№ 3(1652), 7 февраля 2002 г.

 Новогодние поздравления университету

В канун нового 2002-го года Московский государственный университет леса получил множество поздравлений с праздником и добрых пожеланий от руководителей лесной отрасли, членов Совета попечителей, руководителей и коллективов других вузов, ряда предприятий и организаций, иностранных партнеров нашего вуза.

От имени ректората, профсоюзных организаций, сотрудников, студентов и аспирантов университета сердечно благодарим всех за добрые слова в адрес МГУЛеса.

Предлагаем вашему вниманию новогоднее поздравление президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН В.А. САДОВНИЧЕГО. 

Уважаемые коллеги!

Завершился 2001 год - первый год XXI столетия. Год, отмеченный важными событиями и новыми явлениями в жизни отечественной высшей школы.

Более динамичному, чем прежде, развитию системы высшего образования во многом способствовал рост заинтересованности нашей молодежи в овладении знаниями. Не случайно прошедший год был отмечен не только высоким конкурсом среди поступающих в высшие учебные заведения - увеличилось и число молодых людей, стремящихся получить образование в наиболее сложных областях науки, техники и производства. Более серьезной, сосредоточенной на постижении избранной специальности стала студенческая аудитория страны.

Не вызывает сомнений, что эти перемены носят не конъюнктурный характер, а вызваны глубинными процессами в обществе, растущим осознанием его молодой частью высокой ценности образования, профессиональной подготовки, творческого труда не только для личной жизни и карьеры, но и для благополучия сограждан, укрепления нашего государства, ускорения социально-экономического и научно-технологического прогресса.

Крупным событием в жизни высшей школы стало заседание Государственного Совета, выступление на нем Президента Российской Федерации В.В. Путина. Решения Государственного Совета были закреплены Правительством Российской Федерации. Впервые за всю историю нашей страны в полном объеме были рассмотрены основополагающие проблемы развития образования. В результате состоявшегося обсуждения определены принципиальные подходы к решению этих проблем на период до 2010 года. Они отражены в одобренной Правительством концепции модернизации образования. Ее реализация призвана гарантировать права и свободы граждан в образовательной сфере, поднять качество обучения и профессиональной подготовки, укрепить материальную базу учебных заведений, улучшить оплату и условия труда педагогических кадров.

Что же касается тех направлений модернизации образования, относительно которых мнения разделились, то для объективной оценки предлагаемых новшеств предусмотрено провести социально-педагогические эксперименты. Это относится в первую очередь к единому государственному экзамену, государственным именным финансовым обязательствам. Принципиально важно, чтобы организаторы и участники экспериментов проявили объективность, создали условия для откровенного и всестороннего обсуждения полученных данных, для принятия действительно взвешенного решения, в полной мере отвечающего интересам общества и школы.

Весомое, а возможно, и самое ценное достижение 2001 года - реальный поворот к лучшему в деятельности многих вузов. Мы видим, как в них за счет собственных средств и ресурсов открываются новые направления и специальности подготовки кадров, ремонтируются учебные корпуса и здания общежитий, переоснащаются лаборатории, пополняются библиотеки. Только за один год в буквальном смысле слова преобразился не один десяток высших учебных заведений. Радует, что такие вузы есть и в столице, и в глубинке, и в традиционных центрах высшей школы, и в молодых городах, которые мы еще недавно называли новостройками.

Было бы, конечно, наивным не видеть, что объективные условия, в которых живут и работают коллективы высших учебных заведений, остаются трудными, а во многих отношениях и неблагополучными. Критическая ситуация сложилась с оплатой труда научно-педагогических кадров - она все более отстает от фактических доходов других категорий занятого населения, в том числе и тех, кто в своей работе не нуждается в серьезной подготовке. Сворачиваются научные исследования для государственных нужд. С использованием разного рода финансовых и организационных рычагов сужается сфера академической автономии вузов.

Поэтому Российский Союз ректоров высших учебных заведений свою главнейшую задачу видит в том, чтобы глубоко анализировать названные и другие проблемы, держать их в поле зрения руководства страны и широкой общественности, добиваться скорейшего решения на благо высшей школы, общества и государства. Сумеем как и прежде действовать вместе - обязательно устраним наболевшие проблемы, преодолеем имеющиеся трудности, найдем понимание и поддержку со стороны общества и государства.

