№ 14-15(1638-1639), 27 августа 2001 г.

Дорогие первокурсники!

          Мы рады приветствовать вас в стенах Московского государственного университета леса - крупнейшего многопрофильного учебного и научного центра лесного комплекса России, являющегося базовым вузом лесотехнического профиля в стране и одним из ведущих в области подготовки специалистов для ракетно-космического комплекса.

          Позади остались прекрасные школьные годы, звонки на уроки и перемены, домашние задания, классные собрания. Впереди - взрослая жизнь с ее горестями и радостями, взлетами и падениями, удачами и неудачами.

          Молодость - чудесная пора. Именно от вас, молодого поколения, зависит, какой станет наша Родина в XXI веке, сохранит ли свое место на передовых рубежах научно-технического прогресса. Поэтому главное для вас сегодня - не спасовать перед трудностями, настойчиво овладевая новыми знаниями и практическим опытом, которыми с вами всегда готовы щедро поделиться преподаватели нашего вуза. Постарайтесь не растерять энергию и задор юности, тягу ко всему новому, непознанному.

          От души желаем вам успеха во всех самых смелых начинаниях на научной стезе, мудрых наставников, хороших друзей, большого личного счастья, любви и взаимопонимания.

          И помните: Московский государственный университет леса - ваш родной дом, где вам всегда рады.

В добрый путь!


Профессор Юрий Михайлович Евдокимов:

Студент, лезь на рожон! 

О науке

  - Юрий Михайлович, как Вы считаете, возможны ли в ХХI веке значительные открытия в науке?

- Я не сомневаюсь, что наступивший век будет веком больших открытий. Нас ждет пересмотр устоявшихся понятий. Так, в Швейцарии уже ведутся работы по получению мезоматерии. Другие области, где следует ждать открытий - это высокотемпературная сверхпроводимость и искусственный интеллект. Да и сейчас уже появляются прообразы технологий будущего, например, мобильный телефон с выходом в Интернет, телефон с возможностями компьютера, компьютер с возможностью просмотра телепрограмм. Американцы вывели телескоп на орбиту Земли. За последние десять лет сделано больше открытий, чем за всю предыдущую историю человечества. Кстати, два года назад в приложении к "Независимой газете"  "НГ-наука" была опубликована моя статья "Визуализация будущего", где я писал обо всем этом.

- А какова, на Ваш взгляд, визуализация будущего в России?

- Пока, к сожалению, печальная. Оборудование наших лабораторий отстает от мировых стандартов лет на тридцать, большинство исследователей работают на музейном оборудовании! Отсюда недостоверные данные, которые совершенно не ценятся на Западе с их сверхточной техникой.

Стареют ученые. Средний возраст докторов наук в России 61 год, что больше средней продолжительности жизни в стране. Через десять лет учиться будет попросту не у кого. Многие научные школы разрушены. Одни уехали за границу, другие сменили работу, третьи ушли в мир иной. Молодые защищаются, и на этом их научная деятельность кончается, бросают науку, идут зарабатывать деньги. Поэтому благоприятной перспективы я лично не вижу.

На периферии дела обстоят по-лучше. Если ждать возрождения науки, то только оттуда. А в центре, в столице, положение катастрофическое.

- Неужели кругом одни минусы?

- Есть и плюсы. Интернет, например. Не приходится по несколько недель ждать писем из-за рубежа, можно оперативно найти информацию по нужной теме. Свободный доступ к иностранным научным журналам, возможность печататься в них, встречи с иностранными коллегами на конференциях.

Но материальное положение наших ученых просто ужасно. Развалена система научных журналов. "Химия и жизнь", например, выходит тиражом 800 экземпляров. Это на всю страну! Молодежь не приобщается к науке, научные журналы до нее попросту не доходят. А надо выращивать молодых ученых, прививая им любовь к научному творчеству. В наших студенческих кружках уровень, к сожалению, ниже, чем до перестройки.  

О студентах 

- Приближается новый учебный год, и, по традиции, студентам желают отличной учебы, а преподавателям - учить хороших, внимательных студентов. А каких студентов, на Ваш взгляд, можно назвать идеальными?

- Тех, которые лезут на рожон, которые спрашивают, которым приходят в голову новые идеи. Кстати, от всего сердца желаю нашим первокурсникам стать именно такими.

Однако на практике зачастую приходится работать с теми, которых видишь два раза - на первой лекции и на зачете. Идут с настроем: "Я за контракт заплатил, так что ставь трояк".

- А студенты, со своей стороны, очень часто убеждены, что преподаватели дают им нигде не применимые знания. Заставляют выучивать то, что в работе совершенно не нужно.

- Эта проблема связана с тем, что преподаватель вынужден работать на трех работах, поэтому на чтение новых публикаций, самообразование времени просто не остается. Теряется квалификация. Преподаватели должны постоянно расти профессионально. В науке нельзя выживать, в науке можно только жить!

- Студенты-иностранцы отличаются от наших?

- Они серьезнее относятся к учебе. Раз семья платит за обучение, студент старается взять от учебы в университете все, что можно, чем существенно отличается от наших контрактников. Наши, в большинстве своем, заплатив за контракт, считают, что можно дальше ничего не делать - деньги-то ведь уплачены. Поэтому уверен, что введение платы за обучение не улучшило, а ухудшило качество образования. Парадокс.

- Ваше отношение к идее введения единого госэкзамена.

- Я категорически против тестирования. Во-первых, никакой тест реальный уровень знаний не покажет. Даже хваленый тест на IQ. А во-вторых, это обширнейшее поле для коррупции. Если единый экзамен все-таки введут, нас ждет волна абитуриентов из провинции с отличными результатами тестирования, которые они попросту купят. И в третьих, отличный аттестат в этом случае будет давать право не на бесплатное образование, а лишь на частичную компенсацию по его оплате. То есть высшее образование станет однозначно недоступным для детей из бедных семей, как бы отлично они не учились в школе.    

О себе 

- Юрий Михайлович, в каком возрасте Вы захотели стать ученым?

- В восьмом классе. Мои родители были педагогами: мама - химик, папа - математик. Дома было много книг. В школе - хорошие учителя. В моем классе было пять-шесть отличников, между которыми существовала постоянная конкуренция. Все хотели все знать. В восьмом классе я уже знал, что пойду в аспирантуру, а в десятом - что в докторантуру.

- А в какие годы Вы переживали максимальный научный рост?

- Пожалуй, было два таких периода: годы аспирантуры и несколько лет после, а также период, когда открылись западные журналы, появилась возможность выступать на международных форумах, узнать свой реальный уровень. Сейчас в России ежемесячно проводятся двадцать-тридцать научных конференций. И за границу приглашают - были бы деньги на поездки…

- Чем, на Ваш взгляд, отличается ученый от обычного человека?

- В науке работают самые разные люди. Как и везде, есть и злые, и ограниченные. Может быть, только более начитанные, рассудительные. Все-таки чтение - составная часть работы. Хотя в чисто житейском плане профессора могут и проигрывать.

