирования тематических планов университета;

- ориентация учебно-научно-инновационного комплекса университета на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

- интеграция в международное научно-образовательное сообщество.

Развитие основных научных направлений, связанных с разработкой фундаментальных и прикладных исследований в области лесного хозяйства, заготовки и переработки лесных ресурсов, деревообработки, ландшафтной архитектуры, экономики, электроники и системотехники, гуманитарных наук.

Совершенствование и развитие системы аспирантуры и докторантуры. Оказание действенной помощи, аспирантам и докторантам, предоставление им информационной и технической поддержки.

Стимулирование и усовершенствование научно-исследовательской работы студентов. С этой целью в университете необходимо создать Совет НИРС, секции Совета на факультетах и сформировать фонд НИРС. Формирование Совета НИРС следует осуществлять из представителей студентов всех факультетов, проявивших склонность к научно-исследовательской работе, преподавателей и научных сотрудников, активно участвующих в руководстве научной работой студентов, должностных лиц администрации, непосредственно отвечающих за организацию и ведение форм и видов системы НИРС в вузе.

Фонд НИРС направлять на развитие творческих, научно-производственных, трудовых и поведенческих навыков и способностей студентов, привлечение к активной творческой деятельности учащейся молодежи, проведение различных организационно-массовых и состязательных мероприятий системы НИРС-конференций, семинаров, конкурсов, выставок, олимпиад, рекламу достижений вуза, участие в международных грантах, освещение работы системы НИРС в средствах массовой информации, выплаты поощрений наиболее способным студентам.

Внешние связи и международное сотрудничество

Укрепление позиций университета, как базового вуза в системе лесного образования. Московский государственный университет леса является головным вузом в системе лесного образования, поэтому необходимо создать все условия для дальнейшего укрепления учебно-методического объединения по образованию в области лесного дела на базе университета. От этого зависит категория вуза и его рейтинговая оценка. В этой связи необходимо материально и морально поддерживать учебно-методические комиссии по специальностям и их председателей.

Активизация участия университета в научно-образовательной ассоциации лесного комплекса России, в МАНВШ, РАЕН, РАН, РАСХН, развитие Попечительского совета университета. Для усиления связи с лесными отраслями и привлечения дополнительных инвестиций проработать вопрос в вышестоящих инстанциях о создании на базе МГУЛеса Федерального центра образования и науки лесного комплекса России.

Развитие международных связей вуза предполагается, в первую очередь, по линии обучения, стажировки, выполнения диссертационных работ, повышения квалификации иностранных граждан, то есть в направлении развития объемов, форм и качества образовательных услуг. Обучающиеся в вузе иностранные граждане, их количество, разнообразие по представленным странам, работает на престиж вуза, его международный имидж.

Участие вуза, его ученых в международных проектах, в работах научно-производственного характера, то есть вовлечение нашего научного потенциала в сферу международного научного пространства. Участие вуза в международных институтах и академиях, в конгрессах, конференциях, работа в научных обществах, стажировки и поездки за рубеж молодых ученых, студентов. При этом мы должны отчетливо понимать огромные перспективы этого направления, как финансового, так и содержательного характера. Для реализации этих задач следует усилить языковую подготовленность наших ученых, особенно молодых и перспективных для вуза.

Обновление учебно-лабораторного оборудования с привлечением иностранных компаний, заинтересованных в развитии связей с Россией, путем создания учебно-исследовательских центров, сертификационных лабораторий, постоянно действующих выставок.

Для всех нас Московский государственный университет леса стал родным домом, поэтому мы должны сделать все, что можем, для его процветания и успешного развития на основе последних достижений научной мысли.

Предлагаемая программа согласуется с Государственной концепцией развития образования в России.

Кандидат на должность ректора МГУЛеса В.Г. Санаев


15 декабря 2002 г. в 12.00 в аудитории № 432 состоится конференция трудового коллектива по повторным выборам ректора Московского государственного университета леса.

Ученый совет университета на своем заседании

6 декабря 2002 г. утвердил в качестве кандидата на должность ректора доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой древесиноведения, проректора МГУЛеса по учебной работе Виктора Георгиевича Санаева.

С документами и программой кандидата можно познакомиться в Ученом совете МГУЛеса (комн. 313, тел.: 588-55-16). Программа кандидата также опубликована в сегодняшнем номере нашей газеты.

Регистрация делегатов конференции начнется в 11.45.


ПОЗДРАВЛЯЕМ!

9 ноября исполняется 75 лет профессору кафедры экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности Владиславу Ивановичу Сиротову

Дорогой Владислав Иванович!

Коллектив кафедры в день славного юбилея от всей души поздравляет Вас и желает крепкого здоровья, творческих успехов и благополучия в жизни.

Ваш творческий и трудовой путь является примером для преподавателей, аспирантов и студентов университета. Высокий уровень профессионализма, знания, талант и трудолюбие позволяют Вам успешно осуществлять текущие и перспективные задачи. Научно-педагогическая деятельность, которой Вы посвятили более 45 лет, - основа Вашей жизни, и мы бесконечно благодарны и признательны за тот огромный опыт, знания, душевную теплоту, которые получаем от Вас. Вы - одаренный педагог, талантливый ученый, скромный, мудрый и прекрасный Человек. За это мы уважаем и любим Вас.

Много сил Вы отдаете общеинститутской, факультетской и кафедральной жизни, являясь членом ученых советов лесного факультета и факультета экономики и внешних связей.

За заслуги перед лесозаготовительной отраслью Вам присвоено почетное звание Заслуженный экономист Российской Федерации. Вы являетесь членом-корреспондентом Академии естественных наук.

В этот прекрасный день желаем Вам, дорогой Владислав Иванович, удачи, радости жизни, бодрости духа, сил и энергии.

У Вас сегодня юбилей -
День радостных переживаний.
Пусть будет на душе теплей
От добрых слов и наших пожеланий.
Желаем счастья и добра,
Здоровья, радости и силы.
Душа пусть будет молода,
Неважно сколько лет пробило.
Всегда с Вами,
коллектив кафедры.