№ 12-13 (1636-1637), 28 июня 2001 г.

С днем рождения,
дорогой Анатолий Сергеевич!
 

2 июля юбилей проректора МГУЛеса по научной работе, заведующего кафедрой "Охрана труда и промышленное строительство", руководителя большой научной школы, академика Анатолия Сергеевича Щербакова.

Яркая и плодотворная научная, педагогическая и общественная работа Анатолия Сергеевича на протяжении всей его трудовой деятельности высоко оценена коллегами и государством. За разработку научных проблем и внедрение достижений науки и техники в области строительства и строительных материалов в 1982 году ему присуждена премия Совета Министров СССР. За внедрение своих научных разработок в условиях Крайнего Севера он удостоен премии Госстроя СССР. Его докторская диссертация была признана ВАК СССР лучшей работой года.

Под руководством Анатолия Сергеевича подготовлены 3 доктора и более 20 кандидатов технических наук. По результатам исследований им опубликовано свыше 220 печатных работ, в том числе 4 монографии, 12 учебников для вузов и техникумов, некоторые из которых переведены на иностранные языки, получены более 50 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Его разработки успешно внедрены в производство практически во всех уголках бывшего Советского Союза. Анатолий Сергеевич достойно представляет отечественную науку за рубежом.

В течение ряда лет академик А.С. Щербаков является членом Комитета по технической политике Союза лесопромышленников России, заместителем председателя Комитета по лесным ресурсам Союза научных и инженерных объединений России, членом Совета Государственной научно-технической программы "Комплексное использование и воспроизводство древесного сырья" при Минпромнауки РФ.

Что за чудесный родник, из которого юбиляр черпает силы и вдохновение?

Поэт в душе, из песенной Рязани, закаленный трудностями военного лихолетья, он с юности тяготел к наукам. Природные способности и упорный характер привели его в студенческое братство МЛТИ. Через 5 лет с дипломом инженера-технолога Анатолий Сергеевич постигал экономику планового производства в должности мастера, а затем начальника цеха.

В 1964 году аспирант кафедры строительной механики Анатолий Щербаков навсегда отдал "руку и сердце" Ее Величеству Науке. Первым подтверждением тому стал диплом кандидата технических наук.

Продолжая разрабатывать новые эффективные строительные древесно-цементные композиционные материалы и конструкции на их основе, Анатолий Сергеевич успешно передавал свой богатый опыт студентам и аспирантам и в 1973 г. получил аттестат доцента. Его назначили начальником научно-исследовательского сектора МЛТИ, ведь, как говорится, ученый без практики, что пчела без меду.

25 июля 1976 года, ровно 25 лет назад, А.С. Щербакова избрали на должность заведующего кафедрой "Охрана труда", и уже на протяжении четверти века Анатолий Сергеевич выполняет одну из основных концепций безопасности жизнедеятельности - создание творческого и психологического комфорта в коллективе.

В 1979-м Анатолий Сергеевич стал "отцом родным" для пятисот студентов-фаповцев - его избрали на должность декана факультета автоматизации и комплексной механизации древесных пластиков и плит (ФАП).

Но погружение в учебные, моральные и материальные проблемы студенчества, ставшее периодом максимальной отдачи душевных сил, не приостановило появление еще одного научного детища А.С. Щербакова - докторской диссертации.

С 1986 года Анатолий Сергеевич является проректором по научной работе.

А.С. Щербаков всегда следует народной мудрости: "Быть учителем, перестав быть учеником, - невозможно". Он постоянно совершенствуется как в зарубежных, так и в российских вузах. Кажется, сделанного им хватило бы на несколько жизней.

Такая же самоотдача и в личной жизни. Заботливый сын, муж, отец, дед! Анатолий Сергеевич вырастил двух замечательных сыновей - известного поэта и ученого-физика.

Доброжелательность, талант, щедрость ума и сердца нашего юбиляра - не в этих ли качествах ключ к успеху?

В этот знаменательный день мы желаем счастья Вам, Анатолий Сергеевич, крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Коллеги и друзья


Дорога крепится к небу

  тысячелетии", заметил, что в рамках ее работы не запланировано ни одного доклада о великолепных работах, выполненных в стенах МЛТИ, которые можно было бы отнести к лесным технологиям будущего. Я имею ввиду разработки по кафедре лесной таксации и лесоустройства с использованием новых направлений работ для леса, которые выполнил в 60-е годы заведующий этой кафедрой, доцент, кандидат наук Виктор Михайлович Пикалкин вместе со своими единомышленниками.

Мало кому известно, что, обладая опытом и знаниями в области применения летательных аппаратов легче воздуха, а точнее, их привязного класса (аэростаты), Виктор Михайлович выполнил таксацию лесов в одной из самых больших областей Союза - Кировской - всего за считанные недели, облетев её с воздуха.

Сегодня мало кто из учёных знает, что, благодаря исследованиям, проведенным в предгорьях Кавказа в Хадыженском леспромхозе Краснодарского края, он доказал, что заготовка 1 м3 древесины с использованием разработанной им прогрессивной технологии обходится в 2-2,5 раза дешевле, чем с применением традиционных технологий при прочих равных условиях. Об этих успехах ученых Лестеха было доложено на самом высоком международном уровне, а их экспериментальное подтверждение было выполнено на полигоне в Камшиловке. Однако, к сожалению, промышленного развития эти идеи не получили.