- У Экклезиаста сказано: "В большой мудрости большая печаль". Вы согласны?

- В чем-то - да. Когда знаешь всю подноготную, избавляешься от иллюзий, становится грустно. Но лучше все-таки знать правду, а не быть беспричинно довольным кретином.

 А. Колесниченко


Красный диплом - это звучит гордо 

3 июля в актовом зале нашего университета впервые состоялся выпускной вечер, в котором приняли участие руководители вуза, деканы всех факультетов, преподаватели и студенты-выпускники.

          Открывая торжественную часть, председатель профсоюзного комитета студентов и аспирантов И.В. Майструк отметил, что выпуск 2000/2001 учебного года является 53-м в истории МЛТИ-МГУЛеса. За прошедшие десятилетия профессорско-преподавательским составом вуза, в который в разные годы входили многие выдающиеся ученые, подготовлены свыше 5-ти тысяч высококвалифицированных инженеров, многие выпускники стали известными учеными, руководителями крупных предприятий, добились успехов в самых различных областях.

          Ректор университета академик А.Н. Обливин вспомнил день посвящения в студенты сегодняшних выпускников 5 лет назад и сердечно поздравил всех, кто, проявив мужество и упорство ради любви к избранной профессии, успешно завершил учебу и защитил диплом. "Россия будет великой державой, раз у нее есть такие выпускники", - подчеркнул Александр Николаевич, пожелав молодым специалистам здоровья и дальнейших успехов.

          И вот наступил долгожданный момент - вручение дипломов лучшим из лучших. Из более чем девятисот выпускников по дневной форме обучения 125 получили диплом с отличием. Среди факультетов по этому показателю лидирует ФЭ и ВС - 66 красных дипломов. Именно их, наших отличников, приглашали на сцену, где А.Н. Обливин и деканы соответствующих факультетов вручали им заветный документ.

          После того, как дипломы с отличием были вручены, от имени выпускников выступила Л. Суханова, отметившая, что этот выпуск особый - первый в новом тысячелетии. Она поблагодарила всех преподавателей МГУЛеса за терпение и преданность своему делу и пожелала процветания университету.

          Вечер завершился праздничным концертом, подготовленным коллективом клуба университета под руководством  С.В. Хапрова.     

     

И ВСЕ-ТАКИ ЛЕКЦИЯ - ЭТО ГЛАВНОЕ!

Сейчас, в связи с развитием электрон­ных информационных технологий и систем дистанционного обучения, появились тен­денции к сокращению аудиторных занятий со студентами и в особенности числа лек­ций.

Не умаляя значения новых современных образовательных технологий, считаю все же, что в исторически сложившейся систе­ме высшего образования лекция была и ос­тается главной, базовой формой передачи знаний от преподавателя (лектора) студен­там (слушателям). Практические и лабора­торные занятия конкретизируют и закрепля­ют знания, полученные на лекциях, курсовое и дипломное проектирование дают возмож­ность обучающимся самостоятельно при­менить усвоенные знания на практике, но именно лекция - начало и основа обучения.

Вне всякой связи с методами дистанци­онного обучения среди студентов нередко бытует мнение, что можно усвоить тот или иной учебный курс и не посещая лекций, в особенности если имеются учебники и учеб­ные пособия по предмету. При этом не при­нимается во внимание, что студент должен самостоятельно проработать значительно больше учебных материалов, суметь из­влечь из них самое важное и необходимое и обобщить прочитанное до определенных выводов.

Спорность такого метода обучения зак­лючается в том, что часто в учебниках и учебных пособиях сущность предмета из­лагается в сжатом и самом кратком виде и во многих случаях рассчитана больше на преподавателя, чем на студента. Более того, к учебнику для лучшего понимания его содержания всегда необходимы коммента­рии, а их квалифицированно может дать только специалист, которым (как правило) и является лектор.

Лекция дает возможность студенту сра­зу концентрировать свое внимание на ос­новных проблемах изучаемого предмета. Передача знаний живым словом позволяет по ходу процесса сориентировать изложе­ние для более доходчивого восприятия именно данной аудиторией; сама методика чтения лекции допускает встречные вопро­сы и дополнительные разъяснения лектора, чего трудно достичь при других формах обу­чения. Внеаудиторным изучением учебников можно достичь усвоения определенных све­дений; но понимание предмета как опреде­ленной системы знаний, место предмета в сумме знаний по специальности, его связь с другими дисциплинами несравненно легче определяются на лекциях.

Лектор, как правило, эрудированный че­ловек, глубоко ориентированный в препода­ваемом учебном материале. Он доскональ­но знает программу курса, требования, предъявляемые к преподаванию излагаемой дисциплины; ему хорошо известны условия применения излагаемых сведений на практи­ке. Это - первый специалист по данному вопросу, которого видит студент, и для него очень ценны не только сведения по излага­емому курсу, но и все побочные практичес­кие детали и оценки, которые он узнает от лектора по ходу общения.

Лекция производит большее впечатление и лучше усваивается, если лектор облада­ет хорошей дикцией, последовательно и сжато излагает материал, акцентирует вни­мание слушателей не его главнейших поло­жениях и формулировках. Конечно, такое умение приходит не сразу; многим требует­ся несколько лет упорной работы, чтобы овладеть и лекционным материалом, и ме­тодикой чтения. Но, как показывает вузов­ская практика, результаты оправдывают затраченные усилия.

Для более рационального использования времени аудиторных занятий из лекций сле­дует исключить учебный материал, который содержится в лабораторных и практических занятиях, а описательную часть курса, не требующую теоретического осмысления, следует передать студентам для самосто­ятельного изучения. Такое построение учеб­ного процесса позволит разумно сочетать объем лекционных, лабораторных и практи­ческих занятий и времени, отводимого на самостоятельное изучение предмета.

И все же именно лекции закладывают основу в изучении учебного материала. По­этому посещения студентами лекций все же следует считать необходимым и обяза­тельным, а сокращение их объема в учеб­ном процессе - фактором, снижающим ка­чество образования.

Заслуженный работник высшей школы РФ Н. Лившиц,


От Эллочки-людоедки

 к Александру Сергеевичу Пушкину 

В университете проводится акция "Чистое слово". С заведующей кафедрой русского языка Марией Александровной Пильгун встретился наш корреспондент. 

- Мария Александровна, не кажется ли Вам, что если из русского языка убрать матерную лексику, он многое потеряет?

