№ 8(1632), 19 апреля 2001 г.

19 апреля 2001 года на 72-м году жизни после непродолжительной болезни скончался заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор заведующий кафедрой проектирования и технологии производства приборов Яков ВЕниаминович Малков

Велика скорбь и невосполнима утрата. Ушел из жизни замечательный человек, талантливый ученый, воспитатель и педагог. Человек исключительной нравственной устойчивости и ответственности, Яков Вениаминович оставил после себя яркий след, не завершив всех намеченных дел, не реализовав всех задуманных планов. Но и того, что было сделано, хватило бы на несколько жизней. Достаточно отметить лишь некоторые вехи из жизни Я.В. Малкова, чтобы оценить масштаб и величие этого преждевременно ушедшего от нас человека.

В 1953 году Яков Вениаминович окончил физический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1954 года начал работать инженером НИИ-88 (ныне ЦНИИМаш), а с 1956-го - начальником лаборатории. С 1965 года после образования НИИ измерительной техники - начальник отделения - Главный конструктор по разработке датчиковой аппаратуры. Кандидатскую диссертацию защитил в 1958 году, докторскую - в 1968-м.

Яков Вениаминович принимал активное и непосредственное участие в испытаниях и обработке всех важнейших отечественных и межконтинентальных баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов.

Под его руководством осуществлен первый крупномасштабный тепловой эксперимент на третьем искусственном спутнике Земли в 1958 году, после которого были определены тепловые режимы и теплофизические параметры на космических аппаратах с активными системами теплорегулирования.

Под научным руководством Я.В. Малкова и при его активном участии решен ряд пионерских научно-технических задач в ракетно-космической технике -измерение распределений температур в теплозащитных покрытиях головных частей ракет, распределение температур в баках с криогенными компонентами, первые в мире прямые измерения параметров Марса и Венеры. Яков Вениаминович был инициатором и руководителем работ по созданию датчиков на основе полупроводниковых чувствительных элементов.

Существенен вклад Якова Вениаминовича в создание первых микроэлектронных преобразователей датчиков физических величин. До сих пор на ракетах и космических аппаратах используются датчики его разработки. Необходимо отметить и создание первого в истории Государственного испытательного метрологического центра при НПО ИТ.

Прикладным разработкам всегда сопутствовали фундаментальные, следствием которых было создание научных школ в различных городах - Пензе, Харькове, Львове, Нальчике, Ростове и др.

На факультете электронно-счетной техники Московского лесотехнического института Яков Вениаминович начал работать по совместительству с момента создания факультета в 1959 г. - сначала доцентом, а затем профессором. В 1979-м он перешел на постоянную работу в МЛТИ в должности заведующего кафедрой проектирования и технологии производства приборов. Многочисленные выпускники кафедры стали ведущими специалистами в ракетно-космической отрасли и других направлениях.

Я.В. Малков - автор более 250 научных публикаций, имеет ряд монографий, более 50 патентов и авторских свидетельств на изобретения. Под его руководством защищено более 100 диссертаций, в том числе несколько докторских. Его заслуги отмечены множеством правительственных наград и медалей Федерации космонавтики.

Яков Вениаминович был очень разносторонним человеком, обладающим широким кругозором, энциклопедическими знаниями, основанными на глубоком понимании физических законов мироздания, что делало его интересным собеседником и захватывающим рассказчиком.

На заре становления космической эры, когда впервые проводились не только исследования и технические решения, но и осваивались новые места для испытательных площадок, различных полигонов на бескрайних просторах бывшего СССР, Я.В. Малкову пришлось много поездить по стране, побывать в разных местах, где в то время еще сохранилась первозданная природа. Его рассказы всегда вызывали живой интерес, особенно у молодежной аудитории, заставляли другими глазами взглянуть на наше недавнее героическое прошлое.

Интерес Я.В. Малкова к истории нашей земли, к народам и обычаям, давшим направления становлению духовности, культуры народа, проявился в полной мере в его увлечении памятниками древнерусского зодчества. Оно переросло в глубокие научные знания и, как следствие, воплотилось в написанные им книги "Шедевры древнерусского зодчества ХI-ХVII вв.", "Древнерусское деревянное зодчество", "Древнерусское каменное зодчество".

