№ 7(1631), 29 марта  2001 г.

        ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

  6 марта в городе Щелково состоялось совещание, посвященное вопросам подготовки и повышения квалификации кадров для мебельной отрасли Щелковского района Московской области, в котором приняли участие ректор МГУЛеса академик А.Н. Обливин, глава Щелковского района Л.А. Твердохлебов, президент общероссийской ассоциации "Мебельщики России" Е.К. Чернецкий, председатель Совета попечителей университета В.И. Мельников, руководитель районного отделения ассоциации, генеральный директор ООО "Мебельная фирма "Модерн" А.В. Иванов, ряд представителей нашего университета, ассоциации "Мебельщики России", руководители мебельных предприятий Щелковского района.

 Собравшиеся отметили, что в связи с ростом выпуска и объемов продаж мебельной продукции в настоящее время ощущается недостаток профессиональных кадров в сфере ее производства и проектирования. Поскольку же внедрение новых технологий, материалов, оборудования, проведение маркетинговых исследований и дизайнерских работ требуют повышения квалификации и переподготовки работающих в мебельной отрасли кадров, необходимо участие в решении этих вопросов профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и прежде всего Московского государственного университета леса, как базового вуза лесотехнического профиля.

 С этой целью было признано целесообразным создание в нашем университете постоянно действующего учебного центра для целевой подготовки и повышения квалификации указанных специалистов с учетом потребностей Щелковского и других районов Московской области, а также обучения студентов практическим навыкам обслуживания и эксплуатации оборудования и инструмента с применением передовых технологий и материалов. А.Н. Обливин подтвердил готовность университета предоставить помещения для создания такого центра.

В порядке расширения взаимовыгодного информационного обмена было принято решение об установлении сотрудничества в рамках интернет-проектов МГУЛеса и Интернет-клуба "Мебельщики России" по созданию единой базы данных по выпускникам университета и представление этой информации на сайтах МГУЛеса и Интернет-клуба с целью формирования системы заказов на подготовку специалистов и повышение квалификации работников мебельных предприятий.

В ходе совещания Л.А. Твердохлебов выразил заинтересованность щелковской районной администрации в участии ученых нашего университета в разработке программ социально-экономического развития района и, в частности, проектов по благоустройству его территории.   

Приятным сюрпризом стало выступление президента ассоциации "Мебельщики России" Е.К. Чернецкого, поздравившего ректора МГУЛеса А.Н. Обливина, главу Щелковского района Л.А. Твердохлебова и председателя Совета попечителей университета В.И. Мельникова с присвоением звания "Почетный мебельщик России".

Состоявшаяся встреча показала заинтересованность всех ее участников в дальнейшем развитии сотрудничества и взаимодействия, направленного на решение конкретных проблем, стоящих в условиях рыночной экономики как перед предприятиями мебельной отрасли, так и перед высшими учебными заведениями.

С.В. РАМАЗАНОВ


Международная конференция молодых учёных
«Леса Евразии в III тысячелетии»
 

Конференция состоится 26-29 июня 2001 г. в Московском государственном университете леса.

Организаторы:
Министерство образования РФ;
Министерство природных ресурсов РФ;
ФЦП «Интеграция»;
Московский государственный университет леса;
Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина РАН

Секции (рабочие направления) конференции:
1. Лесоведение и лесоводство.
2. Лесоустройство и лесная таксация.
3. Лесные культуры.
4. Лесное почвоведение.
5. Экология лесных сообществ.
6. Изучение и пути сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.
7. Охрана и защита леса.
8. Экологическая биотехнология в лесных экосистемах.
9. Социально-экономические вопросы управления лесами.
10. Лесные машины и экологически безопасные технологии в лесном хозяйстве.
11. Проблемы информатизации в лесном комплексе.
12. История и перспективы лесного образования.

Координаторы Международной конференции молодых учёных:
профессор А.С. Щербаков,
профессор С.Н. Рыкунин,
профессор О.А. Харин.