- Матерная или, выражаясь научным языком, табуированная лексика является элементом национального языка. Эта лексика социально ограничена. Убрать её или не убрать, мы с вами решать не можем. Это реальность, которая существует помимо нашего желания. Другое дело, что использование этой лексики оправдано какой-то узкой частью общества, например криминальными элементами. Поэтому вопрос нужно ставить не так. Носители литературного языка в своей повседневной речи от этой лексики вполне могут отказаться. Кстати, в первом издании словаря Даля представлены все табуированные слова. В последующих изданиях, правда, они по соображениям цензуры изымались. Но дело не в лексике, а в отношении к ней. С точки зрения науки табуированная лексика, как и любая другая - это объект исследования. Она есть во всех языках. Сюда входят бранные слова, арго, сленги и так далее. Всё это маркировано, как стилистически ограниченная лексика. И носитель языка, имеющий высшее образование или готовящийся его получить, в повседневной речи употреблять эту лексику не должен.

- А кто должен её употреблять?

- Что значит «должен употреблять»? Она существует в каких-то определённых подразделах языка. В языке воров, например. Там она существует, как особая языковая система. И говорить, должны или не должны её употреблять, в данном случае бессмысленно.

- С языком воров понятно. А в языке студентов университета леса она тоже существует?

- Я же Вам об этом и говорю. Для носителей литературного языка, а студенты являются таковыми, и вообще для подавляющего количества населения употребление этой лексики недопустимо. И в ней нет никакой необходимости. Потому что в литературном языке есть множество других выражений, способных заменить табуированные слова.

- Неужели можно найти замену матерным словам? По экспрессивности, ёмкости, психологическому эффекту. Как говорил один юморист, у нас на заводах всё делают при помощи кувалды и какой-то там матери. Без этой самой матери работа пойдёт?

- Разумеется. Ну, во-первых, начнём с того, что далеко не все носители языка владеют этой лексикой. Она, я повторяю, социально ограничена. И это очень ограниченный слой. Помимо него существует огромный ресурс экспрессивной лексики. Причём экспрессию может передавать не только лексика, но и соответствующие морфологические формы, синтаксические конструкции. Неспециалист, конечно, не расчленяет эти явления. Но, в принципе, литературный язык имеет богатейшие возможности для выражения чувств, эмоций.

- Вот Вы лично, как я понимаю, матом не ругаетесь?

- Нет. И даже не знаю большей части этих слов. Хотя, я читала первое издание словаря Даля. И более того, как специалист по истории языка, я могу сказать, что многие слова, которые сейчас считаются табуированными, используются в русских летописях как нейтральные. Стилистическая окраска, как и всё в языке, исторически изменчива. Но носитель языка на данном этапе развития должен подчиняться нормам своего времени. И в общении людей, считающих себя культурными, использование такой лексики недопустимо. Она вредит во всех отношениях.

- А что говорить на стройке, если молотком по пальцу?

- Что бы ни говорить, боль не уменьшится. А если серьёзно, есть понятие «речевое поведение». И это речевое поведение зависит от различных условий – социальных, где человек вырос, образования, потому что у Эллочки-людоедки и у Александра Сергеевича Пушкина разные словарные запасы. Всё зависит от того, каким набором речевых средств обладает человек.

- Один исследователь русской литературы утверждает, что в этих самых табуированных словах нет ничего плохого. Что если тебя посылают на три буквы, то это значит, что тебя отправляют к праотцам, к первоисточникам…

- Я могу сказать, что этот исследователь не совсем профессионально владеет материалом. Одна из особенностей русской литературы, причём отличающая её от многих других литератур мира – это неприемлемость табуированной лексики. Для русской традиции характерно отторжение этих элементов. Эта традиция связана с возникновением нашей литературы, с взаимоотношением литературы на начальном этапе своего развития с религией. И эта традиция существует до сегодняшнего дня. В двадцатом веке, действительно, предпринимались попытки разрушить эту традицию. Например, Эдуард Лимонов в своём первом произведении «Это я, Эдичка». Кстати, в его последующих произведениях ничего подобного нет. 

- А в речи студентов, в надписях на партах, к сожалению, есть. Не свидетельствует ли это о том, что учебный процесс организован скучно, что студентам неинтересно учиться? Отсюда у них накапливаются определённые негативные эмоции. И они выплёскивают их таким образом.

- Мне кажется, ни в коем случае низкую речевую культуру, а использование такой лексики является её показателем, нельзя связывать с качеством учебного процесса. Это связано с социальными причинами. Потому что эта самая нестандартная лексика может выражать не только отрицательные, но и положительные эмоции. Я специально не занималась данным вопросом, не исследовала эту тему. Но могу сказать, разница здесь не в предмете речи, а в способах его выражения. Причём табуированная лексика намного уже, беднее.

- Вы говорите о социальных причинах. Так у нас в университете что, маргиналы учатся?

- Ну, далеко не все студенты активно употребляют табуированные слова в своей речи. Например, от своих студентов я никогда их не слышала.

- Ещё не хватало, чтоб при Вас.

- Но в коридоре, на улице мы тоже встречаемся. Правда, на гуманитарном факультете учатся, в основном, девушки. Может быть, с этим связано.

- Так Вы к механикам сходите.

- Спасибо, не хочу. Но опять повторю, что это проблема социальная, и всё связано со средой, в которой человек вырос, с тем окружением, в котором он проводит своё время.

- Наши студенты родом из неблагополучных семей?

- Далеко не все. Я уверена, что далеко не все студенты постоянно ругаются матом. Мне кажется, нужно говорить об эпизодическом использовании некоторыми студентами нестандартной лексики. И наша задача – довести до сознания этих студентов, что использование табуированной лексики в стенах университета неуместно, недопустимо. Что используют её лишь люди, которые не могут другим способом выразить свои эмоции.

- Не многовато ли этих людей, которые не могут?

- Минуточку. Чтобы так утверждать, нужно провести исследование разговорной речи. Ведь никто не даст гарантии, что Вы, ходя по коридорам, встречаетесь лишь с каким-то ограниченным контингентом студентов. Нельзя делать выводы о всех студентах. Я думаю, что эта часть небольшая, а далеко не подавляющая. Часть студентов, которые активно используют в университете эту лексику. Просто это настолько яркие элементы речи, что непроизвольно обращаешь на них внимание. Но ни в коем случае нельзя утверждать, что так говорят все студенты. У Вас нет оснований для этого.

- И последнее. Акция называется «Чистое слово». Но ведь чистота – явление противоестественное. Её не бывает в природе. И поэтому акция в принципе обречена на провал?

- Ну, не я придумала это название. К тому же порча языка – это явление, в достаточной степени, иллюзорное. Потому что многие языковые эффекты достигаются как раз при нарушении стилистических норм. Но опять же, речь идёт об элементах в рамках литературного языка. То, о чём мы говорили – о грубом просторечии, о табуированной лексики – это вопросы речевой культуры. А насколько удачно подобрано название… Не в нём дело. Существует понятие «языковая норма». И есть её нарушения. Человек, имеющий высшее образование, должен владеть этой нормой. И наша цель – чтобы как можно большее число студентов овладели этой нормой. В школе этому учат очень ограниченно. Там, в основном, уделяют внимание орфографической норме, а не языковой. Этот пробел и призвана восполнить акция. Студенты должны овладеть языковой нормой. А нарушать её или нет – это уже их дело.

