№ 20(1644), 31 октября 2001 г.

ПРИКАЗ
ректора Московского государственного университета леса № 1497 от 1 октября 2001 года
“О правилах поведения студентов и сотрудников на территории университета” 

Во исполнение приказа ректора № 1441 от 24 сентября 2001 г. “О поддержании санитарного состояния территории и помещений университета”, в дополнение к Правилам внутреннего распорядка МГУЛ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Ответственность за санитарное состояние территории университета возложить на руководителя службы по благоустройству.

2. Студентам и работникам на территории МГУЛеса, студгородка и дендросада запрещается:

- бросать вне урн окурки, бутылки, упаковки от продуктов питания, шкурки от семечек и прочий мусор;

- ходить по газонам;

- вытаптывать грунт под деревьями;

- самовольно спиливать деревья и кустарники без согласования с руководителем по благоустройству;

-  выкапывать цветочную рассаду, кустарники, деревья;

-  срезать и срывать цветы с цветочных клумб;

-  переносить скамейки на газоны;

-  парковать машины менее чем за 1 м от цветочных клумб;

- заезжать на каком бы то ни было транспорте на газоны и участки с зелеными насаждениями;

- сидеть на трубах теплотрассы перед главным учебным корпусом;

- раскидывать мусор вдоль труб теплотрассы;

- организовывать “тусовки” с распитием в вечернее и ночное время на площади, газонах перед ГУК и в дендросаде;

- разжигать костры;

- выгуливать собак.

3. Нарушителей правил внутреннего распорядка университета наказывать через объявление строгого выговора с дальнейшим отчислением из вуза.

4. Контроль за выполнением правил внутреннего распорядка с выявлением нарушителей возложить на личный состав охраны МГУЛ.

Московский государственный университет леса - это общественное заведение. Его название обязывает всех студентов и работников университета к бережному отношению к зеленым насаждениям, а также соблюдению правил санитарного состояния территории.

Ректор университета А.Н. ОБЛИВИН


СЛОМ

(О состоянии высшего образования и положении дел в науке в царской России, РСФСР (СССР) и нынешней России)

Беды, обрушившиеся на Россию в XX веке (две войны, революции, пе­рестройка), заставляют очень осторожно проводить всякого рода перемены. Однако, несмотря на это, все происходит по схеме "поспешишь - людей насмешишь". Это и принятие законов, проведение школьной реформы, открытие сотен частным школ и институтов, введение платного об­разования при нищенской зарплате большинства населения. Прежде чем что-либо предпринимать, полезно обратиться к опыту прошло­го. Что же представляла собой царская Россия в области науки и обра­зования? Та Россия, которую ныне так часто идеализируют наши политики.

Люди всегда стремились к знаниям. Принято считать, что основы оте­чественной системы образования были заложены Петром Первым. При нем начали открываться школы, в которых "предписывалось всем дворян­ским и подьячим детям учиться". О детях крестьян и беднейших слоев населения не говорилось ни слова. В 1714 г. открываются первые "цифирные школы", в которых учеников знакомили с азами математики. Впоследствии Петром были приняты указы об открытии вузов европейского типа. В 1724 г. был учрежден первый российский университет, а в 1755-м - Импер­ский Московский университет.

Первые 25 лет количество студентов не превышало 100 человек. Женщин в университеты не принимали. Софья Ковалевская, которую так любят приводить в пример, обучалась в Сорбонне и почти всю жизнь прожила за границей. Михайло Ломоносов, чтобы быть зачисленным в университет, соврал о своем бедняц­ком происхождении, заготовив  "ложную справку". Инородцы (мусульмане) также не принимались в большинство институтов России. Учебные заведения типа "общества благородных девиц" открывались для девочек из дворянских семей, а с 1765 г. - для девочек из мещан, то есть была налицо кастовость образования.

Со временем в уездных городах появляются малые народные училища для детей всех сословий. С 1802 г. образование стало бесплатным и бессословным, и только в 1812-м открывается Казанский университет - единственный вуз на восточном направлении - от Волги до Тихого океана. При Алек­сандре III открываются так называемые "вольные школы" (негосударственные). К 1917 году их было примерно 80, из них 50 - университетского типа.