Одним из результатов активной творческой деятельности Якова Вениаминовича стало то, что сейчас уже можно говорить о его научной школе. Подтверждением тому служит большой отряд учеников и последователей, которые продолжают и развивают новые научные направления, наполняя тем самым живительной силой учебный процесс, способствуя углублению знаний учащихся и формированию специалистов нового поколения.

Светлая память о Якове Вениаминовиче Малкове навсегда останется в наших сердцах.

Коллектив кафедры проектирования и технологии производства приборов


Язык как средство общения 

"Вы опасный человек, - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок."

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" 

Язык предназначен для того, чтобы служить орудием общения, и устроен таким образом, чтобы быть естественно усваиваемым, эффективным и адекватным средством обмена информацией и ее накопления. Его структура подчинена задачам коммуникации, которая состоит в передаче и приеме мыслей об объектах действительности.

Для того чтобы осуществить свое назначение, язык должен соответствовать строю мышления. Поэтому не случайно, что основные единицы языка представляют собой аналоги категорий мысли: слово соответствует понятию, предложение - суждению.

Язык приспособлен для целей коммуникации, но осуществляет коммуникацию только тогда, когда приводится в действие языковой механизм для создания конкретных высказываний. Поэтому следует говорить о   коммуникативном предназначении языка и коммуникативной функции речи.

Речь есть воплощение, реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Речь материальна, она воспринимается чувствами (слухом, зрением, осязанием), ситуативно обусловлена, вариативна, субъективна, произвольна и может быть определена по ее соответствию тем или иным условиям общения. К речи применима этическая (нормативная) оценка. Индивидуальный характер речи - один из основных признаков - проявляется в том, что она всегда осуществляется определенным лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых оно, по своему усмотрению, выбирает слова и структуры предложения.

Возможности субъективного варьирования речи не беспредельны. Речь должна быть понята адресатом. На этом основании можно устанавливать определенные правила речевой деятельности, соответствующие нормам языка, то есть национально специфичные правила речевого поведения - речевой этикет, который позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т.п.

Владение нормами языка, то есть культура речи, определяет правильность произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, культуру мышления. Этой культуре мешает влияние диалектов, просторечия, жаргонов, необусловленных заимствований из других языков, словесных штампов и др.

В нестрого терминологическом смысле слово "жаргон" употребляется для обозначения искаженной, вульгарной, неправильной речи. В настоящее время исследователи отмечают активный процесс жаргонизации речи, особенно у молодежи. В молодежном жаргоне под влиянием средств массовой информации отмечается своеобразная "англизация", то есть основой становятся иноязычные заимствования. В результате - коверканье и того, и другого языков, когда вместо внятной речи звучит какая-то тарабарщина.

Значительный пласт жаргонной лексики составляют бранные и вульгарные слова. Сквернословие свидетельствует, прежде всего, о низкой культуре говорящего, и не только речевой, но и общей. Некоторые исследователи считают, что с возрастом увлечение жаргонами проходит. Однако, будучи явлением преходящим, жаргон все-таки может оставить (и часто оставляет) след в языковом развитии человека. Человеку, привыкшему смолоду к вульгарным, стилистически сниженным словам и выражениям, впоследствии трудно научиться правильно и грамотно излагать свои мысли.

Поскольку вульгаризация речи приобретает все более угрожающие размеры, на первый план выдвигается необходимость борьбы за ее чистоту. В основе этой борьбы лежит не огульное отрицание негативных речевых явлений, а разъяснение законов языка и правил речевого общения. Регулирующим аспектом при этом выступает понятие уместности речи, то есть строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата.

А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: "Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности". Думаю, что слова эти должен запомнить каждый студент и каждый преподаватель, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.

 Старший преподаватель В.А.  Макеева

 

Студент группы ВТ-42 Евгений Воякин:
 университете легче учиться, чем не учиться

 - Ты отличник совсем круглый или не совсем?

- В смысле оценок?

- Да.

- На текущий момент совсем круглый. Была одна единственная четверка, на первом курсе, которая была пересдана. Просто принципиально, постольку поскольку получается учиться отлично, хочется сохранить отличные оценки.

- В школе тоже был отличником?

- Был. Но не круглым. То есть я закончил школу с серебряной медалью. Две четверки – по русскому и по литературе.

- В университете довольно много отличников. Чуть ли не десятая часть студентов. Это все трудяги, или халява в нашем университете такая?