Уважаемые коллеги! Согласно освещенному традицией распорядку, российская высшая школа каждый новый год начинает с экзаменационной сессии. Проверяя знания студентов, мы оцениваем собственную деятельность, видим и успехи, и промахи, в который раз сознаем, что хотя нам немало удалось, но многое можно было сделать гораздо лучше.

Совершенно очевидно, что улучшение качества образования, повышение уровня подготовки специалистов остается стержневым направлением нашей деятельности и в наступившем 2002 году. Желаю вам, дорогие коллеги, плодотворной работы на этом направлении!

Думаю, в нашей среде все хорошо понимают, что новая ситуация в стране и мире решительно повышает требования к высшему образованию и науке, обязывает нас мыслить и действовать с прогностических позиций. И сколь бы сложным ни оставалось положение в нашем народном хозяйстве, вузы могут и должны уже сегодня создавать интеллектуальные кадровые предпосылки для прорыва в экономику знаний. Хочется надеяться, что и в этом сложнейшем деле нам удастся добиться успехов.

И вообще, новый год богат проблемами и щедр на задачи. Нестандартный, но очень насущный характер они носят в области воспитания студенчества. Вопрос вопросов для каждого преподавателя вуза - поиск и приобщение к преподавательской и исследовательской деятельности талантливой молодежи, подготовка новой смены научно-педагогических кадров. Мы должны освоить новые правила поведения на рынке труда, научиться продвигать наших выпускников к перспективным работодателям. Постоянного внимания требуют научные исследования, особенно по фундаментальной тематике, а также по заказам предприятий и организаций. Надо ли говорить об огромном объеме хозяйственных забот, которые давят сегодня на каждого руководителя вуза. Но есть уверенность в главном - как бы ни сложились обстоятельства в новом году, мы все вместе справимся с заботами и новыми задачами, обязательно выйдем к новым рубежам.

Дорогие коллеги! Поздравляя с новым, 2002 годом, сердечно благодарю вас и в вашем лице профессоров и преподавателей, студентов и аспирантов, рабочих и служащих высших учебных заведений за самоотверженный труд, большие успехи в развитии образования и науки!

Желаю вам новых творческих достижений, неиссякаемой жизненной энергии, крепкого здоровья на многие годы, счастья и благополучия!

Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий

Университет также поздравили:

- Глава Мытищинского района А.Е. Мурашов;  
- глава города Королев А.Ф. Морозенко
;  
- Комитет по науке и промышленным технологиям РФ
;  

- президент Общероссийской ассоциации "Мебельщики России" Е.К. Чернецкий;  
- руководитель Департамента промышленной и инновационной политики в  лесопромышленном комплексе Б.М. Большаков;  
- руководитель комитета природных ресурсов по Владимирской области  Н.Д. Белоусов;  
- руководитель Государственной лесной службы Департамента природных  ресурсов по Центральному региону В.П. Лысенко;  

- председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области И.Б. Федоров
;  

- президент-ректор Московского государственного университета сервиса Ю.П. Свириденко;  
- ректор Всероссийского института повышения квалификации работников лесного хозяйства А.П. Петров;  
- ректор СПб ГТУ РП О.А. Терентьев;  
- ректор Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебной)  Госстандарта России В.Я. Белобрагин;  
- коллектив Воронежской государственной лесотехнической академии;  
- генеральный директор ОАО ПМО "Шатура" В.И. Зверев;  
- генеральный директор ОАО ЛХК "Научлеспром" Л.Г. Адамов;  
- генеральный директор ЗАО "Сходня-Центр" В.Т. Краснюк;  
- генеральный директор ОАО "НИПИЭИлеспром" Н.А. Бурдин;  
- директор национального парка "Лосиный остров" А.И. Янгутов;  
- по поручению Совета директоров и трудовых коллективов группы компаний "Щит" М.Н. Мурзаков;  
- председатель Совета директоров ОАО "Стройперлит" Л.Т. Мкртчян;  
- президент ЗАО "Выставочное объединение "РЕСТЭК" С.Н. Трофимов;  
- директор МП "Электросеть" Е.Е. Прохоров;  
- директор НП "Плещеево озеро" А.С. Захаров;  
- коллектив Луховицкого лесхоза;  
- коллектив отдела зеленого мониторинга ОАО "Прима-М";  
- коллектив ЗАО "Слово-Дело";  
- коллектив ЗАО "Чурак ЛТД";  
- коллектив Московского представительства Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.  