В свете всего вышеизложенного, естественно, что грамотными в России были всего 23 % населения. И Ни­колай II говорил, что ему "понадобится 100 лет, чтобы сделать Россию грамотной" (заметим, что при Советской власти это удалось сделать за 15 лет). Простому люду и учиться-то было некогда. Мужчины служили в армии по 25 лет! Если же рождалась девочка, то надела земли в деревне ей положено не было, что означало полуголодное существование всей семьи. А крепостное право, после его официальной отмены в 1861 г., фактически просу­ществовало еще лет тридцать, ибо люди не были обучены жить по-иному. Примерно то же произошло и после перестройки.

В то же время, качество образования и достижения науки в царской России можно считать высокими. Было время, когда образование, полученное за рубежом, в нашей стране вообще не признавалось. И многим известным западным ученым, например, великому Эйлеру, приходилось даже садиться вновь за парты уже в России.

Имена инженеров и ученых, получивших образование в России, говорят сами за себя: И. Сикорский, В. Зворыкин, А. Попов, Д. Менделеев, А. Бутлеров, А. Столетов, Н. Жуковский, В. Ипатьев, П. Лебедев, А. Можайский, В. Шухов, Н. Гарин-Михайловский, П. Чебышев, С. Чаплыгин, А. Марков, И. Павлов, И. Мечников, А. Крылов и другие. Учебники, по кото­рым учились наши предки, не утратили ценности и поныне. Это и "Основы химии" Д. Менделеева, и "Курс физики" О. Хвольсона, В. Оствальда, множество учебников немецких авторов - "Основы неорга­нической химии" В. Оствальда, "Органическая химия" А. Бернтсена, справочные книги Р. Бидермана, словари Брокгауза и Ефрона, доходчивые учебники по математике российских авторов. Библиотеки были хорошо оснащены, методика передачи знаний была привлекательна. Латынь позво­ляла легко перейти к изучению иностранных языков, широко практиковались научные обмены с зарубежными коллегами, в частности, в Германию не ездили только ленивые. Возникло множество научных школ, получивших мировое признание.

Все это было. Но нельзя не заметить и иное. Кулибиным получить признание было почти невозможно, братья Черепановы "растеряли свой приоритет" (нет пророка в своем отечестве), многие ученые искали признания за рубежом (Яблочков, Лодыгин, Якоби, Ковалев­ская, Мечников и другие), так как в России научные исследования фи­нансировались слабо. Зарплаты профессоров хотя и были немалыми, но получить эту должность было трудно. При этом профессоров выгоняли из университетов за любое вольнодумство, сочувствие революционно настроенным студентам и т.п. Поэтому внедрением технических достижений никто всерьез не занимался. Например, А. Попов - создатель радио - умер в бедности, а мир познакомился с радиоприемниками благодаря Г. Маркони. Утеряно было мно­го приоритетных разработок, ученые "продавались то Германии, то США". Сельское население, а оно было превалирующим, жило в бесправии, студенчество "бродило" вместе с интеллигенцией, погрязшей в пустословии…

 И наступило то, что должно было - 1917 год.

(Продолжение следует.) 

Профессор Ю.М. Евдокимов.


Лeс - фронту

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. лесное хозяйство выполняло ответственные задачи. Лес, как важнейшая составная часть природных ресурсов, давал очень разнообразную полезную продукцию. В нем заготавливали главный продукт - древесину, которая обеспечивала нужды народного хозяйства и фронта. За годы Великой Отечественной войны было получено около 630 млн. м3 древесины, которая использовалась в строительстве оборонных предприятий, рудной и каменноугольной промышленности в качестве крепежного леса и рудничной стойки, на железнодорожном транспорте для производства шпал, переводных брусьев, средств связи (телеграфные и телефонные столбы), в машиностроении, вагоностроении и многих других отраслях.

Особую ценность для оборонных нужд представлял авиационный кряж, предназначенный для строительства самолетов, ружейная болванка, из которой изготовлялись ложи для винтовок и автоматов. Только из древесины березы было произведено более 20 млн. прикладов автоматов.