Как заметил тогда главный инженер ЛПХ "Дружба": "Куда же я дену людей, если не нужны трелевочные трактора, челюстные погрузчики, автопоезда, дорожно-строительная техника, автоцистерны для завоза углеводородного топлива?!" Ответ был прост: "Плати ту же зарплату, но сократи рабочий день (конечно, при этом часть рабочих должна быть переучена). Чем не коммунистический труд, да еще в 2 раза эффективнее?"

В итоге лес вывозили вертолётами, чем удорожили 1м3 древесины для потребителя в 5,6 раз! При том что использование вертолёта не освобождает ЛПХ от применения соответствующей техники на лесосеках.

После ухода из жизни Виктора Михайловича всё вернулось на круги своя, в то время, как в архивах кафедры таксации лежали студенческие дипломы, позволяющие не только механизировать труд по сбору семян с элитных деревьях, но и эффективно ликвидировать возгорания в тайге с использованием аэростатических носителей и соответствующих инструментов. Достаточно напомнить подготовленный в то время в институте отчёт, в котором говорилось, что аэростатическая технология позволяет двум-трем операторам осуществлять эффективный сбор элитных семян плюсовых деревьев в древостое, вместо армии верхолазов-альпинистов, которые обходятся любому ЛПХ в копеечку, не говоря уже о безопасности и качестве работ.

Единомышленники В.М. Пикалкина не бросили аэростатическую технологию (АТ), продолжив её развивать и расширять применительно к иным областям знания. Сегодня АТ может быть эффективно использована в 15-18 отраслях народного хозяйства с отработанными технологиями по управлению эффективно вписывающейся в традиционные "земные" технологии "Установкой по АТ". Аналитическое и физическое масштабное моделирование подтверждают это.

Но  вернёмся к привязным аэростатам, ибо управляемые аэростаты, то бишь дирижабли, в 50 раз(!) дороже привязных систем. Кроме того, рассматриваемые здесь задачи народного хозяйства эффективнее решаются привязными системами АТ.

В самом деле, зачем использовать, к примеру, шагающую металло- и энергоёмкую технику, если привязная АТ-система решает эту же задачу эффективнее?! Наглядным примером этого являются и ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Спитаке, селя на реке Баксан при Эльбрусе, пожаров (и не только в Сибири, а и в Подмосковье, когда Москва летом 1972 года была буквально в дыму) и сотни иных примеров.

Взять хотя бы профилактику природных катастроф (схода лавин, селей, камнепадов, и др.) Оказывается, от АТ- заготовки древесины вплотную зависит и профилактика наводнений.

Было доказано, что окупаемость АТ-установки находится в пределах до 4-х месяцев, но, пожалуй, самое важное, что для использования такой системы не требуется специальных затрат на её создание, так как достаточно тех средств, которые уже запланированы в бюджете на те же цели. Точнее, нужна лишь часть от уже выделенных финансовых средств и ресурсов, которая, согласно экспертным оценкам, составляет порядка 20% от уже запланированного, а при форсировании работ - до 30% без ущерба для дела. И это, напомню, при окупаемости в пределах 2-4-х месяцев с момента начала работы АТ-системы.

Перечислять все операции, работы, объекты, где может быть использована аэростатическая технология можно долго, но достаточно прочитать аннотацию "Способ перемещения различных грузов и людей на значительные расстояния в условиях полной недоступности для наземной техники", разработанную ТОО "Аэростатические системы и технологии", и взглянуть на созданную масштабную модель установки по АТ, то есть, по сути, на "дорогу, которая крепится к небу"

Подтверждением этого служат и пионерские разработки ученых МЛТИ под научным руководством Виктора Михайловича Пикалкина, в которых мне довелось принимать участие.

Эксперт ВНИИГПЭ Госкомподиза,
руководитель патентных бюро, в том числе в
лесной отрасли
Г.П. Кондратьев


ДО СВИДАНИЯ, ВЫПУСКНИКИ!

Пять лет пролетели незаметно, как один день. Что и говорить, студенческие годы - самая счастливая пора. Пора надежд, любви, преданной дружбы, которая зародилась в стенах нашего замечательного университета. Эта дружба являлась опорой в самых трудных жизненных ситуациях для каждого студента, а их было немало. И все это время они вместе делили горе и радость. Безусловно, счастливых моментов было гораздо больше. Воспоминаниями о них с нами, первокурсниками, и поделились студенты 5-го курса специальности "Лингвист-переводчик".

Благодаря дружеской атмосфере, а также времени,  проведенному в нашем университете, он стал для них вторым домом. Здесь каждый новый студент, вчерашний школьник, с первых же дней обучения смог почувствовать себя взрослее, окончательно перешагнуть порог детства и проявить себя как личность.

Именно в университете человек может в полной мере ощутить свой творческий, духовный и интеллектуальный рост, общаясь в интересной среде, тем более, что возможности для такого развития ему здесь предоставлены, благодаря заботе преподавателей и сотрудников Лестеха. С теплотой говорят выпускники обо всех преподавателях, которые принимали самое деятельное участие в процессе подготовки будущих специалистов. Студенты с восторгом рассказывали, как встречали Рождество, снимали фильм об университете, участвовали в представлении для выпускников, ставили сценки, посвященные 8 Марта.

Не обошлось и без негативных моментов. В частности, сожалеют они о том, что не имели возможности изучать латинский язык. Как сказала одна из пятикурсниц: "Каждый квалифицированный лингвист должен знать латинский язык, потому что латынь - основа всех языков". Огорчает и то, что кафедра перевода находится в таком плачевном состоянии и расположена в общежитии.