Доклады на конференции будут представлены молодыми (возраст до 33 лет) авторами (соавторами) научных работ. Допускаются как устные, так и стендовые сообщения. Оргкомитет оставляет за собой право отбора тезисов и их редактирования по согласованию с авторами. Для участия в конференции необходимо до 15 мая 2001 года предоставить тезисы (в печатном с подписями всех соавторов – 1 экз. и электронном виде) и анкету участника. В анкете указывается название доклада, фамилия, имя, отчество докладчика, место работы (учёбы), должность, научную степень, предлагаемый вид доклада и секцию, для иногородних потребность в жилье, адрес для переписки.

Организационный взнос – 100 рублей (включает в себя только организационные расходы), оплачивается при регистрации. Оргкомитет до 30 мая уведомит участников о принятии или отклонении тезисов по электронной почте. До начала конференции все тезисы будут представлены в интернете.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТЕЗИСОВ:

ПРИЧИНЫ СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ БУРОГО МЕДВЕДЯ В РОССИИ 

Кислейко А.А.,1 Благовидов И.А.2 

1ГНП «Беловежская Пуща», Беларусь, 2 Московский государственный университет леса, Россия. 

E-mail: ursus@ursus.urs.su 

Далее на 2 (две) страницы формата А4 с красной строки с интервалом 1,5 следует текст тезисов, включая при необходимости ссылки. Формат Microsoft Word for Windows. Шрифт - Times New Roman Cyr, размер 12 пунктов. Поля – 3 см с каждой стороны. Печатный вариант должен быть подписан всеми соавторами. В случае отсутствия следует указать причину.

Рабочие языки:

Русский, немецкий.

Экскурсии:

Во время проведения конференции будут организованы экскурсии на лесные объекты, а также участники конференции смогут познакомиться с историческими памятниками Москвы и Подмосковья.

Адрес оргкомитета:

141005, Московская область, г. Мытищи-5, 1-я Институтская, 1, МГУЛеса, доценту Мельнику Петру Григорьевичу.

Телефоны: (095) 588-55-48, 588-54-50.

Факс: (095) 586-80-12

E-mail: melnik@mgul.ac.ru, sls@ibpm.serpukhov.su.

 Деканаты Лесного факультета и факультета Ландшафтной архитектуры, профсоюзный комитет студентов и общественные организации МГУЛеса приглашают Вас на традиционный вечер встречи выпускников, который состоится 7 апреля 2001 года в 16.30 в актовом зале университета.   


Полезно ли искусство? 

Предлагаем вашему вниманию вторую часть беседы нашего корреспондента с директором студенческого клуба МГУЛеса С.В. ХАПРОВЫМ. 

- Какова конъюнктура на рынке развлечений студентов? Ведь классические пьесы воспринимаются ими как экзотика. Что действительно интересно современной молодежи?

- По опыту работы в театре "ФЭСТ" могу сказать, что молодежь очень разная. В репертуаре театра есть и классические, и современные трагедии и комедии, но у них всегда аншлаг. На серьезные постановки, как, например, трагедия "Мысль", меньше приходит людей, но все же приходят. И я, долгое время живя в общежитии, понял, общаясь со своими соседями-студентами, что серьезные спектакли ценятся и любимы не меньше, чем веселые аншлаговые вещи. Я думаю, что нужно находить какую-то золотую середину, чтобы и посмеяться, и поплакать.

По поводу репертуара клуба могу сказать, что пока это будут, в основном, развлекательные пьесы. В Древней Греции на три трагедии ставилась одна комедия. У нас будет наоборот - на три комедии одна серьезная постановка. Будем постепенно приобщать людей к тому, от чего мы в последнее время отошли в силу ряда причин. Я думаю, прежде всего, в силу непрофессиональности.

- Недавно читал интервью с режиссером одного из московских театров. Он утверждает, что современной публике нужно нечто конкретное, наглядное, простое. Сильные, грубые проявления чувств вместо тонких, едва уловимых душевных движений. Вы с этим согласны?

- В любом произведении, пусть даже простом и стремительно развивающемся, должно быть какое-то зерно, которое заставит не просто сидеть и смотреть, как убивают или хохотать от каких-то пошлых шуточек, но, прежде всего, задуматься над какими-то серьезными вопросами. Любое произведение должно нести в себе что-то такое, что могло бы изменить человека.

- Но вы планируете сделать уклон в сторону классических форм или в сторону современных упрощенных?