Значительное количество древесины шло на изготовление лыж, саней, повозок и другого обозного инвентаря, черенков для саперных лопаток, аpтиллерийских банников и дышла. Много древесины было израсходовано для строительства оборонных сооружений - дотов, дзотов, землянок - и деревянной тары: ящиков для упаковки cнарядов и патронов, мин, авиационных бомб, парашютов, противогазов и других  предметов.

Особое значение приобрело использование дров в качестве топлива. В связи с оккупацией Донбасса и других угольных районов, ощущался острый недостаток в древесине. Она имела большое значение для работы черной металлургии, оборонных заводов, электростанций, железнодорожного и водного транспорта, так как большинство пароходов и котельных были переведены на дровяное топливо. Заготовка дров производилась преимущественно в лесах, расположенных вдоль железных  дорог, в первую очередь, в Московской области с хорошо развитыми транспортными коммуникациями.

По воспоминаниям видного ученого и работника лесного хозяйства В.Я. Колданова, постановлением Московского горкома ВКП(б) на заготовку дров в начале войны было мобилизовано более 40 тыс. человек, что позволило не допустить топливный  кризис в столице холодной зимой 1941-42 гг. Это способствовало  успешному контрнаступлению и разгрому гитлеровских войск под Москвой, 60-летие которого отмечается в декабре. Всего же объем дровяных поставок в столицу за годы войны составил около 40 м3 древесины, что позволило снабдить народное хозяйство и население не только топливом, но и другими полезными сортиментами.

Путем химической переработки древесины добывали большое количество целлюлозы, которая шла на производство взрывчатых веществ, этилового спирта, как необходимой составной части при получении синтетического каучука, который требовался при изготовлении покрышек для шасси самолетов, артиллерийских  орудий, автомашин и т.д. Большое значение имел древесный уголь из березы, который шел на выплавку высших сортов броневой стали.

Лес снабжал армию и пищевыми продуктами, являясь местом обитания многих представителей фауны: лося, оленя, косули, боровой дичи (глухарь, тетерев, рябчик), которые дают наиболее ценное мясо. В нем собирали грибы, ягоды, лекарственное сырье для лечения раненых бойцов.

В годы Великой Отечественной войны леса широко использовались и при решении стратегических и тактических задач, таких как места дислокации войск. Особое значение лесные массивы имели для развития партизанского движения на оккупированных территориях Советского Союза. В тылу немецких армий на территории России, Украины, Белоруссии и в других лесных массивах были созданы партизанские края, против которых гитлеровские войска вели прямые военные действия. Партизаны и подпольщики уничтожали фашистов и их пособников, выводили из строя танки, бронемашины, нарушали работу железнодорожного, автомобильного и водного транспорта врага.

Таким образом наш великий русский лес сыграл важную роль как в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, так и в окончательной Победе над фашизмом.

Ветеран ВОВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры лесных культур Н.М. Набатов


Есть чем гордиться

Коллектив кафедры физической культуры и спорта сердечно поздравляет с большими спортивными достижениями старшего преподавателя кафедры Надежду Алексеевну Тарасову.

В легкоатлетический мир она попала совершенно случайно, уже будучи мастером спорта по лыжным гонкам, но достаточно было одного года тренировок, чтобы в 1992 году пройти первый марафон 42195 м  за 3 часа 44 минуты.

В 1994 г. в Подольске в закрытом помещении Надежда Алексеевна стала чемпионкой России в сверхмарафоне (24 часа), выполнив норматив мастера спорта Международного класса с результатом  210 км, и стала первой чемпионкой и рекордсменкой России. В апреле того же года она стала мастером спорта на 100-километровой дистанции, пробежав ее за 8 часов 45 минут, а через месяц - вице-чемпионкой Европы на соревнованиях в Венгрии.

1998 год принес спортсменке победу на чемпионате Европы в Швейцарии, где ей не было равных - Надежда показала результат 213 км  за одни сутки.