А. Колесниченко

 

 Итоги работы за 2000/2001 учебный год и задачи коллектива университета на 2001/2002 учебный год

(Выдержки из доклада ректора МГУЛеса академика А.Н. ОБЛИВИНА) 

В настоящее время ведется разработка национальной лесной политики, этому вопросу будет посвящена международная научная конференция, проводимая в университете в сентябре текущего года для того, чтобы подготовить соответствующие документы, которые могли бы стать основой для выработки лесной политики.

В силу спада производства и обусловленного им сокращения потребности в специалистах, снижения уровня жизни ученых и педагогов, нехватки оборудования и литературы, в связи с чем усилилась утечка умов, наметился отрыв в деятельности высшей школы от экономики и социальной сферы.  Все это сдерживает развитие высшей школы и не позволяет в полной мере использовать ее потенциал для подъема производительности в России.

Обсуждению этих вопросов был посвящен 6-й съезд Российского союза ректоров. На съезде отмечалось, что необходимо обеспечить реализацию прав граждан на образование, равных условий доступа к нему в независимости от социального и имущественного статуса, а также территориальных, национальных, религиозных и иных различий. Для этого необходимо последовательно развивать отечественную систему высшего образования в соответствии с параметрами и этапами, установленными Национальной доктриной образования в РФ, которая была принята, но до сих пор не утверждена законодательно.

Съезд отметил, что необходимо увеличить объемы финансирования фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ в высшей школе, ускорить процесс интеграции вузов с научными учреждениями в целях создания условий для развития науки и наукоемких технологий. 

Организация и совершенствование учебного процесса

 В настоящее время обучение студентов в университете осу­щест­вля­ется по 6 направлениям бакалавриата, 1 направлению магистратуры и 20 специальностям.

 В соответствии с приказом Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России, в феврале и июне 2001 года прошла аттестационная экспертиза профессиональных образовательных программ по специальностям 190900 "Информационно-измерительная техника и технологии", 230100 "Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (химико-лесного комплекса)", 030500 "Профессиональное обучение". В наступающем учебном году коллективу университета надлежит провести необходимую подготовку к аттестации направления 5215 "Менеджмент" (магистратура).

В настоящее время структура университета состоит из 10 учебных факультетов и Международной школы управления и бизнеса. Преподавательскую работу осуществляют, с учетом совместителей, более 750 преподавателей, из них 117 профессоров, докторов наук и 482 доцента, кандидата наук. По качественному составу научно-педагогических кадров университет соответствует требуемому уровню, но по возрастному составу есть проблемы, так как молодежь на преподавательскую работу не стремится.

Абсолютная успеваемость по итогам весенней сессии осталась на уровне прошлого года - в целом по университету 74,3 % (в том числе только бюджетные студенты - 82,2 %, только контрактные - 58,0 %). По сравнению с прошлым учебным годом, у бюджетных студентов, успешно прошедших всю сессию, несколько выросла доля отличников (с 15 до 19,4 %) и хорошистов (с 35 до 40 %), троечников стало меньше (с 50 до 40,6 %). В то же время среди студентов-контрактников, успешно сдавших летнюю сессию, за прошедший год несколько сократилось число отличников (с 9 до 8,2 %), число хорошистов осталось на прежнем уровне - 22,6 %, а процент троечников вырос с 47 до 70,3 % (то есть сократилось число неуспевающих и неаттестованных контрактников). Тем не менее на 10 июля 2001 года число задолжников по дневной форме обучения составляло 1179 человек. Это очень настораживающая цифра, особенно если ее рассматривать через призму предстоящих аттестаций и ужесточения требований к общей аттестации вузов.

На первое место выходит вопрос об учебной дисциплине, ее соблюдении как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. В прошедшем учебном году учебно-методическим управлением университета были организованы по два рубежа контроля текущей успеваемости и посещаемости как в осеннем, так и в весеннем семестрах. По итогам только последнего рубежа контроля в апреле 2001 года, число прогульщиков и бездельников по дневной форме обучения составляло 870 человек, из них 462 бюджетника и 408 контрактников. При этом за весь учебный год по причине прекращения занятий из университета были отчислены всего 16 студентов (в прошлом году - 12). Деканам факультетов следует значительно повысить требовательность к исполнению учебной дисциплины студентами и своевременно реагировать на ее нарушения. 

О дипломном проектировании

 Итоги заседаний аттестационных комиссий показали достаточно высокий уровень выполненных дипломных проектов и работ. На отлично защищено 65,2 % (в прошлом году - 68 %) работ студентами дневной формы обучения и 58,6 % (прошлый год - 60 %) - заочниками. Работ, выполненных по реальной тематике, около 90 %, но многие выпускающие кафедры оказались лишенными возможности выдавать реальное задание на дипломное проектирование. Из-за ограничения доступа дипломников к технической и экономической документации предприятий кафедры вынуждены выдавать часть заданий с абстрактными исходными данными. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о расширении числа дипломных работ, выполняемых в разрезе научных бюджетных и хоздоговорных тем кафедр, увеличения числа дипломных проектов, выполняемых по заданиям подразделений и служб университета. 

Научно-исследовательская работа

В прошедшем учебном году выполнялись 44 госбюджетные, 23 хоздого­ворные темы и 7 договоров на передачу научно-технической продукции с общим объемом финансирования около 14 млн. рублей. В НИР принимали участие 50 кафедр и лабораторий по ее итогам сотрудниками, докторантами и аспиран­тами университета защищены 2 докторские и 33 кандидатские диссертации.

За истекший год, наряду с университетской, были проведены вторая ме­ждународная научно-техническая конференция "Композиционные материалы на основе древесины", международная научно-практическая конференция "Развитие духовности личности, как основа возрождения России", чтения, по­священные 95-летию со дня рождения академика И.С. Мелехова.

МГУЛ был широко представлен и получил научное признание на Ш международном симпозиуме в Петрозаводске "Строение, свойства и качество древесины - 2000" и на научно-технической конференции "Интегра­ция фундаментальной науки и высшего лесотехнического образования по про­блемам ускоренного воспроизводства, использования и модификации древеси­ны" в Воронеже. С 26 по 29 июня в нашем университете состоялась Междуна­родная конференция молодых учёных "Леса Евразии в третьем тысячелетии".

В ближайшее время в университете будут проведены еще две междуна­родные научно-практические конференции: 27-28 сентября - "Национальная лесная политика России", 23-25 октября - "Математические и физические методы в экологии и мониторинге природной среды".

Ученые университета принимали активное участие в международных на­учных конгрессах, симпозиумах, конференциях за рубежом, где в прошедшем году проводили исследования 17 преподавате­лей, 6 аспирантов и 7 студентов.