 Поздравления также прислали:

- Иранское посольство в Москве;  
- Высший лесотехнический университет (София, Болгария)
;  
- Лесной факультет Белградского университета (Югославия)
;  
- Технический университет (Зволен, Словакия)
; 
Европейский лесной институт (Финляндия).


Коллектив кафедры экономической теории сердечно поздравляет с юбилеем свою бывшую коллегу доцента  кафедры, ветерана МГУЛеса Галину Алексеевну Мащенко.
Искренне желаем ей доброго здоровья, благополучия, радостных вестей от сына, внуков и правнуков.


14 февраля юбилей профессора кафедры технологии изделий из древесины Владимира Михайловича Цухло

Владимир Михайлович окончил МЛТИ в 1955 году по кафедре столярно-механических производств, ныне - кафедра технологии изделий из древесины, зарекомендовав себя отличным студентом, хорошим товарищем и активным участником общественной работы и спортивных соревнований, входил в состав сборных команд факультета и института по лыжам. Свою трудовую деятельность он начал в проектно-технологической организации ГИПРОМЕЗ, где занимался проектированием деревообраба­тывающих цехов на металлургических предприятиях.

Стремление Владимира Михайловича совершенствоваться в выбран­ной специальности стало основой для поступления в аспирантуру, где он учился и работал под руководством видных ученых, профессо­ров Н.Н. Чулицкого и Б.М. Буглая.

После успешной защиты диссертации, работая на кафедре в качестве ассистента и доцента, он принимал участие в научных исследованиях по технологии изделий из стружечно-клеевых композиций, процессов склеивания и облицовывания деталей ускоренными способами, в разра­ботке материалов, технологии и испытаний отделочных покрытий на древесных материалах.

Преподавательская деятельность Владимира Михайловича строилась на основе курса технологии изделий из древесины и освоенной им впервые дисциплины по художественному конструированию, когда он совмещал чтение лекций с многогранной и ответственной работой декана факультета повышения квалификации (1968-71 гг.), декана факультета МХТД (1971-80 гг.), проректора по заочному и вечернему обучению (1980-87 гг.) и заместителя председателя УМО в области лесного дела министерства образования СССР и РФ (1987-97 гг.).

Большой опыт ведущего лектора, принципиальность и требова­тельность в вопросах теории и практики снискали Владимиру Михайловичу заслуженный авторитет среди студентов, преподавателей и работников промышленности.

Несмотря на большую загруженность, Владимир Михайлович всегда доступен и внимателен как к сотрудникам, так и к студентам. Он плодотворно работает по становлению новой специальности по дизайну и конструированию мебели, регулярно организовывает для студентов посещение выставок мебели и специализированного оборудования, реконструируя и обновляя аудитории кафедры стендами, наглядными пособиями и учебно-методическими материалами.

Заботливый семьянин, большой любитель природы и знаток спорта, хорошо владеющий приемами рыбной ловли, сбора грибов, ухода  за садом и огородом, Владимир Михайлович всегда энергичен и в отлич­ной форме, которой можно по-хорошему позавидовать.

Счастья и успехов Вам, дорогой Владимир Михайлович!

Друзья и коллеги 

25 января состоялась конференция трудового коллектива Московского государственного университета леса, посвященная принятию новой редакции Устава университета.

          Выступивший с докладом по указанному вопросу главный юрист МГУЛеса М.К. Сабович отметил, что предыдущая редакция Устава была утверждена в 1993 году. За прошедший период в деятельности высшей школы произошло много изменений, и в 2001 году Министерство образования РФ издало приказ о переутверждении уставов высших учебных заведений.

  В новую редакцию внесено более ста поправок, в частности, перечислены все представительства университета в различных регионах страны, появились самостоятельные разделы, посвященные приему в наш вуз, нормативным актам, регламентирующим его деятельность, закреплен статус МГУЛеса, как ведущего научного и методического центра в области лесотехнического образования, включены положения о текущем контроле успеваемости студентов и содействии в их трудоустройстве, внесен ряд изменений в структуру управления вузом и многое другое.      