Текущий легкоатлетический сезон начался для нее более удачно, чем в предыдущие 2 года,  когда спортсменку постоянно преследовали мелкие травмы и проблемы, но она не падала духом и день за днем, проходя километр за километром, ждала и верила в лучшее. На проходившем в сентябре 2001 г. в Италии первенстве мира по сверхмарафону Н.А. Тарасова, будучи членом сборной команды России, внесла значительный вклад в ее успешное выступление, заняв в личном зачете 7 место, пробежав за сутки 211 км и войдя в десятку сильнейших бегунов мира. Стабильные и высокие спортивные достижения стали результатом ог­ромной силы воли, мужества, большого трудолюбия и ответственности спортсменки.

К этому следует добавить, что Надежда Алексеевна успешно сочетает работу в нашем университете с учебой в Академии физической культуры и спорта. Остается только пожелать ей крепкого здоровья, счастья и новых спортивных успехов.

Так держать! 

Профессор, заведующий кафедрой физической культуры и спорта
В.Ф. Протасов

  ЗАСЕДАНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА

26 октября состоялось заседание Совета университета, на котором рассматривались актуальные вопросы жизнедеятельности нашего вуза.

С докладом о состоянии и перспективах развития факультета ландшафтной архитектуры выступил его декан профессор Н.А. Комаров, отметивший, что ФЛА, созданный 1 марта 2000 года, успел получить признание не только в научных, но и в общественных кругах. Буквально на днях с факультетом подписан договор об озеленении территории Троице-Сергиевой Лавры.

За год факультетом достигнуты положительные результаты в организации воспитательной работы среди студентов младших курсов - создана школа кураторов на 1 курсе, осуществляется еженедельный контроль посещаемости, проводятся встречи со студентами; а также в организации работы изостудии ФЛА и учебно-ознакомительных экскурсий (в сентябре первокурсники ездили в Кусково, Архангельское и Ботанический сад для знакомства со всемирно признанными достижениями в области садово-паркового строительства), в организации и проведении обучения машинной графике студентов университета. Студенты и сотрудники ФЛА активно участвуют в выставках, смотрах и научных форумах, а также в работе по благоустройству территории университета.

Но в то же время, имеется и ряд недостатков, которые необходимо ликвидировать. Это, прежде всего, отсутствие специализированного компьютерного класса для работы в области ландшафтного проектирования и "аудитории" под открытым небом, где студенты ФЛА могли бы изучать спецпредметы в естественных условиях. Кроме того, график и содержание учебных и производственных практик требуют адаптации к специальности, художественная и графическая подготовка абитуриентов оставляют желать лучшего.

В этой связи Николай Александрович высказал некоторые предложения по совершенствованию учебно-методической работы и подготовки молодых специалистов, в целом одобренные Советом университета в принятом решении.

С отчетом об итогах работы приемной комиссии университета за 2000/2001 учебный год выступил ответственный секретарь доцент Е.Г. Комаров.

В текущем году общий прием на очное обучение составил 876 человек, из них 544 юноши, 175 человек не из Московской области, 85 медалистов. Средний конкурс по университету составил 2,1 человека на место. Наиболее популярными оказались специальности Международной школы управления и бизнеса - 2,76, факультета ландшафтной архитектуры - 2,67, ФЭСТа - 2,36 и гуманитарного факультета - 2,26 человека на место.

На факультет вечернего обучения приняты 199 человек на контрактно-договорной основе по индивидуальным учебным планам (на ба­зе среднего профессионального образования и продолжающие обучение по профилю).

На факультет заочного обучения конкурс составил 1,77 человека на место. Наибольший конкурс на специальность 2605 - 3,16; наименьший - на 1704д - 0,64 человека. Всего на ФЗО принято 350 человек (в том числе 39 медалистов).

Продолжался прием студентов на заочное дистанционное обучение по ин­дивидуальным учебным планам в представительствах университета в Соликамске (112 чел.), Муромцеве (127 чел.), Семенове (86 чел.), Ветлуге (100 чел.), Вельске (85 человек), Соколе (94 чел.), Сасове (190 чел.).

Совет принял соответствующее решение по указанным вопросам, а также, по предложению проректора по учебной работе профессора А.К. Редькина, утвердил положения "О порядке перевода и восстановления студентов в МГУЛеса", "О Щелковском учебно-опытном лесопромышленном комплексе", "О представительстве Московского государственного университета леса" и "О Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников МГУЛеса".