Из-за большой нагрузки 5-й курс оказался самым тяжелым для лингвистов. И к тому же не каждый даже самый усердный студент выдержит 7 экзаменов в течение месяца. Несмотря на это, пятикурсники нашли время на то, чтобы принять участие в подготовке представления, посвященного их выпуску. В нем участвовали разные курсы, но особенно хочется отметить выступление студентов группы РП-11, чьим художественным руководителем являлась Татьяна Павловна Уварова. По словам выпускников, много лет принимавших участие в подобных мероприятиях, представление было вполне профессиональным и интересным. Замечательно, что преподаватели кафедры перевода проявляют живое участие в творческой жизни своих студентов.

Напоследок выпускники пожелали первокурсникам и будущим студентам терпения, оптимизма, упорства, преданности своей профессии. Они искренне надеются, что мы используем все возможности, которые предоставляет нам университет.                                                                              

 Студентка 1-го курса  А.КОРОТАЕВА


         ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА УНИВЕРСИТЕТА

 На состоявшемся 1 июня заседании Совета университета обсуждался вопрос "О работе и перспективах развития факультета электроники и системотехники".

 Выступивший с докладом декан факультета О.Н. Новоселов отметил, что основной задачей факультета, на котором в настоящее время обучаются около 1000 студентов, является обеспечение высокого качества подготовки специалистов, обеспечение их конкурентоспособности по сравнению с выпускниками ведущих российских и зарубежных вузов, адаптации обучения с учетом приоритетных направлений развития науки и промышленности.

Каждая выпускающая кафедра сосредоточилась на подготовке по своему профильному бакалаврскому направлению и соответствующей специальности. Это позволило скоординировать учебные планы по фундаментальным и общетехническим дисциплинам и укрупнить лекционные потоки.

Планка рейтинга при переходе бакалавров на программу инженерной подготовки после 4-го курса поднята до 80 баллов при 100-балльной шкале, что соответствует учебе, в среднем, на четверки без пересдач. За пять лет существования и постепенного повышения порогового рейтинга произошло повышение успеваемости к 4-му году обучения, вместе с тем, обеспечен дополнительный приток денежных средств в наш вуз за счет перевода на контрактную форму инженерной подготовки на 5-6 курсах.

В целом факультет реализовал многоступенчатую структуру высшего образования, обеспечивающую каждому лицу со средним образованием возможность получить неполное (бакалавр) или полное (дипломированный инженер) высшее образование при широком выборе специальностей, специализаций, программ (включая индивидуальную) и сроков обучения, а также высшую квалификацию (кандидат и доктор наук).

В настоящее время упор в подготовке специалистов сделан на информатику, вычислительную технику, программирование, управление, информационно-измерительную технику, то есть на самые дефицитные специальности, пользующиеся наибольшим спросом во всех сферах современной хозяйственной, промышленной, финансовой и другой деятельности организаций и предприятий всех форм собственности.

Подготовка специалистов ведется на 11 кафедрах, 4 из которых являются базовыми. Практически на всех кафедрах научные исследования сконцентрировались на наиболее значимых направлениях. Созданы 8 филиалов кафедр на ведущих предприятиях ракетно-космической отрасли, в том числе в ЦУПе, ЦНИИМаше, РКК "Энергия".

 

Только за последние два года преподавателями факультета защищены две и подготовлены к защите еще две докторские диссертации. Большую работу по подготовке кадров высшей квалификации выполнили кафедры электроники и микропроцессорной техники (заведующий - профессор В.Г. Домрачев) и физики (заведующий - профессор В.Н. Харченко).

Существенно возрос прием в аспирантуру и количество защит кандидатских диссертаций. В настоящее время на ФЭСТе 61 аспирант. За последние два года защищены 6 кандидатских диссертаций.

Вновь получена лицензия для выполнения хоздоговорных работ по заказам Российского авиационно-космического агентства, что характеризует высокий уровень разработок. При ФЭСТе работает Институт космических информационных систем.

В то же время, Олег Николаевич отметил отдельные недостатки в работе факультета, в том числе необходимость мер по интенсификации самостоятельной работы студентов и повышению уровня их подготовки по фундаментальным дисциплинам. Из-за нехватки финансирования недостаточно обновляется лабораторная база практически всех кафедр, слабо стимулируется написание и издание учебно-методической литературы. Имеются большие трудности с организацией и проведением производственных практик на предприятиях. Не отвечает современным требованиям документооборот, остающийся преимущественно бумажным.

          С содокладом по указанному вопросу выступил председатель комиссии по проверке работы ФЭСТа декан вечернего факультета В.А. Макуев. Согласившись с основными положениями доклада О.Н. Новоселова, Валентин Анатольевич отметил, что на факультете выработана стратегия дальнейшего поступательного развития, имеющая целью подготовку грамотного специалиста.

По итогам обсуждения данного вопроса Совет принял соответствующее решение.

Кроме того, было принято решение Совета "О воспитательной работе со студентами МГУЛ". Этот вопрос, как отметил ректор университета А.Н. Обливин, чрезвычайно актуальный в настоящее время, обсуждался на одном из предыдущих заседаний, вызвав интерес практически всех его участников. Тогда по докладу декана гуманитарного факультета В.В. Фролова развернулась оживленная дискуссия, в которой приняли участие председатель Совета ветеранов университета Н.И. Лебедев, директор библиотеки Л.П. Прокофьева, декан ФЭСТа О.Н. Новоселов, заведующая кафедрой экономической теории Е.И. Вадейко, заведующий кафедрой прикладной математики Ю.А. Демьянов, главный редактор СМИ С.В. Рамазанов и многие другие.