Сотрудники университета выиграли ряд грандов и стипендий различных международных и отечественных фондов. В их числе профессора Ю.С. Галкин, В.Н. Иванов, В.Н. Харченко, В.Г. Домрачев, Ю.А. Демь­я­нов, В.М. Зверев, В.А. Рожков, доцент Д.Г. Щепащенко. Два аспиранта - А.В. Разумовский и Н.В. Опалев - были удостоены именных стипендий Президента РФ, а С.С. Лобанова, Н.А. Новиков, В.А. Фролов, Д.А. Белов и Л.А. Сорсунова - стипендии Правительства РФ.

Традиционно эффективно работал Институт системных исследований леса, подавая по каждому из объявляемых в средствах массовой информации конкурсам от 50 до 80 % от общего числа вузовских заявок. Ученые ИСИЛ обеспечили к настоящему времени объем финансирования НИР на текущий год в объеме до трех миллионов рублей из средств федерального бюджета.

С учетом участия в НИРС, студентам нашего университета было присуж­дено свыше 200 именных стипендий, в том числе: 1 стипендия Президента РФ, 4 стипендии Правительства РФ, 130 стипендий мэрии Москвы, 16 стипендий "Подмосковье", 20 стипендий Потанина.

Активную работу в этом году вело Центральное региональное отделение наук о лесе Российской академии естественных наук. В его составе в настоящее время трудятся 44 наших сотрудника, в том числе 26 академиков и 18 членов-корреспондентов. В отделении функционируют научные направления, характеризующие весь спектр наук о лесе.

В докторантуре и аспирантуре Московского государ­ственного университета леса обучаются 356 человек, из них с оплатой за обу­чение - 99 человек, 10 докторантов и 9 соис­кателей на ученую степень доктора наук.

Приказами ВАК в университете утверждены и функционируют четыре доктор­ских совета. В стадии открытия находятся еще 3 докторских совета: экономический и два технических. 

Международное сотрудничество

В 2000/2001 гг. продолжалась работа по развитию связей с зарубежными учебными и другими организациями.

В настоящее время МГУЛ имеет договора о сотрудничестве со следующими вузами: Северо-Восточный лесной университет и Нанкинский лесной университет (КНР), Бакингемширский колледж и Гринвич-Университет (Великобритания), Тегеранский университет (Иран), Зволенский технический университет (Словакия), Высший лесотехнический университет (Болгария), Северный Иллинойский университет (США), Хогескул (Нидерланды), Белградский университет (лесной факультет) (Югославия).

В университете обучаются 40 иностранных граждан: аспиранты, стажеры, слушатели курса русского языка и студенты из КНР и Ирана. На 1 курс в Международную школу управления и бизнеса на специальность "Менеджмент" поступили 4 гражданина КНР.   

по образованию в области лесного дела

В текущем году дважды собирался Совет УМО. Обсуждались вопросы, посвященные построению концепции высшего лесного образования в России, принципам взаимодействия учебно-методических объединений с Министерством образования РФ, внедрению новых образовательных стандартов, а также вопросы, связанные с кадровым и методическим обеспечением учебного процесса.

Нашим УМО были разработаны стандарты по следующим направлениям подготовки дипломированных специалистов: 655000 "Химическая технология органических веществ и топлива", 260300 "Технология химической переработки древесины", 656200 "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", 260400 "Лесное хозяйство", 260500 "Садово-парковое и ландшафтное строительство", "Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств", 260100 "Лесоинженер

 

ное дело", 260200 "Технология деревообработки".

В этом учебном году предстоит работа по пересмотру и утверждению перечня специализаций по специальностям, курируемым УМО.  

Научно-образовательная Ассоциация

лесного комплекса России

В состав Ассоциации вошли вузы, готовящие кадры для лесного комплекса, а также ряд отраслевых научно-исследовательских институтов и институтов Российской Академии наук, занимающихся проблемами лесного комплекса. На сегодняшний день Ассоциация состоит из 15 членов, но она открыта для принятия в нее всех заинтересованных организаций и научных учреждений.

В вузах и НИИ, входящих в нее, только на специальных кафедрах работает свыше 400 профессоров - докторов наук, 1500 кандидатов наук, которые осуществляют подготовку более 40 тысяч студентов и аспирантов для лесного комплекса России, в том числе более 2000 для стран СНГ. Решением международной парламентской группы стран СНГ Ассоциация признана базовой по проблемам научно-технического развития лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства стран СНГ.

В настоящее время президиумом Ассоциации готовится расширенное заседание, на котором предлагается рассмотреть актуальные проблемы, связанные с подготовкой кадров для лесного комплекса страны, вопросы интеграции образования, академической и отраслевой науки, создания университетских округов.

 О работе некоторых структурных подразделений МГУЛа

Управлением информатизации в 2000/2001 учебном году выполнялись работы по обеспечению учебного процесса, научно-ис­сле­до­ва­тель­ских работ и управления университетом. В числе сотрудников управления 3 доктора и 5 кандидатов наук, 4 аспиранта.

Вычислительным центром в условиях недостаточного финансирования проведена работа по модернизации компьютерных классов, оснащенных устаревшими ПЭВМ (ауд. 1604 и 1101). Активно работает служба технического обеспечения и ремонта компьютеров и компьютерной техники. За этот период было выполнено более 300 заявок от кафедр и подразделений университета.

Основные усилия сотрудников Интернет-центра университета в прошедшем учебном году были направлены на развитие сетевого комплекса МГУЛеса, обучение и помощь в освоении и использовании его возможностей научным, педагогическим составом и студентами.

Основанное в мае 1996 года издательство МГУЛеса превратилось в структурное подразделение, оказывающее серьезное влияние на развитие интеллектуального потенциала университета. Сегодня мы выпускаем разнообразную методическую и учебную литературу, освоили выпуск учебников для вузов в твердом переплете. Заслуженным авторитетом стал пользоваться журнал "Лесной вестник".

Введение новых образовательных стандартов потребует от нас больших усилий для переиздания всех видов учебно-методической литературы, которая теперь должна обновляться один раз в пять лет, и только для фундаментальных дисциплин допускается срок не более десяти лет.

Важнейшим является вопрос об авторском вознаграждении за издаваемые учебники, учебные пособия и монографии. В этом году мы начинаем такую практику поощрения творческого труда преподавателей, в первую очередь, за написание учебников.

В октябре текущего года исполняется 45 лет со дня выхода в свет первого номера вузовской газеты. В течение 2000/2001 учебного года редакцией СМИ были выпущены 25 номеров газеты "Вестник МГУЛ", в которых освещались актуальные вопросы жизнедеятельности университета и развития высшей школы, работа Ученого совета, научные исследования, проводимые соответствующими кафедрами и подразделениями, проблемы нравственности, патриотизма и культуры поведения, юбилейные даты и многое другое.

Силами редакции организоавано своевременное информирование сотрудников и студентов университета о наиболее важных мероприятиях по радио и телевидению МГУЛа. Совместно с отделом ТСО осуществляется подготовка видеофильмов, рассказывающих о нашем университете и его истории, научных школах и проводимых исследованиях, деятельности Совета ветеранов.