 Турнир памяти В.А. Петухова

14 октября в актовом зале Московско­го государственного уни­верситета леса состоялись соревнования, посвящен­ные памяти мастера спорта, тренера В.А. Петухова.

Более 45 лет проработал Валентин Алек­сеевич в Лестехе. Спортивный клуб «Буре­вестник», руководителем которого он был, дал счастливую путевку на ринг многим студентам. Но даже те из них, кто не связал в дальней­шем свою жизнь с миром бокса, говорят, что уроки Петухова не прошли для них бесследно, став хорошей школой выносливости и целеустремленности.

В.А. Петухов всегда находился в окружении молоде­жи. И даже сейчас, когда Валентина Алексеевича нет с нами, имя этого талантливого педагога продолжает объе­динять начинающих и опытных спортсменов. В соревнованиях, посвященных его памяти, приняли уча­стие боксеры из столицы и пятнадцати городов Подмос­ковья. Мытищи представляли три коллектива - спортив­ные клубы МГУЛеса, «Гонг» и клуб Игоря Высоцкого. Среди почетных гостей были родные Валентина Алексеевича - вдова Татьяна Серге­евна и внук Алексей.

Приятно отметить, что ветераны бокса и болельщики стали свидетелями ярких, технически грамотных и корректных боев. В состязаниях «Открытый ринг» участвовали 42 начинающих спортсме­на, для некоторых из которых выход на ринг в этот день стал дебютом. Их зал поддерживал особенно активно.

Кульминацией же соревнований стали выступления 24 более опытных боксеров. В этих схватках достойно выступила команда нашего спортклуба под руководством заслуженного тренера России М.В. Киселева, завоевав по 12 весовым категориям 5 первых и 3 вторых места.

1 место заняли Р. Цомаев (ФЗО), И. Цомаев (ФЗО), И. Тумгоев (ЛФ), И. Левицкий (ЛФ), А. Цомаев (ФЗО);

2 место - А. Кухаркин (МХТД), А. Ермоличев (ЛФ), А. Галишников (МХТД).

Лучшим боксером турнира признан Ислам Цомаев (весовая категория 81 кг), который был награжден ценным призом от администрации МГУЛ - фирменными кожаными перчатками.

По сложившейся традиции после соревнований ветераны бокса и тренеры воз­ложили цветы к могилам своих товарищей- мытищинцев, много сделавших для пропаганды и разви­тия бокса в родном городе, - Валентина Петухова, Анатолия Буркалова, Игоря Миклашевского.

Большую поддержку в организации и проведении соревнований оказали администрация МГУЛеса, председатель профсоюзного комитета студентов и аспирантов И.А. Майструк, начальник спортивного клуба И.А. Бабенов, директор клуба С.В. Хапров.

Турнир памяти В.А. Петухова планируется сделать ежегодным.

Е. ТКАЛЕНКО


Так все начиналось

К началу Великой Отечественной войны я работал радиотехником научно-исследовательского сектора Московского нефтяного института имени И.М. Губкина. Намечавшиеся на лето 1941 года полевые испытания по теме были отмечены, а затем и сама тема закрыта. Из оказавшихся по тем или иным причинам вне армии работников института были сформированы строительные батальоны, направленные на сооружение оборонительных объектов. Нам пришлось участвовать в строительстве противотанковых рвов в районе поселков Медынь, Кондрово и Полотняный завод Калужской области.

По мере приближения линии фронта нас все чаще подвергала бомбежке и обстрелу фашистская штурмовая авиация. Чтобы избежать больших потерь, нам пришлось перейти на работы в ночное время. В середине октября 1941 года мы неожиданно обнаружили, что канонада слышится вокруг нас, и, наверное, мы, невооруженные, окружены. Никакого приказа от руководства батальоном не поступало, оно просто исчезло. Посоветовавшись, мы решили самостоятельно выбираться из окружения и, пройдя 100 километров за два дня, добрались до Подольска, откуда еще ходили поезда в Москву.