В результате подготовленный проект решения был существенно скорректирован и дополнен. В нем подчеркнуто, что в последнее десятилетие российское общество переживает системный кризис, который проявляется во всех сферах общественной жизни. Его выражением в образовании и, в частности, в МГУЛеса является снижение уровня нравственности и культуры значительной части студентов. С учетом этого фактора в университете постоянно проводится воспитательная работа со студентами, которая опирается на сложившуюся систему воспитания, действующую по двум взаимосвязанным направлениям: через учебный процесс и внеаудиторную работу.

Стержнем этой системы является гуманитарный факультет, коллектив которого на базе семи кафедр гуманитарного профиля ведет большую воспитательную работу со студентами через учебный процесс. Направляющую и координирующую роль в этом процессе играет ученый совет факультета, на заседаниях которого на основе приказов и инструктивных писем Минобразования, решений ректората МГУЛа систематически рассматриваются актуальные вопросы мировоззренческой, нравственной и культурологической подготовки студентов, методологии и методики преподавания гуманитарных дисциплин и воспитательной работы.

В процессе преподавания гуманитарных дисциплин (прежде всего философии, истории, социологии и др.) особое внимание уделяется формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, общей культуры и культуры поведения. При этом коллектив, ученый совет гуманитарного факультета исходят из положения, закрепленного в законодательстве Российской Федерации, что Российское государство, система высшего образования носят светский характер, и поэтому преподавание гуманитарных дисциплин ведется на базе научного мировоззрения. Это мировоззрение, основанное на принципах материализма, дает возможность в анализе природных и социальных явлений исходить из естественных, материальных причин.

Значительная работа со студентами проводится по воспитанию высокой нравственности и культуры. Это делается коллективами кафедр мировой и отечественной культуры, философии, русского языка, права, педагогики и психологии, а также всеми другими кафедрами университета. Так, преподавателями кафедры русского языка на страницах газеты "Вестник МГУЛ" проводится акция "Чистое слово", раскрывающая красоту русского и других языков, в библиотеке университета систематически экспонируются выставки новой литературы, тематические выставки книг и журналов по различным направлениям культуры и техники, устраиваются встречи с писателями, поэтами и профессорами МГУЛ. В год 55-летнего юбилея Победы советского народа в Великой Отечественной войне Советом ветеранов университета были проведены встречи студентов с участниками войны.

Определенная работа в университете ведется по патриотическому воспитанию студентов. Это чрезвычайно важное направление обеспечивают как кафедры гуманитарного факультета, так и другие кафедры университета, а также военный факультет. Совет ветеранов, библиотека, клуб. Основой патриотического воспитания является отечественная история, философия, культура. В этом плане в курсе отечественной истории рассматривается героическое прошлое народов России, в курсе культурологии раскрывается роль национальной культуры, в курсе философии - патриотические идеи русских и других философов. Коллектив военного факультета, занимаясь со студентами, показывает патриотические традиции в вооруженных силах. На кафедрах естественнонаучного цикла делается акцент на достижениях отечественных ученых.

Заметное место во внеаудиторной воспитательной работе со студентами занимает работа клуба, под эгидой которого проводятся интересные общеинститутские мероприятия: День знаний, вечер первокурсника, новогодний вечер, факультетские вечера. Так, в прошедшем семестре были проведены два вечера гуманитарного факультета, рок-фестиваль, концерт отделения ритмики кафедры физвоспитания и спорта и другие мероприятия.

Положительное  влияние  на воспитание  студентов  оказывает университетская газета "Вестник МГУЛ", на страницах которой раскрываются значение научного мировоззрения, нравственности и культуры поведения, дается объективная информация о деятельности администрации, кафедр и общественных организаций университета, материалы об истории МЛТИ-МГУЛеса, воспоминания ветеранов университета о Великой Отечественной войне.

Вместе с тем, в воспитательной работе со студентами имеется проблем.

- Не все кафедры университета уделяют должное внимание формированию научного мировоззрения. Так, на кафедре мировой и отечественной культуры часть преподавателей рассматривает религию в качестве мировоззренческой основы преподавания и реализует этот подход в работе со студентами.

- В учебном процессе преподавателями университета, деканатами уделяется недостаточное внимание воспитанию нравственности, общей культуры и культуры поведения.

- Часто на лекциях и практических занятиях остается нераскрытой роль отечественных ученых в развитии науки и техники, а также роль научных школ МГУЛеса.

- Требует активизации работа клуба по развитию студенческой самодеятельности.

- Заведующие кафедрами, профессора и преподаватели университета недостаточно активно обсуждают на страницах "Вестника МГУЛ" мировоззренческую, культурологическую и нравственную проблематику.

- В зданиях университета много курящих студентов, часто встречаются лица, не имеющие отношения к университету.

          В постановляющей части решения намечены конкретные меры по преодолению этих недостатков и совершенствованию воспитательной работы в университете.

С.В. РАМАЗАНОВ

ИТОГИ ДЕКАНСКОГО СОВЕЩАНИЯ

На состоявшемся 25 июня деканском совещании обсуждался вопрос об организации на базе дендроучастка университета дендрологического сада.