- Ну, мне кажется, в большей степени, это талантливые ребята. Но, я не могу сказать… На мой взгляд, у нас преподаватели очень правильно относятся к таким студентам, то есть, если видят, что студент учится нормально или хотя бы пытается учиться нормально, то к этому студенту никогда не предъявляется завышенных требований на экзаменах или на зачетах. То есть, по собственному опыту могу сказать, что с таким студентом на экзамене идет нормальный диалог и, в некоторой мере, есть даже поблажки. Что существенно облегчает сдачу экзамена. Вся халява состоит в этом. А что учеба в университете – это полная халява для студентов, это я сказать не могу.

- То есть отличники, большинство из них, честно заработали свои пятерки, а не где-то списали, угадали, вывернулись? И в результате на бумаге они отличники, а на деле…

- Абсолютно точно, что это люди, которые действительно хотят учиться. Я просто понял одно -  мне в свое время это сказал отец, когда я поступал в университет. Он мне сказал: «Запомни одно. В университете легче учиться, чем не учиться». Я ему благодарен за эти слова. В принципе, можно и не учиться в университете. Ну надоешь ты преподавателям. Ну поставят они в конце концов трояк. Но получив «пять», приложив к этому не так много стараний, а, просто, немножко подготовившись, гораздо легче. Вот это тот принцип, который помогает мне. В университете легче учиться, чем не учиться. 

Отчитать и забыть 

- Скажи по совести. Все предметы тебе нравятся?

- Нет. Абсолютно однозначно. Осмелюсь сказать, есть много предметов, слушать которые совершенно не интересно. Либо у преподавателя манера преподавания такая, либо материал такой. Есть такие предметы, это точно абсолютно.

- При сдаче этих предметов есть какое-нибудь противоречие с совестью?

- Есть. Безусловно. Такие предметы, когда ты не заинтересован в этом предмете, просто приходится вызубривать. Или пытаться самому разобраться, найти какую-то логику, для того чтобы сдать это на экзамене. Разумеется, то что никакого морального удовольствия и духовного обогащения от изучения такого предмета не получаешь.

- Что скажешь про метод Льва Толстого. Поясню: он, когда поступил в университет, пришел к выводу, что учить по чуть-чуть все – бессмысленно. Надо брать одну науку и целиком, фундаментально ее выучивать. Потом брать следующую, и так далее.

- Да, я, в принципе, согласен с этим. Наверное, такой метод наиболее приемлем с точки зрения образования. За себя могу сказать, что я – типичный технарь по складу ума. В школе мне всегда легко давались точные науки. Куда хуже у меня шли история, литература. Может быть, имеет смысл найти для себя те предметы, которые тебя больше интересуют, и разобраться с ними в большей мере. Лучше быть специалистом в одной области, а не знать по чуть-чуть обо всем. Хотя надо иметь представление обо всех областях. Хоть какое-то. Но специалистом надо быть в одной. Максимум в двух областях. И там искать профессиональное приложение своих знаний. 

Мой принцип 

- Одногруппники уважают тебя. Как отличника?

- Я не могу сказать, что меня как-то особо ценят. Да и мне это совершенно не нужно. Меня вполне устраивает то, что есть. Просто ко мне хорошо относятся. Я думаю, меня ценят как человека. И мне это приятно.

- На экзамене подсказываешь? Даешь списать?

- Изредка бывает. Но у меня есть принцип. Я могу дать списать. Но тогда я перешагиваю через свою собственную совесть. Мне это неприятно. Куда большее удовольствие я получаю, если я могу объяснить человеку то, что ему непонятно. То есть, когда ко мне обращаются, разумеется, если это не аврал, не экзамен, я всегда все объясню. Чтобы человек сам смог разобраться с материалом. Таков мой принцип. Но если человек сыпется на экзамене, то, конечно, можно ему дать списать, чтобы выручить его. 

Восемьдесят пять процентов 

- Несколько лет назад наша газета проводила опрос среди студентов на тему, что они думают об университете, и один студент сказал: «Главная беда лестеха – то, что здесь очень много случайных людей. Случайных и студентов, потому что парни пришли, чтобы не служить в армии, девушки, чтоб получить диплом и потом не работать по специальности, а многие преподаватели работают в университете просто потому, что им некуда больше идти, их никто нигде не возьмет. То есть, лестех – это болото, и ничего хорошего здесь не будет». Ты согласен? Или слишком категорично.