За время обсуждения предложенной редакции Устава, проходившего по инициативе профсоюзного комитета, сотрудниками университета был предложен целый ряд дополнений и изменений, многие из которых были учтены в окончательном тексте.

В результате состоявшегося обсуждения делегаты конференции, представлявшие практически все структурные подразделения университета, утвердили новую редакцию Устава, которую теперь предстоит согласовать с Министерством образования.  


 В соответствии с решением администрации Мытищинского района, ряду студентов нашего университета за выдающиеся успехи в учебе и активное участие в общественной работе присуждены стипендии главы Мытищинского района и стипендии им. А.К. Астрахова. Стипендиатами стали:

          лесной факультет: Нургаян Рамильевич Асхадуллин (3 курс), Татьяна Сергеевна Петровичева (4 курс), Ольга Васильевна Степанова (4 курс);

          факультет механической и химической технологии древесины: Ирина Борисовна Егорова (4 курс), Полина Владимировна Лебедева (5 курс);

          факультет электроники и системотехники: Егор Русланович Абраменко (5 курс), Павел Александрович Чекмарев (5 курс);

          факультет экономики и внешних связей: Ирина Михайловна Белкина (3 курс), Наталья Михайловна Есикова (3 курс), Елена Юрьевна Зобенько (5 курс);

          гуманитарный факультет: Юлия Евгеньевна Минаева (5 курс), Светлана Геннадьевна Силинская (4 курс);

          факультет ландшафтной архитектуры: Алексей Евгеньевич Шевелев (4 курс), Алена Викторовна Финогеева (4 курс);

          международная школа управления и бизнеса: Дмитрий Геннадьевич Капустин (3 курс), Ирина Сергеевна Эсаулова (4 курс).

          Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов в учебе.


 24 января в актовом зале университета состоялось прощание с профессором кафедры механизации лесохозяйственных работ Героем Советского Союза Николаем Дмитриевичем Баздыревым.

В гражданской панихиде приняли участие глава Мытищинского района А.Е. Мурашов, ректор МГУЛеса, академик А.Н. Обливин, бывшая летчица Таманского ночных бомбардировщиков женского полка Герой Советского Союза Н.М. Распопова, хорошо знавшая Николая Дмитриевича, представители администрации Мытищинского района и университета, Совета ветеранов, воинских частей, сотрудники и студенты МГУЛеса.

          Практически все выступавшие отмечали, что смерть
Н.Д. Баздырева стала поистине невосполнимой утратой для нашего вуза. Его беззаветная преданность Родине, удивительная скромность, чуткость к окружающим, ответственный подход к нелегкому преподавательскому труду служат примером для всех нас.

          Предлагаем вашему вниманию материал, рассказывающий о боевом прошлом Николая Дмитриевича.                 

Дорогами войны

           Остановилось сердце Героя Советского Cоюза Николая Дмитриевича Баздырева, ратный подвиг которого будут долго помнить его коллеги и друзья, все, кто знал этого замечательного человека.

Родом он из Оренбургской области. Семья жила бедно, родители работали в колхозе. Когда началась война, Николаю было 15 лет. Приостановив учебу, пошел работать в колхоз. Когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды Советской армии и определен в пехоту.          Воевать пришлось в составе Второго и Третьего Украинских фронтов, потом - на Первом Белорусском. Фронтовые будни для него начались в Донбассе, затем Николай Баздырев участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Польши.

          С воспоминаниями о юношеских годах Н.Д. Баздырева, прошедших в суровое военное время, однажды поделился с нами его однополчанин генерал-майор запаса М. Сафронов.

          «… В конце 1944 года наша дивизия была переброшена под Варшаву, а в январе 1945 года выдвинута на Магнашевский плацдарм. Здесь она заняла исходное положение для нового наступления.

          Утром 14 января под гром тысяч орудий дивизия перешла в наступление. Атака началась дружно. Громовое «ура» в утреннем тумане катилось волной от подразделения к подразделению. Стрелковый взвод, где служил сержант Баздырев одним из первых ворвался во вражеские окопы. Не выдержал враг нашего удара и стал отступать. Баздыревский пулемет заставил большую группу гитлеровцев бросить оружие и сдаться в плен.» Это только один из фронтовых эпизодов, которых было так много на боевом пути Николая Дмитриевича.