Выступивший с информацией по данному вопросу заведующий кафедрой селекции, генетики и дендрологии Г.А. Курносов отметил, что в настоящее время все российские лесотехнические вузы располагают дендрологическими или ботаническими садами, которые по своей структуре и со­ставу коллекции видов древесных растений отвечают требованиям, предъявляемы­м к учреждениям подобного рода. Многие вузы ведут работы по сохранению, ре­конструкции и расширению своих коллекций. Эти ботанические сады, как правило, представляют собой закрытые для свобод­ного посещения территории. Наблюдение и уход за коллекцией осуществляется научными работниками с привлечением постоянных и сезонных рабочих.

В нашем ву­зе подобные функции возложены на кафедру селекции, генетики и дендрологии. Силами преподавателей кафедры и студентов заложен дендроучасток, который обеспечива­ет каждодневные потребности учебного процесса. В течение учебного года кафедра, помимо систематического ухода за коллекцией, совместно с управлением по инженерному обеспечению ор­ганизует массовую уборку территории дендроучастка. Только в 1999-2000 учебном году на эти цели было затрачено более 400 человеко-дней.

Существующая коллекция на­считывает сегодня около 40 видов хвойных растений и 170 видов покрытосеменных. Воз­раст самых старых деревьев составляет более 40 лет. В то же время, состав коллекции не обеспечивает полностью потребно­сти учебного процесса. Так, учебной программой по курсу дендрологии для студентов специальностей 260400 - "Лесное хозяйство" и 260500 - "Садово-парковое и ландшафтное строительство" предусмотрено изучение порядка 65 семейств дре­весных и кустарниковых растений. Поэтому значительное время при проведении лабораторных занятий и учебных практик отводится для работы на внешних натурных объектах, наиболее важ­ными из которых, с точки зрения учебного процесса, являются Ботанический сад МГУ им. Ломоносова, Главный ботанический сад России, Бирюлевский лесопарк, селекционно-дендрологический сад им. А.С. Яблокова, национальный парк "Лоси­ный остров".

Несмотря на явную недостаточность нашей коллекции, близость дендроучастка к учебным корпусам и круглогодичная доступность делают его важным звеном учебного процесса и украшением территории университета. Однако отсутствие охраны и нормального ограждения превратили "лабораторию под открытым небом" в раз­влекательный объект. Местное население активно ис­пользует территорию участка для отдыха, заготовок новогодних елей и других ви­дов деятельности. Сотрудникам кафедры, большинство из которых женщины, дос­таточно часто приходится призывать таких посетителей к порядку.

Геннадий Анатольевич подчеркнул, что работа по организации дендрологического сада на территории МГУЛа требу­ет значительных усилий не только со стороны кафедры селекции, ге­нетики и дендрологии. Без активной помощи факультета и университета эта работа не может быть выполнена на надлежащем уровне.

В качестве первоочередной меры предлагает­ся привести в порядок территорию дендроучастка, так как при организа­ции охраны и установке ограждения его можно достаточно быстро привести в надлежащий вид силами студентов и преподавателей, а затем уже пополнять коллекцию древесных и кустарниковых растений.

В результате состоявшегося обсуждения, с целью реализации предложенного плана создания дендрологического сада решено ввести должность его заведующего, который на профессиональной основе займется всеми организационными вопросами.


Интернет — глобальная компьютерная сеть 

Сегодня мы не станем обращать наш взор в глубины прошлого века к моменту рождения глобальной компьютерной сети, называемой ныне Интернет. Для начинающих полезнее понять ее суть. Кроме того, мы познакомимся с локальной вычислительной сетью МГУЛеса как основой единого информационного пространства университета. Здесь же вы найдете предельно краткую инструкцию, как начать работать в Интернете.

Любая компьютерная сеть — это два или большее количество компьютеров, соединенных друг с другом каналами связи. По своим масштабам сети делятся на три основных класса: глобальные (ГВС), региональные и локальные вычислительные сети (ЛВС). Нас будут интересовать только ГВС и ЛВС.

Интернет — глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь Земной шар и объединяющая более 20-ти миллионов компьютеров.

Университетская сеть МГУЛа — локальная сеть, к которой подключено около двухсот компьютеров, расположенных в разных зданиях на территории нашего вуза, во многих подразделениях которого имеются свои внутренние ЛВС, состоящие из двух-трех компьютеров, например сети кафедры ИИС, Сертификационного центра МГУЛа и кафедры сертификации. На кафедре автоматизации и управления в сеть включены около 15-ти компьютеров. Как правило, ЛВС каждого подразделения имеет соединение с университетской ЛВС.

Основное назначение любой сети — сделать доступными для ее пользователей ресурсы компьютеров, включенных в сеть. Под ресурсами сети следует понимать ресурсы аппаратные и ресурсы информационные. Аппаратные ресурсы — отдельная тема, которая получит свое развитие в одной из будущих статей нашей рубрики.

Информационные ресурсы — это, в первую очередь, разнообразные хранилища информации, например: каталог библиотеки МГУЛеса (сетевой адрес: http://catalog.mgul.ac.ru/lib/) и виртуальная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова (http://www.lib.msu.ru). Но если библиотека МГУЛа доступна в рамках локальной сети университета и поэтому является нашим внутренним университетским ресурсом, то виртуальная библиотека МГУ — ресурс, доступный нам через Интернет.