На следующий день, 16 октября, придя на работу, мы увидели удручающую картину - лаборатории, содержавшие много дорогих и редких приборов, были полностью разгромлены. Оказалось, что в связи с угрозой захвата Москвы, вышел приказ об уничтожении всего того, что не успели эвакуировать. В эти дни массово закрывались заводы и учреждения, работникам которых выплачивалось двухнедельное выходное пособие и рекомендовалось любыми средствами эвакуироваться на восток к городу Горькому.

С 20 октября 1941 года постановлением ГКО в Москве и прилегающих районах было введено осадное положение, что обеспечило резкое улучшение дисциплины и порядка. За опоздание на работу более чем на 20 минут отдавали под суд, нарушителей порядка привлекали к ответственности с передачей суду Военного трибунала, а провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению порядка, должны были расстреливать на месте.

Как известно, налеты фашистской авиации на Москву начались ровно через месяц после начала войны. Наряду со средствами ПВО для защиты зданий от пожаров было привлечено и население. Люди самых разных возрастов, от школьников до пенсионеров, дежурили на чердаках, будучи "вооруженные" стальными клещами. Этими клещами захватывались зажигательные бомбы, проникающие через кровлю на чердак, и гасились в стальных бочках, наполненных водой. Многие важные строения, например, Большой театр, были закамуфлированы до неузнаваемости. При объявлении воздушной тревоги останавливалось движение поездов метро, отключалось электропитание контактного рельса, а сами станции на время налетов авиации превращались в бомбоубежища.

Для защиты сельского населения при  налетах вражеской авиации также были вырыты так называемые "щели", представляющие собой траншеи глубиной 2,5 метра, в которых укрывались жители во время бомбежек. Кстати, на расстоянии около 150 метров от моего дома в поселке станции "Челюскинская" была сброшена фугасная бомба весом 500 килограммов, которая к счастью, не взорвалась…

Все эти памятные и трагические события являлись прологом к грандиозной битве под Москвой, развернувшейся в декабре 1941 года. 

Доцент, участник ВОВ, Почетный ветеран МГУЛеса Г.Ф. Шестаковский


Московский Государственный Университет леса
Факультет экономики и внешних связей


Приглашает на учебу

Студентов IV и V курсов (всех инженерных специальностей) факультетов ЛФ, МХТД, ЭСТ, Гуманитарного и лиц, имеющих высшее техническое образование для получения второго высшего образования по форме экстерната по специальностям:

1. 060800 “Экономика и управление на предприятии”

Квалификация: Экономист - менеджер

Со специальностями:

1.1.    Экономика и управление на предприятиях машиностроения и приборостроения:

1.2.   Финансовый менеджмент

1.3.    Организация производства

1.4.    Стратегическое планирование на предприятии

Выпускающая кафедра Экономики и управления, зав. кафедрой д.э.н., профессор, академик Медведев Н.А.

1.5.    Экономика и управление на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности

Выпускающая кафедра Экономики и организации лесного хозяйства и лесной промышленности. зав. кафедрой, профессор, академик Моисеев Н.А.

1.6.    Экономика и управление на предприятиях лесообрабатывающих отраслей промышленности

Выпускающая кафедра Экономики и организации обрабатывающих отраслей промышленности, зав. кафедрой профессор Чинченко Е.М.

1.7.    Организация предпринимательской деятельности

Выпускающая кафедра Финансов банковского и биржевого дела, зав. кафедрой профессор Степанов С.В.

2. 060500 “ Бухгалтерский учет и аудит”

Квалификация: Экономист

(Выпускающая кафедра Бухгалтерского учета и аудита, зав. кафедрой профессор, академик Бурдин Н.А.)

3. 060608 “ Мировая экономика”

Квалификация: Экономист

Специализация: Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм

( Выпускающая кафедра Экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса, зав. кафедрой профессор, академик Кожухов Н.И.)

Форма обучения экстернат. Срок текущей аттестации - 2 года. Условия зачисления - собеседование. Вид обучения - платный.

Диплом государственного образца о полном высшем образовании.

Набор слушателей осуществляется в период с мая по октябрь.

Телефон для справок: 588-57- 50