- Да, эта оценка категорична. Но я думаю, что могу согласиться с этим человеком, ну, процентов на восемьдесят пять. Здесь действительно много людей, для которых учеба – далеко не самое важное. Но я не стал бы акцентировать внимание, что для многих этот университет – это, в первую очередь, возможность не служить в армии. Хотя для многих это действительно так, и не будем закрывать на это глаза. Также для многих наш университет – то, о чем я сказал раньше. Толком не учась, на три, авось как-нибудь, получить просто диплом. Неважно, какой диплом. Просто какое-то высшее образование. На мой взгляд, наш университет - даже не столько возможность не служить в армии, сколько простой способ получить высшее образование. К сожалению, это действительно так. 

- А что делать? Как изменить ситуацию?

- Как изменить ситуацию… К сожалению, даже самые категоричные преподаватели, у кого мне приходилось учиться, кто действительно делают так, что тебе придется знать предмет, которые действительно хорошо обучают своему предмету, даже эти преподаватели иногда дают поблажки на экзаменах. Закрывают на все глаза и ставят тройку, отстань ты только от меня. На мой взгляд, будет лучше, если так не будут делать.

- То есть, безжалостно отчислять?

- Не безжалостно отчислять. А делать так, чтобы студенты разбирались в материале. Помогать студентам как можно больше. Но заставлять студентов разбираться. Если есть этот материал, ему надо обучать. А иначе - превращаться в полностью коммерческий вуз, где студент будет сам выбирать для себя те предметы, которые он будет сам изучать.

- И тех преподавателей, кто меньше берет?

- Нет, я не имею ввиду преподавателей, которые берут. А такой вуз, где студент мог бы платить за свое образование, и выбирать те предметы, которые он хочет изучать, которые его интересуют. Но это очень сложный вопрос. Я не вижу сейчас какого-то реального выхода из этой ситуации. 

Репортаж из провинции 

- Место России в мировой компьютерной науке.

- Наши программисты, насколько мне известно, ценятся очень высоко. Уровень их подготовки очень высок. У меня есть знакомые, которые сейчас проживают за рубежом. И они там востребованы. Наше государство, мне кажется, не заботится, чтобы этим людям было интересно и выгодно работать здесь. Есть фирмы, которые хорошо платят программистам, системным администраторам. Но далеко не всегда человек может найти себе такую работу. Хотя во многих странах принимаются целые программы по информатизации. И все это делает государство.

- У нас тоже есть программа – в каждую школу компьютерный класс с выходом в Интернет.

- А будет ли она достаточно финансироваться? Когда я учился в школе, у нас класс состоял из одного 486 компьютера, выполнявшего роль сервера, и 386-х, которые стояли в классе. Я знаю еще несколько школ, которые были оборудованы примерно на таком же уровне. Остальные школы имели такие компьютеры, что там вообще ни о каком серьезном внедрении информационных технологий нельзя было говорить.

- Как ты прогнозируешь, когда интернет станет общедоступным в России? Физически и материально.

- Россия – это огромная страна. В крупных городах интернет доступен уже сейчас. И физически, и материально. А если брать удаленные территории… По телевидению шел репортаж из провинции, и там многие даже не знают, что это такое. 

Один из тысячи 

- Считается, что умные парни не любят умных девушек.

- Неправда. На мой взгляд, это – предрассудок.

- Ум девушки не оскорбляет парня?

- Ни в коем случае. Человек выбирает пару себе по своим интересам. И лично я избегаю людей пустых. С которыми не о чем поговорить.

- Твое самое большое достижение за последний год?

- Я могу назвать два таких достижения. Поездка на восьмую международную студенческую школу-семинар в Судаке. Где я получил первый грант. За свой проект, свою программу, которую я развиваю уже более трех лет. И второе достижение – победа в потанинском конкурсе. Попасть в двадцатку лучших студентов вуза и тысячу лучших студентов России – это значительное достижение, я думаю.

- После окончания университета – в аспирантуру?

- Да, я, наверное, пойду в аспирантуру. У меня сейчас есть несколько вещей, которыми мне хотелось бы заниматься. Это по моей работе в Интернет-центре. Но пока точно не определился.

- А планов уехать из России на высокооплачиваемую работу?

- Пока нет. Если только поехать поработать на какое-то время, грубо говоря, заработать денег и привезти эти деньги в Россию. Жить я хочу в России.

 Беседу вел А. КОЛЕСНИЧЕНКО