Основой структуры сети Интернет является множество компьютеров, расположенных по всему миру и связанных между собой каналами связи. Такие компьютеры обычно называют узлами, серверами или host-компьютерами. Все три названия можно считать синонимами. Каждый узел обычно связан каналами связи с несколькими другими узлами, образуя тем самым подобие сети, охватывающей весь Земной шар. Одним из основных назначений узлов является организация передачи данных по сети. Для этого каждый компьютер имеет свой уникальный адрес.

Каналы связи обеспечивают передачу данных между интернет-узлами с очень высокой скоростью и на большие расстояния. В зависимости от расстояния и характера местности между узлами эти каналы могут быть созданы на основе оптоволоконных кабелей, радиорелейных линий или космических радиорелейных линий. Например, в Москве почти все узлы связаны друг с другом оптоволоконными кабелями (в том числе и Интернет-центр МГУЛеса), а их связь с Новой Зеландией осуществляется на одном из участков канала через спутник связи.

К узлам подключаются компьютеры пользователей сети, тех самых, ради удовлетворения потребностей которых сеть и создавалась. Обычно пользователи подключаются к узлам по обычным телефонным линиям через местную телефонную сеть с помощью относительно медленных устройств приема-передачи данных — модемов. В нашем университете и во многих других крупных организациях есть свои собственные узлы, к которым пользовательские компьютеры подключаются не с помощью модемов, а через быстродействующие ЛВС, что обеспечивает, несомненно, лучшую связь. Любой пользовательский (конечный) компьютер, подключенный тем или иным образом к узлу, становится полноправным членом глобальной сети.

Для доступа к информационным ресурсам Интернета существует ряд сервисов. О наиболее популярных из них речь пойдет в одной из ближайших статей. Сегодня мы рассмотрим только один — WWW (World Wide Web — всемирная паутина).

Существует несколько основных способов хранения информации в сети и соответственно методов доступа к ней. Они определяются видом сервиса. Наиболее простым способом с точки зрения его освоения и использования начинающими пользователями является гипертекст, который является основой WWW.

Гипертекст — это множество документов, соединенных между собой специальными ссылками. Каждому документу присвоен свой уникальный адрес в сети, который состоит из двух частей: адреса компьютера, на котором он находится, и его полного имени на этом компьютере. Каждый документ может ссылаться на несколько других документов по их адресам на том же самом узле, где он сам находится, и на документы, расположенные где-то в сети на других узлах.

Гипертекст можно уподобить некой виртуальной сети, где в каждом узле находится один документ, а каждая гиперссылка — связь между двумя узлами.

Гипертекстовые документы, логически связанные непосредственно друг с другом и объединенные в рамках одного проекта, называются виртуальными серверами или сайтами. Например, сайт кафедры сертификации (адрес: http://www.mgul.ac.ru/info/fest/certif),  сайт газеты "Вестник МГУЛеса" (адрес: http:// mgul.ac.ru/info/vestnik) или сайт журнала "За рулем" (адрес: http://www.zr.ru). Указанные адреса относятся к главным страницам перечисленных выше сайтов. Если же в рамках проекта существует только один документ, то его обычно называют виртуальной страницей или просто страничкой.

Название "виртуальный" происходит оттого, что юридическое или физическое лицо, владеющее сайтом, обычно не имеет своего интернет-сервера для его размещения и поэтому прибегает к услугам специальной фирмы — провайдера (поставщика услуг). Провайдер имеет свой собственный host-компьютер и предоставляет на нем место большому количеству своих клиентов для размещения их ресурсов (отсюда название услуги — хостинг). Такое разделение функций связано с тем, что обладание Интернет-узлом — дело довольно дорогое и технически сложное, требующее наличия высококвалифицированного персонала.

Официальный сервер нашего университета (его адрес: http://www.mgul.ac.ru) размещен на host-компьютере Интернет-центра.

С появлением гипертекста в середине 90-х годов резко упростилась организация работы пользователей с информацией в сети. Если раньше пользователям для доступа к информации приходилось знать основы операционной системы UNIX, под управлением которой работает большинство узловых компьютеров сети, то теперь все, что нужно пользователю для доступа к информации, это загрузить на своем компьютере специальную программу. Такие программы имеют обобщенное название — web-броузеры (web-browser) — "просмотрщики". Они имеют интуитивно понятный пользовательский интерфейс и могут быть легко освоены любым начинающим пользователем персонального компьютера.

Наиболее распространенным броузером в настоящее время является Internet Explorer (IE), входящий в состав Windows 98 и других современных вариантов Windows. Также остается популярной и другая программа — Netscape Navigator, появившаяся раньше семейства Internet Explorer фирмы Microsoft.

Для загрузки IE необходимо на панели задач Windows 98 нажать кнопку "Пуск", выбрать в меню пункт "Программы" и из появившегося списка программ выбрать Internet Explorer. Сразу после загрузки IE вы можете набрать в поле "Адрес" адрес нужного вам сайта. Например, для попадания на официальный сервер МГУЛа вам необходимо ввести его адрес: http://www.mgul.ac.ru и нажать на клавишу Enter. Через мгновение на вашем экране появится страница с новостями сервера. Справа от текста новостей будет меню — список разделов сервера университета, с помощью которого вы легко сможете перейти к любому из них простым щелчком мыши по его названию.