- Сложно сказать. Посмотрим. Те ребята, что у нас занимаются, обладают достаточным художественным вкусом. Наши артисты - не та публика, для которой работает упомянутый режиссер, но играть они должны, зачастую, как раз для такой публики. И в этом вся сложность. Однако я думаю, что мы найдем компромисс между всеми сферами, сторонами, оттенками, красками. Например, будем создавать КВН-студию, которая выступала бы за честь университета.

- Что вы лично предпочитаете смотреть по телевизору? Какие читаете газеты?

- Телевизор я, к сожалению, практически не смотрю. А газеты - самые разные. От "Известий" до "Московского комсомольца". Газет читаю очень много, потому что приходится долго находиться в дороге. Но иногда просто страшно подходить к газетным лоткам и читать заголовки. Одно прочтение названий статей уже вызывает какой-то беспорядок в голове, неприятные ощущения.

- Есть мнение, что в театральную студию приходят студенты, которые "перепутали" вуз и вместо гуманитарного пошли в технический, где очень скоро выяснилось, что учиться им скучно. И от этой скуки они пошли в театр. 

- Перепутали ли? Не знаю… Если по себе судить, то, учась на ФЭСТе, я шел на красный диплом, потом попал в театральную студию и сменил жизненные приоритеты. Но я думаю, что, если человек занимается наукой, какими-то техническими вещами, которые ему неинтересны, то ему будет тяжело, если он не найдет какую-то отдушину.

Но неверно думать, что все наши артисты - это люди, перепутавшие университет. Просто это ребята, которые хотят реализовать себя не только в науке, но и в сфере культуры. У многих выдающихся ученых были свои хобби, досуговые увлечения, тот же Эйнштейн замечательно играл на скрипке. Я думаю, что одно способствует другому. Есть мнение, что именно на стыке различных сфер деятельности рождаются самые гениальные открытия. Хотя некоторые из студентов, позанимавшись в театральной студии, действительно меняют профессию, бросают наш университет и поступают в другой. Но это уже частный случай.

- Не получится ли так, что для студента с приходом в театр учеба закончится? То есть он будет проводить время на репетициях, а не на лекциях, и все это закончится отчислением.

- Но я же закончил университет, одновременно занимаясь в студии. И не я один. А если серьезно, то театр, театр в хорошем смысле слова, очень дисциплинирует человека. Не зря в старину говорили, не работать в театре, а служить в театре.

- Первый тезис Оскара Уайльда об искусстве гласит: "Всякое искусство совершенно бесполезно…"

- Я недавно прочитал очень интересное произведение. Автор рассказывает, как в молодости взял книгу Шопенгауэра, прочел и пришел к выводу, что жить бесполезно. Причем эта идея была у Шопенгауэра настолько сильно раскрыта, что автор решил покончить с собой. И в беседе с другом он рассказал о бессмысленности жизни и о своем желании уйти, а друг спросил его, сколько сам Шопенгауэр прожил. Посмотрели в энциклопедии - семьдесят два года.

Так что не шутка ли это была? Ведь Оскар Уайльд сам немало занимался искусством.

- Вторая половина фразы звучала: "…но не бессмысленно". Но все-таки бесполезно.

- А что тогда полезно, можно спросить. Искусство создает, по-моему, такие удобства, такой душевный комфорт человеку, что бесполезно как раз говорить о его бесполезности.

 А. КОЛЕСНИЧЕНКО


ВНИМАНИЕ!
Все желающие петь приглашаются на занятия в открывающуюся в клубе
вокальную студию.

Организационный сбор состоится 28 марта в
72.15 в актовом зале Университета.

Дирекция клуба

 

СЛОВО О ЮБИЛЯРЕ 

Дело не в дорогах, которые мы выбираем, а внутри нас самих,
что позволяет нам выбирать дорогу.

О. Генри. 

29 марта у заведующего кафедрой мировой и отечественной культуры, профессора Алек­сея Михайловича ВОЛОБАЕВА юбилей - ему исполняется 60 лет. А это хо­роший повод для того, чтобы поговорить о хорошем человеке.