 Деятельность попечительского совета

В состав Попечительского совета МГУЛеса входят более 60 предприятий и организаций. Успешно функционирует центр "Попечитель МГУЛ", созданный для проведения рабочих встреч руководителей предприятий-попечителей со студентами с целью их дальнейшего трудоустройства. В отчетный период студенты 4-5 курсов факультета МХТД и гуманитарного факультета проходили производственные и преддипломные практики на предприятиях и организациях-попечителях. Около 10 выпускников-отличников было трудоустроено через Попечительский совет МГУЛ на ведущие предприятия отрасли. В Совете имеются многочисленные заявки от предприятий на трудоустройство специалистов по таким направлениям, как дизайн мебели, инженер-электронщик по обслуживанию деревообрабатывающих центров, менеджер по продажам, а также специалисты в области сетевых технологий.

Следует отметить, что у университета имеются традиционные партнеры. Это, прежде всего, ЗАО "Интерьер" (генеральный директор Г.В. Анашкин), фирма "Ксения-Мебель" (генеральный директор В.Л. Обручев), ПМО "Одинцово" (генеральный директор С.В. Якимов), Экспериментальный завод ДСП г. Сергиев-Посад (президент Р.А. Курбанов), ООО "Мебельная фирма "Модерн" (генеральный директор А.В. Иванов), АОЗТ "Москомплектмебель" (генеральный директор З.А. Рахматулин), объединение "Папирус" (президент И.Б. Муслимов), ассоциация "Мебельщики России" (президент Е.К. Чернецкий), АОЗТ "Электрогорскмебель" (президент В.Н. Сыроежкин). 

Хозяйственное обеспечение

В университете проводится большой объем ремонтных работ по поддержанию аудиторного фонда, коммуникаций и кровли в рабочем состоянии, ведется активная подготовка к зиме по тепло- и водоснабжению. В IV квартале текущего года планируется завершение всех строительно-монтажных работ по блоку "Б" УЛК-2 и ввод корпуса в эксплуатацию.

За I полугодие 2001 года выполнены строительно-монтажные работы на сумму 2065 тыс. руб., в том числе по монтажу системы вентиляции, сантехсистем, электроразводки, установке дверей и перегородок, малярные работы и многое другое. 

Прием в университет

Приемная комиссия под руководством доцента Е.Г. Ко­ма­ро­ва работала достаточно активно. Общий конкурс в университет в этом году составил 2,1 человека на место. Надо сказать, что он распределился достаточно неравномерно: максимальный конкурс был по специальности "Менеджмент" - 2,76; ФЛА - 2,67; ФЭСТ - 2,36; ФЭ и ВС - 1,9; ГФ - 2,26. Если сравнивать с прошлым годом, то было подано примерно на 300 заявлений меньше. Все экзамены прошли достаточно организованно, план бюджетного приема выполнен полностью.

Достаточно активную работу проводил контрактный факультет. На 24 июля на контрактной основе было зачислено около 300 человек. Следует отметить, что число контрактников стало распределяться более равномерно по специальностям университета. В лидерах идут лесные специальности, достаточно большое количество контрактников на факультетах гуманитарном, ландшафтной архитектуры, ФЭСТе и МХТД.


РЕШЕНИЕ
собрания коллектива Московского государственного

университета леса  совместно с Ученым советом

Заслушав и обсудив доклад ректора университета академика А.Н. Обливина "Итоги 2000/2001 учебного года и задачи коллектива университета на 2001/2002 учебный год", общее собрание сотрудников Московского государственного университета леса отмечает, что коллектив университета обеспечил в 2000/2001 учебном году достаточно устойчивое функционирование по всем основным направлениям своей деятельности. Продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, выполнению научно-исследовательских работ, подготовке инженерных и научных кадров. Кафедрами проделана большая работа по завершению составления учебных планов на основе Государственных образовательных стандартов второго поколения по 6 направлениям и 20 специальностям университета. Прошли аттестационную экспертизу еще 3 специальности - 030500, 190900 и 230100.

Контингент студентов МГУЛеса  на  01.07.2001 г. составил 10415 человек, в том числе: 5706 (54,8 %) человек по очной, 634 (6,0 %) - по вечерней и 4075 (39,2 %) - по заочной формам обучения. За последние три года общий контингент студентов увеличился на 30 %. При этом доля студентов полноконтрактной  дневной формы обучения  возросла с 21 % в 1998 году  до 35 % в 2001 году.

Выпуск 2001 года составил  961 человек по дневной форме обучения, 134 - по вечерней и 481 - по заочной. Диплом с отличием получили 164 (10,4 %) человека.

За прошедший учебный год по системе экстерната второе высшее экономическое образование получили 62 человека.

В 2001 году продолжалось развитие сети представительств МГУЛеса. Подписан договор об открытии представительства в г. Сасово  Рязанской области. В представительствах университета в Муромцеве, Семенове, Ветлуге, Вельске и Соликамске состоялись  выпуски  инженеров лесного и лесопаркового хозяйства (25 чел.), инженеров технологии деревообработки (7 чел.), инженеров-механиков (7 чел.), экономистов-менеджеров (102 чел.), экономистов по специальности "Бухгалтерский учет и аудит" (84 чел.).

За  прошедший учебный год из университета были отчислены 232 (3,9 %) студента дневной, 50 (7,2 %) - вечерней и 233  (5,6 %) - заочной  форм обучения.

Абсолютная успеваемость по итогам весенней сессии осталась на уровне прошлого года - в целом по университету 74,3 % (в том числе "бюджетные" студенты - 82,2 %, "контрактные" - 58,0 %).

            Преподавательскую работу в университете осуществляют, с учетом совместителей, более 750 преподавателей, в том числе 117 профессоров, докторов наук и 482 доцента, кандидата наук. По качественному составу научно-педагогических кадров университет соответствует требуемому уровню.  

Научно-исследовательская работа в истекшем учебном году проводилась в соответствии с традиционными научными направлениями на основе бюджетного финансирования, хозяйственных договоров, договоров на передачу научно-технической продукции и осуществлялась в основном на условиях платного совместительства, отличалась значительным ростом объемов финансирования.

Выполнялись 44 госбюджетные, 23 хоздоговорные темы и 7 договоров на передачу научно-технической продукции общим объемом финансирования около 14 млн. рублей. В НИР принимали участие 50 кафедр и лабораторий. По итогам НИР за отчетный период сотрудниками, докторантами и аспирантами университета защищены 2 докторские и 33 кандидатские диссертации. Перевыполнен план приема в докторантуру и аспирантуру. Получены 14 патентов на изобретения РФ и 12 положительных решений о выдаче патентов на изобретения, подано 11 заявок на получение патентов и 1 заявка на открытие.