Для начала мы бы посоветовали вам заглянуть на раздел "Пользователям ЛС МГУЛ", где вы найдете для себя немало полезной информации, особенно на первых порах, пока будете осваивать Интернет. На этой странице будут помещаться краткие и доходчивые инструкции по работе в Интернете, все статьи данной рубрики. И в дальнейшем не стоит забывать о ней, так как с ее помощью вы сможете получать новейшие и лицензионно чистые версии антивирусных программ Dr.Web и AVP, причем совершенно бесплатно. Но не только это - всего не перечислить.        

Если ваш компьютер подключен к локальной сети университета или имеет выход в Интернет через модем, то на нем уже установлен и Internet Explorer. В противном случае, вы можете придти к нам в Интернет-центр (ком. 110) и попробовать поработать в сети на нашем компьютере.

Мы поможем вам сделать первые шаги в сети, научим всем премудростям поиска нужной вам информации. Благодаря этому вы приобретете еще одну степень свободы в своей профессиональной деятельности, ведь в Интернете можно найти практически все. Только работайте!

По вопросам, связанным с материалами всех статей в нашей рубрике, вы можете обращаться к их авторам, а также к сотрудникам Интернет-центра Д.В. Виноградову (vinogradov@mgul.ac.ru) и И.И. Гизбрехту (webmaster@mgul.ас.ru)  

Доцент кафедры прикладной математики, ведущий инженер ИЦ МГУЛа
Д.В. Виноградов


Так держать 

Студенты разных специальностей МГУЛеса постоянно обращаются в университетский Интернет-центр. Уровень услуг, предоставляемых там потребителям, позволяет говорить о преподавателях и персонале этого подразделения как о мастерах своего дела. Несмотря на экономические сложности, которые испытывает МГУЛ, сотрудники центра приятно удивляют доверительным отношением к студентам, аспирантам и преподавателям. Здесь всегда можно получить исчерпывающую консультацию по работе с компьютерными программами и Интернетом. Особенно сильное впечатление на студентов и сотрудников производит недавно появившаяся возможность непосредственного общения с экипажем Международной космической станции в режиме реального времени через Интернет.

Основная заслуга в установлении и поддержании благожелательного климата в центре, безусловно, принадлежит его руководителю Юрию Владимировичу Барахнину, который организовал и поддерживает работу всего персонала на высоком профессиональном уровне. Конкретная помощь, которую оказывают сотрудники компьютерного центра в решении текущих задач, позволяет преподавателям оперативно решать проблемы, связанные с обработкой своих материалов. В этой связи хочется особо отметить ведущего сотрудника центра И.И. Гизбрехта,  который всегда готов оказать помощь по всем вопросам, связанным с компьютерной техникой.

В заключение хотелось бы пожелать коллективу нашего Интернет-центра и в будущем сохранять на такой же высоте уровень своей работы и поддерживать атмосферу доброжелательного отношения к людям. 

Доцент кафедры физической культуры и спорта В.В. ЗОБКОВ


Бухгалтер будущего-2001

"Кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить, как слепой в потемках, наугад, и не миновать ему больших убытков". Этими словами великого мыслителя Луки Пачоли открылся финальный этап студенческого конкурса "Бухгалтер будущего-2001", проходивший 23 мая в Государственном Кремлевском Дворце. В ходе проведения конкурса более 10 тысяч анкет с вопросами по бухгалтерскому учету и налогообложению были распространены среди студентов 20 ведущих экономических вузов столицы, в их числе - экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Всероссийская государственная налоговая академия при МНС РФ, Финансовая академия при Правительстве РФ.

Перед жюри конкурса, в которое вошли главный редактор журнала "Московский бухгалтер" Ю. Виткина, главный редактор издательства "Бератор-пресс" А. Стариков, заместитель руководителя службы документальных проверок УФСНП РФ по г. Москве Д. Лукин, начальник консультационной службы МНС РФ Ю. Лавренов и руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы "1С" А. Харитонов, стояла непростая задача - определить лучших из лучших. Тем приятнее отметить, что представлявшая МГУЛеса студентка 5-го курса факультета экономики и внешних связей Е. Тришечкина заняла третье место, что наглядно свидетельствует о высоком уровне подготовки и знаний, полученных благодаря преподавателям нашего вуза и, в первую очередь, преподавателям кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.

Финальная часть конкурса проходила в несколько этапов. Сначала было проведено тестирование 30 участников, при этом задавались вопросы на сообразительность и знание истории бухгалтерского учета. В заключительный этап вышли 10 человек, которым задали по три вопроса, после чего были определены три победителя.

Всем 30-ти финалистам конкурса будет предложена работа в фирмах "Бератор-Пресс", "Русаудит. Дорохов, Евсеев и партнеры", "Интеллект-сервис", а также в консультационной службе МНС РФ. Четырнадцать финалистов получили бесплатную подписку на журнал "Московский бухгалтер". Финалисты, занявшие второе и третье места (ими стали, соответственно, В. Дегтярев из Финансовой академии при Правительстве РФ и Е. Тришечкина), получили компьютеры, а победитель конкурса - студент Финансовой академии Д. Квитко - отправится в Испанию на международный семинар "Новое в бухгалтерском учете".

Студентка 5 курса ФЭ и ВС Т. Бибикова


Памяти ВиталиЯ Михайловича Иванюты

Ушел из жизни один из достойных и ярких представителей нашего университета - Виталий Михайлович Иванюта.