          Особенно трудным было сражение у реки Одер, где сержант Баздырев сутками лежал у пулемета, отражая одну атаку за другой. О мужестве Н.Д. Баздырева, проявленном в этих боях, генерал-майор М. Сафронов свидетельствует так: «… В конце января 1945 года наша дивизия форсировала реку Одер и заняла плацдарм. Комсомолец Николай Баздырев одним из первых оказался на противоположном берегу. До Берлина оставалось рукой подать. Но фашистское командование начало принимать все меры, чтобы остановить продвижение наших войск. Разгорелись тяжелые бои, и снова пришлось поработать сержанту Н.Д. Баздыреву»

Более подробно о ходе этих сражений рассказывал студентам лесного факультета сам Николай Дмитриевич. Его рассказ приводим почти дословно.

"…К реке Одер мы подошли в ночь на 1 февраля и после боев с противником форсировали ее. Первую линию обороны заняли довольно быстро, а вот со второй пришлось тяжко. Это было ровное вспаханное поле, залитое снеговой водой. Хотя ночь стояла темная, наш батальон был обнаружен осветительными ракетами. Фашисты встретили нас таким плотным огнем, что казалось, не останется ничего живого. Мы лежали под обстрелом в снеговой воде до рассвета. Хорошо, что на головах были каски. По нашей роте сильно били три или четыре пулемета врага. В темноте я их засек по трассирующим пулям и вспышкам огня, а когда рассвело, точно определил их расположение.

          Лежать дальше становилось невозможно: много было раненых, да и мы сами замерзали так, что руки и ноги не шевелились. Командиры тоже были ранены. Потом мы поднялись в атаку и, стреляя на ходу, пошли на врага. Мне удалось заставить замолчать эти вражеские пулеметы.

          Когда оборона была прорвана, батальон, преследуя отступающих немцев, вошел в населенный пункт. В подвалах и домах были немцы, а между домами -  траншеи. Потом выяснилось, что батальон так вклинился в оборону противника, что стреляли почти со всех сторон. Поэтому пришлось отойти назад и расположиться в занятых нами немецких укреплениях. Эти укрепления проходили вдоль канала, и нас через несколько дней стало затоплять водой. Спали на коленях, просыпались от ледяной стужи полуживые. Попытались взять завод с высокими трубами, расположенный позади нас, но безуспешно.

          А потом фашисты перешли в наступление. Сначала била их артиллерия, затем двинулись танки и пехота. Мои боевые друзья были ранены и завалены землей. Вскоре сильным взрывом был ранен и я. Когда стемнело,  ко мне стали приближаться какие-то люди. Я решил, что немцы, и приготовил пистолет и гранату. Оказалось, это наши, уцелевшие от девятой роты. Они-то и вынесли меня на плащ-палатке, затем поместили на носилки и отправили в медчасть. Так закончилась для меня Великая Отечественная война. А пятая ударная армия пошла в наступление на Берлин…

О присвоении высокого звания Героя Советского Союза узнал, находясь на излечении в госпитале, из письма от родных."

Свои беседы со студентами Николай Дмитриевич обычно заканчивал так: «Ко всему мы привыкли на войне, но смерть боевых товарищей, однополчан всегда оставляла в душе неизгладимый след…»

          Добрую память оставил о себе Николай Дмитриевич Баздырев, своими ратными подвигами приумноживший славу советского солдата-освободителя. Помнить мы его будем всегда.  

Сотрудники кафедры механизации лесохозяйственных работ

Через газету "Вестник МГУЛеса" хотим передать искреннюю благодарность главе администрации, комитету по социальным вопросам г. Мытищи, ректорату, деканату лесного факультета, коллективу кафедры механизации лесохозяйственных работ и Совету ветеранов университета за помощь в организации похорон моего брата Николая Дмитриевича Баздырева.

Большое спасибо всем его фронтовым друзьям и сотрудникам МГУЛеса, выразившим свои соболезнования в связи с постигшим нас горем.

По поручению родных и близких Анна Дмитриевна Шатохина