По результатам исследований опубликованы 6 монографий и 20 сборников научных трудов, в том числе один сборник молодых ученых, 2 сборника тезисов докладов, 1 аннотированный перечень научно-исследовательских разработок ученых университета. В различных ведущих зарубежных и отечественных изданиях опубликовано более 300 научных статей и докладов. Продолжал выходить журнал "Лесной вестник".

За отчетный период, наряду с университетской, были проведены семь научно-технических конференций, симпозиумов, семинаров, чтений. На факультетах прошли студенческие научно-технические конференции, симпозиумы, чтения. Лучшие работы студентов будут направлены на очередной открытый конкурс на лучшую научную работу студентов в вузах РФ.

Большую работу провело издательство университета на важнейших участках учебного и научного процесса, обеспечив оперативное издание учебно-методической и научной литературы. За 5 лет работы издательство выпустило более 700 наименований учебной и научной литературы общим объемом 4000 печатных листов, тиражом 200 тысяч экземпляров. При этом следует отметить высокое качество печати и художественного оформления изданий.

К локальной сети МГУЛеса подключены 182 ПК, из них 163 имеют выход в глобальную сеть Интернет, зарегистрировано 268 пользователей электронной почты. Отработана и опробована технология проведения компьютерных видеоконференций.

В университете создается база для внедрения технологий дистанционного образования. В этой связи Центр новых информационных технологий (ЦНИТ) преобразован в Центр дистанционного образования (ЦДО МГУЛ).

Продолжали развиваться международные связи. Ученые университета сотрудничали с зарубежными вузами и фирмами, что способствовало  повышению престижа МГУЛеса как в России, так и за рубежом.

В рамках работы Попечительского совета организован ряд встреч руководителей ведущих предприятий отрасли со студентами 4-5-х курсов университета.

В истекшем году, в результате увеличения  размеров финансирования университета за счет средств федерального бюджета и существенного роста привлеченных внебюджетных средств, проведены капитальные ремонты объектов университета (6,3 млн. руб. - бюджет, 5,5 млн. руб. - внебюджетные средства), оплачены текущие расходы на коммунальные услуги (более 9 млн. руб. - бюджет, 5,5 млн. руб. - внебюджетные средства). В 2 раза больше бюджетных средств получено на учебное оборудование и расходные материалы. На выплату стипендий студентам и аспирантам из бюджета было выделено более 17 млн. руб.

В завершающей стадии находится строительство блока "Б" УЛК-2.  В текущем году строительные работы выполнены на сумму  3,5 млн. руб.

Вместе с тем, в организации качественного учебного процесса возникает ряд постепенно возрастающих проблем, порождаемых  прежде всего неполным централизованным финансовым обеспечением университета, сверхплановым приемом студентов на обучение по контрактной основе, сменой нормативной базы высшего профессионального образования, принятием Правительством РФ нового Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, слабым притоком молодежи в ряды преподавателей кафедр университета и т.д.

С ростом контингента студентов все более актуальной становится проблема обеспеченности учебно-методической и нормативной литературой и аудиторным фондом. Поточные лекционные аудитории в отдельных случаях уже не вмещают всех студентов. Чрезвычайно мало общих аудиторий  для проведения групповых занятий. Значительное напряжение в составлении графика занятий происходит также по причине организации обязательных  занятий по физической культуре на 3-х курсах. В качестве временной меры, до ввода в эксплуатацию блока "Б" УЛК-2, необходимо интенсифицировать использование в учебном процессе лабораторий кафедр.

Из-за слабой активизации самостоятельной работы студентов сохраняется их высокая аудиторно-лабораторная загруженность. В связи с этим актуальными являются вопросы развития в университете системы материального и морального поощрения за многоплановую научно-методическую и педагогическую работу (как и работу в других направлениях), например, проведениe ежегодных конкурсов "Лучший преподаватель", "Лучший ученый", "Лучшая кафедра" с формированием соответствующих премиальных фондов.

 Необходимо направить усилия коллектива на пополнение бюджета университета, завершение строительства УЛК-2, подготовить предложения по совершенствованию структуры кафедр университета с целью обеспечения их более эффективной деятельности, активнее привлекать талантливых выпускников к преподавательской деятельности.

 Общее собрание коллектива университета

ПОСТАНОВЛЯЕТ: 

1. С целью совершенствования учебного процесса, учебно-методической работы и лабораторной базы университета:

1.1. Одобрить:

 - работу руководства университета по открытию новых представительств МГУЛеса, как одну из форм подготовки  квалифицированных кадров в лесных регионах России;

- создание межкафедральных учебных лабораторий университета на базе кафедр технологии машиностроения и ремонта, электроэнергетики лесных комплексов и кафедры автомобильной подготовки ФВО;

  - активность сотрудников кафедры физического воспитания и спорта по развитию спортивной и оздоровительной  работы со студентами на базах практик и в лагерях отдыха университета.

1.2. Ректорату университета:

1.2.1. Предусмотреть приоритетное выделение средств на:

- приобретение учебной мебели, разработку и создание интерьера аудиторий, кабинетов и помещений вводимого в эксплуатацию блока "Б" УЛК-2;

- оснащение лабораторным оборудованием и приборами кафедр университета;

- приобретение современных ЭВМ и оргтехники для компьютерных классов и кафедр университета;

- реконструкцию полиграфической базы издательства в размере 2-3 млн. рублей;

- приобретение учебной литературы для библиотеки;

- выпуск учебников и учебно-методических пособий издательством МГУЛ;

- выплаты авторского гонорара;

- дальнейшее развитие спортивной и оздоровительной  работы со студентами, оснащение спортзала и  лыжной базы в студгородке университета;

- проведение социологических исследований среди студентов и сотрудников университета

(отв.: проректора Редькин А.К., Рыкунин С.Н., Санаев В.Г., Чувашев А.П.).

1.2.2. Учитывая  приближающийся демографический кризис и снижение в ближайшем будущем числа абитуриентов, подготовить предложения по ускоренному развитию сферы дополнительных платных образовательных услуг (отв. проректор Рыкунин С.Н.).

1.2.3. Проректору по финансово-экономическим вопросам Чувашеву А.П., начиная с сентября 2001 года, обеспечить своевременную выплату зарплаты преподавателям, работающим на ставках, финансируемых из внебюджетных средств университета.

1.2.4. Проректору по капитальному строительству Бобашову А.И. обеспечить в IV квартале текущего года ввод в эксплуатацию блока "Б" УЛК-2.

1.3. Учебно-методической комиссии университета:

1.3.1. Разработать и внедрить единую по университету форму рабочей программы и порядок ее рассмотрения и утверждения.

1.3.2. Совместно с деканами факультетов разработать предложения по снижению аудиторной нагрузки преподавателей и увеличению самостоятельной работы студентов (срок - декабрь 2001 года).

1.4. Учебно-методическому управлению:

1.4.1. Разработать единые требования к учебно-методической работе кафедр и ее документальному оформлению.