Энергия, ум, воля, трудолюбие Алексея Михайловича сделали его жизнь содержательной и интересной, заложив мощные творческие резервы на последующие годы. С юношеских лет он работает станочником на фабрике музыкальных инстру­ментов "Лира" и одновременно учится в Московском лесотех­ническом институте, где затем оканчивает аспирантуру и ус­пешно защищает кандидатскую диссертацию. После аспиранту­ры работает на факультете механической технологии древесины (МТД) научным сотрудником и ассис­тентом кафедры станков и инструментов, а в 1976 - 1990 гг. - доцентом кафедры теории и конструирования машин. С 1990 года по настоящее время Алексей Михайлович возглавляет кафедру мировой и отечественной куль­туры.

Будучи высококвалифицированным специалистом и талантливым педагогом, он успешно читает студентам курс техничес­кой эстетики и эргодизайна оборудования лесной отрасли. А.М. Волобаев - автор около 100 печатных работ, в том чис­ле учебника, учебных пособий и методических разработок, науч­ных статей. Он - участник 10 международных и всесоюзных выставок, имеет 26 авторских свидетельств на изобретения. Награж­ден двумя серебряными и одной бронзовой медалями ВДНХ СССР за внедренные разработки, а также медалями "Ветеран труда" и "850-летия Москвы"

Обаяние, эрудиция, прекрасные организаторские способ­ности "естественно вписали" Алексея Михайловича в бурную общественную жизнь института: в 1976 году он организовал детский клуб любителей искусства - "Клуб ЛИ", в 1979-м - Университет культуры МЛТИ - УНИКУМ, в 1990-м при его активном участии создается кафедра мировой и отечественной культура, а в 1995 году - музей МГУЛеса, директором которого он является.

Многие годы Алексей Михайлович был редактором факультетской газеты, постоянным автором, членом редколлегии, заместителем ре­дактора многотиражной газеты МЛТИ-МГУЛеса. Он также является членом редколлегии журнала "Деревообрабатывающая промышлен­ность".

Алексей Михайлович, в силу своей врожденной интеллигентности, обаяния, широты натуры и открытости, прекрасно ладит с людьми, о чем свидетельствует хорошая психологическая атмос­фера на кафедре, в составе преподавателей которой, что немаловажно в современных условиях, около 70 % молодежи,  некоторые уже защитили диссертации, другие являются активными аспиран­тами-соискателями.

Мы поздравляем нашего дорогого юбиляра и желаем ему звонкого, как весенняя капель, настроения, доброго здоровья, новых творческих успехов и сохранения навсегда присущего ему юношеского мироощущения!

Коллектив кафедры


Язык как средство общения 

"Вы опасный человек, - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок."

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения, и устроен таким образом, чтобы быть естественно усваиваемым, эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности.

Для того чтобы осуществить свое назначение, язык должен соответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию, предложение - суждению.

Язык приспособлен для целей коммуникации, но осуществляет коммуникацию только тогда, когда приводится в действие языковой механизм для создания конкретных высказываний. Поэтому следует говорить о   коммуникативном предназначении языка и коммуникативной функции речи.

Речь есть воплощение, реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), ситуативно обусловлена, вариативна, субъективна, произвольна и может быть определена по ее соответствию тем или иным условиям общения. К речи применима этическая (нормативная) оценка. Индивидуальный характер речи - один из основных признаков - проявляется в том, что она всегда осуществляется определенным лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых оно, по своему усмотрению, выбирает слова и структуры предложения.

Возможности субъективного варьирования речи не беспредельны. Речь должна быть понята адресатом. На этом основании можно устанавливать определенные правила речевой деятельности, соответствующие нормам языка, то есть национально специфичные правила речевого поведения - речевой этикет, который позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т.п.

Владение нормами языка, то есть культура речи, определяет правильность произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру мышления. Этой культуре мешает влияние диалектов, просторечия, жаргонов, необусловленных заимствований из других языков, словесных штампов и др.

В нестрого терминологическом смысле слово "жаргон" употребляется для обозначения искаженной, вульгарной, неправильной речи. В настоящее время исследователи отмечают активный процесс жаргонизации речи, особенно у молодежи. В молодежном жаргоне под влиянием средств массовой информации отмечается своеобразная "англизация", то есть основой становятся иноязычные заимствования. В результате - коверканье и того, и другого языков, когда вместо внятной речи звучит какая-то тарабарщина.