Он родился в 1919 году в селе Кипарисово Приморского края в крестьянской семье. Одаренный от природы пытливым аналитиче­ским мышлением, он быстро приобретал новые знания. За отличную учебу по окончании факультета лесного хозяйства Сибирского лесо­технического института в 1942 г. был награжден почетной грамотой Наркомлеса СССР. Поработав недолгое время заместителем дирек­тора Томского леспромхоза, ушел на фронт. Войну начал рядовым стрелком на Сталинградском фронте, затем был командиром отде­ления стрелкового батальона, форсировал Дон, был ранен в Яссо-Кишиневской операции.

В 1947-м демобилизован из армии как специалист народ­ного хозяйства. Начал работать в Минлеспроме старшим, а затем главным инженером лесосечного фонда лесосырьевых баз. В 1950 г. поступил в аспирантуру МЛТИ и после ее окончания стал начальни­ком научно-исследовательского сектора. В 1954 г. защитил кан­дидатскую диссертацию по теме: "Методы промышленной оценки лесосечного фонда". Через год был направлен на освоение целинных земель в Алтайский край, где работал председателем колхоза, за два года выведя свое хозяйство из отстающих на 1 место в районе, был награж­ден орденом "Знак Почета".

С момента возвращения в 1957 году в Москву и до ухода на пенсию трудовая деятельность В.М. Иванюты проходила в стенах нашего вуза. В разные годы он работал ассистентом кафедры лесной таксации и лесоустройства, на­чальником учебной части, доцентом, а затем профессором кафедры лесоводства, заведующим и профессором кафедры экономики и ор­ганизации лесной промышленности и лесного хозяйства.

Виталий Михайлович - ученый с разносторонними научными интересами, которые охватывали широкий круг проблем, в том чис­ле на стыке лесоводства, таксации и экономики. Среди лесоводственных проблем он занимался рубками ухода и главного пользо­вания. Много внимания уделял таксации леса - глазомерной, пе­речислительной, измерительной, новым ускоренным методам такса­ции, составлению лесных такс. Им были изобретены такие приборы, как лес­ной густотомер, автоматический толщиномер, лесной эклиметр, прибор для определения запаса насаждений и другие. Как изобретатель он стремился, чтобы применение его приборов и инструментов по­зволило оказать помощь лесным таксаторам в их изнурительных та­ежных походах.

В качестве логического перехода к экономике можно было за­метить, как тщательно изучались им постоянство пользования ле­сом, промышленная оценка лесосечного фонда, плантационное лесопользование, экономическая оценка лесных площадей и ряд других про­блем.

Его докторская диссертация, защита которой состоялась в ноябре 1969 года, называлась "Закономерности формирования древостоев в природных условиях и методы оценки леса".

12 лет Виталий Михайлович являлся проректором МЛТИ по научной ра­боте. На этом посту ему приходилось принимать важные и ответст­венные решения, что делалось со свойственными ему мудростью и тактом. Где бы ни работал В.М. Иванюта, он всегда оставался внимателен к нуждам своих коллег, старался помочь в решении из проблем.

Солидная фигура, крупная голова, высокий лоб, глубоко по­саженные умные глаза, мягкая, добрая улыбка, доброжелательное и приветливое обращение вызывали симпатию и создавали обаятель­ный, запоминающийся образ.

С большой ответственностью В.М. Иванюта относился к педа­гогическому процессу, его лекции были интересными, содержатель­ными и доходчивыми. Во время практических занятий, консульта­ций, бесед со студентами, в том числе и во время учебных практик, в работе с дипломниками, аспирантами, он старался развить у них способность творчески подходить к решению отраслевых проблем.

Написанный им учебник "Лесоводство", краткий по объему и исчерпывающий по содержанию, стал в настоящее время библио­графической редкостью. Большой интерес представляют "Введение в лесную биометрию", "Теория и практика управления в лесном хо­зяйстве", учебник "Экономика лесного хозяйства" (в соавторстве). Список публикаций В.М. Иванюты достаточно широк. Им написаны 6 книг, более 60 статей. Все они отличаются нестандартным подхо­дом и оригинальностью предлагаемых решений.

Виталий Михайлович был ученым секретарем Совета инсти­тута, председателем специализированного Совета по защите диссертаций на ученую степень доктора сельскохозяйственных наук. Дисциплинированный, аккуратный, доб­росовестный, он стремился, чтобы работа Совета во время заседаний проходила в спокойной и деловой обстановке.

В.М. Иванюта вел большую общественную работу, был депу­татом Мытищинского горсовета, председателем правления Мыти­щинской городской организации общества "Знание", председателем Научно-методического совета по экономике и организации произ­водства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и лесного хозяйства Минвуза СССР, членом сек­ции лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлоз-но-бумажной промышленности Научно-технического совета Минвуза СССР.

Заслуги и достижения В.М. Иванюты отмечены правительст­венными наградами: орденом "Знак Почета", медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг." и др.

Надежным тылом была семья - жена и двое детей - сын и дочь. К сожалению, трагическая гибель сына подорвала крепкое от природы здоровье Виталия Михайловича и во многом сократила его жизнь.

Виталий Михайлович был настоящим человеком - открытым, честным, совестливым. Он не скупился на добрые слова и дела. Общение с ним всегда было приятным, хотя он и говорил иногда на­рочито строгим голосом, в душе всегда оставаясь терпеливым, отзывчи­вым, с долей юмора.

Виталий Михайлович Иванюта - достойный гражданин своей страны, честный труженик, большой ученый, добрый человек - все­гда будет в памяти тех, кто его знал. 

От имени коллектива университета

ректорат, совет ветеранов, профсоюзный комите