1.4.2. Открыть на сервере университета страничку управления, где собрать централизованный банк информации по учебно-методической работе и оперативно отражать деятельность УМУ и кафедр.

1.4.3. Разработать и представить  на рассмотрение учебно-методической комиссии методику расчета учебной нагрузки кафедр и выделенного фонда заработной платы.

1.4.4. Разработать и представить на утверждение Ученого совета университета проект положения о переводе и восстановлении студентов.

1.4.5. До 31 декабря 2001 года совместно с профкомом подготовить проекты положений о ежегодных конкурсах на лучшую кафедру университета, лучшего лектора университета.

1.4.6. Совместно с Попечительским советом подготовить предложения по прохождению студентами круглогодичных ознакомительных практик на предприятиях - членах Попечительского совета МГУЛеса.

1.5. Издательству МГУЛеса совместно с учебно-методическим управлением, библиотекой и заведующими кафедрами составить перспективный план переиздания учебно-методической литературы в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов и утвержденных учебных планов.

1.6.     Управлению информатизации:

1.6.1.    Продолжить модернизацию существующих общеуниверситетских компьютерных классов, оснащение их современным программным обеспечением и периферийным оборудованием.

1.6.2.    Центру дистанционного образования активизировать работу по созданию головного виртуального университета по лесотехническому образованию России, учебного сервера МГУЛеса для размещения информации об учебной и научной деятельности университета.

1.6.3.    Продолжить работу по развитию компьютерной сети университета, в том числе в УЛК-2, 3-м и 7-м  корпусах.

1.6.4.     Интернет-центру МГУЛеса обеспечить установку информационных материалов на сервере в сети Интернет и его надежную круглосуточную эксплуатацию.

1.7. Деканам факультетов:

1.7.1. Принять все меры к строгому соблюдению студентами учебной  дисциплины и общественного порядка в университете.

1.7.2. В срок до 20 октября 2001 года подготовить предложения по унификации образовательных профессиональных программ родственных направлений и специальностей.

1.7.3. Декану гуманитарного факультета Фролову В.В. в срок до 30 октября 2001 года организовать группу социологических исследований в университете.

1.7.4. Деканату ФПКП до 30 сентября 2001 года разработать инструктивное письмо о формах и сроках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении ВПО РФ и Уставом МГУЛ.

1.8. Заведующим кафедрами:

1.8.1. Обеспечить своевременное составление рабочих программ, написание и подготовку к изданию учебников и учебно-методических пособий в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов второго поколения.

1.8.2. Совместно с УМУ университета разработать  перспективный план  оснащения лабораторной базы кафедр.    

2. С целью повышения эффективности научных исследований:

2.1. Считать главной задачей университета сохранение научных школ и ведущих научных коллективов, эффективное использование научно-технического потенциала кафедр и лабораторий для поддержания процессов развития в науке и системе подготовки кадров (отв. Щербаков А.С.).

2.2. Принять все необходимые меры по увеличению объемов финансирования НИР, приняв активное участие в конкурсах проектов по федеральным и отраслевым научно-техническим программам (отв. Запруднов В.И., директора НИИ, заведующие кафедрами).

2.3. Для активизации работ по договорам на передачу научно-технической продукции обеспечить объективной информацией о результатах научных и конструкторских разработок университетских ученых заинтересованные организации и предприятия через рекламную службу, Попечительский совет, активное участие в семинарах, симпозиумах, конференциях и выставках, а также обмен опытом, развитие и укрепление международных связей (отв. Запруднов В.И., директора НИИ).

2.4. Во исполнение замечаний аттестационной комиссии: обязать всех профессоров, докторов наук университета осуществлять научное руководство аспирантами и докторантами; повысить требовательность к аспирантам и докторантам при их аттестации; принять все необходимые меры, обуславливающие своевременную подготовку и защиту диссертационных работ в отведенные сроки (отв.: ректорат, деканы факультетов, заведующие кафедрами, советы факультетов, отдел аспирантуры).

2.5. Для дальнейшего развития НИРС в университете разработать комплексную систему ее организации на весь период обучения студентов по специальностям. Для эффективного развития НИРС учебному отделу университета планировать педагогическую нагрузку научным руководителям (отв.: Щербаков А.С., деканы факультетов, заведующие кафедрами, профком студентов).

2.6. Создать резервный фонд за счет накладных расходов, получаемых от проводимых НИР, для частичного восполнения финансирования: патентно-лицензионной, информационной, редакционно-издательской работы; научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и докторантов; работы по подготовке и изданию авторефератов диссертаций; на проведение научно-технических конференций, симпозиумов и семинаров (отв.: Запруднов В.И., директора НИИ).

2.7. Расширить область сертификации лесной продукции, лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования с привлечением к этой работе большего числа кафедр и лабораторий университета (отв.: директора сертификационных центров, НИИ, деканы факультетов, заведующие кафедрами).

2.8. СЦ МГУЛ совместно с сертификационными лабораториями и лесным факультетом активизировать работу по проведению сертификации лесных хозяйств на соответствие нормативам международных стандартов FSRE (Лесной попечительский совет), ISO 9000, ISO 14000 (отв. Николаев В.Е.).

2.9. Провести в январе-феврале 2002 г. по итогам НИР в 2001 году научно-техническую конференцию профессорско-преподавательского состава и аспирантов, в марте-апреле - научно-технические конференции студентов (отв. Щербаков А.С.).

2.10. Изыскать необходимые средства и организационно обеспечить успешное проведение двух международных научно-практических конференций: "Национальная лесная политика России"; "Математические и физические методы в экологии и мониторинге природной среды" (отв.: ректорат, НИЧ, НИИ, деканы факультетов). 

3. С целью повышения эффективности коммерческой деятельности  университета ректорату (Рыкунин С.Н., Чувашев А.П.), деканам, заведующим кафедрами активизировать работу по увеличению объема поступления внебюджетных средств. 

4. Для укрепления социальной защиты сотрудников, студентов и аспирантов университета, улучшения содержания помещений университета и порядка на его территории:

4.1 Управлению по кадрам и режиму, в соответствии с решением коллегии Минобразования РФ, возобновить работу в области содействия занятости и трудоустройству выпускников университета. Создать Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников на базе студенческого отдела кадров.

4.2 Проректору Чувашеву А.П. добиться выполнения плана ремонтных работ и изыскать средства, необходимые для оснащения УЛК-2.

5.  С целью повышения эффективности международной деятельности университета, проректору Шалаеву В.С.:

5.1. Усилить кадровый состав соответствующих структур, обеспечивающих развитие международных связей.

5.2. До 30 сентября 2001 года подготовить предложения по дальнейшему развитию международных связей в направлениях:

- обучение, стажировки и повышение квалификации представителей университета за рубежом и иностранных граждан в МГУЛеса;

-    развитие международных научных связей;

-    усиление рекламно-просветительской работы. 

Контроль за выполнением решения возложить на ректора университета академика А.Н. Обливина.