Значительный пласт жаргонной лексики составляют бранные и вульгарные слова. Сквернословие свидетельствует, прежде всего, о низкой культуре говорящего, и не только речевой, но и общей. Некоторые исследователи считают, что с возрастом увлечение жаргонами проходит. Однако, будучи явлением преходящим, жаргон все-таки может оставить (и часто оставляет) след в языковом развитии человека. Человеку, привыкшему смолоду к вульгарным, стилистически сниженным словам и выражениям, впоследствии трудно научиться правильно и грамотно излагать свои мысли.

Поскольку вульгаризация речи приобретает все более угрожающие размеры, на первый план выдвигается необходимость борьбы за ее чистоту. В основе этой борьбы лежит не огульное отрицание негативных речевых явлений, а разъяснение законов языка и правил речевого общения. Регулирующим аспектом при этом выступает понятие уместности речи, то есть строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата.

А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности". Думаю, что слова эти должен запомнить каждый студент и каждый преподаватель, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

  Старший преподаватель В.А. Макеева


Предсказания подтверждаются

Предсказанное мною ранее ("Вестник МГУЛеса" от 25.12.1998; "НГ-наука", № 3, 1999, с. 4 и "Химия и жизнь", № 9, 1999) существование нового гомологического ряда соединений общей формулы СnНn - получает все большее подтверждение. Уже получены соединения гидрогенизированных фуллеренов С72H72 и C2000H2000 ("Химия и жизнь", № 12, 2000). Интересно, что молекулярная масса последнего соединения вполне сопоставима с подобными показателями у полимеров, а, с другой стороны, синтезированный ранее полимер полиацетилен (CH)n также укладывается в наш ряд, включающий такие соединения, как триклан (с чередованием одинарных и двойных связей), тетраэдран С4Н4, призман C6H6, кубан C8H8... Получает полное подтверждение и предположение о наличии полупроводниковых и электропроводящих свойств у ряда представителей новой гомологии. К примеру, полиацетилен - типичный электропроводящий органический полимер. Вселяют оптимизм и отклики на работу, полученные из Англии, Из­раиля, от ученых России.

Другим приятным сюрпризом явилось подтверждение существования нового типа химических связей (дальнодействующих, а, следовательно, слабых ), о которых я писал в 1996 году ("НГ-наука", № 3) и более подробно в сборнике научных трудов Московской госакадемии прибо­ростроения и информатики (выпуск 4, 2000, с. 44-48). И если появившиеся вслед за этим публикации об обнаружении подобных связей учеными США ("Сайенс", от 10.04.I998) прозвучали как сенсация (длина связей оказалась равной 1000 А°; энергию связи оце­нить не удалось, так как она ничтожна), то последующие эксперименты по оценке длины связей в молекуле гелия Не2 дали соответственно значения 52 А° и 0,008 Дж/моль (длина обычных химических свя­зей лежит в пределах 1,5-3,0 А°, а прочность связи - несколько сотен Кдж/моль). Подробности о свойствах молекулы гелия можно почерпнуть из "Физикал ревью леттас", том 85, с. 2284, 2000 или из журнала "Химия и жизнь", № 2, 2001, c. I6). Возможно проявление подобных связей и в слоистых соединениях (графит, тальк, слюды, многослойные фуллерены).

Профессор Ю.М. Евдокимов


Веснушки   

У весны свои причуды.
И в энергии ее
Прячутся порой этюды,
Как рубины под землей.
А тебе она успела
Подарить свои веснушки.
Мало ли, что не хотела,
Принимай ее игрушки.
Посмотри
: то там, то тут,
Посчитай их пальчиком,
На лице твоем цветут,
Словно одуванчики.
Позавидует любой,
И большой, и маленький,
Как-никак всегда с тобой
Золотые капельки. 

В мае снег пойдет в Москве.
Ты начнешь на холод злиться,
Только он тебе в ответ
Тушь размажет на ресницах. 
Купол хрупкого зонта
Попадет в порывы ветра,
И красивые уста
Проклянут и то, и это.
И в прохладе тонкий стан
С приподнятыми плечами,
Как нечаянный изъян,
Просто съежится печально.
Как, однако, непроста
И изменчива столица.
Очень жаль, что красота
На глазах не сохранится.

Студент ЛФ. Дмитрий Марухненко

 

атель.